Биографии известных людей» Режиссеры» Биография Римаса Туминаса.
Содержание
- Начало жизненного пути
- Стала известна причина смерти Римаса Туминаса — умер в Италии
- Русская культура против культуры отмены: почему Римас Туминас увез Толстого в Израиль
- Режиссер Римас Туминас умер в Италии
- Римас Туминас биография. Литовский режиссер
Римас Туминас биография Режиссер
Именно на этой сцене Римас Туминас впервые открылся российскому зрителю в спектакле «Улыбнись нам, Господи». Мастер всегда повторял актерам, что играть надо по законам небес. Буквально три дня назад в беседе с Сергеем Шубом он планировал гастроли своих новых работ, которые поставил в израильском театре «Гешер». Последними спектаклями мастера стали «Сирано де Бержерак» и «Анна Каренина». Родившись в Литве, он был необыкновенно близок российскому зрителю.
В конце спектакля на большом белом полотне, развевающимся на сцене и напоминающим настоящий парус, отображались фотографии всех ушедших вахтанговцев и самого Евгения Богратионовича. Затем парус опускался вниз, и на сцене в несколько рядов стояла практически вся труппа театра.
Из сайта Театра Вахтангова о «Пристани»: «Это месса для молодых, продолжающих дело корифеев. Это месса для всех прихожан — зрителей. Это подношение театра — будущему» Стоит отдельно отметить премьеру спектакля «Царь Эдип», которая состоялась 29 июля 2016 года на сцене древнейшего из ныне действующих амфитеатров в Эпидавре Греция. Это совместный проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках перекрёстного года культуры России и Греции. А премьерный спектакль в Москве был сыгран накануне 95-летия Театра Вахтангова — 12 ноября 2016 года. К 100-летию театра был поставлен величайший спектакль за всю историю театрального искусства — «Война и мир» по роману Л.
События 19-го века настолько современны, настолько понятны нам, живущим в сегодняшних реалиях. На сцене минимум реквизита и одна декорация — огромная стена, в которой каждый зритель найдет свое олицетворение: она может стать и дубом, и третьим глазом, и живым персонажем, и той же громадной стеной. На первом плане в постановке актеры, их души: они не могут скрыться за партнерами, за декорациями. Достигнута вершина театрального искусства, когда все прозрачно, а между зрителями и сценой окончательно разрушена «третья стена». Это спектакль-эпоха, спектакль-жизнь, который можно пересматривать и каждый раз находить для себя что-то новое, а вместе с этим меняться внутренне, вырастать духовно. С «Войной и миром» театр объездил уже почти всю Россию, был на фестивале «Толстой» в 2022 году в Ясной Поляне под открытым небом.
Заключительный фестивальный показ спектакля прошел под ливнем и летающими молниями. А в скором времени отправится на гастроли в Китай. Римас Владимирович всегда говорил, что спектакли нужно играть ангелам на галерке, третьему глазу и часто цитировал французского поэта 16-го века Пьера де Ронсара: Весь мир — театр, мы все — актёры поневоле, Всесильная судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой. Когда Евгений Вахтангов в 1921 году выпускал свою знаменитую премьеру спектакля «Принцесса Турандот», то был тяжело болен. За день до премьеры провел полноценную репетицию, продолжавшуюся до ночи. После того, как все актеры ушли из театра, и Евгений Богратионович понял, что его никто не услышит, находясь в зрительном зале, стал громко кричать от невыносимой боли.
Как известно, на премьере режиссер так и не был, а затем скоропостижно ушел из жизни. Так и Римас Туминас выпускал «Войну и мир». Испытывал мучительную боль, лечился, снова возвращался в театр и продолжал репетиции.
Принявших участие в проекте, включая Римаса, попросили пофантазировать на тему, что бы те сказали, если бы по ту сторону трубки от них был Создатель вселенной. Осенью Туминас представил вниманию зрителей спектакль «Война и мир», посвященный 100-летию Театра им.
На сцене играли все поколения вахтанговцев. Римас Туминас: биография, личная жизнь, спектакли Римас Туминас — талантливый режиссер известных театральных спектаклей и постановок. За его плечами — десятки сложных драматических картин, таящих в себе яркий глубокий смысл и интенсивный колоритный сюжет. Какова творческая биография Римаса Туминаса? Чем примечателен его вклад в развитие отечественного театра?
Каковы его будущие режиссерские планы и проекты? Об этом можно коротко узнать из нашей статьи, посвященной творчеству, биографии, личной жизни Римаса Туминаса. Начало жизненного пути Это произошло зимой 1952 года, в Кельме — небольшом городке Шяуляйского уезда Литовской Советской Социалистической Республики. В семье простых рабочих из старообрядцев родился будущий режиссер Римас Туминас. В многочисленных интервью он не раз описывал свое детство — затерянный среди полей хутор, нищета и захолустье.
Жили без света и прочих привычных коммуникаций. Правда, потом появилось электричество — два часа в сутки работал генератор какого-то соседа. Однако воспоминания талантливого драматурга о своем детстве довольно приятные — свежий воздух, раздолье, беззаботность… Среди других радостных моментов Римас Туминас упоминает религиозные праздники, которые сопровождались не только шумным весельем и вкусными обедами, но и карнавальными переодеваниями, зажигательными представлениями и юмористичными розыгрышами. Возможно, уже тогда, маленьким мальчиком наблюдая за народной самодеятельностью, Римас захотел связать свою судьбу с театральной деятельностью. По воспоминаниям талантливого режиссера, с семилетнего возраста он стал устраивать короткие декламации, обучая соседских девчонок красноречивым и выразительным выступлениям.
Это были первые спектакли Римаса Туминаса, которые он, босоногий мальчуган, ставил в холодных сенях своего маленького дома. Начальное знакомство с театром В четырнадцатилетнем возрасте подросток впервые побывал в настоящем театре. Весь класс их сельской школы поехал в столицу на театральную постановку «Кот в сапогах». Как однажды признался сам Римас Туминас, спектакль ему не понравился. Во-первых, пьеса была слишком детской для парнишки, живущего самостоятельной жизнью.
К слову, к тому времени юный Римас уже работал киномехаником и жил отдельно от родителей. Во-вторых, эта пьеса была поставлена отвратительно. Актеры фальшивили, декорации страдали, происходящее на сцене казалось наигранным и… жалким. Другое дело — кино. Вот — настоящее искусство, вот — истинный прорыв в будущее!
Однако, несмотря на такое предубеждение к театру, в восемнадцатилетнем возрасте Римас Туминас поступил в Литовскую консерваторию, а затем окончил ГИТИС. Почему произошла такая перемена в мышлении молодого человека? Подлинное призвание А всему виной была первая любовь. Однажды на хуторе поселилась семья, состоящая из четырех образованных и интеллигентных женщин — матери и трех дочерей. В самую младшую как раз и влюбился наш литовский герой.
Она была самой миловидной, самой нежной, самой аристократичной. Однако через год возлюбленная будущего режиссера вместе со своей семьей уехала в столицу и не вернулась, оставив в сердце молодого парня неизгладимый след. Неразделенная любовь пробудила в его душе творческий потенциал — юный Римас стал сочинять стихи, петь романсы и мечтать о славе. Однако путь к известности был тернистым и нелегким. Сначала парень работал сварщиком и учился в вечерней школе.
Затем полетел в столицу, поступать учиться на режиссера. Уже в Вильнюсе, этом шумном и многолюдном городе, молодой человек встретил свою любовь. Он приехал к ней с душой нараспашку и розой в руках, а ее сердце оказалось уже занято. Тогда Римас Туминас решил стать известным театральным режиссером, чтобы девушка пожалела о том, от кого отказалась. Годы учебы в академии Конечно, учеба в академии была сложной и требовала стараний и усилий.
Поначалу молодой человек относился к ней несерьезно и легкомысленно. Конечно, он хотел прославиться, да и творческие стремления просыпались в его душе.
Неразделенная любовь пробудила в его душе творческий потенциал — юный Римас стал сочинять стихи, петь романсы и мечтать о славе. Однако путь к известности был тернистым и нелегким. Сначала парень работал сварщиком и учился в вечерней школе. Затем полетел в столицу, поступать учиться на режиссера. Уже в Вильнюсе, этом шумном и многолюдном городе, молодой человек встретил свою любовь.
Он приехал к ней с душой нараспашку и розой в руках, а ее сердце оказалось уже занято. Тогда Римас Туминас решил стать известным театральным режиссером, чтобы девушка пожалела о том, от кого отказалась. Годы учебы в академии Конечно, учеба в академии была сложной и требовала стараний и усилий. Поначалу молодой человек относился к ней несерьезно и легкомысленно. Конечно, он хотел прославиться, да и творческие стремления просыпались в его душе. С раннего детства юный литовец приобщался к искусству — рисовал, ваял фигурки, пел и декламировал стихи. Скорее всего, такой артистизм проявился в ребенке от матери — натуры творческой и неординарной, зарабатывающей на жизнь дизайном одежды и рисованием.
Остался Римас Туминас в академии только потому, что не захотел возвращаться ни с чем к себе в родную деревню, слышать за спиной чужие насмешки и пересуды. И правильно сделал, что остался. Только в процессе обучения ему открылась вся глубина и монументальность истинной драматургии. В академии молодой человек открыл для себя Чехова и его серьезную, душевную драматургию. Именно в вузе Римас Туминас начал сочинять небольшие, но яркие и психологические этюды. Юного литовца приняли, даже закрыв глаза на двойку по истории СССР. Всех поразил его неординарный талант и глубина внутреннего мира.
Первые постановки начинающего мастера Окончив обучение в Москве, Римас Туминас вернулся к себе на родину — в милую сердцу Литву, где и состоялся как талантливый режиссер-постановщик. Начиная с 1979 года Римас Туминас более двадцати лет проработал в столичном драматическом театре вначале простым режиссером, а затем художественным руководителем. Личное детище В 1990 году литовский постановщик организовал и возглавил собственный театр, названным Малым драматическим.
Русская культура против культуры отмены: почему Римас Туминас увез Толстого в Израиль
Годом ранее спектакль Туминаса «Генри и Эллен» репетировал Александр Домогаров, но режиссер остался недоволен работой артиста, и в итоге главная роль отошла Игорю Гордину. главный режиссер Национального драматического театра Литвы. В 1999 году Туминас покинул театр. Режиссер спектакля Римас Туминас, президент России Владимир Путин (слева направо, на первом плане) и художественный руководитель театра "Современник" Галина Волчек (слева, на втором плане) после спектакля "Горе от ума".
Вы точно человек?
В театре он проработал до 1999 года, осуществив за это время множество постановок, в числе которых "Царь Эдип" Софокла 1998 и "Ричард III" Уильяма Шекспира 1999 [ 23 ], [ 22 ]. Как приглашенный режиссер он работал в театрах России, Швеции, Исландии, Великобритании, Финляндии и Польши [ 23 ], [ 17 ], а его спектакли в разное время успешно участвовали в международных театральных фестивалях [ 22 ]. Вскоре после этого режиссера пригласил театр "Современник", и в 2000 году на его сцене состоялась премьера спектакля Туминаса "Играем... Отмечалось, что это была не первая московская постановка режиссера: еще в 1979 году в Драматическом театре имени К.
Станиславского Туминас поставил спектакль "Мелодия для павлина" по Освальду Заграднику [ 22 ], [ 23 ], [ 9 ]. В 2002 году в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова Туминас показал своего "Ревизора". Позднее, в 2006 году, режиссер стал одним из тех, кому дирекция театра предложила должность художественного руководителя еще при жизни Михаила Ульянова , который в этот период тяжело болел и оставался худруком театра лишь номинально.
Тогда Туминас от должности отказался, и лишь после смерти Ульянова в 2007 году дал свое согласие, став первым иностранным режиссером, возглавившим крупный государственный театр в России. Желая отстоять репертуарный театр, Туминас пополнил список постановок Вахтанговского театра классикой: в 2008 году [ 11 ], [ 10 ] состоялась премьера спектакля "Троил и Крессида" по Шекспиру, а в 2009 году [ 9 ], [ 8 ] режиссер поставил спектакль "Дядя Ваня" по Чехову [ 22 ], [ 13 ], [ 14 ], [ 12 ]. Литовского режиссера упрекали в том, "что его спектакли идут параллельно литературному материалу, что его работы — театральное сочинительство слишком по мотивам" [ 10 ].
Некоторые актеры в труппе были недовольны назначением Туминаса на должность художественного руководителя театра, считая, что с его приходом вахтанговские традиции начали умирать, и написали письмо министру культуры Александру Авдееву с просьбой уволить Туминаса. Однако этого не произошло, и контракт с режиссером был продлен до 2013 года. Тогда же министерство культуры наделило Туминаса неограниченными полномочиями в управлении театром, что впоследствии стало причиной нового конфликта, возникшего в 2010 году между директором театра и худруком.
В общей сложности Туминас осуществил более 50 постановок. Он был дважды женат. Первая жена — актриса Юрате Анюлите, вторая — актриса Инга Бурнейкайте. Дочь от первого брака Моника родилась в 1975 году — педагог, дочь от второго брака Габриэлла родилась в 1983 году — театральный режиссер. Жизни и творчеству режиссера посвящены документальный фильм «По пути к пристани» 2014, режиссер Рамуне Сакалаускайте и книга «Римас Туминас. Московские спектакли» 2015, автор Дмитрий Трубочкин.
Дальневосточники покидали зрительный зал не досмотрев и до средины. Этот Туманис на всю катушку уродовал русский театр! Спасибо СВО - освободила Россию от очередного театрального гастробайтера di f. Ждем на канале Культура боооольшой программы о жизни и творчестве прибалтийского крысеныша.
В 1978 году окончил в Москве режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. Первой режиссерской работой Римаса Туминаса стал спектакль «Январь» по пьесе Йордана Радичкова, поставленный в 1978 году в Государственном академическом драматическом театре Литовской ССР. В 2002 году по приглашению художественного руководителя Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Михаила Ульянова поставил на его сцене спектакль «Ревизор» по комедии Николая Гоголя. С 2007 года, после смерти Ульянова, возглавлял театр в качестве худрука.
Чужой среди своих В феврале 2022 года министр культуры Литвы Симонас Кайрис призвал уволить литовского режиссера Римаса Туминаса из Вильнюсского Малого театра за его работу в России. Литовский политик заявил, что не видит разницы «между уважаемым режиссером и пьяным российским солдатом, который лезет на чужую землю». Вместо того чтобы гордиться своим земляком и создавать ему все условия на исторической родине, его требуют уволить из театра», — театра имени Вахтангова Кирилл Крок. В Москве театральное сообщество пыталось всеми силами защитить режиссера от травли Запада. Однако Туминас впоследствии и сам решил отвергнуть своих российских коллег.
Режиссера не обманешь! Я вижу все, даже если не смотрю в глаза». Вместе с ним ушла эпоха, и мы были свидетелями этого золотого века Вахтанговского театра, свидетелями и соучастниками его взлета, были коллегами, были друзьями... Он очень многих в театре объединил вокруг себя, своих спектаклей, своего понимания театра.
Художественных Лидеров в российском театре подобного масштаба больше нет. Вы могли бы провести параллель между двумя духовными лидерами Вахтанговского - Евгением Богратионовичем Вахтанговым, и Римасом Туминасом - по масштабу влияния на развитие театра? Давайте так: Вахтангов провел со своими студийцами три года и поставил три спектакля, из них самым известным стал спектакль «Принцесса Турандот», благодаря которому наш театр состоялся, был преобразован из студии в государственный театр. А Туминас все-таки прожил с нами большую жизнь, пятнадцать счастливых лет, это тринадцать спектаклей, выпущенных Римасом с труппой театра. И тем, что сегодня имеет Вахтанговский театр, так или иначе мы обязаны именно Римасу Туминасу. Если на секундочку представить, что не было бы в репертуаре его спектаклей, то не было бы ни экономического взлета, ни творческого расцвета театра, не было бы новых открытых сцен, Дома Вахтангова во Владикавказе, международных гастролей - ничего бы не было! Потому что все благополучие Вахтанговского театра до сих пор строится вокруг этих знаковых спектаклей. Конечно, в какой-то степени это и знаковые спектакли Иванова, Бутусова, но, конечно, основа творческого наследия — это спектакли Туминаса. Какой спектакль шел 6 марта на сцене Вахтанговского?
Я, естественно, поехал в театр, шло третье действие «Войны и мир», и артисты уже узнали об уходе Римаса из социальных сетей. Я попросил не публиковать новость, пока не закончится спектакль, на что мне ответили: «Уже поздно, они знают». Как они доиграли это и без того очень сложное третье действие, одному Богу известно… Спектакль, который выстроен посекундно, мы в этот день играли на семь минут дольше, потому что актеры захлебывались в слезах на сцене. Как все глубоко символично. В тот вечер мы всем составом актеров, занятых в «Войне и мире», собрались в актерском фойе и до трех ночи говорили, вспоминали Туминаса, разговаривали с ним, каждый рассказывал свою очень личную историю, связанную с Римасом: как он репетировал, как делал замечания, как выстраивал роли, как показывал, как надо играть, как объяснял философию роли. Это был взорвавшийся вулкан, когда каждый считал нужным что-то сказать. А пока зрители выходили из театра, мы успели на медиаэкраны на нашем фасаде вывести фотографии Римаса. И меня поразило, что, когда я подъехал к театру из аэропорта, а было полдесятого вечера, шло третье действие, то у театра уже стояли люди с цветами, у памятника Вахтангову была зажжена свеча. Я пригласил их зайти в театр, спросив: «А что вы приехали?
И все девять дней весь наш фасад утопал в цветах. Мы вынимали засохшие цветы, но каждый вечер появлялись новые. Даже просто идя мимо театра и видя фотографии Римаса на экранах, люди покупали цветы в соседнем магазине на Арбате, отдавая дань памяти великому режиссеру мирового театра. Обычно так прощаются с артистами, которых очень любят зрители, с которыми связаны роли, фильмы, какая-то часть жизни, а чтобы вот так прощались с режиссером, которого уже два года не было с нами, я в театральной истории, в театральной практике, не помню. С одной стороны, мы все понимали, что конец предопределен, и Римас тяжело болен, но его уход стал личной трагедией для многих. Ему было тяжело дышать, ходить… Но было осознание, что где-то там есть Туминас, и, если что-то не получается у актера или мы не знаем, как что-то сделать, - мы всегда можем позвонить, а он всегда с открытым сердцем даст совет, прокомментирует, проведет онлайн-репетицию, или мы просто поговорим. Это была очень важная для театра вещь — да, его физически не было в театре, но он всегда оставался с театром, был абсолютно погружен в его жизнь. Многие актеры звонили ему, переписывались с ним, советовались, это происходило без моего участия. Когда позднее мы созванивались, он делился, мол, общался с одним, с другим.
«Разрушились связи, помутились рассудки». Как Римас Туминас борется с раком и клеймом предателя
А спустя какое то время министр культуры Литвы издал приказ, вообще запрещающий режиссеру Туминасу работать во всех театрах страны. В 1994 Туминас стал его главным режиссером, до того успев создать Малый театр Вильнюса и став его художественным руководителем. Биографии известных людей» Режиссеры» Биография Римаса Туминаса.
Римас Туминас: «У меня ещё впереди самое большое событие – смерть»
О персоне Биография Новости Отзывы. Умер советский и литовский театральный режиссер Римас Туминас, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова. О персоне Биография Новости Отзывы. В театре «Балтийский дом» на фестивале «Монокль» минутой молчания почтили память выдающегося театрального режиссера. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Режиссера Туминаса лишили правительственной премии Режиссер Римас Туминас уходит из Театра имени. / Фотография Римас Туминас (photo Rimas Tuminas).