Римас Туминас представил в театре Вахтангова "Царя Эдипа" (РГ, 15.11.2016). В документальном фильме Александра Мягченкова и Марины Меркуловой «Эдип в Эпидавре» рассказывается о творческом процессе создания спектакля московского театра им. Вахтангова «Царь Эдип» под режиссурой са. Забронируйте столик в буфете перед началом спектакля или на антракт по ссылке Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова Прикосновение к античности всегда риск.
Театр имени Вахтангова завершил гастроли в Барнауле древнегреческим триллером
Царь Эдип в театре Вахтангова (Наталья Анатольевна Шлемова) / Проза.ру | В Государственном Академическом Театре имени Евгения Вахтангова состоится спектакль «Царь Эдип». |
Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип» | 18 мая спектакль по трагедии Софокла «Царь Эдип» московского театра имени Евгения Вахтангова откроет Международный фестиваль «Гешер» в Тель-Авиве. |
Спектакль Царь Эдип - театр им. Вахтангова, купить билеты | Известно, что античные трагедии наиболее ярко раскрывают образ неделимости людей, потому материалом для постановки стало бессмертное произведение Софокла «Царь Эдип». |
Спектакль «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова | Одна из самых успешных премьер уходящего сезона — «Царь Эдип» Театра имени Евгения Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. |
Русско-греческий "Царь Эдип" Туминаса
29 июля 2016 года на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра состоялась премьера спектакля «Царь Эдип» Софокла. Виктор Добронравов играл Эдипа. Хорош в финальных монологах. Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека.
КиноТеатр: по воле рока. Премьера «Царя Эдипа» в Театре Вахтангова
В Тель-Авиве постановка сопровождалась субтитрами на иврите и прошла при полном зале. Фото: сайт Театра им.
Главный герой оказывается в чудовищной ситуации, не зная о том, что совершил — убил своего отца и женился на матери. А по ходу драмы и выясняются все обстоятельства случившейся трагедии, что приводит к весьма печальному финалу. Первая премьера постановки с успехом прошла в Греции 29 июля 2016 года на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра, являющегося наиболее сохранившимся из древнегреческих театров.
После проведенных реставрационных работ каждое лето в нём проводится театральный фестиваль с 14-тысячной аудиторией. В совместной постановке Театра Вахтангова и Национального театра Греции и участвуют актеры обоих театров. Часть спектакля играется на греческом языке, и на специальном экране идут субтитры с переводом на русский. Действие начинается с воззвания народа к Эдипу, с мольбой о спасении города от мора. И когда мы видим царя — мы видим гордого, справедливого человека и правителя.
Он посылает гонца узнать волю богов, что нужно сделать, чтобы мор прекратился, и эту волю ему сообщают.
Билеты на спектакль 12 сентября и 15 октября зрителям будет представлен ещё один спектакль Римаса Туминаса — драма «Улыбнись нам, Господи» по одноимённому философскому роману Григория Кановича. В центре сюжета постановки — путешествие трёх евреев из литовского города Мышкино в Вильно.
Художник по костюмам — Максим Обрезков. Композитор — Фаустас Латенас. Композитор партий хора — Теодор Абазис Греция. Хореограф — Анжелика Холина Спектакль посвящен людям ушедших поколений. И не только древних греков — поколениям наших прадедов, дедов и отцов. Вот что говорит режиссер Римас Туминас: «Сила людей ушедшего поколения заключена еще и в том, что они были готовы наказать себя за свое преступление. Их чувство вины требовало кары. Они были подсудимыми, и они же были судьями сами себе. Кара, которую они налагали на себя, была тяжелейшей. Прощать близкому, но не прощать самому себе: в этом заключена древнейшая мораль человека, не забывающего о том, что он выглядит недостойным под взглядом небес… Сегодня таких людей почти нет. Казнить себя за собственные грехи — как это не модно!
Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова
Театр имени Евгения Вахтангова отметил свое 95-летие московской премьерой античной трагедии «Царь Эдип». «Царь Эдип» — итог сотрудничества вахтанговского театра и Национального театра Греции, один из проектов перекрестного года России и Греции. это лучший спектакль в Вахтангова, да и вообще на русской сцене сегодня. Академический театр имени Вахтангова закрыл театральный сезон премьерой Римаса Туминаса «Царь Эдип» по трагедии Софокла. это непростая цель, которую Римас Туминас поставил перед собой и с блеском достиг! Спектакль Царь Эдип в постановке Римаса Туминаса уже с успехом сыграли в Афинах.
Царский подарок
На сцене Театра имени Вахтангова 12 ноября состоится премьера спектакля "Царь Эдип" | ОТР | В четверг в Афинах с аншлагом прошла премьера российско-греческого спектакля "Царь Эдип" в постановке художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. |
Театр Вахтангова отмечает 95-летие премьерой трагедии «Царь Эдип» // Новости НТВ | Лучшим спектаклем московского театрального сезона 2016-2017 годов был признан спектакль «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. |
Состоялось открытие нового сезона Театра имени Вахтангова | Лучшим спектаклем московского театрального сезона 2016-2017 годов был признан спектакль «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. |
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас | это непростая цель, которую Римас Туминас поставил перед собой и с блеском достиг! |
Пять вечеров с театром Вахтангова. Часть третья | Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека. |
Режиссер Римас Туминас представил в театре Вахтангова "Царя Эдипа"
Основной тревожный маршевый фон, а также периодически хор на греческом как ритмический шум и разговор толпы с богами или богов с людьми- непонятно: то тише, то громче, на разные голоса, как голоса из плохо настроенного радио. Монохромно решенная сцена, все костюмы черно-белые, цвета есть только в костюмах Тересия и Креонта. Очень понравился момент, где в самом конце спектакля Эдип прорывает в марлевой повязке на своем лице рот, а потом начинает повязку разматывать. Ожидание ужаса, который ты можешь увидеть, и тем не менее, продолжение раскрывания его, - это и есть основное эмоциональное повествование всего спектакля.
Римас Туминас, режиссер: «Театр должен гладить ухо и ласкать глаз.
Это не значит, что уйти от проблем. Нет, но гладить! Но «Царь Эдип» — это не только русская школа психологического театра, специально для спектакля были привлечены греческие актеры, задействованные в хоре, без которого нельзя представить древнегреческие постановки. И играют они на языке Софокла.
Вот что говорит режиссер Римас Туминас: «Сила людей ушедшего поколения заключена еще и в том, что они были готовы наказать себя за свое преступление. Их чувство вины требовало кары. Они были подсудимыми, и они же были судьями сами себе. Кара, которую они налагали на себя, была тяжелейшей. Прощать близкому, но не прощать самому себе: в этом заключена древнейшая мораль человека, не забывающего о том, что он выглядит недостойным под взглядом небес… Сегодня таких людей почти нет. Казнить себя за собственные грехи — как это не модно!
В наши дни царит чувство тотальной невинности. Если пришло несчастье, то причины его ищут где угодно, только не в себе самом: в соседях, городе, политике, правительстве, стране». Эта мысль режиссера — боль, совесть и нерв спектакля «Царь Эдип». Пьеса, несмотря на многословие и котурновую патетичность текста такова, наверное, вся античная драматургия , остросюжетна. Главному герою богами предсказана страшная судьба: он убьет своего отца и женится на собственной матери.
Как протянуть руку через вечность и ощутить прикосновение времени? Как сегодня прожить это время?
На протяжении веков античный театр оказывал влияние на драматургов и поэтов, не избежали этой участи Шекспир, Лессинг, Шиллер, Гёте, Пушкин, Байрон, Шелли, Ануй. Пушкину принадлежат слова: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности». В 1946 году режиссёр Е. Гардт поставила «Электру» Софокла на Вахтанговской сцене.
Спектакль «Царь Эдип»
7 октября учащиеся 10 В посмотрели спектакль «Царь Эдип» в театре им. Вахтангова. купить билеты на спектакль в Москве по выгодным ценам. Постановку покажут 5 ноября и 28 декабря 2023 года в Театра имени Евгения Вахтангова по адресу улица Арбат, 26. В спектакле «Царь Эдип» состоялся дебют заслуженного артиста Олега Макарова в роли прорицателя Тиресия, который осмелился открыть правителю страшную правду. купить билеты на спектакль в Москве по выгодным ценам. Постановку покажут 5 ноября и 28 декабря 2023 года в Театра имени Евгения Вахтангова по адресу улица Арбат, 26.
Спектакль «Царь Эдип» в Театре Вахтангова
Там если любишь, так любишь, если нет, так на дуэль. Гордость, честность, уважение к жизни, к человеку, к государству. Честь, государство. Моя и государства. Сейчас нет таких понятий. Зачем заниматься современной драматургией, в которой этого нет?! Нет искупления, нет отчаянья, нет признания, нет покаяния. Страшно, что мы забалтываем эти понятия. Страшна перспектива, что наши дети будут это искупать. Они будут страдать за наше прошлое.
Хотя мы можем уже сейчас это изменить. Но почему-то все время откладываем. Мы перебрасываем свою вину на поколения. Все, что мы делаем ради детей — самое губительное. Не надо! Живи для себя, сегодня, честно, хорошо, открыто. Эдип не перекладывает вину на будущее, он сам себя наказывает. Он был слеп от величия своего, от амбиций, от самолюбия, от эгоизма. Как деятели в нашем государстве.
Они слепые, они не видят. Быть слепыми тоже удобно. Эдип прозрел, увидел, познал правду, осознал и опять ослеп. Уже физически. А сколько прошло времени, как Эдип прозрел? Не страшно после такой драматургии браться за следующие постановки? Римас Туминас: Я хочу поставить сказку. Я давно уже дед. Пора и для внуков что-то поставить.
Вы уже ставили "Эдипа" в литовском театре, многое ли изменили в нынешней постановке? Римас Туминас: Конечно.
Он мне не нравится. Я его видел в «Арто» и в пьесе, где молодую женщину возлюбленный травит мороженым. Было неубедительно. А вот в роли Тиресия он крут и превосходен.
Потом на сцену вышла Максакова. Она в потрясающей форме. Очень мощно отработала трагедию. Я любовался. Виктор Добронравов играл Эдипа. Хорош в финальных монологах.
По-мужски и вместе с тем очень трогательно отыграл финальные сцены. Художнику браво! Композитору браво!
В «Царе Эдипе» смерть надвигается на протяжении всего спектакля: огромным дымящимся валом, чёрными птицами и белыми крыльями, вдавливающими в кресло ударами гонга, мелодичным соло на саксофоне, пророчеством Тиресия и тревожными стасимами греческого хора. Но всё это в тот же самый момент отодвигает смерть — продлевает сценическую жизнь героев и объявляет победу духовной жизни над физическим существованием. Фотограф: Валерий Мясников Режиссёр говорит, что сочувствовать мы будем не героям на сцене, а самим себе. Чтобы бог нам улыбнулся и простил: мол, вы только дети, исполняющие свою роль в жизни и на сцене, приходите быстрее ко мне, и мы продолжим беседу о личности и красоте. Режиссёр, как могильщик, «выкапывает» умершего героя, зовёт его к жизни, даёт ему дожить, долюбить, испытать то, что он не успел испытать у автора. Воскрешает на время, приближается к его духу, покою. И если это воплощается в актёре, то смотреть радостно и страшновато. Для постановщика это риск и эксперимент, но и счастье ощутить, что ты смог это сделать. И тут важно искренне постигать материал, не лукавить. Это не реставрация, это что-то живое — Туминас только «призывает чудо» и продлевает жизнь. Спектаклями я пытаюсь чуть отодвинуть смерть, признаётся режиссёр. И отношусь к зрителю как к сотворцу: милый человек, ты красив, ты талантлив, ты очень нужен для жизни. В «Царе Эдипе» такие все — от приезжих греческих певцов, которым Софокл и Эдип близки генетически, до главных героев в исполнении известных российских актёров. В игре без лукавства театральная иллюзия превращается в великую правду.
Пьеса Софокла «Царь Эдип» слывет в театральном мире идеалом античной драмы. Именно к этой высокой трагедии обратился главный режиссер Театра им. Вахтангова Римас Туминас, когда художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах - Стафис Ливафинос предложил поработать над совместным проектом. Размышлять о превратностях судьбы на примере героев, коим, безусловно, считался Эдип, спасший город, Туминасу куда интереснее, чем рассматривать под микроскопом мелкие обиды измельчавшей современной драмы. Потому проект стал таким масштабным и грандиозным, и даже жаль, что в России никогда не было театральных пространств под открытым небом с многотысячной аудиторией, подобных Национальному театру Греции в Афинах или амфитеатру в Эпидавре. Но и на прославленной академической сцене постановка художественного руководителя Театра им. Вахтангова потрясет воображение зрителей. Пустота сцены обманчива — она еще как заполнится содержанием Римас Туминас и Адомас Яцовскис. Музыка таинственно негромка — она еще как достанет душу каждого композитор — Фаустас Латенас. Черные птицы закружатся над пустотой, пугая двух невинных созданий в белоснежных платьицах. Группа людей «в черном» безмолвствует только первые такты, это - настоящий греческий хор, который комментирует все происходящее народу, объясняя «простым смертным» замыслы богов. Публика не скрыта темнотой, каждый на виду, зрители тоже — народ, то есть... Два доминирующих цвета постановки — черный и белый, ведь у чистоты нет иного цвета, кроме белого, а преступление и горе — всегда черны, во всяком случае, в этой стороне света. Огромный железный вал или барабан судьбы неотвратимо катится вперед, иногда тяжело отступая, кажется, вот-вот задавит все и всех. За эту конструкцию хочется выразить восторг всей постановочной группе и актерам, которые взаимодействуют с ней как настоящие каскадеры, нередко заставляя публику затаивать дыхание.
Спектакль «Царь Эдип» в Театре Вахтангова
Написанная больше трёх тысяч лет назад история о царе, который постепенно узнаёт страшную правду о собственной жизни, смотрится как остросюжетный психологический триллер. Постановка минималистична. На сцене лишь несколько стульев и огромная полая труба с отверстиями.
Ближайшие показы 6 апреля и 27 мая. Купить билеты можно на сайте театра. Доступно по «Пушкинской карте».
Ранее, 29 июля текущего года, на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра уже состоялась премьера этого спектакля-трагедии Софокла - совместного проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках программы культурных мероприятий перекрёстного 2016 года России и Греции. Инициатором совместного проекта стал художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах Стафис Ливафинос. Под его руководством проходит ежегодный Фестиваль в Эпидавре под открытым небом с 14-тысячной аудиторией. Лучшие театры Европы стремятся участвовать в этой акции. Римас Туминас, театральный режиссер: "Это очень важный проект, так как он соединит в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра. Все театры сегодня уже воспринимаются как единый театр. Я не ощущаю какого-то разрыва, иного театрального пространства. Оно едино.
Иокаста Людмила Максакова же восходит к высшей мере величия. Евгений Князев и Олег Макаров играют прозорливого старца Тиресия. В традиции античного театра в спектакле задействован настоящий греческий хор. Правда, одет он несколько необычно — в костюмы-тройки с бабочками. Спектакль «Царь Эдип». Фото: vakhtangov.
Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова
Не менее бурный прием ожидал «Царя Эдипа» и в греческой столице, где его показали в конце сентября. Убийство царя Лая ждет отмщения, и Эдип начинает расследование, уверенный в собственной непогрешимости. «Трагедия «Царь Эдип» – считает Туминас – звучит как история об ушедшем поколении, об утраченном человеческом величии.
Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»
Театр Вахтангова представит «Царя Эдипа» на международном фестивале искусств в Италии | Премьера спектакля «Царь Эдип» на сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась в преддверии 95-летия театра — 12 ноября 2016 года. |
Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины | WORLD PODIUM | совместная постановка театра им. гова и Национального театра Греции. |
КиноТеатр: по воле рока. Премьера «Царя Эдипа» в Театре Вахтангова | Верю, что на “Царе Эдипе” ангелы на верхних ярусах смеются и плачут, и прощают тех, кто может покаяться и осудить себя, как смог Эдип». |
"Царь Эдип". Премьера в театре Вахтангова
Я все больше вглядывалась, вслушивалась, вчитывалась, анализировала рисунок, почерк, структуру постановок этого Мастодонта. Побывав на репетициях "Царя Эдипа", меня как будто током ударило — смотрела на сцену и не могла оторваться. Метафоричность, тонкость, изысканность режиссерского языка, но при этом огромная сила, мощь воздействия. Режиссер убрал кулисы, дабы раздвинуть пространство сцены и "стены" театра — актеры должны почувствовать "воздух", должны играть свободно. Как трудно, наверное, после открытого пространства Эпидавра, с небом над головой, перенести спектакль в пространство театра под крышей с четырьмя стенами! Туминас будто "расширял горизонты" актерской игры и существования. Ему привычно разговаривать музыкальной терминологией, ведь спектакль для него "песня".
В основном режиссеры, ставившие трагедию Софокла, дают главную роль актерам после 45 лет. Римас Владимирович отдал роль молодому актеру. В исполнении Виктора Добронравова, Эдип — сильный и амбициозный. Гордый и тщеславный в начале, и полный страдания — в конце спектакля. Потому что, именно зная сюжет, правильно понимаешь разницу в возрасте Эдипа и Иокасты В. Добронравова и восхитительной Людмилы Максаковой — тонкой, изящной, грациозной и мудрой женщины — жены и матери Эдипа.
В восторг приходишь и от греческого хора, который вживую a capella исполняет строфы и антистрофы в трагедии. Когда смотришь спектакль целиком, испытываешь на себе потрясающее воздействие "трехголового кита" — ювелирной, завораживающей режиссуры Туминаса, пронзительной музыки Фаустаса Латенаса и мощного сценографического решения Адомаса Яцовскиса. Это единое целое. Спектакль Туминаса о сильном человеке, лидере, который смог наказать себя сам. Царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то, что за истину ему придется заплатить. Римас Туминас: Все системы демократии, свободы...
Нам кажется, что это идеал, то к чему мы должны стремиться. Но я в этом сомневаюсь. Это все равно система. Как бы мы свободу не искали, все равно мы утыкаемся в тупик. Эдип — герой. А герой тот, кто сознает свою вину, свои преступления.
Необходимо признание своей вины. Да, это не дорога к исправлению. Это дорога к смерти или к изгнанию. Герой тот, кто может себя наказывать. Сейчас нет героя, все прячутся за политику, кричат, что это сфабриковано, придумано кем-то...
Рад, что наши театры соединились в этом проекте. Надеюсь, что когда- нибудь подобное повторится снова". Маршруты "Царя Эдипа" Следующий показ спектакля пройдет в Москве, где премьера состоится 13 ноября, когда Театр Вахтангова будет отмечать 95-летний юбилей. Кроме того, "Царь Эдип" в качестве удачного международного проекта приглашен на Международный культурный форум, который в декабре пройдет в Санкт-Петербурге. Также есть приглашение на гастроли в Израиль. Не исключено, что летом 2017 года этот спектакль покажут на Международном фестивале искусств в итальянском городе Сполето, где минувшим летом с большим успехом гастролировал вахтанговский "Евгений Онегин". Во всяком случае руководитель этого фестиваля Джорджо Феррара специально приезжал в Афины, чтобы увидеть "Царя Эдипа". Считаю, что русские актеры - лучшие в мире", - сказал ТАСС глава знаменитого европейского фестиваля. Источник: tass.
Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека. Декорации на сцене минимальны — стулья и центральный объект — большая металлическая труба. Все действие происходит вокруг нее и она играет свою собственную роль, дополняя игру актеров. Края сцены теряются во мраке, возникает ощущение отсутствия временных и пространственных границ, сцену как будто заволокло туманом. Придя на эту постановку, вы увидите классически построенную греческую трагедию, но без некоторых привычных элементов, например, вы практически не увидите древнегреческих костюмов. Вы увидите героев, которые одновременно и там, и здесь, и герои античности, и люди современности. Глубокое и оригинальное актерское исполнение заставит вас полностью сосредоточиться на происходящем и задуматься о поднимаемых постановкой философских вопросах. Спектакль начинается почти с шутки, как будто мы сейчас вам тут на площади сыграем какую-то историю. И постепенно она, как в воронку, затягивает нас в театральное пространство.
Где главный мотив - достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь - это искупление преступления через страдания, унижения, немощь. Для Эдипа достоинство - главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки. Так ли часто оно - мерило поступков в наши дни? Продолжительность спектакля - один час 40 минут без антракта. В студенческие годы молодой артист принимал участие в постановках столичного кукольного театра. Завершив в 2013 г. Скандарова и В. Крючкова, он стал одним из артистов Первой студии Вахтанговского театра. Через пять лет Юдин вошел в основной состав труппы и сыграл двух героев — Моряка в «Отелло» и Трагика Адабашева в «Актерской гибели».