Новости что такое уезд в истории

Уезды в истории 7 класс были важной составляющей государственного устройства, которые способствовали развитию регионов. Уезд в истории — это административно-территориальная единица, которая использовалась в некоторых странах в прошлом. Уезд в истории 7 класс помогает осознать, как менялась организация государства в разные эпохи. Уезд и Каменный Уезд в Чехословакии. Термин обычен в именах н.п. Чехословакии, южной Польши и Западной Украины.

Что такое Уезды простыми словами

Уезд - адм. Управлялся княжескими наместниками кормленщиками , с нач. XVII в. С нач. XVIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей.

Первоначально им управлял княжеский наместник , с н. С 1775 уезд стал низшей административной , судебной и финансовой единицей с числом жителей 20-30 тыс. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции.

С 1999 года в Польше 379 повятов. Уезды КНР кит.

Уезды Китайской Республики — административно-территориальная единица 2-го уровня в Китайской Республике Тайвань , где существует 18 уездов. Уезды Кореи кор. Уезды Японии яп.

Для удобства управления с 1889 года уезд стал делиться на 4-5 участков, возглавляемых земскими начальниками. Они координировали деятельность полиции, казначейства, почты и других учреждений. Вот я вам прочту письмо... Гоголь "Ревизор" Как видно из приведенной выше цитаты, контроль над деятельностью уездных органов власти осуществляли губернские чиновники. Уезд как социально-экономическая единица Население уезда было весьма пестрым по своему составу. Наряду с крестьянами, там проживали представители различных сословий, этносов и конфессий. Основу экономической жизни составляло сельское хозяйство, как правило, малопроизводительное. Промышленность в уездах практически отсутствовала. Исключением являлись лишь небольшие предприятия по переработке местного сырья. Условия жизни населения уездов сильно зависели от природно-климатических факторов и часто были весьма суровыми. Нередки были случаи массового голода и различных эпидемий.

Таким образом начали появляться волости, как самые малые территориальные единицы. Понятие из древних времен В церковнославянском языке было такое понятие, как власть, что и обозначало слово волость. И такое определение имело исключительно политическую подоплеку, а именно право владения. Звучание и написание слова "волость" чем-то походит на "область", но совпадений куда больше. Область - это и была та самая территория, на которую распространялась власть, то есть волостное правление. Отсюда следует, что власть - пространственное владение землей, а область - право. Все земли Древней Руси делились на уезды и станы, которые в свою очередь подразделялись на дороги, волости и так далее. Что такое волости, более-менее понятно, а вот удел - это еще более интересная единица территории. Уделом являлась часть земли, переданная от отца своим детям, каждый удел принадлежал одному ребенку. Такие уделы подразделялись на уезды, которые обозначали территорию административно-судебного округа, поэтому уезды были не только в волостях, но и в городах и селах. А годами позже уезд превратился в небольшой городской или сельский округ. Значение слова "волость" Это историческое слово знакомо нам в первую очередь из художественной литературы. Мы знаем, что оно определяет территорию, но какую именно? Значение слова "волость" происходит из XI века, тогда в России таким образом называли административно-территориальную единицу. Во времена Древней Руси волостью звались все земли или княжества, после она превратилась в полусамостоятельный участок территории или в сельскую землю, которая была подчинена городскому правлению. Что такое волость? Князь передавал волость на обеспечение волостелю - главному смотрителю за землей. Для волостеля собиралась дань с проживающего населения в виде пошлин и поборов. Такая система звалась кормлением. Но с XVI века царская власть начала уменьшать долю этой системы и, начиная с XVII века, после утверждения городовых воевод, волость потеряла свою самостоятельность как отдельная административная земельная единица. Жизнь людей в волостях. Вече Во времена обособленной жизни волостей существовали так называемые веча. Вече пошло от родовых союзов и общин, где люди собирались для решения своих внутренних и внешних проблем , а также экономических дел. С помощью веча жители призывали князя, выбирали старейшин старцев , которые управляли мирскими делами. Вече занималось судом и правовыми вопросами. Оно объявляло войны и могло заключить мир с вражескими соседствующими территориями. Вече могло заключать договоры с князьями или же призывать удобных и угодных для него князей. Это были достаточно удобные полномочия, ведь неугодных они могли изгонять и вовсе не пускать на порог своих поселений. Со временем вече начало влиять на исход военных действий в междоусобицах, требовать прекратить либо продолжить нападение. Из чего состояло вече Что такое волости с точки зрения управляющей власти? Каждое вече имело старейшину, которого избирали всенародным голосованием. Самым популярным человеком волости являлся начальник городского ополчения - тысяцкий. А ополчение звалось тысячей. Тысяцкому прислуживали сотские и десятские, управлявшие отрядами меньшей численности, нежели у тысяцкого. Если князья обладали достаточным доверием и большой властью в волостях, то тысяцких назначали сами, однако в остальное время такой работой занималось вече. Веча крупных городов по старшинству могли посылать в более мелкие своих посадников, а, например, в Новгороде сами его избирали, несмотря на князя и его чиновнический кабинет. Таким образом, вечевое правление в волостях укреплялось еще больше. Порядки вечевых собраний К сожалению, летописи мало рассказывают нам о порядках вечевых собраний, и более точных документальных подробностей не сохранилось. Собирали народ на вече с помощью церковного колокола: все, кто был свободен от труда, сходились на центральной площади. Помимо местного коренного населения, приезжие также имели право посещать такие собрания. Отсюда можно сделать вывод, что волость - это особый вид обособленной жизни от главной власти государства. Правда, собрать вече мог и князь, но с разрешения старейшины. Более того, существовал целый совет старейшин, который являлся выборным органом. Как высказывались свои мнения на вече? Просто - криками. Люди, выкрикивая свои предложения, пытались решить насущные проблемы. Либо ответить на княжеское предложение или указ. Для принятия окончательного решения нужно было, чтобы все собравшееся население ответило одинаково, в этом убеждались на глаз, так как отдельные ответы не принимались. Проводилась коллективизация мысли. Бывало, что на вече доходило и до ссор, драк и междоусобиц. Такие моменты случались тогда, когда меньшинство не согласившихся продолжало громко настаивать на своей точке зрения. Обычно оно подавлялось, но с применением силы. Особо отмеченного времени для вече не было, колокол пускали в ход тогда, когда была нужда. Это явилось неким возрождением старого значения слова "волость". В 1837 году проходит реформа землевладения среди крестьян, принадлежавших государству. По новым правилам создавался специальный волостной сход, а также волостные правления, которые должны были подчиняться Палате государственных имуществ. После освобождающей реформы 1861 года, когда рабский труд крестьян был упразднен, население волости, крестьянское сословие, становится ее главным управителем. В 1874 году волость отдается под управление уездного, следящего за крестьянскими делами. Но уже в 1889 году переходит в руки земского участкового начальника. Жизнь волостей во времена большевиков После победы большевиков в революции 1917 года волость становится общей, то есть управлять ею могут все сословия. После первых лет правления Советов волости были раздроблены, но отданы в ведение крестьянам, а волостные земли включали и помещичьи владения, и государственные территории. Они основывались на зависимости в экономическом плане таких объединенных форм от районных центров. Список волостей, существовавших в Царской России Волости прошлого были разделены на две подгруппы. Одна из них, крупнейшая, относилась к губерниям Европейской части России. Отдельно считалась группа волостей Привислинского края или Царства Польского. Создание и упразднение волости на примере Псковского уезда Во время уже существовавшего Псковского уезда на его основе была создана одноименная волость. Она являлась составной административно-территориальной единицей упомянутого уезда. Официальное образование волости произошло в 1924 году. Областями Псковской волости, которые вошли в ее состав стали: Зелитская, Остененская, Сидоровская, Логозовская, Псковоградская и Торошинская. Более того, для увеличения земель Псковского региона к ним были присоединены сельсоветы: Великопольский, Савинский, Клишевский, Ветошинский, Залитский и другие. С 1925 года постепенно начинается выделение из волости отдельных волостей и сельсоветов. Таким образом, начинается ликвидация древнерусской системы территориального деления. В 1927 году Псковская волость в рамках РСФСР была преобразована в район и начала относиться к одноименному округу Ленинградской области.

Уезд это - историческая административно-территориальная единица

Уезд – это административно-территориальная единица в истории, которая использовалась во многих государствах в разные исторические периоды. Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском. уезд. адм.-терр. единица, известная на Руси с 13 в. У. состоял из города и подчиненных ему волостей. Уезд (от германского слова «гауз») в истории — это административно-территориальная единица, используемая в некоторых странах и периодах истории. Уезд — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру.

Слово «Уезд»

Могилевская Губерния Сенненский уезд. Карта Рязанской губернии до 1917 года. Карта Рязанской губернии 19 века. Карта уездов Рязанской губернии.

Древняя карта Рязанской губернии. Карта Костромской губернии 1900 года. Костромская Губерния уезды и волости.

Карта Костромской губернии до 1917 года. Карта уездов Костромской губернии. Александровский уезд Владимирской области.

Старые карты Александровского уезда Владимирской губернии. Александровский уезд карта. Карта Вятской губернии с уездами.

Вятская Губерния карта 1910 года. Вятская Губерния карта 1919 г. Вятская Губерния в 19 веке.

Уезды и волости. Карта волостей. Старые карты Судогодского уезда.

Карта Пензенской губернии до 1917. Карта Пензенской губернии 18 века. Карта Пензенской губернии 1895.

Карта Пензенской области 18 века. Карта Тверской области до 1917 года. Наместничество Тверской губернии.

Село Кобелевка Алатырского уезда Симбирской губернии. Алатырский уезд Симбирской губернии карта. Старинные карты Симбирской губернии Алатырского уезда.

Алатырский уезд Симбирской губернии. Полтавская Губерния Константиноградский уезд карта. Полтавская губ.

Каневский уезд Киевской губернии карта. Киевская Губерния карта 1890 года. Звенигородский уезд Киевской губернии карта.

Карта уездов Киевской губернии. Старая карта Корчевского уезда Тверской губернии. Карта Корчевского уезда.

Старая карта Корчевского уезда Тверской области. Карта Корчевского уезда 1892 г. Старинная карта Кемской волости.

Пинчугская волость. Шуйский уезд Владимирской губернии. Владимирская Губерния Шуйский уезд волости.

Карта ПГМ Шуйского уезда. Карта Тобольского уезда. Карта Тобольского уезда 1798 года.

Карта Ялуторовского уезда Тобольской губернии. Старые карты Тобольского уезда. Хоперский округ область войска Донского карта.

Хоперский округ область войска Донского 19 век. Карта Хоперского округа войска Донского. Пензенская Губерния карта.

Уезды Пензенской губернии. Карта Пензенской губернии 19 века. Карта Пензенской губернии 1861 года.

Харинская волость Ржевского уезда. Карта Осташковского уезда.

Вторая функция уездов связана с торговым и экономическим развитием. Уезды были важными торговыми и ремесленными центрами, где происходило обмен товарами, проводились ярмарки и ярмарки. Уезды также имели свою специфическую промышленность и ремесленное производство. Например, один уезд мог славиться своими кустарными мастерскими, а другой — производством металлических изделий или тканей.

Третья функция уездов связана с военными и оборонительными задачами. Уезды были важными военными центрами, где формировались и поддерживались специальные военные отряды, которые должны были защищать территорию от вторжений других народов или враждебных войск. Воеводы и наместники уездов были ответственными за военную безопасность своей территории и за способность реагировать на угрозы национальной безопасности. Итак, уезды играли важную роль в средневековой Руси. Они были не только административными, но и экономическими и военными центрами, что способствовало развитию государства и территориальному устройству страны.

Поляка, А. Гегель Л. История России: Учебное пособие для вузов. Васильева, Потатурова В. Горяйнов С. История России. Данилов А. XX век. Георгиева, В. Сивохина, А. Янковский, С. Позняк, В. Меньковский и др. Минск: РИВШ, 2005. История Отечества. Поляка 2-е изд. История Отечества: учебн. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Сахаров, А.

С помощью уездных формирований государство осуществляло контроль над населением, а также собирало налоги и взносы. Уезды также играли важную роль в управлении земельными угодьями, администрировании юридических процессов и поддержании общественного порядка. В дальнейшем уезды продолжали существовать в Российской империи и СССР в рамках других административно-территориальных единиц. Сейчас уезды в России не используются. Уезды были важной частью истории России и играли ключевую роль в управлении и контроле над территорией и населением. Их создание было необходимым шагом для более эффективного управления страной и сокращения проблем, связанных с управлением административных единиц. Система управления уездами Уезды в истории России представляли собой административно-территориальные единицы, созданные для более удобного управления государством. В системе управления уездами основную роль играли две структуры: уездное земство и уездное правление. Уездное земство было выборным органом самоуправления, представлявшим интересы населения уезда. Оно избиралось на определенный срок среди крестьян, дворян и горожан уезда. Уездное земство занималось решением бытовых и экономических вопросов уезда, таких как управление городами и селами, землепользование, распределение налогов и т. В то время уездное земство было важным звеном в системе государственного управления и имело значительные полномочия. Уездное правление было назначаемым органом, которое непосредственно подчинялось губернатору. Оно контролировало деятельность уездного земства и исполняло его принятые решения. Оно также отвечало за приведение в исполнение указов центральной власти, надзор за судами и следственными органами уезда, регистрировало имущество и земельные участки.

Термин уезд в истории

Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник , с н. С 1775 уезд стал низшей административной , судебной и финансовой единицей с числом жителей 20-30 тыс. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции.

К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов. Уезд - административно-территориальная единица в России. Известен с XIII в.

Первоначально состоял из нескольких волостей. Управлялся княжескими наместниками , с XVII в.

Название происходит от законного объезда «уезда» с целью установления его... Что такое уезды 7 класс? В древности уездом называлась совокупность всех волостей, примежёванная к известному пункту — городу или селу. Кто разделил Россию? В результате в 1708 году царь Пётр I провёл областную реформу, разделив территорию России на 8 огромных губерний: Московскую, Ингерманландскую Шлиссельбург; с 1710 — Санкт-Петербургская , Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую Тобольск. Ответы пользователей Отвечает Татьяна Кулагина Волость — это административно- территориальная единица, введенная в Российской империи в конце 18 века в правление Павла 1. Отвечает Степа Петров Что такое уезд?

XVIII в. С 1775 уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей с числом жителей 20-30 тыс. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов. Первоначально им управлял княжеский наместник, с нач. С 1775 У. К 1917 в России насчитывалось до 800 У. ССР У. И Литов. ССР - до 1950. Состоял из города и подчиненных ему волостей. В 1775 г. Уезд насчитывал 20—30 тыс. Центром уезда был уездный город, учреждения которого, за исключением уездного казначейства, имели характер комиссий, собиравшихся по мере надобности под председательством уездного предводителя дворянства либо исправника: например, воинское присутствие, присутствие по питейным делам, комитет попечительства о народной трезвости, комитет общественного здравия. Важную роль во второй половине XIX в. Полицейское управление в уезде возглавлял уездный земский исправник. В хозяйственной отношении во второй половине XIX в.

Где теперь эта дорога? Чтобы добраться от Онеги до Кеми надо в обход проехать 1018 км, а ведь по прямой всего-то 205 км. Север перестал быть единым во всех отношениях. Даже в мироощущении. Многие северяне связываю себя только с одним из северных регионов областью или республикой и не ощущают, что исторически Русский Север это единая территория. Хотя различий в истории, культуре, демографии, экономике и быте отдельных районов довольно много, но тем Север и интересен. В многообразии можно увидеть единое культурно-историческое целое.

Уезд - это... Что значит слово "уезд"?

Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с Заходите на сайт, чтобы узнать подробнее. По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. адм.-терр. единица в России с XIII в. Управлялся княжескими наместниками (кормленщиками), с нач. Поселения в уездах носили разнообразные названия: городки, сёла, сельца, слободы, слободки, деревни, посёлки, административно их градация не определялась.

Что такое уезд

Поселения в уездах носили разнообразные названия: городки, сёла, сельца, слободы, слободки, деревни, посёлки, административно их градация не определялась. Уезд это в истории России. Уезд (от германского слова «гауз») в истории — это административно-территориальная единица, используемая в некоторых странах и периодах истории. Что такое уезд история? В 1914 в Рос. империи насчитывалось 769 уездов, из них 83 – в Царстве Польском, 51 – в Вел. кн-ве Финляндском.

Смотрите также

  • Уезд это - историческая административно-территориальная единица
  • Что такое уезды в истории
  • Что такое уезд в истории
  • Что такое уезд в истории 7 класс?

Что такое уезды в истории

С 1775 административно-полицейскую власть в уезде осуществлял исправник. Понятие и значение уезда в истории Уезды играли важную роль в истории, так как они были основными административными единицами, связывавшими центральные власти с местным населением. ﹀ Что такое стан и уезд? Что такое волость история 6 класс? Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с. Уе́зд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, Российской империи, с 1918 года — в РСФСР, с декабря 1922 года — в Союзе ССР. это территориально административная единица, которая существовала во времена Руси, а также в Русском царстве (позже империи).

Что такое уезды в истории России 7

Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты как правило, конечно, медные. Уже в ХIХ веке литературный критик Василий Петрович Боткин, проезжая вместе с поэтом Афанасием Фетом по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница, потом с восторгом писал Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее замечательное слово, которое, конечно, образовано от provocative — А.

Василий Петрович Боткин был известен как большой ценитель не только художественной литературы, но и женской красоты. И он знал, что говорил. Боткин, из книги «Литературные воспоминания», П. Анненков, 1984 г. Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г.

Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам. Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай.

А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам.

Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль. Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов. Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки. Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями.

Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А. Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе. Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат». Сперанский, А. Варнек, 1824 г.

Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян». Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян. Но читая его, надо отцеживать некоторые политические коммунистические суждения автора. Самоуправление крестьян Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке.

Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам. Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян.

Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века.

Сходка, гравюра В. Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения. Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ.

И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека. Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан. Второй уровень — это волостное правление.

Как вы помните, низшей административной единицей была волость. Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось. А волостной писарь назначался Министерством. Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины.

Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей. Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение. Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота.

Каждый третий год земля должна была отдыхать. Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина. На пашне. Весна, А.

Венецианов, 1-я пол. Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну. Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным.

Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным. Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община?

Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её. Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали. Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку.

Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор. Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли. Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами. Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства». Киселёва… С.

Множество злоупотреблений было и со стороны писарей. Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда. Существовала и проблема наделения крестьян землёй. В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин. Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара.

Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало. В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха. Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу.

Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов. Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю. Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться. Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А.

Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого.

Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать. В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России.

Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов. Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор. Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома. Эти народы не знали и помещичьей власти.

Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни. Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России. Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская. Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг.

Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г. Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище. Причина этого очень проста и уходит она именно в то время. Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот.

Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю.

Join Что такое уезд? Уезд — это звено в административно-территориальном делении России. Этот термин встречается в исторических документах с 13 века.

Историк С. Соловьев объясняет происхождение этого слова от способа межевания земли. Межевщик отделял землю, которая должна была принадлежать или быть приписана к определенному городу, и, поэтому, после размежевания, эта земля как бы — уезжала. Вот что такое уезд — емко, точно и коротко наши предки сформулировали термин, который просуществовал до 20 века.

XVIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с... В древней Руси - совокупность волостей, тяготевших к городу. Административно-территориальная единица, входившая в состав...

Но, уже начиная с XIII века, определение стало присваиваться более мелким единицам территории. Однако трансформация терминов шла неоднородно. Например, в Центральной и Южной Руси в середине XIII века слово «волость» относилось к небольшим окраинам территории, в то время как в Северо-Восточной Руси так обозначали податные округа сёл. Станы Это определение применялось для обозначения некоторой части уезда или волости. В разные периоды на Руси термин «стан» определял различные административно-территориальные единицы земли.

Первоначально этим словом отмечали остановку в пути, временное пребывание и обустройство на месте вместе с повозками, шатрами и скотом. Можно сопоставить этот определение со словами «лагерь» и «табор». Отправляясь собирать дань или вершить суд, князь делал несколько остановок по дороге. С течением времени подобные остановки стали центрами княжества или уезда. Стан был временной остановкой для князя или его преемника.

Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь

История уездов в России В России долгое время существовала особая административно-территориальная единица, известная как «уезд». ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Сколько же было уездов в конце XVII — начале XVIII в. и сопоставима ли их территория? Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Административно-территориальная единица в РумынииУезд.

Уезд как административно-территориальная единица

  • Административное деление земель на Руси
  • Что такое уезд в истории 7 класс
  • Значение слова Уезд в других словарях:
  • KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11
  • Уезды России — Википедия

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий