Новости марш смерти янтарный

узников концлагерей. В Калининградской области прошел традиционный "Марш жизни", посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела.

Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста

На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти. Памятник жертвам Марша смерти расположен на берегу Балтийского моря в посёлке Янтарный Калининградской области. На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти. 120 бандитов из отрядов Тодт и Хивис, а также 25 эсэсовцев вдоволь поиздевались над беззащитными женщинами в этом жестоком марше смерти.

Шоу на крови: кому и зачем понадобилось проводить альтернативный «Марш смерти» в Янтарном?

– Что Мартин Бергау рассказал вам о «Марше смерти» в Янтарном? В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. губернатор Антон Алиханов, прошли путь 12 километров от развилки в поселке Круглово до поселка Янтарный, следуя маршруту. Жители Калининградской области продолжают воссоздавать события страшного дня 31-го января 45-го года и последние часы «Марша смерти».

«Отрицание Холокоста может иметь необратимые последствия»: репортаж из Калининградской области

Жители Калининградской области в воскресенье приняли участие в "Марше жизни" – траурной акции, посвященной жертвам "Марша смерти" в 1945 году. Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. 24 августа стало известно, что неизвестными в поселке Янтарный был осквернен памятник Жертвам Марша смерти под Кенигсбергом. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее.

В память о жертвах Холокоста прошел Марш жизни под Калининградом

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц. В ответ гостиницы отправят вам предложения и вы сможете выбрать наиболее привлекательное. Я хочу забронировать определенное количество номеров.

Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку. Для начала работы необходима авторизация.

В Пальмникене 1 февраля 1945 года пеший эшелон из Штутхофа был расстрелян эсэсовцами и добровольцами из фольксштурма на морском пляже. Калининградцам и гостям региона предлагается ощутить на себе, как это шагать в «марше смерти» узников концлагеря, на прожигающем балтийском морозе, без воды и еды, под угрозой расстрела за падение или остановку на пути.

Немало отрицательной энергетики, как сейчас выражаются, участники этого действа скинут, когда «поиграют» в ожидающих расстрела узников или их палачей. Обыватели в Калининграде резонно сочли: реконструкция, например, Ледового побоища это хорошо, а «игрушки» про концлагеря и Холокост это кощунство. Организаторы в близком к наглости тоне рекомендуют сначала поучаствовать в воссозданном «марше смерти», а потом уже делать выводы. Виртуальную шрайбштубу — канцелярию при концлагерной комендатуре, организаторы устроили на сайте «марша смерти». В этой «шрайбштубе» кандидаты в «узники» дают свои паспортные данные. Всех участников «игрушки» — так на жаргоне реконструкторов именуются эти действа — обязывают ознакомиться с правилами техники безопасности. Следовательно, ожидается реконструкция уничтожения «марша смерти», выполненная силами историков-любителей.

Руководит этим однозначно кощунственным проектом некая Анна Симонова, которая представляется кандидатом исторических наук, историком-архивистом. Как заявила Симонова калининградским журналистам, ее проект — первая в России идея по реконструкции событий Холокоста. Всем желающим «поиграть» в расстрелянных евреев коллеги Симоновой изготовили еврейские концлагерные нашивки в виде желтой шестиконечной звезды. По словам Симоновой, наряжать сытого обывателя узником концлагеря — это нормально, а одевать детей на День Победы в пилотки и гимнастерки образца Великой Отечественной войны, возмутительно… В виртуальную «комендатуру концлагеря» входит режиссер и сценарист короткометражных фильмов Анжелика Фоминых, выпускница двухмесячных курсов Высшей школы кино «Арка». Участие этой девушки в проекте предполагает, что пародия на «марш смерти» будет документальным или художественным фильмом. За «военную подготовку» в «комендатуре» отвечает калининградский сценарист к военным любительским фильмам Денис Поляков, представляющийся офицером запаса. В «комендатуре» есть настоящий военный моряк в отставке Вячеслав Земляк, занимающийся бизнесом в сфере пиротехники.

За воспитательную работу отвечает Кирилл Зубрин — «соорганизатор военно-спортивных и патриотических мероприятий, занимается патриотическим воспитанием молодёжи», как представили Зубрина в «комендатуре». Иллюстрация: palmnickenmarch. В числе своих партнеров реконструкторы «марша смерти» назвали еврейскую общину Калининграда — тем самым оклеветав местное еврейство. Еврейская община опровергла свое соучастие в действии, осудила действие как кощунство над памятью жертв нацизма. Администрация Янтарного заявила, что осуждает реконструкцию, не давала и никогда не даст разрешения на ее проведение.

Поэтому в адрес Файерабенда поступили угрозы от СД из Кёнигсберга и приказ, следуя которому, он должен был собрать сотню фольксштурмовцев и укрепить позиции вермахта под Кумененом. Во вторник 30 января собравшиеся ополченцы отправились в путь, но встретились с армейским подразделением, которое не только не просило подкрепления, но и не знало, что с ним делать. Файерабенд понял, что попал в ловушку, и у него не осталось выхода. Товарищи по оружию нашли его тело.

Все выглядело так, как будто он сам выстрелил из ружья себе в рот. Было ли это действительное самоубийство или только его инсценировка, никто не проверял. Когда на следующее утро, 31 января 1945 года, в Пальмникен привезли на телеге тело Файерабенда, его сотрудники, которым он перед отъездом поручил снабжать евреев всем необходимым, потеряли всякое мужество. Судьба трех тысяч пленных снова была в руках СС. Той же ночью, с 31 января на 1 февраля, под предлогом перехода на корабли, которые доставят всех в безопасное место, СС вывели свои жертвы через северные заводские ворота вниз по склону к морю. Там их направили к югу, по обленедевшему балтийскому берегу. Между пляжем и расположенным тридцатью метрами выше на холме населенным пунктом тянулся широкий лесной и парковый массив, так что лишь немногие жители Пальмникена смогли увидеть, что творилось на море. Стрелки-эсэсовцы окружили далеко растянувшуюся колонну, отсекли от хвоста небольшую группу людей и автоматными очередями погнали их в сторону моря, на лед и в воду. В темноте, в спешке, несмотря на использование сигнальных ракет Leuchtgeschossen , убить всех сразу не получалось.

Некоторые были только ранены или вообще остались целы. Кто-то падал без чувств, кто-то замерз, утонул, кого-то затерло между льдинами. Другие скончались после многодневных мучений. Местные жители позднее видели трупы, которые прибой выносил на западный берег Земландского полуострова. Одна жительница Пальмникена показала следующее: Мы возвращались в Пальмникен пешком, не по дороге, а вдоль пляжа. Это был очень тяжелый пеший марш, он занял несколько часов... Поблизости от Пальмникена, между Нодемсом Nodems и Пальмникеном, мы внезапно увидели на пляже множество трупов и услышали отчаянные крики, доносившиеся со стороны моря. По моим наблюдениям, все, кто лежал на пляже, были мертвы, но иногда из воды слышался зов... Вода у берега образовала небольшую ледяную кромку, между льдинами плавали тяжелораненые или мертвые.

История марша смерти в Пальмникен( ныне Янтарный)

Сто лет Пруссия находилась в тени большой политики и не касалась войн. Бурное развитие торговли в Кёнигсберге приостановила война между двумя враждующими религиозными течениями за господство в Европе. Во времена правления курфюрста Георга Вильгельма Пруссия была превращена в поле сражения. Прусские дворянские сословия боролись за самостоятельность в созданном с Бранденбургом союзе. Их оппозиционная деятельность была столь успешной, что к концу правления Георга Вильгельма государство грозило распасться. Бранденбургские правители в подавлении прусской оппозиции уповали на военную силу. А между тем в 1618 году уже началась первая общеевропейская война между протестантами и католиками, так называемая Тридцатилетняя война, которая поначалу принесла много бедствий Пруссии. Апатия прусских бюргеров к политическим событиям европейского масштаба, помноженная на бездействие Георга Вильгельма, привела к возможности соблюдения Пруссией нейтралитета в войне.

Да, слабый Георг Вильгельм не принимал должного участия в управлении герцогством, все значительные события произошли если не вопреки его воле, то и не благодаря ей. Строительство современных укреплений в Пиллау и Кёнигсберге в эти годы велись либо по инициативе шведского короля, либо по замыслам местных властей. Да и решение о нейтралитете в общеевропейской бойне муниципалитеты принимали самостоятельно, правда, под давлением того же Густава II Адольфа. Пруссия была втянута в войну, которую шведский король Густав Адольф вёл против Польши. Эта война была борьбой за господство над Балтикой и одновременно походом контрреформации против протестантства. Герцогство в военном отношении было слабым, а политически находилось в вассальной зависимости от Польши. В вопросах веры Пруссия имела больше общего со Швецией, чем с католическим сюзереном и реформатским правителем, которому не доверяли.

К тому же курфюрст находился в Берлине, когда Густав Адольф летом 1626 года перенёс военные действия из Лифляндии в Пруссию, заняв 6 июля Пиллау. От прусских сословий, которым принадлежала власть, и особенно от Кёнигсберга он потребовал нейтралитета, намереваясь обезопасить себя с тыла, чтобы успешно выступить против Эльбинга и Данцига. В военном плане город к боевым действиям не был готов. Средневековые укрепления находились в таком же упадке, как и желание горожан обороняться. Для приготовлений и не было времени, так как утром 11 июля альтштадскому муниципалитету передали письмо Густава Адольфа с ультимативным требованием в течение трёх дней объявить нейтралитет. Отсрочки Густав Адольф не дал, настаивая на том, чтобы горожане быстрее приняли решение о том, хотят ли они нейтралитета или же выступят на стороне Польши. Четыре дня миссия вела переговоры с Густавом Адольфом, пока тот, наконец, не подтвердил права города на свободную торговлю и безопасность.

Шведы своё слово сдержали. Ни один шведский солдат не вошёл в Кёнигсберг. Курфюрст согласился со статусом нейтралитета. Король Владислав IV, сменивший в 1632 году на польском троне своего отца Сигизмунда, пытался путём уступок и дружелюбных актов завоевать доверие Кёнигсберга. Король признал за городом право взимать налоги и нанимать войска, против чего тщетно протестовал из Берлина курфюрст, обосновывая свою точку зрения тем, что Кёнигсберг принадлежит ему и поэтому не обладает ни финансовой, ни военной самостоятельностью. Кёнигсберг стремился получить признание в качестве договаривающейся стороны по образцу Данцига. Бранденбургские посланцы решительно воспротивились этому и добились того, что в мирном договоре не было учтено ни одного требования Кёнигсберга.

Это было очень важное решение. Вторая попытка придать Кёнигсбергу статус свободного города наподобие Данцига вновь потерпела неудачу. Однако самостоятельная политика военных лет привела к возросшему самосознанию горожан, как по отношению к курфюрсту, так и по отношению к польскому королю. Это почувствовали оба. Сильнее стало и общественное сознание. И хотя ещё долго между тремя городами, равно как и между городами и их слободами существовали разногласия, основанные на защите своих мелких интересов, но всё же постепенно они осознавали, что все вместе составляют единый город. Этому способствовало и совместное возведение укреплений вокруг Кёнигсберга.

Эти укрепления на 200 лет определили топографическое развитие города. За несколько десятилетий в окружённых валом пригородах возникло пять новых приходов с пятью новыми большими церквами. Элементом прогресса в области экономики стали зарождавшиеся в то время мануфактуры — предшественники меркантильной хозяйственной политики. В предместьях появились мыловарни, маслобойни, стеклозаводы и красильни. Земельное правительство поддерживало предпринимателей, строивших фабрики, чтобы сэкономить деньги, которые тратились на ввоз продуктов из-за границы. Новые предприятия имели такие же привилегии, как и с давних пор мельницы, купальни и аптеки. С ростом числа горожан и их благосостояния более разнообразной становилась и общественная жизнь.

Кроме старых юнкерхофов и гемайнгартенов имелось множество трактиров. Многие являлись простыми постоялыми дворами и местом отдыха сельских жителей, посещающих рынок; другие, видимо, были обыкновенными питейными заведениями с сомнительной репутацией. Сохранилась одна из средневековых бюргерских забав — стрельба. Так как с конца XIV столетия от арбалета перешли к огнестрельному оружию, старые стрельбища стали малы. Потому и народные праздники — стрельбы по деревянным птицам — здесь больше не проводились. Стрельба по мишеням поначалу не пользовалась признанием, но только до тех пор, пока курфюрст Георг Вильгельм в 1634 году не перенёс все привилегии со стрельбы по птицам на стрельбу по мишеням. Таким образом, постепенно исчезла связь между стрельбой и цехами ремесленников с их гемайнгартенами.

Праздники стрелков оставались популярными, но участие в них постепенно становилось более или менее добровольным, и в итоге образовалась гильдия стрелков как самостоятельное общество. Нередко Георг Вильгельм предавался разгульным развлечениям и любимой охоте, что не могло не сказаться на состоянии дел в государстве. Принуждённый заключить с Швецией союз в 1631 году, он неохотно вёл войну и уже в 1635 году заключил с императором Священной Римской империи Фердинандом II союз, вследствие чего шведы опустошили его земли. В августе 1638 года Георг Вильгельм вместе со всем своим двором и семьёй с очаровательными дочерьми-курфюрстинами перебрался в Кёнигсберг, где, предаваясь любимому своему развлечению — стрельбе, и превратил в «охотничью столицу» свою летнюю резиденцию в замке Нойхаузен. В эпоху правления Георга Вильгельма в Кёнигсберге происходили события, свойственные эпохе барокко. В середине XVII века возник Кёнигсбергский кружок — круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. У этих незаурядных бюргеров не было никаких организационных признаков «поэтического цеха» — ни уставов, ни списков участников, ни собственного архива и т.

Они не проводили собраний. То есть в строгом смысле говорить о поэтическом объединении, видимо, не следует. Однако не подлежит сомнению, что этот круг поэтов и музыкантов, учителей и студентов, юристов и чиновников, живших в Кёнигсберге в середине XVII века, оставил глубокий след в истории немецкой лирики. В это время публично польскому королевскому двору, а вместе с тем — кёнигсбергскому дворянству и бюргерству был представлен поэт Симон Дах. Спустя три года Даху открывается доступ к высшим авторитетам respublica literaria и прусскому правящему дому: в 1638 году в Кёнигсберг приезжает Мартин Опиц, а затем курфюрст Георг Вильгельм со своим двором и семьей. По поводу каждого из этих событий Дах вместе с композитором и органистом Генрихом Альбертом создает приличествующие случаю хвалебные песни. С 1 ноября 1639 года, заняв должность профессора в Альбертине без защиты диссертации, он приступает к исполнению своих новых служебных обязанностей.

Магистерскую защищает в 1640 году. Диссертация Даха не имеет большой научной ценности, но отражает определенный этап мировоззренческого становления поэта-профессора. Будучи профессором поэзии, Дах, согласно должностному предписанию, отвечал за поэтическое оформление всех академических и религиозных праздников в университете. Большинство праздничных произведений было написано на латыни, и объем этой поэтической продукции Даха весьма впечатляет. В числе университетских произведений на немецком языке следует упомянуть: «Радость христианского Рождества», сочиненную в 1648 году, в год наступления мира после подписания Вестфальского мирного договора; «Похвала Иисусу Христу, восставшему из мертвых», состоящую из более чем 1000 «александрин» тип средневекового стиха и другие. В 1644 году Кёнигсбергский университет праздновал 100-летие со дня основания. По поводу этого праздника профессор поэзии Симон Дах был призван сочинить торжественное представление, приличествующее случаю.

Университетская карьера Даха была в целом блестящей. Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета. Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии. Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов. Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков — историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии.

Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре. Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе. Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов. Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет.

В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы. Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко. С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой. Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года.

Причиной смерти была указана водянка и удар. Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос. Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье. Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году.

Держим путь в сторону озера Синявино, бывшего карьера, красивейшего водоёма на территории Калининградской области. Мысль о том, что янтарь можно добывать и открытым способом, давно бродила в головах немецких специалистов. Попыткам создания карьеров мешало отсутствие техники нужного уровня, но добыча в шахте становилась всё более проблематичной. Во-первых, штольни стали многокилометровыми, квалифицированных горняков становилось всё меньше. А второй причиной для перехода к карьерному способу можно считать значительное подорожание древесины, которая в огромном количестве шла на крепёж в шахте. Требовалась именно лиственница, которая во влажной среде не поддавалась гниению, наоборот, приобретала крепость. Ежегодно перерабатывалась почти тысяча вагонов досок и брёвен.

Суточная потребность в лесоматериалах до Первой мировой войны обуславливала расходы до одной тысячи марок. Немецкие специалисты подсчитали, что кубометр горной массы, добытой в шахте подземным способом, стоит 15 марок, а при открытой разработке оценивается в 60 пфеннигов. Всё говорило в пользу нового способа и шли поиски территории с большим содержанием янтаря. Такое место было найдено на расстоянии 500 метров от моря на том же Пальмникенском месторождении, вблизи посёлка Гросс-Хубникен. В 1912 году был заложен крупный карьер глубиной 50 м — карьер «Вальтер», эксплуатировавшийся около 60 лет. В 1913 году приступили к вскрышным работам — «вскрышей» специалисты называют снятие верхнего слоя горных пород, покрывающих «голубую землю». Чтобы добраться до глины, содержащей солнечный камень, надо снять 30-40 метров породы, не имеющей ничего полезного для добытчиков.

Началась большая выборка янтаря из «голубой земли» открытых карьеров. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы, которые работали в двух уровнях — первые производили разработку пустой породы, вторые загружали вагонетки обнажившуюся глауконитовую «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который следовал к обогатительной фабрике. Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъёма вагонов с янтароносной породой на поверхность. Теперь горнодобывающее предприятие представляло из себя промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами, слесарными, кузнечными и столярными мастерскими, цехами по переработке янтаря и т. Для вывода янтарного производства из кризиса был взят курс на техническое перевооружение: обновилось оборудование карьера в Пальмникине; внедрялась механизация на всех этапах добычи, обогащения и обработки янтаря. Оснащение карьера «Вальтер» и экскавация выемка грунта экскаватором до начала выемки янтаря были оценены почти в три миллиона марок, но позднее потребовались дополнительные расходы в 600 000 марок. Правительство вернулось к промышленной добыче янтаря, лежавшей в основе успеха компаньонов фирмы «Штатиен и Беккер» во второй половине XIX века и полностью работавшего на экспорт, лишь в 1923 году.

Созданный «Данцигский коридор» отделял Восточную Пруссию от Германии, вся торговля янтарём шла через Данциг, польские купцы желали торговать по «мировым ценам», что привело к увеличению пошлин. Ситуация усложнилась, когда США представили на рынок сотни тонн прессованного синтетического материала «БАКЕЛИТ» торговая марка по имени американского химика и изобретателя Лео Бекеланда нерастворимого негорючего сверхлёгкого пластика для изготовления курительных принадлежностей. Рынок янтаря «обрушился», прусское акционерное общество терпело огромные потери и тогда руководство впервые приняло решение заняться переработкой янтаря. В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт. В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели.

Мануфактура требовала повысить художественный уровень изделий янтаря. С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт. Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус. В дальнейшем, в связи с ухудшением экономической ситуации, права на добычу неоднократно перекупались, но в результате контрольным пакетом акций в 1933 году завладела компания «Пройсаг» Preussag AG. В 1933 году впервые в Кёнигсберге в художественно-ремесленной школе был создан «янтарный класс» под руководством Яна Хольца, последователя Брахерта. Хольц много уделял внимания образовательному процессу, в том числе преподавал искусство художественной резьбы мастеров 17-го века. Став в 1933 году художественным руководителем Мануфактуры, он поставил задачу расширить программу производства и установить для изделий заранее высокую художественную планку.

Под его руководством и по его эскизам наряду с массовой продукцией на Мануфактуре стали изготавливаться дорогостоящие предметы обихода высокого художественного качества. В 1930-1940-е годы продукцию Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц. Изделия Мануфактуры получали международное признание, благодаря участию во многих выставках, где они не раз были отмечены высокими наградами. Часто витрины в рекламных целях украшали портреты звёзд германского кинематографа. Бусы, броши, серьги, кулоны, браслеты и кольца выпускались Мануфактурой массовыми сериями. Для их изготовления использовался натуральный, а также прессованный и окрашенный янтарь, который часто сочетался с металлом. Дизайном шкатулок занималась группа художников, которые после 200-летнего «молчания великого искусства обработки янтаря» проделали в этой области поистине новаторскую работу.

Скульпторы Герман Брахерт и Ян Хольцу смогли творчески осмыслить и совместить практичность и дешевизну изделий — фирменные принципы Мануфактуры — с оригинальностью и современностью их внешнего вида. Большими партиями изготавливались плакетки и медальоны в честь знаменательных событий. Среди них медальон с изображением Кёнигсбергского собора, выпущенный в 1933 году к 600-летнему юбилею его основания и знак «Германской Восточной ярмарки», изготовление которого было приурочено к проведению сельскохозяйственной выставки в Кёнигсберге в 1936 году. Неизменно большое внимание уделялось сувенирной продукции, отражающей неповторимый восточно-прусский колорит. Здесь янтарь выступал уже в качестве уникального «фирменного» материала. Мотивами этих изделий служили национальные восточно-прусские символы. Одну из самых многочисленных категорий составляли спортивные призы, среди которых кубки и тарелки, выполненные из янтаря и серебра и использовавшиеся в качестве почётных призов на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году.

Использование янтаря в изготовлении спортивных призов, несомненно, подняло его статус. В результате янтарь под рекламным лозунгом «Германское золото» стал равноправным в ряду материалов, обычно использовавшихся для подобных предметов, таких как: золото, серебро или ценные породы дерева. Государственная янтарная мануфактура стала крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря. Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии. Во время Второй мировой войны Германский экспорт янтаря в Японию приносил значительные валютные поступления, при этом на добыче и производстве работали тысячи пленных. На этом этапе истории янтарь «служил» на благо войны и разрушения… В относящейся к июню 1945 года справке об экономике района Земландской комендатуры содержится описание янтарного завода, из которого следует, что в последние месяцы войны он был перепрофилирован немцами на выпуск военной продукции: «Завод производил галантерейные товары мундштуки, расчески, пуговицы и работал до 1945 года. В связи с бомбардировкой промышленности, расположенной в центре Германии, оттуда было привезено оборудование двух заводов — орудийного и патронного, которое установлено в цехах янтарного завода, а оборудование янтарного завода снято и законсервировано на территории завода».

Вскоре после окончания войны оборудование военных заводов демонтировали и вывезли из Пальмникена, а янтарное производство было передано не позднее 1 сентября 1945 года в ведение военторга. По свидетельству ветерана Янтарного комбината Г. Яковенко, на базе сохранившихся на складе двадцати тонн янтаря-сырца военторг организовал небольшое полукустарное производство по выпуску янтарных изделий. Работали в мастерских демобилизованные офицеры, солдаты, привлекали и оставшихся в Пальмникене немцев, причем вся продукция изготовлялась по образцам, доставшимся в наследство от Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Руководство новой советской области понимало значение и перспективы развития янтарного дела, о чем свидетельствует справка Облплана за 1946 год, в которой давалась следующая характеристика доставшегося от немцев наследства: «Особое место в Восточной Пруссии занимала янтарная промышленность, базирующаяся на единственном в Европе месторождении янтаря вблизи Пальмникена. В 1940 году было добыто 5000 тонн янтарной руды. На отходах янтарного производства работал лаковый завод.

В данный момент янтарный завод находится в распоряжении военторга и вырабатывает из имеющихся запасов сырья мундштуки, папиросницы и т. Карьер, где добывался янтарь, затоплен, механизмы разрушены». Ко времени окончания военных действий карьер оказался затопленным дождевыми и грунтовыми водами, что привело к оползням и разрушило рабочие площадки. По всему было видно, что немцы прекратили добычу еще до прихода советских войск. Осенью 1947 года началась откачка воды из карьера в море, со дна удалена порода, восстановлены сделанные в виде уступов площадки. Одновременно проводились реконструкция подъездных путей и ремонт уцелевшего оборудования. К началу июля 1948 года карьер был введен в промышленную эксплуатацию.

После двух крупных оползней грунта в 1957 и 1958 годах, когда на дно карьера обрушилось около полумиллиона тонн земли, из строя оказалась выведена почти вся транспортная система, засыпано всё оборудование, была применена гидротранспортная технология с размывом пульпы мощным гидромонитором. По воспоминаниям очевидцев, карьер буквально разрушался на глазах. Хорошо, что оползни произошли в выходные дни, когда в карьере не было рабочих и удалось избежать несчастья. Карьер в Синявино работал до конца 1960-х годов на базе созданного в июле 1947 года Янтарного комбината. В середине 1960-х годов на комбинате разрабатывались планы продолжения карьера непосредственно на территории поселка Синявино. В этом случае предстояло снести не только приусадебные участки жителей, но и школу, детские ясли, а также жилые дома, в которых проживало 340 человек. Расчеты показывали, что полученная в результате этой операции прибыль не только покроет все затраты на перенос части поселка и новое строительство жилья и объектов соцкультбыта, но и принесет комбинату существенный доход.

Однако по социальным соображениям этот проект не был реализован.

И должен ты рассказать об этом своим детям и детям твоих детей». Дварим 4:9-10 Их ужасные крики были хорошо слышны в ту морозную январскую ночь 45-го года. Некоторые из узников концлагеря Штуттгоф, пригнанные сюда, умерли сразу, другие, всё ещё пытаясь сразиться со смертью, сдались ей, потонув в ледяной воде Балтийского моря, которое стало пристанищем смерти. В течение нескольких дней окровавленные и замерзшие трупы лежали на пляже и вдоль дороги, ведущей из Кёнингсберга в Пальмникен. Здесь на янтарном берегу, в маленьком посёлке Пальмникен ныне Янтарный за четыре месяца до конца Второй мировой войны, произошла самая последняя кровавая бойня периода Холокоста, в результате которой погибли около 7 тысяч невинных еврейских жертв, в основном молодых женщин.

Спастись удалось всего лишь 13 из них. На протяжении десятилетий об этой чудовищной трагедии в Восточной Пруссии пытались умолчать, скрывая факты нацистских преступлений. Рвы с тысячами убитых давно заросли травой. На месте массовых расстрелов построены жилые и культурные объекты. Но те немногие, оставшиеся в живых, больше не могли хранить боль. Они начали рассказывать об этом всему миру.

В основе моего рассказа лежат подлинные свидетельства спасённых и очевидцев трагических событий в Пальмникене. Большинство из них взяты из фонда архива Калининградской области. Осенью 1944 года войска Красной Армии, приближаясь к Восточной Пруссии, начали стремительное наступление. Предчувствуя приближающийся конец, и, страшась возмездия, нацисты приняли решение уничтожить узников подлагерей концлагеря Штуттгоф, в которых находилось около 7 тысяч евреев, пригнанных из гетто и лагерей Польши, Венгрии и Литвы. Согласно плану, утверждённому гаулейтером Восточной Пруссии Эрихом Кохом, узников предполагалось перегнать пешком до Кёнигсберга, а оттуда — собрав всех вместе, пригнать в посёлок Пальмникен, где полностью уничтожить. Местом проведения акции уничтожения была выбрана шахта «Анна» Пальмникенского янтарного месторождения.

Несчастных предполагалось замуровать в большую пустующую штольню и там либо уничтожить газом, либо взорвать динамитом, предварительно засыпав входы землёй. Главнокомандующим акцией был назначен командир гестапо, штурмбанфюрер Курт Гормиг. Главным исполнителем — начальник отдела гестапо по еврейскому вопросу гаупштурмфюрер Вильгельм Зонненшайн. Ранним утром 15 января 1945 года в лютый 20-градусный мороз из подлагерей начался вывод евреев на уничтожение. Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт. Конвоировали колонны 25 эсэсовцев и 150 бойцов военизированной группы Тодт, состоящей из украинцев, литовцев, голландцев и бельгийцев.

В Кёнигсберге пригнанных людей разбили на группы и разместили в вагоностроительной фабрике Штайнер, на шпагатной фабрике и в военной казарме. Марш смерти из Кёнигсберга до Пальмникена начался на рассвете. Обречённых вывели пешей колонной и погнали в направлении Земландского полуострова. В лохмотьях и обмотках на ногах, они почти бегом, не останавливаясь, должны были пройти путь около 50 километров. Измученные и голодные, подгоняемые ударами прикладов охранников, они еле передвигались. Кто отставал или шёл, прихрамывая, был застрелен.

Трупы падали на обочину дороги. Её сразу же застрелил конвоир. Нас гнали по деревням на лютом морозе, я смотрела на скотину в хлеву и завидовала её свободе». Некоторые, несмотря на это, умудрялись найти в себе силы сбежать, но большинство настигали пули». На всём пути передвижения колонны эсэсовцами были застрелены около двух тысяч человек из тех, кто уже не мог идти. План уничтожения людей в пустующих штольнях янтарного комбината вызвал резкие протесты местных предпринимателей и выполнен не был.

Один из них, Хельмут Ландманн, запретил использовать штольни для массового убийства, заявив, что это приведёт к заражению местной системы водоснабжения, и воду нельзя будет употреблять. Ночью 27 января тех, кто чудом выдержал этот ужасный путь к смерти, по распоряжению Ландманна разместили в большом слесарном цеху. Охране было разрешено расположиться в кабинетах и коридорах. Против уничтожения узников выступил и руководитель местного фольксшурма Ханс Файерабенд. Майор-резервист, участник Первой мировой войны, он пользовался большим авторитетом у местных жителей. Файерабенд с возмущением заявил руководителю акции Фрицу Веберу, что уничтожением ни в чём не повинных женщин он опозорит честь немецкого мундира, и что за судьбу узников будет отвечать он сам и не позволит уничтожить их в Пальмникене, ибо не желает, чтобы его родной город вошёл в историю как место массовых убийств.

Он заявил также, что пока он жив, евреев будут кормить, и никто из них не погибнет. Местные жители по его приказу собрали для узников хлеб, горох и картофель и передали в слесарный цех комбината. Ханс Файерабенд явно являлся препятствием для реализации плана СС. Его необходимо было «убрать с дороги», что в результате и было предпринято нацистским командованием. Оружие валялось возле него. Была ли это инсценировка гибели, или он покончил с собой — осталось загадкой до сих пор.

После случившегося сотрудники, которым он поручил обеспечение евреев пищей, перестали помогать им, страшась за свою жизнь.

На памятнике, который вскоре воздвигли на могиле, написали «Вечная слава героям». А еще через тридцать лет, после падения «железного занавеса», в Янтарном объявился самый главный свидетель тех событий — Мартин Бергау.

Он привез свою книгу «Парень с Янтарного берега». В ней Бергау признался, как в составе отряда немецких юнцов из гитлерюгенда в январскую ночь 1945 года искал не добитых выстрелами узниц. Приведенные в его книге факты подтверждали, что найденные ранее останки принадлежали узницам концлагерей, а не бойцам Красной армии.

Показания немца выглядели настолько убедительными, что им при всем желании трудно было противопоставить что-то другое. Возникла неловкая ситуация: непонятно стало, кому же воздвигнут памятник в Янтарном? И кому там возлагать цветы?

Родным советским солдатам или жертвам холокоста? Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена».

Книгу я прочел на одном дыхании. Как и в других своих произведениях, Зурмински сразу же был узнаваем, как мастер закрученного сюжета, создания пронзительных образов, достоверного изображения исторических событий.

Он посвящён памяти последних жертв Холокоста. Монумент высотой в семь метров представляет собой возведенные к небу руки с высеченными на них номерами узников концлагеря.

Он был открыт на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. На митинге выступили представители других государств, религиозных общин и общественных организаций, администрации Янтарного городского округа.

Марш жизни провели под Калининградом

Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был открыт в Янтарном 30 января 2011 года. Тех, кто после "марша смерти" остался в живых, загоняли в ледяные воды Балтийского моря и расстреливали. Памятник жертвам «марша смерти» в поселке Янтарный Калиниградской области.

Содержание номера

  • Выбор редакции
  • Как найти:
  • В Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни» (фоторепортаж) - Новости Калининграда
  • “Марш жизни” в память о жертвах расстрела в Пальмникене прошел в Калининградской области — Лехаим

В Янтарном прошёл Марш жизни в память о жертвах Холокоста

c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_press-reliz_ 1 февраля в Янтарном пройдет траурное мероприятие, посвященное 70-летию «Марша смерти» — убийства нацистами узников концлагеря Штуттхоф. Жители Калининградской области продолжают воссоздавать события страшного дня 31-го января 45-го года и последние часы «Марша смерти». Памятный маршрут стартовал от посёлка Русское, где захоронены советские солдаты, пытавшиеся пробиться и помешать маршу смерти. В администрации Янтарного журналистам заявили, что разрешения на проведения марша 29 января не выдавалось.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий