За операцией по спасению 104 членов экипажа советского парохода "Челюскин", затонувшего в Чукотском море, следил весь мир. 13 февраля пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина был раздавлен льдами и затонул в Беринговом проливе.
Ледокол "Челюскин": история и судьба
Когда услышали самолёт, радости не было предела… Сами влезть в самолет не могли, подсаживали мужчины. Ляпидевский расстроился, увидев, какие мы грузные и толстые. На нас были надеты малицы и валенки колоссального размера». Тогда он забрал всех детей и женщин, которых на льдах было 12 человек. Операция по спасению продлилась ещё более месяца. Людей вывозили в ближайшее чукотское поселение Ванкарем.
Большинство членов экспедиции были спасены с 7 по 13 апреля. Советские воздушные асы совершили невероятное: они не только добрались до лагеря челюскинцев, но и за 24 рейса спасли с дрейфующей льдины 102 человека! Ледовое поле разрушалось, а 9 апреля серьёзно пострадала взлётная полоса. Но лётчики продолжали летать! Последними ледовый лагерь покинули капитан «Челюскина» Воронин и радист Кренкель.
Через сутки мощный шторм полностью разрушил лагерь. Спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов. Первыми награждёнными стали командиры экипажей самолетов, вывозивших челюскинцев — 7 человек, среди которых были знаменитые Николай Каманин и Михаил Водопьянов.
Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам. И весит она около 100 килограммов. Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям.
Зато, в музее имени Эрнеста Кренкеля вот такой интересный экспонат. Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности. Все это белое, лед. Можно не увидеть эти торосы. Лететь там, конечно, я не представляю, как это можно лететь», — рассказывает внук советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Михаил Болдырев. Первым рейсом из лагеря Шмидта вывезли женщин и детей.
Прям такие очень большие.
На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, он замешкался на палубе корабля, и его придавил сместившийся груз. На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей — члены семей полярников, направлявшихся на остров Врангеля. По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Нелегкие будни Первые три дня на льду дались челюскинцам тяжело: все жили в брезентовых палатках при температуре ниже 30 градусов по Цельсию. Потом жизнь удалось обустроить. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна стройматериалам построили бревенчатый барак, кухню и сигнальную вышку. Была даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! По вечерам Отто Шмидт читал коллегам лекции по философии.
Каждые сутки гидрологи и геодезисты определяли точное место лагеря. Дрейф льда не прекращался, а значит нужно было регулярно вычислять координаты своего местоположения. Подготовкой взлетно-посадочной полосы для самолетов полярной авиации поочередно занимались все участники экспедиции, разбившись на бригады. Он на протяжении всего дрейфа жил вместе с двумя товарищами в пяти километрах от основного лагеря, приглядывая за полем, служившем аэродромом. Погосов взял на себя ответственность за прием и отправку самолетов, руководил действиями бригад по уборке снега. Семеро смелых К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. Поиски проводились в сложнейших условиях: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильный ветер и пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й ее нашел.
Он вывез на "большую землю" женщин и детей. Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц. Последнюю группу сняли со льдины и доставили на материк 13 апреля 1934 года.
В 13:00 начались толчки льда, а спустя 20 мин. Высота ледяного вала, двигавшегося на судно, доходила до 8 метров. Лед разорвал обшивку «Челюскина» в районе машинного отделения на протяжении 10—15 м, потом сжатие прекратилось. Были сорваны с фундамента рабочий паровой котел, механизмы, находящиеся на левом борту. Из-за перекоса фундамента остановилась паровая динамо-машина, после чего погас свет. Сразу же последовала команда о выгрузке на лед. Выгрузка на лед Выгрузку провели организованно, потому как это было отработано заранее. Сжатие возобновилось через полтора часа: лед порвал бортовую обшивку в районе первого и второго носовых трюмов, нос парохода «Челюскин» стал быстро погружаться в воду. В это время на лед удалось переправить бортовой самолет Ш-2. В эфир ушла последняя радиограмма, и радиостанцию также пришлось снять. На лед успели выгрузить все намеченное имущество, однако на борту еще оставалось 15 человек в том числе — руководство экспедиции , которые продолжали сбрасывать на лед предметы, которые могли пригодиться впоследствии. Капитан отдал команду «Все на лед! Покинуть судно! Последними ушли с судна капитан и начальник экспедиции. Завхоз Борис Могилевич, сбитый с ног катящимися бочками и обломками рушившихся палубных построек, оказался придавлен к палубе и погиб. На лед сошло 104 члена команды и зимовщики среди них 10 женщин и 2 ребенка. На льдине появился «Лагерь Шмидта», который назвали по имени начальника экспедиции.
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Отряд комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества в Арктику обследовал пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море. 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. ков: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». Ровно 90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин».
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
Тем не менее челюскинцы каждый день ходили на расчистку оборудованного на льдине аэродрома. В роковой для «Челюскина» день ветер с утра подскочил с 5 до 7 баллов. Огромный ледяной вал живым чудовищем надвигался на корабль. В 12 часов обрушился первый удар, настолько сильный, что корабль вздрогнул и заскрежетал. С левого борта слышался пулеметный треск — лед пробил обшивку и сквозь зияющие проломы вползал в каюты. Люди, быстро разделившись на группы, начали выгружать все необходимое на лед. Работа была четко организована, никакой паники. Благодаря тому, что льды, сжавшие «Челюскин», оставались на месте в течение двух часов, выгрузить удалось многое. Как только лед немного расступился, корабль пошел ко дну, унося с собой в пучину и замешкавшегося завхоза корабля Могилевича. Всем остальным удалось спастись, включая грудную Карину и годовалую Аллу Буйко. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине.
В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним — камбуз и смотровую вышку. После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов. Женщины шили из брезента рукавицы для работы — меховые в сложившихся условиях сразу же намокали и становились бесполезными. На доске, пригвожденной к двум воткнутым в снег жердям, появилась стенгазета «Не сдадимся! Дрейфующим на льдине по воле ветра людям даже в голову не приходило, что их могут бросить на произвол судьбы в ледяном безмолвии, они твердо верили, что будут спасены, что Родина не оставит их в беде. Лед под лагерем челюскинцев тем временем жил своей жизнью. То вдруг трескался под палатками с продуктами, то растаскивал, разрывал пополам жилой барак, то вздымался торосами на расчищенном с таким трудом аэродроме.
Приходилось перетаскивать имущество в другое место и снова начинать строительство. Наконец 5 марта летчик Ляпидевский на своем АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины 10 женщин и двоих детей.
Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.
Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или американских «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена.
Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39!
Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение.
Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана".
Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель.
Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине.
Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях.
Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт.
Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг.
Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана.
Проводку каравана СВЭ осуществлял ледорез «Литке». В навигацию 1933 года авиаобеспечение морских операций в Восточном секторе Арктики осуществляла группа Красинского. Таким образом, видно, что трасса СМП в навигацию 1933 года на всем своем протяжении представляла собой оживленную судоходную магистраль, на которой работали десятки судов и тысячи людей. Обратим внимание и на активную роль полярной авиации в навигацию 1933 года, значительно более существенную, чем в навигацию 1932 года. Что представлял собой сам пароход?
Это судно, построенное в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» по заказу Наркомвода, должно было использоваться на трассе Владивосток — устье Лены, то есть для Восточных Ленских экспедиций. Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода. Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде. Этот факт отмечал также и капитан Владимир Воронин. Пароход «Челюскин» «Лена» на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". Еще перед выходом в поход Отто Шмидт в интервью газете «Известия» говорил: «Судя по многочисленным вопросам и откликам, наша общественность весьма интересуется вопросом, почему экспедиция сквозного плавания по Ледовитому океану отправляется не на мощном "Красине", "Сибирякове", а на "Челюскине", который вовсе не ледокол.
На ледоколе Великий Северный путь уже пройден. Поход "Сибирякова" доказал проходимость Ледовитого океана и не нуждается в проверке. Наша задача освоить путь, и ближайшее звено — это найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной. Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза». Шмидт признавал, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет». Но рассчитывал, что экспедиция, помимо прочих задач, выявит, как нужно изменить проект при постройке будущих судов.
Далее в этом же интервью Шмидт рассказывает о планах экспедиции: «Если же льды его "Челюскина". И мы будем иметь первую проводку грузового судна ледоколом». Таким образом, поход «Челюскина» не задумывался как автономное плавание. Напротив, планировалось, что экспедиция будет работать во взаимодействии с Ленской, а в Восточном секторе — с Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, то есть экспедиция на «Челюскине» рассчитывала на ледоколы и авиацию вышеуказанных экспедиций. Как известно, этим планам не суждено было сбыться. В сентябре, выводя суда Северо-Восточной экспедиции Наркомвода, получил тяжелые повреждения ледорез «Литке».
Гибель “Челюскина” О пароходе и людях его православных
Построен в Дании, спущен на воду 11 марта 1933 г. Первоначальное название — «Лена», переименован 19 июня 1933 г. Водоизмещение 7,5 тыс. В 1933 г. Начальник экспедиции — О. Шмидт , капитан — В.
Их спасатели — летчики-полярники — стали первыми Героями Советского Союза.
Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. До успешного завершения предприятия судну не хватило какой-то пары десятков миль — именно столько отделяло его от чистой воды в Беринговом проливе, но до него так и не удалось дойти. Затертый льдами пароход начал дрейфовать обратно на восток, в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами. Все находившиеся на его борту к тому моменту, за исключением завхоза, погибшего во время эвакуации, переселились во временный лагерь на льдине и подали сигнал SOS. Уже на следующий день в Москве была спешно сформирована правительственная комиссия по организации спасения челюскинцев во главе с председателем Комиссии советского контроля при Совнаркоме Валерианом Куйбышевым. Основные надежды возлагались на корабли, поскольку это был привычный и проверенный способ.
Но в этот раз именно он и не сработал. Самый мощный советский ледокол «Красин», лидер ледокольного флота СССР, пришлось отправлять на спасение челюскинцев вокруг света — через два океана и Панамский канал. А оказавшиеся ближе всех к месту трагедии на Дальнем Востоке ледорез «Литке» и пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» еще с осени, когда стало понятно, что «Челюскин» ложится в дрейф, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. В этих условиях оставалось только два реальных варианта спасения: собачьи упряжки и самолеты. Но первые без вторых были беспомощны: точных координат льдины, на которой зимовали челюскинцы, не было. Искать их лагерь предстояло с воздуха.
А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы. А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский.
Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд.
В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема.
Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина". Фото: "Родина" А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"?
Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения - к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру - Каманину - и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего. Галышева и Пивенштейна отметили "Красной Звездой" как "летчиков резерва". Тот же орден получили все участники зимовки, кроме детей. Судьбы челюскинцев сложились по-разному. Вторым пилотом у Водопьянова был Бабушкин за этот полет его отметили званием Героя , радистом папанинской четверки - Кренкель, сопровождающим до полюса - Шмидт. В 1938 году Бабушкин погиб в авиакатастрофе, а обоих заместителей Шмидта по челюскинскому походу Алексея Боброва и Илью Баевского расстреляли. Капитан Воронин в 1952 году умер в Арктике - у него случился инсульт прямо на мостике ледокола "Иосиф Сталин". Каманин, самый молодой из первых Героев, в звании генерала и должности помощника главкома ВВС готовил к полетам первых космонавтов, включая Юрия Гагарина, родившегося в дни челюскинской эпопеи.
Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. До сентября 1933-го пароход шел точно по маршруту. Даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для «Челюскина» стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась.
Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, ничего не трещит, все нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели. И в тот день, в ту ночь барак разорвало на две части», — рассказывает дочь участника экспедиции «Челюскин» геодезиста Василия Васильева Карина Васильева.
Трагедия «Челюскина»
Но, несмотря на крушение парохода «Челюскин», члены экспедиции выполнили главную задачу — проходимость северного морского пути была доказана. Полярная экспедиция на «Челюскине» должна была повторить состоявшийся в 1932 году поход ледокольного парохода «Сибиряков», впервые в истории прошедшего за одну навигацию по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива. «Челюскин» благополучно прошел три четверти пути, преодолев Баренцево море, Карское, море Лаптевых и Восточно-Сибирское, но уже в конце пути, в Чукотском, пароход был зажат многолетними льдами и 23 сентября 1933 года оказался полностью заблокирован. 13 апреля 1934 года в водах Чукотского моря были спасены экипаж и участники экспедиции парохода "Челюскин". Лишь два года спустя еще одна группа исследователей сообщила сенсационную новость о нахождении «Челюскина». 13 апреля 1934 года закончилась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин», за которой следила вся страна.
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
"Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин. В первой ноте речь идет о пароходе «Челюскин».
История спасения «Челюскина»
Ледокол "Челюскин": история и судьба | «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан. |
Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин» | Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин. |
Ледокол "Челюскин": история и судьба
Хотя опытные морские волки Отто Шмидт и капитан Воронин понимали: новый пароход «Челюскин» не готов к такой миссии. 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. Об истории спасения экипажа «Челюскина» расскажем 17 февраля в 15:00. ков: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». Сначала власти СССР создали проблему, отправив неподходящий для Арктики пароход в ледовое плавание, а затем героически спасали экипаж и пассажиров «Челюскина». Провожаемый тысячной толпой, пароход «Челюскин» отошел от набережной Мурманска 10 августа 1933 года.
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»
Этому походу придавалось большое значение в освоении Северного морского пути, простирающемуся от новоэемельских проливов до порта Провидение на 5600 км. Но продолжительная суровая зима в тех широтах и короткое полярное лето обусловливают тяжелую ледовую обстановку, в изучение которой следовало внести свой вклад снаряженной экспедиции. Руководителем экспедиции был назначен полярный исследователь ученый Отто Юльевич Шмидт. Он в 1929 и 1930 гг. До Берингова пролива все шло по плану. Ежедневно проводились наблюдения за перемещением льдов, атмосферные наблюдения, другие исследования.
С большой землей поддерживалась устойчивая свяэь. В Беринговом проливе пароход был затерт льдами и вынесен в Чукотское море. Усилия экипажа спасти пароход на плаву не увенчались успехом, раздавленный льдами 13 февраля он затонул. Участники экспедиции высадились на лед.
Выгрузка на лед Выгрузку провели организованно, потому как это было отработано заранее. Сжатие возобновилось через полтора часа: лед порвал бортовую обшивку в районе первого и второго носовых трюмов, нос парохода «Челюскин» стал быстро погружаться в воду. В это время на лед удалось переправить бортовой самолет Ш-2. В эфир ушла последняя радиограмма, и радиостанцию также пришлось снять.
На лед успели выгрузить все намеченное имущество, однако на борту еще оставалось 15 человек в том числе — руководство экспедиции , которые продолжали сбрасывать на лед предметы, которые могли пригодиться впоследствии. Капитан отдал команду «Все на лед! Покинуть судно! Последними ушли с судна капитан и начальник экспедиции. Завхоз Борис Могилевич, сбитый с ног катящимися бочками и обломками рушившихся палубных построек, оказался придавлен к палубе и погиб. На лед сошло 104 члена команды и зимовщики среди них 10 женщин и 2 ребенка. На льдине появился «Лагерь Шмидта», который назвали по имени начальника экспедиции. После гибели судна выгруженное имущество было тщательно осмотрено, стройматериалы решили использовать для обустройства лагеря.
Построили барак и камбуз, поставили несколько палаток. Для приема самолетов на льду постоянно расчищалась площадка. Смогли установить радиосвязь с материком. Место расположения лагеря довелось менять несколько раз, его выбирали в зависимости от расположения трещин во льду. Спасение челюскинцев.
Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.
История спасения экипажа парохода "Челюскин"» Тема выбрана не случайно — 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Операция по спасению ста четырех человек, дрейфующих на льдине, заняла у советских авиаторов два месяца. Сквозь лед, туман и арктический холод летчики пробирались к людям. Об истории спасения экипажа «Челюскина» расскажем 17 февраля в 15:00. Справка: «Челюскин» — советский пароход. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены отсюда и первоначальное название судна «Лена» и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах» англ.
Трагедия «Челюскина»
Но, несмотря на крушение парохода «Челюскин», члены экспедиции выполнили главную задачу — проходимость северного морского пути была доказана. Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин. Более 70 лет минуло после героической эпопеи спасения челюскинцев – Самые лучшие и интересные новости по теме: Экспедиция Челюскина, истории на развлекательном портале Провожаемый тысячной толпой, пароход «Челюскин» отошел от набережной Мурманска 10 августа 1933 года. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- 17 февраля / Лекция «Трагедия в Чукотском море. История спасения экипажа парохода "Челюскин"»
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- 90 лет назад погиб пароход «Челюскин» - Год Литературы
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Исследователи впервые провели качественную съёмку затонувшего «Челюскина»
- История спасения «Челюскина»