Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю – Чистой седмицей.
Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста
Первая неделя Великого поста — Торжество православия: в современной практике Русской православной церкви возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. На протяжении следующих семи недель перед Великим постом мирянам необходимо постепенно отказываться от некоторых продуктов, для того чтобы в воскресенье примкнуть к церкви. Первая неделя (первая седмица) Великого поста начинается с Чистого понедельника. Этот день считается особым и на протяжении всего дня не рекомендуется употреблять пищу, можно пить лишь воду.
Страстная неделя в 2024 году: что можно и что нельзя делать в дни перед Пасхой
Первые три дня — понедельник, вторник и среда — отведены под сухоядение. Православные употребляют постную пищу без термической обработки. В четверг разрешены вареные и тушеные блюда без масла. В пятницу верующие не едят целый день, а в субботу, накануне Пасхи, готовят горячую еду без масла и пьют вино. И помните: если православный верующий нарушил правила поста, то перед его продолжением он должен покаяться на исповеди. После этого Великий пост можно продолжать. Фото: Freepik Неудобно на сайте?
Они отмечают, что если человек принял решение строго держать пост, ему нужно посоветоваться с лечащим врачом. Особенно это касается людей, у которых есть проблемы с психикой, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистыми заболевания. Службы Великого поста В это время церковь совершает особые богослужения. Всегда в воскресенье вечером накануне поста проводится вечерня с чином прощения. В первую неделю поста читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского — это очень длинный и самый древний канон, написанный в VII веке. Во время Великого поста будут поминальные службы родительских суббот, в этом году они придутся на 30 марта и 13 апреля. Еще одна важная служба — это Стояние Марии Египетской, в этом году она пройдет в храмах 17 апреля Особые службы также есть во время финальной недели поста — Страстной Седмицы. Источник информации: Sputnik Беларусь.
Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая — для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен принести радость, а не печаль. Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень. Посещение великопостных богослужений, столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное. В чем современные особенности постного подвига? Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый — в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте». Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий. Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута. Ответ, по опыту — церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее: — всей семьей если таковая имеется определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста например, сладости только по субботам и воскресеньям и т. Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва — только условия, при которых наша цель — очищение души — достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо. Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста — это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание трезвение — это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен.
Таким образом, суть Великого поста состоит в повторении подвига Спасителя, в укреплении веры. Диета — лишь один из способов обуздания слабостей. Недели Великого поста У православных христиан Великий пост продолжается 48 дней у католиков — 40. Он разделен на два этапа. Первый именуется Четыредесятницей и длится шесть недель. Второй назван Страстной неделей — это шесть дней, непосредственно предшествующие Пасхе. Важно отметить, что привычные нам семидневные недели в православной традиции называются седмицами.
У верующих началась пятая неделя Великого поста: как правильно питаться, что не следует делать
Опубликованный календарь дает представление лишь о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами или вместе со священником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — вареная картошка или диетическая рыбная котлета. Традиционно миряне постятся мягче - без мяса, яиц, молока, более строго - без рыбы. Другое дело, что мы сами про себя еще знаем, от чего нам было бы полезно отказаться - кто-то очень выпечку любит пусть и постную , кто-то еще что-то. И вот мы видим, что среда и пятница, например, в календаре питания строже, чем другие дни.
Значит мы можем отказаться от чего-то пусть и постного, но особого любимого в эти дни. А картошку все же на масле пожарить? Дмитрий 6 лет назад Спасибо большое!!!
Великая пятница, 3 мая: этот день называется ещё Страстная пятница, он считается самым страшным днём в истории Нового завета, поскольку именно в пятницу, за два дня до Пасхи, распяли Христа. На богослужениях в Великую пятницу подробно вспоминается и то, как Христа схватили, и то, как Его судил римский прокуратор Понтий Пилат — он поначалу хотел пощадить Спасителя, но на Его смерти настаивали первосвященники и народ. Попытался прокуратор и помиловать Иисуса в честь грядущего праздника, но вместо Него народ потребовал отпустить разбойника Варавву.
Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» Мф. Иисусу надели на голову терновый венок и заставили нести собственный тяжёлый крест всю дорогу на Голгофу — Лобное место, по пути римские солдаты Его избивали.
На Голгофе Его распяли, то есть казнили самой болезненной и жестокой казнью, и Он провисел на кресте три часа, после чего умер. Фото: pravperm. Но в Великую субботу вспоминают то, что этому предшествует: снятие Иисуса с креста, Его погребение и сошествие во ад. Вечером после казни Христа один из Его учеников, Иосиф Аримафейский, тайно пришёл к Понтию Пилату и попросил разрешения снять Его с креста; прокуратор согласился, и тело Иисуса передали близким. Вместе с другим учеником, Никодимом, Иосиф смазал тело Христа благовониями, обернул в льняное полотно — плащаницу — по иудейскому обычаю и положил в высеченный в скале гроб, после чего завалил вход большим камнем. При этом фарисеи и первосвященники приставили к гробнице стражей, чтобы тело не украли и не возвестили о воскрешении.
В итоге эта стража только подтвердила то, что произошло на следующий день, во время Пасхи. Душа же Христа в Великую субботу спустилась в Ад, чтобы там попрать силу дьявола и возвестить о победе над смертью. Фото: mpda. Прежде всего, как и в Великий пост, нельзя есть скоромного — это продукты животного происхождения, в том числе молоко и масло, а также сильные специи и сладости. Какие продукты можно есть в Страстную неделю, зависит от дня. С понедельника по среду в Страстную седмицу верующие придерживаются сухоядения, то есть едят только холодную сырую пищу и хлеб, а также еду без растительного масла.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное.
За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим.
Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».
Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих Мф. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.
Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день кроме субботы на Страстной седмице.
В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу накануне Вербного Воскресения разрешается есть рыбную икру. Первая неделя седмица Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие пища не варится и не жарится , а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи. Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.
Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост это следует делать по благословению священника.
Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу. В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения.
Первая неделя Пасхального поста являются одной из самых строгих. Помимо основных правил, которые действуют на протяжении всей его длительности — запрет на употребление молочных и мясных продуктов, а также яиц — во время неё существуют и другие ограничения. Что можно кушать в первый день Великого поста? День начала Пасхального поста носит название «Чистый понедельник». Он приходится на 18 марта 2024 года и его следует провести, вовсе отказавшись от приема пищи. Это правило довольно трудно выполнить, особенно после Масленичной недели, когда организм привыкает к калорийным и жирным продуктам, потому лучше всего заранее настроиться на этот запрет, и психологически подготовить себя к его соблюдению. В этот день разрешается пить воду. Некоторые верующие люди считают, что если постящийся человек будет пить не обычную, а святую воду, то это поспособствует более легкому восприятию течения времени этого дня. Последующие дни первой седмицы также довольно строги. Так, во вторник, 19 марта 2024 года, в монастырях монахи тоже будут воздерживаются от еды, позволяя себе только воду и немного хлеба.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Самые большие ограничения приходятся на первую неделю поста и каждую последующую среду и пятницу. В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. «Во время Великого поста можно поминать усопших дома так же, как и в другие дни года, за исключением Светлой седмицы — первой недели после Пасхи до вторника следующей недели, праздника Радоницы». Особенности первой недели Великого поста. Первая неделя (первая седмица) Великого поста начинается с Чистого понедельника. Этот день считается особым и на протяжении всего дня не рекомендуется употреблять пищу, можно пить лишь воду. Канон Андрея Критского читается в первые четыре дня поста по частям и еще раз прочитывается целиком в четверг пятой недели.
О Великом посте
Поэтому церковь рекомендует спрашивать на его держание благословения духовника. Проконсультироваться нужно также со своим лечащим врачом, так как есть хронические заболевания, при которых не рекомендуются такие жесткие ограничения. Мы бы рекомендовали в любом случае посоветоваться со специалистом при любых изменениях диеты. Воздержание ради очищения. Чем полезен Великий пост? Подробнее Горячая пища без масла Со второй недели Великого поста по вторникам и четвергам разрешена горячая пища без масла. И в такие дни соблюдать пост проще, выбор блюд становится более разнообразным. Добавляются различные супы и каши из злаков, вареный картофель.
Да и вареные и тушеные горячие овощи насыщают и согревают гораздо лучше, чем просто салаты из сырых овощей. Также позволяются орехи, семена, хлеб — достаточно калорийная пища, с которой нужно соблюдать меру. Горячая пища с маслом Всего два дня в неделю можно добавить в пищу растительное масло. В церковной традиции оно называется елеем, и часто это название можно увидеть в календарях постного питания. Масло можно использовать в субботу и воскресенье. Вот когда можно и картошечку пожарить, котлеты морковные или капустные приготовить. Бокал вина Для поддержания сил постящихся в выходные можно выпить один бокал вина, только один раз за день.
Причем рекомендуется этот поддерживающий бокал развести водой.
Если вам сложно полностью отказаться от еды, можно съесть немного хлеба и выпить воды после вечерней службы. Великая Суббота 4 мая 2024 года до появления первой звезды также считается временем строгого поста. Затем рекомендовано сухоядение. В этот день принято освящать в храмах пасхальную еду. Как правильно питаться в течение Страстной недели?
Как говорят монахи, мирянам в пост нужно не изнурять себя голодом, а воздерживаться от переедания. Постное меню можно составить так, чтобы оно включало привычные для вас блюда, но без ингредиентов, имеющих животное происхождение. Ведь питание в Страстную неделю — не главное, и основное значение поста — не ограничения в рационе. Смысл заключается в покаянии и духовном обновлении, а воздержание в пище лишь способствует этому. Верующие должны прежде всего стремиться к очищению духовному, совершая добрые дела и проводя время в молитве. Великая суббота считается последним днем поста, и в следующее за ним Воскресение Христово уже не предполагается никаких ограничений в пище.
Пост, который соблюдают верующие, заканчивается в полночь накануне праздника, с момента символического открытия священниками дверей храма. Что можно готовить в последнюю неделю Великого поста? Что приготовить во время Страстной недели Великого поста? Подайте к столу салат из капусты. Для его приготовления вам понадобится: 400 г белокочанной капусты, 2-3 шт. Чернослив заранее замочите, затем нарежьте тонкими полосками.
Морковь и лимонную цедру натрите на мелкой терке. Все ингредиенты соедините и хорошо перемешайте.
Страстная неделя, также известная как Чистая неделя, считается самой строгой частью поста. Она состоит из шести дней, каждый из которых посвящен важным событиям в жизни Иисуса Христа. Великий понедельник — 29 мая Великий понедельник, начинающий Страстную неделю, напоминает верующим о событиях, описанных в Евангелии, и о патриархе Иосифе из Ветхого Завета.
Этот день также отмечается началом миротворения и строгого поста, когда христиане придерживаются суровых диетических ограничений. Помимо религиозных обрядов, Великий понедельник также считается временем для уборки дома и разбора ненужных вещей. В старину верили, что солнечная погода в этот день предвещает теплое лето. Великий Вторник — 30 апреля Это время посвящено воспоминаниям о беседах Христа в храме Иерусалима. Иисус Христос рассказывал своим ученикам притчи о страданиях девяти дев, о талантах, о том, как воскрешал умерших людей, о Страшном суде.
В этот день продолжается уборка, начатая накануне, особое внимание уделяется стирке: одежды, постельного белья, штор. Также принято закупать продукты, необходимые для приготовления праздничной еды. Во время Великого Вторника разрешена сырая пища без растительного масла. Это грустное время, когда Иуда предал Иисуса Христа за 30 сребреников. В храмах священнослужители рассказывают о грешнице, которая омыла ноги Спасителя и помазала их миром.
В первые две недели строгих ограничений в еде нет. Начиная с третьей недели верующим следует отказаться от мяса по средам и пятницам. Четвертая — Сырная седмица, которую также именуют Масленицей. Верующим уже нельзя есть мясо, но разрешаются сырные продукты. И пока народ объедается блинами , священнослужители во время служб напоминают, что неделя предочистительная, и призывают к воздержанию.
Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье. В этот день принято просить друг у друга прощения за вольные или невольные обиды.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Последняя неделя Великого поста для христиан — прежде всего, время глубокого покаяния и анализа собственной жизни. Во время первой недели соблюдать пост не нужно. «360» разобрался, что можно и чего нельзя в Великий пост и обязательно ли следовать правилам неукоснительно.
Страстной понедельник. Что можно и что нельзя делать 29 апреля 2024 года
Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник. Конфеты из сухофруктов Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом. Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком. Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго. В обеденный перерыв можно приготовить питательный салат из репы, яблок, моркови с добавлением клюквы. Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином. Конфеты из сухофруктов — перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.
Закончив дневную трапезу, не следует забывать: перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу; попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня; молить о благословении на сон грядущий. Среда Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в 1-ю неделю поста. Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды. Квашеная капуста с клюквой Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении. На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или морса с хлебцами, приправленными медом. Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
Квашеная капуста со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед. Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина — сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи. Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста. Четверг В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав. Их предварительно можно вырастить на подоконнике или купить в магазине. Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста.
Плащаница полагается на особо приготовленном столе-гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. В Великую Субботу служба которой начинается вечером накануне церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. Во время вечерни, предваряющей пасхальное богослужегние, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. Священнослужителе переоблачаются в белые пасхальные одежды. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Как правильно подготовиться к главному христианскому празднику можно узнать в новом тематическом выпуске программы «Символ веры». На хлебозаводах уже начали выпекать и освящать первые партии праздничных куличей: эксклюзивный репортаж tvsamara.
Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу. Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем? А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему — пост? Жертва Богу — дух сокрушенный Пс. Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел как понимают жертву католики, иудаисты, язычники , а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время. И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются». Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста».
Верующие могут ориентироваться на календарь, чтобы правильно составить меню и потрудиться телесно и духовно для встречи Пасхи физически обновленными и с чистым сердцем. Даты и назначение Великого поста Годовой богослужебный круг предусматривает четыре длительных поста. Все они направлены на духовное очищение человека. Правила употребления пищи имеют разные степени строгости относительно монашествующих, простых прихожан, болеющих, занимающихся интенсивным физическим трудом, детей, однако в любом случае рекомендовано придерживаться основных требований. Определенное воздержание в трапезе и развлечениях касается многодневных православных постов: Великого — в 2024 году он начнется 18 марта, а закончится в субботу перед Светлой Пасхой, 4 мая; Петрова — его длительность меняется в разные годы, в 2024-м он будет совсем коротким — с 1 по 11 июля; Успенского — по строгости равен Великому, длится с 14 по 27 августа; Рождественского — начнется 28 ноября, а закончится уже 6 января 2025 года.
Великий пост - 2023: календарь питания, меню и рецепты на каждый день
Соблюдая правила и зная, что можно есть в первую неделю Великого поста можно, а что нет, не стоит все же делать это в ущерб собственному здоровью. Рассказываем, в чем суть Великого поста, как его правильно провести, какие продукты можно есть, какие запреты соблюдать. Первая неделя Великого Поста: в чем смысл воздержания, что можно и нельзя есть, рецепты разрешенных блюд, меню по всем семи дням. На первой неделе Великого поста можно есть свежие, сушеные и соленые овощи и фрукты, хлеб, мед, орехи.
Как должна проходить первая неделя Великого Поста у мирян
Почему первая неделя Великого поста считается самой строгой? Рассказываем, в чем суть Великого поста, как его правильно провести, какие продукты можно есть, какие запреты соблюдать. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. Самые большие ограничения приходятся на первую неделю поста и каждую последующую среду и пятницу. Христиане последнюю неделю Великого поста называют «Страстной седмицей». Пример меню на первую неделю Великого поста.