В отличие от сословной монархии, абсолютная монархия представляет собой форму правления, где монарх обладает абсолютной властью и контролем над государством. Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма.
Чем отличается абсолютная монархия от сословной? Основные различия и принципы управления
Под самодержцем или автократором следует понимать не государя с полной, никем не ограниченной абсолютизм и, как следствие, самодурной деспотичной властью, а властителя, независимого ни от какой-либо сторонней, внешней власти, никому не платящего дани, то есть обладающего суверенитетом и являющегося сувереном. Под абсолютной монархией понималась такая монархическая форма правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной законодательной, исполнительной, судебной , а иногда и духовной религиозной власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классическим образцом абсолютной монархии той поры до сих пор считается Франция времен Людовика XIV — «короля-солнца». Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается английский мыслитель Томас Гоббс, заключалась в идее светского государства, а та, в свою очередь, в стремлении поставить выше всего центральную власть, т. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явился целый ряд реформ в европейских странах XVIII в. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Современные монархии принято делить на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе царе, короле и пр.
В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы. В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
К ней прежде всего относится ревизия самого конституционного закона, для которого в некоторых государствах установлен особый, более сложный порядок. Сюда же декларации прав относят регламентацию так называемых прав свободы - неприкосновенности личности и жилища, тайны корреспонденции, свободы передвижения, неприкосновенности собственности, свободы собраний и обществ, свободы печати, вероисповедной свободы и др. Вообще, по прямому смыслу деклараций, права свободы не могут быть ограничиваемы иначе как на основании постановлений закона. Точно так же не иначе как в законодательном порядке определяется порядок приобретения и утраты подданства, устанавливаются повинности, пошлины и налоги, реформируется уголовное, материальное и процессуальное право и т. Регламентация отношений гражданского права, согласно обычно-правовой норме, восходящей к эпохе абсолютных монархий, относится исключительно и всецело к компетенции законодательной власти. Если бы действительно на основании общего конституционного принципа все без исключения правовые нормы подлежали установлению в законодательном порядке, соответственные постановления конституционных и обыкновенных законов, предписывающие законодательный порядок для определенной категории правовых норм,- и в частности, декларации прав современных конституций - не имели бы никакого значения и смысла. Между областями исключительной компетенции властей законодательной и правительственной лежит средняя, нейтральная область - область конкурирующей деятельности той и другой.
До тех пор, пока то или иное отношение общественной жизни остается нерегламентированным в законодательном порядке, его регламентация в порядке управления является не только возможной, но часто необходимой. Правовые указы - указы praeter, но не contra legem,- не нуждаются в делегации законодательной власти. Такая делегация необходима для издания чрезвычайных указов, ибо эти указы не только обладают преимущественной силой закона, но также вторгаются в область исключительной компетенции законодательной власти. Право издания правовых указов в соответствии с законами, то есть без противоречия им, является естественной функцией верховного управления. То, что в рассматриваемой области называется делегацией, правильнее называть поручением со стороны законодательной власти. Такое поручение не только не предоставляет правительству новых, ему не принадлежащих полномочий, но, напротив, ограничивает полномочия, принадлежащие ему. Оно обязывает правительство к изданию указа, который мог бы быть издан по его усмотрению.
Оно определяет время издания указа, устанавливает пределы его действия, предписывает его содержание и форму. Поручение может иметь или не иметь места; во всяком случае, все то, что не должно быть регламентировано законом, может быть регламентировано правовым указом. С этим указом в рассматриваемой области конкурирует закон. Пользуясь правом инициативы, законодательная власть может любое отношение нормировать в законодательном порядке. По началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , всякое отношение, регламентированное законом, поскольку оно им регламентировано, изъемлется тем самым из сферы компетенции правительственной власти: только законом может быть отменен или изменен закон. Таким образом, в рассматриваемой области все, что регламентировано указом, может быть регламентировано законом; все, что регламентировано законом, регламентации указом не подлежит. После продолжительного существования представительного строя вопрос о разграничении властей законодательной и правительственной не представляет никаких затруднений.
Все хоть сколько-нибудь существенные и важные явления государственной жизни успевают подвергнуться законодательной нормировке; поэтому дальнейшая их регламентация, по необходимости, становится делом закона. Но в начале конституционной эпохи такое разграничение является, в действительности, нелегкой задачей. Конечно, по началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , только законом может быть изменен закон. В частности, закон дореформенного строя, устанавливаемый волей монарха, не может быть изменяем иначе как конституционным законом. Вопрос заключается в том, какое из волеизъявлений монарха являлось законом в дореформенном строе? Не только у нас в России, но и на Западе, в начале конституционной эры, ни теория, ни практика не дают положительного ответа на этот вопрос. Действуя на ощупь, с завязанными глазами, государственная власть руководствуется тем весьма неопределенным представлением о законе, в материальном и отчасти формальном значении слова, которое сложилось в доконституционную эпоху.
То, что считалось законом в абсолютной монархии, становится законом в монархии конституционной. С точки зрения конституционного права предмет закона определяется следующими тремя началами: началом исключительной компетенции законодательной власти в пределах, отмежеванных ей основными законами Vorbehalt des Gesetzes ; началом конкурирующей деятельности законодательной и правительственной власти по предметам, не входящим в состав так называемой прерогативы монарха; началом преимущественной силы законами Vorrang des Gesetzes во всех областях государственной деятельности, вообще. Отношение гражданства в конституционном государстве Подзаконность правительственной власти является необходимым условием правового характера отношений между властью и гражданином. В конституционном государстве отношение это является правоотношением - то есть отношением правового субъекта к правовому субъекту, а не властеотношением - то есть не отношением субъекта к объекту. Подзаконная правительственная власть определяется правом. Законодатель возлагает на нее определенные обязанности, предоставляет ей определенные права. Обязанностям правительственной власти соответствуют права, ее правам - обязанности подвластных.
Подвластный в отношении к подзаконной правительственной власти является субъектом обязанностей и прав - правовым субъектом. В абсолютном государстве индивид - объект власти; в государстве конституционном - субъект прав. Прежде всего так называемые права свободы. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы - сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти не имеет и не может иметь места. Обязанности "невмешательства" государственной власти соответствует право на такое невмешательство индивида; право это, как всякое субъективное право, защищается судебным или судебно-административным иском; наличностью правопритязания фактическая свобода превращается в право свободы. Отдельные проявления этого права бесконечно разнообразны и многочисленны: все, что не запрещено индивиду, ему дозволено; и наоборот, все, что не дозволено власти, ей запрещено. Само собой разумеется, что не всякое проявление индивидуальной свободы нуждается в специальном законодательном признании и защите.
Дело, однако, в том, что в государствах старого режима некоторые из таких проявлений, признаваемые неотъемлемым атрибутом человеческой личности, являлись объектом наиболее энергичных административных воздействий; именно такие проявления берутся современными конституциями под свою защиту, объявляются неотъемлемым правом человека и гражданина. В этом - значение и смысл так называемой декларации прав, составляющей интегральную часть огромного большинства конституций. Постоянное вторжение нетерпимого абсолютизма в область религиозных убеждений влечет за собой признание религиозной свободы; цензурный режим абсолютизма, систематическое противодействие, оказываемое им естественному стремлению людей к объединению, к совместной и организованной деятельности,- влечет за собой признание свободы слова, права союзов и собраний и т. Таким образом, возникает каталог политических свобод: свобода вероисповедания, печати, свобода личности, союзов и собраний, передвижения, свобода промыслов и занятий и т. Каждая такая "свобода" является частичным проявлением, особо гарантированным конституцией, одного и единого права - права общегражданской свободы. Вторую категорию субъективных публичных прав образуют так называемые положительные публичные права индивида. К этой категории относятся все вообще права индивида на положительные действия государства в его интересах - права на услуги государственной власти.
Типичным примером подобного права является право на судебную защиту - право иска. Административная деятельность государства, в свою очередь, является источником бесконечного множества положительных публичных прав. Укажем для примера право на общественное призрение, где такое призрение обязательно; право на первоначальное обучение, где обучение всеобще, и т. Наконец, к третьей категории субъективных публичных прав относятся так называемые политические права - права на осуществление государственной власти, на участие в образовании государственной воли. Наиболее важным политическим правом является, конечно, избирательное право - право избирать членов и быть избираемым членом представительных собраний. Само собой понятно, что в абсолютных монархиях избирательное право признается исключительно в области местного самоуправления. В области законодательства избирательное право - важнейшее право гражданина - впервые создается конституционным режимом.
Наряду с избирательным правом существуют, конечно, и другие политические права - напр. Необходимо заметить, что и в абсолютной монархии возникают и складываются отдельные категории субъективных публичных прав. И в абсолютной монархии судебная власть успевает, до известной степени, обособиться от законодательной и тем самым приобрести подзаконный характер; и здесь, таким образом, признается за индивидом так наз. Некоторые права, по-видимому, принадлежат подвластным и в области административного законодательства. Независимо, однако, от крайней бедности своего содержания, права эти - уже в силу надзаконного характера правительственной власти - по необходимости лишены и достаточной определенности, и твердых гарантий. Не будучи правопритязаниями, они являются скорее рефлексом объективного права, чем субъективными правами в собственном смысле этого слова. Только в правовом государстве субъективное публичное право аналогично субъективному частному праву, ибо только здесь право это находит свое основание в законе, равно обязательном и для подвластных и для власти.
Правовые гарантии, создаваемые конституционным строем С вопросом о субъективных публичных правах неразрывно связан вопрос о системе правовых гарантий, создаваемых конституционным строем. В числе этих гарантий административная юстиция является наиболее важной. Под административной юстицией современная доктрина государственного права понимает своеобразную и обособленную организацию судебной власти, призванную к защите субъективных публичных прав путем отмены незаконных распоряжений административной власти. Отожествляя начало обособления властей с началом независимости их друг от друга, теория Монтескье является тем самым необходимым отрицанием административной юстиции, как особой формы суда. Подчинение администрации судебному контролю рассматривается ее последователями как нарушение необходимого равновесия между административной и судебной властью, как установление недопустимой гегемонии второй власти над первой. Именно потому французское право революционного периода Закон 1800 г.
Войны Алой и Белой розы похожи на борьбу французской знати с Людовиком XI лишь тем, что они демонстрировали силу и амбиции крупных феодалов Англии и Франции. Именно эти противостояния фактически уничтожили феодальное правление и стали базой для политики централизации Людовика XI и Генриха VII. Короли Англии и Франции к концу XV века так или иначе положили конец феодальным вольностям, создав централизованные государства, приближенные по форме правления к абсолютной монархии. Как мы видим на схемах, Англия и Франция широко использовали династические браки между особами королевских династий.
Сословная монархия - форма правления при которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, а абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной законодательной, исполнительной, судебной , а иногда и духовной религиозной власти юридически и фактически находится в руках монарха. Сословный монарх правит с согласия представителей сословий и опирается на их поддержку, представители сословий влияют на его решения. На решения абсолютного монарха никто не влияет. Он правит ссылаясь лишь на волю Господа и опирается на бюрократический аппарат и профессиональную армию. Сословная монархия - форма правления при которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, а абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной законодательной, исполнительной, судебной , а иногда и духовной религиозной власти юридически и фактически находится в р Монархия - это… Суть и виды монархии. Абсолютная монархия, сословная, конституционная ограниченная или парламентская , дуалистическая монархия - в чем разница? Признаки и примеры. Страны-монархии, государства с монархическим строем. Монархия во Франции и в Англии. История, обществознание, ЕГЭ.
Что такое монархия. Монархическая форма правления Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству. Правитель может называться по-разному: царь, император, король, великий князь, султан, фараон и т. Противоположность монархии - республика , при которой высшие органы власти в стране избираются на определенный срок. В современном мире монархии делятся на абсолютные власть монарха ничем не ограничена и на ограниченные они бывают парламентские и дуалистические. При парламентской монархии правителю принадлежит лишь символическая власть, при дуалистической он делит власть с парламентом. Монархия не означает, что в стране отсутствуют права и свободы, а власть авторитарна. В современных парламентских монархия - таких как Великобритания или Нидерланды - установлен демократический режим. Сословно-представительная монархия В Средние Века в Европе существовала так называемая феодальная монархия - правитель опирался на подчиненных ему землевладельцев-вассалов феодалов. С упадком феодального строя в ряде стран произошел переход к сословно-представительной монархий.
Сословно-представительная монархия - это форма правления, при которой власть государя была ограничена представителями различных сословий общества знати, духовенства, горожан и даже крестьянства. Представители сословий участвовали в управлении государством, составлении законов, принятии важнейших внутри- и внешнеполитических решений. В Испании органами сословно-представительной монархии были кортесы, во Франции - генеральные штаты, в Англии - парламент. В России сословно-представительную монархию связывают с деятельностью Земских соборов. В работе соборов участвовали бояре, дворяне, священнослужители, купечество, посадкие городская верхушка , казаки. Земские соборы утверждали своды законов и новые налоги, объявление войны и заключение мира, несколько раз избирали царя при отсутствии очевидного наследника престола. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму в России начался во второй половине XVII века - в правление царя Алексея Михайловича перестали созываться Земские соборы. Царь стал опираться не на представителей сословий, а на разветленную бюрократию и регулярную армию. Окончательно абсолютная монархия в форме самодержавия установилась в правление Петра I , при нем Россия была провозглашена империей. Абсолютная монархия.
Признаки и примеры Абсолютная монархия - это государство, где вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Разделения властей нет. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти. Парламента не существует. Указы монарха обязательны для исполнения и имеют силу закона. В России абсолютная монархия существовала до начала XX века. В 1905 году, в ходе Первой русской революции, царь Николай II согласился на создание парламента - Государственной Думы, и страна фактически превратилась в ограниченную, дуалистическую монархию. В результате Февральской революции 1917 года монархия в России была упразднена, император отрекся от престола. Парламентская монархия.
Признаки и примеры Парламентская монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная - судам. Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем. Власть монарха определена конституцией и другими законами.
Конституционная ограниченная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом — парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует, например, в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах. Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох — феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства. Для парламентарной монархии характерны следующие черты: - власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм; - исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом; - правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; - главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте; - законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт. За монархом традиционно сохраняются определенные полномочия. Он выполняет главным образом представительные функции, символизирует единство нации. В отдельных государствах он назначает главу правительства. Должность монарха существует в силу национальной приверженности к монархической форме правления, признании монархии наиболее целесообразной формой государственной власти.
Смотрите также
- § 20. Формирование абсолютизма — Вопросы к пунктам параграфа — 3 — стр. 158
- Чем отличались абсолютная монархия от сословной?
- Сравнение сословной монархии и абсолютной монархии
- Сравнение сословно представительной монархии и абсолютной — какие отличия следует знать?
- Абсолютная монархия: определение и происхождение
1) чем отличается абсолютная монархия от сословной?
В абсолютной монархии монарх обладает полной и неограниченной властью, не зависящей от сословий или представительных органов. Абсолютная монархия отличается от сословной тем, что в ней монарх обладает неограниченной властью и имеет полный контроль над государством. ограниченнаяучастием сословных представителей в управлении ная монархия — форма правления при которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, а абсолютная монархия — форма правления. Во-вторых, абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения и именно потому так воспевалась эпохой Просвещения. В отличие от сословной монархии, абсолютная монархия представляет собой форму правления, где монарх обладает абсолютной властью и контролем над государством. Абсолютная монархия.
Сравнение сословно представительной монархии и абсолютной — какие отличия следует знать?
На востоке цари относились ко второй касте воинов. В западных странах монарх, наоборот, стоял над сословиями. Это имело положительное действие, так как глава государства мог разруливать межсословные споры, находясь над конфликтующими сторонами. Сословно-представительная монархия возникла с ростом государств. Так же, как прямая демократия становится невозможной в многонаселенном государстве, сословная с увеличением населения и территорий вынуждена становиться представительной. Власть короля сочеталась с участием представителей сословий в управлении государством, составлении законов.
Становление сословно-представительной связывают с упадком феодального строя, по сути — это сословная в сочетании с демократией и аристократией по классификации Аристотеля. Первые представительные сословные органы — парламент Великобритании , созванный впервые в 1265 году, Генеральные штаты во Франции первый созыв в 1302 году , Земский собор на Руси и др. Теократическая и другие виды монархий Патриархальная традиционная Монарх в традиционном обществе воспринимается как отец своих подданных. Эта древнейшая разновидность берет истоки в патриархальной семье, которая состояла из нескольких поколений родственников по отцовской линии. Сакральная Монарх играет роль жреца.
Эта разновидность тесно связана с патриархальной монархией, так как зачастую глава патриархальной семьи одновременно был и жрецом, выполняющим сакральные функции. Теократическая Отличается от сакральной тем, что жреческие функции заменяются духовными, религиозными. Монарх воспринимается как проводник Бога и законы, принимаемые им, соответствуют религиозным догмам. Гражданские законы являются частью религии, церковь поглощает государство, сливается с ним. В эпоху Средневековья большинство европейских монархий были полностью или частично теократическими, так как подчинялись папе римскому.
Сегодня подобная разновидность государственного правления сохранилась в Ватикане абсолютная теократическая выборная монархия и Саудовской Аравии. При деспотии монарх воспринимается как господин своих подданных. Такой вид был распространен в государствах Древнего Востока и Африки. Складывался он в милитаризованных странах , где подданные считались войском своего монарха-военачальника. Царизм в истории России и Третьеиюньская монархия Монархия в России на протяжении практически всей своей истории была абсолютной, хотя в XVI-XVII веках еще присутствовали некоторые элементы сословно-представительных органов.
Но они не имели реальных возможностей и юридических прав ограничивать самодержавие , хотя в кризисных ситуациях выходили на первый план. Российскую монархию принято называть самодержавием — это название идет из Византии, так перевели византийский термин «автократия». Первым самодержцем объявил себя Иван III, имея в виду свою автономию и независимость. Династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, а при Петре I, провозгласившем создание Российской империи, русский царь стал называться императором. Переход от абсолютной к ограниченной монархии произошел в России после революции 1905 года, когда власть императора была ограничена в Манифесте от 17 октября.
В 1906 году была создана Государственная Дума, без одобрения которой не мог быть принят ни один закон. Такой курс на конституционную монархию продержался в России недолго. Так Николай II и П. Столыпин создали «третьеиюньскую монархию», которая пыталась восстановить абсолютизм самодержавной власти.
История статс-секретариата после Ришельё была историей беспрерывного роста его правительственного значения. По отношению к совету от скромной роди исполнителей статс-секретари постепенно переходят к роли руководителей, и под конец старого порядка центр тяжести всей правительственной деятельности решительно перемещается из совета в министерства считая в том числе и генеральный контроль, о котором см. Королевский совет, наоборот, нисходит почти до степени простого орудия в руках министров. Наряду со статс-секретарями выдвинулось постепенно другое высшее должностное лицо, которое вскоре начинает даже заслонять собою статс-секретарей: это — суперинтендант финансов surintendant des finances. Первоначально он занимал одно из второстепенных мест в центральной администрации, но, по мере того, как хозяйственные вопросы приобретают всё более и более важное значение в государственной жизни, постепенно выдвигается вперёд и глава финансового ведомства — суперинтендант. Со времени Кольбера , который был первым генерал-контролером, и генеральный контроль всё более и более перемещался центр тяжести всей администрации: он становится настоящим ведомством внутреннего управления, в широком смысле. Начиная со второй половины XVII в. Соединяя в своих руках почти все нити внутреннего управления; генерал-контролёр был в то же время послушным орудием в руках королевской власти, по усмотрению которой он назначался и смещался как и статс-секретари. Людовик XIV , портрет кисти Гиацинта Риго , 1701 год Более независимым по отношению к королевской власти был канцлер chancelier , который из всех старинных «высших коронных чинов» один сохранил своё значение до конца старого порядка, в качестве главы судебного ведомства; он назначался королём, но был несменяем. Перед революцией центральное правительство во Франции слагалось из короля, королевского совета и шести министров генерал-контролёр, канцлер, статс-секретарь королевского дома, статс-секретарь иностранных дел, статс-секретарь военный и статс-секретарь мирской. Областными органами центральной власти, со времени Ришельё, были провинциальные интенданты, носившие официальный титул «интендантов юстиции, полиции и финансов» intendants de justice, police et finances. В противоположность генерал-губернаторам которые со времени Ришельё утратили почти всякое реальное значение , должность интендантов имела не военный, а гражданский характер, и замещалась не представителями феодальной аристократии, а, главным образом, лицами из высшего судейского сословия или чиновниками королевского совета. Военное командование и управление в областях было передано особым «главнокомандующим в провинциях» commandants en chef dans les provinces , из заслуженных военных. Как интенданты, так и главнокомандующие назначались и смещались по мановению королевской власти и служили вполне покорными её орудиями. Административная централизация получила, таким образом, прочную организацию. Наряду с этой централизованной административной системой, в дореволюционной Франции существовали, однако, и довольно многочисленные элементы децентрализации.
Его функции могут сводиться к подписанию необходимых документов, которые удостоверяют полномочия тех или иных органов власти. Таким образом, главное отличие абсолютной монархии от монархии конституционной — в уровне полномочий правителя. В первом случае они не ограничены и не разделяются с иными политическими структурами. В конституционной монархии их значительная часть передается на уровень законодательной, представительной и судебной ветвей власти. Административная система в конституционных монархиях чаще всего не так централизована, как в абсолютных. Местные органы власти, муниципалитеты имеют довольно большой объем полномочий. Деятельность чиновников зачастую не подотчетна центральным органам власти. Экономика в конституционной монархии характеризуется не столь сильным вмешательством государства в хозяйственные процессы, как это может наблюдаться в абсолютных монархиях.
Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом — парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует, например, в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах. Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох — феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства. Для парламентарной монархии характерны следующие черты: - власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм; - исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом; - правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; - главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте; - законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт. За монархом традиционно сохраняются определенные полномочия. Он выполняет главным образом представительные функции, символизирует единство нации. В отдельных государствах он назначает главу правительства. Должность монарха существует в силу национальной приверженности к монархической форме правления, признании монархии наиболее целесообразной формой государственной власти. Сохранение этой разновидности монархии обусловлено культурно-историческим наследием страны, данью традициям, доверием к монарху, особенностями национального мышления менталитета.
Сравнение сословно представительной монархии и абсолютной — какие отличия следует знать?
Сравнение сословно представительной монархии и абсолютной — какие отличия следует знать? | Абсолютная монархия — это форма правления, в которой монарх обладает неограниченной властью и контролирует все аспекты государственной жизни. |
в чём отличие абсолютной мрнархии от сословно-представительной? | форма правления при которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, а абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной). |
Чем отличается абсолютная монархия от сословной? 🤓 [Есть ответ] | 6. Чем отличается абсолютная монархия от сословной? |
чем отличается абсолютная монархия от сословно - представительной | Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века. |
Поиск по этому блогу
- чем отличается абсолютная монархия от конституционной монархии
- Смотрите также
- Чем отличается абсолютная монархия от сословной?
- Определение понятия Монархия — что это за форма правления
- Поиск по этому блогу
- Еще решебники за 7 класс
Формы правления
Ограничения власти в сословной монархии Сословная монархия отличается от абсолютной монархии тем, что в ней существуют определенные ограничения на власть монарха. Абсолютная монархия отличается от сословной также тем, что наследование власти происходит по прямой линии рода. Абсолютная монархия и сословная монархия представляют две разные формы монархического правления. Признавая нераздельность власти основным принципом абсолютизма, необходимо, однако, заметить, что принцип этот не был последовательно и вполне осуществлен абсолютной монархией старого режима.
чем отличается абсолютная монархия от сословно - представительной
власть одного человека(короля,царя и т.д) сословная монархия-это когда власть монарха сочетается с властью представителей сословия дворян. В отличие от сословной истории, где власть была распределена между различными слоями общества, абсолютная монархия создает условия для концентрации полномочий в руках единственного правителя. Абсолютная монархия отличается от сословной также тем, что наследование власти происходит по прямой линии рода.
§21. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
Чем отличается абсолютная монархия от сословной кратко | Абсолютная монархия — это форма правления, в которой монарх обладает неограниченной властью и контролирует все аспекты государственной жизни. |
Чем отличается абсолютная монархия от сословно-представительной? - Универ soloBY | власть в абсолютной монархии у одного человека-это царя или короля, в сословно-представительной же власть находится у представителей сословия, и решения они принимают вместе, а не единолично. |
Сословно-представительная и абсолютная монархия | Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма. |
Сеньориальную монархию от сословно представительной и абсолютной
форма правления при которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, например, земские соборы в России, сейм в Польше, рейхстаг в Германии, Генеральные штаты во Франции и Голландии, а Абсолютная монархия. При сословной монархии власть правителя (монарха)сочетается с властью сословия дворян (то есть они представляют собой правительству). 6. чем отличается абсолютная монархия от сословной? власть одного человека(короля, царя и т. сословная монархия - это когда власть монарха сочетается с властью представителей сословия дворян. 6. Чем отличается абсолютная монархия от сословной? При абсолютной монархии власть короля не ограничена: он может делать что пожелает и принимать решения единолично. власть в абсолютной монархии у одного человека-это царя или короля, в сословно-представительной же власть находится у представителей сословия, и решения они принимают вместе, а не единолично.
Основные формы правления
Монарх может представлять единство и связующую силу народа, а также сохранять традиции и историческую память государства. Монарх также может выполнять функцию гаранта соблюдения конституционных прав и свобод граждан. В целом, роль монархии в политической системе государства может быть разнообразной и зависит от конкретных обстоятельств и особенностей каждой страны. Важно учитывать, что монархия является одной из форм правления, и эффективность ее функционирования зависит от соблюдения принципов законности, разделения властей и защиты прав граждан. Сословная монархия — одна из форм монархического правления В сословной монархии политическая власть обычно принадлежит монарху, но у него есть обязанность соблюдать заложенные в правовых актах преемственности и привилегий различных сословий. Каждое из сословий — дворянство, крестьяне, духовенство и другие — имеет определенные права и обязанности, которые закреплены в законах. Сословная монархия характеризуется вертикальным разделением общества на сословия, что создает иерархию и отношения подчинения между ними. Верхние сословия обладают большей властью и привилегиями, в то время как низшие сословия могут испытывать ограничения и социальное неравенство. Сословная монархия характеристична для ряда исторических периодов различных государств. Такая система управления может быть связана с особыми условиями и требованиями общества на определенном этапе исторического развития.
В сословных монархиях власть монарха ограничена и уравновешена системой сословий, что способствует более сбалансированному и стабильному управлению. Этапы развития сословной монархии Первый этап: Возникновение сословной монархии связано с формированием феодальных отношений в Европе во времена Средневековья. Второй этап: В сословной монархии аристократия обладала значительной властью и привилегиями, она контролировала земли и ресурсы. Третий этап: Произошла эволюция сословной монархии, что привело к появлению бюрократических и правительственных структур, регулирующих жизнь страны. Четвертый этап: К концу эпохи сословной монархии началось становление парламентской системы, а фактическая власть монарха сократилась. Пятый этап: В последние годы сословной монархии наблюдалось дальнейшее ограничение власти монарха, а его роль стала в основном символической. Итак, развитие сословной монархии было связано с изменением социально-экономических условий, приводящими к изменению политической системы и ее принципов. Общество в сословной монархии Сословная монархия влияла на организацию и структуру общества. В таком обществе люди делились на различные сословия, определяемые принадлежностью к определенной группе людей и их социальным статусом.
Начальство — это верховный класс общества, состоящий из высшего дворянства и членов священства. Дворянство — это представители знатных семей, унаследовавших свой статус от предков. Они обладали особыми привилегиями и имели доступ к правительственной власти и высшему образованию. Купечество — это общество торговцев и предпринимателей, занимающихся коммерцией и накоплением богатства.
На смену боярам пришло служилое сословие — дворяне, в состав которого и влились остатки боярства. Последним человеком, имевшим статус боярина, был князь Иван Трубецкой, умерший 16 января 1750 года. После отстранения от власти боярства другой важной проблемой в процессе установления подлинного единовластия монарха было решение вопроса о взаимоотношениях светской власти и Русской православной церкви. В предыдущих лекциях отмечалось огромное влияние на государственную власть церкви в лице Патриархов Московских и Всея Руси. Патриархи Филарет и Никон даже официально носили титул Великих Государей и выступали как соправители светских монархов. Мириться с подобным Петр I, учитывая его личные качества авторитарного руководителя, конечно же не мог. К ликвидации опасного «двоецарствия» вела и вся тенденция к установлению абсолютизма. Дополнительным мотивом к устранению «двоевластия» явилось и то, что консервативная РПЦ выступила тайным и явным противником многих преобразований Петра I. Поэтому вполне логичными стали меры царя по сокращению веса и влияния этого потенциального центра оппозиции. Особенно беспокоила Петра I фигура патриарха, который мог, по его мнению, вырасти в «русского папу» и стать «вторым государем, самодержцу равносильному или большему». Не устраивала царя и широкая автономия РПЦ со своей обширной юрисдикцией. Духовенство, считал Петр I, «не есть иное государство», и оно должно подчиняться общим государственным законам. Поэтому, когда в 1700 году умер Патриарх Адриан, Петр I не допустил избрания нового патриарха, а в 1721 году своим указом упразднил патриаршество и подчинил церковь Святейшему Синоду — государственному органу во главе с Обер-прокурором — светским чиновником, назначаемым императором. Этой мерой и было завершено строительство в России здания абсолютной монархии.
Во-первых, большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же аристократических и демократических институтов нет, неизбежна монархия с бюрократией, ибо при отсутствии оперативной связи со всей огромной территорией государства царь не может эффективно решать все вопросы без бюрократии. Монархия, лишенная представительных форм, заболевает опаснейшей болезнью — бюрократизмом. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы, а в Высоком Средневековье — и всего мира. Во-вторых, абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения и именно потому так воспевалась эпохой Просвещения. Христианин не мог бы согласиться с абсолютизмом по совести никогда, ибо для него абсолютен только один монарх на Небесах. Однако христианским принципам этики и, следовательно, политики первый удар нанесли в эпоху Возрождения вспомним известнейшие труды Н. Макиавелли , а эпоха Просвещения вся была посвящена этим ударам — дехристианизации западноевропейской культуры. В качестве инструмента для того просветители с удовольствием принимали так называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из компании «просветителей». В-третьих, абсолютная монархия связана с возобладавшим в эпоху Просвещения принципом общественного договора в варианте Томаса Гоббса принципом Левиафана. Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме. Абсолютизм — одна из обнаженнейших форм этатизма, то есть государственничества. И неважно, говорил ли Людовик XIV лично очень симпатичный король : «Государство — это я», или эту его фразу потом придумали. Гораздо важнее, что он мог так сказать, это вполне вписывается в период его правления и в социальный уклад Франции XVII столетия. Однако абсолютную монархию не следует путать ни с деспотической монархией деспотический принцип воинского повиновения не исключает ограничения царской власти , ни с самодержавной христианской монархией, ни с тиранией. Как ни мало симпатична абсолютная монархия, тиранией она не является, ибо, во-первых, все абсолютные монархи принимали принцип неприкосновенности частной собственности. Другое дело, что конфисковать имущество могли по инспирированному приговору суда, но это было исключением из правила. Никто из абсолютных монархов не решился на массовые конфискации, на что запросто решались тираны. Во-вторых, даже абсолютные монархи не склонны полностью разрушать традиции. Так, при абсолютизме французском исчезли представительные органы Генеральные штаты , но городские советы остались, хотя их возможности и были усечены. Кроме того, во Франции при абсолютизме сохранились также независимые судебные палаты так называемые парламенты. Эта склонность соблюдать некоторые принципы собственной культуры, не рвать с ней в корне есть, безусловно, достоинство, сохраняемое и абсолютной монархией. Конституционные монархии Конституционная монархия идейно связана с абсолютной монархией и тоже представляет собой реализацию принципа общественного договора в различных его вариантах. Только теперь уже власть короля ограничена не так, как она была ограничена в сословных и сословно-представительных монархиях, — она теперь ограничена конституцией. Принцип разделения властей, характерный для конституционных монархий, обязан своим появлением абсолютной монархии, то есть, на некоторое время должен был установиться абсолютизм, чтобы потом общество начало защищаться от государства! Безусловный этатизм абсолютизма вызвал некоторый антиэтатизм. А общество сословное от государства не защищалось, так как оно само государством повелевало. Самодержавные или автократические монархии «Автократия» — термин византийский. Позднее его стали переводить на русский язык, как «самодержавие». Первоначально, когда самодержцем объявил себя создатель России Иван III, наш величайший государь, это лишь означало, что он больше не является вассалом хана, что он абсолютно суверенен. Но постепенно термин «самодержец» стали воспринимать в связи с византийским наследием. Василевс ромеев византийский император был автократором или самодержцем, христианским государем-императором. Формально власть его не была ограничена — сословного представительства при нем не было, и автократор мыслился единоличным источником законов. Однако его нельзя считать не только тираном, но даже абсолютным государем, и вот почему. Во-первых, василевс ромеев был ограничен как христианский государь. Уже в первые века христианства первое упоминание у апостола Павла в Новом завете весьма серьезно разрабатывалась идея взаимодействия и содружества Церкви и государства. Впервые эта идея начала воплощаться в начале IV века при императоре Константине Великом, первом христианском императоре. На рубеже IV-V веков она была детально разработана Иоанном Златоустом, великим богословом и поэтом см. Данная концепция именовалась «симфонией государства и Церкви» по-гречески, «симфония» значит «созвучие». Суть ее такова: Церковь обладает исходно высшей и светской, и духовной властью, ибо глава Церкви — сам Христос, но меч светской власти она вручает христианскому царю и не вмешивается в дела правления государством, однако сохраняет за собой право нравственного суждения по малейшему решению власти. На практике это означало, что в случае редких конфликтов императору противостоял не патриарх, который всегда слабее императора, а Собор из нескольких сот епископов, который заведомо сильнее императора в христианской стране. Во-вторых, василевс ромеев был ограничен правосознанием. Византийское общество было необычайно правовым. Все его граждане, в том числе и возможные наследники престола, воспитывались в сознании того, что император есть источник законов, но пока нет нового закона, действующий закон писан, прежде всего, для самого императора. Нам бы так воспитывать государственных деятелей! В-третьих, василевс ромеев был ограничен волей войска и синклита, так как именно они избирали нового императора. И, наконец, в-четвертых, василевс ромеев был ограничен демократическими кругами столицы, организованными в «димы», то есть в «корпорации граждан» византийцы стали произносить слово «демос», как «димос». Таким образом, власть василевса ромеев была реально ограничена и даже сословно ограничена, хотя формально и считалась неограниченной. Попытка перенесения автократии на отечественную почву дала первую в русской истории тиранию Ивана IV, ибо русские были куда демократичнее византийцев, но значительно уступали им по уровню правосознания.
Раздел 2: Определение сословной монархии Сословная монархия является противоположностью абсолютной монархии, где всецело государственная власть принадлежит монарху без каких-либо разделений на сословия. В данном случае сословия не имеют самостоятельной политической силы и подчинены абсолютному монарху. В сословной монархии каждое сословие обладает определенными привилегиями, которые они получают в обмен на свою преданность и поддержку монарха. Это может включать наследование титулов и земельных участков, особый статус в суде, освобождение от некоторых налогов и другие преимущества. Каждое сословие имеет свои обязанности перед монархом и государством, и их роль в правлении страны может быть различной в зависимости от социального положения. Одним из примеров сословной монархии является Российская империя до 1917 года. Тамарочные сословия, состоящие из дворянства, духовенства, купцов и крестьянства, играли важную роль в политической и социальной жизни страны. Каждое из этих сословий имело свои особенности и привилегии, которые определяли их статус и влияние. Сословная монархия была характерна и для других европейских стран в прошлом, таких как Франция и Англия. Также она существовала в некоторых азиатских странах, таких как Япония и Таиланд. Определение понятия сословной монархии В сословной монархии каждому сословию присваивается определенный статус и социальное положение, которые определяются наследованием или приобретением по определенным правилам. Каждое сословие имеет свои особые преимущества и обязанности, и население разделено на тесно связанные группы, которые имеют ограниченные возможности для перемещения между ними. Сословная монархия может существовать в разных формах, но общим для них является иерархическое разделение общества на сословия, определенные права и привилегии для каждого сословия, а также сильная связь между монархом и сословиями. В этой системе монарх является главой государства и властным представителем всех сословий, но в реальности сословия могут иметь определенную степень автономии и самоуправления. Сословная монархия может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, она может привести к стабильности и сохранению традиций, так как каждое сословие имеет определенные функции и обязанности, но с другой стороны, она может приводить к социальному неравенству и ограниченным возможностям для личного развития и прогресса. Итак, сословная монархия — это форма правления, основанная на иерархическом делении общества на социальные сословия, каждому из которых присваиваются определенные права, привилегии и обязанности, а монарх является главой государства и высшим представителем всех сословий. Особенности сословной монархии Строгость иерархии: В сословной монархии существует жесткая иерархия, где каждый класс занимает определенное место и имеет определенные привилегии и обязанности. Обычно выделяют основные сословия, такие как дворянство, духовенство и крестьянство, каждое из которых имеет свои особенности и социальный статус. Привилегии и обязанности: В сословной монархии каждое сословие имеет свои привилегии и обязанности.
Чем отличается абсолютная монархия от сословной кратко
власть одного человека(короля,царя и т.д) сословная монархия-это когда власть монарха сочетается с властью представителей сословия дворян. это две различных формы правления, обладающие своими плюсами и минусами. Сословная монархия, в отличие от абсолютной, предполагает наличие ограничений власти монарха.
Лучший ответ:
- ГДЗ Всеобщая история средних веков 6 класс Агибалова. Вопросы страница 184. Номер №6
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Монархия как форма государственного правления
- Чем отличается абсолютная монархия от сословной...
- Смотрите также
Чем отличается абсолютная монархия от сословной кратко
Описывая любую форму правления, необходимо указать: как формируются высшие органы государственной власти; как устроена структура государственной власти; на каких принципах основано взаимодействие между государственными органами; как выстраиваются взаимоотношения между гражданами страны и верховной властью; как организация органов государства обеспечивает права и свободы граждан. При монархии верховная государственная власть принадлежит монарху и чаще всего передается по наследству. С точки зрения монархистов, монархия — это принцип Верховной Власти, базирующийся на исполнении Воли Бога монархом, обретающего от этого свою власть. Согласно этой концепции, монарх получает свою власть от Бога. Именно по этому признаку, как считают монархисты, отличается республика и аристократия от монархии.
В сословной монархии проводится разделение властей, и монарх выступает в качестве символа единства нации и главы государства. Он может иметь ряд полномочий, но его власть ограничивается конституцией и законами. Таким образом, монархия может быть абсолютной или сословной, в зависимости от степени полномочий и власти, которыми обладает монарх. Различия в полномочиях монарха Абсолютная монархия, как следует из названия, предоставляет монарху абсолютные полномочия, то есть полную власть и контроль над государством. Он является единственным источником законодательной, исполнительной и судебной власти.
В отличие от этого, сословная монархия представляет собой систему, в которой монарх разделяет власть с дополнительными институтами, такими как парламент и судебная система. Полномочия монарха в сословной монархии ограничены конституцией или иными законодательными актами. В абсолютной монархии монарх имеет право принимать решения по всем вопросам государственной политики, назначать и смещать глав государственных органов и военных командиров по своему усмотрению. Он также может вносить изменения в законы и декларировать войну. В сословной монархии полномочия монарха ограничены действием законодательной власти и конституцией. Монарх может быть назначенный главой государства или монархом, который придерживается символической или репрезентативной роли. В таких системах монархи обычно представляют государство на международной арене, выполняя церемониальные и ритуальные обязанности, но не вмешиваясь в реальные политические решения. В целом, абсолютная монархия отличается от сословной монархии тем, что предоставляет монарху гораздо большие полномочия и власть над государством, в то время как сословная монархия обычно ограничивает власть монарха с помощью конституции и законодательной системы. Различия в власти государственных органов Абсолютная монархия и сословная монархия — две разные формы правления, имеющие свои особенности и отличия.
В абсолютной монархии государственная власть полностью концентрируется в руках монарха, который является верховным правителем и имеет неограниченные полномочия. Монарх может принимать законы самостоятельно, назначать и увольнять чиновников, управлять военными силами и контролировать судопроизводство. Он также имеет право участвовать во внешней политике и принимать решения в экономической сфере. В абсолютной монархии государственные органы служат исполнению воли монарха и не имеют независимости в принятии решений. В сословной монархии государственная власть разделена между монархом и другими государственными органами, такими как парламент, судебная система, исполнительные структуры и т. Монарх является главой государства, но его полномочия ограничены законом и конституцией.
Прямой ее смысл заключается в следующем: те нормы, которые по конституции являются законами, или, другими словами, которые могут быть издаваемы не иначе как в законодательном порядке, должны быть издаваемы с согласия народного представительства. Смысл конституционного начала - не в определении предмета закона, а в определении законодательного порядка. Вопрос о предмете закона - и в частности, о том, все ли правовые нормы должны быть издаваемы в законодательном порядке,- не только не решается, но даже не затрагивается рассматриваемой конституционной нормой. Материальное понятие закона, как правовой нормы, регулирующей права и обязанности граждан,- построение теоретической мысли,- и притом исключительно германской теоретической мысли. И тем не менее на практике такое разграничение не вызывает никаких - или почти никаких - недоразумений. В самой Германии теория материального понятия закона впервые формулируется Лабандом в эпоху знаменитого в истории Пруссии бюджетного конфликта 1861-65 гг. Конституционное начало "законы издаются не иначе как с согласия парламента" , по мнению Лабанда, имеет исключительно в виду материальные законы - то есть правовые нормы, регулирующие права и обязанности граждан. Поэтому бюджет, не будучи материальным законом, при невозможности добиться его утверждения парламентом, вполне правомерно устанавливается в административном порядке. По существу, не только во Франции и Бельгии, но и в Пруссии и Австрии мы встречаемся на каждом шагу с правовыми указами то есть правовыми нормами, устанавливаемыми в порядке управления , исходящими от главы государства без какого бы то ни было на то уполномочия законодательной власти. В пределах закона, под условием непротиворечия ему, в порядке управления устанавливаются нормы, по своему материальному содержанию ничем не отличающиеся от законов. Для того чтобы примирить этот никем не отрицаемый факт с вышеизложенной теорией, германские публицисты прибегают к понятию так называемой общей а не специальной делегации. Из этого постановления конституции доктрина выводит всеобъемлющую делегацию права на издание самостоятельных указов - указов praeter legem, восполняющих правовое содержание закона. Вряд ли необходимо доказывать, что при таком неопределенном и широком понимании делегации она теряет значение конституционного принципа, разграничивающего материальную компетенцию законодательной и правительственной власти. Для той же цели германские публицисты, во главе с Лабандом, толкуют весьма широко понятие административных указов; к числу последних они относят указы, имеющие вполне и безусловно правовой характер. Противоречие между теорией и практикой, отмеченное выше, отнюдь не случайно; оно объясняется тем, что теория законодательной делегации указного права стоит в противоречии с природой правительственной власти в современных государствах. Господствовавшее некогда воззрение на правительственную власть как на исполнительницу законов давно уже отвергнуто наукой государственного права. В настоящее время никто не ограничивает правительственную деятельность механической функцией пассивного исполнения законов. Бесконечное множество изменчивых отношений государственной жизни не может быть охвачено системой устойчивых законодательных норм. Закон - по крайней мере, в огромном большинстве случаев - имеет общий характер; текущие явления государственной жизни сплошь и рядом бывают настолько индивидуальны, что не допускают законодательной регламентации, не могут быть подведены под общую норму. Законодательная норма, по общему правилу, предусматривает будущее; но явления государственной жизни слишком разнообразны и нередко слишком случайны для того, чтобы их можно было вполне и исчерпывающим образом предусмотреть и регламентировать законом. Законодательная машина неповоротлива и тяжела; она работает лучше, но медленнее правительственного механизма. Законодателю не угнаться за быстротекущей жизнью; поэтому правотворческая деятельность правительства, восполняющая пробелы законодательства, является безусловно необходимой. В частности, издание - разумеется, в пределах закона, под условием непротиворечия ему,- правовых указов необходимо признать естественной функцией правительственной власти. В положительном конституционном праве материальное разграничение законодательной и правительственной власти основано на следующих началах. Две области государственной деятельности отчетливо отмежеваны конституционным правом, во-первых, область исключительной компетенции верховного управления и, во-вторых, область исключительной компетенции законодательной власти. Первая область Vorbehalt des Verwaltungsacts определяется, прежде всего, соответственной главой конституционных хартий о существе королевской власти - и затем другими многочисленными постановлениями конституционного закона. Сюда, по общему правилу, относятся полномочия монарха в сфере военного и церковного управления, право созыва и роспуска палат, право утверждения и обнародования законов, право помилования, смягчения и отмены наказаний, право назначения должностных лиц, право заключения договоров, пожалования орденов и титулов, чеканки монет и т. Вторая область - область исключительной компетенции законодательной власти Verbehalt des Gesetzes - определяется также конституционным законом. К ней прежде всего относится ревизия самого конституционного закона, для которого в некоторых государствах установлен особый, более сложный порядок. Сюда же декларации прав относят регламентацию так называемых прав свободы - неприкосновенности личности и жилища, тайны корреспонденции, свободы передвижения, неприкосновенности собственности, свободы собраний и обществ, свободы печати, вероисповедной свободы и др. Вообще, по прямому смыслу деклараций, права свободы не могут быть ограничиваемы иначе как на основании постановлений закона. Точно так же не иначе как в законодательном порядке определяется порядок приобретения и утраты подданства, устанавливаются повинности, пошлины и налоги, реформируется уголовное, материальное и процессуальное право и т. Регламентация отношений гражданского права, согласно обычно-правовой норме, восходящей к эпохе абсолютных монархий, относится исключительно и всецело к компетенции законодательной власти. Если бы действительно на основании общего конституционного принципа все без исключения правовые нормы подлежали установлению в законодательном порядке, соответственные постановления конституционных и обыкновенных законов, предписывающие законодательный порядок для определенной категории правовых норм,- и в частности, декларации прав современных конституций - не имели бы никакого значения и смысла. Между областями исключительной компетенции властей законодательной и правительственной лежит средняя, нейтральная область - область конкурирующей деятельности той и другой. До тех пор, пока то или иное отношение общественной жизни остается нерегламентированным в законодательном порядке, его регламентация в порядке управления является не только возможной, но часто необходимой. Правовые указы - указы praeter, но не contra legem,- не нуждаются в делегации законодательной власти. Такая делегация необходима для издания чрезвычайных указов, ибо эти указы не только обладают преимущественной силой закона, но также вторгаются в область исключительной компетенции законодательной власти. Право издания правовых указов в соответствии с законами, то есть без противоречия им, является естественной функцией верховного управления. То, что в рассматриваемой области называется делегацией, правильнее называть поручением со стороны законодательной власти. Такое поручение не только не предоставляет правительству новых, ему не принадлежащих полномочий, но, напротив, ограничивает полномочия, принадлежащие ему. Оно обязывает правительство к изданию указа, который мог бы быть издан по его усмотрению. Оно определяет время издания указа, устанавливает пределы его действия, предписывает его содержание и форму. Поручение может иметь или не иметь места; во всяком случае, все то, что не должно быть регламентировано законом, может быть регламентировано правовым указом. С этим указом в рассматриваемой области конкурирует закон. Пользуясь правом инициативы, законодательная власть может любое отношение нормировать в законодательном порядке. По началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , всякое отношение, регламентированное законом, поскольку оно им регламентировано, изъемлется тем самым из сферы компетенции правительственной власти: только законом может быть отменен или изменен закон. Таким образом, в рассматриваемой области все, что регламентировано указом, может быть регламентировано законом; все, что регламентировано законом, регламентации указом не подлежит. После продолжительного существования представительного строя вопрос о разграничении властей законодательной и правительственной не представляет никаких затруднений. Все хоть сколько-нибудь существенные и важные явления государственной жизни успевают подвергнуться законодательной нормировке; поэтому дальнейшая их регламентация, по необходимости, становится делом закона. Но в начале конституционной эпохи такое разграничение является, в действительности, нелегкой задачей. Конечно, по началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , только законом может быть изменен закон. В частности, закон дореформенного строя, устанавливаемый волей монарха, не может быть изменяем иначе как конституционным законом. Вопрос заключается в том, какое из волеизъявлений монарха являлось законом в дореформенном строе? Не только у нас в России, но и на Западе, в начале конституционной эры, ни теория, ни практика не дают положительного ответа на этот вопрос. Действуя на ощупь, с завязанными глазами, государственная власть руководствуется тем весьма неопределенным представлением о законе, в материальном и отчасти формальном значении слова, которое сложилось в доконституционную эпоху. То, что считалось законом в абсолютной монархии, становится законом в монархии конституционной. С точки зрения конституционного права предмет закона определяется следующими тремя началами: началом исключительной компетенции законодательной власти в пределах, отмежеванных ей основными законами Vorbehalt des Gesetzes ; началом конкурирующей деятельности законодательной и правительственной власти по предметам, не входящим в состав так называемой прерогативы монарха; началом преимущественной силы законами Vorrang des Gesetzes во всех областях государственной деятельности, вообще. Отношение гражданства в конституционном государстве Подзаконность правительственной власти является необходимым условием правового характера отношений между властью и гражданином. В конституционном государстве отношение это является правоотношением - то есть отношением правового субъекта к правовому субъекту, а не властеотношением - то есть не отношением субъекта к объекту. Подзаконная правительственная власть определяется правом. Законодатель возлагает на нее определенные обязанности, предоставляет ей определенные права. Обязанностям правительственной власти соответствуют права, ее правам - обязанности подвластных. Подвластный в отношении к подзаконной правительственной власти является субъектом обязанностей и прав - правовым субъектом. В абсолютном государстве индивид - объект власти; в государстве конституционном - субъект прав. Прежде всего так называемые права свободы. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы - сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти не имеет и не может иметь места. Обязанности "невмешательства" государственной власти соответствует право на такое невмешательство индивида; право это, как всякое субъективное право, защищается судебным или судебно-административным иском; наличностью правопритязания фактическая свобода превращается в право свободы. Отдельные проявления этого права бесконечно разнообразны и многочисленны: все, что не запрещено индивиду, ему дозволено; и наоборот, все, что не дозволено власти, ей запрещено.
Абсолютная монархия: В абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью и контролирует все аспекты государственного управления. Он является верховным законодателем, исполнителем и судьей, и его воля является законом. Монарх принимает решения самостоятельно без ограничений со стороны парламента или других органов власти.