Первый собор был созван при Иване Грозном, а последний – незадолго до эпохи Петра.
Возникновение Земских соборов, их состав и специфика работы
Более того, в общественном сознании, похоже, вообще отсутствовала идея институционального контроля за верховной властью. Как отмечал В. Очевидно, мысль о правомерном представительстве, о политических обеспечениях правомерности еще не зародилась ни в правительстве, ни в обществе. На собор смотрели как на орудие правительства» [16]. Поэтому самодержавие, использовавшее соборы в качестве чрезвычайного органа в период преодоления Смуты, как только ситуация стабилизировалась, смогло от них отказаться, не встречая ни малейших правовых препятствий. Государев стряпчий Иван Андреевич Бутурлин, правда, предлагал реформировать соборы в постоянно действующее учреждение с выборными людьми, имеющими годичные полномочия и обеспеченными квартирами в столице. Но от него отмахнулись как от человека «не в целом уме». Впрочем, один раз, уже при следующем Романове, Земский собор был созван по прямой инициативе «снизу». Но последняя вряд ли состоялась бы, не случись московского восстания в июне 1648 года, часто неправильно называемого Соляным бунтом. Всё началось с возмущения посадских людей, но не против косвенного налога на продажу соли, отменённого ещё в декабре 1647 г.
Главным объектом ненависти бунтовщиков был второй человек в государстве, воспитатель и свояк молодого царя Алексея Михайловича боярин Борис Иванович Морозов, а также его ближайшие помощники Леонтий Плещеев и Пётр Траханиотов. Разъярённая толпа требовала от юного монарха их крови, и он был вынужден целовать крест, что выполнит её волю, отмолив только дорогого для него человека — Морозова. Но ни на жизнь, ни на прерогативы самодержца бунтовщики не покушались, антимонархические лозунги в их дискурсе отсутствовали. Это отчасти напоминает французскую Фронду, участники которой также клялись в верности малолетнему Людовику XIV, а виновником всех зол называли первого министра кардинала Мазарини. Сходства добавляет временное изгнание и новое возвращение к власти, как Морозова, так и Мазарини. Более того, И. Андреев находит в Москве 1648 года своих аристократов-«фрондёров» — боярина Н. Романов, двоюродного дяди царя Алексея, и князя Я. Черкасского, использовавших народный бунт для устранения своего конкурента Морозова и выступивших в качестве посредников между посадом и царём [17].
Но уже здесь хорошо видна большая разница между Россией и Францией. Московские «фрондёры» не имели политической субъектности: интриги Романова и Черкасского и военные действия армий французских принцев-оппозиционеров — явления разного порядка. Принцев могли арестовать и подвергнуть заключению, но с ними потом вели переговоры и заключали перемирия, бояре же всегда оставались лишь государевыми слугами, самое дерзкое, что они могли себе позволить даже в разгар общественной нестабильности — демонстративно не явиться ко двору или отказаться от назначения на воеводство в провинцию. Не являлась, по сути, политическим субъектом и московская бунтующая толпа, спонтанная и аморфная, не имеющая организующего центра. У парижской Фронды таким центром стал парламент, формулировавший требования мятежных парижан на языке закона и отстаивавший их на переговорах с верховной властью. Да и сами по себе парижские обыватели были достаточно структурированной силой, ибо охрана порядка в городе находилась в руках городской милиции. В Москве городская милиция как институт отсутствовала. Тем не менее московское восстание сумело достичь невероятных по российским меркам результатов. Произошло это потому, что, во-первых, бунтовщиков отказались разгонять стрельцы, также недовольные политикой правительства Морозова, а, во-вторых, потому, что посад поддержало провинциальное дворянство.
Такому союзу государство ничего не могло противопоставить, ибо дворянство — это армия. Власти пришлось согласиться, уже в июле состоялся ЗС, на котором было принято решение о создании нового точнее, первого полноценного свода законов. Для принятия последнего осенью был созван ещё один собор, «своей численностью, уступавшей разве что избирательному собору 1613 года», на нём «присутствовало чуть меньше 300 выборных, причем от уездного дворянства — более 170 человек, от городов — 89, от московских сотен и слобод — 12 и от стрельцов — 15. Обращает на себя внимание решительное преобладание представителей уездов. Никогда еще голос провинции не звучал так явственно, никогда еще перепуганные правящие круги не прислушивались к нему с такой чуткостью… Многие выборные привезли с собой наказы избирателей. Текст одного из таких наказов сохранился. Сами законы делегаты собора не разрабатывали, этим занимался специально созданный Уложенный приказ во главе с князем Н. Одоевским, но, несомненно, в их обсуждении они активно участвовали. К концу января 1649 г.
Уложение было готово. Перед нами вроде бы решительная победа «средних слоёв» по терминологии С. Платонова Московского государства, закреплённая на законодательном уровне. Но вот что поразительно, никаких перемен в политическом строе России эта победа не принесла. Уложение молчит о дальнейшей судьбе соборов, никак не прописывает их права и функции, молчит оно и о каких-либо политических правах «сословий», а тем более об ограничении самодержавия, в нём «нет ни одной статьи, которой бы обеспечивалось значение земщины в государственных делах» [20]. Не произошло никакого обновления правящей элиты страны за счёт выдвижения лидеров дворянской оппозиции да мы их, собственно, и не знаем. Судя по всему, подобных требований выборные и не выдвигали. Но ещё поразительнее, что в Уложении никак не отразились звучавшие в Большой всенародной челобитной пожелания о реформе местного суда и управления. В преамбуле, правда, провозглашается принцип равенства всех перед законом, выдвигавшийся в наказах — чтобы «от большаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна».
Но о механизмах, обеспечивающих это равенство, нет ни слова. Более того, Уложение отменило участие представителей посада в судебных делах, предоставив судопроизводство исключительно воеводам и приказным людям. Немногим позже, в 1650 г.
В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освящённый собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей торговые люди, крупное купечество , т. Какие вопросы решались на Земском соборе? Ими решались вопросы избрания нового царя на царство в 1584 году Земский собор избрал Федора Иоановича, в 1682, на последнем соборе, был избран Петр I.
Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 были приняты Соборами. Сколько было земских соборов? За 135 лет, с 1549 по 1684 годы, было созвано около 60 соборов. Точное количество соборов назвать сложно, из-за отсутствия сохранившейся документации о раннем периоде, а также в связи со спорностью правомерности некоторых соборов в кризисных ситуациях обозначены курсивом. Почему перестали собирать Земский собор? При закрытии собора царь давал торжественный обед для выборных.
Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Земские соборы исчезли перестали созываться в результате усиления единодержавия и укрепления царской власти в период правления царя Алексея Михайловича. Чем Боярская дума отличается от Земского собора? В Боярскую Думу входили только бояре, а в Земский Собор представители разных социальных слоёв, Земский Собор совещательный орган, который помогал царю, в частности Ивану Грозному, монархия при Земском Соборе называлась - сословно-представительная.
Голосование по основным вопросам происходило в специальных «каморах» комнатах. Нередко под конец Земского собрания устраивалось совместное заседание всего собора. Решения принимались обычно единогласно. При закрытии собора царь давал торжественный обед для выборных. Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Ими решались вопросы избрания нового царя на царство в 1584 году Земский собор избрал Федора Иоановича, в 1682, на последнем соборе, был избран Петр I. Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 были приняты Соборами. Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления. Имелось у соборов и формальное право законодательной инициативы. Разнообразие функций земских соборов дает основание современным исследователям видеть в них не столько представительные учреждения, сколько бюрократические С. Земские соборы исчезли перестали созываться в результате усиления единодержавия и укрепления царской власти в период правления царя Алексея Михайловича. Наталья Пушкарева.
В монголо-татарский период вечевые традиции перестают играть важную роль в политическом устройстве подчиненных русских княжеств. Все решения о назначении или снятии князей решались централизованно в Золотой Орде, а народ был отстранен от соучастия в активной общественной жизни. Так, выстроенная еще во Владимиро-Суздальском княжестве модель «вертикали власти» великого князя была перенесена на политическое устройство всего российского государства. Васнецов «Новгородское вече». Русские Земские соборы в некоторой степени выполняли функцию органов местного самоуправления. В работе первых соборов принимали участие представители довольно широких слоев общества. Главным действующим лицом, безусловно, был царь, который мог инициировать созыв этого совещательного органа, а его финальное решение становилось буквой закона и не подлежало оспариванию. Активную роль в деятельности русского протопарламента играли Освященный собор из ключевых представителей духовенства, Боярская дума, наиболее родовитые дворяне и состоятельные купцы. Интересно, что в процессе эволюции Земских соборов число народных представителей, принимавших участие в их деятельности, постепенно увеличивалось. Так, к работе в соборе в 1598 году были допущены выборные представители от городского дворянства 34 делегата , а в конечный период Смутного времени 1610 — 1613 Земский собор фактически стал основным легитимным органом власти, в компетенции которого входили и законодательные, и исполнительные полномочия.
Первый Земский собор 1549 г.
Земские соборы созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя, в отдельных случаях – патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или сословий. Собором примирения. Первый Земской Собор был созван в правление Ивана IV в 1549 году, на волне народных волнений. Факт 1. Первый созыв Земского собора, получивший название “Собор примирения”, состоялся в 1548 году по приказу Ивана Грозного. Причины (предпосылки) наибольшей активности Земских соборов в 1610-1620-е гг., ЕГЭ история.
Первый созыв Земского собора: дата, причины, последствия
Факт 1. Первый созыв Земского собора, получивший название “Собор примирения”, состоялся в 1548 году по приказу Ивана Грозного. Созыв первого Земского собора случился при Иване IV (Иван Грозный) в 1549 году. первое явление общественно-политической жизни, которое без всяких оговорок может быть названо сословным представительством. Созыв первого земского собора Иван 4. Монарх земского собора в 1549. Первое совещание Земского собора продолжалось два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей решение о неподсудности боярских детей наместникам. Первый земский собор был созван в 1549 году Иваном Грозным.
7 земских соборов, изменивших судьбу России
Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александрову слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время». История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы. Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов. Периодизация земских соборов Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1.
История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью — данный период продолжается вплоть до 1584 г. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского 1584—1610 гг. Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия.
Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти и законодательной, и исполнительной , решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.
Царём утвердили младшего сына Алексея Михайловича — Петра. В том же году, после восстания на царство избрали соправителями Петра и Ивана.
Внешняя политика В 1566 г. Иван Грозный собрал заседание для обсуждения вопросов войны и мира с Ливонским государством. Особенность этого собора в том, что он шёл параллельно с переговорами межу странами. Решения народа принималось во внимание и войну продолжили. В 1621 г.
Речь Посполитая нарушила перемирие и для выработки дальнейшей стратегии отношений созвали Земский собор. В 1651 г. Украина восстала против Речи Посполитой, собрание высказалось в пользу помощи Украине, но на тот момент помощь так и не была оказана. Но уже в 1653 году на Земском соборе был решён вопрос о воссоединении с Украиной. Историческое значение Земских соборов Земские соборы помогали власти узнать настояния народа и заручиться его поддержкой в сложный для страны период.
Царь имел право не прислушиваться к мнению заседания, но мнение народа всегда было услышано. Кроме того, власть использовала Земский собор для введения экстренных налогов. В отличие от Западной Европы, в России законосовещательный орган никогда не противопоставлял себя царской власти, наоборот, всячески поддерживал существующий порядок.
Земский собор 1613 год — земский собор привел на русский престол государя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. На протяжении нескольких лет его правления земские соборы созывались постоянно. Они фактически слились в один большой земский собор, работавший, если воспользоваться лексикой наших дней, как коллективный «антикризисный менеджер». В полуживой стране, разоряемой мятежными казаками, интервентами и просто размножившейся уголовщиной, он собирал деньги, формировал армии, бросал их на врага. Если государь согласится с его предложением, быть большой войне с Польшей, которая не пожелает отпустить принадлежащую ей казачью область без боя.
Дважды представители земли, съехавшись на собор говорят Алексею Михайловичу: гетмана с единоверными православными казаками принять, а с поляками — что ж, готовы сразиться, если понадобится… Последовавшая за этим тяжелая война длилась тринадцать лет, но в 1667 году привела Россию к победе.
Саксонский дипломат Лаврентий Рингубер пишет о боярине в 1677 году как о «мудром старце», «первом вельможе империи, в высшей степени достойном уважения». Но интересней всего для нас отзыв патриарха Никона, считавшего Одоевского едва ли не автором Уложения.
А вот какую характеристику дает Никон главе «приказа бояр»: «Он, князь Никита, человек прегордый, страху божия в сердце не имеет и божественного писания и правил святых апостолов и святых отец ниже чтет, ниже разумеет и жити в них не хощет и живущих в них ненавидит, яко врагов сущих, сам быв враг всякой истине». Проект, предложенный «приказом бояр», не сохранился, и мы знаем Уложение не в редакции Н. Одоевского, а в редакции собора; ведь глава комиссии еще и председательствовал на заседаниях выборных членов, и роль его в составлении книги можно признать самой значительной.
Кстати, все сказанное позволяет видеть на соборе в князе Одоевском представителя не столько высшей аристократии, к которой он принадлежал по рождению, сколько сановной бюрократии. Ясно, что в малолюдной комиссии при бешеных темпах работы роль князей С. Прозоровского и Ф.
Волконского не могла быть декоративной, а высокое положение исключало пассивность. О старшем из дьяков, Гавриле Леонтьеве, мы знаем, что в 1628-1634 годах он был дьяком Патриаршего двора, стало быть, «специалистом» в делах церковных. Последний член «приказа» дьяк Федор Акимович Грибоедов в 1669 году напишет «Историю о царях — великих князьях земли русской» — учебное руководство для царских детей.
Это серьезный штрих к портрету, а многие исследователи отводили Грибоедову первенствующую функцию. Во всяком случае, не для черновой работы Ф. Грибоедова в июле 1648 года произвели из подъячих в дьяки, и сразу же назначили в состав комиссии.
Историк, конечно же, был нужен! Собор должен был дать правительству опору в многолюдных средних слоях общества, ослабить классовую борьбу или, по меньшей мере, упростить политическую картину в стране. Между тем выборы начались, но продолжалось и народное движение в провинции.
Наши сведения о ходе выборов неполны. Полнейшие данные есть по Переяславлю Рязанскому нынешней Рязани : население здесь было к выборам безразлично, особенно помещики, и это иногда необоснованно распространяли на всю страну или даже на всю эпоху земских соборов. Впрочем, рязанский воевода Григорий Кириллович Огарев получил грамоту из Разрядного приказа с нормами представительства только 9 августа.
Рязанские дворяне должны были выбрать «свою братию — из больших станов по два человека, а из меньших и из новокрещенов по человеку». Тщетно надрывался Огарев, тщетно носились по уездам разосланные им рязанские пушкари: 20 августа в съезжей избе перед воеводой предстали лишь двенадцать рязанских помещиков, которые к тому же категорически заявили, «что де им малыми людьми выборных людей выбрать не умет, потому что город де большой». Через неделю несчастный Огарев пишет в Москву, что ни один новый человек к нему не прибыл.
Впрочем, посад своего представителя выбрал. Все напрасно. Только 24 сентября, притом с нарушением норм представительства, были выбраны два рязанских помещика.
Вздохнув, видно, с немалым облегчением, 25 сентября воевода выслал в Москву документы, но сами депутаты тронулись в путь лишь 1 октября. Картина интересна, и она имеет, как представляется, объяснение. Рязань была слишком богата и благополучна.
Даже события Смутного времени ее мало затронули. Ее большей частью обходят стороной и потрясения «бунташного века». Вот и не торопились рязанские выборные — в городе ничего не ждали от собора.
Однако чаще было иначе. Великий Новгород дал пример выборного конфликта между «нарочитыми» и «молодшими» людьми. Первые 10 августа выбрали «лучших людей» Андрея Васильева и Никиту Тетерина.
В ответ на это бедная часть посада избрала Никифора Клетку и Якуша Шипулина. Притом самое, может быть, интересное, что вторые выборы прошли после нескольких дней интенсивной предвыборной кампании и состоялись в той же земской избе, то есть, мы тут имеем дело не с бунтом, а с ожесточенной «парламентской борьбой». В Ельце же произошло резкое столкновение дворян с воеводой.
Последний, опираясь на стрелецкого голову Буженнинова, пытался «выбрать» своих людей. Дворянство решительно провалило эти попытки. Здесь мы видим интересный пример столкновения средних слоев общества с бюрократией.
Но нередко выборы проходили довольно быстро и гладко, — вероятнее всего, в тех городах, где у воеводы сложились терпеливые отношения с населением, и там, где выборная власть губных старост преобладала над воеводской. Рассмотрение известнейшего земского собора в русской истории близится к концу. А где же ход самого собора?
А вот тут-то нам известно постыдно мало: запись о соборе исчезла и, весьма вероятно, не случайно. В петровские времена она стала лишней. О ходе собора кое-что сообщает официальное предисловие к Уложению, кое-что — челобитные, а кое-что содержится в шведских посольских реляциях о русском «риксдаге».
Слушание проекта Уложения постатейно началось в обеих палатах 3 октября, а закончилось незадолго до 29 января 1649 года. Интересно, что от даты открытия собора до начала постатейного чтения проекта прошло чуть более месяца. Значит ли то, что «земские деятели» даром поедали государевы корма?
Нет, существует целый ряд указаний на работу в это время комиссий над отдельными главами Уложения. Эта работа по существу примыкает к работе «приказа» князя Одоевского. Челобитные нижней палаты, поданные в ходе Собора, по сути своей представляют законопроекты или фрагменты законопроектов.
Иногда царь сам заседал вместе со всеми куриями. Ключевский приводит в качестве примера того обсуждение 42-й статьи большой важности XVII-й главы о запрещении завещать, дарить и даже продавать землю церкви. Несмотря на исключительную обтекаемость формулировок предисловия к Уложению, там упоминается «общий совет», учинивший в государстве одинаковый суд и расправу для всех людей.
Этот одинаковый суд был огромной уступкой, вырванной сословными представителями, как у боярской знати, так и у правительства. Конечно, речь шла не о полном равенстве перед законом, а лишь о равенстве процессуальных норм. Да и оно, разумеется, было в большой степени формальным.
Нельзя забывать, что значительная часть населения, закрепощенная именно Уложением, фактически оказалась вне процессуальных норм государственного характера. Мы совсем ничего не знаем о работе верхней палаты, а ведь она заседала постоянно, но характер статей Уложения убеждает в том, что правительство многого добилось для себя в ходе создания свода законов, аристократия же — ничего. Малозаметно в Уложенной книге влияние Освященного собора, а ведь монастырский приказ взял на себя многие функции высшего духовенства.
Может быть, слишком велико было давление на епископов не только выборных, но и Думы. Может быть, немалую роль сыграла личная слабость патриарха Иосифа. Уложение подписали только семь архиереев: кто-то не был на соборе, а кто-то, видимо, отказался от подписи.
Но сам Никон, так резко нападавший позже на «проклятую книгу», подписал ее в 1649 году как архимандрит Новоспасского монастыря. Этот день можно считать датой окончания собора.
7 земских соборов, изменивших судьбу России
Поэтому в начале того же года был созван первый всесословный Земский собор, в котором приняли участие как посадское население, так и сельские обыватели. Путём голосования предстояло избрать нового правителя. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства. Важным было первоначальное общее согласие с кандидатурой Михаила Романова как родственника последнего до Смуты легитимного царя — Фёдора Ивановича», — сказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина Вячеслав Козляков. Иванов С. После Смутного времени, когда ополчения освобождали Москву, царь Фёдор Иванович воспринимался как последний законный царь, после чего появлялись цари избранные, не имевшие прямого отношения к этой традиции, самозванцы. Михаил же был ближайшим родственником последнего законного московского царя из династии Рюриковичей», — рассказал в интервью RT заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов. Эксперт также подчеркнул, что Михаил Фёдорович всё время находился вне политической борьбы, которая развернулась во времена Смуты, он лично не заявлял о притязаниях на престол, не принимал участия в заседаниях Собора.
Но именно его фигура символизировала преемственность власти. Тяжёлое «наследство» «После выборов царя сразу началось восстановление власти, сводившееся к порядку «как при прежних государях бывало». Никто никому не мстил, бояре, сидевшие в Москве во время её осады земскими ополчениями, остались у власти и снова вошли в Боярскую думу. И тем не менее первые годы правления царя Михаила Фёдоровича оказались очень трудными, но в это время были грамотно расставлены приоритеты: восстановление государства, усмирение бунтовавших казаков, возвращение утраченных территорий», — говорит Козляков. После заключения с Польшей перемирия поляки в 1619 году освободили из плена Филарета. Распространено мнение, что вплоть до кончины патриарха в 1633 году вся власть фактически находилась именно в его руках. Земский собор оказывал большую поддержку Михаилу Фёдоровичу», — считает Пчелов.
Эксперты говорят, что первые годы царствования Михаила Фёдоровича, когда новый государь оказался в окружении родственного круга бояр Романовых, князей Черкасских, Шереметевых и Салтыковых родственников матери царя , вроде бы дают основание утверждать, что царь был слабым и безвольным правителем. При преобладании в Думе родственников царя там оставались и представители других родов княжеской аристократии.
Первым это сделал Иван IV. Определение Земского собора Таким термином называют особенное явление в политической жизни России, которое датируется периодом с шестнадцатого по семнадцатый века. Эта тема нередко рассматривается в учебниках 7 класса. Земским собором называют сословно-представительное учреждение, которое служит олицетворением собрания людей почти всех общественных составляющих государства. При этом важно учитывать, что крепостные крестьяне туда не входили. Возникновение сословно-представительных учреждений считается закономерностью в развитии различных государств. Такой собор в большей степени отвечает стандартам стран Скандинавии, а также Германии и Австрии. Аналогичные органы существовали в Голландии и Франции.
Иностранные историки замечают схожесть Земских соборов с парламентами рассматриваемых стран. Собор было принято созывать, чтобы решать важные государственные вопросы. Они могли касаться политических или экономических проблем. На советах решали, стоит ли продолжать войну или лучше заключить мир. Также эти учреждения рассматривали вопросы сбора податей на нужды армии и избрания царей. В разные времена собор выполнял разные функции. Он мог выступать совещательным органом при существующем правительстве или обладать собственной волей, реализуя выбор своих членов. В частности, в период Смуты, во время которого власть сильно пошатнулась, Земские соборы стали ее опорой, превратившись в главный управляющий орган. Если рассматривать организацию как явление, она была весьма гибкой и соответствовала текущим условиям страны. Впервые создать учреждение придумал Иван IV.
Исторический контекст Земского собора Первый Земский собор был организован при Иване IV, который взошел на престол в 1533 году, однако не мог в полной мере руководить страной в силу возраста. Его отец Василий III скончался, когда сыну было 3 года. Незадолго до смерти правитель назначил совет опекунов. В его структуру входило 7 бояр. Эта комиссия отвечала за порядок в государстве и финансовое положение Ивана до достижения им 15-летнего возраста. Предполагалось, что именно тогда он сумеет взять бразды правления в свои руки. Тем не менее, замысел Василия III не был реализован. Менее, чем через год опекунский совет распался. Это случилось вследствие переворота. При этом регентом при Иване стала его мать — Елена Глинская.
Факт 5. Ещё до созыва Земского собора звучали робкие голоса, прочившие престол спасителям отечества. Но князья Пожарский и Трубецкой были недостаточно знатными, а Кузьма Минин и вовсе не относился к дворянскому сословию… Так что на первом же собрании бояре решили выбирать царя из числа знатных людей, причём только русских, отклонив тем самым все зарубежные кандидатуры. Факт 6.
Когда долгие дебаты ни к чему не привели, было предложено решение бросить жребий, чтобы определить нового самодержца. Но доверять столь ответственное решение воле слепого случая пожелали не все, а казаки, основные сторонники Романовых, вообще едва не взбунтовались. Поэтому Земской собор созыва 1613 года завершился в пользу Михаила Фёдоровича , и династия Романовых позднее правила Россией 304 года. Факт 7.
Всего Земские соборы собирались на протяжении полутора веков, пока не были окончательно упразднены по приказу Петра I. В большинстве случаев они представляли собой лишь совещательный орган из бояр, мнением которых интересовался самодержец, но не имели реальной власти.
Общее решение было: вести войну. Нельзя мириться, уступая наглости и дерзкому напору неприятеля. Инфографика XVII века. Земский собор 1613 год — земский собор привел на русский престол государя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых.
На протяжении нескольких лет его правления земские соборы созывались постоянно. Они фактически слились в один большой земский собор, работавший, если воспользоваться лексикой наших дней, как коллективный «антикризисный менеджер».
Первый Земской собор 1549г
Созыв первого Земского Собора 27 февраля 1549 г. совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного. 3) факт, например: первый Земский собор назывался Собор примирения, на нем рассматривался вопрос о новом царском Судебнике. Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать "свое государство из городов всякого чина". В 1613 году именно Земский собор привел на русский престол государя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых.
Земский собор 1613 года: избрание Михаила Романова. Роль земских соборов в России
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ | 1 Инициатором проведения первого Земского собора 1549 г. был царь Иван IV (Грозный). |
Первый созыв Земского собора: дата, причины, последствия | сословно-представительный орган, собиравший депутатов от всех слоёв населения (кроме частновладельческих крестьян и городских "белослободчиков") европейской части России. |
Первый созыв земского собора: год, дата, правление, царь | Первый Земский Собор был назван «Собором примирения», так как с его созыва началось преобразование русского государства в сословную монархию путем формирования сословно-представительного органа, в котором главенствующую роль играло дворянство. |
Собран последний Земский собор Московского царства | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Земский собор Амурской области (Приамурский Земский Собор) Временного правительства Приамурья был созван во Владивостоке 23 июля 1922 года Михаилом Дитерихсом во время гражданской войны в России. |
Земский собор 1613 года: причны, участники, результаты - кратко | Первый земский собор был созван в 1549 году Иваном Грозным, первым царем всея Руси. |
Реформа созыв земского собора ивана грозного кратко
Первым считается земский собор 1549 г., который продолжался два дня, и был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В 1549 году царь Иван IV и святитель Макарий созвали первый Земский собор, который получил название «Собор примирения». Кто созвал Земский собор?