В Еврейском музее и центре толерантности открылась масштабная выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций", сообщает пресс-служба институции. Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны. С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Россия 24» на канале «Россия 24» в хорошем качестве и бесплатно.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» | в Бухарско-еврейском театре при Наркомпросе Узбекской ССР в 1932 году. |
В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» | Более других преуспели в этом бухарские евреи, предпринявшие попытку связать разбросанные по нескольким континентам общины в единую организацию. |
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее | В Еврейском музее и центре толерантности открылась масштабная выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций", сообщает пресс-служба институции. |
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан? | Министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов 13 февраля принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев. |
Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi
Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны. Бухарские евреи — так называют евреев, переселившихся на территорию Таджикистана и соседних государств Среднеазиатского региона после разрушения Второго Храма. Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Бухарские евреи: читайте последние новости по тегу в ленте новостей на сайте MK. Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. История Бухарских Евреев.
Последние бухарские евреи — фоторепортаж
В итоге в Средней Азии их осталось, по оценочным данным, 41 тысяча. При этом они преимущественно проживали в городах, в основном в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Фергане. Новая внешняя и внутренняя политика Советского Союза позволила открыть еврейские учреждения и наладить общинную жизнь в регионе. Так, с 1990 года начали открывать синагоги, культурные центры, воскресные школы, летние лагеря, благотворительные организации, ульпаны, печатать еврейские газеты на русском языке: "Хаверим", "Мизрах", "Шофар". Около 450 бухарских евреев учились в хабадской ешиве. Центральную Азию посещали посланцы религиозных еврейских организаций различных направлений из этой страны и из США. В конце 1990-х годов наиболее активно поддерживала местные религиозные общины организация хабадского направления "Ор-Авнер", созданная одним из крупнейших израильских предпринимателей — бухарским евреем Львом Леваевым.
Перестройка в Советском Союзе привела к росту национализма, чему способствовал экономический кризис. В республиках Средней Азии этот процесс сопровождался исламизацией общества, что нашло свое выражение в погроме бухарских евреев, армян и крымских татар, произошедшем в Андижане Узбекистан в 1990 году, в националистических митингах во многих городах региона и в гражданской войне на этническо-клановой почве в Таджикистане. Количество антисемитских актов увеличивалось. Так, в середине 1990-х годов в Ташкенте по надуманным обвинениям арестовали 24-летнего Дмитрия Фаттахова и 76-летнего Иосифа Коэнова, а в Душанбе в 1998-м был зверски убит председатель Культурного общества бухарских евреев журналист Меир-Хаим Гавриэлов. Утверждение в республиках региона национальных языков в качестве государственных сопровождалось увольнениями с непромышленных предприятий представителей национальных меньшинств, в том числе и евреев. В этой обстановке бухарские, а также ашкеназские евреи, прибывшие в Среднюю Азию в основном во время Великой отечественной войны, начали массами ее покидать.
В результате к 2000 году там осталось около 3 тыс. А во многих мелких и средних городах такие общины вообще исчезли или находятся на грани исчезновения. Большинство оставшихся представителей этого народа собирается уехать из региона, в основном в страны Центральной Европы и Северной Америки. Они не связывают свое будущее с Израилем из-за множества социально-экономических и политических проблем, стоящих перед этим государством. Израиль Сегодня в Израиле проживает основная часть имеющихся в мире бухарских евреев. Почти все они — представители четырех основных волн репатриантов или их потомки.
После первой алии, которая длилась с 80-х годов XIX века до начала Первой мировой войны, в начале 1930-х годов пришла вторая. Она была самая трудная, так как многих бежавших из Советского Союза сотрудники ГПУ арестовывали на границе с Афганистаном и Ираном, а те, кому удавалось достичь этих стран, становились легкой добычей промышлявших в пограничных районах бандитов. С начала 1970-х до середины 80-х годов прибыла третья волна алии бухарских евреев, в результате чего их число в Израиле увеличилось более чем вдвое, составив к концу 1980-х годов около 29,6 тыс. С репатриацией из Центральной Азии в 1990-х годах четвертой алии около 22 тыс. Многовековое пребывание в Средней Азии среди враждебного мусульманского окружения приучила их жить в закрытых общинах большими семейными кланами. Это повлияло на их поведение и за пределами региона.
Так, в Израиле прибывшие в первые две волны алии существовали некоторое время как закрытые этнические группы. Первая бухарская алия, хотя и жертвовала деньги благотворительным учреждениям сефардов и ашкеназов, жила изолированно в созданном ею иерусалимском квартале Реховот, ныне Шхунат На-бухарим. Затем к ней присоединилась и вторая алия бухарских евреев. Они сочетались браками внутри общины, устраивали отдельные синагоги, совместно отмечали еврейские праздники и соблюдали другие традиции. А покидавшие квартал и на новых местах в основном селились компактно.
Оказывается социальная и финансовая помощь нуждающимся, поддержка подрастающего поколения в том числе в виде стипендий для талантлиых студентов. Конгресс издает газету "Менора", которая объединяет десятки тысяч читателей во всем мире.
Значительное место отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Амулет для дома «Чор де вола» «Четыре стены». Фото Когда: 3 марта — 18 июня 2023 года Где: ул.
Мы, бухарские евреи, разбросанные по миру, дорожим, ценим и гордимся дружбой с семьей Ниязовых, искренне благодарны за их добрые богоугодные дела и глубоко скорбим по поводу ухода из жизни нашего большого дорогого друга Шерали Ниязова. Светлая память о нем сохранится в наших сердцах. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. Кайков, С. Кайков, И.
Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку
Термин бухарские евреи означает евреи города Бухары и евреи Бухарского эмирата. Бухарские евреи в русской культуре» не только восполнили этот пробел, но и воссоздали смысловой контекст того времени. Уроженка Душанбе, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Хана Даниэлова (Толмас) рассказала, как занимается популяризацией бухарских евреев в Международной.
В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев
Выставка состоит из пяти тематических разделов, в которых представлено более 200 предметов из собраний Музея истории евреев в России, Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. В рамках проекта ежедневно проходят кураторские и тематические экскурсии, мастер-классы и воркшопы. Выставка проходит при поддержке Всемирного конгресса бухарских евреев. Семейный проект «На языке правил и исключений.
Наука и искусство» посвящен взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности: науки и искусства.
Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Платье женское нижнее. Шелк, техника «шои» Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.
Анна Савицкая 16. Хотя название «бухарские евреи» закрепилось за диаспорой из-за того, что самая многочисленная ее часть жила в Бухарском ханстве впоследствии эмирате , чаще всего оно употребляется как общее определение евреев, проживавших в Средней Азии, главным образом на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Выставка знакомит с историей и культурой бухарских евреев, в обычаях и быту которых соединились иудейская традиция и элементы центральноазиатской культуры. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности Главными центрами еврейской религиозности оставались Бухара и Самарканд. Выходцы из местных еврейских общин внесли значительный вклад в развитие религиозной поэзии на фарси и иврите, а также музыкальной культуры.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» 03. Этот масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Экспозиция выставки развернется в центральном лобби музея и продолжится в левой галерее, увлекая зрителей в захватывающее историческое и культурно-этнографическое путешествие, включающее подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке будет представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
Выставка о культуре бухарских евреев проходит в Москве - Россия 24
На кинопоказы вход по предварительной регистрации Масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Экспозиция выставки состоит из двух блоков: исторического и культурно-этнографического, включающего подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке будет представлено порядка 200 экспонатов, некоторые типы которых никогда ранее не экспонировались. Среди них — образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии.
Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. XIX в.
Бекасаб тканье из шелковых и хлопковых нитей , ситец, тесьма. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
Экспозиция выставки развернется в центральном лобби музея и продолжится в левой галерее, увлекая зрителей в захватывающее историческое и культурно-этнографическое путешествие, включающее подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке будет представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.
Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите.
Бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX в. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе.
В Израиле закончился съезд Всемирного конгресса бухарских евреев
Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Слышал, что персидские и бухарские евреи лучше всего сохранили древний иудейский типаж. История Бухарских Евреев. этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Уроженка Душанбе, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Хана Даниэлова (Толмас) рассказала, как занимается популяризацией бухарских евреев в Международной.
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Фотографии из репортажа РИА Новости 02.03.2023: Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». История Бухарских Евреев. До 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре»
В 1743 году Надыр-шах переселил в свою столицу город Мешхед много еврейских семей из города Казвин , назначив их управлять его казной. До этого в Мешхеде не было еврейской общины, так как там находится Мавзолей Имама Резы и евреям вход в Мешхед тогда был запрещён. Пользуясь покровительством Надыр-шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли. Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана [31]. Еврейские переселенцы прибыли также в Бухару и Самарканд. Профессор Самаркандского государственного университета Рубен Назарьян писал по этому поводу, что, несмотря на запрет проживания евреев в мусульманских кварталах-гузарах, при Надыр-шахе евреи появляются всё-таки в мусульманских гузарах Самарканда [32]. В гузаре Кош-хаус до 1880-х годов даже действовала синагога [33]. До этого Самарканд лежал в руинах вследствие сильного землетрясения произошедшего в городе в 1720 году. Итак, Надыр-шах стал покровительствовать евреям; остановил преследования евреев в Персии [34] ; переселил евреев в запретный для них прежде шиитский город Мешхед, при том назначив их на почётную должность управления казной; разрешил евреям из Персии поселиться в мусульманских гузарах Самарканда и построить там синагогу.
Покровительство Надыр-шаха длилось не долго, ибо он был убит в 1747 году. После его убийства начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман [31]. В Бухаре сразу же был убит бухарский Абулфейз-хан из династии Аштарханидов по приказу одного из бухарских военачальников Надыр-шаха по имени Мухаммад Рахим из династии Мангытов и фактическая власть в ханстве перешла к нему. При Мангытах в середине 1700-х годах происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община чала буквально «ни то, ни сё» — евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм [35]. Российский пограничник Филипп Сергеевич Ефремов , захваченный в плен в 1774 году, проданный в Бухару Аталыку Данияр-беку — родственнику узурпатора Мангыта Мухаммада Рахима, [ источник не указан 1198 дней ] и бежавший через 9 лет из Бухары в Санкт-Петербург , упомянул в своей книге о причинах покушения на жизнь Аштарханида Абулфейз-хана бухарским военачальником Надыр-шаха Мухаммадом Рахимом. Со слов Ф. Ефремова ясно то, что покушение произошло вследствие патологического страстного желания овладеть дочерью Абулфейз-хана — женой Надыр-шаха. Упомянутый Ф.
Ефремовым Мангыт Данияр-бек, посадивший ходжу по имени Абуль Газы, [ источник не указан 1198 дней ]то есть духовное лицо, на ханство в 1758 году после смерти своего родственника Мухаммада Рахим-хана, и выглядит предполагаемым инициатором насильственного обращения евреев в мусульманство, ибо, ни Аштарханид Абд ул-Мумин хан мальчик правил с 1747 года и удушен был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1751 году [ источник не указан 1916 дней ] , ни Аштарханид Убейдаллах III хан мальчик правил с 1751 года и разбит был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1753 году [ источник не указан 1916 дней ] , ни Аштарханид Абуль Газы хан мальчик правил с 1758 года по 1785 год , будучи ханами- марионетками , не имели реальной власти в Бухарском ханстве, о чём пишет сам Филлип Ефремов. Аталык Данияр-бек в 1774 году также подвергал пыткам и Ефремова через насильственное питьё солёной воды, с целью принятия Ефремовым ислама [36]. Далее Филипп Ефремов сообщает, что в Бухаре проживают «бухарцы, узбеки, хивинцы, киргизцы, персияне и индейцы», жилой фонд представлен мазанками, улицы извилисты и тесны; население он оценивает в 70 тысяч человек. Евреи, по его словам, занимаются ремеслом, проживают «в слободе» и изготовляют шёлк [37]. После волны насильственного обращения евреев в мусульманство в Бухарском ханстве при Мангытах, в конце [35] 1700-х годов насильственное обращение евреев в мусульманство также происходит и в Хивинском ханстве при династии Кунгратов. После смерти 1-го Мангыта Мухаммеда Рахим-хана и 2-го Мангыта Даниялбия, с 1785 года Бухарское ханство при 3-м бухарском правителе из династии Мангытов по имени Шахмурад стало называться Бухарский эмират. К правлению Шахмурада он же эмир Масъум относится сюжет поэмы «В память Муллы Худайдада, благочестивого [38] » пера Ибрагима ибн Абу л-Хайр на еврейско-таджикском языке, рассказывающий о еврее Худайдаде, который был купцом, муллой то есть учёным раввином и которого приказал казнить эмир Масъум за отказ принять ислам [38] [39]. Худайдад принял мученическую смерть за отказ изменить иудейской вере, хотя после его смерти распространялись ложные слухи о том, что Худайдад всё-таки принял ислам.
Поэма содержит около 400 двойных линий и занимает около 12 страниц [38]. Близость по времени хронологических рамок нетерпимости к евреям в Бухарском и Хивинском ханствах и хронологических рамок нетерпимости к евреям в Персии остановленной Надыр-шахом наводит на предположение, что нетерпимость к евреям в Хивинском и Бухарском ханстве пришла из Персии. Некоторое облегчение в положении евреев произошло в правление 5-го Сефевида шаха Аббаса I умер в 1629 г. Однако последние годы его правления и главным образом вторая половина 17-го века ознаменовались новыми гонениями. Нетерпимость к евреям в Персии продолжилась и после смерти Абасса I, и при Абассе II 1642—1667 , а при преемниках последнего, Сефи II Сулеймане 1666—94 , и последнем Сефивиде, Султане-Хоссейне 1694—1722 , власть находилась в руках фанатичного шиитского духовенства, которое довело евреев до положения жалких париев [41]. Нетерпимость продолжалась и до воцарения Надыр-шаха, который сам поначалу был нетерпим к евреям в Персии. Он ввёл сефардский молитвенный канон вместо персидского, которым пользовались бухарские евреи до этого. Рав Йосеф Маман наладил хорошие отношения с мусульманскими авторитетами и сумел спасти бухарских евреев от различных насильственных бед.
В 1802 году бухарские евреи впервые наладили контакты с русскими евреями , написав им письмо на иврите следующего содержания [42] : Мир и благословение да ниспадут на голову еврейской общины; шлю вам привет. Я слышал от бухарских купцов, что в городах России имеется много евреев; здесь в Кизиль-Гаре, мы не знаем, от каких евреев вы происходите. Нам, для наших дел, надо бывать в России, но до нас дошли слухи, что там очень притесняют и преследуют евреев; если вы полагаете, что мы не будем терпеть притеснений и убытков, то известите нас. Местные купцы пользуются нашими капиталами для торговли, на условиях компании, но не честно поступают при этом; если вы дадите нам положительный ответ, мы сами будем приезжать за товаром. Напишите нам, а если вы иврита не знаете, то пишите на русском языке, но ивритским шрифтом; здесь имеется переводчик, знакомый с русским языком. Надеемся, что наступит знамение для евреев. Напишите, сколько мы должны платить за пересылку денег из Бухары. На этом заканчиваем.
Мир вам, всем чадам вашим и домочадцам. Это письмо получили евреи города Шклов Могилёвской губернии Российской империи. Текст переписки был опубликован в книге «Drischat Zion», вышедшей в Франкфурте-на-Одере в 1806 году. В дальнейшем контакты бухарских евреев с русскими евреями участятся. В 1820 году в Бухару прибыло российское посольство. Участник посольства Е. Мейендорф пишет, что наибольшая в Азии еврейская диаспора проживает в Бухаре «в Мешхеде 300 еврейских домов, в Шахрисябзе — 30, в Балхе — столько же, в Самарканде и Герате — только 10, в Хиве — 4, в Бадахшане, Коканде и Кашгаре еврейского населения нет». При этом в действительности в Самарканде проживало больше евреев, хотя они были рассеянны в мусульманских кварталах.
Касательно евреев Хивы известно, что в своём большинстве они были обращены в мусульманство в конце 1700-х годах и поэтому тоже были незаметны. Более того, в третьей главе он сообщает, что по всему государству насчитывалось 4000 евреев. Мейендорф повторяет слова других путешественников о том, что евреи занимаются окрашиванием тканей и изготовлением спиртного. Касательно еврейской диаспоры в городе Ташкенте Майендорф сообщает «Ташкент, в котором минимум 3000 домов, окружен глиняной стеной, пришедшей в упадок, так же как и дома; последние построены гораздо хуже, чем в Бухаре. В Ташкенте десять медресе: три из них выстроены по образцу бухарских. Каналы, выведенные из Чирчика, протекающего в 20 верстах к югу от города, доставляют сюда воду и орошают поля. Ташкентский район производит хлопок и шелк, в то время как в туркестанском их добывается очень мало. Артиллерия ташкентского бека состоит из пушек, навьюченных на верблюдов, как в Персии.
Редкие документы, картины, аутентичные предметы быта и народного искусства, потрясающие изделия ремесленников, душистые специи — всё это переносит посетителей в далекую солнечную Центральную Азию. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев, а также образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений, которые увидели посетители, являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Центральную Азию.
Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока.
Относительно нетронутой оказалась община, проживавшая в Бухаре, куда и потянулись евреи, уцелевшие в ходе военных событий. Данному процессу способствовали высокая рождаемость в семьях, а также значительный поток эмигрантов, которые прибывали из Афганистана, Ирана, Турции и даже Йемена. Кроме того, сюда добрались испанские евреи сефарды , бежавшие в исламские страны после изгнания со своей родины еще в 1492 году. Новый период жизни начался для бухарских евреев после прихода в среднеазиатский регион Российской империи. С целью создания мягкого давления на руководство Бухарского Эмирата правительство России издало ряд официальных указов, дававших бухарским евреям значительные льготы в их деятельности на территории империи. Что интересно, коренным российским евреям подобных вольностей предоставлено не было. Так через бухарских евреев в страну беспрепятственно пошел поток товаров из Бухары, что в долгосрочной перспективе возымело положительное значение в отношениях империи и эмирата. К середине XIX века еврейские общины обосновались практически в каждом крупном среднеазиатском городе. Самая большая из них, занимавшая два квартала, находилась в Бухаре. Следующей по размеру была самаркандская община, проживавшая в квартале Махаллан Яхудиен. Очень быстро в еврейскую среду проникли современные цивилизационные веяния. Представители данной нации очень быстро перешли на ношение европейской одежды и пользование товарами производства Англии и России. И хотя официально Бухарский Эмират еще не был присоединен к России, местные евреи, вступившие в купеческую гильдию, могли получить российское гражданство. Данное решение позволило империи заполучить большое число состоятельных династий, что сыграло положительную роль в развитии страны. Имея серьезные средства, они развивали экономику, создавая законченные циклы производства. Например, династия Вадьяевых в 1916 приобрела Иваново-Вознесенскую мануфактуру, тем самым закончив создание огромного комбината, производящего изделия из текстиля. В единый комплекс были включены хлопковые плантации Ферганской долины, железные дороги, фабрики по очистке хлопка-сырца, изготовлению текстильной продукции. В производственном процессе были задействованы десятки тысяч людей. С окончательным присоединением Бухарского Эмирата к России жизненные условия местных евреев серьезно изменились. Сюда начала проникать европейская и русская культура, потянулись российские евреи-ашкеназы. Последнее привело к русификации местных фамилий.
Бухарские евреи выражают соболезнование
Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет. Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой?
Заказ экскурсии
- Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
- «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее
- Комментарии
- Домен припаркован в Timeweb
СРЕДНЕАЗИА́ТСКИЕ ЕВРЕ́И
Довольно популярным является миф о еврейских предках, которые были насильно выселены ассирийцами из Израильского царства в 722 году до н. Называется даже местность конечного переселения — Хадор, которую бухарцы идентифицируют как Бухару. Правда, историки подвергают данную версию сомнению, выдвигая собственную точку зрения о местности в Северной Месопотамии, находящейся сейчас на иракской территории. Расселение Из Хадора еврейская диаспора начала распространяться по землям Ассирийского государства, бывшего на тот момент едва ли не крупнейшим в мире. Определенный процент их мигрировал на земли нынешнего Ирана, в Хузестан юго-запад исламской республики и Мидию север страны, ныне Иранский Азербайджан. В пользу этого говорит тот факт, что проживавшие на Кавказе горские евреи ведут свой род от евреев хадорских. Подобное расселение имело свои причины. В основном они обусловлены экономическими, политическими и социальными факторами, однако не следует сбрасывать со счетов и еще один момент. Евреи привлекались к военной службе в пользу государств, некоторый период контролировавших Израиль.
Когда к власти пришли персидские цари рода Ахеменидов, наступила эра самого массового расселения евреев, которые пробрались и в Среднюю Азию. В пользу этого говорит ряд свидетельств. Близ туркменских городов Байрам-Али и Мерв в середине 1950-х археологами были обнаружены фрагменты керамики с надписями на иврите, но самое главное — найдены остатки древнейшей синагоги. Все открытия относились ко II в. Продвижению данной нации на восток способствовало начало функционирования Великого Шелкового Пути, по которому еврейские купцы проникли в самую глубинку Средней Азии, а затем продвинулись в направлении Китая до самого тихоокеанского побережья. Дополнительным фактором их продвижения в Среднюю Азию послужили последствия Иудейских войн 66-70, 132-135 годов. Значительная часть населения во избежание попадания в рабство была вынуждена покинуть Иудею и Иерусалим. Так появились крупные еврейские общины в Балхе, Мерве и Термезе.
Расцвет Пока в Среднюю Азию не вторглись арабы, этот край был населен множеством народов, часто принадлежавших к различным религиозным течениям. Здесь свободно уживались буддизм и индуизм, христианство и иудаизм, зороастризм и различные синкретические культы. Ситуация изменилась с приходом сюда ислама, однако евреи сумели приспособиться к такому положению вещей. Их невероятная работоспособность и образованность позволяли занимать крайне почетные должности в местном обществе.
Конец XIX в. Адрас, тесьма, шелк в технике «шои», хлопчатобумажная ткань. Фото пресс-служба музея Экспозиция выставки развернется в центральном лобби музея и продолжится в левой галерее, увлекая зрителей в захватывающее историческое и культурно-этнографическое путешествие, включающее подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Кульмос указка для чтения Торы. Фото пресс-служба музея Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи.
В другом — летняя детская кроватка, изящные кувшины с высоким горлышком и изогнутым носиком, глиняная амфора для вина, удивительно похожая на античную. Перед нами реконструкция дома бухарского еврея. Здесь каждая вещь, начиная с дверей, ставен, колонн галереи, украшенных резными цветами и листьями, и заканчивая вышитой скатертью и шелковыми восточными платьями и платками, принадлежала реальным людям. Находки были переданы в Музей истории евреев в России, откуда попали теперь на выставку. Но эта временная экспозиция, которая выводит зрителей из открытой галереи дома дальше, в галерею собственно Еврейского музея, далеко выходит за рамки истории ХХ века и истории России. Самое удивительное, что она выходит и за рамки чисто этнографического проекта. Вавилон, Ассирия, Персия, далее везде Историки считают, что бухарские евреи — потомки жителей Иудеи, которые оказались в плену вавилонского царя Навуходоносора II и были выведены в Вавилонию. На ассирийских рельефах в Британском музее на выставке стоит рассмотреть их фотографии можно увидеть, как из разрушенного иудейского города Лахиш идут музыканты, едет еврейская семья на арбе в Ассирию. Рельеф этот датируется 701 годом до н. Уже в 598—597 годах до н. Всего 60 лет спустя, в 539—538 годах до н. К 483 году до н. О среднеазиатских евреях в первые века нашей эры упоминают «Деяния апостолов» и Талмуд. Поскольку еврейские купцы участвовали в торговле на Великом шелковом пути, о еврейских поселениях в Средней Азии в доисламский период упоминают также персидские и арабские хроники. Иначе говоря, евреи принадлежат к числу древнейших народов, населявших среднеазиатский регион. Если Великий шелковый путь способствовал общению народов в целом и евреев из разных регионов Азии в частности, то появление двух враждебных империй — шиитского Ирана, где правили Сефевиды, и суннитского Мавераннахра, где во главе была узбекская династия Шейбанидов, — разделило евреев этих государств. Здесь были самые крупные общины евреев. Бухара, где еврейский квартал махалла существовал с XVI века, дала имя этнической и лингвистической общности евреев в Средней Азии. Но не менее интересны, чем перипетии древней истории, отношения, которые складывались у евреев с цивилизациями, сменявшими друг друга, как волны. И тут любопытны два момента: с одной стороны, сохранение своей веры и традиций, с другой — приспособление к особенностям правления разных государств. Шелка и макамы Сохранение языка, традиций, веры в субэтносе на протяжении более 25 веков выглядит невероятным феноменом.
Минобороны РФ: предотвращена массовая атака дронов на Крым? ПДД, лекарства, акцизы: что изменится в марте? Бесогон ТВ. Жены маркиза Карабаса? Гиена Европы.