лыко что это такое. Что такое лык? Лык — это растительный материал, который можно получить из коры некоторых древесных растений. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей. «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека.
7 сказочных слов, о которых мы не все знаем
ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, лапти из лыка обычно из липы. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Лыко — луб молодой липы и некоторых других лиственных деревьев (вяза, ивы). Для понимания того, что же такое липовое лыко, надо коротко рассказать о строении древесного ствола.
Почему говорят "лыко-мочало — начинай сначала"
Что такое лыковая мочалка. Узнать, историю фразы про лыко: почему на Руси говорили, что кто-то «не вяжет лыка», что такое лыко и что из него вязали. Лыко -, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Существуют поговорки («лыка не вяжет», «не лыком шит», «лыком подпоясан», «не всякое лыко в строку», «по парче лыком не шьют»), в которых фигурирует понятие «лыко». Лыко - Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола. луб.
- «Не лыком шит» - что такое лыко и как появилась эта фраза? - Zefirka
- Ответы справочной службы
- Значение слова «Лыко»
- Что такое Лыко? Это... Значение на СловоПоиск.ру
- Что такое лыко?
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11
На лапти идет преимущественно липовое лыко. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Лыка не вязать разг.
Означало, что человек был высокого достатка, не был простым. В дальнейшем, когда благосостояние населения более или менее выровнялось, фразеологизм принял современное значение — хитрый, умный человек. К слову, существует еще одно похожее выражение: «Лыко не вяжет» — очень пьяный человек. Дело в том, что работа с лыком считалась простой. Плести лапти умели даже дети. Если у человека работа не ладилась, то говорили, что он, либо пьян, либо умственно неполноценен.
Говорят: плетется в две цены. Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот «недоплат», надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется удлиняется не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно. Затяжка носка бахилы на колодке. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка. Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые. Бахила готова! Она похожа на калошу. Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая. Носок и задник Рис. Лапоть на колодке В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая белая сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки. Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек. Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком. Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков. Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки. Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится. Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости. В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести». Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными а не пеньковыми оборами то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип — прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки носки. Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку». Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык — от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом — получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок — кочедык.
Ну, черт с ним. О словаре Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков — справочный словарь, содержащий устойчивые слова и выражения, встречавшиеся в русскоязычной литературе периода 18-19 веков — времени, когда русский язык претерпевал существенные изменения и происходило замещение слов новой лексикой. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось. Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Анаграмма: ключевое слово "лапоть" не названо, а подсказано. О словаре «Записи и выписки» — сборник дневников и литературно-критических эссе российского филолога М. Гаспарова, вышедший в 2001 году. В книге представлены воспоминания автора, а также заметки, рассуждения, цитаты на разные темы, переводы стихотворений зарубежных авторов, пересказы снов самого автора и знакомых ему людей. Переводы выполнены с сокращением оригинального текста. Также в сборнике содержатся статьи на темы филологии, педагогики, истории. Сборник состоит из четырех разделов, каждый из которых раскрывает отдельный аспект жизни и творческого и трудового пути автора. Книга награждена премией Андрея Белого в 1999 году. Энциклопедический словарь лыко внутренняя лубяная часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы. Из лыка плетут корзины и другие изделия, раньше - лапти. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения.
Из чего делали лапти из лыка, а лыко что такое?))
Читайте или слушайте наш рассказ про В Древней Руси лыко было одним из самых распространенных материалов. Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Москвы - С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей.
Войти на сайт
Используется такое выражение обычно в качестве предупреждения личностям, чье поведение не устраивает. Разнообразие применения лыка объясняется тем, что дерево в тех краях было одним из основных материалов при хозяйственных постройках и служило сырьем для многих ремесленных дел. Что такое лыко. Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. А знаете ли вы, что такое это самое «лыко» и кто и зачем его должен вязать? это растительный материал, который образуется во внешнем слое деревьев и стволовых культур.
Лык: определение, особенности и применение
Что удивительно, такую «плетеную обувь» еще можно встретить в музеях Башкортостана. Зачем лошади лапти, если у нее есть подковы? Дело в том, что ранней весной лошадь могла поранить ноги о плотный наст, а лапти оберегали животное от этого. Подобную «обувь» плели круглой формы с помощью деревянного кочедыка. Плетеные предметы и кочедык хранятся в с. Ассы в Музее Арслана Мубарякова и в Зуяковском школьном историческом музее. Лапти для лошадей. Ассы, Белорецкий район РБ Хозяйственная утварь Башкиры также занимались изготовлением утвари из лыка. При этом использовали не только липовое, но и березовое, вязовое, черемуховое лыко.
Делали короба, корзины, кузова, котомки. Изготавливали высокие лыковые сумки для бутылей — для бузы, айрана, воды, а также для переноски и хранения продуктов. Обычно лыковый короб с провизией привязывали к седлу во время летних сенокосов. Изготавливали и кнуты для лошадей, и чехлы для топоров. Применение их было весьма разнообразным. Самое главное преимущество циновок — натуральный материал. Поэтому в отдаленных башкирских деревнях их до сих пор используют как подстилку под ноги, как седелку для бани, а попону — для укрытия лошадей от холода. Для плетения использовали специальное устройство, состоящее из досок с зарубками из 12 и 13 пар деревянных чурок.
Во время работы такое приспособление с чурками с помощью веревки прикрепляли к потолку, после этого приступали к плетению. Сначала по краю доски раскладывались волокна мочала, а затем чурки перекидывались с одной стороны на другую. Плели до тех пор, пока не получали попону желаемого размера. Эти станки сегодня можно увидеть не только в музеях, они встречаются и у некоторых деревенских мастеров лыка дома. Работа на этом станке ручная, трудоемкая. В былые времена этим ремеслом занимались его отец и еще несколько мастеров деревни. Бурзян-Елга граничит с одной стороны с лесным Зилаирским, с другой — с Бурзянским районами. В этом регионе тоже еще есть мастера лыка.
Оно раритетное. Отец всю жизнь лесом занимался, лыко драл, седла для лошадей, сани делал. Был мастером. Продукция из лыка экологичная, прочная. Вью веревки, седелки для бани, ковры-рогожи для чулана, седла, попоны для лошадей, мочалки для бани делаю. Конечно, хотелось бы это сделать источником дохода. Но наша деревня отдаленная, с продажей проблематично, сюда никто специально не приедет... Витье веревок, арканов Витье веревок получило распространение в горных и горно-лесных районах Башкортостана.
Арканы толстые веревки из лыка остаются востребованными благодаря их исключительной долговечности и прочности. Но сегодня они есть не во всех хозяйствах.
Вспомним, как называется крутой берег у реки, у озера, у оврага? Яр, крутояр, крутизна. На крутых берегах Енисея стоит город Красноярск.
На реке Пышме на Урале построена Белоярская атомная станция. Много прибрежных посёлков в России, Казахстане носят названия Белоярок и Красноярок. На крутоярах особенно хорошо заметны слои осадочных пород. Лыко — это молодая кора, например, липы. Она пригодна для письма, для начертания каких-либо символов и знаков, для сохранения на память, как береста для знаменитых новгородских грамот.
Знаем ли мы сегодня, что такое лыко? Ведь говорим про особо пьяного: лыка не вяжет. Про очень расчётливого - всякое лыко в строку. Хоть лыком шит, да мылом мыт, - говорят про бедного, но честного. Стоит заглянуть в словарь Даля, чтобы убедиться, как много мы не знаем о простом лыке.
Если в школе изучали, то давно забыли. Оказывается, лыко — это неокрепшее подкорье, молодой луб, волокнистое вещество. У всякого дерева под корою — луб, под ним — мезга, под нею блонь, молодая древесина. Подкорье молодой липы, вяза, ольхи шло обычно на лапти; а луб со старых лип замачивали на мелководье, потом делили на две части: на мочало и на кульё, как сказано у Даля. Из многих составляющих слово лыко оказалось самым востребованным и в прямом, и в переносном смысле.
Пройдёмся по пословицам и поговоркам из словаря Даля. Кричит, будто черт с него лыка дерет. Кликали черти с лыками, незваного гостя. Их сам черт лычком вязал. Борода что помело, да ума ни лычка.
Борода велика, а ума ни на лыко.
Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке [4]. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости [6]. В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести» [10].
Изготовление обуви и других предметов обихода Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы [6] : Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Поэтому для изготовления обуви была изобретена наиболее приемлемая техника косоугольного плетения, которая давала большую плотность и четкое оформление очертаний разных изделий. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… — С. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой» [6].
Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева , с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники».
Изготавливали и кнуты для лошадей, и чехлы для топоров. Применение их было весьма разнообразным.
Самое главное преимущество циновок — натуральный материал. Поэтому в отдаленных башкирских деревнях их до сих пор используют как подстилку под ноги, как седелку для бани, а попону — для укрытия лошадей от холода. Для плетения использовали специальное устройство, состоящее из досок с зарубками из 12 и 13 пар деревянных чурок. Во время работы такое приспособление с чурками с помощью веревки прикрепляли к потолку, после этого приступали к плетению.
Сначала по краю доски раскладывались волокна мочала, а затем чурки перекидывались с одной стороны на другую. Плели до тех пор, пока не получали попону желаемого размера. Эти станки сегодня можно увидеть не только в музеях, они встречаются и у некоторых деревенских мастеров лыка дома. Работа на этом станке ручная, трудоемкая.
В былые времена этим ремеслом занимались его отец и еще несколько мастеров деревни. Бурзян-Елга граничит с одной стороны с лесным Зилаирским, с другой — с Бурзянским районами. В этом регионе тоже еще есть мастера лыка. Оно раритетное.
Отец всю жизнь лесом занимался, лыко драл, седла для лошадей, сани делал. Был мастером. Продукция из лыка экологичная, прочная. Вью веревки, седелки для бани, ковры-рогожи для чулана, седла, попоны для лошадей, мочалки для бани делаю.
Конечно, хотелось бы это сделать источником дохода. Но наша деревня отдаленная, с продажей проблематично, сюда никто специально не приедет... Витье веревок, арканов Витье веревок получило распространение в горных и горно-лесных районах Башкортостана. Арканы толстые веревки из лыка остаются востребованными благодаря их исключительной долговечности и прочности.
Но сегодня они есть не во всех хозяйствах. Раньше их часто использовали на охоте, в рыболовстве, на сенокосе, в различных хозяйственных работах. Для витья веревок старались заготовить как можно более длинное лыко. Выбирали желтоватую, более прочную полоску.
Различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы было много. Но суть заключалась в следующем: сначала волокно скручивали в пряди в одну сторону, а потом, уже из этих прядей, вращением свивали веревку, закручивая ее при этом в противоположном направлении. Ассы, Белорецкий район РБ У башкир много плетеного было и дома: и крышу крыли, и заборы; мосты делали, загоны для скота. Всюду находилось применение плетению.
Деревенским детям даже игрушки плели. Тельце куклы делали из дерева, а волосы и лапти — обязательно из лыка. Башкиры-катайцы вплоть до конца XX века продолжали изготавливать лыко традиционным способом. Ремесло было развито практически во всех населенных пунктах Белорецкого района.
Когда-то столь необходимые в хозяйстве предметы из лыка сегодня в основном хранятся в музеях, но нередко их все же можно увидеть и в обиходе.