В действительности, уровень зрелости культуры безопасности всегда будет иметь некоторые недостатки и неравномерности.
Культура безопасности — приоритет производственной деятельности
Об утверждении Методических рекомендаций по оценке зрелости культуры безопасности в холдинге "РЖД". Реализация культуры безопасности на предприятии начинается с верхнего уровня руководства. 1. Проведение многофакторной диагностики персонала, включающей кластерный анализ поведения сотрудников, измерение индекса культуры безопасности, оценку уровня зрелости процессов и законодательной безопасности. Об утверждении Методических рекомендаций по оценке зрелости культуры безопасности в холдинге "РЖД". Он показывает зависимость уровня травматизма от уровня зрелости компании в области культуры безопасности. Существует несколько степеней зрелости культуры безопасности, каждая из которых характеризует различные уровни подготовки и понимания безопасности в организации.
Значение уровней культуры безопасности
- Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД?
- Список литературы
- Список литературы
Уровни зрелости культуры безопасности: оттачивая путь к устойчивому успеху
Процедуры аудита и оценки безопасности информации регулярно проводятся. Сознательность и управление рисками. На этом уровне организация осознает важность безопасности информации и ее взаимосвязь с бизнес-процессами. Готовность к управлению рисками и контролю безопасности информации становится частью корпоративной культуры. Регулярное обучение сотрудников по вопросам безопасности информации проводится, а процедуры реагирования на инциденты информационной безопасности разработаны и регулярно уточняются. Стратегическое партнерство. На самом высоком уровне зрелости культуры безопасности безопасность информации становится неотъемлемой частью стратегии развития организации. Безопасность является приоритетным вопросом и рассматривается наряду с другими аспектами бизнеса. Внедряются интегрированные системы управления безопасностью информации и применяются передовые технологии.
Анализ уровня зрелости культуры безопасности по адаптированной модели Хадсона, которую мы использовали в опросе, помогает понять, на каком уровне компания находится. Но не отвечает на вопрос, что с этим делать, как развиваться дальше. В ней собраны все лучшие практики, способы, инструменты, развивающие культуру безопасности. Высокий уровень корпоративной культуры помогает развивать культуру безопасности. Например, если в компании большинство людей относится к культуре правил, это хорошая база, предпосылка для того, чтобы поднимать уровень культуры безопасности до вовлекающего. Но не выше: для проактивного, а тем более совершенствующегося уровня недостаточно следовать инструкциям, там нужно выходить за границы своей ответственности, проявлять инициативу. И культура правил станет тормозом для дальнейшего развития. Лучшие практики с точки зрения корпоративной культуры Наше исследование показало прямую связь организационной культуры и уровня зрелости культуры безопасности. И очевидно, принимая решение о внедрении лучших практик, нужно обращать внимание на то, в какой культуре они работают, а в какой могут оказаться бесполезными. Возьмем, к примеру, поведенческие аудиты безопасности. Эта практика получила широкое распространение и воспринимается как своего рода спасательный жилет, когда культура безопасности «тонет». Но по нашему опыту, лишь в одном случае из пяти внедрение в компании ПАБ меняет ситуацию к лучшему. Надеемся, теперь вам легче ответить на вопрос «почему», который мы задали в начале статьи. ПАБ эффективны в компаниях, где люди не только уважают правила, но и настроены на диалог, то есть относятся к культурам успеха и согласия. В «низших» культурах, включая культуру правил, практика работать не будет, в отличие, например, от стоп-карт, когда нужно просто следовать инструкции: увидел дым — отключил подачу электричества. Корпоративная культура и уровень зрелости культуры безопасности связаны едиными ценностями. В культуре принадлежности, например, все живут по принятым в «семье» законам и не хотят никаких перемен. Культура принадлежности «консервирует» культуру безопасности в том виде, в котором она существует на данный момент. Это, кстати, не всегда плохо, так как могут сохраняться хорошие практики, хотя чаще все «консервируется» не в лучшем виде. Но поскольку основная ценность культуры принадлежности «у нас есть так, как есть, и мы не хотим ничего менять», в организации нет стремления к совершенствованию культуры безопасности — она находится на патологическом уровне развития. В организациях, живущих в культуре силы, все происходит по воле руководителя. Скажет начальник провести тренинг — все побегут проводить. Это культура реагирования на внешние стимулы. Соответствующий ей реактивный уровень культуры безопасности работает так же: служба ОТ и ПБ реагирует на уже случившиеся происшествия. В культуре правил и связанном с ней вовлекающем уровне развития культуры безопасности общей ценностью является ответственность.
Внедрены инструменты и практики безопасного производства, высок уровень вовлеченности рядовых сотрудников и руководителей разных уровней, открыто обсуждаются проблемы. Компания демонстрирует устойчивый системный уровень культуры безопасности и является безусловным лидером в горно-металлургической индустрии», — рассказал партнер консалтинговой компании «Экопси» Михаил Балакшин. Трансформация системы охраны труда и производственной безопасности в Металлоинвесте стартовала в 2021 году. Стратегия изменений включает в себя развитие риск-ориентированного управления, внедрение новых стандартов работы руководителей, повышение уровня технологической безопасности, цифровизацию и дебюрократизацию процессов, совершенствование взаимодействия с подрядными организациями. Показатели в области производственной безопасностью являются частью KPI руководителей предприятий Компании. Завершен процесс формирования системы комитетов по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды на всех уровнях предприятий, вплоть до цехового. Комитеты служат площадками для диалога и оперативного решения задач, позволяя сокращать время на принятие решений и выделение ресурсов, концентрировать внимание на наиболее актуальных проблемах. Продолжается реализация трансформационного проекта «PRO-риски».
Но говорить о правильном осознанном отношении к сохранности здоровья работников, недопущении аварий и инцидентов, можно лишь с позиции повышения уровня культуры безопасности как предприятия в целом, так и каждого работника в отдельности. Ключевые слова: безопасность труда, снижение травматизма, культура безопасности. Впервые понятие «культура безопасности» появилось в 1986 г. Авторами этого термина в его полном функциональном значении стали эксперты Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике МАГАТЭ в «Итоговом докладе о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле INSAG-1». Было предложено такое определение: «Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью» [1, с. Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: — личное осознание важности безопасности; — знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; — приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; — мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; — надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; — ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами. Анализ указанных характеристик позволяет сделать ряд выводов о понятии «культура безопасности». Во-первых, само наличие такого понятия на предприятии — это не личное внезапное решение руководителя, который, «посетил семинар по лидерству и по возвращении объявил, что с завтрашнего дня все должны понимать и разделять его приверженность культуре безопасности» [2, с. Создание необходимого уровня культуры безопасности — процесс долгосрочный, требующий планирования, стратегии, несмотря на то, что в развитии этого направления принимают участие более абстрактные понятия, которые необходимо воплотить в жизнь. Во-вторых, для внедрения и развития культуры безопасности нужно понимать, над чем именно придется работать? Как формализовать все доводы, касающиеся культуры производственной безопасности? Очевидно, что речь идет о создании конкретных моделей поведения работника на его рабочем месте. Только в этом случае работник сможет получить требуемые ориентиры. Неоспоримым становится тот факт, что необходимость развития культуры безопасности станет понятна лишь в том случае, когда понятен уровень культуры безопасности. В 1995 году президент компании «Дюпон» Эд Вулард сформировал исследовательскую команду по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. В команду, состоящую из 30 человек, входил руководитель заводов «Дюпон» в г. Бомонт штат Техас. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма. Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли» [3] Это графическое изображение показывало, что в условиях улучшения и роста культуры безопасности одновременно уменьшалось общее количество инцидентов, травм, происшествий на предприятии. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. Кривая безопасности Брэдли Но стоит понимать, что хронология развития культуры безопасности будет иметь именно такой алгоритм, миновать какой-либо промежуточный уровень невозможно, так как каждый предыдущий уровень становится «фундаментом» для уровней последующих. Суть кривой безопасности Брэдли сводится к следующему: чем больше совместных усилий приложено для обеспечения безопасных условий труда, обучения персонала, изменения мышления каждого сотрудника компании, тем меньше вероятность возникновения инцидентов и получения травм. Соответственно, повышение уровня безопасности труда возможно только лишь в случае, если персонал начнет охранять свой труд не только под влиянием природных инстинктов выживания и надзором руководителя, но и проявляя личную активность и навыки командной работы. Ввиду своей прогрессирующей актуальности, этот вопрос был рассмотрен и другими экспертами. В 2000 году профессор Патрик Хадсон представил свою модель — восходящую лестницу безопасности [4] Рис. Модель Хадсона наглядно показывает этапы эволюционного развития культуры отношения к безопасности и управления безопасностью от низкого уровня культуры к уровню созидательному на верхней ступени лестницы Рис. Лестница безопасности Хадсона Рассматривая модель развития культуры на любом предприятии, необходимо понимать, что целью все же является практическое применение и дальнейшее внедрение рассмотренных аспектов, то есть чтобы модель позволяла сформировать такое коллективное мышление, которое позволит перейти с уровня приемлемости травматизма на уровень безусловной приверженности идее работы без несчастных случаев и аварий. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев основной ошибкой руководства является отсутствие планирования процесса формирования или внедрения выбранной модели культуры безопасности.
Культура безопасности на производстве
Описаны пять уровней зрелости культуры безопасности ОАО «РЖД». Об утверждении Методических рекомендаций по оценке зрелости культуры безопасности в холдинге "РЖД". Уровни зрелости культуры безопасности Пять уровней зрелости культуры безопасности: 1."Начальный", при котором деятельность осуществляется хаотично, от случая к случаю без единого подхода. величина отражающая насколько процесс управляем и предсказуем.
Зрелость культуры безопасности
Выбранная модель культуры безопасности включает следующие базовые составляющие рисунок 2 : систему управления; индивидуальную приверженность безопасности. Рисунок 2. Модель Культуры безопасности Как видно из модели — это планомерное развитие Культуры безопасности, которое начинается с системы управления, приверженности руководителей всех уровней и приводит к индивидуальной приверженности каждого работника Общества. Исследование культуры безопасности состояло из проведения: интервью с руководителями всех уровней производственной вертикали; фокус-групповых исследований в общей сложности было проведено 5 фокус-групп, в котором приняло участие более 50 работников анкетирования, в котором приняли участие около 100 работников. Остановимся на показателях культуры безопасности с низким уровнем. По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]: 1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности. В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему». Связь системы поощрений работников с безопасным поведением.
В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений». Как итог— «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся хотя помощи не будет , делаем дальше сами». Проектные запасы. Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций.
Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации — все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке». Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе. По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]: 1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения. Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний. Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей поведенческие модели работники отзывались положительно. Функциональные роли, ответственность и полномочия.
Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками. Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения. По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]: 1. Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений. Отмечается не умение персонала оценивать возможные риски и их последствия, работники не осознают вероятность возникновения ошибок.
Культура безопасности движения как показатель качества СМБД и составная часть корпоративной культуры Культура безопасности движения характеризует качество СМБД и степень соответствия этой системы выполняемым задачам в области безопасности движения.
Это означает, что культура безопасности движения должна присутствовать во всех 10 функциональных элементах СМБД и отражать качество реализации этих элементов. Культура безопасности движения как показатель качества СМБД и составная часть корпоративной культуры Рисунок 1.
Материалы Методических рекомендаций включены во все инструктажи по охране труда, знание документа проверяется в ходе обходов производственных площадок. В Компании разработаны Методические рекомендации «Береги свою жизнь!
В Рекомендациях определены семь ключевых опасностей на рабочих местах: складирование и размещение грузов, обращение с расплавами, замкнутые пространства, грузоподъемные механизмы, опасные поражения электрическим током, работы на высоте, вращающееся оборудование и движущиеся механизмы. В Компании была утверждена Стратегия обеспечения безопасности труда и промышленной безопасности до 2030 года, пересмотрена действующая система управления в этой области, обновлены внутренние стандарты и регламенты. Дополнительное развитие получила корпоративная автоматизированная информационная система «Безопасность Производственной Деятельности».
Особенности культуры безопасности В исследовании АО ДРТ приняли участие руководители и специалисты служб охраны труда и промышленной безопасности ОТиПБ из различных отраслей промышленности, включая горнодобывающую, энергетическую, нефтегазовую, химическую отрасли, а также машиностроение, строительство и транспортный сектор. Сбор данных для исследования проводился методом телефонного опроса и онлайн-анкетирования осенью 2021 года. Общее количество участников исследования — 47 Респонденты выделили нижеследующие недостатки, присущие текущему уровню зрелости культуры безопасности в их компаниях.
Количество респондентов, для которых актуальна заявленная проблема из 47 опрошенных : Выводы На основании ответов респондентов мы выделили следующие особенности, характеризующие текущий уровень зрелости культуры безопасности в российских компаниях производственного сектора. Безопасность не воспринимается как высшая ценность: респонденты отмечают, что достижение производственных показателей превалирует над соблюдением требований ОТиПБ. Эта тенденция также находит отражение в роли службы ОТиПБ — работники воспринимают ее скорее как «помеху в работе». Культура обвинения: респонденты отметили, что «культура обвинения», то есть ситуация, когда выяснение истинных причин проблем заменяется на поиск «виновного», все еще встречается в компаниях. Это отражается как на эффективности расследования происшествий — так как смещается акцент с выявления корневых причин происшествия для устранения их в будущем, — так и на качестве проведения проверок, подрывая доверие работников к проверяющим. Низкая вовлеченность персонала: среди участников исследования прослеживается проблема низкой вовлеченности персонала в формировании зрелой культуры безопасности.
Согласно результатам опроса, работники не обращают внимания на небезопасное поведение своих коллег и недооценивают риск получения травмы на рабочем месте. Одна из российских производственных компаний пыталась внедрить инструмент повышения видимой приверженности руководителей среднего и низшего звена. Инструмент предполагал, что лидер должен обладать определенными качествами, например, готовностью предоставлять обратную связь или проявлять открытость. Чтобы подтвердить наличие этих качеств, руководителям предлагалось, к примеру, проводить поведенческие аудиты безопасности. Вместо ожидаемого повышения уровня лидерства руководители формально собирали подтверждение реализованных аудитов. К причинам неудачи внедрения инструмента можно отнести текущий уровень зрелости культуры безопасности в организации.
Ориентированная в первую очередь на формальные процедуры, компания при разработке очередной инициативы сосредоточила внимание на отчетности, упустив суть изменения — развитие приверженности руководителей повышению уровня безопасности. Выводы Проанализировав практики, применяемые российскими компаниями для повышения текущего уровня зрелости культуры безопасности, мы выделили нижеследующие наиболее распространенные решения. Политики и процедуры Наиболее часто респонденты называли инициативы, направленные на соблюдение работниками требований в области ОТиПБ. Среди таких решений, например, внесение в должностные инструкции ответственных лиц обязанностей в области ОТиПБ, а также контроль соблюдения требований ОТиПБ на рабочих местах. Кроме того, среди респондентов из горнодобывающего и нефтегазового сектора, а также транспортной отрасли и машиностроения оказались актуальными более зрелые практики управления практики и процедуры, учитывающие человеческий фактор в области безопасности. Применение подобных инструментов свидетельствует о большей зрелости культуры безопасности в указанных секторах.
Лидирующая роль руководителей, вовлечение работников Большинство респондентов отметили применение практик, направленных на повышение осведомленности работников в вопросах безопасности, к примеру, использование инструмента «Минутки безопасности» или наглядной визуализации отчетности о внедренных инициативах. В ответ на низкую значимость службы ОТиПБ в глазах работников компании внедряют инициативы, направленные на повышение ее авторитета, к примеру, привлекая в организацию квалифицированных экспертов в области ОТиПБ. Обучение и развитие персонала Среди всех практик по повышению зрелости культуры безопасности наиболее распространенной оказалось проведение обучения. Стоит отметить, что компании стремятся проводить обучение как для высшего руководства, так и для линейных руководителей и работников. Отраслевая специфика В части различий в практиках повышения зрелости культуры безопасности среди всех рассмотренных секторов следует выделить строительную отрасль. По сравнению с горнодобывающей отраслью, где большинство респондентов применяли схожие практики развития культуры безопасности, строительный сектор выделился отсутствием унифицированного подхода в этой сфере.
Причина таких различий может крыться в том, что в строительной отрасли внедрение лучших международных практик является повесткой последних лет, в то время как в горнодобывающей и нефтегазовой отраслях такие решения имеют продолжительную историю внедрения. Кроме того, более низкий уровень внедрения практик в области повышения зрелости культуры безопасности может быть следствием влияния таких факторов, как большая текучесть кадров, характерная для строительного сектора, относительно небольшой масштаб строительных компаний, широкое привлечение подрядных организаций с более низким уровнем зрелости управления вопросами ОТиПБ. Подход к внедрению практик развития культуры безопасности Выводы Сложности внедрения изменений Большинство респондентов запланировали или внедрили практики по повышению зрелости культуры безопасности в период до одного года. Изменение культуры безопасности — это длительный процесс, поэтому ожидания компаниями быстрых результатов можно назвать нереалистичными. Изменение мышления Проблема изменения мышления работников была выделена респондентами как основное препятствие при реализации программ повышения зрелости культуры безопасности при этом такое же число респондентов не выделили никаких препятствий. Хотя с трудностями при изменении поведения и мышления работников сталкиваются многие компании, зачастую при планировании руководители не уделяют этому аспекту должного внимания.
Также неожиданным оказалось отношение руководства к повышению зрелости культуры безопасности: ни один участник исследования не выделил низкую вовлеченность высшего руководства в качестве препятствия. Привлечение внешних экспертов По результатам опроса становится понятно, что многие компании привлекают сторонние организации для внедрения практик развития культуры безопасности. Сюда относится также обучение работников и руководителей в области культуры безопасности и разработка документации в рамках системы управления ОТиПБ. Это может свидетельствовать об отсутствии у компаний достаточных ресурсов для самостоятельного внедрения изменений, в том числе необходимого опыта. При этом треть респондентов отметили, что инициативы в области культуры безопасности их компании реализовали своими силами.
Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». Уровни зрелости культуры безопасности включают несколько ступеней, начиная от базового уровня и заканчивая высоком уровнем зрелости. Определенный уровень зрелости культуры безопасности. Уровни зрелости компаний по защите информации.
Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
Эти планы разрабатываются с учетом специфики деятельности холдинга РЖД и изменений внешней среды. Анализ рисков и выработка мер по их управлению. Холдинг РЖД активно проводит анализ угроз безопасности, включая выявление возможных уязвимостей и рисков, связанных с физической безопасностью, информационной безопасностью и внутренними процессами. На основе такого анализа разрабатываются меры по минимизации рисков и управлению ними. Внедрение инновационных решений в области безопасности. Холдинг РЖД постоянно отслеживает новейшие технологии и разработки, которые могут улучшить безопасность работы железнодорожной отрасли. Это включает в себя внедрение новых систем видеонаблюдения, усовершенствование систем контроля доступа и автоматизацию процессов безопасности.
Обучение сотрудников и повышение осведомленности о безопасности. В холдинге РЖД проводятся регулярные тренинги и семинары по безопасности для сотрудников на всех уровнях организации. Также разрабатываются информационные материалы и распространяются внутри компании, чтобы повысить осведомленность о безопасности и привлечь внимание к этой проблеме. Развитие стратегического подхода к безопасности является важным этапом на пути к развитию культуры безопасности в холдинге РЖД.
Тем не менее все меры направляются на формальное исключение штрафных санкций или замечаний со стороны государственных ведомств, а не на защиту человеческих жизней и здоровья процессе труда. Предусмотрительные организации: Используют большое количество инструментов, обучения. На должностных лиц возлагается основная ответственность. Инициатива исходит от уполномоченных сотрудников.
Предусмотрительные компании находятся в середине культуры по охране труда и безопасности на производстве. Проактивные организации В проактивным организациях руководители осознают ценность СУОТ, стремится к ее совершенствованию и улучшению. Для этого на предприятии разрабатываются, а таже внедряются специальные программы с учетом специфики его деятельности. Представители руководящего звена говорят со штатным персоналом о безопасных методах работы, призывают к осознанности и ответственности. Считают, что несчастные случаи на производстве возникают из-за пренебрежения требованиями на всех уровнях. Имеют четкую проактивную позицию, совершенствуют систему управления. На данной ступени предприятия проводят оценку рисков, ведет учет несчастных случаев и расследует их причины. Создающие организации Создающие организации характеризуются коллективным чувством осознанной безопасности.
В таком случае каждый сотрудник несет персональную ответственность за охрану труда, а система направлена на предупреждение травматизма и аварий. Все происшествия тщательно анализируются, а руководящее звено знает о реальной обстановке на предприятии. Создающие компании: Используют инструменты, которые выбрали сотрудники предприятия. Персонал обучен и подготовлен к любым ситуациям. Руководители оказывают нужную поддержку. В создающих организациях мероприятия выполняются не для «галочки», а для сокращения ЧС, а также всесторонней защиты сотрудников. Элементы оценки Оценка культуры безопасности ориентирована на выявление сильных и слабых сторон действующей СУОТ. Данное мероприятие предполагает использование методов анкетирования.
Помимо этого, нужно произвести анализа инструкций, рабочей документации, коммуникаций, др. Учитывается и эргономичность оборудования. Анкетирование производится анонимно. Для этого каждому сотруднику раздается листок со шкалой, которая отображает степень согласия человека с предоставленным тезисом. Опрос организуется как в персональной, так и в групповой форме. Перед его началом даются краткие пояснения о содержании культуры безопасности. К элементам оценки СУОТ относятся: доверие персонала; функционирование системы сообщений о нарушениях и инцидентах; организация командной работы;.
Культура безопасности — это часть корпоративной культуры Общества. Высокий уровень Культуры безопасности является индикатором зрелости компании и работников в отношении охраны труда. Культура безопасности предполагает коллективный иммунитет к попыткам нарушений установленных правил.
Люди на этом уровне осознают риски и угрозы, которые могут возникнуть в различных сферах жизни, и стремятся принимать меры для минимизации этих рисков. Они также имеют базовые знания о принципах безопасности и знают, как следовать основным правилам и рекомендациям для обеспечения безопасного поведения. Общее понимание безопасности подразумевает также готовность обучаться и повышать свои знания в области безопасности. Люди на этом уровне готовы следовать инструкциям и процедурам, связанным с безопасностью, и стремятся сделать безопасность своим приоритетом. Осознание и общее понимание безопасности являются важными составляющими уровня зрелости культуры безопасности и являются отправной точкой на пути к достижению устойчивого успеха в обеспечении безопасности.
Развитие осознанности Для развития осознанности необходимо проводить систематическую работу по повышению уровня информированности и знаний среди сотрудников о возможных угрозах и способы их предотвращения. Это может быть достигнуто через проведение обучающих программ, семинаров, тренингов и распространение информационных материалов. Опытные специалисты в области безопасности рекомендуют использовать активные методы обучения, такие как ролевые игры, симуляции и практические упражнения, чтобы помочь сотрудникам лучше понять и прочувствовать реальные ситуации в области безопасности. Кроме того, одним из важных аспектов развития осознанности является поощрение открытости и свободного обмена информацией между различными уровнями персонала. Создание безопасного окружения, где сотрудники могут комфортно обсуждать проблемы и делиться опытом, способствует развитию коллективной осознанности и повышению уровня безопасности. Стремление к непрерывному самообучению и развитию является неотъемлемой частью процесса развития осознанности. Регулярное обновление знаний и навыков, изучение новых методик и технологий помогает сотрудникам быть в курсе последних тенденций и лучше адаптироваться к переменам в области безопасности. В целом, развитие осознанности требует усиленной работы со всеми аспектами культуры безопасности — начиная от осведомленности и заканчивая поддержкой коллективных усилий и поощрением открытого обмена опытом.
Только через развитие осознанности можно добиться устойчивого успеха в области безопасности. Приверженность безопасности Приверженность безопасности подразумевает понимание того, что безопасность — это неотъемлемая часть всех бизнес-процессов и операций, и что она должна быть внедрена на всех уровнях и во всех аспектах деятельности организации. Это требует не только разработки и внедрения соответствующих политик и процедур безопасности, но и активного участия всех участников в пропаганде и поддержке безопасного рабочего окружения. Приверженность безопасности также подразумевает осознание того, что безопасность — это дело каждого.
Уровни зрелости культуры безопасности на пути к устойчивому успеху
Высокий уровень Культуры безопасности является индикатором зрелости компании и работников в отношении охраны труда. Культура безопасности предполагает коллективный иммунитет к попыткам нарушений установленных правил. А она напрямую зависит от сознания человека, его убеждений и чувства ответственности.
Определение ключевых критериев На основе проведенного анализа необходимо определить ключевые критерии, по которым будут выделяться уровни зрелости. К таким критериям можно отнести наличие соответствующей системы управления безопасностью, наличие обученного персонала, наличие эффективных процедур и правил безопасности, а также уровень информационной поддержки и контроль безопасности. Определение уровней зрелости Следующим шагом является определение уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД на основе выделенных критериев. Это может быть пятиуровневая или трехуровневая модель, в зависимости от особенностей организации. Оценка текущего уровня безопасности Для каждого выделенного уровня зрелости необходимо провести оценку текущего уровня безопасности в холдинге РЖД. Это поможет оценить эффективность реализации мер безопасности и определить области для улучшения.
Планирование дальнейших действий На основе результатов оценки текущего уровня безопасности необходимо разработать план дальнейших действий по повышению уровня безопасности в холдинге РЖД. В этом плане должны быть определены конкретные мероприятия, ответственные лица и сроки их выполнения. Регулярное обновление и контроль После внедрения плана дальнейших действий необходимо регулярно обновлять и контролировать уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД. Это поможет поддерживать и улучшать достигнутый уровень безопасности в организации. При формировании уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД следует также учитывать индивидуальные особенности организации и ее целей в области безопасности. Уровень 1: Базовый уровень На базовом уровне все сотрудники должны знать и соблюдать основные принципы безопасности, такие как: Соблюдение инструкций и правил безопасности.
На этом уровне большинство инструментов безопасности неэффективны или существуют формально, так как безопасность в производственном процессе рассматривается как препятствие для бизнеса. Деятельности в области охраны труда направлена на то, чтобы избежать лишнего внимания со стороны государственных органов и не получить штрафные санкции. Реактивный уровень - "Решаем проблемы по мере их поступления": Охрана труда нацелена на расследование несчастных случаев, а не на их предотвращение.
В компании к безопасности относятся серьезно, но только после происшествий. Несчастные случаи имеют повторяющих характер, поскольку мероприятии направлены только на устранение непосредственных причин происшествия. Уровень травматизма соответствует среднему показателю по отрасли. Руководство прилагает усилия по предотвращению происшествий и убеждено, что причиной большинства происшествий является небезопасное поведение линейного персонала. Безопасность является целью и задачей наряду с другими производственными показателями. Организация начинает применять некоторые методы и средства, благодаря которым безопасность достигает определенного уровня, и стремится использовать опыт других организаций. Расчетливый уровень - "Думаем о безопасности": Много статистики, систем и аудитов, но собранные данные малоэффективны. В компании собирается и анализируется большое количество данных, проводятся проверки, однако эти действия не всегда эффективны. Уровень травматизма невысокий, но существенный прогресс не наблюдается.
Большая часть персонала берет на себя ответственность за собственную безопасность и готова работать с руководством над улучшением охрану труда. Руководство осознает, что многие первопричины происшествий часто вытекают из его решений, верит в необходимость системного подхода при управлении показателями безопасности, использует для этого различные методы и средства, проводит обучение персонала. Организация выполняет правильные, действия, но делает это механически, в основном следуя процедурам.
Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли» [3] Это графическое изображение показывало, что в условиях улучшения и роста культуры безопасности одновременно уменьшалось общее количество инцидентов, травм, происшествий на предприятии. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. Кривая безопасности Брэдли Но стоит понимать, что хронология развития культуры безопасности будет иметь именно такой алгоритм, миновать какой-либо промежуточный уровень невозможно, так как каждый предыдущий уровень становится «фундаментом» для уровней последующих. Суть кривой безопасности Брэдли сводится к следующему: чем больше совместных усилий приложено для обеспечения безопасных условий труда, обучения персонала, изменения мышления каждого сотрудника компании, тем меньше вероятность возникновения инцидентов и получения травм.
Соответственно, повышение уровня безопасности труда возможно только лишь в случае, если персонал начнет охранять свой труд не только под влиянием природных инстинктов выживания и надзором руководителя, но и проявляя личную активность и навыки командной работы. Ввиду своей прогрессирующей актуальности, этот вопрос был рассмотрен и другими экспертами. В 2000 году профессор Патрик Хадсон представил свою модель — восходящую лестницу безопасности [4] Рис. Модель Хадсона наглядно показывает этапы эволюционного развития культуры отношения к безопасности и управления безопасностью от низкого уровня культуры к уровню созидательному на верхней ступени лестницы Рис. Лестница безопасности Хадсона Рассматривая модель развития культуры на любом предприятии, необходимо понимать, что целью все же является практическое применение и дальнейшее внедрение рассмотренных аспектов, то есть чтобы модель позволяла сформировать такое коллективное мышление, которое позволит перейти с уровня приемлемости травматизма на уровень безусловной приверженности идее работы без несчастных случаев и аварий. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев основной ошибкой руководства является отсутствие планирования процесса формирования или внедрения выбранной модели культуры безопасности. Таким образом, работа над развитием культуры безопасности является одним из важнейших направлений в области снижения производственного травматизма.
Но для того, чтобы такая работа имела успех, необходимо уделить внимание осознанию необходимости развития культуры безопасности. Источник Зрелость культуры безопасности по Хадсону Зрелость культуры безопасности по Хадсону Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация. Эта модель основана на серьезных исследованиях, проводимых в течение 20 лет психологами и социологами при спонсорстве компании Shell. Созданная модель и опросник для оценки культуры успешно применялись в более чем 120 крупных компаниях по всему миру в различных областях промышленности. Работники не заботятся о безопасности и соблюдают только основные нормативные требования, чтобы не быть пойманными за нарушения. Отдел по ОТ и ПБ несет основную ответственность за обеспечение безопасности. Происшествия считаются неизбежной частью работы.
К безопасности относятся серьезно, но только после происшествий. Уровень травматизма организации соответствует среднему показателю по отрасли. Руководство прилагает усилия по предотвращению происшествий и убеждено, что причиной большинства происшествий является небезопасное поведение линейного персонала. Собирается и анализируется много данных, проводятся проверки, однако эти действия не всегда эффективны. Уровень травматизма невысокий, но существенный прогресс не наблюдается. Большая часть персонала берет на себя ответственность за собственную безопасность и готова работать с руководством над улучшением ОТ и ПБ. Руководство осознает, что многие первопричины происшествий часто вытекают из его решений.
Линейный персонал берет на себя ответственность за собственную безопасность и безопасность других людей. Значительные усилия прилагаются для предотвращения происшествий с помощью профилактических мер. Отдел ОТ сокращается и становится больше консультативным, чем надзирающим.
Культура безопасности на производстве
Существует несколько степеней зрелости культуры безопасности, каждая из которых характеризует различные уровни подготовки и понимания безопасности в организации. Работа с данными на каждом уровне зрелости культуры безопасности. Дескрипторы уровней зрелости культуры безопасности «Газпром нефть». Уровни зрелости культуры безопасности — это система показателей, которые оценивают степень готовности сотрудников и организации к соблюдению правил безопасности. Кривая Брэдли отражает зрелость культуры безопасности и зависимость уровня травматизма от уровня зрелости культуры безопасности. Только преодолевая все эти уровни зрелости культуры безопасности, компания сможет достичь устойчивого успеха и обеспечить надежную защиту своей информации и активов.