Новости славянская масленица комоедица

Согласно ей, Комоедица (или Комоедицы) – славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Комоедица – славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию – Дню Весеннего Равноденствия, проходил всем на радость в потехах и развлечениях.

Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник

Народное гулянье «Масленица Комоедица» 25 февраля 2023, Углегорский сельский дом культуры в Тацинском районе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Главным днём в недельной Масленице является древнейший праздник — Комоедица. Древнейший славянский праздник Комоедица считают прародительницей Масленицы — самого вкусного и веселого торжества. Комоедица, Масленица — одна из четырёх важных точек годового цикла.

Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы

В Славянском Кремле Празднуем Масленицу – Комоедицу 23-го березеня/марта, в. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно «сдвинули» к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. Главные новости» Эксклюзив» Славянская Масленица: как в России отмечают Комоедицу 20 марта 2023 года. Комоедица – это славянский праздник в честь Дня весеннего равноденствия (20 марта). Вот именно поэтому ведический празник Комоедицы, отмечавшийся в день весеннего равноденствия, и был заменён на Масленицу с плавающим «графиком», привязанным к христианской Пасхе (к лунному календарю). У древних славян Масленица знаменовала собой встречу двух сезонов — зимы и весны, бегство холодов и пробуждение природы.

Славянская Масленица: как в России отмечают Комоедицу 20 марта 2023 года

Ряженому медведю полагалось догнать обидчиц, которые могли укрыться в снежной крепости. Крепость обороняли исключительно девушки и женщины чаще всего скрывающиеся под разными личинами. Мужчинам, обряженным в медведей, надлежало взять крепость приступом непременно в три захода , сорвать маски, изображающие различных зверей. Для очищения тела, Духа и Души разжигали отдельный костер и совершали прыжки через него. Дальше следовало всеобщее веселье, катанье с гор, на качелях, конях, устраивались игрища и, конечно, водились хороводы и пелись песни. А теперь разберемся, что скрывается под словом Красногор. Гора — возвышенность, символ Матери-Земли.

Холмы и пригорки по весне первыми освобождались от снега, там больше припекало Ярило-Солнце. Именно на пригорках собирались для праздничных гуляний, украшая их яркими лентами, Заметим, что и погосты на Руси принято было устраивать на возвышенности, вспомним также древние погребальные курганы. То есть, тут прослеживается связь еще и с культом Предков. Посвятившая свою жизнь поиску древнейших славянских корней Н. Гусева утверждала, что «все ритуальные действия праздника неотделимы от магии плодородия и исторически восходят к доиндийскому периоду жизни арьев». Итак, Красногор связывает воедино почитание Предков, культ плодородия, прославления Ярилы.

В этой связи он считался и праздником молодоженов, была даже примета, что найти своего суженого в это время — к большому счастью. С гор, прежде всего, скатывались женщины, зачастую на прялках, что тоже имело глубокий сакральный смысл — они символизировали женскую природу Матери-Земли. Затем наступала очередь молодоженов, которые катались попарно. Всем неженатым и незамужним на руку повязывали яркие веревки, чтобы снять этот знак, нужно было «откупиться». Часто с гор скатывали горящее колесо. Принято было в это время кататься на конях это действие тоже посвящали Солнечному Богу Ярило.

Вот тогда-то приходит время Весне вступать в свои права. В первый день весеннего равноденствия наши Предки отмечали проводы богини зимы в Марены северные Чертоги, а на второй день - день Весты — день прихода весны. В глубокой древности праздник Красногора-Масленицы носил также название Комоедицы, ибо после этого дня медведи начинали пробуждаться от спячки. Наши Предки, чтобы задобрить пробуждающихся медведей, пекли блины и первый блин предназначался проснувшимся медведям, которых также называли Комами.

С тех пор пор в народе сохранилась поговорка: «Первый блин Комам». Корни Комоедицы уходят в очень глубокое прошлое, в древнейшие времена. Древние греки, перенявшие празднество от праславянских предшественников пеласги, этруски , называли его Комодиа или Комоидиа, буквально, «медвежий праздник» , в это время чествовали Богиню-Покровительницу Природы Артемиду вспомним, что это одна из Гиперборейских Богинь , которую часто изображали в окружении лани и медведя. Считается, что шуточным представлениям во время Комодиа мы обязаны возникновением слова «комедия».

Кроме того, длительный сон с древних времен также называли КОМА, то есть выражение: «человек впал в кому» означало, что человек впал в длительный сон. Итак, Комоедица приурочена к весеннему равноденствию, астрономической весне. А что же такое Красногор? И как это связано с Масленицей?

Сразу поясним, что все это — разные названия и составные части одного великого праздничного действия, посвященного проводам Зимы, встрече Весны, а также почитанию Божественных Предков. Современные исследователи считают, что Комоедицу начинали отмечать за неделю до Солнцестояния. Однако большинство последователей древних традиций прямо привязывает это событие к первому дню весеннего равноденствия. А что же отмечали в этот день?

Прославление и почитание Богжественных Предков красной нитью проходит через все праздничные дни. Им посвящали щедро сдобренные маслом блины, кроме первых блинов, которые подносили проснувшимся медведям. Название праздника Масленица связывают с тем, что как раз в этот период телились коровы и в деревнях был избыток масла.

Художник: Семен Кожин. Проводы зимы. Также принято было на Масленицу относить первые блины в лес. По разным трактовкам они предназначались в дар Медведю древнее наименование — «ком» , лешему, или вообще силам леса. Отсюда другое название Масленицы — Комоедица и правильное звучание поговорки «первый блин — комам», не имеющей ничего общего с неумелостью хозяйки. Разные исследователи немного расходятся в датах — относились ли блины в лес непосредственно на Масленицу в день весеннего равноденствия 21 марта, или чуть раньше и если раньше то насколько — за неделю? За 3 дня? За 1 день? Как бы то ни было обряд принесение дара Лесу или Хозяину Леса можно считать неотъемлемым атрибутом праздника Масленицы. Позднее вследствие невозможности искоренить этот праздник в народной памяти — его включили в христианскую парадигму и, привязав к Великому Посту, сделали плавающим. Сегодня Масленица зачастую воспринимается, как нечто предваряющее собой Великий Пост — вроде как когда начало поста каждый год — по-разному , тогда и следует за неделю до него отмечать Масленицу. Но может ли вообще быть привязан к христианскому посту дохристианский праздник, пронизанный солярной символикой и древнейшими языческими обрядами — сжигание чучела зимы, перепрыгивание через костер и проч.?

Именно на Масленицу с глубокой древности принято нести «Первый блин — Комам» Комы — духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте — комах деревьев. И это отнюдь не суеверие где роль Комов выполняют мифические птицы , а весьма практичный ритуал подношения корма прилетающим вместе с Масленицей птицам. По другому преданию — комы — это медведи, проснувшиеся и вылезшие из своей Берлоги после зимней спячки. Ведь комы — символ Руси, в комах и обитают духи Руси. Касаемо современного взгляда на «первый блин комом» как бы неудавшийся — можно отметить только неумение готовить блины, ибо у хороших хозяев первый блин — самый пышный и сочный — ведь это переиначенная христианами славянская поговорка: «Первый блин — комАм». Масленица наравне с Колядой, Купалой и Таусенем — одно из главных событий в Природе. Масленица — это праздник весеннего Равноденствия, когда слабеющие холод с Ночью уравновесились в силе с крепнущими Днём, теплотой и светом. Масленица — праздник воскрешения от слова «крес» — огонь Земли. Огонь Дажьбога, набравшийся в Сварге за долгую Зиму сил, покидает Небеса и приходит к просыпающейся Земле, согревает ее Душу, вселяет в нее молодую Весеннюю надежду — Лелю.

Славянская Масленица (Комоедица) — празднуется в ближайшее полнолуние к Весеннему равноденствию...

В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки. И, в XVI веке Масленица (сырная седмица) была принята Церковью взамен запрещённой славянской Комоедицы. самый почитаемый из древнеславянских праздников, связанный с приходом весны, с Днём весеннего равноденствия.

Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница.

Комоедица-Масленица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая череда праздничных дней, которые сопровождались многочисленными традициями. предшественник современной Масленицы) выпадала не на февраль, как в более теплых регионах Европы, а на весеннее равноденствие (21 марта). Другими словами, после принятия христианства Комоедицу заменили Масленицей. Основной целью славянского праздника является физическое и духовное очищение от всего плохого. В глубокой древности праздник Красногора-Масленицы носил также название Комоедицы, ибо после этого дня медведи начинали пробуждаться от спячки.

Комоедица – Медвежий праздник славян

Главная›Новости›Готовимся к празднику Масленицы-Комоедицы! Древнейший славянский праздник Комоедица считают прародительницей Масленицы — самого вкусного и веселого торжества. Следовательно, известная пословица звучала как "первый блин комам", а Масленицу называли "комоедицей". Комоедица-Масленица После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Масленица или комоедица, до принятия Христианства на Руси, отмечалась в день весеннего равноденствия, а именно 20 марта.

Когда сыр в масле катается? Как в Самарской области встречают весну

Мы не заметили как пролетело время. Как не хотелось уходить. Дети в восторге!!! Вам удачи, процветания!!! Елена Пометун 29 мая наши первоклашки с большой неохотой покидали Гардарику и выясняли ,когда мы приедем сюда в следующий раз. Большое спасибо организаторам и ведущим! Все было просто великолепно: с первой минуты и до последней! Русь изначальная стала ближе и понятнее!

Обязательно вернёмся к вам! Спасибо за ваш профессионализм и любовь к тому делу, которое вы делаете!

Многие славяне изготавливали соломенную куклу, которую хранили целый год до наступления нового праздника. Такой оберег был призван хранить покой своих владельцев и защищать их от всего дурного читайте также: Чтобы привлечь удачу: 10 оберегов, которые нужно иметь в 2023 году — их можно сделать своими руками. Древние славяне верили, что именно там обитают души умерших предков, которые затем вселяются в различных лесных зверей. Отсюда исходит традиция готовить блины на Комоедицу, чтобы преподнести первый блин древним предкам и таким способом выразить им почтение и уважение.

Вам понравится:.

Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника.

Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи».

В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.

Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают?

Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд».

Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов.

Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы.

Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование».

Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий».

Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года.

Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий.

Какие защитные и очистительные обряды стоит сделать? Какие обряды на обретение стоит сделать?

Обрядовый календарь подготовки к празднику, что и в какие дни марта надо сделать; Солнечный защитный обряд, который делается четыре раза в году, но начинать его лучше на Ярило; Небольшие, но важные очистительные обряды, которые надо сделать в период подготовки; Обряды общения с Предками и получение благословения в это время; Обряды встречи Весны и обрядовое печенье.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий