М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?
Опера «Хованщина» возвращается на сцену МАМТа
Он глубоко исследовал сюжет и характеры своих персонажей, старался проникнуть в человеческую психологию и создавал из разрозненных отрывков цельные образы. Ее дописывал по авторским материалам Николай Римский-Корсаков. Он же представил ее для постановки Дирекции императорских театров. На сценической судьбе оперы серьезнейшим образом сказались российские идеологические приоритеты конца XIX века. Сначала произведение не было допущено даже до рассмотрения: прежде всего чиновников смущало изображение церковных распрей. Первыми «Хованщину» воплотили артисты-любители из петербургского Музыкально-драматического кружка. Затем произведение вошло в репертуар «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова.
В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года. Мамонтова , в помещении театра Г. Солодовникова , 12 ноября 1897 года.
И при этом важна актёрская игра и самоощущение роли: в небольшом зале видно каждую деталь, но при этом, погружаясь в роль, нельзя забывать про технику. Эмоции от выступления и после него, конечно, несравнимы ни с чем, но и сам постановочный процесс — это что-то волшебное. Уже сегодня «Студенческая опера» под руководством Сергея Сидорова продолжает подготовку к концерту романсов, посвящённому юбилею Александра Даргомыжского. Мероприятие состоится 6 марта в Шаляпинском зале института искусств.
В роли раскольницы Марфы тогда выступали такие замечательные артистки, как Е. Збруева и Е. После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В. Петрову, с которым Шаляпин сам репетировал и ввел его на сцену в спектаклях 1912 года, поставленных петербургской труппой в Москве. Партию князя Хованского исполнял тогда К. Запорожец, Андрея Хованского — А. Однако самое первое выступление Шаляпина в роли Досифея состоялось много раньше, еще в 1897 году, на сцене частной Мамонтовской оперы в Москве.
Модеста Мусоргского поздравят «Хованщиной»
Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. Тему этой лекции автор и ведущий Николай Лисовой назвал «Хованщиной» по аналогии с одноимённой оперой Модеста Мусоргского, описывающей события того периода, к которому мы подошли в курсе телелектория. Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России.
Хованщина (опера)
Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Новости | весь раздел. Стала известна новая дата концерта Симфонического оркестра Мариинского театра и оперы «Хованщина».
Содержание:
- Telegram: Contact @mariinsky_theatre
- О мероприятии
- «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
- В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
О мероприятии
- Билеты на оперу «Хованщина»
- «Борис Годунов» и «Хованщина»
- Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
- «Борис Годунов» и «Хованщина»
- Валерий Гергиев: На сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь"
- Премьера оперы «Хованщина» в честь 150-летия Фёдора Шаляпина
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. Сцена из оперы «Хованщина» Государственного академического Мариинского театра. последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского. Хованщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей.
О мероприятии
- Спектакль Хованщина | | Билеты
- Опера «Хованщина» возвращается на сцену МАМТа
- Хованщина - опера в Москве - афиша, билеты |
- Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина»
Изображение предоставлено «Собака. С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви. Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи.
Больше, чем опера: в исполнении Мариинского театра она воспринималась как величественная молитва о Родине, полная трагических размышлений и предчувствий, но вместе с тем невыразимо прекрасная и духовно просветленная. Так, осенью 2023 года в Псковском кремле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», артисты балета, вокалисты и солисты оркестра постоянно становятся участниками разнообразных концертных программ Псковской областной филармонии. Знаменитая «Хованщина», которую в этот раз привез коллектив в Псков, ведет свою родословную от первой постановки на мариинской сцене в 1911 году. Хочется поблагодарить всех, кто проявил внимание к этой идее, к нашему желанию посвятить этому много времени». Масштабную эпопею народной жизни в эпоху смуты стрелецких бунтов коллектив Мариинки привез в Псков в рамках фестиваля «Гений места», который посвящен Мусоргскому и проводится в год 185-летия со дня рождения великого композитора. Из века в век эта опера не теряет своей актуальности.
Каждое поколение артистов по-своему переосмысляет музыкальные события «Хованщины», расставляя новые акценты, но сохраняя при этом преемственность в трактовке характеров. Мусоргский очень тщательно исследовал сюжет и психологию своих героев, среди которых есть как реальные исторические фигуры, так и вымышленные. В письмах композитора сохранились размышления о мотивах их поступков, построенные на глубоком знании истории и внутреннего мира человека. Драма народа Один из ярчайших образов оперы воплотил на сцене лауреат международных конкурсов Михаил Петренко. Начальник стрельцов, князь Иван Хованский в его исполнении - хитрый, властный, амбициозный, горячий, скорый на руку. Хованский захотел стать царем. Его спрашивают: "А правление какое? Мое, надеюсь"».
По словам солиста, талант Мусоргского — космический, искренний, глубокий. Глава раскольников Досифей в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Морозова полон искренней веры и мудрости, достоинства и сочувствия к людям, оказавшимся заложниками борьбы старого и нового, исторического, более того — духовного выбора Руси. Под стать Досифею — его духовная дочь Марфа. Екатерине Сергеевой удалось создать многоплановый и пластичный образ.
Одна из причин отказа — отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами.
Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории Римский-Корсаков создает «Псковитянку» и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого. В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения.
Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман. Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе.
Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой — «Хованщиной» — снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки» по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый» по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.
Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А.
Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти».
После стрелецкого бунта власть временно перешла к князю Ивану Хованскому. Этот период историки называют «хованщиной». Конечно, все бунты были жестоко подавлены, в конце концов, к власти пришёл законный наследник Пётр I.
В оперу органично вплетена, помимо исторической, любовная линия с главной героиней Марфой, которая со своим возлюбленным и всеми раскольниками встретила гибель в огне. Опера Мусоргского «Хованщина» была целиком и полностью перемещена на сцену Рязанского кремля из Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Приехала почти вся оперная труппа МАМТ, это первый выезд спектакля за пределы Москвы и первая постановка «Хованщины» на открытом воздухе. Это один из самых массовых спектаклей среди русских опер, почти 150 человек на сцене хор и солисты и 73 человека оркестра.