Таким образом, за 35 лет страны СЭВ сделали огромный рывок в собственном развитии. После 1956 года СЭВ разрешил некоторым странам с коммунистическими или просоветскими правительствами присутствовать на сессиях в качестве наблюдателей. К началу 70-х годов все европейские страны СЭВ можно было отнести в разряд индустриальных с преобладанием тяжелой промышленности. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. Итак, фестиваль «Восток-Запад» именно о том времени, в котором по-братски делили между собой автомобильные трассы стран СЭВ мало знакомые нынешнему поколению «Сирены».
Развитие вычислительной техники в России, странах бывшего СССР и СЭВ (SORUCOM 2023)
Россия в глобальной политике | На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. |
Трубопровод "Дружба". Досье | Академик Виктор Силин: СЭВ развалили давно. |
СЭВ — Россия в глобальной политике | Таким образом, за 35 лет страны СЭВ сделали огромный рывок в собственном развитии. |
Информация для населения | В США сейчас по всей стране идут демонстрации студентов против американской помощи Израилю. |
Холодная война между СССР и США: причины начала и итоги | Причины возникновения СЭДа Холодная война: СЭВ и ОВД Отказ Югославии Подписание протокола от создании СЭВ. |
75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ)
Совет Экономической Взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства 1949-1979 Совет Экономической Взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства 1949-1979 Монографии Это первая попытка в российской историографии дать комплексный анализ развития Совета Экономической Взаимопомощи СЭВ за первые 30 лет его существования с позиций глобальной и транснациональной истории. Автор обращает первостепенное внимание на эволюцию политико-экономического и идейного наполнения СЭВ в разные эпохи, а также взаимосвязь между внутренними реформами в странах СЭВ в первую очередь — СССР и внешними изменениями в социалистическом содружестве в рамках многосторонних международных структур СЭВ. В первой главе анализируются предпосылки и «кухня» создания организации, включая различные варианты названия и влияние стран-членов и контекста холодной войны на повестку дня организации в 1949-1953 гг.
Содружество было ориентировано на «всемирную поддержку научного и культурного развития», на фоне «ускорения научно-технического прогресса».
Были понесены огромнейшие потери не только человеческие, но и экономические, промышленность, жилой спектр, инфраструктура требовали немедленного восстановления. Ярое пропагандирование науки, нацеленность на получение образования и участие в научной работе приветствовалось обществом и воспринималось как «творческая самореализация личности и форма социального вклада». Экономическое и научное взаимодействие стран дало свои плоды, хотя это был и уникальный проект, который строился на отношениях народов разных стран.
Практиковался обмен студентами между всеми социалистическими странами, благодаря «железному занавесу» понятия «конкуренция» между восточным и западным рынком не существовало. Вспомним лишь разработку ЭВМ единой серии ЕС, над разработкой которой трудились 300 тысяч человек — инженеров, техников, ученых, разработчиков. Очевидно разделить страны-участники на три группы по их отношению к развитию вычислительной техники в начале 60 годов: с весомым научным опытом и развитым производством СССР , с развитым научным базисом, но без собственного производства ГДР, Чехословакия, Венгрия, Польша , и те страны, которые не имели ни развитого научного базиса, ни электронной промышленности Болгария, Вьетнам, Куба, Монголия, Румыния.
Интересно проследить за ходом развития научно-технической базы стран СЭВ, рассмотрев некоторые из них отдельно. До начала военных действий в стране проводились различные исследования по полупроводникам, развивалась электронная промышленность. В 1946 году начала свою работу Академия Наук ГДР, в 1991 году она уже насчитывала 58 институтов и более 20 тысяч сотрудников.
Изначально она называлась Берлинской академией наук и была основана еще в далеком 1700 году, но в годы нацистского правления Академию были вынуждены покинуть многие выдающиеся ученые.
В 1960—1970-е гг. Участники СЭВ перешли на систему расчётов по всем видам платежей в коллективной валюте — переводный рубль в 1963 образован Международный банк экономического сотрудничества, начавший операции в 1964 и систему среднесрочного и долгосрочного кредитования в 1970 образован Международный инвестиционный банк. Основополагающими документами стали Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ 1971 , Организационно-методические, экономические и правовые основы научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ и деятельности его органов 1972. В 1972—1974 гг. В 1975 г. К концу 1970-х гг.
Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике?
Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л. Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве.
Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе. Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы. Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка.
Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора. Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы. Следы этого документа впервые обнаружила в архивах бывшей ГДР финская исследовательница Суви Кансикас, а затем был найден и сам документ, который не существовал в описи. В нем оказались не только спорные вопросы, но и те из них, которые не хотелось излишне светить: отношения с третьими странами, развитие электроники и перспективы создания единой электронно-вычислительной системы стран СЭВ. Но при анализе итогов развития Совета можно зайти совершенно с другого ракурса. Например, с 1960 года существует Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ , которая изначально предполагала более свободную, без жесткого администрирования, форму интеграции, чем Евросоюз.
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса. Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит. Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс.
Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…». В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны. Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество ЕЭС.
Как сказал в беседе с корреспондентом "Ъ" представитель чехо-словацкой делегации, это крайне затрудняло нормальное развитие международных экономических отношений восточноевропейских стран, которые заинтересованы в сотрудничестве со многими международными организациями, и прежде всего с ЕЭС. Так, например, Венгрия серьезно рассматривает вопрос о вступлении в ЕЭС. По мнению многих специалистов, переход в рамках новой организации на рыночные принципы взаимоотношений приведет к ослаблению экономических связей СССР со странами - членами бывшего СЭВ. По мнению специалистов, при переходе к рынку, расчетам в СКВ и использованию мировых цен привязанность стран - членов СЭВ к советскому рынку значительно уменьшится. Ослаблению связей этих стран с СССР будет способствовать и нехватка у обеих сторон свободно конвертируемой валюты, а также приоритетная заинтересованность восточноевропейских стран в развитии экономических связей с Западом. Как сказал на прошедшей 5 января пресс-конференции в СЭВ заместитель Председателя СМ СССР Степан Ситорян, СЭВ не прекращает свою работу, а преобразуется в новую организацию потому, что между странами - членами бывшего совета "возникли определенные экономические отношения, которые ломать не стоит".
В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Формально СЭВ был распущен в 1991 году.
75 лет назад был создан Совет Экономической Взаимопомощи
Создан Совет экономической взаимопомощи | Решения СЭВ не имели для стран-членов обязательного характера (за исключением решений по организационным и процедурным вопросам), носили рекомендательный характер. |
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР | Аргументы и Факты | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. |
Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) | Новости часа читайте на Взгляде. |
Журнал Международная жизнь - Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего | Развитие вычислительной техники в России, странах бывшего СССР и СЭВ (SORUCOM 2023). |
75 лет назад был создан Совет Экономической Взаимопомощи | Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. |
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР
Последние новости, фото и видео-материалы, пресс-конференции. Информация о деятельности сенаторов и Председателя СФ Валентины Матвиенко. Для понимания истории Холодной войны следует знать, какие государства создали союз СЭВ и какие страны принимали участие в его деятельности до конца 1980-х. Советские лидеры, создавая СЭВ, предвидели, что «братские страны» Восточной Европы станут рассматривать СССР как сырьевой придаток. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. Изначально Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) задумывался руководством СССР как организация для экономической координации стран советского блока.
Новости часа
Международный фестиваль исторических автомобилей стран СЭВ «Восток-Запад» - Календарь событий | К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным. |
Совет экономической взаимопомощи — Википедия с видео // WIKI 2 | Морское право. Current: Новости судоходства стран – членов СЭВ. |
Совет экономической взаимопомощи. Большая российская энциклопедия | 70 лет назад, в январе 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). |
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР
70 лет назад, в январе 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). настало, пожалуй, время подбить баланс по странам соцлагеря, ибо число выявленных значительно. Координаторами МОИ-СЭВ избраны представители общественных организаций, подписавших Установочное Соглашение-протокол МОИ-СЭВ стран и народов.
Новости часа
В регулярные занятия физической культурой и спортом вовлечено 49,4% граждан нашей страны. Страны помогали развивать экономику друг-друга: например, совместно странами СЭВ был построен медно-молибденовый гороно-обогатительный комбинат в Восточной Монголии. Совместными усилиями страны-члены СЭВ решали проблему повышения плодородия почв за счет использования органических минеральных удобрений. Важной целью СЭВ было поднять отстающие страны до уровня передовых индустриально развитых стран. Интеграция стран в рамках СЭВ принципиально отличалась от капиталистических интеграционных альянсов. Взаимное сотрудничество стран-членов СЭВ обеспечивало их относительно стабильное экономическое развитие на протяжении 60-х — 70-х годов.
Отголоски былой дружбы: экономические успехи СЭВ в ходе развития интеграционных процессов
Поначалу разобраться в этом было сложно: мешал бюрократический и казуистический язык. Необходимо было определить логику исследования, а также исторический контекст, в котором осуществлялся научный поиск. Одновременно возник вопрос, касающийся периодизации истории организации и совместимости этапов ее развития с теми циклами реформ и преобразований, которые происходили в СССР и странах-союзницах. При И. Сталине СЭВ рассматривался как региональная альтернатива плану Маршалла. Но, уже, начиная с середины 1950-х годов, отношение к Совету меняется: выдвигаются предложения войти в организацию Китаю, а с 1962 года и Монголии.
Хрущев, учитывая меняющуюся политическую карту мира и международную обстановку, рассматривал СЭВ как ядро мировой системы социализма с участием всех стран, симпатизирующих СССР и встающих на социалистический путь в рамках процесса деколонизации. Наконец, при Л. Брежневе, особенно в период «разрядки», СЭВ приобрел особое значение: в его рамках осуществлялось как сотрудничество, так и противодействие на международной арене. Важное значение для СЭВ имели события 1968 года в Чехословакии и их отголоски, причем те тенденции, которые прекратились на внутриполитическом уровне, продолжали поддерживаться на уровне внешнеполитическом и межгосударственном. Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-1983 годах Николай Фадеев, начиная с 1969 года, придал этой организации особое звучание и продвигал ее именно как глобальную организацию.
Последний аспект особенно важен: при всех событиях «холодной войны» организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. Согласно позиции М. Липкина, хотя статистические данные роста и снижения товарооборота между странами-членами, реализованных крупных и инфраструктурных проектов имеют важное значение для понимания логики развития Совета, но нельзя забывать о том, что ключевым элементом в развитии СЭВ были не цифры, а убежденность в способности построить альтернативную интеграционную модель и распространить ее на весь мир. Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. В условиях начинающейся холодной войны нужна была контрорганизация, которую можно противопоставить в рамках экономического объединения Западной Европы по плану Маршалла.
Важным фактором была и «внутренняя холодная война»: в 1948 году начался советско-югославский конфликт. Задача Москвы была в том, чтобы способствовать переориентации балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Но уже через год после смерти Сталина, в 1954 году Югославия начинает участвовать в деятельности ряда структур СЭВ: экономические интересы оказались выше разногласий. Напомним, что интеграция Западной Европы началась с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС , а в 1957 году - Европейского экономического сообщества. К интеграции стремились и к востоку от Одера и Нейсе, но если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной, то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки убрать параллелизм.
Проще говоря, необходимо было определить, какая страна будет специализироваться на определенной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга. Конечно, в процессе обсуждения путей развития страны проявляли и определенную долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование. В свою очередь, Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, и будучи связан с ним целым пулом союзников, он вынужден был постоянно согласовать с ними свою линию.
Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене.
Одним из принципов социалистической интеграции было выравнивание уровней экономического развития стран-членов. Поэтому в отношениях некоторых стран была даже некоторая асимметрия, имела место не взаимопомощь, а, скорее, помощь более сильных более слабым. К разряду более сильных безусловно относился и Советский Союз. Имеется обширная статистика, которая показывает, что для СССР созданная в 1949 году организация была в большей степени Советом экономической помощи другим странам нежели взаимопомощи. Достаточно сказать, что только в период с 1947 по 1957 годы общая сумма кредитов в рамках «семерки» СЭВ составила 30 млрд.
Советский Союз экспортировал в другие страны СЭВ больше, чем импортировал из них. За период 1975-1985 гг. Были, конечно, и проблемы в СЭВ, которые решались не всегда вовремя и не всегда в полной мере. Кое-какие из проблем освещены в книге доктора исторических наук, директора Института всеобщей истории РАН Михаила Липкина «Совет Экономической Взаимопомощи: и сто р ический опыт ал ьтернативного глобального мироустройства 1949-1979 ». Исследование базируется на обширных архивных материалах. Хотя позиции Советского Союза в рамках альянса были доминирующими, однако Москва своим положением не злоупотребляла.
Для нее единство в рамках Совета а также в рамках военной организации Варшавского договора, созданной в 1955 году было важнее, чем коммерческие и финансовые выгоды. Они добивались решений и соглашений, которые были, как выше отмечено, не «взаимопомощью», а «односторонней помощью» со стороны Советского Союза. Некоторые страны считали, что членство в СЭВ ограничивало их суверенитет. В том числе лишало их возможности активно сотрудничать с Западом. По этой причине Югославия так и не решилась получить статус полноценного члена Совета, оставаясь лишь его ассоциированным членом. С некоторыми социалистическими странами обострились политические и идеологические противоречия.
В частности, албанские коммунисты во главе с Энвером Ходжой восприняли действия Хрущёва особенно его так н азываемое «раз облачение культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС как противоречащие марксистско-ленинскому учению. В де кабр е 1961 года произошел полный разрыв отношений между странами. В это же время Албания также покинула СЭВ. В это же время Китай также по политическим и идеологическим причинам отказался от статуса ассоциированного члена хотя до кризиса советско-китайских отношений в конце 1950-х годов Пекин заявлял о своей готовности стать первым неевропейским полноценным членом Совета. Интеграция в рамках СЭВ затормозилась с середины 70-х годов. В немалой степени этому способствовал мировой энергетический кризис, который привел к четырехкратному росту цен на «черное золото».
Цирк и Акробатика 13 подписчиков Подписаться В 11-м выпуске проекта «Встречи с издателем» обсуждаем с членом-корреспондентом РАН, директором Института всеобщей истории РАН Михаилом Липкиным книгу «Совет Экономической Взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства 1949—1979 ». В очередном выпуске проведем исторический анализ развития Совета Экономической Взаимопомощи СЭВ за первые 30 лет его существования с позиций глобальной и транснациональной истории, проследим эволюцию политико-экономического и идейного наполнения СЭВ в разные периоды существования организации, а также акцентируем внимание на взаимосвязи между внутренними реформами в странах СЭВ и внешними изменениями в социалистическом содружестве.
В июне 1991 г. Шейнин Эдуард Яковлевич. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2015. Опубликовано 30 сентября 2022 г. Последнее обновление 30 сентября 2022 г. Государство и его институты, История Европы.
Публикации с меткой: сэв
К концу 1950-х гг. страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) из-за роста промышленного производства остро нуждались в нефти. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. Страны помогали развивать экономику друг-друга: например, совместно странами СЭВ был построен медно-молибденовый гороно-обогатительный комбинат в Восточной Монголии. Европейский Союз планирует отказаться от транзита российского газа через территорию Украины, заявила еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон по итогам заседания.