ГИТАРИСТ ОВОЙ АНАТОЛИЙ ЯДРЫШНИКОВ: «ВРАЧАМ ОНА СКАЗАЛА: «Я ПРОСТО УСТАЛА» Музыкант проработал в ансамбле Валентины Толкуновой пять лет и считает, что ему очень повезло. По окончании концерта Валентина Толкунова дала интервью корреспонденту ИА «».
Берегите Мир. Гала - концерт имени Валентины Толкуновой
А в Питерском метро и на набережной канала Грибоедова тоже можно встретить удивительных скрипачей, оперных певцов, бардов и даже парней, играющих на ,,Ханге,,-- барабане, похожем на летающую тарелку. Футляры от скрипок и гитар выставляют... Вводят в заблуждение тем самым чтобы купили франшизу. После покупки дают ссылку на прайс, и выясняется что закупочная цена не 3500-4000, как в бизнес плане, а начиная от 6500, где 6500 является щакупочной.
Напомним, центр соцобслуживания «Алтуфьевский» находится по адресу Путевой проезд, д.
Удивительный, сильный, теплый голос. За душу берущие интонации. Прекрасные мелодии и удивительные стихи. В ее песнях вся жизнь нашего народа, нашей страны, в них душа русского народа. Давайте вспомним, как она это пела: «Уже ходили б в школу наши внуки, Мой милый, если бы не было войны…» «Как жить и что делать, ты сам выбирай, но чаще с течением лет тебе будет сниться березовый край, где ты появился на свет…».
Да я сейчас милицию вызову и приведу вас на работу! Она была незлопамятной, умела прощать от души и о прошлых обидах потом никогда не вспоминала. Таким образом, я уходила от Толкуновой несколько раз, но потом всегда возвращалась. Все-таки ее срывы происходили не на пустом месте, а от огромной ответственности, усталости, а потом еще и от болезней... В последние годы, если кому-то из новых знакомых я говорила, что работаю у Толкуновой, меня спрашивали: «А где она? Что-то ее давно не видно…» Да, по телевизору Валентину показывали еще реже, чем раньше. Всесильное слово «неформат» оказалось для нее страшнее чиновничьего произвола. Но зато на корпоративах она была просто нарасхват! Политики, чиновники, бизнесмены обожали приглашать Толкунову на юбилеи и дни рождения. И она никогда от таких предложений не отказывалась, даже больная вставала и ехала. А в 2009 году вдруг отказалась от одной поездки — ничего не объяснила, только произнесла загадочное: «Молитесь за меня! Потом выяснилось, что у Валентины опухоль головного мозга и понадобилась срочная операция. И вроде все прошло удачно. Тут бы ей просто поддержать себя: отдохнуть, съездить в санаторий… Но незадолго до этого Валентина свозила сына в Грецию, Израиль, Питер и, как она считала, сильно потратилась. Значит, надо срочно заработать. И как раз подоспело предложение — шестнадцать городов в Белоруссии. Это ж какие деньги! Через «не могу», превозмогая себя, держась на репетициях за стулья, за микрофоны, за пюпитр, Валентина давала согласие на эту поездку. И все ради них — своих родных! Где найти вторую такую дочь, которая так отблагодарила бы свою маму за все заботы? Что уж говорить о том, как она пеклась о сыне… Вот только кто позаботился о самой Вале? Толкунова и сама, наверное, не помнила, где у нее что! Помню, скидывая каблуки, она шутила: «Я как та проститутка в анекдоте: «Так устала, так устала! Ножки вы мои, ножки, наконец-то вы вместе! Довезет ее шофер до дома, а там и поговорить не с кем. Мама сама болеет, у сына свои дела, 86-летний муж не в себе… Вот в каком настроении она поехала в Белоруссию и, увы, быстро вернулась оттуда. На концерте в Могилеве Толкунова упала в обморок… Уже после ее смерти композитор Каминский, писавший для Валентины песни, сказал мне: «А ведь ей предлагали ехать лечиться в Америку, к какому-то уникальному врачу, который самых безнадежных вытаскивает при помощи экспериментальной методики». Я спросила, дорого ли это, и, узнав, что дорого, сразу все поняла. Валентине ведь даже на себя было денег жалко. Все бы ей сыну оставить побольше, да маме, да вывезти их куда-нибудь отдохнуть всей семьей… …Помню, куда бы Толкунова ни приезжала на гастроли, ее всякий раз принимали чиновники, секретари парторганизаций, а когда парторганизации канули в Лету — губернаторы. Разговор с ними Валя строила так: «Я живу только творчеством, мне некогда заниматься собой. У меня нет ни дачи, ни машины, ни дома — ничего». В ответ почти всякий раз звучало: «Как, Валентина Васильевна, у вас ничего нет? А вот тогда вам дарственная на сруб, на землю в нашей области…» Так что, когда она умерла, у нее в сейфе столько ключей осталось непонятно от каких квартир, гаражей, домиков! Она и сама, наверное, не помнила, где у нее что! Хотя жилье в Москве, конечно, у Толкуновой имелось: столичное правительство дало возможность по кадастровой цене приобрести квартиру на Цветном бульваре, кроме той, что когда-то выделили на Малой Бронной. Словом, скопилось множество всякой разрозненной недвижимости где-то все это теперь? А продать хоть часть, чтобы купить хороший дом на берегу моря и набраться там сил для борьбы с болезнью, — это нет! Когда я увидела ее там, сразу поняла: дело плохо. Я не отношусь к тем людям, которые, год за годом работая со звездой, совершенно сливаются с ней, жертвуют личной жизнью, не мыслят себя отдельно от своего кумира. Никаким кумиром Толкунова для меня никогда не была, но… За годы, проведенные рядом, мы с ней стали, можно считать, родными… И мне совершенно невыносимо было смотреть на то, что ничего не делается, чтобы ее спасти! Она и сама явно смирилась со своей участью, только просила меня сообщать всем, что с ней все в порядке, скоро ее подлечат и выпишут. И я так и писала на ее страничке в соцсетях, которую с некоторых пор вела. Но как бы я ни бодрилась, люди чувствовали, как обстоят дела. Пошел поток предложений — чем помочь? Писали и целители, и экстрасенсы, и травники. Зная, что Толкунова верит только в Бога, а экстрасенсов терпеть не может, я всем, кто предлагал помощь, отказывала. Но одно письмо меня взяло за душу — от матери больного молодого человека, который выжил благодаря помощи целителя. Она всегда соглашалась, а в 2009 году вдруг отказалась — ничего не объяснила, только произнесла загадочное: «Молитесь за меня! COM И я решилась этому целителю написать: «Помогите! Человек умирает». Он откликнулся, выяснил все подробности, где живет Валентина, какая квартира… И сразу же сообщил: «Вижу в этой квартире три предмета, заговоренных на смерть…» Меня эта информация поразила. Неужели и впрямь кто-то желал Толкуновой зла и пытался ее сглазить? Потом он сказал, что Валентина должна покаяться, попросить у всех прощения, произнести определенные заклинания. И я пошла в больницу… Ни про каких целителей, разумеется, речи не заводила — прекрасно понимала, какая будет реакция. Но я просто подала Вале идею раскаяния, прощения… К моему удивлению, она сказала как отрезала: «Ни у кого просить прощения не буду! Стала ходить без посторонней помощи, повеселела, и аппетит у нее проснулся. Она даже заговорила о выступлении на 9 Мая, попросила принести плеер, чтобы разучивать новую песню. Однако экстрасенс настаивал, чтобы пациентка покаялась и на ночь читала то, что он написал. И где-то через неделю мне пришлось рассказать ей всю правду. Я изо всех сил старалась убедить ее, говорила: «Вы в таком сейчас состоянии, что нужно пойти на все! Любая соломинка, за которую можно уцепиться, должна быть использована! Наверное, это правда, но мне так хотелось ей помочь… А закончила она свою речь такими словами: «Ни у кого я просить прощения не буду! Считай, что я — святая. А что касается твоего целителя, так он — шарлатан…» После этого ей сразу стало хуже, и состояние уже не улучшалось. Но думаю, это она все-таки из-за нелюбви к экстрасенсам, и еще чтобы я от нее с этой темой отстала, так говорила о покаянии. Мне кажется, она все-таки в душе покаялась, и всех простила, и со всеми примирилась, и ушла со светлым сердцем.
Россия нежная душа. Концерт Валентины Толкуновой
Для смоленской публики сегодня с памятным концертом выступил ансамбль «Славяне», почтив память выдающейся певицы Валентины Толкуновой, представляя концерт в ее Валентина Толкунова – это поистине народная российская исполнительница, которая в 70-ые. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Последний московский сольный концерт Валентины Толкуновой "Я сегодня обеты молчанья нарушу". Во вторник народная артистка России Валентина Толкунова приехала с гастролями в Могилев.
В Выборге отменен концерт Валентины Толкуновой
В Санкт-Петербурге в Концертном зале ДК им. Горького с аншлагом прошёл концерт-ретроспектива «Музыкальное посвящение Валентине Толкуновой. 79-летний Лев Лещенко рассказал о своей последней встрече с Валентиной Толкуновой. Творчество Валентины Толкуновой отличает отсутствие нарочитости и простота исполнения. ГИТАРИСТ ОВОЙ АНАТОЛИЙ ЯДРЫШНИКОВ: «ВРАЧАМ ОНА СКАЗАЛА: «Я ПРОСТО УСТАЛА» Музыкант проработал в ансамбле Валентины Толкуновой пять лет и считает, что ему очень повезло. А завершается концерт песней в исполнении самой Валентины Толкуновой «Я сегодня обеты молчанья нарушу», в которой есть слова «Я не всех одинаково – каждого больше люблю!». — Из всех многочисленных концертов памяти Валентины Толкуновой запомнились, оставили приятное впечатление те, в которых участвовали друзья «по цеху»; каждый говорил добрые слова, вспоминал какие-то случаи, и пел песни из СВОЕГО репертуара.
В Смоленской филармонии прошел концерт памяти народной артистки России Валентины Толкуновой
Мои дочери тоже знают ее песни, и слушают их с большим удовольствием. На сцену выходит Натали - и, пританцовывая, поет задорную «Стою на полустаночке». Я всегда хотела прикоснуться к этому образу, месяц репетировала эту песню — и сейчас оказалось, что в тембре моего голоса есть что-то похожее!
Однако более вероятным мне кажется, что певица-профессионал просто не хотела выглядеть дилетантом в чём-то другом. Расскажите, пожалуйста, о сольном концерте Валентины Толкуновой во Дворце культуры в ноябре 2000 года. Смогли ли вы тогда попасть на концерт и лично пообщаться с Валентиной Васильевной? На концерт можно было попасть только по пригласительному билету, возник ажиотаж. Я, как работник Дворца, конечно же, мог устроиться где-нибудь на приставном стуле. Но по другому месту работы, в отделе образования, мне предложили пригласительный, причём, на довольно хорошее место. И уж я не отказался! В день концерта я пришёл, наверное, часа за три до начала концерта, стоял на «стеклянной» лестнице — боялся пропустить момент приезда любимой певицы.
Хотелось посмотреть, как она приедет, как будет готовиться к концерту, репетировать. Собирались какие-то важные женщины с букетами… Валентина Васильевна задержалась минут на 30. В зале уже сидела публика, зал был, что называется, «битком». И вот подъехали машины, из одной из них вышла Валентина Васильевна, её встретили цветами. Все забегали, засуетились. А Валентина Васильевна успокаивала: «Ничего страшного, я подожду». Она зашла на сцену. Было темно, она не заметила, что занавес открыт, и зал уже заполнен. А публика тоже не поняла — чей это силуэт в полушубке двигается по сцене, пытаясь, что-то на ней увидеть, угадать. Наконец, всё наладили.
Концерт начался. Сказать, что во Дворце было холодно, это значит — не сказать ничего! Валентину Васильевну уговаривали: «Не переодевайтесь! Два отделения она пела в разных платьях, причём, второе платье было очень лёгким, ажурным. А вот потом певицу отогревали горячим чаем! После концерта мы с «директрисой» подошли к Валентине Васильевне, она уже была переодета. Меня представили ей. Я ведь тоже заканчивала дирижёрско-хоровое». Я сказал, что давно мечтал поблагодарить её за творчество, за то, что, благодаря ей, я полюбил песню и выбрал свой жизненный путь. Потом все, кто её сопровождал, начали собираться и выходить из Дворца.
Валентина Васильевна оставалась одна, в гримёрке. Дверь была приоткрыта и я, будучи вообще-то человеком очень застенчивым, тут вдруг взял и решился зайти, чтобы попросить автограф. Я зашёл и увидел совершенно измученную Валентину Васильевну. Но она быстро «собралась», спросила моё имя и подписала мне тот самый пригласительный билет. Минут через 15 она вышла.
Концерт, удивительный по силе единения артиста с публикой и незабываемый для сотен белгородцев, которые пришли на выступление любимой певицы в Молодежно-культурный центр Белгородского государственного университета. Сюжет Культура Так умеет выступать только она — Валентина Васильевна — перед людьми разных возрастов, заставляя плакать от счастья людей постарше, и радоваться самых младших почитателей своего таланта. Маленький Степа запомнит, наверняка, как на сцене, когда он вышел вручить букет, его за руку держала тетя Валя, та самая, которая так проникновенно спела для него «Спят усталые игрушки».
И стихи о матери, которые читала со сцены Валентина Васильевна, тоже запали в душу каждому из присутствующих на концерте… А то, что любимая певица знает о том, что Белгороду, первому среди городов России, присвоено почетное звание «Город воинской славы», всколыхнуло целую волну аплодисментов. Море цветов, слезы и добрые слова — награда благодарного зрителя за ее творчество и песни, за талант, который она так щедро умеет дарить людям. Ведь вы бывали с концертами в нашем городе — 2 октября 2006 года вы приезжали сюда, когда праздновалось 45-летие Белгородской энергосистемы? И сегодня, как и раньше, очень чувствовалось единодушие зала. Знаете, у меня всегда публика раскрепощается на концертах: люди открываются, становятся самими собой. В зале царит свет, добро, соединение. Мы со зрителями — как одна большая дружная семья. У меня такое ощущение, что с этим залом я уже не хотела бы никогда расставаться.
Я отдала много, но и получила всё, что возможно. Радость общения — она взаимная! Я бы сказала — взаимозаполняющая. Как радостно знать, что эта порода сохранилась и скоро вернется в Россию, в город Ржев. Мы же до сих пор еще не рассчитались с той войной: и по сей день находят новые захоронения наших солдат, которые погибли при защите Родины.
Кто: Андрей Кириллов Когда: 18. Горького с аншлагом прошёл концерт-ретроспектива «Музыкальное посвящение Валентине Толкуновой. На вечер пришли друзья, коллеги и поклонники русской певицы Валентины Толкуновой, которую часто называют сердцем и душой России.
Доработав концерт, попала в больницу. Сегодня Валентину Толкунову должны выписать.
Это стало началом её популярности на телевидении и радио. Началась активная работа с композиторами Э. Колмановским , М. Таривердиевым , П. Аедоницким , О. Фельцманом , Е. Жарковским, М. Минковым , В. Успенским , Е. Птичкиным , Л. Лядовой и другими.
Изначально планировалось, что она прозвучит в юбилейном авторском вечере композитора в исполнении вокально-инструментального ансамбля « Орэра ». Однако из-за того, что ансамбль не смог приехать для участия в концерте, Аедоницкий предложил Толкуновой срочно выучить и исполнить эту песню. Премьера была восторженно принята публикой, и с тех пор песня стала одной из «визитных карточек» певицы. Толкунова считала, что с этой песней пришло её творческое рождение. С 1973 года регулярно участвует в телевизионных всесоюзных фестивалях «Песня года», в финале «Песни-1973» исполнила песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы». Постоянная участница передач « Утренняя почта », « Голубой огонёк », творческих вечеров выдающихся композиторов в Колонном зале Дома Союзов. Стала солисткой объединения « Москонцерт ». В этом же году композитор Владимир Мигуля написал песню на стихи Виктора Гина «Поговори со мною, мама». Изначально авторы планировали, что песню будет исполнять Людмила Зыкина , однако в очередной раз волею судьбы Мигуля показал эту песню Толкуновой во время своего пребывания в Москве. Сразу же после исполнения со всего Советского Союза на радио стали приходить мешки писем с просьбой регулярно включать песню в радиоэфир.
В течение 1973 года она стала очень популярна, звучала почти каждый день, и, несмотря на ряд препятствий, заслуженно попала в финал «Песни-1974» [8]. В 1975 году Толкунова познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази , с которым проработала более 18 лет и который был для неё учителем. Вместе с Ашкенази Толкуновой были поставлены многие прекрасные романсы, в том числе «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой. В тот год единственный раз в жизни песня в исполнении Толкуновой была вырезана из телеэфира по цензурным причинам — из финальной программы «Песня-1975» была удалена песня « Не судите меня » на музыку Владислава Успенского , поскольку, как рассказывала в позднем телеинтервью сама Толкунова, стихи поэтессы Марины Осташовой про «голые колени» показались телевизионным чиновникам недостаточно моральными и не соответствующими публичному образу певицы, получившей официальное признание. Впоследствии Толкунова называла эту песню одной из своих любимых, исполняла её и а капелла [8]. В 1976 году в период с 17 июля по 1 августа Толкунова в составе творческой бригады деятелей культуры была направлена на Олимпийские игры в Монреале Канада для поддержки советских спортсменов. В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. На « Песне-79 » она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».
С 1979 года Толкунова начала выступать с сольными концертными программами. В 1981 году в репертуаре артистки появилась тема, посвящённая Великой Отечественной войне , её ветеранам. Композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан написали для Толкуновой «Если б не было войны» — лирическую песню-исповедь о женской судьбе, опалённой войной. Совместная работа над композицией шла тяжело. Валентина Васильевна вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссёр. Он помогал певице прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По просьбе Толкуновой в композицию добавили вставки с военным маршем. Певица рассказывала: «Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. В 1990 году Толкунова выпустила одноимённый двойной альбом, в который вошли 22 песни на военно-патриотическую тему.
В 1980-е годы определилась основная тема творчества певицы, которую она сама назовёт «Разговор с женщиной». Это песни о любви и о женских судьбах, счастливых и несчастных, в каждой из которых видна душа женщины. Но какой бы ни была героиня песни Толкуновой, её никогда не покидает ожидание счастья. Таковы песни «Я не могу иначе» А. Пахмутовой , «Где ты раньше был» и «Диалог у Новогодней ёлки» Э. Колмановского , «А любовь-то лебедем» А.
И, что меня очень приятно поразило, когда «Чайка» приказала долго жить, наши отношения нисколько не изменились и не стали более равнодушными. Единственное, что она всегда меня просила: «Ну, пусть твои девочки для меня ещё что-то сделают! Я лежала в больнице, она меня вытащила оттуда, поехали домой… Мы встретились… трудно говорить… как две самые близкие души, которые очень нужны друг другу. Я решила ей на прощание подарить свой костюм, который сама придумала, но не носила ещё совсем. Она примерила — великолепно! Я решила: мне уж, Бог с ним, — не надо. Толкуновой он нужнее. Она в нём была на «Песне года». Она знала, что больна. Последнее время мы с ней только перезванивались, но очень часто. И настолько она себя мужественно и достойно вела! Валентина никогда и ни на что не жаловалась. Я ведь тоже знала, что у неё давно эта болезнь была, но она ни разу не ныла. Единственное что — она стала очень верующим человеком и, где бы мы ни были, обязательно в храм заходили. Причем верила она не поверхностно, а искренне и очень последовательно исполняла все обряды. Она надеялась, что вера ей помогает и даёт силы бороться с болезнью. И Валентина работала до последнего. И вот я смотрела по телевидению её последний концерт в Могилеве, она пела «Я не могу иначе» в нашем красном платье.
А ведь все время в телевизоре… — Глаза какие красивые! Только с грустинкой… — Душевная, душевная женщина, что и говорить! Приехали во дворец культуры «Магнезит». Вслед за ними приехал и автобус с оркестром, где был и брат Валентины Толкуновой Сергей, тоже певец, и поэт Геннадий Георгиев. К слову говоря, знаменитый поэт-песенник, Геннадий напишет потом Владимиру Садырину стихи про Сатку, а затем пришлет из Москвы книгу своих замечательных стихов. И вот начался концерт. Валентина Толкунова при переполненном зале вышла на сцену и сказала: — Добрый вечер, дорогие сатковцы! В зале по-доброму рассмеялись: так саткинцев еще никто не называл! Толкунова слегка смутилась. В зале снова рассмеялись: и так тоже к саткинцам никогда не обращались! И концерт начался. Он шел на одном дыхании. Все, кто находился в те минуты на концерте, отмечали необыкновенное единение певицы с залом. Дважды Толкунова уходила переодеваться, но концерт продолжался без перерыва. В это время пел ее брат Сергей. Пел он русские народные песни. И его тоже тепло принимали. Но все ждали возвращения на сцену Валентины Васильевны. Договаривались, что концерт будет идти два часа. Но он шел без перерыва почти три часа! Было видно, что Толкунова устала, однако она терпеливо и долго отвечала на вопросы местных журналистов. Словно оставалась верной жизненным принципам героини своей же песни «Я не могу иначе»… Поздним вечером за ужином саткинцы еще раз удивили Валентину Толкунову, вручив ей те самые пять связок высушенных белых грибов. Ночью она увезла их с собой в Москву. Позже она говорила Владимиру Витальевичу, что супчик из саткинских грибов, сваренный в Москве зимой, был самым вкусным.
Почётными гостями фестиваля были: брат певицы - Сергей Толкунов и заслуженный артист России Леонид Серебренников. Фестиваль важен, и это признают краевые министерства образования и культуры, - потому что он формирует музыкальный эстетический вкус, показывает истинные человеческие ценности, воспитывает культуру в детях, ведь в условиях засилья не всегда качественной «попсы» сомнительного содержания ребятам иногда просто негде взять образец истинного искусства. И поэтому каждый год в июле над Камой звучат добрые, светлые песни, раскрывающие русскую душу.
Памяти Валентины Толкуновой
Валентина Толкунова перенесла предательство и не смогла построить личную жизнь, но до конца дней отдушиной для нее оставалась музыка. |. Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта Льва Ошанина. Читайте последние новости на тему концерт памяти валентины толкуновой в ленте новостей на сайте Аргументы недели. Читайте последние новости на тему концерт памяти валентины толкуновой в ленте новостей на сайте Аргументы недели. А из Валентины Толкуновой даже выбить собственную зарплату людям было нелегко.
Доработав концерт, попала в больницу. Сегодня Валентину Толкунову должны выписать.
Валентина Толкунова на сцене Три часа во время каждого выступления больная Толкунова пела для любимых зрителей, стоя на каблуках. Рядом с артисткой неизменно находилась ее концертный директор Любовь Майорова. Валя была одинока. Довезет ее водитель до дома, а там и поговорить не с кем. Мама больна, сын занят своими делами, а 86-летний муж не в себе. На сцене она чуть не потеряла сознание. Ее госпитализировали в реанимацию городской клиники, а затем она попала в московскую больницу имени Боткина. Валентина Толкунова К концу зимы врачи оценили ее состояние, как средней степени тяжести. Они разрешили посещать Валентину только ее маме.
Друзья певицы нашли целителя, заявившего, что квартира звезды советской эстрады заговорена на смерть тремя предметами. После проведения в жилье Валентины очищающего ритуала Толкунова почувствовала улучшение своего состояния. Недавно сын певицы переехал в Болгарию, где у него была квартира, накануне купленная матерью. Коля приехал к маме в Москву и привез с собой любимую девушку Диану. Она даже планировала выступить на концерте ко Дню Победы и попросила Александру Пахмутову сочинить для нее песню. Валентина не собиралась умирать, поэтому не позаботилась о своем завещании. Перед этим она попросила маму не переживать и была уверена, что все обойдется. Но к вечеру ей стало хуже.
Валентина попросила пригласить к ней в палату священника. Обряд соборования Толкуновой был проведен протоиереем Артемием Владимировым. На следующий день в 6:00 Валентина вошла в кому. Врачи начали выполнять искусственную вентиляцию легких. В 8:00 63-летней звезды отечественной эстрады не стало.
Ни одной души на улице. Петухи ещё спят, холод окутыва... А в Питерском метро и на набережной канала Грибоедова тоже можно встретить удивительных скрипачей, оперных певцов, бардов и даже парней, играющих на ,,Ханге,,-- барабане, похожем на летающую тарелку. Футляры от скрипок и гитар выставляют...
Театром музыкальной драмы и песни под руководством Валентины Толкуновой были поставлены музыкальные спектакли и программы: «Не оставляй меня, любовь» 1992 , «Я росинка твоя, россиянка» 1995 , «Новая весна Валентины Толкуновой» 1997 , «России нежная душа» 2006 , «Как быть счастливой» на стихи Карины Филипповой-Диодоровой 2009 , «Я сегодня обеты молчанья нарушу» 2010. Около 70 песен спето Толкуновой специально для детей, в том числе « Спят усталые игрушки » из телепередачи «Спокойной ночи, малыши! В 2006 году певица выпустила 2 компакт-диска для детей «Вам, мои носики-курносики» и «На Горизонтских островах». В марте 2010 года , находясь в Боткинской больнице , Валентина Толкунова готовила новую сольную программу ко Дню Победы. В этом году она записала свою последнюю песню — «Весенний май» Виктора Петрова. С 1973 по 2005 год Толкунова — постоянная участница телевизионного фестиваля « Песня года ». На фестивале «Песня-1998» ей был вручён приз имени Клавдии Шульженко. За 44 года творческой деятельности Валентиной Толкуновой было исполнено более 800 песен, в том числе на её музыку: «Моя подруга — моя Москва», «Ангел мой», «Марьюшка», «Спешите делать добрые дела», «Уходя, ничего не берите из прошлого» совместно с Василием Поповым. Из всех произведений наиболее сложной и разнообразной с точки зрения исполнительской вокальной техники, требующей от певицы исключительного мастерства, музыкальный критик Сергей Соседов называл песню «А любовь-то лебедем» на музыку Алмаза Монасыпова и стихи Лиры Абдуллиной [8]. Внешний образ, увлечения, симпатии и привычки[ править править код ] В 1972 году, на своём дебютном выступлении в Колонном зале Дома Союзов , Толкунова впервые предстала перед зрителями с вплетённой в волосы жемчужной нитью. Её причёску копировали многие советские женщины , а сама певица не расставалась с ней на протяжении всей карьеры. Жемчуг называла своим любимым камнем, дорогие ювелирные украшения и бриллианты не жаловала. Для сценического образа Толкуновой был характерен образ «изящной скромной красавицы», она предпочитала минимум украшений и косметики, длинные платья и юбки в пол. В течение всей карьеры Толкунова избегала декольте , руки всегда были закрыты рукавами платья [8]. В молодости её мягкий, нежный, обволакивающий голос сочетался с весьма сдержанной манерой поведения на сцене, в старшем возрасте исполнительская манера приобрела более экспансивный характер, включала танцевальные элементы при поддержке хореографической группы, плясовых ансамблей «Деревенская улица» ; вместе с тем певица избегала спецэффектов и экспериментальной музыки [10] [11] [9]. Характерным эстрадным приёмом Толкуновой был спуск со сцены в зал с последующим плавным движением между рядов, благодаря чему у зрителей создавалось впечатление, что исполнительница поёт словно для каждого присутствующего на концерте. Иосиф Кобзон передавал образ Толкуновой и её воздействие на публику так: «Она выходила скромно одетая, с длинной, роскошной косой, такая светлая, уютная, своя. Многие воспринимали Валю как сестру, дочь, подругу, потому что её песни были понятны и близки людям. Любая женщина могла исполнить у себя на домашнем празднике весь репертуар Толкуновой — настолько легко запоминались тексты и мелодии, согревая душу» [13]. Из числа певцов-современников Толкунова в 1995 году с симпатией и как о близком ей отзывалась о творчестве Татьяны Булановой , Елены Камбуровой , Александра Градского , в 2008 году добавила к ним Дмитрия Маликова и Ирину Богушевскую [9]. Как слушательница Толкунова предпочитала классическую и оперную музыку, как зрительница — балет и классический театр [14]. Толкунова прохладно относилась к косметике и использовала её по минимуму, резко негативно относилась к пластическим операциям и никогда их не делала. Умела вкусно готовить, но предпочитала пользоваться услугами домработниц. С 1978 года Толкунова сама водила автомобиль, сменила 7 машин « Жигули », на каждой из которых наездила 75 тыс. Отвечая в наиболее подробном за всю жизнь интервью 2008 года Дмитрию Гордону на вопросы о жёстком характере при ангельской наружности, Валентина Толкунова, всегда приветливо общавшаяся с поклонниками своего творчества, сетовала на огромное число мужчин, в том числе и облечённых властью, на протяжении всей её карьеры желавших с ней приватно встретиться, поближе познакомиться, оказать знаки внимания, приятно провести время, пригласить поужинать и прочее. На такие предложения певица не откликалась вовсе или реагировала насмешливо, пояснив для прессы, что природа подобных вещей была ей очень хорошо известна, понятна и малоинтересна, а сами докучливые ухажёры выглядели в её глазах «как дети» [9] [10] [11]. Валентина Толкунова пела для ветеранов Великой Отечественной войны , в госпиталях для солдат, раненных в Афганистане и Чечне , в женских колониях, принимала участие в благотворительных концертах для многодетных и малообеспеченных семей. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области. Шефствовала над Кадетским корпусом Министерства юстиции в Москве и Кадетским корпусом УВД города Перми , помогала подмосковному детскому дому, являлась членом правления Фонда мира Москвы и членом правления ЦДРИ , членом учредительного совета и членом правления Центра народной помощи «Благовест» [10]. Отдыхать предпочитала не на заграничных курортах, а в российской глубинке, на склоне лет — в Зубцовском районе Тверской области ; там в деревне Мозгово строила для своей семьи дом, куда планировала перебраться после завершения сценической деятельности [10]. Другой дом Толкунова построила вблизи стен Дивеевского женского монастыря в Нижегородской области , который часто посещала паломницей и где жила в монастырской гостинице [8]. Была членом партии « Единая Россия » [15] В финале карьеры певицы образным знаком Толкуновой стала торжественная песня Вано Мурадели и Владимира Харитонова «Россия — Родина моя», которую она включала в каждый свой концерт. Эта же песня в оркестровке, сделанной специально для певицы, была избрана фоновой музыкой на открытии концерта памяти Валентины Толкуновой, состоявшегося в 2011 году в Храме Христа Спасителя по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла [16] [17] [10]. Болезнь и смерть[ править править код ] В 1990 году у певицы был обнаружен рак молочной железы [10]. В 1992 году была сделана операция, проведён курс химиотерапии. В 2006 и 2009 годах сделаны повторные операции по удалению метастазов , тем не менее они продолжали медленно распространяться, и со временем болезнь генерализовалась в мозг [8]. Несмотря на тяжёлый недуг, Толкунова продолжала активно работать: гастролировала, записывала новые песни, готовила новые концертные программы и спектакли. Эти события подтолкнули Толкунову к размышлениям о Боге и предназначении человека на земле, к духовной музыке и песнопениям, она стала совершать регулярные паломничества в монастыри и по святым местам России, на Святую землю. В 1994 году едва не погибла в результате террористического акта в Тель-Авиве , после чего её религиозность ещё более усилилась [10]. Из Могилёва артистку перевезли в Москву на обследование в Боткинскую больницу. В больничной палате 20 марта её навестил многолетний партнёр по сцене Лев Лещенко [8] , затем больная вызвала священника, и протоиерей Артемий Владимиров прямо в палате совершил соборование [18] [19]. Окончательный диагноз — рак мозга [8]. Церемония прощания с народной артисткой РСФСР Валентиной Толкуновой прошла в Театре эстрады 24 марта 2010 года , отпевание проходило в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы [21] , в тот же день она была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве [22]. Официально Валентина Толкунова была замужем дважды, однако в авторитетной документалистике известно и о других её романах [26] [27] [11] [10]. Свои взгляды на личные отношения c мужчинами Толкунова характеризовала как пуританские [28]. Её первым мужем с ноября 1966 по 1971 год был Юрий Саульский , композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра ВИО-66 , на 18 лет старше Валентины. Брак продлился 5 лет и распался из-за нового романа любвеобильного композитора, драматические обстоятельства развода существенно отразились на мировоззрении, репертуаре и певческих интонациях Толкуновой об этом песня «А любовь-то лебедем в небеса» [10].
В том же году, в возрасте 20 лет вышла замуж за руководителя оркестра. Совмещать занятия и гастрольные поездки с ВИО-66 было трудно, и Толкунова перевелась на заочное отделение Музыкального училища имени Гнесиных , которое и окончила в 1971 году с оценкой «отлично», продирижировав на выпускном экзамене хорами Георгия Свиридова и Дмитрия Шостаковича. В 1976 году Валентина Толкунова окончила Московский государственный институт культуры по специальности «дирижёр-хоровик». Сама Толкунова отмечала, что её голос соответствует тембру флейты , указывала, что пение в ансамбле — это «большая школа для того, чтобы почувствовать состояние гармонии и в оркестре » [5]. Композитор написал музыку к телефильму «День за днём». Это были фуги , вокализы и много новых песен на стихи Михаила Анчарова , исполнять которые он предложил Толкуновой. Напевная, бесхитростная песня «Стою на полустаночке» из телефильма сыграла большую роль в жизни начинающей певицы. Толкунова с разрешения первой исполнительницы, народной артистки СССР Нины Сазоновой спела песню в авторском концерте Катаева, а затем с ней же выступила на телевизионном конкурсе «Артлото», заняв первое место. При этом Толкунова значительно ускорила темп песни, сделав её более энергичной и задорной [6] [7]. После ухода из ВИО-66 Толкунова исполняла песни и играла эпизодические роли в нескольких фильмах и спектаклях, а также пыталась создать свой квартет из 4 исполнительниц, однако проект не был осуществлён. Это стало началом её популярности на телевидении и радио. Началась активная работа с композиторами Э. Колмановским , М. Таривердиевым , П. Аедоницким , О. Фельцманом , Е. Жарковским, М. Минковым , В. Успенским , Е. Птичкиным , Л. Лядовой и другими. Изначально планировалось, что она прозвучит в юбилейном авторском вечере композитора в исполнении вокально-инструментального ансамбля « Орэра ». Однако из-за того, что ансамбль не смог приехать для участия в концерте, Аедоницкий предложил Толкуновой срочно выучить и исполнить эту песню. Премьера была восторженно принята публикой, и с тех пор песня стала одной из «визитных карточек» певицы. Толкунова считала, что с этой песней пришло её творческое рождение. С 1973 года регулярно участвует в телевизионных всесоюзных фестивалях «Песня года», в финале «Песни-1973» исполнила песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы». Постоянная участница передач « Утренняя почта », « Голубой огонёк », творческих вечеров выдающихся композиторов в Колонном зале Дома Союзов. Стала солисткой объединения « Москонцерт ». В этом же году композитор Владимир Мигуля написал песню на стихи Виктора Гина «Поговори со мною, мама». Изначально авторы планировали, что песню будет исполнять Людмила Зыкина , однако в очередной раз волею судьбы Мигуля показал эту песню Толкуновой во время своего пребывания в Москве. Сразу же после исполнения со всего Советского Союза на радио стали приходить мешки писем с просьбой регулярно включать песню в радиоэфир. В течение 1973 года она стала очень популярна, звучала почти каждый день, и, несмотря на ряд препятствий, заслуженно попала в финал «Песни-1974» [8]. В 1975 году Толкунова познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази , с которым проработала более 18 лет и который был для неё учителем. Вместе с Ашкенази Толкуновой были поставлены многие прекрасные романсы, в том числе «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой. В тот год единственный раз в жизни песня в исполнении Толкуновой была вырезана из телеэфира по цензурным причинам — из финальной программы «Песня-1975» была удалена песня « Не судите меня » на музыку Владислава Успенского , поскольку, как рассказывала в позднем телеинтервью сама Толкунова, стихи поэтессы Марины Осташовой про «голые колени» показались телевизионным чиновникам недостаточно моральными и не соответствующими публичному образу певицы, получившей официальное признание. Впоследствии Толкунова называла эту песню одной из своих любимых, исполняла её и а капелла [8]. В 1976 году в период с 17 июля по 1 августа Толкунова в составе творческой бригады деятелей культуры была направлена на Олимпийские игры в Монреале Канада для поддержки советских спортсменов. В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. На « Песне-79 » она исполнила хит «Не зря мне люди говорили». С 1979 года Толкунова начала выступать с сольными концертными программами. В 1981 году в репертуаре артистки появилась тема, посвящённая Великой Отечественной войне , её ветеранам. Композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан написали для Толкуновой «Если б не было войны» — лирическую песню-исповедь о женской судьбе, опалённой войной. Совместная работа над композицией шла тяжело. Валентина Васильевна вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссёр.
Валентина Толкунова: «Если моя душа откликается, значит, она откликнется и у моего слушателя»
Последний московский сольный концерт Валентины Толкуновой Я сегодня обеты молчанья нарушу Юбилейный сольный концерт Валентины Толкуновой России нежная душа Большой. Великая советская и российская певица Валентина Толкунова далекой зимой 1997 года выступала в небольшом актовом зале уральского Фершампенуаза. На 64-году жизни скончалась Народная артистка РСФСР Валентина Толкунова.