Ядерная программа Ирана продвинулась еще ближе к порогу создания ядерного оружия (ЯО). «Иран вплотную приблизился к возможности производить атомное оружие.
Please wait while your request is being verified...
Реклама Он не исключил, что что израильско-иранских конфликт может перерасти в фазу ядерного противостояния. Издание также приводит мнение эксперта Симы Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, по мнению которой, Иран уже в течение ближайших дней нарастит объем урана, достаточный для создания ядерной бомбы.
Они же и будут принимать участие в возможной операции против Тегерана», полагает эксперт. Вопрос только в том, как этот конфликт будет идти? Как будут наноситься удары Сухопутный компонент эксперты считают маловероятным. Поэтому удар, скорее всего, будет носить воздушный и ракетный характер. Отчасти их можно видеть на примере действий хуситов — эти иранские союзники используют различные вооружения, которые поставляет им в основном Иран. Сейчас на вооружении Тегерана стоят комплексы и малой, и средней дальности. Есть и баллистические ракеты — в частности, «Саджил» с дальностью до 2 тыс. Крылатые ракеты тоже стоят на вооружении», — поясняет Иван Коновалов.
Да, у Израиля есть мощные системы ПВО.
Хотя решение и не было принято администрацией Дж. Байдена, Иран рассматривал его как один из факторов, способных вынудить США пойти на некоторые уступки, так как именно они первыми нарушили заключенное соглашение. Во-вторых, Тегеран чувствовал, что время находится на его стороне. За многие десятилетия нахождения под жестким санкционным режимом экономика государства во многом смогла адаптироваться к экономическим ограничениям, частично при помощи развития внутреннего производства, частично за счёт разработки новых механизмов преодоления санкционных ограничений. И если в 2018 г. Экономического коллапса Исламской Республики не случилось, а интенсивные протесты в стране удалось подавить. В Тегеране прекрасно понимали, что администрация Байдена вряд ли решится на эскалацию конфликта до нанесения военных ударов по ядерным объектам Ирана. При этом Иран как пострадавшая сторона вряд ли подвергнется жесткому давлению со стороны остальных подписантов СВПД в связи с нарушением его условий. Таким образом, постепенно повышая ставки игры, Тегеран надеялся вынудить Вашингтон согласиться на дополнительные уступки в новой ядерной сделке.
На практике же, несмотря на стремительное развитие Ираном его ядерных возможностей, Соединённые Штаты так и не решились поддаться иранскому давлению и фактически закончили переговорный процесс по вопросу восстановления СВПД. На сегодняшний день Иран весьма заинтересован в продолжении диалога по ядерной сделке, но вряд ли согласится на ее возобновление на тех условиях, которые США находят приемлемыми. Хотя экономика Ирана и смогла успешно адаптироваться к жизни в условиях санкционного давления, приток инвестиций в страну, разморозка активов и открытие иранского рынка для мира могут в значительной степени поспособствовать восстановлению экономики страны. Тем не менее после событий 2022 г. Первая причина этому — уверенность Запада в том, что Тегеран поставляет Москве дроны-камикадзе собственного производства для использования в украинском конфликте. Несмотря на то, что Россия и Иран опровергли поставки дронов, ЕС и США продолжают настаивать на их использовании Москвой для достижения её боевых задач. В связи с тем, что по мнению США дроны зачастую используются для атак гражданской инфраструктуры, Вашингтон фактически обвиняет Тегеран в спонсировании терроризма. Кроме того, существенная преграда на пути возобновления переговоров и спасения СВПД — события осени 2022 г. Сразу же после начала протестных акций и жесткого подавления их силовыми структурами Ирана, Вашингтон занял весьма радикальную позицию в отношении кризиса, полностью поддержав протестующих.
Глава МАГАТЭ также подчеркнул, что технически идентичный оружейному масштаб запасов обогащенного урана в распоряжении Тегерана "вызывает настороженность и вопросы у международного сообщества". Американская газета The Washington Post 10 апреля выступила с утверждением о близости Ирана к созданию ядерного оружия, что стало следствием выхода США из ядерной сделки в 2018 году.
Развитие иранской ядерной программы
Представитель Корпуса стражей исламской революции — элитного подразделения Вооруженных сил Ирана — предупредил: армии известно месторасположение израильских «ядерных центров». Я думаю, что ядерный вопрос в Иране стоит примерно так же, как и в Соединенных Штатах. В этой связи делается вывод о том, что по мере усиления напряженности вокруг ядерной программы Ирана Россия может стать все более важным игроком в оказании помощи в предотвращении давления США на Тегеран. У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). «На мой взгляд, Иран продолжит расширять свою ядерную программу без непосредственного создания ядерного оружия», — отметил эксперт.
Война в Газе подогрела ядерные амбиции Ирана
Необъявленная война между Израилем и Ираном вступила в новую опасную фазу | Очень важный момент: сейчас именно Израиль провоцирует Иран на эти действия, чтобы нанести удар по территории исламского государства, как они это делали ранее, и свернуть иранскую ядерную программу. |
Блинкен: США считают, что напряжённость после ударов Ирана и Израиля спадёт — РТ на русском | В это же время Израиль ведёт кампанию в мировой прессе, стараясь убедить всех в том, что Иран возобновил свою военную ядерную программу. |
Почему США разорвали атомную сделку с Ираном | Представитель Корпуса стражей исламской революции — элитного подразделения Вооруженных сил Ирана — предупредил: армии известно месторасположение израильских «ядерных центров». |
Иран у дверей ядерного клуба
Пхеньян должен отказаться от своего ядерного статуса в обмен на гарантии безопасности договор с США и вывод ядерного американского оружия с Корейского полуострова. Что за срочность такая была у Трампа? Можно ли было подождать месяц и два и три? Тут ведь так: хотите договориться с корейцами, демонстрируйте незыблемость договора с иранцами. Так зачем Вашингтон своими руками подталкивает главу Северной Кореи к неуступчивости? Потому, что США не нужен мир и стабильность на Корейском полуострове. Штатам нужна нестабильность вокруг Китая и рядом с границами России. Поэтому Трамп искусственно создает такой фон к переговорам, на которых корейцы откажутся договариваться по предложенному для них варианту. После чего их мировые СМИ и обвинят в срыве договоренностей.
В итоге будет рост напряженности и сохранение присутствия США на Корейском полуострове. Не бывает глупых президентов, не понимающих последствий своих действий. Бывают ходы, которыми преследуются иные, от официально декларируемых, цели. Что мы и видим сегодня. И последнее.
Все стратегические баллистические ракеты страны имеют среднию дальность, которой достаточно для нанесения удара по Израилю, — главному экзистенциальному противнику Ирана. Дальность полета такой ракеты составляет 2000 км. Эта стратегическая ракета КСИР способна нести боеголовку в 1,5 тонн с дальностью поражения цели в 2000 км. Воздушные носители предполагаемого ядерного оружия Ирана развиты достаточно слабо. Иран не располагает стратегической авиацией дальнего действия, как Россия, США или Китай, однако имеет широкую номенклатуру обычных истребителей производства разных стран, на которых возможно размещение авиационных бомб или крылатых ракет с ядерным зарядом.
В этом случае речь может идти только о тактическом ядерном вооружении малой мощности.
Такое развитие событий неминуемо приведёт к поражению иранских прагматиков на предстоящих в 2021 году президентских выборах, маргинализации их роли во внутренней и внешней политике Ирана, захвату консерваторами и радикалами всех рычагов власти в стране. В этом случае, как и в случае переизбрания Трампа на второй президентский срок и продолжения им жёсткого антииранского курса, новое радикальное правительство ИРИ при поддержке консервативного парламента, скорее всего, инициирует выход Ирана из СВПД и, возможно, из ДНЯО. Иран также активизирует различные направления своей ядерной деятельности, ускорит развитие ракетной программы и усилит поддержку проиранских группировок в регионе, чтобы укрепить свои позиции и козыри для новых переговоров с США и международным сообществом как по своей ядерной деятельности, так и по другим актуальным проблемам. Таким образом, может повториться ситуация двухтысячных годов, когда после спровоцированного Вашингтоном провала переговоров по ядерной проблематике между евротройкой Англия, Франция и Германия и Ираном реформатора Мохаммада Хатами сменил президент-ультраконсерватор Махмуд Ахмадинежад, при котором иранская ядерная программа получила серьёзное развитие, а военное строительство и региональная активность Тегерана заметно активизировались. Тогда Ирану и ведущим мировым державам удалось найти компромиссные решения по развязке иранской ядерной проблемы.
Удастся ли это сделать в новых исторических условиях — большой вопрос. Как представляется, этот шаг может привести к негативным последствиям, дальнейшей эскалации ситуации вокруг Ирана, в регионе в целом. Конечно, с эмоциональной точки зрения иранцев можно понять, пишет Андрей Бакланов, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, помощник заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Мнения Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Вряд ли. Недаром в последнее время Джо Байден и его официальные лица повторяют тезис: дипломатия — лучший способ предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Скорее всего, сейчас не время для Америки выполнять военные планы, которые лежат на президентском столе. При этом не подлежит сомнению, все виды современных неклассических войн — гибридная, пропагандистская, информационно-психологическая, экономическая, кибервойна — будут усиливаться между Израилем и США с одной стороны и Ираном — с другой. Как уже было отмечено, за последнее время, особенно за последние несколько лет Иран добился выдающихся результатов в создании ядерной инфраструктуры. Глава ОАЭИ Мохаммад Эслами 9 марта заявил: «Враги ни в коем случае не хотели, чтобы у нас был собственный ядерный топливный цикл, однако сегодня они смирились с тем, что он у нас есть… И теперь высокомерные [политический термин в ИРИ, означающий, США, Запад, империализм] знают, что у них нет другого выбора, кроме дипломатии. Западные страны признали Иран ядерной страной». Что касается судьбы СВПД, то здесь сложнее. Поводом к этому стало укрепление военно-технического сотрудничества между Ираном и Россией на всё том же украинском фоне и довольно жесткая реакция иранских властей на социально-политические протесты, начавшиеся в ИРИ в сентябре и при различной степени активности продолжающиеся и в марте. Было бы наивным надеяться, что эти два повода исчезнут для Запада в ближайшее время. Всё это, при всех плюсах и минусах даёт надежду на возобновление диалога в Вене. Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции [1] Jonathan Tiron. Доклад Генерального директора. Iran enriched uranium to 84 percent — but can it make a nuclear bomb? The Hill. Тегеран запустил 30 новых усовершенствованных центрифуг для обогащения урана. Иран на пути к превращению в ядерную державу? Приложение к Докладу Генерального директора. Ульянова по п. Генерал Милли обсудил в Израиле проблемы, связанные с Ираном. Department of Defense. Secretary of Defense Lloyd J.
Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия
Глава МАГАТЭ также подчеркнул, что технически идентичный оружейному масштаб запасов обогащенного урана в распоряжении Тегерана «вызывает настороженность и вопросы у международного сообщества». Американская газета The Washington Post 10 апреля выступила с утверждением о близости Ирана к созданию ядерного оружия, что стало следствием выхода США из ядерной сделки в 2018 году. Издание со ссылкой на чиновников и конфиденциальные документы сообщило, что в настоящее время у Тегерана якобы достаточно запасов обогащенного урана для как минимум трех атомных бомб, создание которых может занять от нескольких дней до нескольких недель.
Несмотря на уверения в единстве подходов к вопросам нераспространения со стороны США и России, их сотрудничество в этой области, в том числе в рамках МАГАТЭ и ООН, а также очевидную заинтересованность России в предотвращении распространения ядерного оружия и баллистических ракет, два государства зачастую придерживаются диаметрально противоположных взглядов на ключевые проблемы нераспространения. С учетом этого становится ясно, что развитие иранского ядерного кризиса сформирует контуры будущего режима нераспространения. В то время как политика Запада демонстрирует явную неизобретательность, Россия прочно стала ведущим игроком процесса дипломатического разрешения иранского ядерного кризиса, какую бы форму этот процесс ни принял. Без активного участия России Соединенные Штаты рискуют лишиться шанса устранить назревшую угрозу в регионе, а также перспективы фундаментальным образом изменить отношения с Москвой в будущем. С другой стороны, адекватное решение проблемы, при котором будут на компромиссной основе учтены интересы всех участников конфликта, может способствовать радикальному улучшению отношений Москвы сСША, по крайне мере, по вопросам борьбы с международным исламистским терроризмом и ракетно-ядерным распространением в мире.
Как ранее заявлял глава Росатома С. Кириенко, «обогащение урана, осуществляемое Ираном, не является предметом озабоченности России. В этом нет ничего неожиданного»12. По мнению некоторых российских экспертов по вопросам атомной энергетики, преждевременно говорить о создании в Иране полного ядерного цикла. Российские эксперты подчеркивают, что для его реализации там с гарантированной возможностью нарабатывать топливо для производства ядерной энергии, стране необходимы многие тысячи центрифуг, работающих в безотказном режиме. Для этой цели требуются соответствующие квалификация, технологии и дорогостоящее высокотехнологичное оборудование. В настоящее время, по мнению российской стороны, иранские атомщики не в состоянии обеспечить производство топлива для атомной электростанции, не говоря о производстве ядерного оружия13.
Тем не менее, большинство российских экспертов весьма скептически подходит к заявлениям о мирных намерениях, озвучиваемым иранской стороной. Россия, очевидно, будет продолжать призывать Иран «играть по правилам», соблюдая требования МАГАТЭ и положения ДНЯО - в надежде отдалить наступление неизбежной ситуации, когда Кремлю придется принимать окончательное решение по этой проблеме. В соответствии с таким подходом, Россия должна выстраивать собственное сотрудничество с Ираном по ядерным вопросам с учетом двух основополагающих принципов: во-первых, права Ирана как участника ДНЯО на развитие ядерной энергетики в мирных целях и, во-вторых, получения гарантий со стороны Ирана о том, что он не занимается производством ядерных устройств любого вида в военных целях. В то же время Россия не намерена нарушать собственные международные обязательства в случае обретения в лице Ирана нового соседа, обладающего ядерным потенциалом. Эта общая цель может быть использована для создания предпосылок нового партнерства США и России. Наблюдатели отмечают попытки Москвы ослабить напряженность вокруг Ирана, несмотря на определенное раздражение его неуступчивостью. В Москве, очевидно, исходят из понимания, что военная кампания против Тегерана нанесла бы ущерб интересам России в регионе.
Для преодоления иранского тупика, по мнению Москвы, необходимо предусмотреть что-то более позитивное, нежели санкции или угрозы силовой акции сегодня весьма невероятной. За Россией должна быть закреплена особая роль в этом процессе. При этом Вашингтон обязан отнестись к России как к равноправному партнеру, продемонстрировать уважение к постоянно растущему международному авторитету Москвы и к ее курсу на полное возрождение статуса великой мировой державы. Следование такой линии никоим образом не означает «таскания каштанов из огня» для Вашингтона. Напротив, участие российской стороны необходимо для разрешения серьезного международного кризиса, при этом ей предоставляется шанс существенно повысить собственный мировой рейтинг, столь важный для возрождения былой дипломатической влиятельности. В случае такого развития событий Россия, в конечном счете, укрепит статус признанного мирового лидера, ничем не ущемив своих интересов. За прошедшие пятнадцать лет Россия и Соединенные Штаты убедительно продемонстрировали особенно благодаря успешной программе Нанна-Лугара по совместному снижению угрозы оружия массового уничтожения , что их двусторонне сотрудничество может стать источником укрепления безопасности для всех.
Участие России в урегулировании иранской ядерной проблемы соответствовало бы духу идеи сенатора Р. Лугара, предполагающей расширение сферы сотрудничества и за пределы бывшего СССР на такие страны как Ирак, Иран и даже Китай и Индию, причем России в данном случае будет отведена роль одного из равноправных партнеров. В этой связи для решения иранской «ядерной головоломки» следовало бы попытаться рассмотреть этот кризис в более широком контексте региональной безопасности - с учетом мотивов, которые стоят за стремлением Тегерана обрести статус ядерной державы. Москва и Вашингтон - при администрации Б. Обамы - могли бы выступить инициаторами проведения на первоначальном этапе реализации данного многоходового плана международной конференции, посвященной вопросам региональной безопасности в Персидском заливе, под совместной эгидой США, России и ЕС. Особая ответственность лежит на Соединенных Штатах. Нежелание Вашингтона вести прямой диалог с Ираном в течение длительного времени блокировало международные усилия по поискам дипломатической развязки иранского ядерного узла.
Эта инициатива позволила бы американцам не только восстановить реально партнерские отношения с Москвой, но и в определенной мере завязать полномасштабный диалог с тегеранским режимом. ДНЯО признает «неотъемлемое право» государств-членов на «участие в самом полном обмене оборудованием, материалами, научной и технической информацией» об «использовании ядерной энергии в мирных целях». Более того, все стороны, подписавшие ДНЯО, «берут на себя обязательство способствовать» такому обмену. Это значит, что Иран может на законных основаниях приобретать ядерные реакторы у России и оборудование для обогащения урана у Китая, если им будут соблюдаться остальные положения Договора. Есть ли способ сблизить эти столь противоположные интересы? Первые шаги на пути к дипломатическому решению должны, видимо, предполагать устранение неопределенностей, связанных с иранской ядерной программой, а также предусматривать стимулированиеТегерана к соблюдению гарантий МАГАТЭ. Возможное решение заключалось бы в создании чрезвычайной инспекционной группы, наделенной широким правом доступа в целях расследования деятельности Ирана в ядерной сфере.
Такая группа состояла бы из международных специалистов по вопросам, связанным с ядерным топливным циклом и ядерным оружием. Совет Безопасности наделил бы таких инспекторов полномочиями в соответствии с положениями Главы VI Устава ООН а именно, его статьи 36 и предоставил бы определенное ограниченное время на проведение оценки. На начальном этапе объем полномочий не предусматривал бы какой-либо ссылки на применение экономических санкций или угрозы использования военной силы. Однако, в случае обнаружения инспекционной группой признаков запрещенной деятельности в ядерной сфере, у Совета Безопасности появились бы более серьезные основания рассматривать возможность санкционного или даже силового воздействия. Что могло бы побудить Иран к сотрудничеству в проведении таких специальных инспекций?
Все дело в том, что те самые прокси-силы являются как сильным, так и слабым местом Тегерана. Они разрознены идеологически и в какой-то момент могут перестать придерживаться общей стратегии, выработанной исламским государством. США лишь стоит вбить между ними клин, надавив на «больное место», коих у вечно враждующих государств Ближнего Востока довольно много. Кроме того, и сам Иран имеет этническую разделенность, что может привести к югославскому сценарию. Так, Израиль, главный союзник США в регионе, уже укрепляет связи с Азербайджаном и проявляет интерес к поддержке движения за независимость азербайджанцев в Иране.
Наши новостные каналы.
Дональд Трамп объявил , что Вашингтон выходит из соглашения с Ираном по ядерной программе, достигнутого "шестеркой" международных посредников Россия, США, Британия, Китай, Франция, Германия в 2015 году. Кроме того, Трамп объявил о восстановлении всех санкций, действие которых было приостановлено как результат достигнутой сделки.
Прежде чем поговорить о том, зачем Вашингтон так поступает, уточним, о чем идет речь. В 2015 году эта самая сделка по иранской ядерной программе подавалась, как крупнейшая победа международной дипломатии. Суть ее заключалась в том, что Иран должен отказаться от разработки ядерного оружия, за это с него поэтапно снимаются санкции.
Как не сложно догадаться, обмен вовсе не равноценный. По сути, что-то делать или не делать должен один лишь Иран, США должны лишь снимать санкции, а остальные государства «посредничать» и наблюдать, чтобы все шло, как должно. В качестве некого компромисса, Вашингтон в 2015 году согласился, чтобы Иран сохранил все ядерные объекты для использования их в мирных целях.
Однако, в рамках этих международных договоренностей Тегеран, к примеру, передал запас обогащённого урана, наработанного за много лет. И вот вдруг Израиль делает заявление, что Иран продолжает разработку ядерного оружия, то есть — нарушает договоренности. Доказательства не предъявляются, а в соответствии с практикой «дела Скрипаля» и «химического оружия в Сирии» просто говорится, что они имеются.
Только мы их вам не покажем, хотя скажем, что Израиль добыл «полтонны материалов", среди которых — 100 тыс. Опираясь на эти заявления Тель-Авива, Вашингтон заявил о своем выходе из ядерного договора с Ираном. То есть все было сделано в лучших традициях советской пропаганды.
Клуб «Валдай»
Я думаю, что ядерный вопрос в Иране стоит примерно так же, как и в Соединенных Штатах. Как сообщало ИА Регнум, соглашение по ядерной программе Тегерана группа 5+1 (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай плюс Германия) и Иран подписали в 2015 году. Немецкое агентство новостей DPA сообщило в воскресенье, что Иран находится в контакте с администрацией Байдена о возможности перезапуска застопорившихся переговоров. В Иране глава Агентства обсуждал политические и технические вопросы, связанные с иранской ядерной деятельностью (в том числе почти 84 процентное обогащение урана), отношениями между МАГАТЭ и Ираном, а также возможности восстановления СВПД. В это же время Израиль ведёт кампанию в мировой прессе, стараясь убедить всех в том, что Иран возобновил свою военную ядерную программу.
Израиль продолжает угрожать ударами по Ирану
- Главные новости
- В Иране считают ситуацию с ядерной сделкой результатом не верных шагов США
- Подпишитесь на рассылку
- Иран пытаются уличить в обогащении урана до оружейного уровня - Ведомости
- Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
- Иран у дверей ядерного клуба
Абдоллахиан и Боррель сверили часы по ядерной программе Ирана
Иран представит свои ядерные достижения на выставке в Вене. но речь идет именно о мирном использовании атомной энергии, а не о создании ядерного оружия. США надеются, что напряжённость на Ближнем Востоке спадёт после того, как Иран и Израиль нанесли удары по объектам друг друга. Дипломаты опасаются растущей мощи иранских фракций, которые хотят получить ядерное оружие. редупреждения о том, что война в Газе и нежелание Ирана сотрудничать по своей ядерной программе укрепляют позиции сторонников жесткой линии в Тегеране. В ночь на воскресенье, 14 апреля, Иран атаковал Израиль сотнями дронов и ракет за воздушный удар по иранскому консульству в Дамаске. Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии.
Ядерная сделка в 2023 году или как похоронить процесс переговоров
За Россией должна быть закреплена особая роль в этом процессе. При этом Вашингтон обязан отнестись к России как к равноправному партнеру, продемонстрировать уважение к постоянно растущему международному авторитету Москвы и к ее курсу на полное возрождение статуса великой мировой державы. Следование такой линии никоим образом не означает «таскания каштанов из огня» для Вашингтона. Напротив, участие российской стороны необходимо для разрешения серьезного международного кризиса, при этом ей предоставляется шанс существенно повысить собственный мировой рейтинг, столь важный для возрождения былой дипломатической влиятельности. В случае такого развития событий Россия, в конечном счете, укрепит статус признанного мирового лидера, ничем не ущемив своих интересов. За прошедшие пятнадцать лет Россия и Соединенные Штаты убедительно продемонстрировали особенно благодаря успешной программе Нанна-Лугара по совместному снижению угрозы оружия массового уничтожения , что их двусторонне сотрудничество может стать источником укрепления безопасности для всех. Участие России в урегулировании иранской ядерной проблемы соответствовало бы духу идеи сенатора Р. Лугара, предполагающей расширение сферы сотрудничества и за пределы бывшего СССР на такие страны как Ирак, Иран и даже Китай и Индию, причем России в данном случае будет отведена роль одного из равноправных партнеров. В этой связи для решения иранской «ядерной головоломки» следовало бы попытаться рассмотреть этот кризис в более широком контексте региональной безопасности - с учетом мотивов, которые стоят за стремлением Тегерана обрести статус ядерной державы. Москва и Вашингтон - при администрации Б. Обамы - могли бы выступить инициаторами проведения на первоначальном этапе реализации данного многоходового плана международной конференции, посвященной вопросам региональной безопасности в Персидском заливе, под совместной эгидой США, России и ЕС.
Особая ответственность лежит на Соединенных Штатах. Нежелание Вашингтона вести прямой диалог с Ираном в течение длительного времени блокировало международные усилия по поискам дипломатической развязки иранского ядерного узла. Эта инициатива позволила бы американцам не только восстановить реально партнерские отношения с Москвой, но и в определенной мере завязать полномасштабный диалог с тегеранским режимом. ДНЯО признает «неотъемлемое право» государств-членов на «участие в самом полном обмене оборудованием, материалами, научной и технической информацией» об «использовании ядерной энергии в мирных целях». Более того, все стороны, подписавшие ДНЯО, «берут на себя обязательство способствовать» такому обмену. Это значит, что Иран может на законных основаниях приобретать ядерные реакторы у России и оборудование для обогащения урана у Китая, если им будут соблюдаться остальные положения Договора. Есть ли способ сблизить эти столь противоположные интересы? Первые шаги на пути к дипломатическому решению должны, видимо, предполагать устранение неопределенностей, связанных с иранской ядерной программой, а также предусматривать стимулированиеТегерана к соблюдению гарантий МАГАТЭ. Возможное решение заключалось бы в создании чрезвычайной инспекционной группы, наделенной широким правом доступа в целях расследования деятельности Ирана в ядерной сфере. Такая группа состояла бы из международных специалистов по вопросам, связанным с ядерным топливным циклом и ядерным оружием.
Совет Безопасности наделил бы таких инспекторов полномочиями в соответствии с положениями Главы VI Устава ООН а именно, его статьи 36 и предоставил бы определенное ограниченное время на проведение оценки. На начальном этапе объем полномочий не предусматривал бы какой-либо ссылки на применение экономических санкций или угрозы использования военной силы. Однако, в случае обнаружения инспекционной группой признаков запрещенной деятельности в ядерной сфере, у Совета Безопасности появились бы более серьезные основания рассматривать возможность санкционного или даже силового воздействия. Что могло бы побудить Иран к сотрудничеству в проведении таких специальных инспекций? С одной стороны, Иран может стремиться к сохранению неопределенности, благодаря чему его ядерная программа смогла бы выглядеть более впечатляющей, нежели в действительности. Тегеран значительно выиграет, если предоставит МАГАТЭ или международному сообществу возможность проведения более тщательных инспекций. При этом репутация Ирана не пострадает, и новые экономические санкции к нему применены не будут. Есть сигналы о том, что Иран в принципе готов при определенных условиях готов разрешить самые интрузивные инспекции на своих ядерных объектах и ограничить обогащение ядерных материалов таким образом, чтобы они были бы пригодны для энергетических нужд, но не для целей создания вооружений. Мировое сообщество и российская дипломатия будут вынуждены вести переговоры на условиях допустимости иранской исследовательской деятельности в ядерной области. Если Иран даст согласие на проведение инспекций на любых своих объектах, которые инспекторы признают подозрительными, в ответ международное сообщество позволит Ирану иметь собственную ограниченную программу ядерного обогащения.
Предложение также должно предусматривать возможность непрерывного контроля на месте за выполнением Ираном данной программы. Предлагаемый подход переводит иранский кризис в разряд ситуаций, урегулирование которых лежит в плоскости переговорного процесса, и будет способствовать окончательному устранению спекуляций о возможности вооруженного вмешательства. Иран можно склонить к принятию такого режима постоянного контроля на местах в обмен на возможность осуществления им ограниченной и подконтрольной программы по обогащению, которая будет сводиться, например, к одному каскаду из 6 000 центрифуг. Естественно, запуск такой программы должен быть отложен до момента, когда будут прояснены все технические вопросы. В результате престиж исламского государства не пострадает. Иран будет вынужден замедлить реализацию своей программы обогащения и предоставить соответствующий доступ специальной инспекционной комиссии для проведения оценки характера своей ядерной программы на основе предоставления исчерпывающей информации. Данный план нашел многочисленных сторонников среди экспертов, заинтересованных в мирном разрешении иранского ядерного кризиса. Как писал в августе 2006 г. Киссинджер: «Приостановка программы обогащения урана не должна означать свертывания всего процесса. На следующем этапе должна быть создана глобальная система ядерного обогащения, осуществляемого в специально предусматриваемых центрах по всему миру под контролем международного сообщества, по примеру, предложенному Россией для Ирана.
Такое положение дел избавило бы Иран от опасной дискриминации и создавало бы конкретный пример развития атомной энергетики, исключающий кризисные ситуации при вступлении в состав участников каждого нового претендента»14. В случае согласия представителей США в будущем на проведение Ираном ограниченной программы обогащения, которую большинство экспертов в настоящее время уже считают свершившимся фактом , создавалась бы международная структура с беспрецедентными контроль-ными и управленческими полномочиями, к тому же, функционирующая непосредственно в Иране. Был бы образован специальный международный консорциум под эгидой ЕС, России и, возможно, некоторых государств региона в целях реализации исследовательской ядерной программы в Иране на территории этой страны. В порядке дополнительной инициативы России также следовало бы предложить провести многосторонние переговоры с участием, как минимум, Ирана, новой администрации США, Европейского Союза и, разумеется, России.
Помимо этого были замечены попытки возобновления ядерных переговоров между Соединенными Штатами и Ираном. Немецкое агентство новостей DPA сообщило в воскресенье, что Иран находится в контакте с администрацией Байдена о возможности перезапуска застопорившихся переговоров.
И в случае, если вдруг Тель-Авив, как сказано, «совершит акт агрессии», иранские силы тут же запустят мощные ракеты, чтобы уничтожить эти цели. В прошлые выходные Тегеран нанес удар возмездия по Израилю в ответ на обстрел своего консульства в Дамаске и позже заявил, что дальнейших действий не планирует и не хочет эскалации.
Высокопоставленный дипломат также подчеркнул важность роли, которую может сыграть верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности, чтобы удержать блок от таких неконструктивных шагов. Боррель упомянул о своих усилиях по содействию всем сторонам в Вене вернуться к своим обязательствам по СВПД, подчеркнув, что он продолжит свои консультации, чтобы заложить основу для достижения консенсуса в этом вопросе. Ранее член Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Исламского совета Шахрияр Хейдари заявил , что «иранский народ не будет ждать решения западных государств в отношении ядерных достижений». В свою очередь, депутат парламента Али-Реза Салими отметил, что поскольку ядерная деятельность «ведется иранским народом и парламентом и является частью стратегической политики страны», правительство и Исламская консультативная ассамблея полны решимости ослабить санкции, введенные Западом в отношении Ирана по этому поводу.
Что известно о ядерной программе Ирана, которая поссорила США почти со всем миром
Ситуация вокруг иранской ядерной программы рассматривается ПИР-Центром с разных углов. Внимание уделяется и непосредственно дискуссиям по ядерной проблематике внутри Ирана. Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии. Очень важный момент: сейчас именно Израиль провоцирует Иран на эти действия, чтобы нанести удар по территории исламского государства, как они это делали ранее, и свернуть иранскую ядерную программу.
Курсы валюты:
- Иран и Израиль в день конференции по ДНЯО объявили о намерении развивать ядерные программы
- В МИДе Ирана рассказали о развитии ядерной программы страны - 22 апреля 2024 - ФОНТАНКА.ру
- Содержание
- Иранская ядерная программа | ИА Красная Весна
- 45-летняя война
- Американские эксперты сообщили, что Иран может создать ядерную бомбу за неделю