Browse our gallery of Henri de Toulouse-Lautrec available artworks including original lithographs, prints, and drawings. Тулуз-Лотрек в полный рост Постепенно любимым местом Анри стал Монмартр, который в конце XIX века был районом весьма неоднозначным. Анри Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec; родился 24 ноября 1864 г. — умер 9 сентября 1901 г.) — гениальный живописец-авангардист и постимпрессионист конца XIX века. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, Франция. Похоронен Анри де Тулуз-Лотрек на кладбище Сент-Андре-дю-Буа возле Мальроме.
Анри Тулуз-Лотрек
Каждое утро Анри делал запас на день, наполняя «ликерную палку» портвейном, ромом или коньяком. Гром сотрясал старинный замок, где в родовых схватках металась по супружескому ложу графиня Адель де Тулуз-Лотрек-Монфа. Наконец младенческий крик прорезал духоту спальни. Для знатного рода Лотреков появление ребенка мужского пола было желанным - будет кому продолжить род. Аристократы неохотно пускали в свой круг чужаков. Отец и мать маленького Анри были двоюродными братом и сестрой, бабушки - родными сестрами… У кого-то из родни уже подрастала ух, какая злая ирония! С натурщицей в студии на Монмартре. Мелковат для своих лет и часто хворал, но, когда болячки отступали, озорник носился по замку и двору, полному лошадей и борзых собак, - все мужчины в роду были повернуты на охоте. Анри млел от запаха конского пота, а однажды залез в денник и нахлебался лошадиного пойла, которое заел хлебом, выброшенным собакам. Отец - гуляка и бонвиван - только посмеялся.
Впрочем, он прощал первенцу и более глупые проказы. Например, парню сошло с рук, когда он, семилетний, справил нужду в костеле во время службы. Кто мог подумать, что через много лет он невольно повторит экстравагантную выходку - и жестоко за нее поплатится. Беда случилась, когда Анри исполнилось 14. Вставая со скамейки, он не удержался и рухнул. Перелом шейки бедра заковал подростка в гипс. Через год он стал потихоньку ходить, но оступился и упал в овраг. В общем, ноги юного Тулуз-Лотрека перестали удлиняться и макушкой он едва дотягивался до отметки в 152 см. Хотя тело, руки, прочее - все заметно возмужало и покрылось густой растительностью.
Но вместе с тем стали деформироваться черты лица. Анри шепелявил с детства, но теперь из-за разрушающихся зубов и распухших губ говорил, брызгая слюной. Годы спустя медики объяснят его состояние генетической хрупкостью костей и атрофией костной ткани. С такими данными шансы занять достойное место в мире высокорослых почти равнялись нулю. Благо были приятели. Один из товарищей быстро сообразил, что томит 20-летнего юношу, и притащил к нему молоденькую проститутку Мари Шарле.
К слову сказать, сам Тулуз-Лотрек считал эту картину лучшей работой в серии «Мулен Руж». Девушки в ожидании прибытия клиентов, в их числе находится и женщина по имени Мирей, её можно увидеть на переднем плане холста. Она была одной из фавориток художника во времена, когда он посещал сей публичный дом. Примечательно, что название данной картины указывает нам на то, что она работала в этом заведении, на самом деле это не так.
В августе 1879 года Тулуз-Лотрек падает в канаву и получает перелом шейки бедра правой ноги. После этого случая ноги прекратили расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника. Скорее всего, кости медленно срастались и рост конечностей остановился по причине наследственного заболевания — бабушки Анри приходились друг другу сёстрами. Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье — Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь в военные, также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а, говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии. Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться.
Отвергнув свою аристократическую родословную, Лотрек всё-таки а, может быть, — именно поэтому остается истинным аристократом — аристократом духа, а вычеркнув из своей жизни предков-рыцарей, становится рыцарем без страха и упрёка. Пожалуй, трудно найти человека, который бы так предельно реалистично осознавал свою участь и относился к себе так бескомпромиссно. Он слишком горд, чтобы жаловаться на судьбу даже друзьям. Отчётливо понимая, что взаимной любви он не испытает никогда, он позволяет себе восторгаться и обожать женщин как самый завзятый Дон-Жуан. С 1892 по 1895 год Лотрек пишет множество сцен из жизни публичных домов и в тот период поселяется сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переезжает на улицу Мулен. На его картинах женщины прекрасны просто тем, что они женщины. Но это не только тела — молодые или старые, свежие или истасканные. В каждом портрете, в каждом наброске ярко показана неповторимость личности, особенности характера и нюансы настроения Женщины на его холстах остаются самими собой в каждый горький или радостный момент своей жизни и потому так притягательны. Лотрек не приукрашивает и не порочит их, а его навсегда неразделённая любовь делает их такими обаятельными и симпатичными для нас. Такие портреты можно писать только искренне любя и понимая человека, но какие же муки должен испытывать художник отпуская на волю своё пылкое сердце, лишь для того, чтобы потом эти чувства отразились на холсте. Сердце в клочья. Обитательницы этих заведений не подозревали ни об аристократическом происхождении Лотрека, ни о его известности, как художника. Для них он просто «мсье Анри», которого они ценят за его человеческие качества — доброту, заботу, внимание и дружескую нежность. Мало того, для своих подружек он служит чем-то вроде духовника. К одной из них, Мирен, художник привязался особенно, секрет же был прост: однажды она подарила Лотреку букетик фиалок, а для художника это было «королевским подарком». Но он сам выбрал себе такую судьбу и не позволяет себе от неё спрятаться. После отъезда Мирен в Буэнос-Айрес расстроенный Лотрек перебирается в роскошный публичный дом на улице Мулен, где в спальнях стояли резные кровати с балдахинами. Он и здесь - любимец администрации и персонала Так среди грязи и страданий Лотрек и его соседки сумели подарить друг другу особенные отношения, полные самой чистой и трогательной симпатии. Мне этого достаточно». Он работал без устали. Не думая о здоровье. Не думая о будущем. А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Коротконогий, ковыляющий с палочкой уродец — он оставался для нее все тем же ребенком с раненой душой, которого могла понять только она. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр. Более того, это она настояла на том, чтобы семья выделила Анри средства на собственную студию.
Анри де Тулуз-Лотрек l Мастер Графики и Рекламного Плаката l Henri de Toulouse-Lautrec l #ПРОАРТ
Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Анри де Тулуз-Лотрек – один из тех великих художников, которых на путь искусства толкнул не врождённый талант, а врождённый недуг, грусть и безысходность. О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом. купить на бумаге или холсте. Анри де Тулуз-Лотрек оставался известным даже после своей смерти из-за проблем, с которыми он столкнулся, и количества произведений, которые он создал.
Проклятие хрустального человечка
Анри Тулуз-Лотрек 1. В цирке Фернандо — всадница, 1888 2. На диване, 1894—1896 4. Женщина за туалетом, 1889 5. Поцелуй, 1892 6. Марселла Лендер, танцующая болеро в кабаре Шильперик, 1895 1. Аристид Брюан 2. Анри Тулуз-Лотрек. Ла Гулю с подругами входит в Мулен Руж, 1892 3.
Критика весьма прохладно относилась к творчеству мастера. Его новаторские приемы, необычный, невиданный до этого колорит и сильное влияние японского искусства казались европейским искусствоведам "пустой затеей и желанием получить дешевый эффект новизны".
Лотрек стал первым европейским художником, столь решительно отказавшимся отвлеченных эталонов женской красоты, сделавшим эстетически значимым женское тело именно в его индивидуализации. Тулуз-Лотрек не был решительным реформатором, таким как Сезанн или Ван Гог. На протяжении своей короткой жизни он был искренне привязан к наблюдаемой натуре, упивался богатством даруемых зрительных впечатлений.
Мир уже увидел фотографию, которая начинает стремительно развиваться, постепенно отвоевывая у живописи функцию фиксации реальности. Уже пережил свой расцвет импрессионизм, и мастера ищут новые пути художественной выразительности. Появился постимпрессионизм, который в отличии от импрессионизма практически полностью отказался от оптической объективности. Анри вдохновляется творчеством Поля Сезанна и Эдгара Дега, и создает свои произведения, на которых изображает сцены из жизни Монмартра и его обитателей — танцовщиц, фланёров, посетителей кабаре и баров, собственно, людей из того мира, к которому он сам и принадлежал. Надо сказать, что Тулуз-Лотрек был непревзойденным мастером отразить на своих картинах характер и внутренние переживания героев. На них мы видим не абстрактные образы, а конкретных людей с их сложными судьбами и тонкой душевной организацией. Возможно, из-за того, что Анри был сам отверженным, он как никто другой мог понять чувства своих персонажей. Ля Гулю с подругами входит в Мулен Руж В 1883 году проходит выставка японского искусства, которого не видели в Европе прежде. Все из-за железного занавеса, за которым жила Японии вплоть до 1867 года. Японская графика, развивающаяся автономно от остального мира, производит огромное впечатление на всех художников и Тулуз-Лотрека в частности. Она далека и от реализма, и от импрессионизма, и представляет собой как будто застывшую иллюстрацию пейзажей или бытовых сцен.
Биография Анри де Тулуз Лотрека
Многие считали его излишне публичным человеком. Говорили, что жизнь этого мастера пестра, как наряды танцовщиц кабаре «Мулен Руж». Тулуз-Лотрек — самый незаурядный представитель творческой элиты Парижа конца XIX века, постимпрессионист, певец «прекрасной эпохи», трагически оставивший мир в возрасте 37 лет.
Представитель древнейшего аристократического рода Тулуз-Лотрек получил хорошее домашнее образование, с детства прекрасно рисовал. Судьба Тулуз-Лотрека трагична: после перелома обеих ног красивый, ловкий мальчик превратился в калеку — карлика с короткими ножками, большой головой. Кормона с 1883 и работал в Париже; испытал влияние Эдгара Дега и японской гравюры.
Он не питал иллюзий в отношении праздничной мишуры Монмартра: его работы предельно откровенны, и за показным блеском богемной жизни зрителям открывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности. На выставке «Paris, Paris…» будут представлены более 50 литографий знаменитого мастера, полученных из частных европейских коллекций.
Не упускайте уникальную возможность разделить с художником исполненный восхищения и горечи честный взгляд на легендарную эпоху!
Другие выставки января В этом году в Петербурге пройдут фотовыставки и художественные экспозиции авторов разных эпох. Обозреватели Афиши КП рассказывают о самых интересных предстоящих мероприятиях в галереях, музеях и выставочных залах. Выбрать выставку Программа Анри де Тулуз-Лотрек— французский художник и постимпрессионист, известный своими портретами танцовщиц и артисток кабаре. Он был ярким представителем творческой элиты Парижа в конце XIX века, его работы стали символами «прекрасной эпохи», они честно отображают реальность за показным блеском богемной жизни на Монмартре. Выставка «Paris, Paris…» представит более 50 литографий знаменитого мастера, собранных из частных коллекций по всей Европе.
Анри Тулуз-Лотрек — талантливый ценитель ночной жизни Парижа
1901) - французском художнике - постимпрессионисте из графского рода, о мастере графики и рекламного плаката. Граф Анри де Тулуз-Лотрек был чрезвычайно талантливым художником, но очень несчастливым человеком. Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec-Monfa (1864 – 1901) or better known as Henri de Toulouse-Lautrec was born in Albi, Tarn in the Midi-Pyrénées region of France. И сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека продолжает оказывать влияние на культурное развитие общества, а цены на его работы продолжают стремительно расти. Эти работы Анри де Тулуз-Лотрека позволят прикоснуться к атмосфере роскошной и безмятежной поры, именуемой «La Belle Époque». Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) 1864, Альби [Albi] — 1901, Замок Мальроме [Château Malromé], Жиронда.
Выставка литографий АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. "PARIS, PARIS…"
Анри де Тулуз-Лотрек в своей мастерской рядом с обнаженной моделью. 1901) - французском художнике - постимпрессионисте из графского рода, о мастере графики и рекламного плаката. Тулуз-Лотрек прекрасен, но литографии не прижизненные, 60-80-х годов, и, похоже, довольно большого тиража. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа Связь французского художника Анри де Тулуз-Лотрека с танцовщицей Ла Гулю трудно назвать любовью.
А. Тулуз-Лотрек-художник жизни парижской богемы ч1
Тулуз-Лотрек не приемлет, чтобы с ним обращались как с инвалидом. Он понимает, что у человека с его комплекцией не так много возможностей прожить свою жизнь. В 1881 году он успешно окончил среднюю школу. В 1882 году он поступил в мастерскую официального художника Леона Бонна. Затем он учился у художника Фернана Кормона. С 1884 года он поселился в богемном районе Парижа Монмартр. Мулен Руж В конце 19 века на Монмартре открывалось все больше кабаре и музыкальных кафе. Лотрек был постоянным посетителем кабаре. Тема его картин и рисунков была предложена этой средой: скачки, танцоры, клоуны, акробаты и проститутки.
В мае 1898 г. Однако чопорная британская публика оказалась неспособной оценить творчество живописца. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек умер 9 сентября 1901 г. При жизни художника его творчество было встречено критикой весьма недоброжелательно. Признание пришло лишь после его смерти. В 1922 г. Альби открылся музей Тулуз-Лотрека , посвященный жизни и творчеству художника-пост-импрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека.
В 1880 году Лотрек пишет о захватившей его «страсти к рисованию». В ноябре 1881 он сдает экзамен на степень бакалавра, но из-за неудержимого стремления заниматься только живописью прекращает дальнейшее обучение. По совету Рене Пренсто — художника-анималиста и друга семьи, Тулуз-Лотрек в марте 1882 года начинает учиться у известного художника Леона Бонна 1833-1922. Мастерская Бонна была одной из самых известных в Париже. Мэтр без обиняков заявляет начинающему художнику: «В вашей работе что-то есть, в целом неплохо, но ваш рисунок просто-напросто ужасен! Зимой 1882 года Бонна закрывает свою мастерскую, и Анри переходит к Фернану Кормону 1854-1924 — тоже признанному живописцу, специализирующемуся на исторической тематике. Между ними завязываются дружеские отношения, но вместе с этим зарождается и дух творческого соперничества. Постепенно друзья отходят от традиционного, консервативного стиля, преподаваемого Кормоном. Сначала они увлекаются импрессионизмом, но позже дают себя знать присущие им новаторские тенденции. Период проб и экспериментов в живописи совпадает с изменениями, которые происходят в стиле жизни Тулуз-Лотрека. Молодой художник открывает для себя Монмартр и царящую там непринужденную атмосферу. Летом 1884 года Лотрек покидает парижский дом родителей и перебирается жить на Монмартр, в квартиру молодого художника Рене Гренье, с которым он познакомился во время обучения у Кормона. В этом же доме на улице Фонтен на первом этаже в 1879-1891 годах размещалась мастерская Дега 1834-1917 , которого Лотрек считал одним из лучших современных мастеров. Мать художника недовольна этим решением. Она боится, что без нее сын пойдет по «кривой» дорожке. Однако он часто пишет ей письма, и это немного успокаивает графиню Адель. Решение художника не вызывает восторга и у отца, который хотел бы видеть сына в более приличном районе, например, Елисейских полях. Вскоре выяснилось, что беспокойство родителей было совершенно оправданным: жизнь художника стала очень быстро меняться. В письмах, написанных весной и летом 1886 года, мы встречаем намеки на «пристрастие к бутылке». Случается даже, что он пишет матери о проведенных им ночах «на мостовой». В конце XIX века Монмартр был ниспровергателем установленного порядка. В многочисленных кабаре и музыкальных барах постоянно ставилась под сомнение ценность социальных норм и запретов. Монмартр тоговремени — это также центр торговли «любовью». Тулуз-Лотрек открывает там совершенно особый мир, до сих пор ему неизвестный, и отражает его в своих работах. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что он не хочет писать о том, что он рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного». Доходит даже до того, что он начинает подписывать картины псевдонимом, чтобы не компрометировать свою знаменитую семью. Во время последних месяцев обучения у Кормона завершившегося в начале 1887 года Лотрек всё меньше времени стал уделять традиционным темам. Наряду с классической техникой письма, он всё чаще применяет импрессионистические приемы, оживляющие его рисунок. Прежде всего он выбирает тематику реалистического направления, которая и будет доминировать в его последующих работах: городские гуляния, уличные представления, танцевальные развлечения, цирк, кабаре, театр... Демократические акценты и смелые образы приведут его в конце концов к отдалению от своего круга. Чем больше Лотрек отдаляется от аристократических кругов, тем сильнее проявляется его связь с миром Монмартра, который становится для художника источником неиссякающего вдохновения. В середине 80-х годов жизнь Лотрека становится преимущественно ночной. Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Брюан 1851-1925. На протяжении долгого времени с ним находится его первая и, видимо, единственная любовь Сюзанна Валадон 1867-1938 , которая была натурщицей Дега и Ренуара 1841-1919 , а позже стала известной художницей. Монмартр того времени гремел по вечерам музыкой и был знаменит на весь Париж постоянными развлечениями и танцами.
Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек Проститутка взяла с витиеватого кованого столика графин, налила воды и предложила ее гостю. Тот жестом отказался и начал одеваться. Спустившись по пыльной лестнице в холл, он увидел несколько сидящих в ожидании девушек. Они заулыбались ему, а хозяйка приветственно вскинула руку: — Как настроение, Анри? Как всегда. Налей мне чего-нибудь, что я люблю. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек Рука в черной перчатке ловко плеснула горячей прозрачной жидкости в стакан и положила рядом дольку лимона. Анри не спеша потягивал напиток, девушки переговаривались, то и дело поглядывая на него. Невысокого роста, с телосложением очень далеким от атлетического, неловкой походкой и неизменной тростью, он обладал огромным, притягивающим обаянием, которое сразу было заметно во внимательном, слегка ироничном взгляде глаз под тяжелыми веками. Взяв пальто, шляпу, он вышел на Монмартр, еще пустой и свежий от недавно прошедшего дождя. Прошел несколько кварталов и оказался около красной ветряной мельницы. Здесь Анри знали хорошо: его афиша «Мулен Руж», расклеенная по Парижу, произвела настоящий фурор. До этого место самого знаменитого плакатиста Парижа занимал Жюль Шере, изображавший сочных девушек на фоне красной мельницы. Но именно Лотреку удалось схватить то, чего подсознательно хочет зритель плаката: четкости и понятности с первого мимолетного взгляда. В отличие от более детализированных плакатов Шере, он использовал в своей литографии всего четыре цвета- и несколько контрастных ярких пятен смогли создать динамичное цельное изображение. Даже без красной мельницы на заднем плане — теперь там размещалась однородная черная толпа, на фоне которой танцевала Ла Гулю. На переднем плане художник изобразил силуэт Валентина- ее учителя и партнера по танцам, раскрывшего в вульгарной и грубой девице огромный талант.
Об одном из источников вдохновения Анри Тулуз-Лотрека
Ha судьбу и творчество Анри де Тулуз-Лотрека, безусловно, повлияли его семейные обстоятельства и болезнь, хорошо известные и обсуждавшиеся уже его современниками. Ha судьбу и творчество Анри де Тулуз-Лотрека, безусловно, повлияли его семейные обстоятельства и болезнь, хорошо известные и обсуждавшиеся уже его современниками. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа Связь французского художника Анри де Тулуз-Лотрека с танцовщицей Ла Гулю трудно назвать любовью.
ТУЛУ́З-ЛОТРЕ́К ТУЛУЗ-ЛОТРЕК-МОНФА АНРИ МАРИ РАЙМОН ДЕ
Пренсто был посредственным художником, посвятившим себя жанровой живописи; однако высокопоставленные клиенты ценили его работы, и поэтому они пользовались спросом на рынке. Именно благодаря Пренсто и страсти отца к лошадям и охоте Анри выбирает темы первых картин: Персидский шах верхом на коне, Охота на вальдшнепов, Граф де Тулуз-Лотрек правит четверкой лошадей. Эти темы характерны для живописи и рисунков мальчика-художника, выполненных в энергичной и острой манере, которая затем станет отличать все его творчество. В это же время маленький Анри увлекся миром цирка, куда отец часто его водил и где его особенно привлекали укротители и экзотические животные. Страсть к цирку занимает заметное место в его искусстве зрелого периода, найдя отражение в целом ряде картин и рисунков художника. Умиротворенный портрет Выполненный на доске в гамме приглушенных тонов, этот портрет Элен Вари 1 889, Бремен, Кунстхалле подчеркивает красоту модели и придает всей обстановке мастерской художника умиротворенную сосредоточенность. К сожалению, из-за ослабленного физического состояния самая обычная жизнь представляла для него угрозу: два падения в течение одного года привели к перелому обеих бедренных костей. Это повлекло за собой длительное пребывание в постели, после чего он навсегда остался инвалидом. Его внешность после несчастного случая изменилась, приобретя гротескные черты.
Существующие свидетельства подтверждают, что он стал похож на обезображенного карлика с неправильными чертами лица. Жизнелюбивый характер помогал художнику преодолевать его физические недостатки, часто он с острой самоиронией изображал самого себя в карикатурном виде. В семье самыми близкими ему и его творчеству людьми были, прежде всего, его мать, — и неслучайно он так любил ее изображать см. Дяди и кузены по материнской линии также были запечатлены художником. В апреле 1878 года, незадолго до падения, явившегося причиной последующих несчастий, Тулуз-Лотрек посетил Париж и Всемирную выставку, где на него произвели впечатления произведения художников-анималистов: Пренсто, Жоржа Гранжана, Ришара Губи, Жоржа Бюссона. Одновременно, по рекомендации семьи, особенно отца, он посещает самые модные художественные и литературные кружки, такие, как «Волни» и «Мирлитон», близко знакомится с академической живописью, очень доходной и «доступной», поскольку она была далека от авангарда тех лет. В 1879 году палитра Тулуз-Лотрека становится все более свободной и светлой, а после неоднократных посещений Ниццы среди предметов его изображения начинает фигурировать и море. В ту пору он во многом опирался на копии с произведений художников, работавших в мастерской Пренсто, которую он стал посещать с 1881 года, когда принял решение стать профессиональным художником.
В следующем году Тулуз-Лотрек сообщил семье о своих планах: он хотел переехать в Париж, чтобы заниматься в мастерской Александра Кабанеля 1832-1889 при Школе изящных искусств. Студия Кормона Эта групповая фотография была сделана в 1 885 году в мастерской Фернана Кормона, где Тулуз-Лотрек провел более четырех лет с 1 882 по 1 886 год. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной. Можно узнать его близких друзей: Франсуа Гози, крайнего, стоящего справа, Эмиля Бернара, стоящего слева в последнем ряду. Когда Тулуз- Лотрек перешел в мастерскую Кормона в 1 882 году, он, описывая отцу свой новый выбор, характеризовал Кормона, как принявшего участие в Салоне 1 880 года знаменитой картиной Бегство Каина и его семьи, подчеркивая этим значимость своего учителя. Художественная жизнь Парижа В 1886 году, после восьмой и последней парижской выставки импрессионистов, их движение распадается, уступив место менее однородным поискам отдельных художников, или тех, кто был связан с дивизионизмом, символизмом, и чье творчество позднее объединили термином «постимпрессионизм». Тогда же в Париже прошли три другие значительные выставки, привлекших во Францию таких живописцев, как Ван Гог: Салон французских художников, на котором была представлена академическая живопись, в том числе работы Пюви де Шаванна; V Всемирная выставка, при участии Ренуара и Моне, и, наконец, — Второй Салон Независимых, где выставлялись произведения некоторых импрессионистов, и среди них картина Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт Сёра, оказавшая немалое влияние на Тулуз- Лотрека и его друзей. До этого времени в художественной и литературной жизни Парижа преобладал натурализм, о чем свидетельствовала организованная в 1884 году Школой изящных искусств ретроспективная выставка Мане; предисловие к ее каталогу было написано Золя.
В этот же год, Сёра, Синьяк и Редон, не принятые официальным Салоном, основали Салон Независимых под девизом: «Никакого жюри, никаких премий». Они не признавали никакого общего направления для художников. После выставок импрессионистов, устраиваемых с 1874 года, Салон Независимых стал следующим прорывом в сети официальных выставок. Но Тулуз-Лотрек пока еще стремился именно к академическому образованию, иначе бы он не мечтал, подобно многим начинающим, попасть в мастерскую Кабанеля, уровень преподавания в которой позволял ученикам рассчитывать на получение Римской Премии. Следуя советам Пренсто и другого альбийского художника, Анри Рашу 1855-1944 , он поступает в 1882 году в мастерскую Леона Бонна 1833-1922 , законченного художника-академиста, чьи картины отличались фотографической точностью. В мастерской Бонна, строго следовавшего правилам, Тулуз-Лотрек проходил обычный «тренинг» академического художника, изучая классическое искусство: произведения мастеров Возрождения, как Леонардо и Поллайоло, античную скульптуру. В ту пору ему было восемнадцать лет Через несколько месяцев преподавателя назначили профессором Школы изящных искусств поэтому ему пришлось закрыть свою частную мастерскую , что положило конец полезному, но довольно нудному обучению Лотрека у Бонна. В ноябре 1882 года Тулуз-Лотрек вместе с несколькими друзьями, также посещавшими Бонна, перешел в мастерскую Фернана Кормона 1854-1924.
Ученик Кабанеля, он также был академическим живописцем, но более раскованным и терпимым. Кормон, широко известный в кругах крупной буржуазии, добился определенного успеха у публики, а после получения медали в официальном Салоне 1880 года за картину Бегство Каина и его семьи он становится особенно популярным; с 1884 года его выбирают в жюри Салона. Именно он предложил Лотреку участвовать в Салоне 1883 года; тот представил портрет друга, Гюстава Деннери, который был отвергнут. Вместо того, чтобы расстроиться, художник, верный своему характеру, предпринял через несколько лет еще одну попытку, но уже с явно провокационными целями: он представил натюрморт с рамкой намного более ценной, чем сама картина. Картина была послана анонимно, под псевдонимом; к чести жюри и на этот раз она была отвергнута. Певица в черных перчатках Знаменитая певица Иветт Гильбер, узнаваемая по длинным черным перчаткам, показана здесь исполняющей популярную песенку Linger, Longer, Loo. В произведении использована техника живописи темперой: Иветт Гильбер поет «Linger, Longer, Loo» 1 894, Москва, Музей изобразительных искусств им. Иронический и провоцирующий подход почти постоянно присутствует у Тулуз-Лотрека: достаточно посмотреть, как откликнулся он на картину Пьера Пюви де Шаванна 1824-1898 Священная роща Искусств и Муз около 1884 года , написав на нее пародию.
Формальные поиски этого академиста, далекого от опыта импрессионизма, окажут влияние на художников символистского направления. Но иконография его композиций носила классицизирующий характер, и пародия Тулуз-Лотрека, изобразившего себя со спины во главе процессии художников в мизансцене, абсолютно идентичной той, которую представил Пюви де Шаванн, безжалостно развенчивала его замысел. И это был не единственный саркастический выпад Тулуз-Лотрека: в 1889 году он выставил в авангардистском объединении «Салон ненужного искусства» одну свою работу как ученик «Пюби де Шеваль», игра слов здесь предвещала юмор дадаистов. Со временем художник теряет интерес к Школе изящных искусств и ко всему, связанному с ней. Но также безразличен он был к экспериментам авангардистов, строя свои картины по абсолютно традиционной схеме и используя традиционную технику, то есть практику переноса на холст подготовительного рисунка углем. В мастерской Кормона Тулуз-Лотрек погружается в атмосферу жизни монмартрского холма, когда-то бывшего предместьем, но теперь вошедшего в городские пределы, приятного днем и сомнительного ночью, с его жителями — пролетариями, проститутками и искателями приключений. Для многих художников это было идеальное место, где они находились в контакте с природой и где встречались с любопытными представителями человечества. Сам маэстро сопровождал туда учеников во время практики живописи на пленэре, чередуя такие занятия с рисованием натурщиков и копированием картин прошлого в мастерской.
И все же среди новообретенных товарищей Анри расцвел. Он прельщал друзей не только гостеприимством, но и своим дружелюбием, готовностью поддержать любую шутку, легкостью на подъем. Молодая натура противилась всему обыденному, выверенному до миллиметра и провозглашенного идеалом. Седьмая выставка импрессионистов, открывшаяся неподалеку от их студии, не сходила с уст учеников Бонна. Именно тогда Лотрек утвердился в мысли, что одной лишь дисциплины и упорства всегда будет недостаточно для того, чтобы вырваться из среды художников, обреченных вечно писать на заказ портреты знатных дам. После роспуска мастерской Бонна он почувствовал себя на свободе. Это касалось и живописи — написанные летом 1882 года в поместье Селейран работы вновь заиграли красками. Но среди них уже появились те, в которых Лотрек стремился представить в самом неприглядном свете человеческие пороки.
С возвращением в Париж начался еще один из этапов его жизни, явивший миру Лотрека таким, каким его впервые узнала широкая публика. Пришлось выдержать еще один удар — потерю имени. Заботясь о чести семьи, отец настоял на псевдониме. Так на полотнах Анри появилась анаграмма «Трекло». И это в какой-то мере освободило его от груза ответственности, но в то же время больно уязвило самолюбие. Значит, он не мил родным в таком виде? Вольная жизнь уже кружила голову. Что до того, что коротышке вроде Лотрека не могло достаться искренней любви какой-нибудь красавицы?
Об этом, как и многом другом, он беспечно шутил между двумя рюмками чего-нибудь покрепче с товарищами в очередном кафе. Смеяться над собой прежде, чем сделать это придет в голову кому-то другому, — вот чему научила жизнь Маленькое Сокровище. Мастерская Кормона, где осел Лотрек, будто специально для творческой молодежи, ее посещавшей, располагалась на одной из улочек, имевших выход к самым оживленным местам начинавшего оживать Монмартра. Здесь с ночи до зари кипела жизнь — и что за жизнь! Пестрое сборище являл собой Монмартр в то время - приют для всех отщепенцев, темных личностей, падших женщин и искателей острых ощущений. Здесь в этом вечном чаду Лотрек нашел свою нишу. И пусть его несуразная фигура все равно выделялась из толпы и была узнаваема, здесь он не чувствовал себя таким покинутым, как в обществе людей своего круга. И вновь периоды лихорадочной работы сменялись кутежом, а иногда и соединялись.
Лотрек рисовал с невероятной быстротой там, где заставало вдохновение и на том, что попадалось под руку. На веселой студенческой пирушке в альбоме, обгоревшей спичкой на блокнотном листке в полумраке кабаре. Бьющая ключом жизнь вокруг манила, требовала запечатлеть ее тотчас же, немедленно. Стремление изображать все недостатки человеческой внешности проникла во многие рисунки 92-93 годов, сделанные в самых знаменитых кабаре Парижа.
Скандальная, но все же слава, настигла его. Хотя сегодня, говоря о Лотреке, большинство вспоминает именно его афиши, в особенности с Жанной Авриль, или, на худой конец, Брюана, певца и по совместительству владельца одного из кабаре. Но между тем даже схожие по сюжету полотна выходили бесконечно разными. Совершенно очевидно, что даже они отличаются друг от друга буквально всем - от настроения до экспрессивности мазков. Одно в его живописи оставалось неизменным. Портреты матери, выполненные в любом году, полны самой нежной сыновней любви.
И почти везде графиня Адель выглядит всего лишь усталой женщиной, перенесшей немало ударов судьбы. Должно быть, увлечения сына прибавили ей немало седых волос. Она всегда оставалась его ангелом-хранителем, даже понимая, что Анри не дано обрести простого человеческого счастья. В домыслах о схожести с сатиром все же была крупица правды. Привязчивый и нежный от природы юноша взрослел с сознанием того, что никогда его любовь не будет взаимной. Свою потребность в утешении он топил в вине, искал в друзьях и находил кратковременное утешение в объятьях искушенных жриц любви. Но все это было мучительное «не то». Тогда он рисовал, иногда - ночи напролет. И в этом находил отдушину. Конечно, женщины интересовали его.
Рисуя плясуний из кабаре, он отчасти прикасался к обладанию запретным плодом. Его увлеченность ночной монмартрской жизнью была продиктована не крайней извращенностью, но отчаянием. Быть может, он отчаянно нуждался в спасении. Но никто из широкого круга друзей не мог предотвратить неизбежного. Грозным предупреждением стал приступ белой горячки после одного из громких празднеств в доме художника. Период лечения, сопровождавшийся острым раскаянием, был недолгим. Вскоре опять вернулись бессонные ночи с обильными возлияниями и изнурительной работой. Здоровье, до того выдерживавшее самые безумные кутежи, пошатнулось. Короткая, безумная, полная самых противоречивых явлений жизнь Тулуз-Лотрека могла быть совсем иной. Подумать только, родись он при других обстоятельствах - и мир никогда бы не увидел одного из самых эксцентричных французских живописцев, его уникального видения.
Но насмешница-судьба распорядилась иначе. Странный, нескладный, гениальный, он промелькнул по небосводу искусства — и сгорел дотла, стремясь к невозможному.
Стало понятно, что кости у мальчика тонкие и слабые, срастаются крайне плохо.
С этих пор его ноги начали отставать в росте от тела, и красивый ребенок превратился в уродливого подростка. Его рост составлял всего 150 сантиметров. Картина «В Мулен Руж», 1892 Талант художника проявился примерно в это же время, и молодой человек занялся активным его развитием… Но совсем не так, как от него ожидалось.
Обладая внушительным состоянием, он мог получить блестящее образование, закончить лучшие школы Франции и Европы. Но он проучился недолго — освоил азы и отправился в «свободное плавание», экспериментируя с собственным стилем. И однажды влюбился в Монмартр.
Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Анри де Тулуз-Лотрек отличался от своих современников тем, что не был ни тем, ни другим. Henri de Toulouse-Lautrec (November 24, 1864 – September 9, 1901) was a French illustrator, painter, draughtsman, and printmaker whose immersion in the theatrical and vibrant life of late 1800s Paris yielded a collection of elegant, exciting. В самом принципе афиш Анри де Тулуз-Лотрека, в большей степени, чем в каких-либо других его произведениях, выражается миропонимание художника. Анри де Тулуз-Лотрек Toulouse-Lautrec, Henri De (1864-1901).
Анри де Тулуз-Лотрек
Анри Тулуз-Лотрек — талантливый ценитель ночной жизни Парижа | Анри де Тулуз-Лотрек – один из тех великих художников, которых на путь искусства толкнул не врождённый талант, а врождённый недуг, грусть и безысходность. |
А. Тулуз-Лотрек-художник жизни парижской богемы ч1 (Койфман Валерий) / Проза.ру | Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден. |