Новости советский тыл

Советская культура в конце 20-начале 30 гг.

Решение продовольственной проблемы в Красной Армии

  • Мотор — сердце авиации
  • Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
  • Советский тыл в годы войны: единство с фронтом
  • Всё для Победы

1. Советский тыл в 1942 году

Сложно сказать, существовал ли Союз инвалидов войны на самом деле: Кожва был своего рода столицей Печжелдорлага — Печёрского железнодорожного лагеря, заключённые которого строили магистраль на Воркуту. Как раз после войны в Кожву прибыло несколько этапов окруженцев, то есть солдат Красной армии, которые в первые годы войны прорывались из котлов к своим, а уже после войны были причислены к "изменникам Родины". Среди окруженцев было немало и инвалидов. Возможно, что чекисты просто придумали "инвалидскую" организацию, желая показать, что от суровых приговоров по антисоветским статьям не спасут никакие прежние военные заслуги и увечья. Также в стране прогремел и анекдотический процесс против профессионального мошенника Вениамина Вайсмана из Житомира. Вениамин Вайсман. В период с 1933-го по 1944-й Вайсман был 13 раз судим за побеги из мест заключения". Наконец, в 1944 году Вайсман был этапирован в Печёрские лагеря на строительство железной дороги. Он снова убежал, но на этот раз неудачно: после нескольких суток блужданий в лесах он отморозил ноги и руки.

В конце концов его нашёл конвой. Солдаты доставили его в центральный изолятор Печёрских лагерей, где фельдшер отрезал ему обе ноги и несколько пальцев на левой руке. После чего безногого жулика отпустили на волю — по июльской амнистии 1945 года. С карьерой карманника было покончено, и Вайсман стал мошенником. Он купил офицерскую форму с капитанскими погонами, знакомые фальшивомонетчики сделали ему поддельные документы, орденские книжки и даже две медали "Золотая звезда Героя Советского Союза". И новоиспечённый "герой войны" начал обивать пороги начальственных кабинетов, требуя "справедливости": денег, одежды, еды, жилья. Расчёт Вайсмана был точен: высокопоставленные чиновники ранга начальника управления, замминистра, министра имели бронь от призыва на фронт. При виде инвалида войны, да ещё и дважды героя, у них возникало какое-то подсознательное чувство вины и раздражения из-за того, что они сами не могут поддержать все эти "окопные" воспоминания о боевом братстве, и поэтому им всем хотелось побыстрее избавиться от посетителя.

А как проще всего это сделать? Да просто задарить "героя", откупиться. В это трудно поверить, но Вайсман за два года успел обмануть около полусотни чиновников, причём среди обманутых были и сами наркомы. Согласно данным следствия, в результате своих походов Вайсман получил свыше 50 тысяч рублей наличными и товаров на сумму 100 тысяч рублей, а также ордер на квартиру в Киеве, направление на регулярные лечебные процедуры и ножные протезы новейшей конструкции. В 1947 году обнаглевший Вайсман пошёл по второму кругу — и был арестован. Суд дал ему девять лет лагерей, причём советские газеты, писавшие о процессе, открытым текстом предостерегали всех инвалидов войны от хождений по инстанциям: дескать, теперь каждый такой посетитель будет браться на особый учёт. Операция "Инвалид" Воспитательные меры подействовали: в 1948 году нищие инвалиды действительно ненадолго исчезли с улиц советских городов. Но постепенно всё вернулось на круги своя.

И в 1951 году Сталин постановил радикально решить проблему, поручив всех инвалидов войны, пойманных за попрошайничеством, добровольно-принудительно расселить по интернатам закрытого типа. Уже в следующем году министр МВД отрапортовал о задержании 156 817 человек, занимавшихся нищенством, в 1953 году за "паразитический образ жизни" было задержано 182 342 человека. Воспитанники детского дома для сирот-инвалидов в тылу в СССР. При этом, разумеется, дома инвалидов войны располагались в отдалённых, скрытых от глаз людских местах, чаще всего в заброшенных монастырях: Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком Воскресенском, в Нило-Сорской пустыни... Например, инвалидов из Москвы свозили в закрытый Климовский Покровский монастырь и в Ногинск Богородск , где палаты для безногих фронтовиков находились в бывшем лагере для немецких военнопленных "Оранки-74", до этого — Оранском мужском монастыре. Условия содержания фронтовиков, впрочем, мало чем отличались от лагерных. Для предотвращения самовольных уходов из домов инвалидов и престарелых лиц, не желающих проживать там, и лишения их возможности заниматься попрошайничеством часть существующих домов инвалидов и престарелых преобразовать в дома закрытого типа с особым режимом... Именно здесь было целое отделение для "самоваров" — так несколько цинично в то время называли людей, потерявших обе руки и ноги.

Валаамские отшельники Вопреки всем слухам, Валаамский дом инвалидов всесоюзного статуса не имел и обслуживал пациентов из Карело-Финской ССР, Ленинградской области и соседних регионов. То есть на Валааме нашли своё пристанище бывшие герои Ленинградской блокады и жестоких боёв на Невском пятачке. Персонал филиала дома инвалидов. Никольский скит. В январе 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда он получил осколочное ранение в позвоночник и с тех пор стал почти полностью парализован. Отказался возвращаться домой. Или морской пехотинец Балтийского флота Александр Амбаров, ветеран двух войн — советско-финской и Отечественной. Воевал в Карелии с финнами, был ранен, обморозил обе ноги, потом сражался на Невском пятачке.

Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии. События этих героических времен отражены в фотографиях граждан СССР, воюющих на фронте, трудящихся в тылу, освобождающих Советский Союз и Восточную Европу. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу.

Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны доказал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне. В-третьих, было показано, что, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств. Сталин сказал заместителю наркома обороны СССР — начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла. Но снабжение фронта — это прежде всего подвоз! Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 65 млн т горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража.

Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 млрд км, что эквивалентно свыше 60 тыс. В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материальных средств войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее. В начале 1942 года 33-я армия под командованием авторитетного командующего Н. Ефремова не смогла выполнить поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами. А в октябре-ноябре 1942 года командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград, генерал В. Чуйков телеграфировал заместителю начальника Тыла Вооруженных Сил генералу В. Виноградову: «Не шлите мне фуфайки и телогрейки, мы и без них в окопах обойдемся. Шлите, в первую очередь, боеприпасы».

В-пятых, Тыл решал не только задачи по обеспечению действующей армии всем необходимым для успешного ведения боя, но и народно-хозяйственные задачи, которые выполнялись неразрывно как в интересах всей страны, так и ее Вооруженных Сил. Это Тыл Вооруженных Сил построил нефтепровод по дну Ладоги и обеспечил продовольствием население в числе прочих мероприятий, позволивших жителям блокадного города выстоять в нечеловеческих условиях существования. Тогда норма обеспечения хлебом была снижена до минимума, необходимого для поддержания жизни человека. Она составляла: для рабочих и инженерно-технических работников — 250 г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей — по 125 г. Всего за годы войны было построено свыше 120 тыс. В-шестых, Тыл Вооруженных Сил принимал активное участие в оказании помощи населению освобожденных стран Восточной Европы продовольствием и другими необходимыми материальными средствами. По решению советского правительства, народам Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Германии, освобожденных от фашизма, из запасов Красной Армии было выделено свыше 900 тыс. Красноармейцы раздают еду жителям Берлина И, наконец, важную роль в организации деятельности Тыла в течение всей войны играл тот факт, что во главе вновь созданного централизованного и маневренного Тыла Вооруженных Сил бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, военачальник со стратегическим мышлением — генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв.

Характеризуя отношение И. Сталина к отдельным военачальникам, Г. Жуков отмечал: «Нельзя не сказать здесь доброе слово о А. Хрулёве, с мнением которого Верховный очень считался и часто с ним советовался по широким вопросам снабжения войск». Следует добавить, что его уважал лично Маршал Г. Жуков и другие видные военачальники. В послевоенный период многое для развития и дальнейшего совершенствования тыловых органов и служб сделали: выдающийся полководец Маршал Советского Союза И. Баграмян и Маршал Советского Союза С.

С учетом складывающейся геополитической обстановки и с переходом страны на рыночные условия перестраивался и Тыл Вооруженных Сил, которым с 1997 по 2008 год руководил начальник Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В. Теория материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь органичной преемницей теории системы тылового обеспечения советских Вооруженных Сил, представляет собой составную часть военной науки и опирается на результаты исследований в области строительства обеспечивающих систем, организации всестороннего обеспечения войск и сил флота, управления, обучения и воспитания воинов. В свою очередь, выводы и рекомендации теории материально-технического обеспечения Вооруженных Сил влияют на соответствующие области военной науки, способствуя их дальнейшему развитию. В настоящее время система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил сформировалась как единый комплексный механизм, способный выполнять поставленные задачи. Эффективность материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной степени зависит от уровня развития форм и способов применения сил и средств МТО, их технической оснащенности и способности адекватно реагировать на вызовы и угрозы современности. Как говорят обыватели, «генералы готовятся к прошедшей войне». Мы, безусловно, учитываем опыт предыдущих войн, но исходим при этом из современных реалий. Анализ вооруженных конфликтов последних двух десятилетий с участием вооруженных сил ведущих государств показал, что основные усилия на начальном этапе их эскалации направлены как на уничтожение живой силы, вооружения и техники, так и на разрушение объектов их экономической, военной инфраструктуры, и главным образом коммуникаций.

Поэтому заблаговременное, тщательное и всесторонне продуманное планирование основных мероприятий, нацеленное на упреждающее развертывание системы материально-технического обеспечения войск сил и обеспечение их всем необходимым, является сегодня одним из ключевых факторов успеха в современных военных конфликтах. Первое — обеспечение постоянной боевой готовности Вооруженных Сил, которое реализуется выполнением задач: - ввода в эксплуатацию современных образцов вооружения и военной техники; - ремонта и технического обслуживания вооружения и военной техники; - разработки перспективных образцов вооружения и военной техники и принятия их на вооружение. Второе — оперативная и боевая подготовка соединений частей, организаций МТО, включающая в себя: - проведение учений по материально-техническому обеспечению войск сил ; - проведение конкурсов по специальностям МТО. Третье — оперативное оборудование территории Российской Федерации, которое реализуется за счет выполнения задач: - создания современной системы хранения ракет и боеприпасов; - создания современных производственно-логистических комплексов; - ремонта автомобильных и железных дорог Минобороны России; - создания в военных городках универсальной цифровой платформы инвентаризации, учета и контроля состояния всех видов энергоресурсов. В целом мероприятия развития системы материально-технического обеспечения планируются и проводятся на основе приоритетных задач, стоящих перед Вооруженными Силами.

Путь к Победе", рассказывающая о труде молодых людей в тылу в военное время, начала работу в Самарском госуниверситете.

Она продлится до 30 июня. Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии.

Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре

Советское общество в начале войны Вероломное нападение захватчиков на следующий день после того, как в школах прошли выпускные вечера, стало большим потрясением для советских людей. В первые месяцы войны народ еще верил в лозунги правительства в кратчайшие сроки устранить агрессора, но оккупированная территория все расширялась, а граждане понимали, что освобождение от фашистов зависит не только от действий власти, но и от них самих. По мере продвижения немецких захватчиков вглубь страны становились более наглядными, чем любая агитация, зверства, которые совершали нацисты на оккупированных территориях. Советский народ перед угрозой смертельной опасности быстро объединился в единую армию, которая всячески сражалась с фашистами не только на линии фронта, но и в тылу. Перевод экономики на военные рельсы В конце июня 1941 года правительство приняло первый военный план, который был попыткой переориентировать экономику на ведение войны. Программа производства техники, если сравнивать с довоенным планом, была увеличена на четверть. В список ударных строек вошли предприятия химической и металлургической промышленности, электростанции и железные дороги, заводы, выпускающие военную продукцию.

Важнейшие в экономическом плане районы страны на тот момент уже были захвачены врагом. В восточные районы, то есть в советский тыл, в годы Великой Отечественной войны в срочном порядке эвакуировались сотни промышленных предприятий. Уже к зиме 1941-го на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию перемещены были более 1500 предприятий и десять миллионов человек. На новом месте нередко разворачивали производства прямо под открытым небом. Труженики советского тыла в годы войны кратко о них будет рассказано далее работали на нужды страны, не дожидаясь, пока будет возведена крыша над головой. Так ли важен был ленд-лиз?

В 1941-1942 годах важную роль сыграла помощь США. Поставки техники, медицинских препаратов и продовольствия по ленд-лизу не имели решающего значения, но определенным образом помогли советскому тылу в годы войны. Краткая справка: ленд-лиз — государственная программа поставки Соединенными Штатами своим союзникам техники, боеприпасов, сырья, медикаментов и других стратегических товаров. Героизм тружеников тыла Все достижения экономики в военные годы опирались на самоотверженный труд советских людей.

После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года тревожным набатом зазвучали слова священной песни — призыва «Вставай, страна огромная! Война стала народной. Наши воины героически сражались на фронтах Великой Отечественной, наши труженики ковали победу в тылу. Дети, женщины, старики, военные специалисты, люди, не подлежавшие мобилизации, были призваны на трудовой фронт, работа на котором была равна подвигу. В тяжелейших условиях они растили и убирали хлеб, строили заводы, выпускали снаряды, танки, самолеты, одевали наших солдат и офицеров, перестраивали науку на военные нужды.

С августа 1941 г. Это продолжалось до мая 1942 г. Остальным традиционный русский напиток разрешался десять дней в году, по праздникам. Наибольшей известностью пользовались консервы SPAM, состоявшие из колбасного фарша. А вот наиболее вкусными признавались консервированные свинина и говядина, изготовленные в Америке по советским ГОСТам. Все эти консервы по ленд-лизу были окрещены солдатами «вторым фронтом» с явным намеком на запаздывающую военную помощь от союзников, предпочитавших откупаться продуктами. Острота проблемы вынудила правительство попросить помощи у стран-союзников по антигитлеровской коалиции на трехсторонней конференции в Москве, проходившей в сентябре 1941 г. Советским людям более всего из ассортимента поставок запомнились мясные консервы. Их было поставлено в страну более 664 т.

Ключевым поставщиком консервированного колбасного фарша и тушенки была фирма SPAM. Выпускавшиеся консервы упаковывались в полукруглые или квадратные жестяные банки с ключом-открывалкой. Консервы, не пользующиеся особым спросом в Соединенных Штатах, прекрасно реализовывались в ходе войны, получив мировую известность.

Рост производительности труда обеспечивался как путем увеличения выработки в единицу рабочего времени - за счет рационализации производства, так и путем увеличения рабочего времени - за счет сокращения его потерь и увеличения сверхурочных работ. Только в 1944 г. Наряду с ростом производительности труда существенно снизились затраты при выпуске важнейших видов вооружения. Экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941 - 1944 гг. Только за счет экономии материалов и денежных средств танковая промышленность дала фронту за последние три года войны свыше 25 тыс. Характерно и то, что в расчете на 1 млн. Таким образом, советская экономическая система в годы военных испытаний продемонстрировала явное преимущество, практически доказав свою высокую эффективность, способность рационального использования всех видов ресурсов, полной мобилизации всех элементов социалистического расширенного воспроизводства на достижение конкретной задачи в экстремальных условиях. Горбачев на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война потребовала героических усилий от работников сельского хозяйства, призванных обеспечить фронт и тыл достаточным количеством продовольствия, а промышленность - сырьем. Это была задача важнейшего экономического и политического значения. Решалась она в сложнейших условиях. С началом войны численность трудоспособного населения в деревне резко сократилась. Сотни тысяч колхозников были мобилизованы в Действующую армию. Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах. В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г. В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г. Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

Наследие 03 июля 2020 «Все для фронта, все для победы! Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Все для победы! До войны Советский Союз значительно уступал Германии по промышленному производству и техническому обеспечению. К тому же Германия контролировала материальные ресурсы значительной части континентальной Европы. Однако и Советский Союз имел некоторые преимущества: наличие огромной территории, богатые природные ресурсы, трудолюбивый и патриотично настроенный народ.

Чтобы воспользоваться этими преимуществами, руководству страны надо было перестроить экономику для работы в условиях военного времени.

Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг. Организаторами круглого стола выступили Академия физической культуры, Гродековский музей и Российское историческое общество РИО. Белкиным была проведена экскурсия по выставке «Шкулин. Маньчжурская операция».

Все народное хозяйство СССР было в короткое время переориентировано на нужды фронта. Советское общество в начале войны Вероломное нападение захватчиков на следующий день после того, как в школах прошли выпускные вечера, стало большим потрясением для советских людей. В первые месяцы войны народ еще верил в лозунги правительства в кратчайшие сроки устранить агрессора, но оккупированная территория все расширялась, а граждане понимали, что освобождение от фашистов зависит не только от действий власти, но и от них самих. По мере продвижения немецких захватчиков вглубь страны становились более наглядными, чем любая агитация, зверства, которые совершали нацисты на оккупированных территориях.

Советский народ перед угрозой смертельной опасности быстро объединился в единую армию, которая всячески сражалась с фашистами не только на линии фронта, но и в тылу. Перевод экономики на военные рельсы В конце июня 1941 года правительство приняло первый военный план, который был попыткой переориентировать экономику на ведение войны. Программа производства техники, если сравнивать с довоенным планом, была увеличена на четверть. В список ударных строек вошли предприятия химической и металлургической промышленности, электростанции и железные дороги, заводы, выпускающие военную продукцию.

Важнейшие в экономическом плане районы страны на тот момент уже были захвачены врагом. В восточные районы, то есть в советский тыл, в годы Великой Отечественной войны в срочном порядке эвакуировались сотни промышленных предприятий. Уже к зиме 1941-го на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию перемещены были более 1500 предприятий и десять миллионов человек. На новом месте нередко разворачивали производства прямо под открытым небом.

Труженики советского тыла в годы войны кратко о них будет рассказано далее работали на нужды страны, не дожидаясь, пока будет возведена крыша над головой. Так ли важен был ленд-лиз? В 1941-1942 годах важную роль сыграла помощь США. Поставки техники, медицинских препаратов и продовольствия по ленд-лизу не имели решающего значения, но определенным образом помогли советскому тылу в годы войны.

Краткая справка: ленд-лиз — государственная программа поставки Соединенными Штатами своим союзникам техники, боеприпасов, сырья, медикаментов и других стратегических товаров.

Структуры центральных органов управления тылом были подчинены шести различным начальствующим субъектам Народного комиссариата обороны СССР и других ведомств: - Главное автобронетанковое управление непосредственно подчинялось Народному комиссару обороны СССР Маршалу Советского Союза С. Тимошенко; - Главное интендантское управление управления продовольственного, обозно-вещевого снабжения и квартирного довольствия , Санитарное и Ветеринарное управления — первому заместителю Народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза С. Буденному; - Управления устройства тыла, военных сообщений, горюче-смазочных материалов, автодорожный отдел — начальнику Генерального штаба Красной Армии генералу армии Г. Кулику; - Главное управление строительства аэродромов и Главное управление шоссейных дорог находились в подчинении Народного комиссариата внутренних дел; - Особый железнодорожный корпус подчинялся Народному комиссариату путей сообщения. Уже первые дни войны выявили неэффективность их работы и неуправляемость разрозненными обеспечивающими структурами, что отразилось как на снабжении войск, так и на эвакуации раненых. Начало войны показало, что разобщенность тыловых служб, отсутствие единого центра проявилось в неуправляемости тыловыми службами стратегического, оперативного и тактического уровня и отсутствии связи. Хрулёва 1 августа 1941 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР об организации Главного управления тыла Красной Армии, управлений тыла фронта и армии и положения об этих управлениях. Он лег в основу формирования централизованной системы управления тыловым обеспечением войск, отвечающей условиям Великой Отечественной войны.

Начальнику Тыла Красной Армии в ходе войны подчинялись: Главное управление тыла Красной Армии в составе штаба; инспекции начальника тыла; управления военных сообщений и автодорожного управления; главное автомобильное управление; главное интендантское управление; финансовое управление Красной Армии; управление снабжения горючим; санитарное и ветеринарное управления Красной Армии; управление по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава. В связи с созданием самостоятельных органов тыла требовались квалифицированные кадры. Председатель Государственного комитета обороны и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР, он же Народный комиссар обороны СССР, осознавая значимость обеспечения действующей армии, принимает экстраординарные меры по привлечению к этому важному делу наркомов отраслей промышленности, отвечающих за производство продукции для фронта, и других видных государственных деятелей. На должности руководящего состава органов управления снабжением Советской Армии были назначены: - заместитель Народного комиссара легкой промышленности СССР Н. Кормилицин — начальником Управления снабжения горючим; - начальник военно-мобилизационного управления наркомата путей сообщения И. Ковалёв — начальником Центрального управления военных сообщений Красной Армии. Таким образом обеспечивалась связь народного хозяйства с действующей армией. Прибывшие работники хорошо знали специфику работы различных отраслей промышленности, возможности регионов нашей страны по производству продукции и пользовались большим авторитетом у руководящего состава отраслей народного хозяйства. Верховный Главнокомандующий лично инструктировал первых назначенных на должности начальников тыла фронтов — заместителей командующих фронтами.

Знакомя их с положением дел, он обратил внимание на исключительные трудности подачи войскам материальных средств и эвакуации раненых. При этом указал: «Война требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов, армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов, это каждый должен хорошо усвоить». Особое пристальное внимание в ходе войны он уделял обеспечению питания военнослужащих. В первые месяцы войны снабжение войск действующей армии и военных округов продовольствием осуществлялось по нормам мирного времени, но, в связи с оставлением значительной части территории врагу и ее оккупацией, ресурсная база сократилась, поэтому 12 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым были дифференцированы нормы снабжения для военнослужащих действующей армии 6 норм и военнослужащих, не входящих в действующую армию 8 норм. За организацией питания и доведением пайка до довольствующихся был установлен жесткий контроль со стороны командиров и начальников всех степеней вплоть до Верховного Главнокомандующего. Сурков за несвоевременное обеспечение войск средствами продовольственного снабжения был предан суду военного трибунала. Были также наказаны командующий армией генерал П.

Болдин и член Военного совета армии К. Сорокин, а командующий войсками Западного фронта генерал армии Г. Жуков и член Военного совета Н. Булганин, перед войной занимавший должность заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, спустя месяц по приказу Верховного Главнокомандующего лично докладывали об устранении недостатков в снабжении 50-й армии продовольствием. Сложная ситуация складывалась и на железнодорожном транспорте. Когда в 1942 году положение дел на железных дорогах нашей страны стало совсем критичным, И. Кагановича и назначил на нее начальника Тыла Красной Армии А. В течение года, в один из сложнейших для нашей страны периодов, А. Хрулёв, совмещая две эти должности, сумел исправить положение дел на железнодорожном транспорте.

Хрулёв Органам тыла в течение всей Великой Отечественной войны приходилось вести напряженную работу. Порой она шла на пределе человеческих возможностей, особенно в ходе битвы под Москвой и в Сталинградской битве. Наличие крупного железнодорожного узла города Москвы и развитой сети железных дорог благодаря тщательнейшему планированию перевозок позволило осуществить переброску резервов с востока страны и обеспечить действующую армию всем необходимым. Общий объем оперативных перевозок составил практически 100 тыс. При этом многие железнодорожные транспорты подавались как до выгрузочных станций, так и непосредственно до огневых позиций артиллерии. К началу контрнаступления были не только восполнены текущие запасы материальных средств в войсках, но и созданы значительные запасы на армейских, фронтовых складах, базах Центра. Проверкой способности органов тыла по снабжению войск в тяжелейших условиях явилось положение Красной Армии в битве под Сталинградом.

Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986

С начала войны и до октября 1941 года было перебазировано в тыл не менее 65% предприятий военно-промышленного комплекса. Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы. Советский тыл во время войны".

Новости Советского района

Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее. Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года. Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций. Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков прежде их соединяли муфтами , поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М. Недужко и Г. На строительство трубопровода, включая подготовительные работы, было отведено всего полтора месяца, хотя трасса трубопровода, пересекавшая Ладожское озеро, проходила вблизи линии фронта и находилась в зоне активных действий вражеской авиации и артиллерии. Частые бомбежки, обстрелы из орудий приводили к значительным задержкам, нередко были и человеческие жертвы. Однако, несмотря на многочисленные трудности, задача была решена за 50 дней. Специальная комиссия по приемке трубопровода отметила в акте отличное качество произведенных работ, особенно сварку труб.

Из 4500 сварных стыков дефекты обнаружили лишь в одном стыке. Использование трубопровода в течение 20 месяцев, вплоть до прорыва блокады Ленинграда, подтвердило высокое качество сооружения. Здесь уместно напомнить, что строительство подобного трубопровода через Ла-Манш осуществлялась западными специалистами более двух лет. Наша промышленность к началу войны выпускала более 50 самолётов в день. В июле 1941 года изготовили 1807 самолётов, это около 60 в день. В сентябре 1941 года сделали 2329 боевых машин - более 70 в день. Правда, позднее в связи с эвакуацией заводов в глубокий тыл количество выпускаемых самолётов стало снижаться, поэтому перед рабочими и инженерно-техническими работниками авиационной промышленности сразу же после переброски заводов на новые места была поставлена задача в кратчайшие сроки смонтировать оборудование и начать выпуск самолётов. На первый план выдвигались требования повышения производительности труда, сокращения трудоёмкости производства. В мае 1942 года коллективы двух заводов - самолётостроительного и моторостроительного - выступили с призывом начать Всесоюзное социалистическое соревнование работников авиационной промышленности. Одной из форм соревнования стали фронтовые бригады.

Право называться фронтовой бригадой присваивались лучшим из лучших. Используя инициативу авиастроителей, их патриотизм, было многое сделано в налаживании поточного производства. Широкое распространение получили электросварка, холодная штамповка, новые способы склейки деревянных деталей. Всё это, вместе взятое, позволило, например, снизить за годы войны трудоёмкость при изготовлении штурмовиков вдвое, а время его производства в цехе главной сборки сократилось в пять раз. В два с лишним раза меньше стало затрачиваться труда на изготовление самолетов конструкции Лавочкина и Яковлева. С установкой поточных линий на заводах, производивших бомбардировщик "ТУ-2", трудоёмкость изготовления этого самолета уменьшилась в три раза. В результате к концу 1943 года производство всех видов боевых самолетов было доведено до 3000 в месяц, а всего за 1943 год Военно-Воздушные силы получили почти 35 тысяч самолетов.

Так началась новая эпопея скитаний лётчика Волошина — по госпиталям и домам инвалидов. Неудобная проблема Великая Победа 1945 года досталась Советскому Союзу ценой, пожалуй, самой страшной трагедии в истории. Война не только унесла около 27 миллионов человеческих жизней, но и оставила несчётное количество вдов, сирот и инвалидов. По данным Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге, в ходе Великой Отечественной войны ранения получили 46 миллионов 250 тысяч советских граждан. Из этого числа около 10 миллионов вернулись с фронта с различными формами инвалидности, в том числе 775 тысяч с ранениями в область головы, 155 тысяч с одним глазом, 54 тысячи ослепших, 3 миллиона одноруких, 1,1 миллиона без обеих рук… Ветеран Великой Отечественной войны во время Парада Победы на Красной площади. В течение 1943—1944 годов НКГБ СССР направил местным органам госбезопасности несколько директив, требовавших "профилактировать" инвалидов войны, чтобы вернувшиеся с фронта калеки не вели антисоветской пропаганды. Причин же для недовольства советской властью было более чем достаточно. Инвалиды Отечественной войны I и II группы — то есть люди, полностью утратившие трудоспособность — получали пенсию в размере 300 рублей в месяц для рядового, сержантского и старшинского состава , что составляло примерно половину оклада неквалифицированного рабочего. В деревнях же вернувшиеся с фронта калеки не получали почти ничего: в те времена государство было уверено, что содержание инвалидов, вернувшихся с фронта без ног или без рук, является делом исключительно их родных и родственников. Был даже издан специальный закон, категорически запрещавший принимать в учреждения социального обеспечения инвалидов I и II группы, имевших родителей или родственников. Вместо этого власти предлагали инвалидам самим зарабатывать на жизнь — дескать, в социалистическом обществе должны работать даже безрукие. Созданы специальные учебные заведения, в которых инвалиды войны приобретают трудовую квалификацию и получают новую профессию". Но в действительности немногие бывшие лётчики и танкисты горели желанием переквалифицироваться в швей-надомников. Писатель-фронтовик Виктор Некрасов так описывал жизнь своего фронтового друга, оставшегося без обеих ног: — Биография-то у меня кончилась. Так, мура какая-то осталась. А ведь лётчиком был. Восемь машин на счету имел. И это за каких-нибудь десять месяцев, со Сталинграда начал. Был и комсомольцем, думал в партию вступать. А теперь что? Летать уже не буду, из комсомола выбыл. Мотаюсь по городам с какими-то чёртовыми тапочками. В Ростове инвалидная артель их делает — хорошие, на лосевой подошве. Я перевожу их в Харьков, в Одессу, сюда: с протезами всегда проедешь, никто не задержит. А трое ребят — жуки такие, дай бог, загоняют их. Вот так и живу: заработаю — пропью, опять заработаю — опять пропью. А ты говоришь — счастье. Нет его! Ноги-то не вырастут... Именно они, увешанные орденами безногие солдаты-победители, стали лицом послевоенного нищенства. В 1948 году с нищими "орденоносцами" власти решили бороться. Был принят указ "О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни". Расчёт Сталина был прост: поскольку большинство населения в СССР было сельским, то и большинство инвалидов-войны, побиравшихся на вокзалах Москвы, были вчерашними колхозниками, от которых отказались родственники, не желавшие тащить на себе обузу — безногого инвалида. И если на деревенскую родню не действовали советские призывы, то должен был подействовать страх оказаться в ссылке из-за нищенствующего родственника. Процессы напоказ Также для острастки инвалидов было проведено и несколько публичных уголовных процессов. Возглавлял его некий майор, который провоцировал антисоветские разговоры и "клеветнические измышления" о плохом положении инвалидов в Советском Союзе. Сложно сказать, существовал ли Союз инвалидов войны на самом деле: Кожва был своего рода столицей Печжелдорлага — Печёрского железнодорожного лагеря, заключённые которого строили магистраль на Воркуту. Как раз после войны в Кожву прибыло несколько этапов окруженцев, то есть солдат Красной армии, которые в первые годы войны прорывались из котлов к своим, а уже после войны были причислены к "изменникам Родины". Среди окруженцев было немало и инвалидов. Возможно, что чекисты просто придумали "инвалидскую" организацию, желая показать, что от суровых приговоров по антисоветским статьям не спасут никакие прежние военные заслуги и увечья. Также в стране прогремел и анекдотический процесс против профессионального мошенника Вениамина Вайсмана из Житомира.

Апофеозом деятельности их тандема станет харьковский разгром мая 1942 года, фактически открывший немцам дорогу к Волге и Кавказу. Но до тех событий еще было далеко, а пока товарищи Хрущев и Тимошенко «радостно» разъезжали по городам и весям Восточной Польши. Вообще, интересная была штука эти «пакты о ненападении». В полдень 17 сентября 1939 года товарищ Молотов фактически торжественно объявлял народу о том, что СССР нарушил советско-польский договор о ненападении от 25 января 1932 года, который действовал до конца 1945 года. Ну а менее чем через два года он же и тоже в полдень, только не столь торжественно, объявил, что нынче уже Третий рейх вероломно нарушил советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 года. Собственно, именно тогда и закончилось то самое всеобщее «веселье»… Мир менялся на глазах Прошел год. За это время с карты Европы фактически исчезло множество государств. Страны, еще не так давно смеявшиеся над Третьим рейхом и «Советами», подписывавшие всевозможные договора и пакты, попросту перестали существовать. Мощь Германии росла на глазах, по сути, у Гитлера остался всего один серьезный противник — Великобритания. Ну а на востоке Советский Союз только что пополнился несколькими новыми республиками. Старый мир рушился буквально на глазах, и происходившее порой напоминало сюжет какой-нибудь популярной фантастической повести вроде «Гиперболоид инженера Гарина» или «Война миров». Примерно так можно охарактеризовать события, происходившие осенью 1940 года. Советские газеты в это время чуть ли не ежедневно публиковали речи фюрера! Гитлер подверг резкой критике английскую военную пропаганду, которая каждое поражение Англии пыталась изобразить как успех и победу. Так, говорит Гитлер, бегство из Дюнкерка, которое англичане изображали как величайшую победу, является, с нашей точки зрения, позорнейшим поражением. То же самое, сказал он далее, английская пропаганда говорила и во время военных операций в Польше, Норвегии и, наконец, во Франции. Попутно газеты смаковали подробности начавшихся массированных налетов люфтваффе на Лондон и немецкие комментарии, что это лишь «возмездие» за британские бомбардировки мирных немецких городов. Налеты нашей авиации на особо важные объекты Лондона, начавшиеся в ночь на 7 сентября, продолжались более крупными силами днем и в ночь на 8 сентября, — сообщало ТАСС. Рейхсмаршал Геринг лично руководит всеми операциями из Северной Франции. Производя непрерывные налеты, германские самолеты сбросили на портовый и промышленный район Темзы более 1 млн различных бомб». Не менее пафосными были сообщения ТАСС в последующие дни. Печать подчеркивает, что усиление воздушных нападений на Лондон является новой фазой дальнейшего развития войны между Германией и Англией», — сообщало агентство 10 сентября. Примечательна также перепечатанная большинством советских газет заметка под названием «Перелет польских летчиков на сторону немцев»: «Во время воздушной атаки на Берлин один из английских самолетов, участвующих в налете, удалился в сторону и затем неожиданно стал связываться по радио с варшавским аэродромом, где он вскоре приземлился. Оказалось, что экипаж состоял из польских летчиков армии Сикорского, которые заявили, что они нарочно добились участия в налете на Берлин, чтобы вернуться на родину, и что они готовы сообщить немцам все военные сведения, им известные, об английской армии, если только их отпустят на свободу. Германские власти на это согласились». Подобные «сенсации» имели как бы двойное назначение. С одной стороны, показать, что со стороны британцев в войне участвует всякий «сброд», с другой, показать общественности, что даже в оккупированной немцами части Польши полякам живется не так уж плохо. И они бегут туда из пока еще свободной Англии! Также характерно, что британские официальные сообщения тоже печатались во всех газетах, чтобы у читателей возникало ощущение некой объективности. Однако германские сводки и речи Гитлера всегда ставились первыми и приводились более подробно. Так что опровержения «оппонентов» выглядели не очень убедительно и порой даже смешно. Очевидно, что на сей счет все советские СМИ имели четкие и недвусмысленные инструкции, каким образом надо освещать события войны. Среди прочего советские газеты напечатали и разговор фюрера с рейхсмаршалом Герингом: «В Англии заявили, что война будет продолжаться три года, что Англия уже сейчас делает ставку на трехлетнюю войну. Я сказал тогда рейхсмаршалу: «Геринг! Готовь все на 5 лет! Однако, заявил Гитлер, что бы ни случилось, Англия будет разгромлена». Также газеты писали о том, что Германия неоднократно выступала с разными «мирными инициативами», однако теперь единственный выход — «устранение режима поджигателей войны». В тот момент «пророчеству» Гитлера о том, что война продолжится 5 лет, никто конечно же не придал никакого значения. Как говорил голос за кадром в фильме «Семнадцать мгновений весны», народ тогда еще не знал того, что так оно и будет, как и того, что всего через год скрываться в убежищах будут уже жители Москвы, Ленинграда, Киева и других городов… Ну а в тот момент страна все еще продолжала жить гигантоманскими планами. В центре Москвы на месте взорванного храма Христа Спасителя уже вовсю возводился огромный Дворец Советов, который, по замыслу архитекторов, должен был стать крупнейшим зданием всего мира. В Советском Союзе тех лет любые «мегапроекты» были в приоритете. В то время как большая часть населения ютилась в бараках, «засыпушках» и старых домах, отнятых у капиталистов, страна не щадила сил и средств на помпезные дворцы труда, циклопические здания управлений НУВД и высоченные памятники Ленину и Сталину. Осень 1940 года не стала исключением. В прессе был опубликован проект, подготовленный группой инженеров-экономистов Академии наук во главе с инженером Комаровым. Согласно ему в СССР планировалось построить новую железнодорожную сеть, связывавшую производительные районы страны широтными и меридиональными магистралями «первостепенного значения». Этот план, конечно же, был невероятно грандиозным и, как и все подобные проекты тех лет, буквально поражал воображение обывателя! Одних только огромных паровозов требовались тысячи и тысячи. Последний проект наиболее примечателен тем, что первая точка в духе времени была указана обтекаемо. Ибо тогда, в сентябре 1940 года, было неизвестно, где именно будет вскоре проходить эта «западная граница», которая всего за один год сместилась от Минска и Пскова к Бресту, Белостоку и берегу Балтийского моря. Может быть, в Варшаве или Берлине или на берегу Атлантического океана?! Тем более понятие «государственная граница» в Европе в 1940 году вообще приобрело весьма условный, но уж точно не священный смысл. Помимо постоянных захватов и присоединений на население свалилась целая куча сообщений о всевозможных договорах и «третейских судах». На отходящей к Венгрии территории лес занимает 1600 тыс. Румыны же происшедшим, понятное дело, остались недовольны: «Мы не можем поверить, что это правда: нам так трудно понять происшедшее, — приводило ТАСС слова румынского журналиста Лугошану. Но, как говорится, было ваше — стало наше! А уже 8 сентября все СМИ сообщили о новых территориальных изменениях в Европе. На сей раз речь шла о «добровольной передаче» Румынией Южной Добруджи в состав Болгарии. Эта «исконная» болгарская провинция вошла в состав Румынии после Первой мировой войны, а формальным поводом для претензий были массовые притеснения местного славянского населения. Понятно, что за двадцать лет там кое-что построили, а население разжилось кое-каким имуществом. Но не беда! На сей случай румыно-болгарский договор предусматривал компенсацию в размере 1 миллиарда лей за капиталовложения, произведенные на передаваемой территории, и за расходы румынского государства по обмену населения. А что до народа, то в течение трех месяцев был намечен обязательный обмен румынского населения Южной Добруджи на болгарское население Северной Добруджи. Кроме того, в отношении населения других районов обеих стран была предусмотрена добровольная эмиграция в течение года. В общем, полное торжество идей Гитлера о национальной идентичности! Все румыны пусть живут в Румынии, а болгары — в Болгарии. Ну а местные «фюреры» вроде адмирала Хорти и царя Бориса могли смело выступать перед радостным народом с речами о том, как они мирно и без кровопролития вернули на родину «исторические земли». Сама «добровольная передача» территории выглядела так: 15 сентября в Добруджу прибыли представители гражданских властей и заняли административные и общественные учреждения, а уже в 09:00 20 сентября болгарские войска перешли границу и в течение 10 дней заняли всю территорию Южной Добруджи.

Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.

11.3. Советский тыл в годы войны

В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1].

«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»

В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. «Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке. Смотрите видео онлайн «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» на канале «Йога с природой» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 ноября 2023 года в 16.

Трудовая доблесть тылового города

Сегодня исполняется 80 лет со дня выхода постановления Государственного комитета обороны СССР об эвакуации промышленных предприятий. Этот документ подтверждал план вывоза ключевых предприятий в глубокий тыл из районов, которые могли быть захвачены гитлеровскими войсками. Перевезти вглубь Советского Союза сотни тысяч тонн станков, громадное количество другого различного оборудования, вагонов - это была поистине титаническая работа», - цитирует Буранова РИА Новости.

Именно здесь было целое отделение для "самоваров" — так несколько цинично в то время называли людей, потерявших обе руки и ноги. Валаамские отшельники Вопреки всем слухам, Валаамский дом инвалидов всесоюзного статуса не имел и обслуживал пациентов из Карело-Финской ССР, Ленинградской области и соседних регионов. То есть на Валааме нашли своё пристанище бывшие герои Ленинградской блокады и жестоких боёв на Невском пятачке.

Персонал филиала дома инвалидов. Никольский скит. В январе 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда он получил осколочное ранение в позвоночник и с тех пор стал почти полностью парализован. Отказался возвращаться домой. Или морской пехотинец Балтийского флота Александр Амбаров, ветеран двух войн — советско-финской и Отечественной.

Воевал в Карелии с финнами, был ранен, обморозил обе ноги, потом сражался на Невском пятачке. Четыре раза его окоп накрывало немецкими бомбами, после чего товарищи буквально откапывали его из-под земли. На пятый раз не повезло: в земле остались обе ноги и левый глаз, выбитый осколком. В доме инвалидов находился и его однополчанин — матрос Василий, фамилии которого никто не помнил, а все его звали Васей Петроградским. Писатель Эдуард Кочергин в "Рассказах питерских островов" описывает, что в интернате Вася Петроградский не потерялся, а, напротив, нашёл себя, создав хор "самоваров".

Летом дважды в день сёстры-санитарки выносили на зелёно-бурых одеялах своих подопечных на "прогулку", раскладывая инвалидов на берегу. Самым верхним клали Васю Петроградского, затем запевалу, ниже — высокие голоса, ещё ниже — басы. И вечером, когда у пристани внизу пришвартовывались и отчаливали московские, череповецкие, питерские и другие трёхпалубные пароходы с пассажирами на борту, "самовары" под руководством Василия Петроградского давали концерт. На Валааме жила и партизанка Серафима Николаевна Комиссарова. Она была радисткой в партизанском отряде, воевала в Белоруссии.

Однажды каратели окружили партизанскую базу, все ушли через болота, а Серафима осталась с рацией — это была единственная возможность связи с Большой землёй. Всю ночь она стояла в ледяной болотной жиже, держа рацию на голове, пока мимо по кочкам шли гитлеровские каратели. К утру болото замёрзло, и вернувшимся партизанам пришлось буквально вырубать Серафиму из этого льда. Доставили её в медсанбат, стали оттирать спиртом, приводить в чувство. Кое-как Серафима пришла в себя, но ноги её перестали слушаться.

Просто высохли, как две ниточки, и всё. После войны она вышла замуж за однополчанина, уехала с ним жить в Карелию — в посёлок Сортавала. Власти ей даже купили инвалидную коляску, причём с ящиком для инструментов — после войны Серафима Комиссарова устроилась на работу в пункт ремонта, где чинила радиоприёмники и бытовую технику. Казалось, она была образцовым советским инвалидом, но в 1950-е годы умер муж. И Серафима Комиссарова, оставшаяся без родственников, сама попросилась на Валаам.

К концу 50-х таких "добровольцев" на Валааме было уже большинство: вчерашним фронтовикам была нестерпима мысль, что они стали невыносимой обузой для жён или стариков-родителей, которым самим требовалась помощь. Многие инвалиды были брошены семьями: молодые женщины уходили от искалеченных супругов к здоровым любовникам, забирали детей. Отчаявшиеся солдаты писали заявления: "Прошу отправить меня в дом инвалидов". Уж лучше там быть, среди "своих" — таких же калек, чем постоянно ловить на себе ненавидящие взгляды близких. Иногда родственники спохватывались и писали на Валаам письма: жив ли там такой-то товарищ?

У администрации была даже заготовлена традиционная форма ответа на подобные обращения: "Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, а вам он не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем — всё по-старому, а вам передаёт привет". Слесари-сборщики, инвалиды Великой Отечественной войны первой группы по зрению слева направо И. Лебедев и А. Буров в цехе сборки электродвигателей. Определили Волошина в самое закрытое отделение — для "психических", открытое в бывшем храме Никольского скита, где он более 15 лет пролежал на кровати среди таких же контуженных и потерянных людей.

В 1974 году на остров Валаам прибыл художник Геннадий Добров, решивший живописать быт дома инвалидов, о котором ходило столько слухов на материке. Он подрабатывал санитаром, а в свободное время рисовал портреты инвалидов войны — ветеранов, живущих на острове. Инвалиды на Валааме.

Слуцка» в рамках проекта ШАГ прошел круглый стол «Советский тыл в годы войны». В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др.

Раненых, если они не могли сами двигаться, старались распределять по встречным машинам или повозкам, несли на самодельных носилках, просто на руках... Партийные и советские органы делали все, чтобы придать этому живому потоку организованный характер. По далеко не полным данным, из Беларуси за два летних месяца 1941 года было перебазировано свыше 1 миллиона человек. Там, где скапливались большие массы людей, уходивших пешим ходом на восток Орша, Витебск, Могилев, Полоцк, Кричев, Лоев, Светиловичи, Новобелица, Калинковичи, районы, близкие к территории Российской Федерации , были срочно созданы 44 эвакопункта, где беженцы получали помощь деньгами, продуктами, водой, одеждой, обувью, медикаментами.

Работали солдатские кухни. Особое внимание уделялось спасению детей. По официальным данным, из Беларуси в советский тыл было вывезено 110 детских домов, 25 садиков и яслей, 28 летних пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория. Спасая жизнь малышей, люди проявляли подлинный героизм и самоотверженность.

Минска в составе врача П. Дыло, медсестер М. Адамович, М. Немитько, Т.

Дыло, С. Вишни, нянечек М. Поджарой и П. Корявой, которые под непрерывной бомбежкой, среди пылающих огнем улиц вывезли из города 60 больных детей в возрасте 3 лет и младше.

В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Массовая эвакуация производительных сил проходила в зависимости от военной обстановки и сразу по нескольким направлениям: эвакуация населения, промышленных объектов, материальных ресурсов сельского хозяйства, культурных ценностей, материальной базы железных дорог. Работа не прекращалась круглые сутки. В первую очередь вывозили готовую продукцию, качественное техническое и технологическое оборудование, кабельные изделия, сырье.

Вывозить старались в комплекте, чтобы там, в далеком тылу, на новом месте, можно было в считаные часы все смонтировать заново и запустить производство. При этом демонтаж оборудования, погрузка его в эшелоны и отправка проходили под непрерывным вражеским обстрелом, во время частых воздушных налетов. К 1 июля гитлеровские войска прорвались к Могилеву. Город быстро превратился в единый боевой лагерь, спаянный железной дисциплиной.

Вражеские обстрелы и бомбежки не прекращались ни днем ни ночью. В этих тяжелейших условиях шел демонтаж наиболее крупных заводов города. Коллектив Могилевского завода авиационного моторостроения за 7 дней! Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться.

Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А. Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других.

Вся их жизнь была связана с родным заводом. Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль». Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов.

Как труженики советского тыла приближали победу (фото)

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий