Вместо того, чтобы помочь Армении отразить азербайджанскую агрессию, вместо того, чтобы не допустит блокады Лачинского коридора, а затем и этнической чистки в Нагорном Карабахе, российская сторона заняла позицию невмешательства, чтобы не ссориться с Азербайджаном. История армяно-азербайджанского конфликта. Нагорный Карабах — давний предмет территориального спора между Арменией и Азербайджаном. Он заявил, что «Азербайджан не собирается уходить с тех участков границы Армении, которые оказались под его контролем после вооруженного конфликта в 1990-х годах».
«Зубастая линия»: Армения винит Россию в провале миссии миротворцев в Карабахе
- Как Закавказье оказалось на грани третьей карабахской
- Четыре вывода из июльских столкновений на армяно-азербайджанской границе — Клуб «Валдай»
- Наши проекты
- Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
«Огромная трагедия»: Путин сделал новое заявление о конфликте Азербайджана и Армении
Первый уже, по сути, ликвидирован и после упразднения НКР превратится в обычную международную трассу с пограничным пунктом пропуска, утратив своё значение. А о порядке функционирования второго коридора стороны всё ещё не могут договориться. Баку не раз выражал недовольство отказом Еревана открывать коридор на азербайджанских условиях соглашение каждая сторона трактует по-своему , а также готовность решить вопрос силой. И если раньше между сторонами во всяком случае, на бумаге был «коридорный паритет» и Ереван мог торговаться с Баку, то теперь выходит, что у Еревана не остаётся никаких аргументов. Лачинский коридор является единственной дорогой, связывающей Армению и Нагорный Карабах. Здесь мы возвращаемся к предложению Пашиняна о советских границах, которых никогда не существовало, так как административные границы в некоторых местах были лишь пунктирами на карте.
На местности, особенно в горах, определить их крайне сложно, а процесс демаркации между Азербайджаном и Арменией за 30 лет не начинался ввиду оккупации Арменией значительной части Азербайджана. В условиях отсутствия границ уже в эпоху существования независимых государств Азербайджан теперь, пользуясь силовым преимуществом, может занимать территории, ранее ему не принадлежавшие. Тем более что этому есть идеологическое обоснование: азербайджанские реваншисты считают Сюник Зангезур своей территорией, несправедливо отданной большевиками армянам. Об этом вслух говорят не только политические маргиналы, но и президент Азербайджана, который неоднократно называл азербайджанской землёй даже столицу Армении. Это можно воспринимать как «троллинг», а можно — как сигнал: Баку способен выдвинуть Еревану территориальные претензии в будущем и на Карабахе территориальные потери Армении могут не закончиться.
Насколько это критично для России? Даже если дело не дойдёт до войны за армянские земли и необходимости защищать Армению в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, закрытие карабахского вопроса будет означать вывод наших миротворцев. Следом может встать вопрос о нашей военной базе и членстве Армении в ОДКБ, ведь если урегулирован конфликт и бывшие враги мирятся, логично спросить, зачем нужны российские военные в регионе.
На что поставили Азербайджан и Армения Территориальные споры: Алиев и Пашинян начали делимитацию границ 27 апреля, 2024, 12:02 Азербайджан и Армения начали процесс делимитации границ, а это важный шаг к разрешению территориальных споров. Обсуждения стартовали после войны в Нагорном Карабахе в 2020 году, но госкомиссии по этому вопросу были созданы только в 2022-м. Однако в мае 2023 года лидеры обеих стран признали территориальную целостность друг друга, а затем армянский премьер Никол Пашинян подтвердил, что Нагорный Карабах — это часть Азербайджана. Недавние встречи государственных комиссий сфокусировались на проработке отрезков линии границы между населенными пунктами, приводя их в соответствие с бывшей границей в рамках Советского Союза. В декларации подчеркивается важность сохранения территориальной целостности бывших советских республик. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что именно его страна предложила провести делимитацию, но также обратил внимание на «конструктивный подход» обеих сторон.
Также в Ереване понадеялись, что в процессе делимитации границы Армения получит снижение рисков, связанных с безопасностью населения. Кроме того, Пашинян заявил об уходе российских миротворцев из региона после делимитации и демаркации границы. Он объяснил такое решение «существенным изменением ситуации». Российские пограничники появились там в одной ситуации, сейчас же она существенно изменилась. Это значит, что у нас граница, а не передовая. Граница — символ мира.
Это значит, что пограничники Армении и Азербайджана в состоянии обеспечивать ее охрану Никол Пашинян премьер-министр Армении В свою очередь, Азербайджан 15 апреля вернул Армении всех военнопленных.
Почему Ереван обратился за международной помощью После случившегося премьер-министр Армении Никол Пашинян прибыл в здание правительства, где состоялось экстренное совещание руководства страны. Совет безопасности Армении принял решение обратиться за помощью к России «с целью задействования положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». Также отправлены обращения в Организацию Договора о коллективной безопасности и Совет Безопасности ООН «в связи с агрессией в отношении суверенной территории Армении». Военно-политическое руководство Азербайджана обвиняют в нарушении устава и резолюций ООН. Как следует из сообщения правительства, он «представил подробности начавшихся в полночь провокационных, агрессивных действий вооруженных сил Азербайджана по отношению к суверенной территории Армении, которые сопровождались обстрелами из артиллерийского и крупнокалиберного огнестрельного оружия». Пашинян назвал эти действия недопустимыми и указал на важность адекватной реакции международного сообщества.
Сможет ли Вашингтон примирить Ереван и Баку Также армянский премьер обсудил по телефону эскалацию конфликта с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Французский лидер назвал дальнейшую эскалацию напряженности неприемлемой и заявил о необходимости разрядить обстановку. Кроме того, Пашинян связался по телефону с госсекретарем США Энтони Блинкеном и проинформировал его о ситуации на границе. Блинкен назвал недопустимым дальнейшее нагнетание обстановки, призвал немедленно прекратить любые военные действия и выразил готовность со стороны США приложить усилия для стабилизации ситуации. Он подчеркнул, что военного решения конфликта между этими странами быть не может. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян, в свою очередь, провел телефонный разговор с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и заявил, что армянская сторона приложит все возможные усилия «по отражению азербайджанской агрессии».
Армения и Азербайджан договорились о демаркации границы в Тавушской области
Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха.
Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40.
После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах.
Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта.
Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения.
Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях.
Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии.
Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики.
В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность.
В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана.
Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
По окончании боевых действий армянские силы установили контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему регионами. Согласно соглашению, Нагорный Карабах сохранял свой статус в составе Азербайджана.
Однако на практике им в основном управляла самопровозглашенная сепаратистская республика, возглавляемая этническими армянами и поддерживаемая правительством Армении. В ходе 44-дневной войны в 2020 году Азербайджан отбил семь прилегающих районов и вернул себе около трети территории самого Нагорного Карабаха, а Россия выступила посредником в мирном соглашении. Согласно соглашению, армянские силы были вынуждены покинуть эти районы и с тех пор были ограничены меньшей частью региона. Однако отношения между обеими странами обострились с тех пор, как премьер-министром Армении стал Никол Пашинян, который возглавил масштабные антиправительственные протесты в 2018 году.
Недавно Пашинян заявил, что зависимость Армении от России как единственного источника безопасности является «стратегической ошибкой». Он также допросил российских миротворцев в зоне поражения конфликта. Следует отметить, что Россия направила в регион миротворцев в 2020 году. Они пообещали сохранить доступ к важнейшему жизненному пути — единственной дороге, соединяющей анклав с Арменией, жизненно важной для Арцаха.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев полагает, что вместе с ликвидацией НКР исчезло последнее препятствие на пути к миру. Мы хотим, чтобы Южный Кавказ был защищен от любых рисков. И, конечно, мы хотим, чтобы Армения и сегодня, и в будущем никогда не ставила под сомнение нашу территориальную целостность и полностью отказалась от любых территориальных претензий к Азербайджану». Президент Азербайджана отметил, что уже сейчас армяне, покинувшие Карабах, могут вернуться. При этом они должны получить азербайджанское гражданство и забыть о самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике.
Тем временем премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что процесс ликвидации НКР стал неизбежен после переговоров, последовавших за четырехдневной войной в августе 2016-го. Глава армянского правительства подчеркнул, что раньше власти старались не говорить об этом, потому что тогда пришлось бы сказать народу, что 30 лет ресурсы вкладывали в проблему, которую нельзя было разрешить. При этом Баку и Ереван пообещали сделать это на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности друг друга. В заявлении президентов двух стран было отмечено, что в качестве жеста доброй воли Азербайджан освобождает 32 армянских военнослужащих, Армения — двух азербайджанских военных. Обмен состоялся.
Май, июнь и июль 2021 года — периодические нарушения режима прекращения огня и провокации на границах. Ноябрь 2021 года — снова начинаются серьезные бои между странами, но они закончились в тот же день, а лидеры стран договорились провести работы по установлению общей границы. Август 2022 года — стороны снова обвинил друг друга в обстрелах и нарушениях режима прекращения огня. Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев. Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана. Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди. По территории непризнанной республики наносятся удары, есть перебои в связи. А по данным источников, речь идет о полноценной капитуляции армии Нагорного Карабаха — вся его территория уходит под контроль Азербайджана. Источник: t.
Российские миротворцы, как оказалось, не смогли препятствовать Азербайджану установить блокаду Нагорного Карабаха, из-за чего пострадали также отношения России и Армении. Ситуация по состоянию на 20 сентября 2023 года выглядит как полный проигрыш проармянских сил в НКР — всю территорию, судя по всему, берет под свой контроль Азербайджан которому де-юре она и так принадлежит. Есть ли перспективы для мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в 2023 году О том, что стороны готовят проект мирного соглашения, стало известно еще в ноябре 2021 года — тогда Никол Пашинян заявил, что готов подписать такой договор. В апреле 2023 года он конкретизировал свои предложения. По словам Пашиняна, Армения сможет сохранить мир, если навсегда откажется от территориальных претензий к другим странам. Он заявил, что предложит Азербайджану признать независимость Армении в тех границах, в которых она существовала в рамках Армянской ССР. Впрочем, и сейчас Нагорно-Карабахская Республика или Арцах — формально независимое образование, которое и не пытается быть частью Армении. В свою очередь, МИД Азербайджана выдвинул свои условия для мирного урегулирования — это признание суверенитета, территориальной целостности и отсутствие территориальных претензий друг к другу, делимитация и демаркация границы, открытие транспортных коммуникаций. Учитывая, что НКР входит в состав Азербайджана согласно азербайджанской Конституции , то речь идет о полном поглощении этой территории — власти не хотят видеть Нагорный Карабах на карте Армении. При этом есть «послевоенное» соглашение об урегулировании от 2020 года — по нему стороны договорились оставаться на тех рубежах, которых достигли по итогам боевых действий, плюс три района для Азербайджана.
Соответственно, цели и интересы Азербайджана противоречат тому документу, который был подписан при посредничестве России. А учитывая настроения внутри азербайджанского общества, шансы добиться мирного соглашения выглядят не очень высокими. То есть, позиция Баку вполне однозначна — мирного договора без возвращения ему Карабаха не будет. Поэтому конфликт Армении и Азербайджана в 2023 году рискует разгореться с новой силой, а будет ли найдено компромиссное решение вовремя, неизвестно. Какая позиция России в армяно-азербайджанском конфликте В карабахском конфликте Россия сыграла важную роль — посредника при подписании соглашения об урегулировании, не занимая чью-либо сторону. Кроме того, на спорных территориях порядок обеспечивают насколько это получается российские миротворцы. Дело в том, что у России сложные отношения с обеими сторонами конфликта: Армения входит в Евразийский экономический союз и в Организации договора о коллективной безопасности , в армянском городе Гюмри располагается российская военная база на 3500 военнослужащих. Азербайджан имеет общую границу с Россией, а также тесно связан с Турцией — одним из важнейших союзников России в регионе.
«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
Никакого НАТОвского коридора! Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении | Международные отношения Вооруженные конфликты Армения Азербайджан Никол Пашинян. |
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом | Армения готовила против Азербайджана войсковую операцию с применением бронетехники. |
«Карабахский цуцванг»: Руслан Пухов объяснил логику действий Пашиняна в Армении | Евросоюз призвал Армению и Азербайджан немедленно прекратить боевые действия, и вернуться к переговорам. |
Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами? | Он добавляет, что Азербайджан готов отправить военнослужащих Армении на родину, но карабахских армян сверят со списками. |
По образцу СССР. На что поставили Азербайджан и Армения
Президент России Владимир Путин оценил ход и последствия армяно-азербайджанского конфликта. Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках. Оценивая перспективы нынешнего конфликта между Арменией и Азербайджаном, известный политолог Евгений Сатановский считает, что несмотря на непримиримую позицию обеих сторон, у них есть шанс для примирения.
Есть две версии развития конфликта между Арменией и Азербайджаном ― эксперт
«Карабахский цуцванг»: Руслан Пухов объяснил логику действий Пашиняна в Армении - МК | Это во времена СССР, когда между республиками не было границ, не было и проблемы. |
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом | Как Армения и Азербайджан спорят за Карабах. |
Пашинян доигрался: Лачинский коридор, связывающий Ереван с Карабахом, перекрыт | Президент России Владимир Путин оценил ход и последствия армяно-азербайджанского конфликта. |
Армения и Азербайджан договорились о демаркации границы в Тавушской области | Новости Севастополя92 | Думаю, конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится годами, если не будет оказано мощное давление и страны не подпишут мирный договор. |
В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные
Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело в связи с присоединением 15 военных-контрактников к акциям протеста в Тавушской области с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело в связи с присоединением 15 военных-контрактников к акциям протеста в Тавушской области с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Ситуация в Нагорном Карабахе – это внутреннее дело Азербайджана".Действительно, на саммите в Праге осенью 2022 года Ереван и Баку подтвердили приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации СНГ от 1991 года. "Первая версия касается того, что обострение между Арменией и Азербайджаном происходит потому, что Западу выгодно создать зону острой нестабильности в подбрюшье России. В контексте политических событий на Кавказе становится ясно, что Армения ищет пути улаживания конфликта с Азербайджаном и Турцией.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
Азербайджан и Армения останавливаются на занимаемых ими позициях с поэтапным возвращением Азербайджану Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов. Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется. Между тем президент РФ Владимир Путин на заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) 12 сентября напомнил, что руководство Армении, по существу, признало суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Июльские столкновения между Арменией и Азербайджаном доказывают, что нет прямой связи между односторонним демократическим переходом и мирным процессом. Россия подстрекает Азербайджан к агрессии против Армении, однако президент Ильхам Алиев опасается последствий полномасштабной войны из-за угрозы санкций со стороны западных стран, считают эксперты.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
На встрече, по словам администрации, были обсуждены вопросы медицинской помощи, в частности совместных врачебных бригад, и налаживания контактов Баку с армянским населением Карабаха [105]. По данным Министерства труда Азербайджана, 1 октября «несколько» армян воспользовалось этой услугой [108]. По словам Human Rights Watch , заявления властей Азербайджана, что права каждого человека в Нагорном Карабахе будут защищены, тяжело принимать всерьёз с учётом месяцев блокады региона, безнаказанности за предполагаемые преступления, особенно во время военных действий, а также общего ухудшения ситуации с правами человека в Азербайджане [111]. Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе[ править править код ] Основная статья: Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе произошёл вечером 25 сентября 2023 года в селе Беркадзор , расположенном в 6 километрах от Степанакерта. Взрыв произошёл во время отпуска бензина беженцам, стремившимся уехать в Армению [112] , через несколько часов после переговоров в Ходжалы между официальными лицами Азербайджана и представителями властей непризнанной НКР [113] [114]. В результате взрыва погибли более 200 [115] и пострадали 290 человек [116]. Основная статья: Исход армян из Нагорного Карабаха Автомобили беженцев из Нагорного Карабаха, 26 сентября 2023 года Пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян сообщила, что на утро 28 сентября из Нагорного Карабаха в Армению прибыло 65 036 беженцев [117]. К 29 сентября число бежавших в Армению из Нагорного Карабаха армян превысило 97 735 человек [119] , а к 30 сентября их количество составило уже более 100 тысяч человек [28]. После массового исхода местного населения сотрудники Международного комитета Красного Креста с мегафонами разыскивали в опустевшем Степанакерте последних армян, в основном немощных стариков, которые не смогли эвакуироваться, дабы оказать им помощь [120].
По данным переписи 2015 года в НКР проживала 151 тысяча человек [121]. Прекращение существования НКР[ править править код ] 28 сентября 2023 года глава НКР Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении существования Нагорно-Карабахской Республики с 1 января 2024 года [16]. Задержания руководителей НКР[ править править код ] После того, как власти Азербайджана разрешили желающим уехать из Нагорного Карабаха в Армению, покинуть регион, начали происходить единичные случаи задержания верхушки НКР [102]. Так, 27 сентября 2023 года на пограничном пункте «Лачин» при движении из Нагорного Карабаха в направлении Армении Госпогранслужба Азербайджана задержала бывшего госминистра НКР Рубена Варданяна , который вскоре был доставлен в Баку [122]. На следующий день Служба государственной безопасности Азербайджана сообщила, что Варданян обвиняется по трём статьям Уголовного кодекса Азербайджана , включая финансирование терроризма, создание незаконных вооруженных формирований, а также незаконное пересечение границы [123]. По словам Бабаяна, он был включён в чёрный список Азербайджана и азербайджанская сторона потребовала его прибытия в Баку для соответствующего расследования. Бабаян заявил, что его неявка или побег нанесут серьёзнейший вред армянскому народу, в связи с этим он решил направиться из Степанакерта в контролируемый Азербайджаном город Шушу [124]. Им были предъявлены обвинения в терроризме, незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия и создании не предусмотренных законодательством вооруженных формирований [127] [128] [129].
На следующий день было объявлено о задержании Араика Арутюняна , являвшегося президентом НКР в 2020—2023 годах [130]. Вдобавок к вышеперечисленным статьям, он обвиняется в планировании, подготовке, развязывании и ведении войны, нарушении норм международного гуманитарного права, отдаче преступных приказов во время вооруженного конфликта, умышленном убийстве и др. Члены миссии заявили, что в тех частях города Степанакерт в отчёте — Ханкенди , которые посетила команда, они не видели нанесение ущерба гражданской общественной инфраструктуре, включая больницы, школы и жилые дома, а также культурной и религиозной инфраструктуре. Никаких разрушений сельскохозяйственной инфраструктуры или мертвых животных члены команды ООН также не увидели. Также миссия отметила, что ознакомилась с тем, как правительство Азербайджанской Республики готовится к возобновлению предоставления медицинских и некоторых коммунальных услуг в городе [133]. Представители общин сказали членам миссии, что в момент нахождения в регионе миссии в Карабахе остается от 50 до 1000 этнических армян [133]. Иск о предполагаемой дискриминации армян Азербайджаном[ править править код ] 29 сентября Армения обратилась в Международный суд ООН с иском против Азербайджана по делу о предполагаемой дискриминации армян. В иске указывались десять пунктов, по которым Армения просила Суд принять временные меры, в том числе вывод «всех военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Азербайджана из всех гражданских учреждений в Нагорном Карабахе» и воздержание от «карательных действий в отношении нынешних или бывших политических представителей или военнослужащих Нагорного Карабаха» [135].
Представители Баку отвергали все обвинения, заявляя, что призывали местных армян остаться [108]. Ранее советник президента Азербайджана по внешней политике Хикмет Гаджиев сообщил агентству Reuters, что Баку предусматривал амнистию карабахским армянским боевикам, которые сдадут оружие [136]. МИД Армении [137] и Азербайджана [138] приветствовали данное решение суда. Свёртывание постов российских миротворцев[ править править код ] Начиная с 5 октября, в связи с «оптимизацией наблюдательных постов» и «разоружением и роспуском вооружённых формирований Нагорного Карабаха», российские миротворцы свернули некоторые свои наблюдательные посты [139] [140] [141] [142]. На 23 ноября 2023 года было свернуто 12 наблюдательных и 16 временных наблюдательных постов российских миротворцев [143]. Официальный представитель МИД России Мария Захарова объяснила свёртывание постов необходимостью «адаптации» деятельности миротворцев к новым условиям [144]. Отвечая на вопрос журналиста о возможности дислокации миротворцев в Армении, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в случае если российский миротворческий контингент оставит Нагорный Карабах, он должен вернуться в Россию [145]. С 9 января 2024 года российский миротворческий контингент в Нагорном Карабахе не публикует ежедневных информационных бюллетеней [146].
Анализ и оценка событий[ править править код ] По мнению корреспондентов Би-би-си Ольги Просвировой и Магеррама Зейналова, быстрое согласие карабахского руководства на ультимативные условия Баку означает капитуляцию и говорит о неспособности местных армянских сил к дальнейшему сопротивлению [6]. Британская газета The Guardian отмечает, что соглашение о том, что местное армянское правительство расформирует свои вооруженные силы, является капитуляцией перед Азербайджаном [147].
Кроме того, в тюрьме оказались бывшие лидеры НКР, включая экс-премьера, известного миллионера и мецената Рубена Варданяна. В том числе их обвиняют в финансировании терроризма, создании незаконных вооруженных формирований и ведении войны.
По азербайджанским законам им грозит пожизненное лишение свободы. Власти Армении пытаются оказать беженцам финансовую помощь. Например, каждому ежемесячно выплачивают по 50 тыс. Так как многие карабахские армяне живут большими семьями, эти деньги помогают им при аренде жилья.
Однако проблем все еще очень много. Вместе с тем после исхода армян из Нагорного Карабаха оживились разговоры на тему подписания мирного договора между Ереваном и Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев полагает, что вместе с ликвидацией НКР исчезло последнее препятствие на пути к миру. Мы хотим, чтобы Южный Кавказ был защищен от любых рисков.
Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев. Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана.
Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди. По территории непризнанной республики наносятся удары, есть перебои в связи. А по данным источников, речь идет о полноценной капитуляции армии Нагорного Карабаха — вся его территория уходит под контроль Азербайджана.
Источник: t. Российские миротворцы, как оказалось, не смогли препятствовать Азербайджану установить блокаду Нагорного Карабаха, из-за чего пострадали также отношения России и Армении. Ситуация по состоянию на 20 сентября 2023 года выглядит как полный проигрыш проармянских сил в НКР — всю территорию, судя по всему, берет под свой контроль Азербайджан которому де-юре она и так принадлежит.
Есть ли перспективы для мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в 2023 году О том, что стороны готовят проект мирного соглашения, стало известно еще в ноябре 2021 года — тогда Никол Пашинян заявил, что готов подписать такой договор. В апреле 2023 года он конкретизировал свои предложения. По словам Пашиняна, Армения сможет сохранить мир, если навсегда откажется от территориальных претензий к другим странам.
Он заявил, что предложит Азербайджану признать независимость Армении в тех границах, в которых она существовала в рамках Армянской ССР. Впрочем, и сейчас Нагорно-Карабахская Республика или Арцах — формально независимое образование, которое и не пытается быть частью Армении. В свою очередь, МИД Азербайджана выдвинул свои условия для мирного урегулирования — это признание суверенитета, территориальной целостности и отсутствие территориальных претензий друг к другу, делимитация и демаркация границы, открытие транспортных коммуникаций.
Учитывая, что НКР входит в состав Азербайджана согласно азербайджанской Конституции , то речь идет о полном поглощении этой территории — власти не хотят видеть Нагорный Карабах на карте Армении. При этом есть «послевоенное» соглашение об урегулировании от 2020 года — по нему стороны договорились оставаться на тех рубежах, которых достигли по итогам боевых действий, плюс три района для Азербайджана. Соответственно, цели и интересы Азербайджана противоречат тому документу, который был подписан при посредничестве России.
А учитывая настроения внутри азербайджанского общества, шансы добиться мирного соглашения выглядят не очень высокими. То есть, позиция Баку вполне однозначна — мирного договора без возвращения ему Карабаха не будет. Поэтому конфликт Армении и Азербайджана в 2023 году рискует разгореться с новой силой, а будет ли найдено компромиссное решение вовремя, неизвестно.
Какая позиция России в армяно-азербайджанском конфликте В карабахском конфликте Россия сыграла важную роль — посредника при подписании соглашения об урегулировании, не занимая чью-либо сторону. Кроме того, на спорных территориях порядок обеспечивают насколько это получается российские миротворцы. Дело в том, что у России сложные отношения с обеими сторонами конфликта: Армения входит в Евразийский экономический союз и в Организации договора о коллективной безопасности , в армянском городе Гюмри располагается российская военная база на 3500 военнослужащих.
Азербайджан имеет общую границу с Россией, а также тесно связан с Турцией — одним из важнейших союзников России в регионе. Соответственно, Россия не может открыто высказывать поддержку Армении и Азербайджану в конфликте, поэтому в карабахском конфликте заняла подчеркнуто нейтральную сторону. При этом уже в начале осени 2023 года у России заметно испортились отношения с Арменией — Никол Пашинян раскритиковал РФ за отсутствие военной помощи в рамках ОДКБ, раскритиковал действия российских миротворцев в Карабахе и даже предположил, что республике нужно отходить от курса на сотрудничество с Россией.
Российские власти, естественно, восприняли все это без восторга.
Мне как азербайджанке, родившейся в Баку, нет дела до территориальных дележек политиков. И я уверена, что многим людям просто хотелось бы, чтобы их оставили в покое. Лично я выступаю за то, чтобы все это наконец прекратилось во имя простых людей и права на спокойную и предсказуемую жизнь, которое есть у каждого из них. Анна, армянка Москва Рациональная часть меня считает: «Чем меньше жертв — тем лучше». Исходя из этого, капитуляция кажется разумным решением. Но с другой стороны это, грубо говоря, обесценивает тысячи жертв, которые были принесены за эти земли во всех предыдущих сражениях. Я никогда не была в Арцахе, но мне больно от кадров, которые я вижу, и новостей, которые читаю. Ни одна национальность в мире не заслуживает жестокости.
Единственное, чего мы все заслуживаем — безусловной любви друг к другу. Но почему-то снова и снова наступаем на одни и те же грабли в ожидании лучшего для себя исхода, не замечая, как гниет почва под нами. Когда Баку начал операцию, я ехала в электричке после обучения по работе и листала ленту в соцсетях, чтобы отвлечься. Первая моя реакция: «Снова». Мы опять оказались там же, где были осенью 2020-го. Прошло три года, но ничего не изменилось. Я закатила глаза и пролистала посты своих армянских друзей и знакомых, которые были в ужасе от происходящего, и при этом находились в смирении. В такие моменты понимаешь, что ты маленький человек в маленьком мире и все, что ты можешь сделать — почувствовать боль, поделиться ею с близкими, надеяться, что все кончится быстро и благополучно насколько это возможно , но главное — не повторится больше никогда. Люди веками борются за землю, забывая, что она им не принадлежит.
После смерти едва ли мы вспомним, сколько ее акров было на наших дачах или в странах. Мы их с собой в могилы не возьмем. Наши государства и так нуждаются в развитии, но мы зачем-то их разрушаем в поисках новых территорий. Наша жизнь — лишь миг, и военные действия вряд ли должны заполнять его. У меня есть друзья-армяне, у которых есть друзья-азербайджанцы. Есть те, кто перестал дружить друг с другом после 2020 года. Есть те, кто и не дружили. Мы живем в Москве, стараемся быть толерантными ко всем нациям.
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Для республики это обернется дополнительными проблемами. В переговорном процессе у Азербайджана сильная сторона, поэтому республика продумает определенные технологии, чтобы с помощью мягкой силы довлеть над Арменией и добиваться своего. Поэтому конфликт не закончен. Он перейдет в новый режим.
При этом у Армении наступает тяжелый период в истории. Окруженной врагами в лице Турции и Азербайджана республике предстоит выстоять. Но с нынешним политическим руководством сделать это непросто, потому что действующая власть сделала все, чтобы сдать национальные интересы своего государства.
В переговорном процессе у Азербайджана сильная сторона, поэтому республика продумает определенные технологии, чтобы с помощью мягкой силы довлеть над Арменией и добиваться своего. Поэтому конфликт не закончен. Он перейдет в новый режим. При этом у Армении наступает тяжелый период в истории. Окруженной врагами в лице Турции и Азербайджана республике предстоит выстоять.
Но с нынешним политическим руководством сделать это непросто, потому что действующая власть сделала все, чтобы сдать национальные интересы своего государства.
Однако проблем все еще очень много. Вместе с тем после исхода армян из Нагорного Карабаха оживились разговоры на тему подписания мирного договора между Ереваном и Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев полагает, что вместе с ликвидацией НКР исчезло последнее препятствие на пути к миру. Мы хотим, чтобы Южный Кавказ был защищен от любых рисков.
И, конечно, мы хотим, чтобы Армения и сегодня, и в будущем никогда не ставила под сомнение нашу территориальную целостность и полностью отказалась от любых территориальных претензий к Азербайджану». Президент Азербайджана отметил, что уже сейчас армяне, покинувшие Карабах, могут вернуться. При этом они должны получить азербайджанское гражданство и забыть о самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике. Тем временем премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что процесс ликвидации НКР стал неизбежен после переговоров, последовавших за четырехдневной войной в августе 2016-го. Глава армянского правительства подчеркнул, что раньше власти старались не говорить об этом, потому что тогда пришлось бы сказать народу, что 30 лет ресурсы вкладывали в проблему, которую нельзя было разрешить. При этом Баку и Ереван пообещали сделать это на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности друг друга.
Однако дело в том, что она не имеет юридического значения, поскольку так и не была ратифицирована, отметили тогда эксперты. Тогда же стало известно, что Армения уступит контроль над Тигранашеном в Араратской области и семью селами в Тавушской области, которые не входят в 29,8 тысячи квадратных километров. Взамен Армения получит обратно Арцвашен от Азербайджана. Эти территории перешли из рук в руки в начале войны 1990-х годов. Однако показательно, что власти Нагорного Карабаха неоднократно отвергали любое урегулирование, которое восстановило бы контроль Азербайджана над районом и настойчиво предостерегали Ереван от подобного шага, заявляя, что такие скоропалительные высказывания руководства страны неизбежно приведут к кровопролитию. Вдобавок, по горячим следам заявлений премьера, ведущая оппозиционная группа Армении, состоящая из пяти политических партий, предостерегла Пашиняна от формального признания Карабаха частью Азербайджана. Оппозиционеры заявили, что такая сделка будет "лишена правовой основы" и также приведет к обострению конфликта. Далее Пашинян не успокоился и уже на прошлой неделе в Праге подтвердил свою позицию. Он заявил, что правительство Армении признает Нагорный Карабах частью Азербайджана.