Югорчане увидят «Грозу» Островского в интерпретации белорусского режиссера.
Гроза. Пьесы
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». 165 лет Островский А. «Гроза» Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке.
Фестиваль «Вперед к Островскому!» подарил зрителям несколько вариаций «Грозы»
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" - МК | Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. |
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" | Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. |
"Гроза" Островского - это пьеса о неправильном воспитании. Сейчас она очень актуальна | Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. |
Краткое содержание «Грозы». Пьеса А. Н. Островского за 10 минут
Я б его уважил. Больно лих я на девок-то! Проходят Дикой и Борис, Кулигин снимает шапку. Шапкин Кудряшу. Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй. Те же. Дикой и Борис. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Пропади ты пропадом! Праздник; что дома-то делать.
Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет? Я и слушаю, что ж мне делать еще! Дикой посмотрев на Бориса.
Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался! Плюет и уходит. Явление третье Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. Уж какая охота, Кулигин!
Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить? Коли можно, сударь, так скажите нам. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? Ну, как не знать! Как не знать! Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.
Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь? Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.
Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен! Значит, сударь, плохо ваше дело.
Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно. Уж само собой. Нешто они обращение понимают! Как же вы у него живете, сударь, на каком положении? Да ни на каком.
То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь.
В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне? Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит!
Евдокия Панаева, жена литератора Ивана Панаева, пишет в своих воспоминаниях: «Я была на первом представлении «Грозы» Островского.
Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В «Грозе» Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом». К сожалению, судьба актёра оказалась трагична: летом 1860-го он скончался от чахотки. Гликерия Федотова в роли Катерины, Малый театр, 1866 год. В 1860-м «Гроза» была напечатана: сперва она появилась в журнале «Библиотека для чтения», а затем — вышла отдельным изданием. Тёмное царство Многие знаменитые критики сочли своим долгом написать отзыв на драму Островского.
В трёх критических статьях, вышедших в «Современнике» в 1859—1860 годах, Николай Добролюбов рассматривает город Калинов как «тёмное царство».
После чего Тихон, самый безвольный персонаж пьесы, впервые выступает против Кабанихи, прилюдно обвиняет ее в смерти Катерины и открыто горюет по девушке — он «падает на труп жены». Так Катерина сама становится первой молнией той грозы, которая вот-вот разразится в обществе Калинова. Над старым миром Кабаних и Диких сгущаются тучи. Просыпающееся в людях чувство собственного достоинства, стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков. Используя образ грозы, Островский показывает, что общество, основанное на обмане и лишающее человека возможности проявлять искренние, высокие чувства, обречено на разрушение. Критика и современность После публикации вокруг «Грозы» развернулась острая полемика. О пьесе Островского высказывались многие литераторы. Аполлон Григорьев считал самым важным аспектом произведения отраженную в ней народную жизнь. Он высоко оценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы, что позволяло каждому читателю «сделать свое заключение».
Первые годы жизни запомнились ей нескончаемым насилием, которое учинял барин. Вырваться из оков рабства помог театр. Большой любительницей этого искусства была купчиха Долганова, горничной у которой и служила будущая актриса, принимая участие во многих домашних спектаклях. Тогда ее семья только выкупилась на волю. Правда, сначала Люба пробовала себя как оперная певица и, надо сказать, делала в этом направлении большие успехи, покоряя своим проникновенным и выразительным голосом. Однако Косицкая получила предложение учиться именно в театральной школе. По ее окончании она попала в Малый театр. Здесь и взошла звезда этой удивительной актрисы, не очароваться талантом которой просто не мог такой ценитель красоты, как Александр Островский. Очарование оказалось настолько сильным, что когда актриса написала драматургу трогательное письмо, где жаловалась на отсутствие достойных ролей и просила его написать для нее пьесу, то Островский вскоре начал работать над своей самой знаменитой драмой «Гроза». К тому моменту и драматург, и актриса были несвободны.
Косицкая вышла замуж за коллегу по сцене Никулина, а Александр Николаевич состоял в гражданском браке с мещанкой Агафьей Ивановной. Впрочем, семейное положение никак не влияло на нежные чувства, которые пара питала друг к другу. Все началось с комедии «Не в свои сани не садись». Ее премьера в 1853 году стала настоящим событием в театральной жизни Москвы. Роль Дуни Русаковой, милой и наивной девушки, безумно полюбившей благородного офицера, но горько разочаровавшейся в своем выборе и вернувшейся к простому купцу Ване Бородкину, как нельзя лучше подходила Косицкой. Ее так и воспринимали: принципиальной, сильной, но при этом страстно увлекающейся натурой. Роман с Островским вспыхнул после постановки другой его комедии — «Бедность не порок». В ней актриса исполнила роль молодой вдовы Анны Ивановны. Драматург уже не мог скрывать эмоций и даже сватался к ней, но, в отличие от своей героини, Косицкая вдовой не была и от мужа, пусть и не самого лучшего, уходить не пожелала. Да и Островский остался формально верен скромной и домашней Агафье.
Однако просто разорвать отношения они не могли, хоть и понимали, что тайный союз неминуемо закончится грозою. Любовь Павловна, слава богу, в Волгу не бросилась, но судьба отмерила ей всего сорок один год. В жизни Островского, напротив, наступит тихая семейная радость. Через год после кончины Косицкой он обвенчается с Марией Бахметьевой, которая родит ему шестерых детей. Любовь Косицкая. Евгения Крегжде: «Мне нравится, как Островский не щадит своих персонажей» За сто шестьдесят лет примерить на себя роль Катерины решалось множество выдающихся актрис: от Веры Пашенной до Чулпан Хаматовой. Одним из самых ярких воплощений главной героини Островского стала Евгения Крегжде, исполнившая жертву «темного царства» на сцене театра Вахтангова. Постановка Уланбека Баялиева «Гроза», премьера которой состоялась в 2016 году, получила благосклонные отзывы критиков, особо отметивших оригинальность режиссерского подхода и переосмысление привычных трактовок персонажей драмы. У Уланбека Баялиева в центре внимания не только он и работающий на него ансамбль, а каждый персонаж выписан, имеет свой характер, и как результат — мощное полотно, где у каждого своя драма, сложенная в общую, — писала наша газета об этой постановке «Грозы», добавляя: — Замечательная игра Евгении Крегжде: никакой обреченности в ее героине — напротив, красота и легкость, даже борьба между желанием и грехом не подчеркнута излишним трагизмом». Евгения Крегжде.
О том, как сама Евгения Крегжде воспринимает свою героиню, она рассказала корреспонденту «МК». Катерина, на мой взгляд, ближе, ощутимее для нынешнего человека. Она совершает ошибки, поступается семейными ценностями, и вообще, эту пьесу можно было бы счесть за бытовую драму, если бы не личность самой Катерины, ее способность ставить перед собой по сути гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?.. А какая Катерина для Вас? Моя работа заключается в исследовании жизни человеческого духа, поэтому в первую очередь я искала человека, способного чувствовать, осознавать то, что с ним происходит, принимать решения и, что немаловажно, нести ответственность за свои поступки. Я не защищала ее и не осуждала, предпочитаю быть Вергилием, идти рядом и позволять герою быть собой, поэтому Катерина мечется, врет самой себе, испытывает наслаждение от этого, ненавидит себя за это, задается вопросами о совести, отдается чувствам, страданиям, самому движению жизни. Она существует в моменте. Она честна в этом. Именно поэтому она становится доступной зрителю. Каждый в зале сталкивался с проблематикой, которую решает для себя Катя.
В чем причина? Как интересно! А они прошли? Мне кажется, эти времена цветут и пахнут и именно в этом главная причина живучести этой пьесы. Меняются правители, религии, отменяется рабство, совершаются революции — все это числительное, знаменатель же остается неизменным: как не было, так и нет уважения к конкретному человеку, к его жизни. Ну и потом, не стоит забывать, что семья — это маленькое государство, мини-модель того, что происходит в стране.
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
Краткий пересказ пьесы Островского "Гроза" по действиям (с цитатами и делением на композиционные части). Это был краткий пересказ пьесы "Гроза" А. Н. Островского по действиям: краткое содержание произведения "по главам". Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение? Краткий пересказ пьесы Островского "Гроза" по действиям (с цитатами и делением на композиционные части). «Успех "Грозы" был большой и, Островского, с особой любовью относившегося к этой пьесе, он очень.
После «Грозы»
Нет в спектакле и привычных сцен, наполненных патетическими восклицаниями. Герои просто живут, делятся друг с другом мыслями, драмой в отношениях. Интерпретация и осовременивание выполнены с уважением к классику. Пьесу не переделали, а перенесли в другую эпоху, адаптировав высказывание. Над спектаклем работал приглашённый режиссёр Тульского академического театра драмы Евгений Маленчев.
Постановщик рассказал в соцсетях, что придумать и создать представление, пришлось за два месяца. Надеюсь, что адаптация поможет нам сделать глобальный и доступный современному человеку спектакль», — процитировали Евгения в калининградском драмтеатре. Декорации и костюмы Перед началом спектакля мы не видим привычного тяжёлого занавеса. Сцена и закулисье как на ладони.
Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови… , чтобы почитала свекровь, как родную мать , …чтобы сложа руки не сидела , …чтобы на молодых парней не заглядывалась! Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой.
Кабанов отказывает жене он хочет вдали от матери отдохнуть от семьи, а о жене он и не думает. Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду. Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай!
Голубчик, прошу я тебя! Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду! Ну, бери меня с собой, бери!.. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала.
Женщине приходится кланяться Тихону в ноги. Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить, что надо делать в разных ситуациях. Кабаниха говорит, что надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет — не знаю…» Катя остаётся одна.
Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о свободе, у неё крылатая душа. Девушка представляет, как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным.
Они за меня Богу помолят». Варвара уходит гулять, дав Катерине ключ от замка на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.
Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь. Действие 3 Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи — последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва — слишком суетливый город.
Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль. Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник.
В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей. Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.
Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её.
Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет» Дикой о своем характере Кабаниха считает, что он таков, потому над ним старших нет. Появляется Глаша и зовет обедать, Кабаниха с Диким уходят. Девушка замечает, что приближается Борис. Явление третье Борис ищет Дикого, но есть и другая причина, почему его тянет к Кабановым. Ему хочется тайком взглянуть на Катерину. Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно» Борис о замужестве в Калинове Появляется Кулигин и беседует с Борисом. Изобретатель сетует, что в городе не приживается прогресс: даже на новом бульваре никто не гуляет, все по домам заперты.
И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! В этот момент в отдалении показываются Варвара с Кудряшом, они целуются. Явление четвертое Варвара, закрываясь платком, чтобы ее не узнали, подходит к Борису и говорит, чтобы он приходил в позднем часу к оврагу за садом Кабановых. Он не понимает в чем дело, а Варвара, не объясняя, исчезает. Сцена 2-я События происходят ночью у оврага у сада Кабановых Явление первое Кудряш с гитарой ждет возлюбленную Варвару, которой все нет. Кудряш поет песню о казаке.
У оврага появляется и Борис. Явление второе Борис просит Кудряша уйти, но получает отказ: у Кудряша здесь место насиженное и дорожка …протоптана. Он даже угрожает Борису, думая, что он положил глаз на Варвару. Борис рассказывает, что ему велели прийти сюда, но зачем, он не понимает. Он делится своими переживаниями с Кудряшом. Тот сочувствует ему, узнав, что чувство у Бориса — к замужней. Он отговаривает его, но Борис уже не в силах противиться своей душе: Уж я коли полюбил... Мало-помалу Кудряш догадывается, что речь идет о Катерине, и поздравляет Бориса: раз ему «велели» прийти, значит, она придет на свидание. Кудряш предупреждает, что это может быть опасно для обоих: «себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите!
Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта» Кудряш о Кабановых Явление третье Варвара гуляет с Кудряшом. Борис счастлив, он полон чувств, он счастлив и очень взволнован: вот-вот придет Катерина. Она появляется, и Борис признается ей в любви. Женщина пугается и сначала отстраняется от него: она предупреждает его о грехе, ведь она замужем. Она обвиняет его в том, что он ее загубил. Борис возражает, что Катерина пришла к нему по своей воле. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! Борис обещает пожалеть ее и никому об их любви не рассказывать.
Он счастлив, что целых две недели сможет с ней видеться. Явление четвертое Кудряш и Варвара видят Бориса с Катериной и радуются за них. Катерина с Борисом уходят. Кудряш волнуется, не проснется ли Кабаниха, но Варвара успокаивает его: Глаша караулит злобную. В первом часу все разбредаются по домам, договорившись на следующий день увидеться раньше. Явление пятое Катерина прощается с Борисом у калитки, Варвара с Кудряшом поют песни под гитару. Действие четвертое «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты за арками — берег и вид на Волгу» Явление первое Гуляющие горожане бродят вокруг руин. Они говорят о собирающейся грозе и прячутся за арками постройки. Кто-то замечает едва заметные фрески на стенах: некогда здесь была изображена геенна огненная.
Появляются Дикой и Кулигин: Дикому кланяются. Явление второе Кулигин пристает к Дикому: он уговаривает его установить на бульваре его изобретение — часы, но самодуру-Дикому нет дела до нововведений, они для него — блажь, тем более что Кулигину для установки требуется рублей десять. Дикой отмахивается от него, упрекая его в преступных, воровских мыслях, и называя разбойником. Тогда Кулигин предлагает ему установить громоотводы, но Дикому нет дела и до них. Бранясь, он наслаждается собственным превосходством. Гроза по его мнению, не электричество Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. Он ругает изобретателя и обещает сдать его городничему. Дождь перестает, все уходят из-под галереи. Явление третье Здесь же, у руин, Варвара тайком встречается с Борисом, и рассказывает ему, что внезапно вернулся Тихон.
Катерина чуть не обезумела: ее гложет вина, и Варвара боится, что она сознается в измене. Борис взволнован. Вдали вновь слышны раскаты грома. Явление четвертое Кабаниха, Тихон, Кулигин и Катерина бродят по городу. Катерина у гостиного двора видит в толпе Варвару и бросается к ней, она напугана. Она решает сознаться обо всем мужу, бедный Тихон и не подозревает о произошедшем. Случайно они встречают Бориса, Катерина вне себя. Приближается гроза, Кулигин успокаивает суеверный народ: для него это благостные проявления величия и красоты природы. Явление пятое Борис и Кулигин уходят.
И в то же время я не могла не восхищаться статью Кабанихи в исполнении Науменко. Очень интересная внешне женщина. А какие костюмы у неё были. Хоть чёрно-серая цветовая гамма преобладала в спектакле, костюмы были решены по дизайнерски очень стильно. Мне прям вспомнились супер-модные коллекции бельгийских дизайнеров с подиумов недели моды. И непременно надо упомянуть молодую актрису Любовь Константинову Катерина - чудо как хороша! Вообще, здесь все актеры играют великолепно. Получился великолепный спектакль! Хоть и вся эта история в мировой литературе всегда обозначалась как «темное царство»,для меня этот спектакль очень эстетский визуально. В целом, спектакль произвел яркое впечатление, неординарная постановка, поразила игра света, прекрасная игра актеров и музыка.
Спектакль смотрится на одном дыхании... Однако, хореография немного страдает, и некоторые сцены явно затянуты опрыскивание муравейников и любовь с прощанием главных актеров , но это лишь мои маленькие заметки Огромное спасибо всей труппе и самому Антону Яковлеву!!! Удачи и процветания!!! Очень четко донесена мысль до зрителя. Интересное сочетание классики и современности. Было вполне интересно. Конечно хотелось больше пережить эмпатических эмоций. Очень хотелось душевных переживаний и сопереживаний , бегающих по всему телу «мурашек», и так далее. Искушение" по мотивам пьесы Н. Островского в постановке художественного руководителя театра Антона Яковлева.
Элементы мистицизма в спектакле, безусловно, присутствуют, но все же превалирует трагедия, что не исключает ни динамизма сюжета, ни интереса зрителей. В постановке А. Яковлева главной темой пьесы становится искушение, которое в этой пьесе есть у каждого, как способ ухода от болезненной реальности. Несмотря на наличие в спектакле современных выразительных средств и большого количества различных символов достаточно отметить верёвку на шее Бориса , автор строго следует классическому сюжету, не искажая текста А. И пьеса оказывается абсолютно современной России и актуальной, страсти, переживаемые героями, волновали и современников Островского, и их предков, и современного человека, ведь природа человека не меняется, а поэтому классика всегда актуальна. В моей театральной истории это четвёртая встреча с "Грозой", но впервые я встречаюсь с таким попаданием в образы главных героинь - Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи и Катерины. Все остальные актёры, создавая слаженный ансамбль, призваны лишь оттенить конфликт Катерины и её свекрови. Итак, в роли Кабанихи блистательная Ольга Науменко. Её героиня далека от сложившегося во многих предыдущих воплощениях стереотипа. Она элегантна, ухоженна, я бы даже сказала, изысканна и аристократична.
Но, вместе с тем, это жесткая, властная, уверенная в себе женщина, привыкла к абсолютному повиновения не только членов семьи, но и всех вокруг. Она контролирует всех и вся и категорична и безапелляционна в своих оценках, среди которых нет полутонов. Совсем другая жена её сына Тихона, Катерина в исполнении Любови Константиновой. Мягкая, спокойная, очень естественная, честная, но в то же время сильная, прямая, не умеющая и не желающая обманывать и вести двойную игру.
Краткое содержание «Грозы». Пьеса А. Н. Островского за 10 минут
27 марта в московском «Центре драматургии и режиссуры» состоялась постановка пьесы Александра Островского «Гроза». Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев. В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. Статья посвящена драме Островского «Гроза».
«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве
Анализ произведения "Гроза" А.Н.Островского | Главная» Новости» Гроза островский афиша. |
Гроза - краткое содержание пьесы Островского | Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев. |
Читать книгу: «Гроза»
Внутреннюю жизнь Катерины, жизнь ее души Михаил Достоевский рассматривает, естественно, с христианских позиций. И потому видит и ее изъяны, и то, как эти изъяны используются темными силами. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага». В когтях у страстей Тут надо кое-что пояснить. В христианстве есть такое понятие, «страсти» между прочим, в светской культуре само это слово воспринимается скорее в положительном ключе — как нечто яркое, бурное, романтичное, свидетельствующее об огромном масштабе человеческой души. Но христианство под страстью понимает порабощение человеческой воли желаниями, которые не являются для человека естественными и которые человек не в состоянии контролировать а иногда и вообще их в себе не замечает. Обычно под страстями понимают пылкое половое влечение, но это лишь один из вариантов. Например, гневливость купца Дикого — это тоже проявление овладевшей им страсти. Кабанихой владеет страсть властолюбия, ей жизненно необходимо, чтобы домашние подчинялись ей и всячески демонстрировали свою покорность.
Сыном Кабанихи, Тихоном, владеет другая страсть — алкоголизм. Хотя, наверное, первично в нем все-таки желание скинуть с себя ответственность за собственную жизнь, а пьянство — это уже следствие. Примерно та же страсть помимо блудной владеет и Борисом. Ему ведь так не хочется становиться самостоятельным! Именно потому он и терпит выходки своего взбалмошного дяди Дикого. У сестры Тихона, Варвары, тоже имеется клубок страстей, одна из которых — удовольствие от манипулирования людьми это же она устроила так, что чувства Катерины и Бориса оказались реализованы в отношениях — то есть упоминаемых в драме ночных прогулках. Всякая страсть вырастает из эгоизма, из желания, чтобы мне было хорошо, невзирая на то, причиняет ли это вред другим. Да если даже и не причиняет, одержимый страстью человек стремится к объекту своего желания «здесь и сейчас», хотя бы это и приносило ему вред в будущем таковы, например, страсти чревоугодия и пьянства.
Точнее сказать, страсти — это те конкретные формы, в которых реализуется человеческий эгоизм. У Кабанихи вот так, у Тихона по-другому, у Катерины — по-третьему. Согласно христианскому вероучению, исходная причина страсти — это грех человека. То есть его воля направлена не туда, куда следовало бы. Изначально оно могло обозначать промах при выстреле из лука, но уже во времена античности вобрало в себя и множество переносных значений. Иначе говоря, если сравнить страсти с сорняками, то вырастают они на почве человеческого греха, человек сам виноват в них. Есть и те существа, которые очень радуются подобным растениям и всячески о них заботятся: удобряют, поливают. Инфернальные существа, а проще сказать, падшие ангелы, то есть бесы.
Михаил Михайлович в своей статье упоминает лукавого не как фигуру речи, а совершенно всерьез. Как православный христианин, он убежден в реальности существования бесов и понимает, что они в некоторой степени способны влиять на людей, разжигая в них страсти. Только влияние это чаще всего хитрое — не напрямую, а через других людей. Например, желание Тихона ни за что не отвечать, желание быть инфантилом подогревает в его матери, Кабанихе, властолюбие. То же и с Диким: страх и угодливость его домашних подогревают в нем гневливость. Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически. Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты. Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича.
По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису. То, что ее губит, он именует сладострастием. Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре. Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной. Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души. Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов. Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности.
С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение. Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет. Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт?
Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась? Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала.
Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита». Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения. Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась». Что же это за капля?
На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней. Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться!
Ассистент режиссера: Вячеслав Юрченко. Хор и оркестр под управлением А.
Поппе и В. Запись 1962 г.
Как ей хорошо жилось у родителей и как ужасно сейчас.
Жизнь не мила. Сердце беду чует. Варвара успокаивает ее.
Как только Тихон уедет, они что-нибудь придумают. Появляется Барыня. Ее слова страшны и пронзают Катерину в самое сердце.
Ей кажется, что все сказанное, адресовано ей. Варвара просит Катерину не принимать близко к сердцу слова сумасшедшей старухи. Тихон вернулся за женой.
Запрещено замужним дамам разгуливать в одиночестве. Началась гроза. Действие 2 Катерина признается Варе, что влюблена в Бориса.
Варвара понимает ее состояние и просит успокоиться. Она видит, что парень неравнодушен к девушке, но где им встречаться. Катерина сама пугается своих греховных мыслей.
У нее муж, пускай нелюбимый, но они семья. Если совсем жизнь станет в тягость, она лучше в омут с головой. Варвара обещает что-нибудь придумать.
Тихон собирается в дорогу. Мать дает наставления сыну о том, как должна себя вести его жена во время отъезда. Тихон как молитву повторяет ее слова.
Все уходят. Катерина вдвоем с Тихоном. Она слезно просит взять ее с собой.
Тихон категорически против. Падая на колени, Катерина просит взять с нее клятву, но муж остается непреклонен. Ему нужно время подумать.
Он хочет побыть один. Тихон уезжает. Кабаниха недовольна, что Катерина не поклонилась мужу в ноги, как положено, провожая в дорогу дальнюю.
Возмущенная Кабаниха бурчит под нос, что молодежь совсем обнаглела. Нет для них ничего святого. Оставшись одна, Катерина печалится, что у нее нет детей.
Мысли в голове девушки одна грустней другой. Она убеждает себя, что дождется мужа. Варвара, как обещала, решила помочь Катерине организовать встречу с Борисом.
Подменив ключ от калитки, она отдает его девушке. Катерина в смятении, но ключ берет. Слишком сильно желание увидеть любимого.
Действие 3 Кабаниха с Феклой размышляют о ритме жизни. Обе сходятся во мнении, что Москва не для них. Дикой, изрядно приняв на грудь, проходя мимо, решил остановиться и посудачить с соседями.
Между ним и Кабанихой завязалась перепалка.
В разговоре с Мариной Федоровой, заместителем директора Дома-музея А. Островского, принадлежащего Бахрушинскому музею, и Полиной Соколинской, ведущим научным сотрудником этого музея, мы углубились в художественные детали "Грозы", её авторский замысел и реалии малых городов XIX века, послужившие источником вдохновения для произведения. Островский считал крайне важным для писателя связь с родиной и понимание быта и нравов своего народа.
В 1847 году, когда Островский только начинал свой литературный путь, он писал о необходимости глубокого погружения в изучение народности и воспроизведение её в художественных формах как о лучшем поприще для творческой деятельности.
“Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание
Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев. Пьеса "Гроза" была написана великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским в 1859 году и сразу же произвела настоящий переворот в театральном мире, вызвав бурные споры в обществе.