11 февраля 2024 года в Москве на 99-м году жизни скончалась Нина Михайловна Молева, писатель, историк русской культуры и искусства, искусствовед. Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева умерла в возрасте 98 лет. Об этом сообщили в пресс-службе Минкультуры.
Печальная, интересная и поражающая новость.
НИНЕ МИХАЙЛОВНЕ МОЛЕВОЙ 98 ЛЕТ | Молева Нина Михайловна — советская и российская писательница, историк, искусствовед. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведческих наук, профессор, член Союза писателей и Союза художников России. |
Откуда у искусствоведа Нины Молевой появилась коллекция картин, стоимостью в 2 миллиарда долларов | Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева скончалась в возрасте 98 лет, сообщили РИА Новости в пресс-службе Министерства культуры России. |
А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг - Российская газета | 11 февраля 2024 года в Москве на 99-м году жизни скончалась Нина Михайловна Молева, писатель, историк русской культуры и искусства, искусствовед. |
Нина Молева: в госпитале я научилась спать стоя (часть 1) | 89-летняя Нина Молева из Москвы, искусствовед и владелица уникального собрания картин, стоимостью несколько десятков, а, может, и сотен миллионов долларов, завещала коллекцию президенту России. |
НИНЕ МИХАЙЛОВНЕ МОЛЕВОЙ 98 ЛЕТ
Искусствовед Нина Молева ушла из жизни и завещала свою коллекцию президенту России. Нина Молева с 1955 года состояла в браке с художником и теоретиком искусства Элием Белютиным, после кончины которого стала владелицей уникального собрания картин. 89-летняя Нина Молева из Москвы, искусствовед и владелица уникального собрания картин, стоимостью несколько десятков, а, может, и сотен миллионов долларов, завещала коллекцию президенту России. Молева Нина Михайловна родилась 5 декабря 1925 года в Москве. В 1945 году окончила Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре, в 1947 году — искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ. Нина Молева родилась и всю жизнь прожила в Москве. В её активе монографии о русских живописцах Иване Никитине, Фёдоре Рокотове, Дмитрии Левицком, Владимире Боровиковском и других. Писательница, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева скончалась на 99-м году жизни. Об этом РИА «Новости» сообщили в пресс-службе Минкультуры РФ.
Скончалась искусствовед Нина Молева, завещавшая Путину легендарную коллекцию
Элий Михайлович стал основоположником течения «Новая реальность» и создал теорию всеобщей контактности, которую отчасти популяризировала Нина Михайловна Молева в своих искусствоведческих работах. У неё, однако, была и своя собственная карьера, не завязанная на заслугах знаменитого супруга: она вела курс психологии создания и восприятия художественного произведения на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, организовывала за рубежом семинары о русской и славянских культурах, преподавала в Швейцарии, писала монографии о русских живописцах. Она также знаменита своими работами по истории русского и зарубежного искусства, а также по древнерусской и старинной московской архитектуре. В течение всей жизни Нина Михайловна совместно с супругом собирали шедевры мировой живописи и скульптуры.
После смерти супруга Молева завещала всю свою бесценную коллекцию Владимиру Владимировичу Путину как юридическому представителю России.
Прокофьев , с 1936 года — в студии художественного слова при Московском доме пионеров педагог Анна Бовшек , художественный руководитель Владимир Яхонтов. В 1936 году удостоилась первой премии на Всесоюзном детском конкурсе, посвящённом 100-летию со дня смерти А. С 1936 по 1942 год была участницей и ведущей торжественных майских и октябрьских концертов в Большом театре , правительственных концертов в Кремле. До конца 1941 года работала санитаркой, операционной сестрой в сортировочном госпитале, участвовала в обороне Москвы.
Прошла путь от подмосковной Немчиновки до Кёнигсберга. В интервью Молевой второй половины 2010-х годов говориться о её близком знакомстве с командующим 2-го Белорусского фронта Константином Рокоссовским. По утверждению Молевой, Рокоссовский лично определил её в разведку за блестящее знание немецкого и польского языков, а после войны настоял на её участии в правительственном приёме в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца по случаю Парада Победы. В мае 1942 года получила диплом артиста-чтеца высшей категории, выступив с зачётным сольным концертом в Октябрьском зале Дома Союзов. Осенью того же года заочно поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ и в Высшее театральное училище имени М.
В 1950 году стала консультантом по искусству отдела культуры ЦК партии, издательского комплекса "Правда". В конце 1960-х годов читала курс лекций о русской и славянских культурах в Варшаве, Париже, Милане, преподавала в университетах Швейцарии. В 1975 году создала и вела до 1989 года Театр сценического рассказа совместно с актерами Малого театра Михаилом Царевым, Еленой Гоголевой, Эдуардом Марцевичем и другими, певцами Большого театра и музыкантами Московской консерватории. Личная жизнь Нина Молева считала, что ее личная жизнь сложилась удачно.
В 1949 году она обвенчалась с художником-авангардистом Элием Белютиным, а через шесть лет, в 1955-м, вышла за него замуж. Единственная моя! Все наши годы ты была моим мотором. Без дня передышки. И ты была моим ничем не заслуженным чудом. Ты не замечала моих истерик, глупостей, капризов, словно видела завтрашний день поверх них... За нашими плечами оказалось 60 лет, которых я никогда не пожелал бы собственной дочери, просто любой женщине", — писал Белютин жене.
В 1975 году Нина Молева создала и вела до 1989 года Театр сценического рассказа совместно с актерами Малого театра. Ранее в Малом театре состоялась премьера спектакля «Мой нежный зверь» в постановке режиссера Андрея Житинкина.
Эта постановка была одной из последних, на читке которой присутствовал многолетний художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Корреспондент MSK1. RU побывала на премьере. Режиссер и актеры спектакля рассказали, как Малый театр живет без легендарного руководителя Юрия Соломина , и поделились своими впечатлениями от спектакля. Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.
Скончалась искусствовед Нина Молева, завещавшая Путину легендарную коллекцию
Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева ушла из жизни в возрасте 98 лет. биография. Молева Нина Михайловна. 5 декабря 1925, Москва, СССР — 11 февраля 2024, Москва, Россия. Советская и российская писательница, историк, искусствовед, театральный деятель. Нина Молева — доктор исторических наук, член Союза писателей и Союза художников России и автор более 120 книг по истории русского и зарубежного искусства.
Ушла из жизни искусствовед Молева, завещавшая личную коллекцию Путину
Впрочем, искусствоведческая стезя была ближе Нине Михайловне по духу, так как параллельно она училась на искусствоведа в филологическом отделении МГУ и уже после войны выбрала для себя именно стезю изучения искусства. Она занималась активным исследованием творчества Павла Петровича Чистякова, но ближе к шестидесятым её заинтересовало современное советское искусство, не вписывающееся в догматы социального реализма. Отчасти это обусловлено влиянием мужа — художника Элия Белютина, экспериментатора и авангардиста. Он был одним из тех творческих деятелей, чьи картины были сняты с выставки в Манеже во время знаменитого посещения Никиты Сергеевича Хрущёва. Элий Михайлович стал основоположником течения «Новая реальность» и создал теорию всеобщей контактности, которую отчасти популяризировала Нина Михайловна Молева в своих искусствоведческих работах. У неё, однако, была и своя собственная карьера, не завязанная на заслугах знаменитого супруга: она вела курс психологии создания и восприятия художественного произведения на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, организовывала за рубежом семинары о русской и славянских культурах, преподавала в Швейцарии, писала монографии о русских живописцах.
А еще прославиться своей пламенной речью 22 июня 1941 года — в день начала Великой Отечественной войны, которая вдохновила многих старшеклассников отправиться на фронт. Меня выбрали для обращения к советским ребятам потому, что с 1939 года я возглавляла актив школьников Москвы и не раз уже была участницей и ведущей торжественных концертов в Большом театре и правительственных концертов в Кремле. Мое выступление состоялось через два часа после исторической речи Вячеслава Молотова. В то напряженное время никто и не подумал о том, чтобы подготовить речь для меня — обычной школьницы.
Мне пришлось сочинять ее буквально на ходу. Я начала с того, что у нас было замечательное детство, у нас были школы и дома пионеров, все виды кружков, пионерские лагеря. И все это было бесплатно. А теперь враг отнял у нас это счастливое детство, поэтому мы должны помочь старшим, и каждый из нас должен сам решить, в чем и как он может быть полезен стране. И что Победу мы должны завоевать вместе со взрослыми, наравне с ними. Теперь, сказала я, наш лозунг «Будь готов! Нина Молева, 15 лет, председатель актива школьников Москвы На войне не бывает страшно.
Супруг скончался в 2012 году на 87-м году жизни. С 1870-х годов предки Белютина коллекционировали работы старых известных художников. Коллекция насчитывает около тысячи предметов и картин, включая Леонардо, Рубенса, Рембрандта.
С 1958 по 1964 гг. С 1968 г. В 1975-1989 гг. Царевым , Е. Гоголевой , Э. Марцевичем и другими певцами Большого театра и музыкантами Московской консерватории организовала и вела Театр сценического рассказа.
Молева Нина Михайловна
Гоголева, М. Царев, Б. Телегин, Эдуард Марцевич, Георгий Куликов и др.
В одном из интервью она, например, рассказала о своем личном знакомстве с легендарным маршалом Советского Союза, в то время командующим 2-м Белорусским фронтом Константином Рокоссовским. О том, что командующий, узнав о ее хорошем знании немецкого и польского языков, помог ей однажды в просьбе отправиться в разведку.
И не ошибся: благодаря разведданным, собранным юной разведчицей, удалось спасти от уничтожения два небольших польских города. А с начала Великой Отечественной войны до конца 1941 года Нина Молева работала санитаркой и операционной сестрой в сортировочном госпитале, участвовала в обороне Москвы. Прошла фронтовой путь от подмосковной Немчиновки до Кёнигсберга, была контужена. Демобилизовалась в звании старшего лейтенанта.
Не забыл о ней маршал Рокоссовский и после войны - рекомендовал девушку в группу участников правительственного приёма в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца по случаю Парада Победы. Сегодня Нина Михайловна Молева по-прежнему при деле. Она доктор исторических наук, кандидат искусствознания, профессор, искусствовед, историк-краевед, ее лекции собирали огромные аудитории не только в МГУ и в Литературном институте им. Она - автор свыше 80 романов и 400 публикаций в прессе, посвященных деятелям культуры и искусства, очерков по древнерусской архитектуре.
Реклама на веке Все написанное Молевой пронизано неравнодушием к тому, что составляет культурное наследие страны, Москвы, ставшей, по выражению поэта Евгения Долматовского, «надеждой мира, сердцем всей России». Как справедливо считают ее коллеги, Нина Михайловна - не бесстрастный фиксатор, прячущийся за «историческую объективность». История — это прежде всего люди, убеждена Молева, а поступки «субъектов» исторического процесса и сделали Россию такой, какой мы ее знаем.
Благодаря большому наследству от отца он собрал большую коллекцию шедевров, в том числе работ европейских живописцев XV—XVII веков.
Среди редких экспонатов — личные вещи писателя Николая Гоголя. В 1900-х годах Иван Егорович хотел построить музей для экспозиции своей коллекции, но его планам помешала Великая Октябрьская революция. Гринев, когда узнал, что большевики приняли решение об экспроприации частных коллекций, решил спрятать свою. Спустя 19 лет он умер от сыпного тифа, но успел сообщить супруге Марии Курбатовой и дочери о спрятанных ценностях.
Благодаря мужу дочери Гринева, итальянцу Микелю Белуччи, коллекция, которая оставалась на чердаке, пополнилась картинами итальянских живописцев.
В Москве на 99-м году жизни скончалась писательница и искусствовед Нина Молева. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу Министерства культуры России. Светлая память уникальному учёному, писателю, воину, удивительной женщине», — говорится в некрологе.
В Москве на 99-м году жизни умерла искусствовед Нина Молева
89-летняя Нина Молева из Москвы, искусствовед и владелица уникального собрания картин, стоимостью несколько десятков, а, может, и сотен миллионов долларов, завещала коллекцию президенту России. Запрягаева нина липатовна последние новости. Мужем Нины Молевой был художник и теоретик искусства Элий Белютин.
НИНЕ МИХАЙЛОВНЕ МОЛЕВОЙ 98 ЛЕТ
новости России и мира сегодня. Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева скончалась в возрасте 98 лет, сообщили РИА Новости в пресс-службе Министерства культуры России. Нина Михайловна Молева родилась 5 декабря 1929 г. Семья жила в Замоскворечье, на Пятницкой ул. Окончила школу № 528 (Замоскворечье, 1-й Ново. биография. Молева Нина Михайловна. 5 декабря 1925, Москва, СССР — 11 февраля 2024, Москва, Россия. Советская и российская писательница, историк, искусствовед, театральный деятель.
Нина Молева
Нина Молева родилась 5 декабря 1925 года в Москве. Отец - Михаил Дмитриевич Молев, кубанский казак из станицы Архангельской, инженер-энергетик, доктор технических наук, преподаватель Московского института стали и сплавов. Мать - Татьяна Ивановна Матвеева, дочь бывшего дежурного штаб-офицера управления инспектора запасных войск Западного фронта полковника Ивана Гавриловича Матвеева и деятеля российского образования, выпускницы математического факультета Сорбонны Софьи Стефановны Лавровой, инженер по электрооборудованию шахт глубокого заложения, доцент, преподаватель Всесоюзного угольного института и Московского горного института. Внучатая племянница театрального актера и режиссера Владимира Тезавровского 1880-1955. В 1931-1936 годах занималась в Центральной экспериментальной лаборатории при Московской консерватории по классам фортепиано и композиции, руководитель профессор Г. В 1936 году поступила в студию художественного слова при Московском доме пионеров, ее педагогами были Анна Бовшек и Владимир Яхонтов. В 1936 году удостоилась первой премии на Всесоюзном детском конкурсе, посвященном 100-летию со дня смерти А. С 1936 по 1942 год была участницей и ведущей торжественных майских и октябрьских концертов в Большом театре, правительственных концертов в Кремле. Как вспоминала Нина Молева, советский лидер Иосиф Сталин , присутствовавший на одном из выступлений, назвал ее «символом русской девочки». Тогда же была избрана председателем актива школьников Москвы. Нина Молева в юности 22 июня 1941 года, через два часа после официального выступления Вячеслава Молотова , объявившего о нападении нацистской Германии на СССР, Нина Молева обратилась по радио к советским школьникам с призывом считать себя «мобилизованными без повесток».
До конца 1941 года работала санитаркой, операционной сестрой в сортировочном госпитале, участвовала в обороне Москвы. Прошла путь от подмосковной Немчиновки до Кенигсберга 2256 выступлений , была контужена.
Их вселили в три комнаты из бывших двенадцати. Мама Элия, которой сравнялось уже 98, объяснила, где искать клад.
Раз про него ничего неизвестно, значит, до сих пор там. На дворе стоял 68-й год... Комната под антресолями принадлежала одним людям, а комната рядом — другим. Между собой соседи так и не решили, чьи эти антресоли, поэтому никто на них почему-то не претендовал.
Нина Михайловна вспоминала, как доставали они с Элием с захламленного запасника картину за картиной, пыльные мешки с статуэтками, с трудом осознавая: дедово наследство материально. И вот конкретно в это я не верю. Не верю в случайность попадания в квартиру дедушки мужа. Разведчицы просто так никуда не попадают!
Как бы там ни было, но Белютину разрешили создать из находок свою частную коллекцию, маленький музей. А ведь Элий Михайлович тоже был на заметке у советской власти. Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Белютин — его собственные произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой приехал консул США, привез грин-карты. Супруги сказали, что не воспользуются приглашением, но тот все равно их оставил.
До 91-го они были невыездными... Хотела России, пришлось президенту Вскоре после развала Союза их пытались ограбить. В квартире сверху подняли весь паркет, пытаясь забраться к Белютиным, пока тех не было дома — уезжали в Италию, — но «подготовленный» для проникновения вниз пол рухнул еще до их отъезда, наделав много шуму. В 90-е и высокие чиновники хотели прибрать коллекцию к рукам, надеясь, что супруги подпишут все нужные документы.
Взамен нам, правда, пообещали ремонт, охрану и заботу. И что в наш музей будет поступать еще какое-то «выморочное» имущество после каких-то покойников. Я, конечно, вовремя поняла, что ничего такого подписывать нельзя. Иначе бы мы с вами сейчас здесь не сидели бы и кофе по моему секретному рецепту не пили», — улыбалась Нина Михайловна.
Именно после категорического отказа супругов делиться пошли слухи, что коллекция так себе и ничего ценного в ней нет. Из-за этого, мол, те с ней и не расстаются. Нина Михайловна не спорила. Она была выше этого.
Только когда в феврале 2012 года 86-летний Белютин умер, она почувствовала, что одна с такой ношей она, пожалуй, не справится. Элий Михайлович Белютин И в свою очередь быстро завещала коллекцию в дар президенту России. Не конкретизируя его фамилию. Я убедила юристов, что как хозяйка коллекции имею право подарить ее кому хочу — «жалаю», как писал Островский; но пришлось сделать оговорку, что президент в данном случае будет являться юридическим представителем государства — впрочем, не все ли равно: были же Рюриковичи и Романовы, их уже нет, а Россия осталась».
Как его фамилия? А я им отвечала: «Дорогие мои, а ну как я сто с лишним лет проживу?
Далее была назначена в труппу Малого театра. Дипломная работа «Атрибуция церкви Климента в Москве», выполненная под руководством академика И. Грабаря, удостоилась Первой премии на Всесоюзном конкурсе научных студенческих работ. По окончании аспирантуры в 1950 году была назначена по распределению консультантом по искусству Отдела культуры ЦК партии, издательского комплекса «Правда», где работала до 1969-го. Совместно с мужем Элием Белютиным в 1953 году выпустила первую книгу «П. Работала над четырехтомной монографией по теории русского изобразительного искусства от середины XVII века до октября 1917 года, заложила теоретические основы художественного направления «Новая реальность», противостоявшего догматам социалистического реализма в СССР.
С 1958 по 1964 год вела курс психологии создания и восприятия художественного произведения на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР. С 1968 года выезжала с курсом лекций о русской и славянских культурах в Варшаву, Париж, Милан, преподавала в университетах Швейцарии. В 1975-1989 годах совместно с актерами Малого театра Михаилом Царевым , Еленой Гоголевой , Эдуардом Марцевичем , а также певцами Большого театра и музыкантами Московской консерватории организовала и вела Театр сценического рассказа. С 2000 по 2008 год - член Комиссии по монументальному искусству при Московской городской думе. Автор монографий о русских живописцах Иване Никитине, Федоре Рокотове, Дмитрии Левицком, Владимире Боровиковском, Павле Чистякове, Константине Коровине, исследований по истории русского и зарубежного искусства, книг о древнерусской и старинной московской архитектуре. Ряд ее произведений переведен на польский, итальянский и французский языки. Коллекция Белютина После смерти мужа 27 февраля 2012 года Нина Молева вступила в права наследования коллекции работ старых мастеров около 1000 предметов, из них около 200 живописных полотен , согласно семейному преданию, основанной дедом Белютина - художником московской конторы императорских театров Иваном Егоровичем Гриневым.
Доктор исторических наук, кандидат искусствознания, профессор, преподавала в МГУ и в Литературном институте им. Один из организаторов и теоретик противостоявшего догматам соцреализма в СССР массового художественного направления "Новая реальность". Создатель нового театрального жанра — сценических рассказов об искусствоведческих исследованиях при участии актеров Малого и Большого театров Е.
Нина Михайловна Молева
Нина Михайловна Молева 1925 года рождения, она была искусствоведом, доктором исторических наук. Написала несколько исторических биографий русских и советских художников. 1 апреля 2013 года Нина Михайловна Молева передала России в лице Президента самую крупную частную коллекцию в нашей стране. Кто такая была Нина Михайловна Молева и насколько ее реальная биография совпадает с тем, что она сама и другие о ней говорили? Запрягаева нина липатовна последние новости.
Умерла завещавшая Путину коллекцию картин на $2 млрд искусствовед Нина Молева
Памяти искусствоведа Нины Молевой | 1 апреля 2013 года Нина Михайловна Молева передала России в лице Президента самую крупную частную коллекцию в нашей стране. |
Молева Нина Михайловна - биография автора, список книг | Издательство АСТ | Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева скончалась в возрасте 98 лет. Об этом сообщили в пресс-службе Минкультуры. Нина Михайловна Молева умерла 11 февраля, уточняет РИА Новости. |
А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг | участница битвы под Москвой, старший лейтенант армейской разведки, заместитель начальника театрально-зрелищной бригады в составе 2-го Белорусского фронта. Вместе с армией прошла путь от Москвы до Кенигсберга. |
В Москве на 99-м году жизни умерла искусствовед Нина Молева | Искусствовед Нина Молева ушла из жизни и завещала свою коллекцию президенту России. |
Умерла писательница и искусствовед Нина Молева
Серия "Очерки зарубежного искусства. Сто адресов русской истории и культуры". Жизнь и творчество Элия Белютина. Анна Петровна. Привенчанная цесаревна. Серия: Золотая библиотека исторического романа. Серия: Романовы. Голоса истории.
Она доктор исторических наук, кандидат искусствознания, профессор, искусствовед, историк-краевед, ее лекции собирали огромные аудитории не только в МГУ и в Литературном институте им. Она - автор свыше 80 романов и 400 публикаций в прессе, посвященных деятелям культуры и искусства, очерков по древнерусской архитектуре. Реклама на веке Все написанное Молевой пронизано неравнодушием к тому, что составляет культурное наследие страны, Москвы, ставшей, по выражению поэта Евгения Долматовского, «надеждой мира, сердцем всей России». Как справедливо считают ее коллеги, Нина Михайловна - не бесстрастный фиксатор, прячущийся за «историческую объективность». История — это прежде всего люди, убеждена Молева, а поступки «субъектов» исторического процесса и сделали Россию такой, какой мы ее знаем. Будучи членом Комиссии по монументальному искусству при Московской городской Думе, она бескомпромиссно отстаивала сохранение облика столицы не в воссозданном, а первозданном виде. Чтобы любой попавший в Москву смог в полной мере окунуться в атмосферу улиц, ту, которой дышали Пушкин, Гоголь, Грибоедов. Одной из самых волнующих глав в книге ее собственной жизни стала Великая Отечественная война, закалившая, научившая никогда не сдаваться, не опускать руки, всегда целеустремленно добиваться своего. Впрочем, целеустремленностью Нина Михайловна отличалась с детства — шутка ли: за восемь классов — ни одной «четверки», круглая отличница! Так что не стоит удивляться тому, что в апреле 1940 года в Колонном зале Дома союзов сверстники избрали ее председателем Совета школьников Москвы. А потом в ее судьбу, как и в судьбы миллионов советских людей, ворвалась жестокая война. Помню, сказала, что совсем недавно мы вместе строили наше счастливое детство, и вот оно кончилось. Теперь надо помочь нашей Москве выстоять.
Муж - художник Белютин Элий Михайлович 1925 г. Один из организаторов и теоретик противостоявшего "социалистическому реализму" массового художественного направления "Новая реальность". Создатель нового театрального жанра «сценических рассказов об искусствоведческих исследованиях» при участии актёров Малого и Большого театров.
Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным, которые помогли ему сделать выбор, и ни разу не ошибся, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа... По ее словам, да Винчи Иван Егорович тоже привез из своей поездки во Францию. Купил в каком-то частном, распродававшемся собрании. В 1919-м году, когда шедевры особенно хорошо шли на растопку буржуйки у победившего пролетариата, дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — того же Микеланджело, спрятал все это в «пустом» пространстве между перепадами потолков в бывшей своей квартире. Большая часть имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров. Чтобы сравнять их, наверху соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. И никто про этот «тайник» не помнил. Да и некому было знать. Владельцев выгнали прочь, оставшееся имущество конфисковали… 12-комнатные хоромы стали рядовой коммуналкой. Комната, хранящая клад, отошла жильцам с правильной биографией. Разведчица или артистка? Много десятилетий спустя в эти хоромы чудом вернётся внук Гринева — художник Элий Белютин с молодой женой Ниной Молевой. Девушкой со, скажем прямо, тоже очень непростой биографией. И ни один из них не эмигрировал! Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом! Уговаривал их, как мог, покинуть страну. Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». А сама Нина росла примерной пионеркой. А к двум часам на станцию Коминтерна привезли 15-летнюю она придерживалась именно этой даты рождения и, судя по последующим событиям, та больше похожа на правду активистку московского пионерского движения Нину Молеву, ведущую детские концерты в Колонном зале Дома союзов, с тем, чтобы девочка обратилась ко всем ребятам Советского Союза. Так-то я не помнила, что говорила набело, теперь могу пересказать: «Ребята, у нас было очень хорошее детство, — сказала я своим сверстникам. Каждый на своем месте». За годы войны, по ее словам, Нина вместе с фронтовыми бригадами участвовала в 2256 концертах. И вот здесь ее биография несколько просядет. Потому что простой 20-летней девушке, пусть даже и гастролировавшей про фронтам, вряд ли бы вручили свой золотой крест поляки — символ воинской славы их страны, внешний вид этой награды не менялся с XVII века. Когда мы беседовали с Ниной Михайловной, она показала этот крест и про разведку сказала тоже, но в чем именно заключался ее подвиг, так и не призналась. А моя война уже кончилась, я была свободным человеком... Их следующая встреча произошла только спустя несколько лет в Исторической библиотеке. Элий заканчивал аспирантуру, Нине оставалось еще учиться.