Памятниу Виктору Цою в Санкт-Петербурге.
Запись последнего концерта Виктора Цоя в «Лужниках» отреставрируют
«Цой жив!» — Воссоединившаяся группа «Кино» выступила с концертом в Петербурге | Сегодня на ТВ Виктор Цой Концерт РЕН ТВ Новости. |
Мой незабываемый концерт группы «Кино» | Пикабу | Редактированная версия концерта. Обработан и отмастерен звук мной в студии. |
В Москве состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы «Кино»
И никто его не перепел с его «Перемен». Но и в относительно сонные дни тропа народной любви к Цою отнюдь не зарастала. По свидетельствам окружения и всевозможным хроникам, можно почти с уверенностью сказать, что Цой сочинил «Перемен» в середине 1986 года после или во время поездки на съемки документально-музыкального фильма о «Кино» в Киев, что совпало с первыми апокалиптическими неделями Чернобыльской катастрофы и пока еще робкими всхлипами горбачевской перестройки. Но в воздухе, как говорится, уже витало — плюс весь этот сюрреалистический или соцреалистический? Виктор Цой вряд ли предвидел участь главного революционного гимна, которую судьба приготовила песне «Перемен» для прекрасной России будущего. В отличие от прошлых и грядущих, гораздо менее пассионарных, а больше лиричных, романтичных, меланхоличных и даже трагичных альбомов, включая последний прижизненный «Звезда По Имени Солнце» и посмертный «Черный Альбом», диск «Группа Крови» состоял не только из одних «Перемен» — там что ни песня, то «духоподъемный» призыв или гимн: «Война», «Спокойная ночь», «В наших глазах», «Дальше действовать будем мы» и т. Именно эта героическая канва стала позднее как бы главной краской, мировоззренческим посылом и наследием, оставшимся от Цоя потомкам, слегка притушив все прочие грани его творческой и человеческой сути. Хотя, скорее всего, дело не только и даже не столько в «революционном» кураже. Этим куражом русский рок не испугаешь и не удивишь. И все бы растворилось-потерялось среди множества других вполне мощных и достойных рок-поп-виршей — витиеватых и метафоричных, прямолинейных и брутальных, заумных и односложных, — если бы не прекрасный и легкий мелодизм, доступная, ясная и простая поэзия. Тот самый случай, когда простота равна не примитиву, а невероятной талантливости.
Цой до оцепенения обожал «Битлз» и, видимо, впитал в себя гениальность мелодической и поэтической простоты ливерпульцев.
Будто склеила своими четкими маршевыми аккордами и предельно ясными чеканными строчками разлетевшиеся осколки одного целого, стерев с его морщинистого лица глубокие борозды границ. Потому что и в Хабаровске, и в Беларуси, и во многих местах между этими реперными не от слова «рэп»! Иные проявления «провокационного» и «несогласованного» «хулиганства» изничтожались моментально и без церемоний. Как было с поэтом Иосифом Бродским, например… А тут словно рука не поднялась или кишка истончилась? Никто не знает. Но показательно. Цой жив! Поздравил с днем бессмертия Виктора Цоя.
Очень точная аллегория с легким налетом изящной провокативности — все как г-н Троицкий умеет и может. Могли запрятать во дворах у знаменитой кочегарки «Камчатка». Но все-таки решили не мелочиться, не жаться с публичным пространством — пышный сквер на пересечении больших улиц. В уверенной позе во весь рост, в свободолюбивом взгляде, устремленном вдаль в будущее? К счастью, не та вульгарная монументальная героика-агитка, в которой Ленин пыжится на броневичке перед Финляндским вокзалом, да и вообще которая сплошь и рядом царит в «победобесном» Зазеркалье, а героика поэта и музыканта, в которой слились и романтика, и мечтательность, и отчаяние, и человеческая грусть, и надежда. Как это когда-то читалось и в лице Высоцкого на его надгробном памятнике, пока ему не спилили голову Поэта, заменив на голову Мента, по убийственно точному выражению моего коллеги из «МК» Александра Минкина. Они с Троицким оба — мастера провокативной, но обезоруживающей правды-матки. И если когда-то даже и соберутся спиливать ему голову, меняя на другую мало ли еще какая «духовная скрепа» охмурит несчастную страну , уж вертухая из Цоя точно не получится. Из него вообще не получится никого, кроме глашатая перемен и свободы, а минувшие после его гибели 30 лет показали это более чем отчетливо.
Ни в 90-е, ни в нулевые Цой ведь никуда не пропадал. И никто его не перепел с его «Перемен». Но и в относительно сонные дни тропа народной любви к Цою отнюдь не зарастала. По свидетельствам окружения и всевозможным хроникам, можно почти с уверенностью сказать, что Цой сочинил «Перемен» в середине 1986 года после или во время поездки на съемки документально-музыкального фильма о «Кино» в Киев, что совпало с первыми апокалиптическими неделями Чернобыльской катастрофы и пока еще робкими всхлипами горбачевской перестройки. Но в воздухе, как говорится, уже витало — плюс весь этот сюрреалистический или соцреалистический? Виктор Цой вряд ли предвидел участь главного революционного гимна, которую судьба приготовила песне «Перемен» для прекрасной России будущего.
И гитарист, и басист периодически подходили к микрофонам, чтобы добавить к своей игре в проигрышах несколько нот голосом без слов. На вопросы об актуальности высказываний спустя 30 лет Юрий Каспарян отвечал в интервью «Фонтанке» в мае 2020 года: «Поступило предложение сейчас трек назвать «Мы все тяжело больны», а после известного общероссийского голосования переименовать в «Мы все сошли с ума». Место Виктора Цоя в центре сцены оставалось пустым.
Однако его образ перманентно возникал в видеоряде, собранном из архивных видеозаписей Джоанны Стингрей. Электричка в новом прочтении — это монстр-дракон, который неумолим в своём движении по рельсам, проложенным очень давно. На экране поезд едет прямо в зал, периодически становясь мифическим зверем с Востока. Лёгкость, свет и улыбки вернулись с появлением на сцене первого бас-гитариста «Кино» Александра Титова. Блок раннего «Кино» открылся песней «Бездельник». Я один гуляю. Что дальше делать, я не знаю. Нет дома.
Его популярность попросту зашкаливала. И я безмерно рад, что в апреле или мае, точно не помню, в курточках еще ходили мне случайно удалось попасть на концерт «Кино» в Херсоне. Ведь билетов достать было на тот единственный концерт в городе попросту нереально. И пошел я со своими знакомыми поближе к стадиону, чтобы просто послушать издали любимую группу. А там такое вавилонское столпотворение, что не протолкнуться! Уже хотел пойти в кинотеатр «Юбилейный» смотреть какой-то фильм, как тут меня окликнули мои друзья со своими подругами, с которым часто зависал на одних и тех же вечеринках: - Саня, привет! Так я к огромной своей радости оказался на вечер кавалером одной опечаленной обалденной девчонки, парень которой заболел, и скучать я ей уже не давал… Когда после каких-то французов, игравших на разогреве, объявили, что сейчас выступит группа «Кино», все, зевавшая толпа тут же воспрянула духом, и забурлила, как магма в жерле вулкана перед его извержением. А десятки девушек со слезами умиления на глазах бросились в Виктору Цою, когда тот появился на стадионе. Охранники попытались, было, остановить поклонниц. Да куда там! Как минимум половина прорвалась к своему кумиру, утопив его в цветочном море и океане поцелуев. А потом был сам концерт. Толпа буквально сходит с ума, и звуки музыки еле-еле слышны. Вообще, усиление было никудышним. Но главным было то, что вот он, Цой, со своей белой гитарой на фоне черного одеяния всей группы. Все вокруг прыгают, вопят, свистят. Девушки вызжат своими писклявыми фальцетами и вешаются на шею.
В Таллине состоялся концерт в память о Викторе Цое (видео)
И все бы растворилось-потерялось среди множества других вполне мощных и достойных рок-поп-виршей — витиеватых и метафоричных, прямолинейных и брутальных, заумных и односложных, — если бы не прекрасный и легкий мелодизм, доступная, ясная и простая поэзия. Тот самый случай, когда простота равна не примитиву, а невероятной талантливости. Цой до оцепенения обожал «Битлз» и, видимо, впитал в себя гениальность мелодической и поэтической простоты ливерпульцев. Его творчество не теряет актуальности, резонирует со временем, как бы оно ни юлило и менялось, тем более уж что-что, а востребованность вечно ожидаемых перемен еще долго не потеряет свойство неутоленной жажды на землях, населенных поклонниками Цоя. Зарождалась многолетняя традиция ежегодных праздников «МК» в День молодежи, выпадавший на последнее воскресенье июня. После первых «проб пера» в ЦПКиО им. Горького было решено осваивать огромную, но загаженную перестроечными ларьками и хаотичной барахолкой территорию «Лужников», поскольку на рандеву с самой массовой и любимой газетой, ее героями и гостями стекались не то что сотни тысяч, а до миллиона людей. Для десятков площадок, посвященных рубрикам газеты, и их посетителей требовался простор.
Праздник «МК» 24 июня 1990 г. Фото: Кадр из видео Ради знакового новоселья «Звуковая Дорожка» со всеми ее звездными персонажами задумала устроить грандиозный концерт на самой главной площадке «Лужников», да и всей страны, — Большой спортивной арене. Подобного размаха попсово-роковых зрелищ страна, еле приходившая в себя после 70 лет кромешного красноказарменного ада и комиссарской муштры, еще не знала. Все было «впервые и вновь», как пел Андрей Макаревич. Менеджерские амбиции в данном случае совпали с нашим видением справедливости. Игорь Журавлев, лидер группы «Альянс», также принимавшей участие в грандиозном расколбасе с мегахитом «На Заре», вспоминал недавно в интервью «ЗД»: «Помню, на этом концерте в «Лужниках» стояли великие тогда продюсеры Эдуард Смольный, Олег Непомнящий. Между ними был разговор: если бы мы сюда сейчас даже Леонтьева, Пугачеву, Преснякова, все сливки свезли, то все равно бы не собрали столько народу, сколько пришло на Цоя.
Это было феерично. Ты же помнишь! Олимпийский огонь, все трибуны забиты, все поле забито. Ни один футбол столько не собирал». При этом помимо «Кино» с хедлайнерским сетом из десяти песен на закате под зажженный ради такого случая олимпийский огонь и красочный салют в первой части мегашоу выступали уже культовые на то время «Алиса», «ДДТ», многие другие популярные исполнители. Юрий Айзеншпис, заботясь о том, чтобы его подопечные появились, как и подобает мегазвездам, самым помпезным образом, подрезал из правительственного гаража лимузин «Чайка» с открытым верхом, который подвозил Цоя и Ко, словно генералов на военном параде, прямо к сцене. Диковинное зрелище настолько потрясло 100-тысячную толпу, забившую стадион, что мои отчаянные крики в микрофон: «На сцене «Звуковой Дорожки» — группа «Кино»!
По поводу «Чайки», правда, известный «великий комбинатор» роспопсы хотя нет, скорее просто пройдоха Андрей Разин расписал в своей сетевой паутинке, что это был, конечно, его лимузин. Так и написал: «Моя «Чайка» — подогнал, стало быть, нищеброду Айзеншпису с барского плеча «племянника Горбачева», а так Юрий Шмильевич даже бы и не знал, в какие двери стучаться.
Мне стыдно до сих пор за то, что он зафиксирован.
Полгода гастролей, вымотанные, уставшие все, Виктор тоже, никто играть уже не может. Все пафосно очень, так медленно все сыграно. На концертах все было гораздо импульсивнее, а тут как похоронные марши какие-то.
Вскоре после концерта Виктор Цой и Юрий Каспарян уехали в Юрмалу, чтобы начать работу над новым альбомом.
Именно эта героическая канва стала позднее как бы главной краской, мировоззренческим посылом и наследием, оставшимся от Цоя потомкам, слегка притушив все прочие грани его творческой и человеческой сути. Хотя, скорее всего, дело не только и даже не столько в «революционном» кураже. Этим куражом русский рок не испугаешь и не удивишь.
И все бы растворилось-потерялось среди множества других вполне мощных и достойных рок-поп-виршей — витиеватых и метафоричных, прямолинейных и брутальных, заумных и односложных, — если бы не прекрасный и легкий мелодизм, доступная, ясная и простая поэзия. Тот самый случай, когда простота равна не примитиву, а невероятной талантливости. Цой до оцепенения обожал «Битлз» и, видимо, впитал в себя гениальность мелодической и поэтической простоты ливерпульцев. Его творчество не теряет актуальности, резонирует со временем, как бы оно ни юлило и менялось, тем более уж что-что, а востребованность вечно ожидаемых перемен еще долго не потеряет свойство неутоленной жажды на землях, населенных поклонниками Цоя.
Зарождалась многолетняя традиция ежегодных праздников «МК» в День молодежи, выпадавший на последнее воскресенье июня. После первых «проб пера» в ЦПКиО им. Горького было решено осваивать огромную, но загаженную перестроечными ларьками и хаотичной барахолкой территорию «Лужников», поскольку на рандеву с самой массовой и любимой газетой, ее героями и гостями стекались не то что сотни тысяч, а до миллиона людей. Для десятков площадок, посвященных рубрикам газеты, и их посетителей требовался простор.
Праздник «МК» 24 июня 1990 г. Фото: Кадр из видео Ради знакового новоселья «Звуковая Дорожка» со всеми ее звездными персонажами задумала устроить грандиозный концерт на самой главной площадке «Лужников», да и всей страны, — Большой спортивной арене. Подобного размаха попсово-роковых зрелищ страна, еле приходившая в себя после 70 лет кромешного красноказарменного ада и комиссарской муштры, еще не знала. Все было «впервые и вновь», как пел Андрей Макаревич.
Менеджерские амбиции в данном случае совпали с нашим видением справедливости. Игорь Журавлев, лидер группы «Альянс», также принимавшей участие в грандиозном расколбасе с мегахитом «На Заре», вспоминал недавно в интервью «ЗД»: «Помню, на этом концерте в «Лужниках» стояли великие тогда продюсеры Эдуард Смольный, Олег Непомнящий. Между ними был разговор: если бы мы сюда сейчас даже Леонтьева, Пугачеву, Преснякова, все сливки свезли, то все равно бы не собрали столько народу, сколько пришло на Цоя. Это было феерично.
Ты же помнишь! Олимпийский огонь, все трибуны забиты, все поле забито. Ни один футбол столько не собирал». При этом помимо «Кино» с хедлайнерским сетом из десяти песен на закате под зажженный ради такого случая олимпийский огонь и красочный салют в первой части мегашоу выступали уже культовые на то время «Алиса», «ДДТ», многие другие популярные исполнители.
Юрий Айзеншпис, заботясь о том, чтобы его подопечные появились, как и подобает мегазвездам, самым помпезным образом, подрезал из правительственного гаража лимузин «Чайка» с открытым верхом, который подвозил Цоя и Ко, словно генералов на военном параде, прямо к сцене.
Июн 24, 2023 24 июня 1990 года на стадионе «Лужники» состоялся последний концерт группы «Кино». Фестиваль устраивала газета «Московский комсомолец», в нем участвовали так же «На-На» и другие представители российской эстрады, а завершать вечер должны были Цой, Каспарян, Тихомиров и Гурьянов.
Легендарная группа "КИНО" приехала во Владивосток на гастроли
«Вот это я попал»: как пять тысяч новосибирцев кричали, пели и отрывались на концерте «КИНО» | Да, то был не последний концерт Виктора Цоя в реальности. |
В «Лужниках» и с факелом. Как проходил последний концерт группы «Кино» | Аргументы и Факты | Поздравил с днем бессмертия Виктора Цоя. |
«А где "Звезда"?!»: как умерший, но вечно живой Цой собрал несколько тысяч омичей на концерт
Спасибо сыну Виктора Цоя за то, что туру группы КИНО по России суждено было свершиться! Смотрите онлайн Последний концерт Виктора ЦОЯ в хорошем качестве или скачайте фильмы через торрент бесплатно. Билетов на концерт КИНО в Ростове-на-Дону, запланированный на 18 мая, почти не осталось, а людей, которые хотят на него попасть еще очень много. 21 июня, в день 60-летия Виктора Цоя, группа «Кино» устроила sold-out в Ледовом дворце (а это около 11 тысяч человек!). Почти трехчасовой концерт — лишь первая ласточка перед стартом большого тура «Кино» по стране.
Первый канал покажет отреставрированную запись последнего концерта Виктора Цоя
Кино - Последний концерт (Лужники) реставрированный звук | Полная версия концерта последнего концерта Виктора Цоя: список песен. «Здравствуйте», – поприветствовал стадион Виктор Цой, сорвав очередные овации. |
Как прошел концерт группы «Кино» в Кемерове - 28 апреля 2023 - НГС42.ру | Перед вами последний концерт Виктора Цоя и группы «Кино». |
Кино - Последний концерт (Лужники) реставрированный звук - YouTube | Цой жив — в день памяти легендарного исполнителя покажут последний концерт – Новости Тимашевска. 24 июня 1990 года в Москве на стадионе Лужники состоялся последний концерт легенды русского рока Виктора Цоя и группы «Кино». |
Последний концерт Виктора Цоя и группы «Кино» прошел 26 лет назад в Москве
Билетов на концерт КИНО в Ростове-на-Дону, запланированный на 18 мая, почти не осталось, а людей, которые хотят на него попасть еще очень много. Трек-лист последнего концерта Виктора Цоя и группы «Кино» 24 июня 1990 года. Концерт группы «Кино» проходил на сцене Большой спортивной арены «Лужников» 24 июня 1990 г. Это было незадолго до трагической аварии, в которой погиб Виктор Цой. Восстановить запись должны к 15 августа.
Виктор Цой: жизнь за 45 минут / Правда о последнем концерте
Полная версия концерта последнего концерта Виктора Цоя: список песен. «Здравствуйте», – поприветствовал стадион Виктор Цой, сорвав очередные овации. В рамках вечера памяти Виктора Цоя Первый канал показал ставший знаменитым концерт группы «Кино», который прошел на Большой спортивной арене Лужников 24 июня 1990 года, незадолго до трагической аварии. Как прошёл единственный концерт Виктора Цоя в Самаре в 1987 году. Последний концерт Виктора Цоя: что сказал лидер группы «Кино», уходя со сцены. Последний концерт Виктора Цоя и группы «Кино».
В «Лужниках» и с факелом. Как проходил последний концерт группы «Кино»
Концерт возрожденной легендарной группы Виктора Цоя посетили тысячи кемеровчан. Среди них присутствовал и наш фотокорреспондент Максим Серков. Как прошел ностальгический рок-вечер — в нашем фоторепортаже. RU Согласно сайту группы, этот тур посвящен 60-летию Виктора Цоя.
Специалисты проделали большую работу.
Удалось не только отыскать запись с последнего выступления, но и отреставрировать. Стоит отметить, что для поклонников этот концерт является малоизвестным, так как долгое время считалось, что все видеоматериалы были утеряны.
Разумеется, в родном Ленинграде-Петербурге и в компании самых близких. Мария Митрофанова Когда "Кино" после тридцати лет молчания вдруг объявили, что возвращаются на сцену, люди, как в той самой цитате из культовой "Иглы", разделились на две категории. Одни приняли новость с восторгом, другие - упрекнули музыкантов в желании напомнить о себе и подзаработать на "бренде". Вторые почему-то и не думали вспомнить тот факт, что басист группы Александр Титов уже долгие годы прекрасно чувствует себя в "Аквариуме", басист "золотого состава" Игорь Тихомиров успешно и плотно работает звукорежиссером небезызвестных "ДДТ", ну а бессменный гитарист Георгий Каспарян играл с Вячеславом Бутусовым в "Ю-Питере", параллельно вел свой собственный и дико успешный, кстати проект "Симфоническое КИНО"… Теперь все трое снова вместе, и то, что происходит на сцене, - лучшее доказательство для сомневающихся. Если Георгий Каспарян с музыкой "Кино", которая прямо со стадионов в один момент ушла исключительно в кассетные магнитофоны, еще время от времени соприкасался, осторожно и редко играя ее, например, с Бутусовым, то остальные музыканты не возвращались к ней все эти тридцать лет.
Что там! Игорь Тихомиров практически сразу после трагедии убрал свой бас на полку и достал его только сейчас. Играть учился почти заново. И этот восторг возвращения ощутим. Он передается залу, который отвечает своим восторгом: услышать вживую в тысячном зале песни, которые ты никогда в жизни даже не надеялся услышать, - то, что пробивает не то что до мурашек, а до слез.
Мечтал стать художником, но выгнали из училища. За плечами диплом ПТУ, резчик по дереву.
Но его настоящее увлечение — музыка. По мнению Сергея Фирсова, директора клуба-музея «Камчатка», группа тогда не была ни модной, ни крутой. Башлачев был звездой намного более сильной, чем Виктор Цой», — отметил Фирсов. В 24 года Цой уже написал несколько будущих хитов: «Алюминиевые огурцы», «Мама анархия» и «Восьмиклассница». Правда, их мало кто слышал. Группа «Кино» тогда играла, в основном, на «квартирниках». Концерт в Доме культуры районного масштаба — удача!
Легендарная группа "КИНО" приехала во Владивосток на гастроли
Первым по графику вместо Петербурга оказался Киев. Но всё же петербуржцы смогли раньше оценить двухлетний подготовительный труд Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова, Александра Титова и группы единомышленников. Краудфандинговый сбор на проект стартовал в ноябре. В окружении бетонных стен, стальных опор и концертного оборудования перед сценой в итоге оказалось несколько сотен человек, над головами которых летали видеокамеры. Многие сменили свои маски на лицах на «фирменные», с цитатой Цоя белым по чёрному: «Следи за собой».
Продюсер реюниона «Кино», сын Виктора Цоя Александр, из-за кулис поприветствовал собравшихся и призвал не снимать происходящее: «Пожалуйста, слушайте ушами, смотрите глазами». Редким журналистам съёмку разрешили заранее. Но призыв был проигнорирован зрителями с первыми же аккордами первой песни — «Песни без слов», которую «алисоманы»-ветераны, присутствовавшие в толпе, регулярно слышали все эти 30 лет на концертах Константина Кинчева и Ко. Сможешь ли ты принять, как есть?
Встать и выйти из ряда вон? Сесть на электрический стул или трон?
Виктор Цой погиб в августе 1990 года в автокатастрофе в Латвии. Его смерть стала потрясением для многочисленных поклонников группы «Кино» — похороны посетили тысячи человек. Ранее 5-tv.
В третьем блоке они играют вместе в две бас-гитары — так песни вроде «Безъядерной зоны», «Перемен» и «Войны» приобретают как будто бы больший объем, особенно когда знакомые строчки скандируют тысячи человек вокруг. По времени это примерно два с половиной часа ностальгии с действительно красивым и разнообразным визуалом. Например, где-то мы видим архивные фото и видео с участниками «Кино», на песне «Электричка» появляется, собственно, электричка в стиле пиксель-арт, на «Спокойной ночи» нарисованный Виктор Цой гуляет по крышам домов под взором полной Луны. Это с лихвой компенсирует спокойное, а может даже аскетичное поведение музыкантов на сцене — песни звучат практически без пауз и лишь изредка Юрий Каспарян или Игорь Тихомиров обращаются к залу. Бросая добродушный взгляд из-под челки, Каспарян подсказывает: «С днем рождения! При этом нет ни малейшего налета грусти или скорбной тоски по Виктору Цою — в каждой песне и в каждом кадре чувствуется скорее благодарность и пиетет к музыканту. Поэтому никто не мог сказать нам после концерта, что что-то было не так». Меланхолия накатывает только на медленных композициях, когда в Ледовом становится заметно светлее — 11 тысяч человек зажигают 11 тысяч фонариков на смартфонах. В такие моменты действительно возникает чувство утраты чего-то значимого и даже у человека, довольно спокойно относящегося к Цою, к горлу подкатывает ком. Глядя на окружающих людей, можно убедиться, что эти песни действительно связывают поколения — рядом с возрастными мужчинами, которые пришли в Ледовый в компании жен, стоят молодые студенты и стильно одетые девушки с айфонами последних моделей. Разные люди, которых объединяет одно — все они в унисон подпевают давно знакомые строки.
В Алматы нашли ранее не опубликованную запись концерта Виктора Цоя Фото: Из личного архива Рашида Нуманова Сегодня 32-я годовщина ухода из жизни великого советского рок-музыканта, поэта, композитора Виктора Цоя. Все знают, что лидер группы «Кино» был на съемках фильма «Игла» в Алматы. Виктор Цой — человек, который стал легендой еще при жизни, а после трагической гибели в 1990 году сделался еще популярнее. Цой жив? Многие талантливые музыканты и даже суперзвезды рано уходили из жизни, но далеко не всем удается быть столь же актуальными, интересными и любимыми для новых поколений слушателей. Почему же для многих, и особенно для казахстанцев, Цой жив? Многие казахстанцы считают Цоя своим, поскольку именно здесь произошло одно из важнейших событий в творческой судьбе артиста. В Алма-Ате в 1987 году снималась ставшая культовой кинокартина «Игла». Фильм Рашида Нугманова сумел очень тонко передать пульс перестроечной Алма-Аты, а Цой абсолютно точно воплотил образ молодежного бунтаря-нигилиста. Понятно, что этот фильм стал легендой и навсегда вошел в сокровищницу казахстанского киноискусства. Но связывает Цоя с нашей страной не только это. Вообще, история семьи Цоев во многом отражает сложный ХХ век со всеми испытаниями, которые он посылал человечеству. Впрочем, тема сплава, синтеза культур красной нитью проходит через поколения семьи Цоев. Возможно, уже с рождения в генетику Виктора были заложены энергия и темперамент разных народов и цивилизаций, что породило совершенно новую стихию, изменившую жизнь целых поколений. В Кызыл-Орде Виктор бывал не раз. Еще подростком он приезжал на 60-летие своего дедушки в 1975 году. А ведь Кызылординские пустыни — место тоже непростое. Это родина Коркыта, легендарного поэта-сказителя, изобретателя кобыза. Так что мотивы казахской степи были знакомы Виктору с детства. Время, в которое Цой сформировался как личность, было очень интересным. Рубеж 1970-х и 1980-х — старая идеология, старая культура, в том числе и старая музыка отживала свой век, и в атмосфере приснопамятного позднего застоя появлялась на свет новая культура. Любители рок-музыки буквально по крупицам собирали новую мировую музыку — через «фарцовщиков» добывали записи, плакаты, переписывали друг у друга тексты. И все это множилось на собственную творческую плодовитость и опору на традиции русской поэзии, советских бардов. Феномен позднесоветской культуры рок-андеграунда еще ждет своего полноценного исследователя. Однако то, что и сегодня ее главные действующие лица, в том числе Виктор Цой, любимы публикой, а их творчество до сих пор горячо обсуждается, подтверждает неоспоримый факт: этот период в истории советской культуры был одним из ярчайших. При этом песни Цоя лишены философской отчужденности. Они созвучны проблемам людей простых, но при этом думающих и переживающих. Когда в 1981 году в Ленинграде образовалась группа «Гарин и гиперболоиды», никто и не подозревал, что это обернется феноменом всесоюзного, если не больше, масштаба. В те годы в Питере рок-группы появлялись как грибы после дождя. Всякий, кто был в этом городе, понимает, какая особая там атмосфера. Как будто специально созданная для того, чтобы творить. В то время, как во всем СССР рок подвергался критике, в Ленинграде начала 1980-х появилась организация, ставшая настоящей фабрикой рок-звезд. Ленинградский рок-клуб, созданный под крылом Ленинградского межсоюзного дома самодеятельного творчества, позволил легализовать всех рок-музыкантов и проводить первые в СССР рок-фестивали. В тот период почти все рокеры вышли из подполья, так что концерты в клубе стали настоящей городской достопримечательностью и культурным феноменом. С первых дней существования Ленинградского рок-клуба Виктор Цой стал одной из ярчайших его звезд. Еще работая в кочегарке, Виктор был личностью легендарной в питерской рок-тусовке. Кстати, идея переименовать «Гарина и гиперболоидов» в «Кино» также принадлежит Цою.