Anglo American провела переговоры с возможными покупателями, в том числе с торговыми домами и суверенными фондами стран Персидского залива. Со стороны Персидского залива сотрудничество с Турцией опирается на сильный внутрирегиональный союз между государствами ССАГПЗ, что часто дает им возможность выступать единым фронтом и получать дополнительные преференции.
Политолог эз-Зант: встречи лидеров арабских стран нацелены на преодоление давления Запада
Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Депутат Госдумы РФ Адам Делимханов обсудил с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбаром Ахмадианом вопросы безопасности на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. АСАД АбуХАЛИЛ: Фальшивое возмущение режимов арабских стран Персидского залива по поводу сектора Газа. Закупка индийскими компаниями более дорогой нефти из Персидского залива принесла разочарование местным фирмам, пытавшимся подыграть санкционной игре Запада.
Персидский залив предпочитает дистанцироваться от ХАМАС
Хуситы снова в деле: атакуют "израильские" суда в Аденском заливе и пуляют по Эйлату | Причиной рекордных ливней в странах Персидского залива стал климатический кризис. |
Почему арабы Персидского залива не создадут единое государство? | Пикабу | Йеменские хуситы атаковали израильское судно MSC Darwin в Аденском заливе, заявил военный представитель движения «Ансар Аллах» Яхья Сариа. |
Число туристов из стран Персидского залива в России выросло более чем вдвое | Встречи лидера Египта с главами государств Персидского залива говорят о попытке этих стран справиться с давлением со стороны Запада, заявил глава египетского Центра стратегических исследований и коммуникационной этики, политолог Саад эз-Зант. |
Мир за неделю: Что хотят страны Персидского Залива от Центральной Азии?
В каждой из этих стран мы серьезно поставили двусторонние вопросы в нашу повестку дня». Амир-Абдоллахян сказал в ходе своего визита: «Мы обсудили с каждой из этих стран вопросы устранения препятствий и содействия экономическому, коммерческому, туристическому, научно-техническому сотрудничеству и другим интересующим областям». Министр сообщил, что первая встреча министров иностранных дел соседних восьми стран, а именно тех, что расположены на южных берегах Персидского залива, а также Ирана и Ирака, состоится в сентябре по инициативе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
Гибель 17 тысяч палестинцев, в основном детей и женщин, — это преступление против человечности и военное преступление». Также Эрдоган добавил, что арабский мир уже сейчас должен готовиться к восстановлению Газы. О том, что это не просто слова, говорит специальное заявление, опубликованное на сайте секретариата организации. В нем написано, что арабские государства дополнительно выделят более полутора миллиардов долларов на восстановление сектора Газа, который с каждым днем становится все менее пригодным для жизни. Разрушены больницы, мечети и школы. Во многих районах нет электричества, воды, продовольствия и медикаментов. Мохаммед Бин Абдулрахман Аль Тани, премьер-министр и министр иностранных дел Катара: «Мы прилагаем усилия для беспрепятственной и справедливой доставки помощи, и недопустимо, чтобы помощь использовалась как инструмент для того, чтобы морить голодом и ставить на колени палестинский народ в Газе. Освободить их призвала и президент Международного комитета Красного Креста, которая накануне приехала в Газу через Египет.
Эйлон Леви, официальный представитель правительства Израиля: «Мы повторяем наше требование о том, что Красный Крест должен получить доступ к оставшимся заложникам.
О туризме в крае Краснодарский край - один из основных туристических регионов России. Летом здесь популярен пляжный отдых, зимой - горнолыжные курорты.
Сочи является одним из самых популярных российских курортов. По прогнозам экспертов, к 2030 году турпоток в Сочи будет достигать 10 млн отдыхающих.
Визит в Москву премьер-министра и одновременно главы МИД Катара начался со встреч с коллегами в российском правительстве, а завершился аудиенцией у президента. Он отметил, что все встречи с коллегой проходили на высоком уровне и подчеркивали намерения двух стран «развивать отношения по многим направлениям». Путин также поблагодарил премьер-министра за участие катарской делегации в Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2023.
Британский эсминец вступил в бой в Аденском заливе
В странах Персидского залива отмечается самая низкая дефляция. В апреле 2024 года проливной дождь серьёзно ударил по государствам Персидского залива, вызвав внезапные наводнения по всему региону. Йеменские хуситы нанесли удар по судну MSC Darwin в Аденском заливе и обстреляли Эйлат. Страны Персидского залива могут запустить собственный «шенген» в 2024 году. Призывы остановить наступление на Газу и вернуться за стол переговоров звучат в эти дни в Катаре, где проходит саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Закупка индийскими компаниями более дорогой нефти из Персидского залива принесла разочарование местным фирмам, пытавшимся подыграть санкционной игре Запада.
Страны Персидского залива
А что бы не облегчать Ираку задачу, англичане оттяпали у него существенную часть прибрежной земли для эмирата Кувейт, тем самым они максимально сузили для Ирака доступ к побережью Залива, сделав страну чрезвычайно уязвимой - все правители независимого Ирака стремились расширить этот узкий выход к Заливу либо дипломатическими методами, либо военными как сделал Хусейн в 1990 году напав на Кувейт. Надо отметить что всеми территориями Персидского залива англичане управляли прямо скажем без огонька, в отличии от Индии, где они лезли в каждую дырку и держали огромную армию, здесь они довольствовались ролью советников при дворах палатках шейхов, предпочитая действовать посредством организации взаимных договоров, через дипломатические миссии и крайне редко они подгоняли к песчаным берегам крейсер дабы напомнить туземцам о мощи империи. Эта территория интересовала Англию очень мало, и они вкладывали в нее минимум необходимых усилий. К середине 50-х годов 20 века империя поняла, что она больше не способна тянуть бремя белого человека на Ближнем Востоке, и рано или поздно ей придется уйти из региона даже не смотря на его огромные богатства. К этому моменту, на карте уверенно держались Оман, Саудовская Аравия , Ирак, разумеется никуда не делся Иран, был Кувейт, оформился Катар и островной Бахрейн, только будущие ОАЭ представляли из себя сплошную кляксу на карте, хотя очертания самых могучих эмиратов — Дубай и Абу-Даби отчетливо вырисовывались. Британские протектораты: Катар, Кувейт, Оман, Бахрейн, Эмираты не хотели отпускать британцев, ибо им вовсе не улыбалось оставаться один на один с двумя старыми знакомыми хищниками: Ираном и Саудовской Аравией которые сытно щурились в преддверии ухода Британии, и с одним борзым новичком — Ираком, этот в виду своих нефтяных богатств и многочисленного относительно арабских соседей населения претендовал на роль лидера в Заливе. Вдобавок в подбрюшье Аравийского полуострова , Южный Йемен вопреки всем невзгодам строил коммунизм и вместе с СССР он ждал удобного момента дабы пойти и осчастливить остальные страны полуострова. Именно эта неуверенность в своих силах, свойственная молоды м государствам к тому же крошечным во многом определила их политику на десятилетия вперед: чаще всего они кроме Бахрейна, о нем сказано ниже выбирали маршрут, не совпадающий с местными центрами силы в виде Саудовской Аравии или Ирана, и стремились присоседиться к внешней супердержаве дабы обрести почву под ногами. Когда в 71 г. Запылал Оман, там в глубине страны подняли восстание коммунисты, прямо верхом на верблюдах они устремились к светлому будущему.
Иран едва дождавшись спуска британских флагов, тут же захапал три острова в Ормузском проливе. Ирак накачивался оружием как алкоголик водкой, и примерялся к Кувейту. Естественно никуда не делась Саудовская Аравия считавшая что она является родиной большинства аравийских племен, а значит почти все новообразованные государства, это по сути её младшие братья обязанность которых, слушаться старшего это мнение отчасти имело основание, например правящий клан Катара - аль-Тани происходит из племени Бану Тамим коренное место обитание которого Неджд — сердце Саудовской Аравии, а правители Бахрейна аль-Калифа и Кувейта ас- Сабах ведут свою родословную из конгломерата племен Аназа Anaza ,Anizah что характерно эти племена то же располагались на территории Аравии, и совсем неудивительно что лидеры ОАЭ — правители Дубая семья аль-Мактум и Абу-Даби клан аль-Нахайан происходили из конфедерации племен Бани Яс Bani Yas которая изначально обитала в Аравии. Трудно сказать что бы случилось с молодыми державами, сожрала бы их Саудовская Аравия или же часть из них стала марионетками монархии Ирана , или же республиканский Ирак смог бы укротить амбиции Саудовской Аравии и стать центром притяжения всех арабов Залива, но в 79 году история совершила загогулину : шаха Ирана свергли. Приход к власти в Иране шиитского духовенства весьма агрессивно настроенного по отношению ко всем, кто не разделял идеи Великого Аятоллы Хомейни а их кроме шиитов-персов мало кто разделял , а затем агрессия Ирака , в виде восьмилетней бойни с Ираном , желавшего показать кто главный папа Залива, вынудили арабские страны Аравийского полуострова несколько присоседиться друг к другу и образовать союз получивший название ССАГПЗ Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Что неудивительно Ирак в Совет не включили поскольку, он еще до войны с Ираном очень много воображал, заявляя о себе как об истинной народной республике, выгодно отличающейся от арабских абсолютистских монархий Залива. Однако поведение стран Совета во время войны между Ираком и Ираном сразу же показало на сколько разные державы в нем состоят и как ненадежен и хрупок этот союз. Пока Кувейт и Саудовская Аравия как подорванные заливали Ирак деньгами дабы он поубивал как можно больше шиитов, Катар и Бахрейн дабы не огрести ракету делали вид что их здесь нет, ОАЭ тем временем во всю ремонтировали танкеры Ирана и Ирака, поврежденные в результате конфликта и не успевали считать прибыли, а Оман торговал с Ираном продовольствием при этом делая вид что он ничего про это не знает. После ирано-иракской войны отношения теплее не стали, арабы Залива попытались предпринять серьезные меры в сфере безопасности залива и Совет захотел сваять армию стран Залива - планировался стотысячный корпус , но естественно ничего из этого не получилось поскольку страны не могли договориться о том, кто же будет командовать такой силищей.
Это длинное историческое эссе было необходимо дабы стал виден фундамент на котором возникли современные арабские государства и благодаря этому знанию можно легко понять , почему сейчас в Персидском заливе существует именно такой политический расклад какой описан ниже, и самое главное будет понятно отчего же арабы Залива, говорящие на одном языке, обладающие одной верой, последние сорок лет с момента создания ССАГПЗ дрейфуют в основном в разные стороны , категорически не желая углублять взаимные связи и создавать арабский аналог Евросоюза. Как ясно из прошлого , Саудовская Аравия полагает именно себя центром силы Залива, да и всего ближневосточного региона. Последние десятилетия Аравия активно донатит Пакистан и Египет — две крупные мусульманские державы, плотнее привязывая их к себе , таким образом она набирает вес как для схватки с Ираном, так и для внешней политики.
Владимир Джабаров, первый зампред Комитета СФ по международным делам Парламентарий подчеркнул, что наши страны плодотворно сотрудничают по ряду направлений: от здравоохранения до обороны и безопасности. При этом раньше основным партнером Саудовской Аравии, в частности, по поставке вооружений были американцы, но «как оказалось США зарекомендовали себя не совсем так, как было обещано в период подготовки контрактов». Сенатор убежден, что для ряда восточных стран США оказалась не тем партнером, на которого можно положиться. Поэтому Вашингтону будет очень трудно восстановить влияние на Востоке. Владимир Джабаров добавил, что после «впечатляющих» военных успехов в Сирии с использованием новейших видов вооружений, российский рынок оружия станет очень привлекательным для этих стран.
Россиян это нововведение коснется в меньшей степени, поскольку для них и так действует безвизовый режим. К примеру, в Эмиратах можно находиться без визы до 90 дней, в Катаре — до 30 дней, в Омане — две недели, в Бахрейне штамп на 14 дней ставится по прибытии за 15 долларов. Однако решение ввести собственную единую визу позволит расширить туристический поток в страны, уверены министры стран Персидского залива.
Обновлено 09. Об этом сенатор сказал в эфире телеканала «Вместе-РФ». Отметим, что глава МИДа намерен посетить указанные государства с 8 по 12 марта. Владимир Джабаров считает, что в 1990-е годы влияние России в странах Персидского залива заметно снизилось, хотя ранее наше государство в составе СССР пользовалось там высочайшим авторитетом. Отношения с Саудовской Аравией, ОАЭ и другими странами Персидского залива удалось наладить только благодаря российской дипломатии и усилиям президента страны, отметил сенатор.
Страны Персидского залива рискуют остаться без рабочих рук
Иран уже начал сбивать американские беспилотники. Если дело дойдет до открытого военного столкновения - по какому сценарию США будут атаковать персидское государство? Мизерные нефтяные доходы государств, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (Gulf Cooperation Council. Новость из ОАЭ на тему Экономики стран Персидского залива ждет снижение ставокопубликованная на сайте Russian Emirates в ленте Новости бизнеса и недвижимости ОАЭ. Лидеры государств-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива заявили о предоставлении дополнительно более 1,6 миллиарда долларов на восстановление сектора Газа. Персидский залив — все новости по теме на сайте издания Сокращение добычи ОПЕК+ уменьшит темпы роста ВВП стран Персидского залива.
РФ выдавливает США из Персидского залива
Учитывая меньшее внимание США к этим вопросам, а также общую негативную реакцию в странах Запада на военную операцию коалиции в Йемене, усиливается желание Саудовской Аравии быстрее закончить свое участие в этой войне. Наиболее острым остается вопрос «сохранения лица» и обеспечения национальной безопасности в результате этого выхода. Понимание того, что Президент Хади неспособен эффективно объединить антихуситские силы в стране, привело к смене власти в международно-признанном правительстве Йемена, отставке президента и формированию Президентского совета, который пытается представлять интересы сразу всех членов антихуситской коалиции. Участившиеся удары проиранских сил по территории и нефтепроводам КСА и ОАЭ вызвали озабоченность в монархиях региона неспособностью американских систем ПРО обезопасить ключевые объекты инфраструктуры.
Сдержанная реакция Вашингтона на эти события также вызывала недовольство у монархий региона, которое сводилось к пониманию того, что Соединенные Штаты ненадежны. Все вместе это приводит к попыткам монархий Залива самостоятельно прийти к компромиссному соглашению с Ираном, активизируя раунды прямых переговоров между ними. Видение безопасности региона Тегераном основывается на предложенной МИД «Ормузской мирной инициативе»19.
Ключевая идея этого предложения состоит в том, что регион Персидского залива должен быть местом свободным от внешних игроков. Несмотря на то, что перспективы полной реализации данной инициативы кажутся туманными по причине остающейся необходимости арабских монархий во взаимодействии с США для обеспечения своей безопасности, ряд ее положений могут быть приняты государствами региона и привести к снижению напряженности. Стремясь минимизировать роль внерегиональных держав, Тегеран рассчитывает на способность государств Персидского залива самостоятельно решать вызовы региональной безопасности.
В то же время примечательно, что Тегеран стремится выстраивать свои отношения не с ССАГПЗ как организацией, но с его членами на двусторонней основе. Возможность сближения Саудовской Аравии с Израилем, на котором активно настаивают американские партнеры королевства, оказывает влияние и на Иран, который видит в этом потенциальную угрозу. Из-за нежелания Тегерана допустить укрепление Израиля в Персидском заливе и попасть в ситуацию полной региональной изоляции Иран также пробует разрешить свои проблемы с королевством, чтобы не позволить тому сблизиться с Тель-Авивом.
Это сближение необходимо, чтобы заручиться нейтралитетом в случае прямого военного конфликта с Израилем. ОАЭ, уже заключившие соглашение с Израилем, не стремятся провоцировать Иран, также снижая уровень конфронтации в двусторонних отношениях20. В основе этой политики лежит понимание катастрофических последствий для Эмиратов в случае эскалации, когда территория страны может стать полем битвы.
Положение, в котором ОАЭ одновременно имеют стратегические отношения с Тель-Авивом и налаживают контакты с Тегераном, оказывает положительное влияние на общую региональную разрядку, позволяя странам не переходить «красные линии», которых необходимо придерживаться. Нельзя не отметить и значимость переговоров о возобновлении ядерной сделки, которая, несмотря на пробуксовку, в перспективе может послужить определяющим фактором безопасности региона. Для Ирана ее заключение, в особенности при сохранении ряда выставленных им условий, может стать серьезной дипломатической победой, способной вывести страну из изоляции.
Примечательна реакция арабских монархий на переговоры, которая значительным образом отличается от реакции на сделку 2015 года. Теперь аравийские державы не хотят срывать соглашение и видят в ней возможность региональной разрядки, снижающей вероятность прямого военного столкновения Соединенных Штатов и Израиля с Ираном. Эти переговоры сильнее убеждали их в необходимости прямого общения с Тегераном по вопросам региональной и национальной безопасности.
В то же время пауза в заключении сделки, возникшая весной-летом 2022 года, основывается на том, что заключение этого соглашения с нынешней демократической администрацией США несет определенные риски для долгосрочных интересов Ирана, поскольку она может быть снова разорвана уже в ближайшее время при смене лидерства в США, как произошло во время президентства Трампа24. Благодаря некоторым изменениям в отношениях между Ираном и арабскими монархиями по-новому начинают действовать страны, которые долгое время оставались местом столкновения региональных интересов. Речь идет о посреднических усилиях Ирака и традиционного переговорщика Омана, играющих значимую роль в вопросе установления прямых контактов между Ираном и Саудовской Аравией25.
К текущему моменту при посредничестве Багдада и Маската прошло шесть раундов переговоров между сторонами. Основной целью этих переговоров должно было стать формирование списка требований, направленных на обоюдное снижение региональной напряженности и, в идеале, восстановление дипломатических отношений, разорванных в 2016 году. Разгоревшиеся осенью протесты в Иране, последовавшие за ними обвинения Тегераном Саудовской Аравии в поддержке беспорядков и протестующих, как и смена правительства в Ираке уход активного переговорщика Мустафы аль-Казыми и приход более близкого к Ирану Мухаммеда ас-Судани , привело к приостановке контактов между сторонами.
Иран использует риторику о внешнем вмешательстве, чтобы дискредитировать протестующих, а Саудовская Аравия заняла выжидательную позицию, проверяя в каком состоянии выйдет Иран из этой турбулентности, не стремясь идти на серьезные уступки в таких условиях. Дипломатическая разрядка, которая началась между Ираном и арабскими монархиями Персидского залива, не может одномоментно устранить все противоречия между ними, что и продемонстрировали события осени 2022 года. Это противостояние проходит красной нитью через конфликты на Ближнем Востоке.
Однако пример сближения, который она показала, позволяет находить все больше возможностей для конфликтующих держав напрямую контактировать между собой для решения разногласий в продолжающихся конфликтах. Этому способствуют и действия других региональных акторов, заинтересованных в выстраивании конструктивного диалога с Ираном, способного снизить вероятность военной эскалации и ее разрушительных последствий. Место России в структуре безопасности Персидского залива Для государств Персидского залива Россия всегда была надежным партнером в обеспечении безопасности в субрегионе.
Так, в июле 2019 года увидела свет российская Концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива. При тесном содействии арабских и иранских партнеров документ был обновлен и в 2021 году распространен в качестве официального документа Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН и передан на рассмотрение в столицы государств Залива. Лаврова участникам конференции «Россия и Ближний Восток: стратегическое сближение и переплетение интересов» Международного дискуссионного клуба «Валдай», которая состоялась 21 февраля 2022 года - сфокусирована на принятии долгосрочной программы совместных действий по укреплению региональной стабильности.
Это включает создание механизмов разрешения споров и урегулирования конфликтов, а также определение основных параметров будущей архитектуры межгосударственного взаимодействия в зоне Персидского залива. Подготовленный Россией проект документа предусматривает налаживание многосторонней координации в военно-политической сфере, завязывание экономических, гуманитарных, экологических и иных связей»26.
Иран заявил протест России, подписавшейся под претензиями арабских стран на три острова в Персидском заливе 50 830 просмотров rbc. Иран считает их своей территорией.
В среду Марракеше Марокко завершился Российско-арабский форум сотрудничества. В его итоговом заявлении говорилось цитата по официальному агентству ТАСС , что стороны выражают «поддержку всех мирных усилий, включая инициативы и усилия по достижению мирного решения вопроса об островах Большой Томб, Малый Томб и Абу-Муса в соответствии с принципами международного права и Уставом ООН».
Между восприимчивостью арабских сообществ к палестинскому делу и позицией их властей существует огромный разрыв.
И израильские, и арабские исследовательские центры едины во мнении, что в выработке реакции на вооруженный конфликт в Газе страны Персидского залива вынуждены учитывать общественные настроения у себя дома. Согласно ежегодным соцопросам Arab Opinion Index, концепция арабо-еврейской нормализации за последние несколько лет растеряла остатки поддержки в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Не менее важной проблемой, которая влияет на позицию аравийских государств, стало сохранение результатов региональной разрядки с Ираном.
За последние годы члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива ССАГПЗ поэтапно работали над снижением трений с основным оппонентом в интересах собственной безопасности. Сейчас основная обеспокоенность стран Персидского залива заключается в том, что конфликт между Израилем и ХАМАС распространится на близлежащие арены.
В свое время такими странами-изгоями провозглашались Ирак, Ливия, Иран, Сирия. За время активного вмешательства Вашингтона в региональные проблемы стран Ближнего Востока у местных акторов накопилось много негласных претензий к США. Несмотря на заявленные изначально цели в виде установления демократии, которая должна была принести процветание и мир в регион, на деле Ближний Восток стал еще более дестабилизирован и хаотичен, чем до провозглашения концепции демократии на Ближнем Востоке в 2003-2004 годах2. В 2010-2011 годах внешнеполитическая стратегия США начала меняться. Новая концепция, получившая название «Поворот в Азию», в симбиозе с курсом на завершение миссий в Ираке и Афганистане, привела к меньшему участию США в ближневосточных проблемах3.
После короткого эпизода возвращения США к активной фазе действий на Ближнем Востоке вместе с региональными акторами, вызванного угрозой расширения террористического «Исламского государства»4, Вашингтон уже под руководством нового Президента Дональда Трампа продолжил прагматично присутствовать в регионе. Поддержка Израиля, жесткая конфронтация с Ираном, продолжение сокращения военного контингента США в регионе - вот основные черты этого периода американской ближневосточной политики5. Приход демократической администрации и Д. Байдена к власти изначально не обещал ничего конструктивного в отношениях между монархиями Залива и США. Усложнялась ситуация негативным отношением Вашингтона к войне в Йемене и активизацией вопроса свобод и прав человека, что сразу било по всем монархиям Залива. С момента прихода Байдена на пост президента в январе 2021 года у США не было больших конструктивных инициатив для региона, а единственной страной, улучшившей свои отношения с Вашингтоном, стал Катар, который в начале 2022 года получил статус основного союзника США вне НАТО6. Текущая ситуация демонстрирует эволюцию роли США в регионе: от однополярно-доминирующего положения на Ближнем Востоке, с возможностью прямого влияния на позиции стран по важным для Вашингтона вопросам, до статуса первого среди важных региональных игроков, с которым страны региона иногда не соглашаются и вступают в заочный спор по чувствительным для себя темам.
Тем не менее партнерство с Вашингтоном остается важнейшим для обеспечения безопасности арабских монархий Персидского залива, что автоматически не допустит падения влияния США в регионе ниже определенной границы. Да и сам Вашингтон в контексте влияния российской специальной военной операции на общемировые процессы осознал необходимость иметь стабильно доверительные отношения со странами Залива, что в последние месяцы выразилось в активизации дипломатической работы США в регионе предложение нового посла в ОАЭ8, одобрение администрации Байдена контрактов на продажу оружия в КСА и ОАЭ, несмотря на наличие значительного количества противников этого решения среди политического истеблишмента9. Целью этой работы является возвращение доверия и благожелательности стран Залива к США, которые Вашингтон планирует использовать для смены позиций стран региона по ряду чувствительных вопросов, среди которых корректировка цен на энергоносители, дополнительные поставки нефти и газа партнерам, присоединение к давлению на Россию. Формирование новых региональных центров силы Одновременно с изменением приоритетов США в отношении Ближнего Востока в регионе происходило становление новых региональных акторов. Руководство КСА, ОАЭ, Катара начало использовать значительные финансовые запасы в качестве инструмента влияния на политику внутри региона и за его пределами, что за короткий временной период вывело их в статус ключевых акторов ближневосточной политики. Переломным моментом стала «арабская весна», в рамках которой бенефициаром выступил Катар, а ОАЭ и КСА, осознав необходимость противостоять политическому исламу и революционным изменениям в регионе, стремились сбалансировать его политику10. С начала событий «арабской весны» прошло уже более десяти лет, в течение которых страны Залива неоднократно сталкивались между собой в квазиконфликтах Сирия, Ливия, Египет, Сомали , что привело державы региона к более реалистическому взгляду на внешнюю политику11.
Фактически монархии Залива не только сформировали, но и осознали себя в качестве полноценных центров силы, способных самостоятельно принимать решения в области региональной безопасности. Показательны попытки изменения внешнеполитического вектора Катара через дипломатическое давление стран Залива, которые предпринимались в 2014 и 2017 годах. Обе стороны, участвовавшие в этих конфликтах, - союзники США. Тем не менее в обеих ситуациях страны региона самостоятельно разбирались в сложившихся противоречиях, Вашингтон демонстративно не вмешивался до последних стадий переговорного процесса12. Итогом этого дипломатического противостояния стало понимание руководством стран Залива, что некоторые черты внешнеполитического поведения Катара изменить не удастся. Также окончательно прояснилась позиция Вашингтона, что, в случае конфликта одного союзного государства с другим, активное вмешательство невозможно. Это положение привело к тому, что страны Залива начали во многом автономный процесс деэскалации ситуации в регионе с помощью возобновления дипломатических контактов.
Активное участие в трансформации основ безопасности в Персидском заливе принимают и новые незападные акторы, которые одновременно воздействуют на более широкий Ближний Восток. К этим акторам можно отнести такие азиатские экономические гиганты, как Индия и Китай, вернувшуюся в активную фазу действий на Ближнем Востоке Россию, а также ближневосточные неарабские государства - Турцию и Израиль. В основе этих соглашений лежат обоюдные политические и экономические интересы, а самое главное - схожее восприятие региональных угроз. Для аравийских монархий Израиль - это важный партнер в случае потенциального регионального кризиса. В то же время для региональной безопасности заключение соглашений неоднозначно, поскольку может повлечь за собой усиление региональной напряженности, связанное с реакцией Тегерана на укрепление Тель-Авива в Персидском заливе. Формирование новых устойчивых отношений и союзов странами региона с укрепляющимися Индией и Китаем, стабильные партнерские отношения с РФ трансформируют привычный баланс сил в регионе13. Примечательным становится заключение соглашений в области обороны, а также торговли вооружениями, которые происходят с участием новых нерегиональных акторов, все активнее вовлекая их в политическую жизнь региона.
Если деятельность Ирана в этом направлении кажется очевидной по причине нахождения в изоляции и противостояния странам Запада, то аналогичные действия арабских монархий вызывают озабоченность у их традиционного партнера - США. В особенности острым для Вашингтона становится вопрос сближения стран региона с РФ и Китаем. Именно здесь США стремятся оказать свое влияние и ограничить потенциальные контакты. Показательным можно считать декабрьский визит в Саудовскую Аравию Председателя КНР Си Цзиньпина, в рамках которого были заключены многомиллиардные сделки, а на его встречу в аэропорту направилось сразу несколько представителей королевской семьи, что сильно контрастировало с довольно сдержанным приемом Президента Байдена в июле 2022 года. В частности, заместитель министра обороны США Колин Каль, выступая на «Манамском диалоге», сказал, что улучшение отношений с Пекином приведет к их ухудшению с США - не из-за карательных соображений, а из-за американских интересов14. Однако осознание необходимости диверсификации внешнеполитических и экономических связей заставляет страны Залива следовать собственным национальным интересам, что дополнительно усложняет взаимоотношения с США.
Британский эсминец вступил в бой в Аденском заливе
Отношения с Саудовской Аравией, ОАЭ и другими странами Персидского залива удалось наладить только благодаря российской дипломатии и усилиям президента страны, отметил сенатор. «Путь развития» длиной 1200 км должен соединить страны Персидского залива с Европой через автомобильную и железнодорожную сети Ирака и Турции. Боррель заявил, что он доволен решением Комиссии ЕС синхронизовать правила выдачи многократных виз в страны Персидского залива в рамках ЕС. Персидский залив: Панамский балкер подорвался на мине в Черном море, ВМC Ирана перехватили АУГ «Дуайта Д. Эйзенхауэра» в Персидском заливе и заставили его изменить курс, Страны Персидского залива создают военно-морской альянс против США. В этом блоге,публикуются новости и аналитические материалы посвященные зоне Персидского залива и Азии.
Новости по теме Персидский залив
Страны Персидского залива и Южная Корея подписали договор о свободной торговле. Лидеры государств-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива заявили о предоставлении дополнительно более 1,6 миллиарда долларов на восстановление сектора Газа. самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. Персидский залив — все новости по теме на сайте издания Сокращение добычи ОПЕК+ уменьшит темпы роста ВВП стран Персидского залива.