Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Высокий эмоциональный интеллект позволяет понимать чувства окружающих через разговоры и даже паузы. Эмоциональный интеллект. Почему он важнее IQ. Поиск. Агентство Mera четвертый год подряд разбирается, как эмоциональный интеллект (ЭИ) помогает брендам выразить свою уникальность и выстроить прочные связи с аудиторией.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели.
В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9]. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см. Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.
Однако, если бы всё было так просто, мы не попадались бы в однотипные ловушки и никогда не выходили бы из себя. Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу. Специалист берет на себя слишком много Проблема.
Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму. Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря. Совещания заканчиваются ссорами Проблема.
Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше».
Эмоциональный интеллект не менее важен для личного успеха, чем большой багаж знаний и умение логически мыслить.
Ведь человек с высоким эмоциональным интеллектом понимает свои эмоции и умеет их регулировать, знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми, умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими, не поддается стрессу и поддерживает настрой на достижение цели. Согласитесь, каждый из нас хотел бы быть таким человеком и работать под руководством такого руководителя. К счастью, человек может развивать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни. Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет несколько важных умений человека с высоким EQ и дает советы, как их развивать. Осознавать свои чувства и эмоции. С вопроса «Что я чувствую сейчас?
Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев. Научившись распознавать эмоцию, подумайте, что стало причиной ее появления. А затем постарайтесь направить эмоцию себе во благо, сделать эмоцию полезной.
Если вы реагируете — значит, произошедшее важно для вас. Задавайте себе вопросы: «почему я так реагирую» и «зачем мне эта эмоция нужна». Возможно, ситуация затронула ваши глубинные ценности, и эмоция — просто способ напомнить о них.
Задействуйте свое тело. Обращайте внимание на то, как ваш организм реагирует на разный эмоциональный фон, ищите закономерности. Например, регулярное изображение перед зеркалом различных эмоций с помощью мимики или одного только взгляда позволит вам быстрее считывать эти эмоции по лицам окружающих и более эффективно выражать собственные. Не подавляйте и не игнорируйте эмоции. Если всё держать в себе и не позволять себе проявлять негативные эмоции, вскоре вы можете потерять контакт с самими собой и перестать понимать, что вы на самом деле чувствуете. А ведь это губительно для личности. Вытаскивайте чувства из подсознания. Для этого помогут различные практики, например «утренние страницы».
Сразу после пробуждения можно сесть и записать всё, что приходит в голову, — сны, мысли, планы, стихи. Так вы очистите сознание и сможете потом отрефлексировать написанное. Учитесь слушать, наблюдать и спрашивать. Помимо того, что так ваша коммуникация автоматически улучшится, это поможет видеть чужие эмоциональные реакции и сопоставлять их с тем, что испытываете вы сами. Так вам будет проще проявить себя в роли хорошего, понимающего собеседника. Будьте дружелюбны. Другие люди — не враги, которых надо переиграть и от которых надо защититься, а потенциальные помощники, друзья, учителя, источники важной информации. Вместо того чтобы обвинять и отталкивать их, вовлекайте их в решение ваших общих проблем.
Практикуйтесь в своих реакциях. Если вы где-то сорвались из-за пустяка, обдумайте случившееся, придумайте лучшую реакцию и в следующий раз постарайтесь вести себя иначе. Так вы научитесь реагировать адекватно и не истощать себя негативными эмоциями. Собирайте фидбэк. Обратная связь от людей, с которыми вы общаетесь ежедневно, поможет посмотреть на себя их глазами и осознать, как вы проявляете свои эмоции вовне. Заручитесь поддержкой близких и попросите их вместе с вами отслеживать ваш прогресс. Ставьте себя на место собеседника. Особенно это касается коммуникации в письменной форме, когда нельзя оценить чужое настроение и показать лицом дружелюбный настрой.
Одна и та же фраза от коллеги, партнёра, мамы и начальника может восприниматься как обычное замечание, похвала или непрошеная критика. Прежде чем отправить сообщение, задайте себе вопрос, кто вы своему собеседнику и что от вас будет уместно. Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, лучше не додумывать, а честно сказать: «Я тебя не понимаю. В последнем случае процесс пойдёт, возможно, более систематизированно, хотя и менее приближенно к реальной жизни. По словам психотерапевта Константина Остера, подобные тренировки напоминают ролевые игры, в которых моделируются ситуации конфликтов, переговоров, откровений. В процессе участники стараются подмечать, что происходит с ними, их собеседниками и их эмоциональным состоянием. Постепенно они учатся действовать с учётом своих и чужих чувств и корректируют поведение.
Психолог Адель Хайруллина добавила, что такие техники повышают эмоциональный интеллект, даже если внедрять их в привычку через силу. Главное, стоит помнить, что любую эмоцию можно принять или отделить от себя, отказаться от её проявления, но если их подавлять, это грозит неврозом. Чтобы лучше осознавать свои эмоции, психолог посоветовала говорить на их языке: чаще использовать фразы «Я чувствую…», «Я хотел бы... Всё это позволит вам постепенно настроить свой внутренний камертон на то, чтобы лучше ориентироваться в мире эмоций. Но выработанные в процессе сценарии и рецепты нужно быть готовым в любой момент подкорректировать. Вячеслав Москвин клинический психолог, психотерапевт EQ — это в первую очередь не жёсткий навык, а набор установок, которые зависят от состояния человека в данный момент. И даже если человек обладает развитой эмпатией и высоким знанием техник и методов ЕQ, то уровень всё равно будет зависеть от способности управлять своим состоянием и применять это всё в моменте взаимодействия с другими людьми, а не после.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием? Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Наибольшие шансы на успех имеют люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – понятие, о котором невозможно говорить в отрыве от других психологических составляющих. Только высокий показатель эмоционального интеллекта позволяет нам эффективно коммуницировать и достигать совместных результатов. Если говорить более точно, руководитель обладал высоким эмоциональным интеллектом в 74% случаев успеха, и лишь в 24% случаев неудачи.
Эмоциональный интеллект для продуктивности
Как развить эмоциональный интеллект и быть менее подверженным эмоциональному заражению или зависимости от настроения других. Нужно иметь высокий эмоциональный интеллект. Сегодня мы расскажем, что такое эмоциональный интеллект, как его определить и можно ли повысить. Основные признаки высокого эмоционального интеллекта.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Как развить и реализовать ваш потенциал эмоционального интеллекта? Хотите знать, как развить эмоциональный интеллект? Начать необходимо с исследования имеющегося уровня. Диагностика эмоционального интеллекта осуществляется посредством специальных инструментов, включая тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо MSCEIT и опросник эмоциональных коэффициентов EQ-i. В отличие от IQ, который в значительной степени фиксирован, эмоциональный интеллект можно развивать и улучшать с помощью практики и обратной связи. Осознайте свои триггеры и посмотрите, как вы себя ведете в режиме «по умолчанию». Проанализируйте, как это влияет на принятие вами решений, когнитивные способности и реакции.
Управление своим состоянием. Расширяйте осведомленность и учитесь более умело управлять своими эмоциями во время конфликтов и оказываемого на вас давления. Ощутите связь с другими. Понимание эмоций других людей помогает лучше понять их точку зрения. Это основа для создания инклюзивных и гибких команд. Развитие стрессоустойчивости.
Люди часто работают хуже и не могут реализовать свой потенциал, когда на них оказывается сильное давление.
Такой навык имеет решающее значение для успеха в любой сфере жизни: от личных отношений до карьеры. Об интересной статистике, тенденциях эмоционального интеллекта в 2023 году, а также о его влиянии на человека и бизнес расскажу в новой статье. О чем говорят исследования Многочисленные исследования показали, что люди с развитым эмоциональным интеллектом более успешны в карьере, имеют крепкие отношения и психическое здоровье. Но много ли их? Исследование, проводящееся 80 учеными в течение 40 лет, также показало, что социальные и эмоциональные способности в определении профессионального успеха и престижа в 4 раза важнее, чем IQ.
Преимущества развитого эмоционального интеллекта Новое исследование TalentSmart показало, что люди с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают в среднем на 29 000 долларов в год больше, чем люди с низким ЭИ.
Нужно записать или даже зарисовать: какую позу преподаватель занимает за столом и у доски, как расположены брови, где именно заметны морщинки на лице, как звучит голос. За несколько недель тренировки удастся наметать глаз и расшифровывать сигналы даже незнакомых людей. Эти писатели умели не только проникнуть во внутренний мир героев, но и показать тончайшие оттенки чувств, представить ситуацию с разных точек зрения. Он помогал в создании сериала «Lie to me» в российском прокате «Обмани меня» или «Теория лжи» и выступал консультантом в сопровождающем блоге. Главный герой сериала доктор Лайтман изображает самого Экмана.
Введите другую, чтобы подписаться","search.
Давайте перенесём его! Работодатель увидит звонок вместе с вашим резюме. Обратитесь к персональному менеджеру. Заполните все обязательные поля, чтобы резюме стало доступно для работодателей","supernova. Допускаются компании от 100 сотрудников. Оплата только за успешный подбор кандидата. Изучить материалы, а также ","supernova.
Сообщите работодателю, если ваши планы изменились","negotiation. Проверьте наличие квот заранее","vacancy. Услуга осталась на счёте. Она нарушает правила размещения или законодательство. Если не будете пользоваться сайтом на протяжении выбранного времени, профиль удалится. Пожалуйста, повторите попытку. В приложении Зарплата.
Попробуйте повторить попытку позднее","employerDocuments.
Эмоциональный интеллект: как он помогает в жизни (в том числе интеллектуальной)
Это сильно ограничивает его возможности влиять на коллектив. Если стиль управления, в котором работает менеджер с невысоким EQ — авторитарный, то он может «продавливать» свое мнение, излишне контролировать или фокусироваться только на недостатках. Такие «силовые» методы приводят к снижению мотивации персонала. В этом случае подчиненные делают работу формально, они не вовлечены и не заинтересованы в ней. Это ведет к высокой текучести кадров и, как следствие, к снижению прибыли компании. Он оценивает когнитивные способности человека — умение анализировать информацию, использовать воображение и логику, оперировать числами и словами.
EQ Emotional Quotient — коэффициент эмоционального интеллекта, который отражает компетентность в регулировании эмоций. Современные ученые считают, что EQ — гораздо важнее IQ. Ведь недостаточно только придумать идею — важно уметь донести ее до окружающих. Есть много примеров успешных людей, которые не вписываются в общепринятые нормы «хорошо образованных», но при этом они достигли колоссальных успехов. Таким образом, высокий эмоциональный интеллект EQ делает человека более успешным в личностном и профессиональном плане.
Развитый интеллект в классическом понимании IQ не гарантирует этого. Наиболее популярная методика измерения EQ - это тест Холла. Он содержит 30 вопросов для самодиагностики и дает комплексную оценку эмоциональных способностей человека. Эмоциональный интеллект в работе руководителя Руководитель — главный в вопросе создания правильного эмоционального настроя команды. Люди привыкли смотреть на первого «в стае», ориентироваться на его восприятие и настроение.
Именно руководитель способен увлечь людей идеей, зарядить нужной эмоцией и создать такую атмосферу, которая поможет всем работать эффективнее. Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта совсем не обязательно должен создавать вокруг себя атмосферу всеобщей любви и радости. Он может, например, торопить подчиненных, если видит, что проект рискует не завершиться в срок.
Такой человек зачастую может управлять и возникновением эмоций: разозлиться или «включить» радость, если она требуется, например, для вдохновенной речи.
Более того, он способен управлять эмоциями и в более долгосрочной перспективе: например, быть в состоянии поддерживать более позитивный настрой даже в трудных ситуациях. Управление эмоциями других. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеет поддержать и помочь другим справиться с неприятными эмоциями, например, успокоить разозленного собеседника. С другой стороны, это человек, который понимает, что и как надо сказать, чтобы вдохновить людей на какие-то действия, или умеет это делать.
Это человек, за которым, что называется, «люди идут». Важно понимать, что управление эмоциями других бывает и манипулятивным.
А тот, кто владеет и EQ, и IQ, точно будет победителем Признаки высокого эмоционального интеллекта Какой он — эмоционально интеллектуальный человек? Такой же, как и все люди: 2 руки, 2 ноги, 2 глаза. Просто в нем еще есть следующие качества. Возможно, такие же качества есть уже у вас? Он интересуется чувствами других людей.
Человек, который умеет ставить себя на место другого, «примерять» возможные боли и обиды, находить контакт. Такому собеседнику хочется доверять и верить — он поймет. В студенческие годы я с удовольствием смотрела передачу Юлии Меньшовой «Наедине со всеми». Ведущая располагала к себе любого героя и мастерски вытаскивала самое сокровенное. Секрет — в ее подходе, искренности и умении поставить себя на место другого человека. Умеет подстраиваться под ситуации. Перемены для такого человека — не проблема.
Он принимает их с распростертыми объятиями, находит плюсы и ловит новую волну. Опять же загвоздка в том, что эмоционально он выше ситуации, поэтому не позволяет себе от нее зависеть. Может отказать. И себе, и другим. Просто потому что уважает себя и свои чувства. Имеет богатую палитру эмоций. Такой человек хорошо различает чувства: что есть грусть, что есть тоска.
Поэтому он разбирается как в своих эмоциях, так и чужих. А значит, легко находит контакт как с другими, так и с самим собой. Психологически спокоен. Он не жалуется и не стрессует.
Способы повышения эмоционального интеллекта Сознательное управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
Понимание и анализ своих эмоций. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений. Понимание и анализ эмоций других людей. Эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы делают любое общение эффективнее. Использование эмоций для повышения эффективности. Например, полезно умение привести себя в состояние вдохновения: люди, которые умеют это, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись Поддержание взаимоотношений.
Такие способности укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Для руководителей эмоциональный интеллект особенно важен. Если они могут влиять на эмоции своего коллектива, то могут сделать его более продуктивным и счастливым. Это форма мышления, содержащая информацию, не являющаяся случайной или хаотичной. Не игнорируйте ваши эмоции. Успешные люди всегда находятся в приподнятом настроении.
Поэтому они добиваются больших результатов. Не скрывайте ваши эмоции! Искренние эмоции легко распознать. Эффективные решения не подавляют эмоции. Принимая решения, необходимо брать во внимание эмоциональную сферу. Эмоции делают нас людьми и на самом деле являются частью нашей рациональности.
Используйте эмоции. Позитивные эмоции добавляют нам креативности, но мешают усидчивости.
Вы точно человек?
Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Человек с высоким эмоциональным интеллектом способен определить эмоциональное состояние собеседника и изменения в его состоянии, предположить, какие причины могли вызвать такие эмоции у человека, и как такое состояние может влиять на его поведение. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. Признаки высокого эмоционального интеллекта.
Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
А также убеждать их в своей правоте. Стабильно развивающийся эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на физическом здоровье. Он помогает прорабатывать стрессовые ситуации и снижать их влияние на тело. Также неконтролируемые эмоции могут привести к проявлению психологических заболеваний. Чаще всего неправильная работа со своими чувствами ведет к тревожности и депрессии. Развитый EQ помогает избежать таких последствий. Имея развитый эмоциональный интеллект, проще понимать других людей, воспринимать их эмоции, выражать сочувствие, подбирать подходящие слова и т. Вкупе это помогает строить более тесные и надежные отношения с коллегами и близкими.
Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Составляющие эмоционального интеллекта EQ — это сущность, состоящая из нескольких отдельных навыков. Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях. Задача человека — анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке. Коммуникативные навыки Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т. Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе.
Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты. Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис. Мотивация Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта. Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их. За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи. Хороший мотиватор может сподвигнуть целую группу людей к выполнению даже крайне сложных задач. А еще мотивация дает возможность лучше справляться с неудачами, оценивать ситуацию и возвращаться к работе.
Эмпатия Важнейшая часть развитого эмоционального интеллекта — умение считывать чужие эмоции и планировать свои действия исходя из того, как ощущают себя другие люди. Правильная трактовка эмоций дает возможность выбирать наиболее удачное время для принятия сложных решений. Сотрудники с развитой эмпатией умеют предугадывать реакцию окружающих и избегать возможных проблем и конфликтов. Обеспокоенность чужими мыслями и чувствами в коллективе создает в нем более здоровую и человечную атмосферу.
Добровольцы сначала заполнили анкеты по эмоциональному интеллекту. Затем они читали новости в соцсетях на различные темы: здоровье, преступность, неравенство и окружающая среда. При этом в фейковых новостях содержалась лишь краткая информация без ссылки на источники, а тексты были написаны более субъективно. Каждое сообщение подкреплялось лайками, комментариями и репостами, как и обычные посты на Facebook.
Каждую из шести новостей испытуемые должны были оценить критически, и потом их просили ответить на вопросы: «В какой степени вы согласны со следующим утверждением?
Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада.
Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ.
Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9]. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см.
Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей.
Что такое эмоциональный интеллект
По версии LinkedIn, именно эмоциональный интеллект — главный залог профессионального успеха. О том, как измерить и развить эмоциональный интеллект, читайте в заключительной статье из серии об эмоциональном интеллекте в нашем блоге. Эмоциональный интеллект — это способность распознавать чужие эмоции, понимать намерения и желания других людей. Если рассматривать Роддик как образец лидера с высоким эмоциональным интеллектом, становится очевидным, что грань между мотивированием и манипуляцией очень тонка и пройти по ней крайне непросто.