Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу. Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство. Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны». В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •.
Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии. События этих героических времен отражены в фотографиях граждан СССР, воюющих на фронте, трудящихся в тылу, освобождающих Советский Союз и Восточную Европу. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу.
В «Книгах Памяти», представленных на выставке, можно найти списки ветеранов труда Великой Отечественной войны, в том числе и жителей Балашовского района. Праздник Победы — повод ещё раз вспомнить о тех людях, кто сражался на поле боя, кто трудился в тылу, не жалея своей жизни и своих сил.
Наша выставка «Трудом ковавшие Победу» будет действовать в течение месяца. Ждём вас. Приходите, знакомьтесь и храните в памяти героические наши годы!
Там же, где врага удалось хотя бы ненадолго задержать или вообще остановить, в первые месяцы войны эвакуировали людей миллионами: так, с Украины удалось эвакуировать 3,5 миллиона человек в том числе 350 тысяч из Киева , 1,7 млн человек эвакуировали из Ленинграда в том числе 300 тысяч детей и 2 миллиона, среди которых было около 500 тысяч детей, — из Москвы. Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащиеся школ фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ. Снимок 1942 года Источник: waralbum. Решать эту проблему должны были эвакопункты, создание которых предусматривалось «Положением об эвакопунктах», утвержденным 5 июля 1941 года. Всего за полтора месяца на всех важнейших транспортных узлах были созданы 128 эвакопунктов, а к концу осени 1941 года они появились на всем протяжении путей эвакуации. Насколько напряженной была их работа, можно судить по таким цифрам. Например, через Пензенский эвакопункт с момента его создания 18 июля 1941 года и по 12 августа прошло 399 эшелонов с 437 800 эвакуированными. То есть это было около 15-18 эшелонов в сутки, и для едущих в них людей станционная столовая готовила и выдавала ежедневно до 20 тысяч порций. Эвакуация в цифрах В общей сложности за два этапа эвакуации — с июня 1941 года по февраль 1942 года и весной-летом 1942 года — из западных и южных областей страны на восток перевезли 2743 предприятия, в том числе 1523 крупных. Больше всего заводов 550 увезли с Украины, почти столько же 498 — из столичного региона, 109 предприятий эвакуировали из Белоруссии и 92 — из Ленинграда. Большая часть этих предприятий — 667 — попали на Урал, 322 — в Сибирь, 308 — в Среднюю Азию и Казахстан и 226 — в Поволжье. За то же время с запада на восток СССР были эвакуированы в общей сложности свыше 20 млн человек —12,4 млн на первом этапе и 8 млн на втором. Эвакуированный Симфонический оркестр Ленинградской филармонии на сцене в день исполнения Седьмой «Ленинградской» симфонии в Новосибирске. Третий справа — автор симфонии композитор Дмитрий Шостакович, второй справа — дирижер Евгений Мравинский, 9 июля 1942 года Источник: waralbum. И тем не менее время ввода эвакуированных заводов в строй в среднем составляло порядка полутора-двух месяцев, так что к началу 1942 года практически все вывезенные предприятия уже работали на нужды фронта. И именно их усилиями в течение первых двух лет войны Красная Армия получила все необходимое вооружение, а к маю 1945 года обладала самыми современными и мощными образцами оружия, которое и принесло победу над нацистской Германией.
В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т. Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им. Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу. Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода. Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В. Болвак, К. Козловский, Ф. Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б. Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А. Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия.
1. Советский тыл в 1942 году
Массовая эвакуация производительных сил проходила в зависимости от военной обстановки и сразу по нескольким направлениям: эвакуация населения, промышленных объектов, материальных ресурсов сельского хозяйства, культурных ценностей, материальной базы железных дорог. Работа не прекращалась круглые сутки. В первую очередь вывозили готовую продукцию, качественное техническое и технологическое оборудование, кабельные изделия, сырье. Вывозить старались в комплекте, чтобы там, в далеком тылу, на новом месте, можно было в считаные часы все смонтировать заново и запустить производство. При этом демонтаж оборудования, погрузка его в эшелоны и отправка проходили под непрерывным вражеским обстрелом, во время частых воздушных налетов. К 1 июля гитлеровские войска прорвались к Могилеву. Город быстро превратился в единый боевой лагерь, спаянный железной дисциплиной. Вражеские обстрелы и бомбежки не прекращались ни днем ни ночью. В этих тяжелейших условиях шел демонтаж наиболее крупных заводов города. Коллектив Могилевского завода авиационного моторостроения за 7 дней!
Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться. Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А. Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других. Вся их жизнь была связана с родным заводом. Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль». Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов.
Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т. Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им. Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки.
Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу. Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода. Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В.
Замечу, что это отметил генерал, прослуживший в армии 38 лет, воевавший в Чечне.
Так же отозвался в разговоре о Тыле и тыловиках полковник в отставке, Герой Советского Союза писатель Владимир Карпов. Кстати, он, будучи заключенным, копал в 1942 г. С этих ям он попал по собственному желанию в штрафную роту и стал легендарным разведчиком в пешей разведке. Лично участвовал в захвате 79 "языков". Тогда я был еще ниже рядового, я был из осужденных заключенных, переведенных в штрафники. А служба тыла, - сказал "НВО" известный всему миру писатель, - не делала различий между штрафниками и бойцами Красной Армии. Нас снабжали всем необходимым, что и кадровые части. В этом гуманность службы Тыла и лично генерала Хрулева. Поэтому я и написал книгу о генерале Хрулеве и тыловиках, о великом значении тыла в деле победы".
С ростом популярности и авторитета генерала росло их число. Как рассказывает писатель Владимир Карпов, в феврале 1943 г. Сталин вызвал к себе начальника Тыла Красной Армии и наркома путей сообщения Андрея Хрулева и спросил, сколько времени потребуется для переброски войск Донского фронта и нескольких армий Сталинградского фронта под Курск и Осташков. Тогда уже шла подготовка к знаменитому сражению на Курской дуге. Предварительно Хрулев уже подсчитал, что для переброски войск потребуются 75 тыс. Кроме того, войска находились вдали от железных дорог, которые были до основания разрушены в ходе недавних боев. Предстояла гигантская работа, которую Хрулев намеревался завершить за 2-3 месяца. Сталина такие сроки явно не устроили. И он назначил уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозке войск под Курск Берию, а под Осташков Маленкова.
На эту операцию Сталин отвел всего две недели. Берия не принял все точно просчитанные возражения Хрулева. В результате авантюра Берии завершилась полным провалом. В марте началась на дорогах распутица, а основная масса войск все еще находилась под Сталинградом. Но, несмотря на это, в марте он получил приказ вывезти войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска. Он же разгреб все заторы на железных дорогах. Огромную роль в этом сыграли ранее придуманные и созданные паровозные колонны. Вовремя 75 тыс. Они своевременно создали глубокоэшелонированную оборону.
Не случайно писатель Владимир Карпов в своей книге задает вопрос, что если бы тыловики Хрулева не успели обеспечить это сосредоточение? Ответ нетрудно найти. По малочисленным советским войскам ударили бы изготовившиеся, полностью отмобилизованные немецкие дивизии, оснащенные новейшими танками. В этом случае наша страна вполне могла оказаться в положении 1941 г. Так что генерал Хрулев принял самое непосредственное участие в создании эффективной обороны на Курской дуге, где наши войска выиграли одну из величайших и решающих битв Второй мировой войны. БЕЗ НАГРАД А потом были другие бои и сражения, в которых тыловики всесторонне обеспечивали войска - поставляли миллионы тонн боеприпасов, возвращали в строй миллионы раненных, наводили переправы на большие и малые реки и при этом сами гибли от фашистских пуль и снарядов. Ну, а их начальник генерал армии Хрулев, это звание ему было присвоено в 1943 г. Для сравнения: Жуков там за всю войну побывал 127 раз, а Хрулев - 113 раз. И это не считая многочисленных телефонных разговоров и указаний с разносами.
Однако у наших прославленных полководцев нет счета самых высших орденов, а у Хрулева лишь несколько. Два ордена Ленина и два ордена Суворова 1-й степени. Остальные за выслугу лет, или еще с Гражданской войны. Вполне справедливо восклицает писатель Владимир Карпов, что "жаден оказался Верховный по отношению к своему интенданту".
Книга Я. Пономарева «Но баранку не бросал шофер» повествует о самоотверженном труде работников автотранспорта, которые по ледовой трассе вывозили из осажденного Ленинграда женщин и детей, проводили машины с хлебом и боеприпасами. В книге Героя Советского Союза П. Михайлова «После заката — взлет» рассказывается о боевых действиях летчиков транспортной авиации. Легендарный летчик, совершивший 520 боевых вылетов, повествует об увиденном и пережитом, о товарищах и боевом подвиге, о беззаветном служении Родине. Решающее значение для укрепления оборонной мощи страны в годы войны сыграли достижения науки, изобретательская и рационализаторская инициатива. Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве. В книге А. Колесникова «Вклад ученых и изобретателей в победу над фашизмом» , изданной Роспатент и ФИПС к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, раскрываются общие вопросы организации изобретательства и патентного дела накануне и в период Великой Отечественной войны. Отдельные главы монографии посвящены научно-техническим достижениям в различных отраслях военной техники — артиллерии, авиации, стрелковом вооружении, бронетехники. Интересны краткие творческие биографии создателей этой техники, а также основные тактико-технические характеристики вооружения, успешно конкурирующего с техникой противника. В главе, посвященной медикам, показана роль организаторов здравоохранения в военные годы, выдающаяся работа хирургов и терапевтов. Особенно подчеркнуты достижения изобретателей-медиков. Книга Л. Маркеловой «Оружием творчества» рассказывает о малоизвестных страницах деятельности Научно-технического совета при Государственном Комитете Обороны, работе ученых в условиях эвакуации над выполнением заказов по совершенствованию военной техники. Владимирский край в годы войны — прифронтовая территория, где принимались, размещались, обучались и снаряжались воинские соединения. Здесь были сформированы 34 воинские части. Из городов и районов в армию призвали почти 300 тысяч наших земляков. По железной дороге на фронт ушли бронепоезда «Илья Муромец», «Ковровский большевик», «Феликс Дзержинский». Владимирская область поставила в Красную Армию почти 19 тысяч лошадей, 3 тысячи автомобилей, 252 трактора.
В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей. В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны. От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики. Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности. В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны. Так, в 1942 и 1943 гг. Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с. Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г. Растущие потребности фронта и тыла постоянно требовали напряженной работы по изысканию наиболее эффективных путей использования трудовых ресурсов, организации подготовки и переподготовки кадров, распределению и перераспределению их по отраслям народного хозяйства и районам страны. Партийное руководство, плановый характер экономики, высокая сознательность и патриотический подъем единой многонациональной семьи советских людей - все то, что составляет прочный фундамент социалистического государства, позволили успешно решить эту ключевую задачу военной экономики. Уже в июне 1941 г. Для обеспечения кадрами отраслей народного хозяйства, работавших на оборону, в 1942 г. Только в течение 10 месяцев 1942 г. Война привела к значительным изменениям в половозрастном составе работников народного хозяйства. Советские женщины в предвоенные годы активно участвовали в строительстве социалистической экономики, но теперь на их плечи легли многие мужские заботы. Только во втором полугодии 1941 г. Резко возрос удельный вес женщин во всех отраслях народного хозяйства: если в 1940 г. Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь. В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых. Во втором полугодии 1941 г. Доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в промышленности возросла в 1942 г. На третьем году войны молодежь в различных отраслях промышлен- 56 Капитальное строительство в СССР, с. Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы. Хроника событий и фактов. Учащиеся системы трудовых резервов, еще только осваивавшие профессию, в 1941 г. Наиболее напряженное положение с кадрами военной экономики сложилось в 1942 г. В этих условиях огромное значение имело распределение и перераспределение имевшихся и дополнительно привлекавшихся трудовых ресурсов. Несмотря на значительное сокращение общей численности рабочих и служащих, доля промышленных рабочих и служащих в 1943 г. Значительным было и перераспределение трудовых ресурсов по экономическим районам страны. Если в 1943 г. Это привело к резкому изменению доли рабочих и служащих промышленности восточных районов по отношению к общей численности рабочих и служащих в промышленности всей страны. Большую роль в этой работе сыграл Комитет по учету и распределению рабочей силы. Он и его органы на местах с 1942 г. Необходимо было не только организовать значительное пополнение рабочей силы, но и обеспечить военную экономику кадрами соответствующей квалификации. Эта задача также была успешно решена партией и правительством. Достаточно сказать, что за 1941 - 1945 гг. Государство принимало меры, чтобы обеспечить подготовку специалистов для фронта и тыла. Работа высших и средних специальных учебных заведений была подчинена требованиям военного времени. В содержание обучения и номенклатуру специальностей были внесены необходимые изменения. Сократились сроки обучения, хотя ра- 61 История второй мировой войны 1939 - 1945. Главной особенностью этого периода стало совмещение учебы с постоянной работой на производстве. Проходя практику в учебных мастерских, студенты выполняли оборонные заказы. За 1941 -1945 гг. Благодаря этим мерам все важнейшие отрасли военной экономики были в основном обеспечены квалифицированными кадрами. Характерно, что численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1942 - 1945 гг. Массовый героизм, вклад тружеников тыла в общенародную борьбу против фашизма находил свое выражение в новых формах организации труда на основе социалистического соревнования. Трудящиеся города и деревни с первых дней войны развернули соревнование под лозунгом: "Работай за себя и за ушедшего на фронт! Стахановские методы труда активно использовались в движении двухсотников, трехсотников, тысячников, многостаночников, в комсомольско- молодежных фронтовых бригадах и в других коллективных и индивидуальных формах всенародного соревнования. Когда нужно было выполнить особо важные и срочные военные заказы, широко использовались такие формы коллективной стахановской работы, как фронтовые вахты, фронтовые недели и декады. Люди работали по 12 - 14 час, а иногда и более. В мае 1942 г. В соревнование включились предприятия более 20 наркоматов. Участники социалистического соревнования а только в промышленности к концу 1944 г. Вся страна знала имена героев трудового фронта - стахановцев и ударников, горячий патриотизм которых емко выражался в лозунге: "Все для фронта, все для победы! В конце 1943 г. По инициативе ЦК ВЛКСМ началось Всесоюзное социалистическое соревнование комсомольско-молодежных бригад - новой организационной формы коллективного соревнования. При этом, если в 1942 г. Они объединяли более 1 млн. Социалистическое соревнование за высокую производительность труда было тесно связано с широким движением рационализаторов и изобретателей в промышленности вооружения, например, в 1942 г. В годы войны рационализации и изобретательству уделялось постоянное внимание: проводились месячники по сбору рационализаторских и изобретательских предложений, конкурсы на наиболее эффективное изобретение и рацпредложение, общественные смотры.
Женщины в тылу
Советский тыл на завершающем этапе войны. Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла.
Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
Хрулёва 1 августа 1941 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР об организации Главного управления тыла Красной Армии, управлений тыла фронта и армии и положения об этих управлениях. Он лег в основу формирования централизованной системы управления тыловым обеспечением войск, отвечающей условиям Великой Отечественной войны. Начальнику Тыла Красной Армии в ходе войны подчинялись: Главное управление тыла Красной Армии в составе штаба; инспекции начальника тыла; управления военных сообщений и автодорожного управления; главное автомобильное управление; главное интендантское управление; финансовое управление Красной Армии; управление снабжения горючим; санитарное и ветеринарное управления Красной Армии; управление по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава. В связи с созданием самостоятельных органов тыла требовались квалифицированные кадры. Председатель Государственного комитета обороны и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР, он же Народный комиссар обороны СССР, осознавая значимость обеспечения действующей армии, принимает экстраординарные меры по привлечению к этому важному делу наркомов отраслей промышленности, отвечающих за производство продукции для фронта, и других видных государственных деятелей. На должности руководящего состава органов управления снабжением Советской Армии были назначены: - заместитель Народного комиссара легкой промышленности СССР Н. Кормилицин — начальником Управления снабжения горючим; - начальник военно-мобилизационного управления наркомата путей сообщения И. Ковалёв — начальником Центрального управления военных сообщений Красной Армии.
Таким образом обеспечивалась связь народного хозяйства с действующей армией. Прибывшие работники хорошо знали специфику работы различных отраслей промышленности, возможности регионов нашей страны по производству продукции и пользовались большим авторитетом у руководящего состава отраслей народного хозяйства. Верховный Главнокомандующий лично инструктировал первых назначенных на должности начальников тыла фронтов — заместителей командующих фронтами. Знакомя их с положением дел, он обратил внимание на исключительные трудности подачи войскам материальных средств и эвакуации раненых. При этом указал: «Война требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов, армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов, это каждый должен хорошо усвоить».
Особое пристальное внимание в ходе войны он уделял обеспечению питания военнослужащих. В первые месяцы войны снабжение войск действующей армии и военных округов продовольствием осуществлялось по нормам мирного времени, но, в связи с оставлением значительной части территории врагу и ее оккупацией, ресурсная база сократилась, поэтому 12 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым были дифференцированы нормы снабжения для военнослужащих действующей армии 6 норм и военнослужащих, не входящих в действующую армию 8 норм. За организацией питания и доведением пайка до довольствующихся был установлен жесткий контроль со стороны командиров и начальников всех степеней вплоть до Верховного Главнокомандующего. Сурков за несвоевременное обеспечение войск средствами продовольственного снабжения был предан суду военного трибунала. Были также наказаны командующий армией генерал П. Болдин и член Военного совета армии К. Сорокин, а командующий войсками Западного фронта генерал армии Г.
Жуков и член Военного совета Н. Булганин, перед войной занимавший должность заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, спустя месяц по приказу Верховного Главнокомандующего лично докладывали об устранении недостатков в снабжении 50-й армии продовольствием. Сложная ситуация складывалась и на железнодорожном транспорте. Когда в 1942 году положение дел на железных дорогах нашей страны стало совсем критичным, И. Кагановича и назначил на нее начальника Тыла Красной Армии А. В течение года, в один из сложнейших для нашей страны периодов, А. Хрулёв, совмещая две эти должности, сумел исправить положение дел на железнодорожном транспорте.
Хрулёв Органам тыла в течение всей Великой Отечественной войны приходилось вести напряженную работу. Порой она шла на пределе человеческих возможностей, особенно в ходе битвы под Москвой и в Сталинградской битве. Наличие крупного железнодорожного узла города Москвы и развитой сети железных дорог благодаря тщательнейшему планированию перевозок позволило осуществить переброску резервов с востока страны и обеспечить действующую армию всем необходимым. Общий объем оперативных перевозок составил практически 100 тыс. При этом многие железнодорожные транспорты подавались как до выгрузочных станций, так и непосредственно до огневых позиций артиллерии. К началу контрнаступления были не только восполнены текущие запасы материальных средств в войсках, но и созданы значительные запасы на армейских, фронтовых складах, базах Центра. Проверкой способности органов тыла по снабжению войск в тяжелейших условиях явилось положение Красной Армии в битве под Сталинградом.
Свои задачи приходилось выполнять в чрезвычайно сложной обстановке. В ходе оборонительного сражения тыловые части и учреждения понесли значительные потери, запасы материальных средств в войсках в результате непрекращающихся боев были израсходованы, а на складах армий и фронтов — истощены. Склады центрального подчинения были расположены на большом удалении от обеспечиваемых войск, большинство имевшихся автомобильных дорог проходило параллельно линии фронта. Подготовка тыла к контрнаступлению производилась скрытно. Задачи до исполнителей доводились устно, подвоз материальных средств осуществлялся только в темное время суток. Материальные средства подвозились всеми видами транспорта, однако их накопление производилось медленнее, чем прибывали войска.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Но зато я научилась понимать цену дружбы, рабочих рук и настоящего, не напускного патриотизма. И еще самое главное — цену человеческой жизни". Погибли и были ранены более 100 сотрудников, работавших в ночную смену. Но еще более страшной для людей тогда была мысль о том, что завод, бомбы на который сбрасывали порядка 80 вражеских самолетов, не подлежит восстановлению", — рассказывает Ирина Сотскова. Однако его восстановили в течение трех месяцев. И они не считали, что совершают подвиг, хотя как по-другому назвать то, что они сделали, я не знаю", — говорит директор музея. Сохранились воспоминания актеров о споре — что важнее: искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою. Мнения тогда разделились. В архиве отдела кадров нашего театра хранится книга приказов по личному составу за 1941 год", — рассказывает заведующий литературной частью Волковского театра Андрей Григорьев. Мы гордимся всеми фронтовиками и особенно нашей звездой Софьей Аверичевой, которая служила фронтовой разведчицей, потом вернулась в театр и продолжала играть, — рассказывает Григорьев. С фронта не вернулся ушедший добровольцем режиссер Семен Оршанский, погибший в 1942 году в боях за Сталинград. Попал в плен в июле 1941 года и в феврале 1942 года умер в лагере Маутхаузен артист Константин Копеин. Несколько человек пропали без вести. Многие после окончания войны вернулись в театр. В 1942 году была сформирована первая актерская бригада, которую правильнее было бы назвать передвижным театром, так как в отличие от других концертных бригад в ее репертуаре были не только концертные номера, но и несколько спектаклей. Как писал позднее в воспоминаниях политрук бригады В. Орлов, артисты были готовы в едином порыве "по-пластунски добираться до места работы" на передовую. Но делать им этого не пришлось — театральной бригаде была выделена "открытая грузовая полуторатонка, ставшая с этих пор обычным способом передвижения", на которой волковцы добирались к своим зрителям на фронтах.
Во имя высшей патриотической цели - защиты своего Отечества поднялись народы всего нашего многонационального государства, многократно умножив своим единым духовным порывом материальную силу и мощь оружия», - отмечал в своих мемуарах «Воспоминания и размышления» Георгий Жуков. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.
Трудовая доблесть тылового города
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла.
Шесть тысяч героических историй тружеников тыла
В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому, помимо Главного управления тыла Красной Армии, были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях.
С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 10 млн т. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т.
Здесь музейные работники часто действовали по собственной инициативе. Эвакуация от лат.
Эвакуацию проводили на всём доступном транспорте, прежде всего железнодорожном, и всё равно его катастрофически не хватало, как и необходимой техники и рабочих рук. Эвакуация проходила под бомбардировкой и обстрелами. Две трети перемещённого населения отправились в сельскую местность, треть — в города. Зачастую местное население встречало переселенцев тепло, размещало в своих домах, помогало налаживать быт. Вывезенные предприятия сразу же включались в выпуск необходимой для фронта продукции. Часто продукцию начинали производить на станках ещё до возведения стен новых корпусов. Поэтому к марту 1942 г.
Эвакуация хозяйственного имущества советского оборонного завода на Урал, 1942 г. Перестройка промышленности и сельского хозяйства под условия войны требовала изменений и в торговой системе. Необходимо было организовать экономное потребление товаров и их строжайший учёт, создать условия стимулирования высокой производительности труда, перевыполнения норм производства. Важнейшим шагом стало введение нормированного потребления продовольственных товаров по карточкам. Переход к карточной системе проходил с июля по декабрь 1941 г. Карточка гарантировала возможность купить какой-либо продукт в определённое время по довоенной цене. Так, в 1941 г.
В 1944 г. Карточки получали жители городов и рабочих посёлков, промышленные рабочие предприятий в сельской местности, а также часть сельского населения, которая не была связана с сельским хозяйством: учителя, медики и другие. Существовало несколько категорий занятости: рабочие занятые физическим трудом , служащие не занятые физическим трудом и иждивенцы не занятые производительным трудом вообще. Для различных категорий работников устанавливались соответствующие нормы распределения продуктов и товаров. Карточки отменили в декабре 1947 г. Для сравнения: в Великобритании карточки на мясо отменили только в 1954 г. На оккупированной территории оказалось до половины всех существовавших в стране колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций МТС.
Из-за значительных потерь возникла необходимость ужесточить административный контроль и повысить требования к количеству обязательно отрабатываемых колхозниками трудодней. Эта норма распространялась и на подростков в возрасте 12—16 лет. Нарушители получали взыскания вплоть до судебного преследования и обязательных исправительно-трудовых работ. Важнейшую роль в жизни на селе в годы войны играло личное подсобное хозяйство ЛПХ , где можно было произвести продукты питания, которые невозможно было получить от государства. Сельское хозяйство стало источником мобилизации людей и техники на фронт, при этом в большинстве районов удавалось выполнить и перевыполнить плановые показатели поставок сельскохозяйственной продукции. Энергичные меры, принятые при эвакуации, восстановлении производства, а также его переориентации на военные рельсы, большая централизация управления экономикой имели заметные позитивные результаты. Уже в 1942 г.
Посевные площади в Сибири, Средней Азии и Казахстане были расширены. Можно утверждать, что к концу 1942 г. В 1943—1945 гг. В строй было введено более 7,5 тыс. Всего в 1933 г. Постоянно модернизировалась техника, создавались и внедрялись в производство новые образцы вооружения. В 1944—1945 гг.
В связи с этим следует отметить деятельность наркома танковой промышленности Вячеслава Александровича Малышева 1902—1957 , наркома вооружений Дмитрия Фёдоровича Устинова 1908—1984 , наркома химической промышленности Михаила Георгиевича Первухина 1904—1978 , наркома авиации Алексея Ивановича Шарухина 1904—1975 , которые возглавили ключевые отрасли вооружения. Передача танковой колонны «За Советскую Эстонию» 221-му отдельному танковому полку. В августе 1943 г. Прежде всего необходимо было обеспечить освобождённые территории профессиональными кадрами. Для этого отправляли из эвакуации работников и демобилизовали из армии специалистов с высокой квалификацией, особенно в добывающей и металлургической промышленности. Затем вернули материальную часть: станки и оборудование, транспорт и сельскохозяйственную технику. Нередко восстанавливать разрушенное хозяйство помогали бойцы Красной армии, которые находились на отдыхе или переформировании.
К 1944 г. Многие передовики выполняли по три, пять и даже несколько десятков норм. Фрезеровщик Д. Босый, эвакуированный в Нижний Тагил из Ленинграда, 12 февраля 1942 г. Когда миллионы мужчин отправились на фронт, к станкам встали их жёны и дети.
В ходе мероприятия ученики узнали о вкладе югорчан и жителей Березовского района в трудовой фронт. Также познакомились с биографией и документами Кузаковой Евдокии Александровны — исследователя фольклора и языка манси, кандидата филологических наук, краеведа, учителя, ветерана труда и труженицы тыла.
Работали по 12 часов в сутки. Талантливые конструкторы, которые прибыли вместе с заводом из Ленинграда, в этих тяжелейших условиях продолжали совершенствовать выпускаемое оружие. В 1942 году конструкторы Шамарин, Горбунов и Жигарь создали «бесследную» торпеду, ее не могли заметить с вражеского корабля и уничтожить до того, как она его достигнет. В годы войны завод выпускал 16 наименований военной спецтехники — контактные якорные мины, торпеды, различные взрыватели, снаряды для авиационных пушек, инерционные приборы управления. Мне кажется, что эпизод из фильма «Вечный зов» — о нашем «Зените». По 25 часов в сутки». Так работали женщины и подростки на «тощих военных хлебах». Многих из них я еще застала, когда работала в заводской многотиражке. Директора завода — Петра Александровича Атояна — рабочие боготворили. А он все делал для того, чтобы заводчанам жилось все лучше и лучше. Чтобы те рабочие, которые в войну стояли за станками на ящиках из-за малого роста, голодали и спали в холодных цехах, потому что дойти до дома не хватало ни времени, ни сил, — успели пожить по-человечески. Атоян строил для рабочих дома, заводские садики, пионерские лагеря, Дворец культуры — все заводское было самым лучшим в городе, а в рабочей столовой готовили обеды из свежих продуктов с собственного подхоза. Атоян и сам обедал в этой столовой, и думаю, каждый раз вспоминал о том хлебном пайке, который получали в войну его рабочие. Петр Александрович приехал в Уральск вместе с заводом и первые годы работал начальником цеха. Помню, рассказывал, как во время эвакуации чуть не потерял одного из маленьких сыновей — было не до семьи. С 1947 года он был бессменным директором, вплоть до 90-х годов. Трагедия уникального завода и его кадров, когда военное производство было свернуто, стало его личной трагедией. Но сделанного им для завода и города хватило бы на десяток жизней. И это только один наш завод, а всего до октября 1941 года было эвакуировано в тыл 505! Заводы словно перелетали с места на место по мановению волшебной палочки. Но не было никакой палочки. Были люди — удивительные люди. Такие как Петр Александрович Атоян и сотни других. Сталинская репрессивная машина была, конечно, хорошим «машинным маслом» для производственников. Но на одном страхе такого великого дела, как создание мощного тыла для армии, не сделаешь. Маршал авиации Голованов в своих воспоминаниях приводит один разговор Сталина с наркомом станкостроения Ефремовым, который просил увеличить управленческий аппарат своего ведомства до 800 человек. Никто этого не знал. Бугров был известным на всю Волгу мукомолом.
Человек и война: единство фронта и тыла
В жизни Рахманинова было немало судьбоносных встреч. Профессор московской консерватории Николай Зверев, взрастивший гениального музыканта, Петр Ильич Чайковский, ставший для Рахманинова кумиром, его кузен, друг и учитель Александр Зилоти, близкие родственники, давшие приют бездомному нищему музыканту, верные друзья Федор Шаляпин, Владимир Вильшау и Николай Метнер… Многочисленные сохранившиеся фотографии позволяют проследить этапы жизненного пути Рахманинова, встречи с выдающимися музыкантами, моменты отдыха и общения с друзьями и близкими. Журналисты не раз настойчиво спрашивали Рахманинова о его отношении к родине, которая так жестоко и несправедливо обошлась с ним. И композитор также настойчиво, даже декларативно заявлял: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера и потому это русская музыка». Выставка подготовлена на основе фондов Российского национального музея музыки.
Буденному; - Управления устройства тыла, военных сообщений, горюче-смазочных материалов, автодорожный отдел — начальнику Генерального штаба Красной Армии генералу армии Г. Кулику; - Главное управление строительства аэродромов и Главное управление шоссейных дорог находились в подчинении Народного комиссариата внутренних дел; - Особый железнодорожный корпус подчинялся Народному комиссариату путей сообщения. Уже первые дни войны выявили неэффективность их работы и неуправляемость разрозненными обеспечивающими структурами, что отразилось как на снабжении войск, так и на эвакуации раненых. Начало войны показало, что разобщенность тыловых служб, отсутствие единого центра проявилось в неуправляемости тыловыми службами стратегического, оперативного и тактического уровня и отсутствии связи. Хрулёва 1 августа 1941 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР об организации Главного управления тыла Красной Армии, управлений тыла фронта и армии и положения об этих управлениях.
Он лег в основу формирования централизованной системы управления тыловым обеспечением войск, отвечающей условиям Великой Отечественной войны. Начальнику Тыла Красной Армии в ходе войны подчинялись: Главное управление тыла Красной Армии в составе штаба; инспекции начальника тыла; управления военных сообщений и автодорожного управления; главное автомобильное управление; главное интендантское управление; финансовое управление Красной Армии; управление снабжения горючим; санитарное и ветеринарное управления Красной Армии; управление по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава. В связи с созданием самостоятельных органов тыла требовались квалифицированные кадры. Председатель Государственного комитета обороны и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР, он же Народный комиссар обороны СССР, осознавая значимость обеспечения действующей армии, принимает экстраординарные меры по привлечению к этому важному делу наркомов отраслей промышленности, отвечающих за производство продукции для фронта, и других видных государственных деятелей. На должности руководящего состава органов управления снабжением Советской Армии были назначены: - заместитель Народного комиссара легкой промышленности СССР Н. Кормилицин — начальником Управления снабжения горючим; - начальник военно-мобилизационного управления наркомата путей сообщения И. Ковалёв — начальником Центрального управления военных сообщений Красной Армии. Таким образом обеспечивалась связь народного хозяйства с действующей армией. Прибывшие работники хорошо знали специфику работы различных отраслей промышленности, возможности регионов нашей страны по производству продукции и пользовались большим авторитетом у руководящего состава отраслей народного хозяйства. Верховный Главнокомандующий лично инструктировал первых назначенных на должности начальников тыла фронтов — заместителей командующих фронтами.
Знакомя их с положением дел, он обратил внимание на исключительные трудности подачи войскам материальных средств и эвакуации раненых. При этом указал: «Война требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов, армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов, это каждый должен хорошо усвоить». Особое пристальное внимание в ходе войны он уделял обеспечению питания военнослужащих. В первые месяцы войны снабжение войск действующей армии и военных округов продовольствием осуществлялось по нормам мирного времени, но, в связи с оставлением значительной части территории врагу и ее оккупацией, ресурсная база сократилась, поэтому 12 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым были дифференцированы нормы снабжения для военнослужащих действующей армии 6 норм и военнослужащих, не входящих в действующую армию 8 норм. За организацией питания и доведением пайка до довольствующихся был установлен жесткий контроль со стороны командиров и начальников всех степеней вплоть до Верховного Главнокомандующего. Сурков за несвоевременное обеспечение войск средствами продовольственного снабжения был предан суду военного трибунала. Были также наказаны командующий армией генерал П. Болдин и член Военного совета армии К.
Сорокин, а командующий войсками Западного фронта генерал армии Г. Жуков и член Военного совета Н. Булганин, перед войной занимавший должность заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, спустя месяц по приказу Верховного Главнокомандующего лично докладывали об устранении недостатков в снабжении 50-й армии продовольствием. Сложная ситуация складывалась и на железнодорожном транспорте. Когда в 1942 году положение дел на железных дорогах нашей страны стало совсем критичным, И. Кагановича и назначил на нее начальника Тыла Красной Армии А. В течение года, в один из сложнейших для нашей страны периодов, А. Хрулёв, совмещая две эти должности, сумел исправить положение дел на железнодорожном транспорте. Хрулёв Органам тыла в течение всей Великой Отечественной войны приходилось вести напряженную работу. Порой она шла на пределе человеческих возможностей, особенно в ходе битвы под Москвой и в Сталинградской битве.
Наличие крупного железнодорожного узла города Москвы и развитой сети железных дорог благодаря тщательнейшему планированию перевозок позволило осуществить переброску резервов с востока страны и обеспечить действующую армию всем необходимым. Общий объем оперативных перевозок составил практически 100 тыс. При этом многие железнодорожные транспорты подавались как до выгрузочных станций, так и непосредственно до огневых позиций артиллерии. К началу контрнаступления были не только восполнены текущие запасы материальных средств в войсках, но и созданы значительные запасы на армейских, фронтовых складах, базах Центра. Проверкой способности органов тыла по снабжению войск в тяжелейших условиях явилось положение Красной Армии в битве под Сталинградом. Свои задачи приходилось выполнять в чрезвычайно сложной обстановке. В ходе оборонительного сражения тыловые части и учреждения понесли значительные потери, запасы материальных средств в войсках в результате непрекращающихся боев были израсходованы, а на складах армий и фронтов — истощены.
Мы чтим подвиг наших предшественников и стараемся сохранить память о них для нового поколения.
Выставка "Освобождение. Путь к Победе" поможет зрителям понять, какой ценой обеспечивалась освободительная борьба нашего народа", — отметил Владимир Богатырев. То, что Самара — один из особенных городов для проекта, подчеркнула на открытии и начальник управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель спецпроекта "Освобождение. Путь к Победе" медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина. Вторая столица, где начиналась история агентства, где работал Юрий Левитан. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", — рассказала Наталья Тюрина. О вкладе Куйбышевской области в достижение Победы на открытии рассказали заведующий кафедрой российской истории, профессор Пётр Кабытов, доцент кафедры отечественной истории и историографии, руководитель ячейки Российского общества "Знание" в Самарском университете им. Королёва Михаил Чирков, советник председателя Самарской губернской думы Анна Зайцева, заместитель директора по научно-экспозиционной работе Самарского областного историко-краеведческого музея им.
Алабина Ирина Крамарева.
Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования порой под открытым небом и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов… Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности Источник: topwar. ХПЗ планировалось перебазировать в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского Кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл.
Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами. Рабочие согревались кострами, разожженными между производственными линиями, причем большинство сотрудников предприятия к тому времени уже составляли подростки и женщины: мужчины отказывались от «брони» и уходили на фронт.
Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год Источник: waralbum. Скажем, для вывоза оборудования завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной.
Например, в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке эвакуированного с запада предприятия его главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектования оборудования по каждому цеху. Сохранить работоспособность ему позволил лишь специальный «коктейль» из какао с энергетическими добавками, который регулярно приносили в термосах к станции сотрудники челябинского управления НКВД. Эшелоны идут на восток Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше.
К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям.
Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.