Тиун (от древнеисламского pjónn — слуга), в 11—13 вв. в Древней Руси термином «Т.» обозначалась группа привилегированных княжеских и боярских слуг, участвовавших в управлении феодальным хозяйством. Тиун – это слово, происходящее от древневосточного корня и имеющее множество значений и толкований. Смотреть что такое "Тиун" в других словарях: ТИУН — ТИУН, тивунь ·стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде русс. есть тиун сельской и тиун дворский.
Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси.
Среди княжеских и боярских слуг упоминаются тиуны огнищные, Т. конюшии, Т. Тиунить, что такое тиун, что означает тиун, толкование слова тиун, термин тиун. Тиун - Наименование некоторых должностных лиц. Смотреть что такое «ТИУН» в других словарях: Тиун — это слуга князя или боярина. Характеристика тиуна обычно связана с ленивостью, отсутствием ответственности и склонностью к проведению бессмысленного времени. Тиу́н (др.-рус. ти́унъ, ти́вунъ) в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, поступавших по доброй воле. Тиун. княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв.
Этимологический словарь Фасмера русского языка онлайн
древнерусская должность, заключавшаяся в управлении княжеским хозяйством. Тиуны - сборщики дани на Руси. Тысяцкий - должностное лицо в Древней Руси, первоначально был военным руководителем городского ополчения. Холоп-тиун допускался на суд в качестве свидетеля при отсутствии свидетелей свободного состояния, вопреки общему правилу: «послушества на холопа складают». Тиуны обязаны были в присутствии поповских старост осматривать ставленые, благословенные и отпускные грамоты священнослужителей и выдавать знамена только тем из них, которые имели такие грамоты. В этой статье мы рассмотрим, что такое тиун более детально и как он может помочь вам достичь желаемых результатов. Тиун. княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв. Лексическое значение слова тиун в толковом онлайн-словаре Ефремовой Т. Ф.
Что такое тиун и какое значение он имеет?
- Тиун это в истории определение кратко
- Тиун — Википедия с видео // WIKI 2
- Значение слова Тиун
- История возникновения тиуна
Значение слова Тиун в других словарях:
- Тиуны в Древней Руси |
- Синонимы для слова "тиун"
- Синонимы и антонимы слова тиун в словаре русский языка
- Тиун значение и определение слова, что такое Тиун? ::
- Определение тиуна
- Тиун значение и определение слова, что такое Тиун? ::
Тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) 1874
ТИУН, а, м. В России до 17 в. Название различного рода должностных лиц на Руси в 11—17 вв. В Российском государстве 11 — 17 вв. Большой толковый словарь русского языка Кузнецова С.
Толк - разновидность какоголибо религиозного учения. Наиболее широкое...
Тиринф - древнегреческий город в Арголиде Пелопоннес ,... Тирас - — древнегреческое название р. Днестр, также города в...
Тиунами могли называть и служителей княжеского двора огнищный тиун , конюшенный тиун [5]. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах сельский тиун, ратайный тиун ; их жизнь защищала 12-гривенная вира [6]. Тиуна мог судить только сам князь [7].
На каждый погост был назначен тиун - ответственный сборщик налогов. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. В дальнейшем функция сборщика дани за тиуном не сохранилась. Тиун в Древней Руси — это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок. Огнищный, более позднее название — дворцовый, нёс ответственность за дом, двор.
Тиуны в Древней Руси
Что такое Тиун? Значение слова tiun, исторический словарь | Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун); их жизнь защищала 12-гривенная вира[5]. |
Тиуны в Древней Руси | Трепещущий тиун, Услужник жалкий, льстивый мироед, Ты Божью правду кажешь за свою! |
Разместите свой сайт в Timeweb
- Значение слова "тиун" в словаре русский языка
- Значение слова "тиун" в словаре русский языка
- Что такое тиун и какое значение он имеет?
- Значение слова тиун - определение слова тиун
Что такое тиун и что это означает
Таким образом, тиун играет важную роль в формировании и определении поведения людей, исходя из их системы ценностей и убеждений. Он может быть источником вдохновения и мотивации, помогая людям находить свое место в мире и достигать счастья и удовлетворения в жизни. Происхождение тиуна в истории Происхождение тиуна уходит своими корнями в древность. Он отражает веру и культуру народа, а также является способом установления связи между людьми и духами предков. В истории этих народов тиун был неотъемлемой частью их жизни, помогая восстановить равновесие и гармонию. Тиун сочетает в себе ритуальные элементы, пения и пляски. Люди собираются вместе, чтобы принять участие в этом обряде, который проводится на особой площадке или в специально установленной кочегарной. Обычно тиун проводится в зимний период, когда наступает особое время суровости природы и отхода от суеты повседневной жизни.
Участники тиуна одеваются в яркие национальные костюмы, часто используют талисманы или священные символы. Они позиционируются по кругу и начинают петь и танцевать, чтобы привлечь внимание духов и попросить о благословении и защите от зла. Тиун имеет глубокий смысл и символику, которые связаны с представлениями о мире, родах и смерти, процессе общения с духами и взаимосвязях людей с природой. Он является частью культурного наследия и способом сохранения и преодоления традиций народа.
Стоглавый собор определяет их таким образом: «а из которых градов из сел, в митропольи, и в архиепископьях и епископьях, учнут приходити к святителем жалобники о духовных делех, и о всяких обидах, и о управах земских, и по рядным и по духовным грамотам, и по кабалам в займех и поклажеех, и в боех и в грабежех и всяких дел, опричь душегубства и разбоя с поличным; и святители повелевают своим бояром и десятилником давати им в тех делех приставов и они по них ездят с приставными; а в приставной пишут выти, по цареву Судебнику, а срок им по царевым грамотам, как в них писано. А митрополичим недельщиком на Москве и по всем городам в митропольи и от десятилников по десятинам и по селам, ездити с приставными, и на правду и на обыск о всяких делех от жалобников, саму другу, а в долные места саму третью, а давати на поруку попов и дьяконов и все причты церковные пред священники десяцкыми, а без священников десяцкых их на поруки не давать. А по мирских людей, от жалобников, во всяких делех ездити недельщиком с приставными, и на правду и на обыск потомуж, а давати их на поруку перед земскими старостами или перед десяцкыми. А на котораго недельщика придут жалобники, и о том обыскав, да без суда на недельщике доправити втрое, по цареву Судебнику» 1. Из приведеннаго свидетельства стоглаваго собора видно, что обязанности архиерейских приставов, как и царских, главным образом состояли в том, чтобы призывать на суд тяжущихся и свидетелей. Дело это обыкновенно производилось так: как скоро к архиерею и его боярам подавался какой либо иск, то за обвиняемым и свидетелями посылался чередной пристав — недельщик с приставною памятью 2 , в которой обозначался самый иск, цена иска, имя истца и ответчика, и которая, за подписью дьяка, передавалась приставу для вы- ------------ 1 А. Получив приставную память, пристав сам пли его помощник отправлялся за обвиняемым, при чем предъявлял ему приставную память и назначал срок для явки к суду. Если казалось сомнительным, чтобы обвиняемый явился в назначенный ему срок к суду, то пристав обязан был отдать его па поруки, при чем поручители обязывались заплатить известный штраф, если обвиняемый не явится к суду в назначенный ему приставом срок. В том случае, если за обвиняемаго не было поручителей, или, если он оказал сопротивление и насилие приставу, тот обязан был немедленно его арестовать и держать под арестом до самаго решения суда. По предъявлении приставом ответчику приставной памяти и по сдаче его на поруки, пристав доносил об исполнении своего поручения боярам, а те архиерею. По определению суда пристав производил расправу над виновным и брал с него следующия ему пошлины под именем хоженаго и езда, которыя он получал за позыв на суд ответчика и свидетелей. Различие между хоженым и ездом состояло в том, что если ответчик жил в городе, то пристав ходил за ним и получал плату за свой труд под именем хоженаго; если же ответчик жил вне города, то пристав за ним ездил, за что получал езд. Количество хоженаго и езда судебник определяет: хоженое недельщику в городе 10 денег, а на правду вдвое,— а езд недельщиком имати, по деньге на версту, а на правду вдвое 2. Выражение «на правду вдвое» означает то обстоятельство, когда пристав во время самаго суда призывал новаго, общаго для обеих тяжущихся сторон свидетеля, за что и получал двойную плату 3. Из запрещения различных грамот и Стоглава брать приставам от порук и поклоннаго можно заключить, что штрафы с поручителей за не явку ---------- 1 О приставных памятях и обязанностях пристава см. X, ст. Татищева, пар. XX, ст. До стоглаваго собора, как это видно из его определений, приставы отдавали на поруки и назначали срок явки к суду единолично, вследствие чего они допускали множество злоупотреблений: назначали большия пени с поручителей, писали сроки или очень короткие, или назначали время для явки к суду самое неудобное для ответчиков и свидетелей. На некоторыя их злоупотребления указывает и Стоглав, когда говорит: «а которые тиуны и недельщики стакався с блудницами и с ябедники, учнут дела составляти и продажу чинити священническому и иночьскому чину и всем православным Христианом, от поруки и поклоннаго денги имати, или что насильством возмут» 2 и пр. В виду таких злоупотреблений недельщиков стоглавый собор постановил, чтобы они попов и дьяконов отдавали на поруки не иначе как перед десятскими священниками, а мирских людей пред земскими старостами или десятскими. В случае их злоупотреблений и поборов собор повелевает святителям «доправливати без суда взятое втрое» и немедленно отставлять их от должности. В виду указанных злоупотреблений недельщиков архиереи между прочим давали такия привилегии церквам и монастырям: недельщик мог позвать на суд пожалованныя лица только в определенные грамотами сроки. Так например, в жалованной грамоте м. Дионисия Кириллову монастырю об освобождении от пошлин покровской церкви 1585 года сказано: «а коли кто по того попа взведет моего митрополича пристава, с Москвы, и пристав мой пишет ему перед меня два срока в году, в той же день по крещеньи Христове, да в той же день по Петрове дни, а опричь тех сроков пристав мой иных сроков не записывает» 3. В других грамотах назначался один срок в году, в который недельщики должны были ставить обвиняемых перед святителем, при чем в грамотах обыкновенно писалось: «а кто на них и накинет срок, или безсудную на них возмет, не потому их сроку, как в сей нашей гра- ---------- 1 В одной грамоте новгородскаго архиепископа 1577 года говорится: «и недельщики и доводчики своих хоженых и от поруки у них не емлют ничего». Впрочем, в духовных делах недельщики обязаны звать были к суду всех духовных лиц во всякое время, когда только требовали этого обстоятельства, почему в грамотах всегда писалось: «а кому будет до того игумена или попа каково наше духовное дело, и мои недельщики и заезщики дают их в тех духовных делех на поруки, а срок им чинят стати перед меня.... Кроме обязанности предъявлять ответчикам приставную память, отдавать их на поруки, или держать под арестом до судебнаго разрешения дела, производить взыскание по определению суда, на приставов возлагались иногда и другия обязанности. Выражение Стоглава ездить недельщикам с приставными и на правду и на обыск о всяких делех, так же свидетельство окружнаго царскаго наказа об обязанностях поповских старост «коли приедут владычни недельщики и десятильничьи с суда на обыск» 3 , показывають, что на приставов возлагались еще обязанности судебнаго разследования какого либо дела, так что они являлись иногда в качестве судебных следователей, разследывавших, по поручению суда, дело на месте. Кроме этого на недельщиков возлагались еще и такия поручения, которыя вовсе не имели никакого отношения к суду и судебным следствиям,— они являлись иногда просто в роли разсыльных, посылаемых в епархию с различными архиерейскими предписаниями для сообщения их духовенству известнаго округа 4. Со времени учреждения Приказов, они постоянно находились при них и обязаны были, кроме рас- ---------- 1 А. I, 296 и др. В памяти митрополичих дел Матвею Лобанову о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять играми в Устюжском и Соль-Вычегодском уездах повелевается ему по всем волостям и погостам названных уездов попам и дьяконам и всем православным христианам вычитать святительский указ «по многие дни», «и с памяти велеть им списывать списки, и заказ учинить крепкой, чтоб отнюдь скоморохов и медвежьих поводчиков отнюдь не было». Кроме обыкновенных приставов или недельщиков существовали еще, так называемые, «даные приставы». Они давались князьями и царями иногда епископам и особенно монастырям. Так, в царской жалованной грамоте суздальскому епископу Варлааму 1576 года сказано: «такоже семи пожаловал епискупа Варлаама: дал есми ему даного пристава, кому будет чего искати на его детех боярских и на крестьянех, и пристав мой даной наметывает на них срок, а чинить им один срок в году Рожество Христово; а опричь того моего даного пристава, наши недельщики и площадные и дворцовые, владычных детей боярских и крестьян на поруки не дают, и сроков на них не наметывают» 1. С своей стороны и сами епископы назначали тем или другим церквам и монастырям своих «даных приставов». Так, в жалованной грамоте новгородскаго архиепископа Александра селам Сергиева монастыря сказано: «а в духовных делех дают их на поруки из великаго Новгорода наши даные недельщики, кого аз Архиепископ пошлю» 2. Обязанности даных приставов очень определенно высказаны в одной грамоте новгородскаго архиепископа 1573 года: «кому будет до того игумена и до братьи, и до всего причта церковнаго и до их слуг и до их крестьян монастырских, и до их прикащиков, каково дело, и аз дал им недельщика своего Никиту Леонтиева сына Кондакова, и мой недельщик даной въезжает к тому игумену и к братьи, и ко всему причту церковному, и к их слугам, и к прикащиком, и к их крестьяном по государеве Цареве и великаго князя грамоте, и дает их на поруку в каких делех, да срок им чинит стати в Великом Новгороде пред мною Архиепископом, один в году, на сборное воскресенье, а от поруки от них не емлет ничего. А будет на того игумена и на весь причет церковный каково дело духовное, и мой недельщик даной дает их в тех делех на поруки, да срок им чинит стати перед меня архиепископа в Великом Новгороде всегды» 3.
Александр Волков, 2014 6 История России: специальные курсы - Страница 180 В одной старинной рукописи сохранился прелюбопытный коротенький рассказ об одной беседе, предметом которой был тиун. Раз за обедом князь полоцкий Константин разговорился с Симеоном, епископом тверским, который... Василий Осипович Ключевский, 2003 7 Посол Господина Великого Однако, кто его знает, правду старики говорят: чужая душа — потемки. Может, беглый какой... Ну, худа от парня в обозе не видели, а что беглый — его дело. Поговорить с Иваном Григорьичем, тиуном боярским, может, и разрешит... Андрей Посняков, 2013 8 Слово о граде Путивле С тех пор тиун ненавидел вирника и ждал удобного случая отомстить. Кочкарь знал об этом, даже, казалось, готов был помочь отомстить себе, но каждый раз помогал так, что потерпевшим оказывался Прокшинич.
Большинство из них были несвободны. Как говорит «Русская правда», как только человек принимал должность, называемую «тиун», он переходил в разряд тех, кого кличут холопом. Чтобы сохранить свою свободу, нужно было при этом заключить особый договор. В «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» это означает отсутствие должного договора как об одном из источников холопства. Несмотря на это, общественное положение княжеских тиунов было весьма высоко. За убийство сельского или ратайного - 12 гривен, за убийство прислужника боярского - 40 гривен. За княжеского огнищного установлен самый большой размер - 80 гривен. Холопа-тиуна допускали быть свидетелем в суде, если не было иных, свободных, хотя правило гласило «послушества на холопа складают». При этом суд над ним мог проводить только лично князь. Второстепенных чиновников, которые относились к судебно-административной власти, также называли тиунами. Их назначали князья, волостели или наместники. В 13-14 веках число тиунов наместника определяли при помощи уставных грамот. Если сравнивать суд второстепенных чиновников с таковым наместника, то первый являлся низшей инстанцией.
тиун это в древней руси определение кратко
Ответ на вопрос: Тиун это что такое?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Примеры использования в литературе на русский языке, цитаты и новости о слове тиун. Ответ на вопрос: Тиун это что такое?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. В этой статье мы рассмотрим, что такое тиун более детально и как он может помочь вам достичь желаемых результатов.
Значение слова "тиун" в словаре русский языка
ТИУН - определение и синонимы слова тиун в словаре русский языка | в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. |
Тиун это в истории определение кратко | Смотреть что такое «Тиун» в других словарях. |
Что такое Тиун простыми словами
Тиунство ср. Тиунить, быть тиуном. Тиуны - что трут, рядовичи - что искры. Даль В. Толковый словарь Даля, 1863-1866.
Верт Н. История Советского государства.
Поляка, А. Гегель Л. История России: Учебное пособие для вузов. Васильева, Потатурова В. Горяйнов С. История России.
Данилов А. XX век. Георгиева, В. Сивохина, А. Янковский, С. Позняк, В.
Меньковский и др. Минск: РИВШ, 2005. История Отечества. Поляка 2-е изд. История Отечества: учебн.
В результате реформы, проведенной в конце Х в. На каждый погост был назначен тиун - ответственный сборщик налогов. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. В дальнейшем функция сборщика дани за тиуном не сохранилась. Тиун в Древней Руси — это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок.
Тиун также являлся служителем княжеского двора или нижнее управляющее звено администрации в сёлах. Тиуны были самой необходимой опорой, а также помощью для землевладельцев-феодалов в суде и управлении. Большинство из этих людей, однако, были несвободны. Как мы можем увидеть в «Русской правде» - человек, принимающий должность тиуна, сразу же переходил в раздел тех людей, которых называли холопами. Для сохранения при этом своей свободы необходимо было заключить специальный договор. Кроме того, в «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» то есть, несении тиунской службы без фактического договора как об одном из существующих источников холопства.
Тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) 1874
Работа по теме: УМК история Л-100. Глава: Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси. В Литовском княжестве тиунами назывались феодалы, которые имели право на сбор подати и наместничество. В этой статье мы рассмотрим, что такое тиун более детально и как он может помочь вам достичь желаемых результатов.
Значение слова Тиун
Тиун — — княжеский или русских фамилий. Боярский - это... Тиун - представитель вотчинной администрации в Древней Руси.
Ведал судом. Часть Т. Вступление в должность Т. Источник: Российская государственность в терминах. IX — начало XX века.
Андрей Посняков, 2013 8 Слово о граде Путивле С тех пор тиун ненавидел вирника и ждал удобного случая отомстить.
Кочкарь знал об этом, даже, казалось, готов был помочь отомстить себе, но каждый раз помогал так, что потерпевшим оказывался Прокшинич. По толковому евангелию XVI в. Слово это является в библии Ульфилы в... Василий Осипович Ключевский, 1989 10 Сочинения в девяти томах: Специальные курсы - Страница 147 словом «тиун» переведено латинское «сига1ог», попечитель. На снимачната... Освен курса по самозащита има и такъв,... Детинец кремль Ярополча был хорошо укреплен...
В суде Одрин каждая из тяжущихся сторон назначала одного посредника, называемаго приставом, который в разбирательстве и решении дел принимал такое же участие, как и прочие члены Одрина 1. В Москве приставами вообще назывались исполнительные чиновники, на которых возлагались какия либо особенныя поручения, например, сопровождение иностранных послов; в этом случае приставами назначались лица важнейших фамилий в государстве. В более же тесном смысле приставами назывались те чиновники по делам судным, которых обязанность состояла в том, чтобы призывать ответчиков и свидетелей на суд и потом производить взыскания по определению суда. Так как в исполнении своих обязанностей они чередовались по неделям, то поэтому их называли еще недельщиками. Приставы или недельщики имели у себя помощников, которых при одном недельщике полагалось не более семи; имена их записывались в книгу дьяками, чтобы недельщики не могли отказаться от них. Эти помощники недельщиков назывались ездоками 1 2. Приставы или недельщики, в качестве исполнительной полицейской власти у архиереев, появились еще довольно рано 3 и с течением времени соединили в себе обязанности преж- --------------- 1 Куницына: «Ист. Ионы верейскому князю Михаилу Андреевичу 1450 г. Обязанности их были те же, что и обязанности царских приставов. Стоглавый собор определяет их таким образом: «а из которых градов из сел, в митропольи, и в архиепископьях и епископьях, учнут приходити к святителем жалобники о духовных делех, и о всяких обидах, и о управах земских, и по рядным и по духовным грамотам, и по кабалам в займех и поклажеех, и в боех и в грабежех и всяких дел, опричь душегубства и разбоя с поличным; и святители повелевают своим бояром и десятилником давати им в тех делех приставов и они по них ездят с приставными; а в приставной пишут выти, по цареву Судебнику, а срок им по царевым грамотам, как в них писано. А митрополичим недельщиком на Москве и по всем городам в митропольи и от десятилников по десятинам и по селам, ездити с приставными, и на правду и на обыск о всяких делех от жалобников, саму другу, а в долные места саму третью, а давати на поруку попов и дьяконов и все причты церковные пред священники десяцкыми, а без священников десяцкых их на поруки не давать. А по мирских людей, от жалобников, во всяких делех ездити недельщиком с приставными, и на правду и на обыск потомуж, а давати их на поруку перед земскими старостами или перед десяцкыми. А на котораго недельщика придут жалобники, и о том обыскав, да без суда на недельщике доправити втрое, по цареву Судебнику» 1. Из приведеннаго свидетельства стоглаваго собора видно, что обязанности архиерейских приставов, как и царских, главным образом состояли в том, чтобы призывать на суд тяжущихся и свидетелей. Дело это обыкновенно производилось так: как скоро к архиерею и его боярам подавался какой либо иск, то за обвиняемым и свидетелями посылался чередной пристав — недельщик с приставною памятью 2 , в которой обозначался самый иск, цена иска, имя истца и ответчика, и которая, за подписью дьяка, передавалась приставу для вы- ------------ 1 А. Получив приставную память, пристав сам пли его помощник отправлялся за обвиняемым, при чем предъявлял ему приставную память и назначал срок для явки к суду. Если казалось сомнительным, чтобы обвиняемый явился в назначенный ему срок к суду, то пристав обязан был отдать его па поруки, при чем поручители обязывались заплатить известный штраф, если обвиняемый не явится к суду в назначенный ему приставом срок. В том случае, если за обвиняемаго не было поручителей, или, если он оказал сопротивление и насилие приставу, тот обязан был немедленно его арестовать и держать под арестом до самаго решения суда. По предъявлении приставом ответчику приставной памяти и по сдаче его на поруки, пристав доносил об исполнении своего поручения боярам, а те архиерею. По определению суда пристав производил расправу над виновным и брал с него следующия ему пошлины под именем хоженаго и езда, которыя он получал за позыв на суд ответчика и свидетелей. Различие между хоженым и ездом состояло в том, что если ответчик жил в городе, то пристав ходил за ним и получал плату за свой труд под именем хоженаго; если же ответчик жил вне города, то пристав за ним ездил, за что получал езд. Количество хоженаго и езда судебник определяет: хоженое недельщику в городе 10 денег, а на правду вдвое,— а езд недельщиком имати, по деньге на версту, а на правду вдвое 2. Выражение «на правду вдвое» означает то обстоятельство, когда пристав во время самаго суда призывал новаго, общаго для обеих тяжущихся сторон свидетеля, за что и получал двойную плату 3. Из запрещения различных грамот и Стоглава брать приставам от порук и поклоннаго можно заключить, что штрафы с поручителей за не явку ---------- 1 О приставных памятях и обязанностях пристава см. X, ст. Татищева, пар. XX, ст. До стоглаваго собора, как это видно из его определений, приставы отдавали на поруки и назначали срок явки к суду единолично, вследствие чего они допускали множество злоупотреблений: назначали большия пени с поручителей, писали сроки или очень короткие, или назначали время для явки к суду самое неудобное для ответчиков и свидетелей. На некоторыя их злоупотребления указывает и Стоглав, когда говорит: «а которые тиуны и недельщики стакався с блудницами и с ябедники, учнут дела составляти и продажу чинити священническому и иночьскому чину и всем православным Христианом, от поруки и поклоннаго денги имати, или что насильством возмут» 2 и пр. В виду таких злоупотреблений недельщиков стоглавый собор постановил, чтобы они попов и дьяконов отдавали на поруки не иначе как перед десятскими священниками, а мирских людей пред земскими старостами или десятскими. В случае их злоупотреблений и поборов собор повелевает святителям «доправливати без суда взятое втрое» и немедленно отставлять их от должности. В виду указанных злоупотреблений недельщиков архиереи между прочим давали такия привилегии церквам и монастырям: недельщик мог позвать на суд пожалованныя лица только в определенные грамотами сроки. Так например, в жалованной грамоте м. Дионисия Кириллову монастырю об освобождении от пошлин покровской церкви 1585 года сказано: «а коли кто по того попа взведет моего митрополича пристава, с Москвы, и пристав мой пишет ему перед меня два срока в году, в той же день по крещеньи Христове, да в той же день по Петрове дни, а опричь тех сроков пристав мой иных сроков не записывает» 3. В других грамотах назначался один срок в году, в который недельщики должны были ставить обвиняемых перед святителем, при чем в грамотах обыкновенно писалось: «а кто на них и накинет срок, или безсудную на них возмет, не потому их сроку, как в сей нашей гра- ---------- 1 В одной грамоте новгородскаго архиепископа 1577 года говорится: «и недельщики и доводчики своих хоженых и от поруки у них не емлют ничего». Впрочем, в духовных делах недельщики обязаны звать были к суду всех духовных лиц во всякое время, когда только требовали этого обстоятельства, почему в грамотах всегда писалось: «а кому будет до того игумена или попа каково наше духовное дело, и мои недельщики и заезщики дают их в тех духовных делех на поруки, а срок им чинят стати перед меня.... Кроме обязанности предъявлять ответчикам приставную память, отдавать их на поруки, или держать под арестом до судебнаго разрешения дела, производить взыскание по определению суда, на приставов возлагались иногда и другия обязанности. Выражение Стоглава ездить недельщикам с приставными и на правду и на обыск о всяких делех, так же свидетельство окружнаго царскаго наказа об обязанностях поповских старост «коли приедут владычни недельщики и десятильничьи с суда на обыск» 3 , показывають, что на приставов возлагались еще обязанности судебнаго разследования какого либо дела, так что они являлись иногда в качестве судебных следователей, разследывавших, по поручению суда, дело на месте. Кроме этого на недельщиков возлагались еще и такия поручения, которыя вовсе не имели никакого отношения к суду и судебным следствиям,— они являлись иногда просто в роли разсыльных, посылаемых в епархию с различными архиерейскими предписаниями для сообщения их духовенству известнаго округа 4. Со времени учреждения Приказов, они постоянно находились при них и обязаны были, кроме рас- ---------- 1 А.