Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках сделало возможным присоединение большей части казацкого гетманства к Российскому государству.
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954.
В свою очередь Рада в Переяславле 8 ноября 1654 г. Начавшаяся война с Речью Посполитой на первом этапе была для России успешной. В 1654 г. Русским войскам оказывало помощь белорусское население. Разгромом Речи Посполитой воспользовалась Швеция, стремившаяся стать полновластной хозяйкой прибрежных территорий на юге Балтики. Летом 1655 г. Успехи Швеции обостряли ее отношения с Россией. В Москве считали, что это усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю. В августе 1656 г.
Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало.
Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны.
А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере.
И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку.
И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили.
И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились.
И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех.
Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет.
И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божий церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.
Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны.
А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои.
А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено.
И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех. Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет.
И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божий церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела.
Несомненный интерес читателей вызывают основные, постоянные разделы альманаха — «Наши раритеты», «Из неизданного», которые рассказывают о книжных и рукописных сокровищах библиотеки и отдела краеведческой литературы. Разнообразные материалы по истории и культуре края помещены в разделах «О Вятке и вятчанах» и «Судьбы. Раздел «Хроника», составленный по материалам областной и районной печати, знакомит со значительными событиями прошедшего года в общественной и культурной жизни города и области. Редколлегия ведет тщательный отбор материалов, главное из требований — их новизна и содержательность, то есть материалы ранее не должны нигде публиковаться, с одной стороны, с другой — это должны быть научно обоснованные материалы, открывающие новые факты и имена вятской истории. Таким образом, альманах является своеобразным вкладом в развитие и изучение вятского краеведения. Уже сейчас он активно используется в практической работе библиотек, а также в учебных заведениях области, являясь еще одним источником исторических сведений о крае. Альманах адресован преподавателям, краеведам и всем тем, кому интересна и дорога история Вятки.
Кроме того, он не замыкается географически на Вятской губернии — Кировской области — включает материалы исследователей из других регионов, занимающихся проблемами вятской истории и культуры, что значительно обогащает нашу науку.
Воссоединение Украины
После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Развитие городов Левобережной Украины после воссоединения с Россией (во второй половине XVII в.). Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения (кроме крепостных, не имевших права голоса), представители которых собрались на соборе.
Польское иго
- ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ |
- Равноправие и автономия
- Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
- Разделы Речи Посполитой
§ 3. Воссоединение Украины с Россией
В 1659 году Выговской был изгнан, а место гетмана занял Юрий Хмельницкий, сын Богдана. Теоретически это должно было способствовать сближению народов, на деле же получилось иначе. В 1660 году объединенное русско-украинское войско направилось в поход на Львов. Россияне выставили 30 тысяч человек, украинцы — 25. Начало похода было успешным, но завершилось оно самым крупным военным поражением России 17 века. Произошло это 5 сентября 1660 года. Вблизи города Любара российский командующий Шереметев наткнулся на польское войско, которое было усилено крымской армией. Более двух недель Шереметев сдерживал натиск врага. Русские сражались до последнего.
Силы им придавала уверенность, что со дня на день на пол битвы должна появиться украинская армия во главе с Хмельницким, и нанести решающий удар по полякам. Но Хмельницкий со своей армией так и не пришел на помощь русским. Более того, он заключил мир с поляками и обязался не воевать против них.
Либо польские войска побеждали повстанцев, либо Варшава шла на небольшие ситуативные уступки, а затем еще больше начинала притеснять население Малороссии. Часть запорожских казаков состояла на службе у польского короля "реестровое" казачество , получала от него жалование, продовольствие, обмундирование и оружие. По статусу они были приравнены к безгербовой шляхте, то есть низшему служилому сословию, и не имели политических прав.
К 40-м годам XVII века численность реестровых казаков составляла 6 тысяч человек. Также существовали и вольные казаки, которые жили на границах Причерноморских степей за днепровскими порогами. Фактически казачество представляло собой относительно независимую силу. Между ними и польскими магнатами и шляхтой нарастали противоречия. Речи Посполитой приходилось регулярно подавлять казачьи бунты восстания Жмайло, Федоровича, Сулимы, Павлюка и договариваться с гетманами. С начала 30-х годов XVII века казаки, чтобы избежать произвола польско-литовской шляхты, стали поступать на службу к московскому царю и переселялись в русские пограничные города Белгород, Валуйки, Курск, Путивль и другие.
После подавления казацкого восстания под руководством гетманов Якова Острянина и Дмитрия Гуни польский сейм упразднил должность гетмана, а также выборность есаулов и полковников, а "реестровое" казачество переходило под управление назначаемого сеймом комиссара и обязывалось подавлять любые выступления против короны. Вседозволенность, террор и наглость польских панов после этого только усилились. Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством чигиринского сотника Богдана Хмельницкого. О его жизни до восстания известно мало. Наиболее распространенной является версия, что Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского рода. Его отец Михаил служил у гетмана Станислава Жолкевского и за верную службу получил хутор Суботов, где и родился его сын Зиновий, нареченный вторым именем Богдан.
Образование получил в киевской братской школе и в иезуитском коллегиуме во Львове, оставшись православным.
Он понимал, что только в союзе с Россией можно было избавиться от опасности полного порабощения Украины Польшей и Турцией. Однако в это время правительство Алексея Михайловича удовлетворить его просьбу не могло, так как Россия не была готова к войне. Тем не менее, несмотря на все трудности своего внутриполитического положения, Россия продолжала оказывать Украине дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г. Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. Земский собор в Москве решил удовлетворить эту просьбу. Большая рада в городе Переяславле провозгласила вхождение Украины в состав России.
В связи с этим началась война между Польшей и Россией, завершившаяся подписанием в конце 1667 г.
Однако государю в тот момент было не до казаков и войны с Речью Посполитой, поскольку Россию охватила серия городских восстаний. Кроме того, Москва на тот момент не была готова к войне с Польшей, которая значительно превосходила русскую армию по силам. Более того, война России с Польшей могла подтолкнуть Швецию к присоединению польского Приморья, что затруднило бы решение вопроса о выходе российского государства к Балтийскому морю. Следует также признать, что одновременно Хмельницкий писал и новому королю Речи Посполитой Яну Казимиру, которому объяснял, что казаки выступили не против него лично, а против беззакония со стороны польских магнатов и шляхты. Однако эти доводы услышаны не были. В 1649 году поляки и казаки заключили мирный договор, предполагавший создание казацкой автономии под властью Польши. Но всем было очевидно, что это временное перемирие.
В 1651 году войска Речи Посполитой одержали несколько побед, был подписан новый договор, ограничивающий права казаков. В 1652 году боевые действия возобновились и шли с переменным успехом, а Хмельницкий все более настойчиво просил у русского царя установить протекторат над малороссийскими землями. Эксперт объяснил международное значение воссоединения новых регионов с РФ Подготовка, ход и итоги Переяславской рады 1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор, на котором было решено оказать помощь единоверцам, удовлетворить их прошение и принять Войско Запорожское в российское подданство. В декабре посол Василий Бутурлин ознакомил Хмельницкого с решением Земского собора. Для окончательного оформления перехода Войска Запорожского под руку русского царя в городе Переяславле было решено провести генеральный войсковой совет, известный сегодня как Переяславская рада. Особенность рады в том, что на ней были представлены все земли Малороссии, разделенные на военно-административные единицы казацкие полки. Наряду с казацкой старшиной, там присутствовали рядовые казаки, мещане, купцы, духовенство, крестьяне из ближайших и отдаленных местностей. В свой речи Хмельницкий, охарактеризовав положение казацких земель, призвал выбрать "государя из четырех, которого вы хощете".
В качестве "кандидатур" предлагались турецкий султан, крымский хан, польский король и московский царь.
Воссоединение Украины с Россией
** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века. Значимость воссоединения Украины с Россией в разные времена оценивалась неодинаково как современниками, так и историками. Поэтому первым прямым следствием воссоединения левобережной Украины с Россией стала русско-польская война.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
В XVII веке представители Малороссии неоднократно обращались к русским государям с просьбами принять малороссов «под свою высокую руку». Принято считать, что Переяславская рада ознаменовала собой воссоединение Украины с Россией. Россия в XVII столетии. Воссоединение Украины с Россией. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов. Поначалу вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Московским царством обсуждался на так называемом «освященном Соборе», в который входили исключительно представители православной церкви: в конце концов, поводом для восстания Богдана Хмельницкого стало в.
Собор, воссоединивший Украину с Россией
22.Воссоединение Украины с Россией. | Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией». |
Русская История 19Воссоединение Украины с Россией | «Школфильм» 1956гФильм повествует о сложно. |
Воссоединение России с Россией | Впоследствии это событие трактовали как воссоединение Украины (которой тогда не было как государства) с Россией, но по сути российское государство возвращало исторические русские земли. |
Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
Было принято решение о вхождении Украины в состав России, но на условиях сохранения выборности гетманов и полковников, отсутствия русских воевод на территории Украины. Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году. Воссоединение Украины с Россией произошло потому, что российские большевики предлжили украинцам устраивающую их социальную программу. Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года. «воссоединение Украины с Россией», на географической территории нынешней Украины располагались совсем другие государства, и населяли ее совсем другие народы.
Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
Начавшаяся в Европе контрреформация охватила и Польшу. Протестантов стали всячески притеснять. Гонениям подвергались и православные. Брестская церковная уния 1596 подчинила православную церковь Литвы папе римскому. Католики начали закрывать православные соборы, монастыри, отнимать у православных библиотеки и типографии. Русская церковь и большинство украинских и белорусских иерархов Брестскую унию не признали. Появились тайные православные братства. Шла настоящая религиозная война, в которой православные своим защитником считали московского царя и стремились «воссоединиться» с православной Россией.
Украинские крестьяне. XVII в. Запорожская Сечь. К XVII в. Шляхта присвоила себе право распоряжаться жизнью и смертью крепостных. Убегая от ненавистных панов, православные крестьяне селились в Запорожье вдоль границы с турками и крымцами и становились вольными казаками. Запорожское войско превращалось в солидную военную силу, готовую сражаться за свободу и православную веру.
Хозяйство вели в основном женщины, а казаки «охотились за добычей» в чужих пределах, бражничали, ловили рыбу, торговали, ходили с поляками в походы, так как были занесены в реестр т. Казацкая молодежь собиралась за днепровскими порогами у засек, созданных на случай войны с турками и крымцами. Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было. В Сечи находилось обычно тысячи три народа. Когда же что-то затевалось, взметалось все Запорожье. Военное братство — кош — выбирало кошевого атамана, есаулов, судью и писаря, и казацкое войско, разделенное на отряды — курени — с выборными куренными атаманами во главе, выступало в поход.
После Смоленской войны Владислав IV решил пресечь бегство крестьян в Запорожье и приструнить казаков. В 1630-е гг. Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию.
Однако эти доводы услышаны не были. В 1649 году поляки и казаки заключили мирный договор, предполагавший создание казацкой автономии под властью Польши. Но всем было очевидно, что это временное перемирие. В 1651 году войска Речи Посполитой одержали несколько побед, был подписан новый договор, ограничивающий права казаков. В 1652 году боевые действия возобновились и шли с переменным успехом, а Хмельницкий все более настойчиво просил у русского царя установить протекторат над малороссийскими землями. Эксперт объяснил международное значение воссоединения новых регионов с РФ Подготовка, ход и итоги Переяславской рады 1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор, на котором было решено оказать помощь единоверцам, удовлетворить их прошение и принять Войско Запорожское в российское подданство.
В декабре посол Василий Бутурлин ознакомил Хмельницкого с решением Земского собора. Для окончательного оформления перехода Войска Запорожского под руку русского царя в городе Переяславле было решено провести генеральный войсковой совет, известный сегодня как Переяславская рада. Особенность рады в том, что на ней были представлены все земли Малороссии, разделенные на военно-административные единицы казацкие полки. Наряду с казацкой старшиной, там присутствовали рядовые казаки, мещане, купцы, духовенство, крестьяне из ближайших и отдаленных местностей. В свой речи Хмельницкий, охарактеризовав положение казацких земель, призвал выбрать "государя из четырех, которого вы хощете". В качестве "кандидатур" предлагались турецкий султан, крымский хан, польский король и московский царь. Гетман при этом напомнил, какие притеснения испытали малороссы от поляков и литовцев, а также от турок. Хмельницкий сообщил о решении Алексея Михайловича принять земли Гетманщины и заявил, что, только соединившись с Россией, малороссы найдут себе надежную защиту. После троекратных вопросов участники рады единогласно провозгласили: "Волим под царя восточного, православного! Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки всы едино были!
Прибыл сюда и Богдан Хмельницкий в середине 17 века. Он сразу проявил себя лидером, способным повести за собой запорожское казачество, дабы освободить Украину от польского ига. Он заявил запорожцам: «Хватит нам терпеть этих поляков, дайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Было принято решение идти войной на Польшу. Запорожцы с радостью приняли эту новость, так как их мечтой было сбросить с их родной земли польский гнёт. У многих из них была большая обида на поляков за те беды, которые они принесли им, их предкам, родственниам, друзьям, да и всему православному народу. К тому же казаки были очень энергичными людьми, им нужны были приключения, война была их "хлебом", да и на роль врага больше всего подходила католическая Речь Посполитая. Из Запорожья Хмельницкий отправился в Крым, где заручился обещанием от крымского хана.
У Хмельницкого под рукой было семь тысяч воинов, силы поляков были несоизмеримо больше, но они были разбросаны по всей Польше, а организация у них была довольно слабой, собирались они медленно. Благодаря чему, столкнувшись с поляками в 1648 году, гетман Богдан Хмельницкий, несмотря на своё достаточно небольшое войско, одержал три крупные победы. Первая из них — в битве при Жёлтых водах. За ней последовала победа при Корсуни. Третья же победа была под Пилявцами, где поляки в панике бежали от казаков. Но в том же 1648 умер польский король Владислав. Его сменил энергичный Ян-Казимир.
Советские научные фильмы 596 подписчиков Подписаться «Школфильм». Режиссёр — В. Фильм повествует о сложной жизни украинского народа в XV веке, и о его стремлении к свободе и независимости в борьбе за единство с русским народом.
Воссоединение России с Россией
Воссоединение Украины и России. Русско-турецкая война 1677-1681. Смоленская война 1632-1634. Русско-шведская война 1656-1661. Коренные народы Сибири: эвенки, ханты, манси якуты, чукчи и др. Присоединение Западной Сибири произошло в к. Постепенно в Сибирь проникают землепроходцы и промышленники, за ними следуют представители царской власти. Основываются поселения и крепости. Остроги — Енисейский 1618 , Илимский 1630 , Иркутский 1652 , Красноярский 1628. Создается Сибирский приказ, Сибирь делится на 19 уездов, управляются воеводами из Москвы.
Ерофей Хабаров, в 1649 осуществил поход в Даурию, составил карты земель по Амуру. Владимир Атласов, в 1696 — экспедиция на Камчатку. Напряженные отношения России с Крымом. Постоянные набеги на русские земли, дань Крыму.
Положение запорожцев стало достаточно тяжёлым. Однако, в этот критический момент на помощь украинцам выступила Москва. Поначалу, конечно, Московиты медлили, но взявшись за дело действовали энергично и решительно. Отвоевали у поляков Смоленск, отбросили их на правый берег Днепра, захватили значительную часть Литвы, где ныне Белоруссия. Польша резко ослабла. Однако, в то же время эти события привлекли Швецию, король которой Карл Х выгнал с польского престола Яна-Казимира и вступил в противостояние с Московией, в споре за литовские территории с 1655 по 1659 гг. Успехов ни одна из сторон не добилась, но за это время оклемалась Речь Посполитая. Ян-Казимир вернул себе престол и начал возвращать утерянные позиции. Усугубила дело смерть Богдана Хмельницкого в 1657 г. Его сын не смог достойно заменить отца, выбрав польскую сторону. Ян-Казимир заключив мир со шведами, попытался прорваться через Левобережную Украину и выйти к беззащитной Москве, но получил жестокий отпорна границе от русских и вынужден был заключить с Москвой Андрусовское перемирие в 1667 г. Согласно этому мирному соглашению произошло присоединение Левобережной Украины к России, так же Москва получила в свои владения Смоленск и Киев. Оставалось занять Правый берег Днепра, но туда вступили турки. В 1672 гетманом стал верный Москве Самойлович. В 1676 войско московское вместе с запорожцами освободило от турецкого владычества Правобережную Украину.
Такое подчинение давало возможность впоследствии вполне «окатоличить» русское население Белоруссии и Малороссии. Большинство русского духовенства поняло хитрость и не поддалось обману, отказавшись от Унии. Особенно тягостным в середине XVII века было положение народа в Малороссии, где сельское население находилось под тройным гнетом: польских помещиков, их арендаторов-евреев и униатского духовенства, которое побуждало православных к переходу в Унию. Эти притеснения вынуждали народ к восстаниям, усмирение которых поляки сопровождали страшными жестокостями. Истощенное борьбой сельское население русских областей Польско-Литовского государства целыми толпами стало покидать свои дома. Толпы беглецов заселяли пустые земли по обоим берегам Днепра, на окраинах Киевской, Полтавской и Подольской губерний. Вся эта местность тогда представляла собой безлюдную и дикую степь, в которой пришельцам постоянно грозила опасность нападения со стороны крымских татар и других степных кочевников. Вот почему пришельцы стали невольно перенимать обычаи казаков, уже издавна, лет за 200 до этого времени, поселившихся в Приднепровье, и постепенно перешли в казачество. Казачество вследствие такого наплыва новых пришельцев обратилось в грозную силу. Польские короли решили воспользоваться этой силой и стали привлекать казаков на службу к себе в войско, раздавали им земли в Малороссии и, наконец, придали им правильное военное устройство. Малороссийские казаки были разделены на полки, подчинены власти полковников и верховному начальству гетмана, выбираемого из полковников. Но не все казаки подчинились этому устройству. Многие не захотели поступить на польскую службу и образовали вольные дружины, которые укрепились на островах за днепровскими порогами. Здесь, на одном из островов, находилось главное их поселение — Запорожская Сечь. От места поселения эти казацкие дружины получили название запорожцев.
Принять же Украину фактически означало самостоятельно объявить войну Польше. К такой войне Россия не была готова. Для того, чтобы детальнее обсудить присоединение Украины к России царь Алексей собрал Собор. Мнения разделились. Большинство же учувствовавших говорили царю о том, что Украину принимать не стоит, чтобы избежать войны с Польшей. Собор затянулся до 1653 года. Для Украины такое промедление было смерти подобно, поэтому Хмельницкий объявил русскому царю, что если Россия не примет в свой состав Украину, то Хмельницкий обратится с тем же предложением к Турции. Эти угрозы подействовали, поскольку война с Польшей была для России более приемлемой, чем общая русско-турецкая граница. В результате этих действий началась война между Россией и Польшей. Причины разрыва Украины и Польши Богдан Хмельницкий умер в 1657 году. Его место занял новый гетман Иван Выговский. Он решил использовать с собственной выгодой тот факт, что Россия была занята в битвах со шведами, и заключил союз с Польшей.
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
Присоединение Украины к России | Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках сделало возможным присоединение большей части казацкого гетманства к Российскому государству. |
Воссоединение Украины с Россией - презентация онлайн | Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. |
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века. В середине XVII века западная часть нынешней Украины входила в состав Польши, а восточная её половина звалась Диким Полем. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Речь идет о событиях 1654 года, более известных под пропагандистским клише «Воссоединения Украины с Россией». Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов.
Воссоединение Украины с Россией в XVII в
Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией.
Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т.
Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться.
Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г.
В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская.
Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины.
На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей.
В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг.
Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в.
Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М.
Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в.
Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты.
Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений.
На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др.
В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины.
Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину.
Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г.
А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России.
В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл.
На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса.
Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя.
В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года.
Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией.
А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены.
Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия. Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого.
Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы.
Король не случайно начал войну зимой. Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай.
В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор. Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо. Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией.
В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу.
Решительный шаг России — Земский собор. Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим. К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор.
Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой. Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией.
Переяславская рада После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство. Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин. С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин.
С посольством следовал большой почётный конвой. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом. Это не был обычный казацкий сбор.
Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом. Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину.
Повсюду рождало оно радость и ликование. На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59. По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола.
В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского. Население всюду с большой радостью и ликованием встречало русских посланников и торжественно клялись вечно жить в братской дружбе с великим русским народом. Было вынесено решение по всем пунктам, последний из них, 23-й был внесен русским правительством.
После исторического акта воссоединения 8 18 января в Переяславе, боярин Василий Васильевич Бутурлин с представителями русского правительства отправились в Киев. В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги. Когда Василий Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов.
Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью, радостью и ликованием приветствует весь украинский народ. Затем все пришли в Софийский собор, где эта встреча была завершена торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян. Такого рода торжественный приём московских представителей происходил во всех городах и селениях, где они появлялись.
Во всех этих встречах активно участвовало местное духовенство в церковном одеяние с крестами и иконами. Историческое значение воссоединения Украины с Россией. Православная Украинская Церковь совершенно правильно оценивала значение Переяславского акта.
Если в союзе с братским русским народом, украинский, после воссоединения получил возможность полного развития всех своих экономических и культурных сил, то значительных успехов достигла и Православная Церковь на Украине, ставшая свободной от иезуитско-шляхетского гнета. В 1946 году на Львовском соборе Брестская уния была полностью ликвидирована. Украина стала частью складывавшегося всероссийского рынка, купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки.
На многочисленных украинских ярмарках русские купцы продавали соль, изделия из железа, меха. Укрепление экономических связей с Россией способствовало значительному росту украинских городов и распространению железоделательного, поташного, мукомольного и других промыслов. Сплоченность трудящихся масс Украины и России укрепилась в совместной борьбе против общих внешних врагов.
Воссоединение Украины с Россией содействовало также культурному общению двух братских народов, укрепление позиции Православной церкви и московского государства во всём мире. Однако этот великий акт имела не только радостное значение. После в истории нашему общему народу предстояло встретиться с вынужденные последствия, ведь пошли войны с Речью Посполитой, Османской империей, Крымским ханством, Швецией, которые унесли не мало русско-украинских жизней.
Но это того стоило, потому, что Россия и Украины были являются и будут братьями на века. Три века спустя — наше время Прошло то тяжёлое время смуты на украинской земле и нет больше иноземного феодального гнёта, однако за эти долгие 361 год очень многое в русско-украинских взаимоотношениях поменялось, долго просуществовали два братских народа вместе, не разъединяясь друг с другом. Сегодня, отношения России и Украины находятся в состоянии холодной войны.
Всем хорошо известно, что этому способствовала внешняя политика украинских властей. Стоит отметить, что всё это началось с распада СССР, когда огромное государство под влиянием внутренних и внешних факторов рухнуло, и дружественные некогда республики, находившиеся раньше в одном государстве отстранились друг от друга. При выполнении и анализе своей исследовательской работы, я пришёл к выводу, что Украины в XVII веке по политическому настрою мало отличается от сегодняшней.
Как и более трёх столетий назад, правобережная её сторона смотрит в сторону запада, подчиняясь странам НАТО и США, а братскую верность и взаимопомощь сохраняет левобережная часть, и я полностью уверен, что братское единство между Россией и левобережной Украиной сохранится и в будущем. По прежнему наша страна помогает и защищает Донбасс и мирных людей: поставляет конвоями гуманитарную помощь, оружие, не оставляет этот край один на один с неприятелем. Из-за присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации отношения между Россией и Украиной чрезвычайно обострились, но это была воля самих крымцев.
В создавшейся обстановке главное разрешать все конфликты дипломатическим путём и не допустить масштабных военных действий. В заключение своей работы, хочу отметить, что остался доволен ею. Наглядно показав помощь русского народа украинскому и сотрудничество в главных социально-общественных сферах.
Исходя из всего я не остановлюсь на данном этапе. В своём исследование я открыл много нового для себя это дало мне инициативу продолжать работать в направлении русско-украинских отношений.
Подразумевался сам Хмельницкий. Сохранялись все привелегии казаков. Финансирование казацкого войска шло из русской казны, но управлялось войско самими казаками.
И большая часть налогов, собираемых на данных территориях должна была оставаться у самих казаков. Да всего населения Малороссии. Чтобы ничего явно не навязывать — народ сам решает. Хотя все было решено до января 1954-го. С просьбой принять в подданство из Сечи обращались к царю еще в 1653-м.
Созвали Земский собор в Москве. Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Фото: wikimedia. С другой стороны, это вело к войне с Речью Посполитой. На Соборе дебаты были жаркими.
И царь, и Собор понимали: это буферная зона между нами — и поляками с крымскими ханами. С другой стороны — это возможность вернуть земли, потерянные во время Смуты — под предлогом помощи казакам. Просчитав все за и против, на Земском соборе решили рискнуть. И принять казаков под наше покровительство. Но без Киева, который тогда располагался лишь на правом берегу и который казаки на тот момент не контролировали — это случилось через полтора десятка лет.
К 1654-му скорее ближе минимальная цифра — около 20 тысяч человек, способных. Местное духовенство православное было согласно. В целом, на Переяславской раде было продублировано решение Земского собора в Москве. Это язык, который понимали в Москве. Новгороде, Владимире.
И мы отложили до вас, как вы с посольства придете... Из приведенного текста видно, что в мае 1653 г. Это уже подтверждает сделанное выше предварительное заключение о соборном заседании в первой половине 20-х чисел мая. Обсуждение было долгое, опросили людей «всех чинов».
Приняли во внимание и мнение «площадных людей» очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади пока шло заседание и как-то выразил свое к нему отношение. В результате было высказано единодушно положительное мнение о присоединении Украины к России. В грамоте выражено удовлетворение его добровольным характером со стороны украинцев, но указано, что окончательное решение вопроса о их присоединении и оформление этого акта отложены до возвращения посольства из Польши в Москву. До нас дошел акт этого собора.
В нем три части: 1 царский указ о созыве собора; 2 доклад от правительства; 3 приговор бояр и думных людей и речи других сословных групп. В качестве участников собора названы: царь, патриарх Никон, митрополит Крутицкий Селивестр, митрополит сербский Михаил, архимандриты, игумены, «со всем освященным собором», бояре, окольничие, думные дворяне, стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дворяне из городов, дети боярские, гости, торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди черных сотен и дворцовых слобод, стрельцы стрелецкие головы. Фигурирует и стереотипная формула: «и всяких чинов люди». Это примерно тот же состав, что назван в «письме» от 25 мая, добавлены только жильцы, стрельцы и более детально сказано о «торговых людях».
Заслуживает внимания, что в словах «дворяне и дети боярские выборные из городов» определение «выборные» зачеркнуто. Очевидно, к «выборным» служилым провинциальным людям на последнем этапе земского собора правительство уже не обращалось. Оно имело с ними дело в мае-июне, когда они были вызваны в Москву. Государь явился на него прямо из церкви с крестным ходом.
На соборе было «чтено всем вслух» «письмо» доклад в новой редакции о «неправдах» польского короля и панов рад и о «челобитной государю в подданство» Богдана Хмельницкого и войска Запорожского. После «прочтения» правительственного доклада последовало его обсуждение. Затем следуют высказывания других «чинов», перечисленных в начале документа.
И они со временем станут защитой государства российского — в новых его границах, так надеялся государь. Да, конечно, казаки и тогда, и позже не всегда могли устоять перед соблазнами — например, перед подкупом. Но до присоединения Сечь долго была местом нестабильности - а Москва наделась ситуацию на юго-западных границах стабилизировать. Сегодня мы не понимаем, насколько это было важно тогда, в 17 веке. Для населения на левых землях Днепра это, может, было важнее всего остального. А экономические, военные и политические аспекты стояли на втором-третьем местах.
Они понимали: правители других стран не видят в них единоверцев. И потому использовать будут как разменную монету, не будут дорожить ими. В любой момент поляки или османы их бросят, предадут. В отношении же России Сечь верила, что к ним отнесутся, как к своим. Специально прописанных гарантий сохранения, защиты веры не требовалось. Люди в те времена не были столь скрупулезны, как сейчас. Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России. Но соборы имели большой вес как совещательный орган. Это было мнение «земли».
Царь учитывал его. Кстати, в русской традиции при присоединении новых земель было такое: все, что можно было сохранить полезного — обычно, в общем, сохраняли. И веру, и систему наследия власти и систему местного управления. Потому успешно интегрировали и такую во многом стихийную общность как казаки. Ее яркие представители при Елизавете Петровны имели большое влияние. Вообще малороссийское дворянство с 18 века играло немалую роль в российской империи. Того, что происходило в годы Великой Отечественной. И свидетели чему еще живы.
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
Воссоединение Украины с Россией | Воссоединение с Украиной стало важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства. Большая часть Украины в первой половине XVII века входила в состав Речи Посполитой. |
Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI | Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. |
Присоединение Украины к России, освобождение от Польши. Андрусовское перемирие | Таким образом, Украина оказалась разделенной на две части, что не могло удовлетворить украинский народ, стремившийся к своему объединению и полному воссоединению с Россией. |
видео, кино, история
- Воссоединение Украины с Россией в 17 веке или присоединение
- Присоединение Украины к России
- ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
- Воссоединение Украины с Россией в XVII в — Студопедия
- «Рабы господствуют над нами»
- Собор, воссоединивший Украину с Россией