Празднование масленицы давно уже стало хорошей и доброй традицией в нашем образовательном учреждении. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции.
«Сибирская Масленица» в Сухобузимском. Фоторепортаж со взятия снежного городка
Вчера, по доброй традиции на городском рынке специалисты Михайловского центра культуры провели концертную программу “Широкая Масленица”. Кулачные бои, хоровод, штурм снежного городка, бои стенка на стенку — какая же масленица обойдется без этого. Вчера, по доброй традиции на городском рынке специалисты Михайловского центра культуры провели концертную программу “Широкая Масленица”. Благодаря Масленичной недели ребята познакомились с традициями русского народа и зарядились отличным настроением. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику).
Сжигали стену и брали крепости: как прошла Масленица в России
15-17 марта проведена очередная акция "Дарю тепло" на тему проводов зимы "Масленица" | Вчера, по доброй традиции на городском рынке специалисты Михайловского центра культуры провели концертную программу “Широкая Масленица”. |
Масленица по-библиотечному | В Лапинской сельской библиотеке для участников женского клуба «Хозяюшка» прошли фольклорные посиделки «Гостья наша – дорогая Масленица!». |
Познавательно - игровая программа "Масленица" | Масленица «Блин, вот и весна» В разгар масленичной недели в Волгоградской областной библиотеке для молодежи состоялась празднование Масленицы! |
14 марта - Празднование Широкой масленицы | Вдоль площади развернулась яркая масленичная ярмарка, где свои поделки из ниток, фанеры, ткани и других подручных материалов представили жители сельских управ. |
В клубно-досуговых учреждениях Шумерлинского муниципального округа прошла Широкая Масленица
Конечно, с проводов зимы. Вот и в нашей школе Масленицу отмечали широко, радостно, с хороводами, играми-забавами и конкурсами 15 марта пятница Масленица - это встреча Весны и проводы Зимы, озорной и весёлый праздник. Весна несёт в себе жизнь, пробуждение природы, солнечный свет и тепло. Именно в честь Солнца в этот праздник пекут блины, ведь они круглые, жёлтые и тёплые, как солнце.
Не найти такого человека в России, который бы не любил этот праздник!
Главной гостьей праздника была кукла Масленица. Для нее ребята пели песенки про блины. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели,.
Какая Масленица без блинов? Все желающие могли угоститься на празднике вкусными блинами с горячим чаем. Сладкие угощения предоставлены ИП «С. Как положено на празднике: веселились от души все, от мала до велика. Радостные события, такие как народные праздники, гулянья, всегда украшали нашу жизнь. Масленица — это один из самых веселых народных мероприятий, которое завершает зимнюю череду праздников и предвещает о начале весны!
Дети соревновались в конкурсах: перетягиванию каната, бегу в мешках, кто дольше кинет валенок, кто быстрее принесет на ухватах чугунок, и в других забавах. Веселые хороводы, подушечные бои, ходьба на ходулях, беспроигрышная лотерея и другие народные игры раззадорили гостей, а в конце мероприятия было сожжено чучело Масленицы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое, заранее были написаны записки, которые сгорели вместе с чучелом. Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем. Жителей и гостей праздника ожидало театрализованное игровое представление с такими персонажами как Зима, Снеговик, Баба Яга, Весна, Масленица, Леший, Скоморохи и др. Звонкие, задорные народные песни, частушки поднимали настроение, а веселые хороводы, состязания, игры веселили публику. Главным атрибутом праздника стали блины, булочки, пироги, испеченные добрыми людьми, которыми угощали всех желающих. Закончилось гулянье традиционным сжиганием чучела Зимы, сделанное из соломы, наряженное в женскую одежду, под веселый хоровод. На площади около Россошинского сельского Дома культуры прошло уличное гуляние «Привет, Весна». Праздник прошёл в виде театрализованного представления. Баба Яга и Леший, которых никуда не зовут играть решили сами сделать себе праздник и устроили «Бег в мешках». Затем появились Марфушенька-душенька со своей Маманей и чтобы стребовать с Мороза жениха они придумали коварный план — украсть весну, и тогда зима останется и у Марфушки будет жених да побогаче. В итоге герои испугались гнева Зимы и вернули Весну, за что получили прощение и отправились обратно в сказки. Чтобы решить кто будет править, Весна и Зима просили помощи у зрителей и устроили перетягивание каната, в конкурсе конечно же победила команда Весны. Весна же пришла не одна, а с Масленицей, которая тоже приготовила для гостей много интересных конкурсов и забав. Состязания прошли по бегу в мешках, метанию валенка, поеданию блинов — до которых ещё и дотянуться нужно было, перетягивая друг друга, петушиных боях подушками, на масленичный столб закидывали связку бубликов, на выносливость держали вёдра с водой на вытянутую руку, соревновались в подъёме гири. За конкурсы и состязания участники получили хорошие призы, предоставленные администрацией Россошинского сельсовета. Для людей была организована торговля пирожками, блинами, пирожными, сахарной ватой и шашлыками, а Дом культуры при поддержке администрации сельсовета, организовал бесплатный чайный стол с горячим чаем, конфетами и бубликами. Александр Кунин катал ребят на коне, запряжённом в сани, которые сам же и украсил. Люди водили хороводы, подпевали артистам и танцевали. Мальчиши-силачи поднимали гирю и подкреплялись блинами. Под «Рукавицы барановые» играл детский шумовой оркестр на ложках, трещотках. Большой хоровод водили всем селом! В проведении Масленицы активное участие приняли: театральная студия «Позитив», детская вокальная студия «Радость». После уличного действия детей ожидал в Старобелокурихинском сельском Доме культуры тематический просмотр мультфильма «Снегурочка» и викторина. Организаторы праздника выражают благодарность за оказанную помощь Старобелокурихинскому сельсовету, в лице Н. Петиной, и неравнодушным односельчанам, оказавших помощь в подготовке и проведении мероприятия. В Нижнекаянче на проводах зимы не было отбоя от желающих прокатиться в санях, запряженных с тройкой красивых лошадей. Для детей были устроены веселые конкурсы и забавы, особенно повеселись дети шагая на ходулях. По ходу театрализованного действия Скоморохи в ярких костюмах веселили собравшихся своими чудачествами.
Калтасинцы с песнями и плясками зиму провожали – весну встречали
Праздник Масленицы «Прощай, Масленица, прощай, широкая! Народ его всегда любил и называл «касаточка», «сахарные. Фотоотчет о празднике «Масленица шумная, веселая, озорная! Снег кружится, снег ложиться, Снег! Рады снегу зверь и птица.
И, конечно человек. Фотоотчет о празднике к 8 Марта в детском саду Уважаемые коллеги! С праздником 8 Марта поздравляю всех женщин и предлагаю вашему вниманию фото-отчет о праздничном утреннике, посвященному. Масленица в детском саду.
Во дворе нашей школы педагог-организатор Иванова О. Затем зазывалы нашего праздника — Южакова Карина и Фалалеева Оксана провели конкурсную программу и пригласили детей на веселый хоровод возле Масленицы. Наш праздник был пропитан народным колоритом: русские народные мелодии, пляски и хороводы, игры и забавы.
Повсюду царила атмосфера радости и веселья.
С чего начинается весна? Конечно, с проводов зимы. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Масленица — самый веселый, шумный, любимый народный праздник. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы.
Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным. Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек. Так что размах празднования был велик. Гулять на славу на Руси в этот праздник продолжали, и сегодня традиция продолжает жить. А еще с XIX века появилась традиция кулачных боев. Она пошла от языческих верований о связи Масленицы и будущего урожая. По легенде, сила участников противостояний переходила к пшенице. В хороводах участвовали только статные парни, и это способствовало по поверью росту льна. А бражничанье в данный период времени увеличивало приплод скотины. Так что это праздник, в котором тесно сплелись многие народные русские верования.
Масленица по-библиотечному
Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху. Фотоотчет «Масленица в детском саду» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию фото отчет о праздновании "Масленицы" в нашем ДОУ. К 10 часам утра родители с детьми собрались. Праздник Масленицы «Прощай, Масленица, прощай, широкая! Народ его всегда любил и называл «касаточка», «сахарные. Фотоотчет о празднике «Масленица шумная, веселая, озорная!
Снег кружится, снег ложиться, Снег! Рады снегу зверь и птица.
Массовое мероприятие проходило на прилегающей к СДК территории. Весёлые скоморохи завлекали участников в игры, забавы, конкурсы, хороводы. Все присутствующие угощались горячим чаем, блинами, пирогами. С интересом прошёл конкурс поедания блинов между тёщей и свекровью, традиционные «петушиные бои», перетягивание каната, бег в мешках, конкурс гиревиков и другие.
В завершении праздника по традиции было сожжено чучело, символизирующее прощание с «Зимой» и приход «Весны». На площади Владыкинского сельского дома культуры прошло театрализованное представление «Прощай, Зимушка-зима! Владыкино — Конева А. Также в нём приняли участие сказочные персонажи Леший краевед-любитель — Карасёв А. Владыкино — Ширшова М. Чествуя Масленицу, все присутствующие водили хороводы, пели частушки, состязались командами в русских народных играх, мерились силушкой богатырской.
Жители села могли не только сфотографироваться с настоящим русским дровяным самоваром, но и угоститься вкусным горячим чаем с баранками и главным символом праздника — блинами. Проводы зимы увенчались символическим сожжением чучела, как знака окончания зимы и встречи весны. В Васильевском сельском клубе совместно с библиотекарем Васильевской сельской библиотеки при материальной поддержке индивидуальных предпринимателей Ефимоновой О. Н, Захаровой Е. Мероприятие прошло шумно, весело, под народные мелодии. Гостей угощали вкусными горячими блинами.
Провожали зиму с хороводами, играми, народными забавами, плясками, песнями, частушками. В селе Макарово состоялся праздник «Широкая масленица». Мероприятие получилось весёлым, разнообразным и очень красочным. Работники библиотеки и Дома культуры подготовили интересную программу с театрализацией и конкурсами. Был накрыт богатый стол с самоварами, блинами с икрой, мёдом, вареньем и сметаной. Многие односельчане пришли на праздник наряженные в русские сарафаны и платки, что так же создавало общую праздничную атмосферу.
В проведении праздника участие приняли все организации, находящиеся на территории села. Еланская сельская библиотека совместно с сельским домом культуры провели проводы зимы «Масленица!
Праздник удался на славу. Сотрудники Юманайского сельского Дома культуры совместно с работниками библиотеки 25 февраля организовали выездной праздник масленицы в стационарное отделение Шумерлинского КЦСОН в д. Кадеркино для людей старшего поколения. В последний день Масленицы, в Прощенное воскресенье, 26 февраля в Юманайском сельском доме провели масленичное гуляние — «Масленица идёт. Счастье и радость будет». Программа праздника выдалась насыщенной и необычной.
Веселые песни в исполнении вокального ансамбля «Мерчен», Владимира Тимофеева и Зои Павловой, Вячеслава Петрова никого не оставили в стороне. Веселые игры и конкурсы пришлись по душе всем присутствующим. Как положено на празднике, дети и взрослые от души веселились: водили хоровод вокруг Масленицы. Мероприятие прошло в очень дружной, веселой обстановке. В завершение было сожжено чучело Масленицы — как символ прощания с зимой и встречи весны. Жители деревни Шумерля проводили зиму и сожгли чучело Масленицы 26 февраля в Шумерлинском сельском клубе. Жители приняли участие в народных забавах, а также сожгли соломенное чучело, символизирующего зиму. Так как Весна решила наступить прямо во время празднования, и пошел настоящий сильный ливень, проведение мероприятия было решено оперативно перенести в здание Шумерлинского сельского дома культуры.
Силами работников культуры и активных жителей деревни был организован настоящий весёлый праздник проводов Зимы: в гости пришли Баба Яга с Кикиморой искать последней жениха. Юные гости с большим удовольствием принимали участие во всех конкурсах и забавах, угостились блинами с горячим чаем.
Было очень весело, интересно как младшему поколению, так и взрослым. Масленичные задоринки «Масленицу встречаем, зиму провожаем» состоялись 3 марта в Паршиновской сельской библиотеке. С шутками, песнями, играми, плясками вспомнили школьники названия дней недели. В понедельник-"встречу" нарисовали мелком чучело "боярыни Масленицы", во вторник- "заигрыши" - в играх притопывали и прихлопывали под песню, в среду-"лакомку" разгадывали загадки, читали скороговорки, рассказывали докучные сказки, а в "разгульный" четверг - состязались в соревнованиях. Интересно было узнать, почему воскресенье называют "прощеным днем". С удовольствием послушали рассказы М. Зощенко "Веселая масленица".
По окончании мероприятия школьники ответили на вопросы викторины, рассказали стихотворения об этом чудесном празднике.
Проводы Масленицы
Благодаря Масленичной недели ребята познакомились с традициями русского народа и зарядились отличным настроением. Медведь рассказал детям об играх в масленичную неделю. Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Развлечения - 27 февраля 2023 - Новости Уфы - В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают ица-праздник, который о.
Масленица хороша – широка её душа
В масленичных гуляниях приняли участие обучающиеся 1 - 9 классов. Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Как положено на празднике веселились от души, гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Ребята с большим удовольствием слушали народные масленичные мелодии и песни, участвовали в веселых конкурсах, водили хороводы, исполняли частушки, декламировали стихи. В этот день повсюду царила атмосфера радости и веселья.
Огарёва В 2019 году в Мордовском государственном университете им.
Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
Масленица по-библиотечному 27 февраля 2023, Понедельник 06:02 Просмотров: 1120 Масленица — один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, блинами и чаепитиями, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. Считалась, что чем сытнее и веселее пройдет праздник, тем богаче будет год.
Библиотеки Волгодонска стали участницами этого замечательного народного праздника. В модельной центральной библиотеке начало масленичной недели отметили фольклорно-игровой программой «Масленица широкая, веселая, удалая…».
С давних времён Масленица самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Мы зовём к себе тех, кто любит веселье и смех! Ждут вас игры, забавы и шутки!
Масленица в ВОБМ
Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться.
Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить.
Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл.
Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер.
В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.
Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни.
И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания.
То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному.
Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания.
Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца.
А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.
Русичи, поскупившиеся на угощение, считались обреченными на печаль и нищету. Если блины не задавались, плохо пропекались, были некрасивыми, это сулило болезни, трудности. Занимаясь выпечкой, хозяйки понимали: надо думать о хороших делах. Они старались угодить каждому, кто тянул руку за блинчиком. У хозяюшек были свои рецепты блинов, которые они держали в тайне. Одни добавляли в привычное тесто яблоки, другие — картофель, третьи — творог, кукурузу или орехи.
Свои фирменные рецепты есть и у сотрудниц сетевого издания «Учительская газета». Таить их от читателей никто не собирается: вдруг кому-то пригодятся и доставят радость. Масленица это одобрит. Ингредиенты: 1 яйцо, 1 ст. Приготовление: Яйцо взбить с сахаром и солью, добавить кипяток, молоко и муку. Можно добавить растительное масло, а можно и не добавлять. В процессе приготовления теста его нужно постоянно взбивать. Жарить блины на разогретой сковороде, смазанной маслом. Блины «Роскошные».
Ингредиенты: 3 яйца, 1 ст. Приготовление: белки отделить от желтков. Молоко подогреть, добавить соль. Сахар растереть с желтками, затем соединить с молоком. Белки взбить в пену. В молоко добавить кефир. Соду погасить ложкой кефира или теплого молока и добавить в тесто. Затем начать добавлять понемногу муку, доведя блинную смесь до консистенции сметаны. Ввести в смесь растительное масло, взбитые белки.
Выпекать на раскаленной сковороде, смазанной маслом. Светлана Лобова: Рецептов блинов у меня нет — готовлю их на глаз. Но есть рецепт очень вкусных оладушек. Ингредиенты: молоко — 1200 мл, мука —1450 г, дрожжи — 2 пакетика по 11 г, яйца — 7 шт, сахар — 10 ст. Из этого количества получится примерно 40—45 оладушек. Теста будет много, поэтому посуда для будущих оладушек должна быть большой. Я использую 9-литровую кастрюлю, тесто поднимается почти до краев. Процесс приготовления: сначала поставим опару. Для этого надо подогреть молоко до состояния, когда оно станет чуть теплее температуры тела.
В него всыпать часть сахара 8 ст. После того, как тщательно вымесим молочную смесь, в нее постепенно нужно ввести муку. Лучше сделать это хотя бы в 4—5 заходов, просеивая муку и хорошо перемешивая. На последних этапах можно использовать миксер с насадками-крюками. Получившуюся массу накрыть полотенцем или не до конца — крышкой от кастрюли.
С большим желанием приняли участие в конкурсе «Самый лучший блиноед». Организаторы праздника постарались создать настроение всеобщего торжества и веселья, доставить детям радость. В завершение праздника все присутствующие угощались ароматными блинами с чаем и сладостями.
Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы.
Прощай, Масленица!
Весёлый масленичный концерт продолжался более трёх с половиной часов. В конце масленичной недели в библиотеке прошла познавательно-игровая программа "Мы масленицу встречали, в библиотеку зазывали". Масленица — древний славянский праздник, веселые проводы зимы, призыв к весне, а блины — непременный атрибут, символ солнца, которого так не хватает зимой. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают ица-праздник, который о. Неподдельный восторг от разительного отличия Бакшевской Масляницы от казенных маслениц во дворах города.