Новости павел николаевич филонов

Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». Выставка Павла Николаевича Филонова проходит в Москве в двух минутах ходьбы от Красной площади в Медиацентре парка Зарядье, на нижнем этаже центра. Павел Николаевич Филонов в воспоминаниях современников, документальный фильм, 1987, Россия. 8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941).

Материалы рубрики

  • «Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов
  • "Русский вернисаж. Из частных коллекций"
  • Каждый атом
  • Прекрасный и страдальческий Павел Филонов | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
  • Отзывы, вопросы и статьи

К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова

Павел Николаевич Филонов умер от голода во время блокады Ленинграда, и похоронила его пережившая на несколько недель жена. Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее. Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». художник-авангардист, ныне почитается как один из лидеров русского авангардного искусства и основатель аналитического искусства.

Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее

Одновременно с реалистическими портретами появились и первые беспредметные произведения — «Композиция. Ввод в мировый расцвет» 1914—1915. ГТГ , «Две девочки» 1915. Подобная свобода в смене стиля и методов работы в среде художников-авангардистов была большой редкостью. Филонов знал законы ремесла и всегда отделял его от экспериментального творчества. В предвоенное время укрепился и подвижнический настрой Филонова. Он часто мог существовать «вне общих правил» — жил жизнью аскета, когда к нему пришёл успех; писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, во время господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение к искусству, что определило многие его действия и в советское время: голодая, он всё же решительно отказывался от каких-либо материальных поблажек, и даже от назначенной ему «по старости», а не за «заслуги» пенсии. Не случайно, ещё до революции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по «Союзу молодёжи» и их специальных исследований. Так, в тезисах доклада 1913 Н.

Бурлюка была отмечена связь образов художника с произведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными к подсознанию человека, а также с культурами народов Индии, Китая и Монголии. Современники подмечали в образах Филонова особую органичность, сращение элементов мира фантазии с конкретностью отдельных деталей мира реального. В работах ярче всего в двух вариантах «Пира королей» колорит древних восточных и западных цивилизаций словно вплавлен в язык нового искусства. Бурлюк в докладе рефлексирует и по поводу таких картин Филонова, как «Восток и Запад» «Запад и Восток» 1912—1913 , программных в то время для общей платформы «Союза молодёжи». В статье Матюшина 1916 о художниках «новой меры» имя Филонова было названо одним из первых. Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел в мастерской художника совершенно новые работы, «сделанные» по принципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» 1915. ГРМ , «Две девочки», тогда ещё нигде не выставлявшиеся. На фронте Филонов получил опыт участия в революционной деятельности на посту избранного солдатами председателя военно-революционного комитета Отдельной Балтийской морской дивизии, однако после демобилизации в 1918 комиссаром от искусства не стал. Тем не менее личные знакомства с профессиональным революционером Н.

Глебовым-Путиловским и художником П. Мансуровым привели Филонова к увлечению утопическими революционными идеями. В 1918—1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Религиозные в своей основе мысли художника о торжестве вселенского расцвета, проникнутые в момент зарождения в 1913—1916 новыми для искусства идеями органического перехода жизни от одной формы к другой, в послереволюционный период постепенно трансформировались. Образ-символ, метафора будущей картины мира, стал наполняться пафосом социальных смыслов, революционной фразеологией. На 1-й государственной свободной выставке произведений искусства 1919 цикл «Ввод в мировый расцвет» из двадцати двух произведений «выглядел Араратом на выставке» — по мысли В. Шкловского был самым важным и концептуальным авангардным проектом. Сложное символическое содержание цикла построено по ассоциативному принципу, с опорой на некоторые узнаваемые евангельские сюжеты. Но замысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований.

Одна из причин полисемантического значения цикла Филонова заключена в уникальности момента его возникновения. Единый ряд из разноформатных живописных и графических работ, созданных в разное время и до экспонирования в 1919 выставлявшихся ранее самостоятельно, оказался собранным под единым названием, возможно, только перед экспонированием. На выставке Государственным музейным фондом были закуплены сразу девять работ, и как целое цикл распался на отдельные произведения. Весь состав см. После успеха в 1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника и самых авангардных, светлых по цвету, абстрактных произведений на философские темы — о революции в России, о космосе и человеке «Космос», «Земля в пространстве», «Человек в мире». Жизненные обстоятельства немало способствовали позитивизму: в 1919 он обрёл первое своё жилье в Доме литераторов ул. Литераторов, 19 , где будет вести безвозмездные занятия с учениками до 1941; в 1922 он встретил Е. Серебрякову, ставшую его женой, а его младший пасынок, П. Серебряков, стал одним из первых учеников и по духу — сыном.

Произведения Филонова в это время регулярно появлялись на выставках: «Община художников» 1921—1925 ; Выставка живописи и скульптуры в Саду Народного дома» 1922 ; Первая русская художественная выставка 1922. Галерея Ван Димен, Берлин; иллюстрации в журнале «Жар-птица». С 1921 занимал активную позицию на различных диспутах по вопросам культурного строительства. На проходившей в те дни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в «Институт исследования культуры современного искусства» резолюция от 9 июня 1923.

И дело, может статься, не только в том, что Филонов до голодной смерти в Ленинграде зимой 1941 года оставался аскетичным последователем русского "утопически-религиозного коммунизма", связанного с идеями воскрешения мертвых в работах Николая Федорова.

Фото: Пресс-служба Зарядья Филонов, очевидно, стремился соединить новейшие достижения биологии о его знании анатомии человека ходили легенды с интуитивными художественными прозрениями, "сделанность" картины для художника была как результатом исследования, так и органического роста произведения. Его теория аналитического искусства передавалась его учениками, среди которых была, например, Алиса Порет. Сами по себе идеи соборной общности человечества, скрещенные с идеями революции и достижениями естественных наук, разделял не только Филонов. Этот же круг идей интересовал и Чекрыгина, и Циолковского, и Хлебникова, и Заболоцкого, и Платонова… Это были идеи, в которых мысли о космосе рифмовались с образами Апокалипсиса. В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского.

Но от близких ему единомышленников Филонова отличало, по-видимому, то, что для него искусство и его личный духовный и душевный опыт были неразрывны. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, он воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера. Любые сравнения хромают.

И дело, может статься, не только в том, что Филонов до голодной смерти в Ленинграде зимой 1941 года оставался аскетичным последователем русского "утопически-религиозного коммунизма", связанного с идеями воскрешения мертвых в работах Николая Федорова. Фото: Пресс-служба Зарядья Филонов, очевидно, стремился соединить новейшие достижения биологии о его знании анатомии человека ходили легенды с интуитивными художественными прозрениями, "сделанность" картины для художника была как результатом исследования, так и органического роста произведения. Его теория аналитического искусства передавалась его учениками, среди которых была, например, Алиса Порет. Сами по себе идеи соборной общности человечества, скрещенные с идеями революции и достижениями естественных наук, разделял не только Филонов. Этот же круг идей интересовал и Чекрыгина, и Циолковского, и Хлебникова, и Заболоцкого, и Платонова… Это были идеи, в которых мысли о космосе рифмовались с образами Апокалипсиса. В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского. Но от близких ему единомышленников Филонова отличало, по-видимому, то, что для него искусство и его личный духовный и душевный опыт были неразрывны.

Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, он воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера. Любые сравнения хромают.

В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской.

Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом.

История живописи: Павел Филонов

Павел Николаевич Филонов родился 8 (21) января 1883 года в Москве в семье мещанина, то есть в семье, формально по сословной принадлежности выше, чем. 8 января исполнилось 133 года со дня рождения Павла Николаевича Филонова, художника-исследователя (как он сам себя называл). Филонов терпеливо, очень пространно отвечал ему, стараясь быть понятным, но когда он кончал, Лукстынь задавал свой вопрос снова так, как будто Павел Николаевич ничего ему не объяснял. Павел Филонов: реальность и мифу Символы времени, ISSN 1990-6102. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе.

Павел Николаевича Филонов

Павел Филонов – последние новости на сегодня – Павел Николаевич Филонов (1883–1941) – великий русский художник, один из лидеров русского авангарда, основатель и теоретик аналитического искусства.
7 жизней Павла Филонова - Русская семерка 1941 Автопортрет.
Филонов: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу Павел Николаевич Филонов умер в тяжелые времена блокады Ленинграда в 1941 году.
Сайт Владимира Кудрявцева В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму.
Филонов: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п.

Сайт Владимира Кудрявцева

«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов Павел Николаевич Филонов (1883–1941) – великий русский художник, один из лидеров русского авангарда, основатель и теоретик аналитического искусства.
Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение - Максим КАНТОР Павел I — сын Петра III и Екатерины II — императором стал в 42 года.
Павел Филонов Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства».

Павел Филонов — непризнанный критиками гений-художник: биография и лучшие картины

К этой дате публикуем очерк о творчестве художника. В 1914 году в Петрограде состоялась постановка трагедии «Владимир Маяковский». В заглавной роли выступал автор, декорации по его заказу исполнил Павел Филонов. Художник был на десять лет старше юного поэта, но принадлежал к той же фаланге бунтарей, ниспровергателей дряхлого, умирающего мира, его косного быта, нравов, анемичного искусства. Он жил предчувствием ошеломляющих перемен, жаждой единения людей во имя невиданной и прекрасной гармонии. Поэты, художники, ученые, философы прозревали в это время грядущие социальные сдвиги как сдвиги в области духа в масштабе космоса. Еще в 1910 году Филонов сблизился с группой художников, поэтов, музыкантов, объединившихся в «Союз молодежи». На выставках «Союза молодежи» появились первые зрелые работы Филонова. Павел Николаевич Филонов был москвичом. Рано осиротев, он перебрался к сестре в Петербург.

Подростка пристроили в живописно-малярные мастерские Общества поощрения художеств на ученье. Пятнадцати лет он начал ходить в вечерние классы рисования того же общества, в 1901 году получил диплом «маляра-уборщика». В 1903 году, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, стал заниматься в частной мастерской А.

А я вот люблю авангардиста Павла Филонова. Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный. В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен.

И исключительно по своей вине. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад. Сам не продавал, и ученикам запрещал. Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно России, стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям. Головы, 1910. Так и писал в своем дневнике: "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их".

Филонов вообще был странным человеком. Человеком, который мог появиться и вызреть только в эпицентре той мировой бури, тех экспериментов поистине космического масштаба, которые развернулись в начале XX века на одной шестой. Крестьянская семья, 1914. Он родился в многодетной семье кучера, рано ушел из дому и единственным его дипломом было свидетельство об окончании малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. С присвоением специальности «маляр-уборщик».

Одни следовали его советам многие годы, другие искали свой собственный путь. Алиса Любимова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины ХIX — начала ХХI веков Государственного Русского музея: «Он был особенный мастер, его даже художники, не относящиеся к ученикам, например, Исаак Елизак называли Кальвином Лютером.

То есть сравнивали с такими жесткими деятелями, которые жестко ограничивают волю, творческие какие-то порывы своих учеников». Ни один из экспонатов нельзя увидеть на постоянной экспозиции в Русском музее. К более чем 100 произведений искусства широкая публика получит доступ впервые.

Египтянин хороший. А то, что осел ничем не отличается от человека — как раз не странно. Это сказал испанский монах Хосе де Сигуенса о Босхе.

Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина

Проверить свои знания о стратегических наступательных операциях Великой Отечественной войны -Ленинградско-Новгородской, Белорусской, Крымской участники диктанта должны были за 45 минут в 25 вопросах. Всего на территории города Сочи Диктант Победы написали более 3 тысяч человек. Узнать свои результаты каждый из них сможет на официальном сайте диктантпобеды.

И исключительно по своей вине. Малевича и Кандинского зачислили в мировой пантеон классиков еще сто лет назад, Филонова же мир открывал в самом конце XX века. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад. Сам не продавал, и ученикам запрещал.

Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно России, стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям. Так и писал в своем дневнике: "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их". Филонов вообще был странным человеком. Человеком, который мог появиться и вызреть только в эпицентре той мировой бури, тех экспериментов поистине космического масштаба, которые развернулись в начале XX века на одной шестой. Он родился в многодетной семье кучера, рано ушел из дому и единственным его дипломом было свидетельство об окончании малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. С присвоением специальности «маляр-уборщик».

Однако этот маляр, несмотря на активное участие в дореволюционных художественных безумствах и дружбу с Маяковским и Хлебниковым, никогда не вел богемной жизни. Каждый день он впахивал как проклятый, работая по 18 часов. Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии».

Официально МАИ существовала до весны 1932 г.

Источник: ru. Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Конечно Филонов, ряд его работ были показаны на выставке Неоклассицизма в Русском музее прошлой осенью. Похожие вопросы.

Я долго не могла выйти - меня просто загипнотизировала его живопись. Потом подумала: ну наверняка эту выставку привезут в Москву. Но увы, этого не произошло. И мне захотелось рассказать о его творчестве... Святое семейство Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. После смерти отца семья бедствовала, и занятия танцами на сценах театров Корша и М. Лентовского приносили Павлу заработок с четырех лет.

С 6 до 11 лет был танцором кордебалета московских театров, так же для заработка вышивал. Танцевальная выучка приучила Филонова с раннего возраста к самоограничению, требовательности к себе и высокой работоспособности, от природы он был наделен редкой остротой зрения и развитой интуицией. В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские, получив свидетельство на звание моляра-уборщика. По окончании обучения Филонов до 20 лет работал маляром-декоратором интерьеров в составе бригады Н. Рубцова, находящейся во введении конторы двора принцев Ольденбургских, членов Императорской семьи. Пребывание на росписях дома в имении Рамонь под Воронежем, в образцово устроенном поместье, благотворно повлияло на мировосприятие будущего художника, приоткрыло ему общинный уклад жизни крестьянства, приблизило к пониманию органической основы жизни. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши, и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Ремесленный характер исполнительских работ не мог долго утолять проснувшуюся потребность Филонова в творчестве. В 1903—1908 он занимался в частной студии академика-гравера Л.

Дмитриева-Кавказского для подготовки к экзаменам в Академию художеств.

Филонов Павел Николаевич (1883-1941)

Павел Филонов. Возвращение "блудных" рисунков Фильм «Павел Филонов. Возвращение «блудных» рисунков создан в 2000 году. Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Евдокии Николаевне Глебовой, которая после смерти художника перевезла на санках более 200 работ художника с Петроградской стороны ул. Литераторов, дом 19 и передала их на временное хранение в Русский музей. К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей рассказывает в фильме директор Русского музея В. Непростой была история их возвращения. В Русском музее была создана комиссия, которую возглавил директор музея В.

Были тщательным образом исследованы работы, хранящиеся в Русском музее, рисунки, найденные в центре Помпиду и фотографии работ художника, сделанные его сестрой. На основании сравнительного анализа всех работ и фотографий были сделаны выводы о подлинности найденных во Франции работ. Павел Филонов «Очевидец незримого» Фильм снят в 2006 году по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова. Из фильма зрители узнали от директора Русского музея В. Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества.

Однако этот маляр, несмотря на активное участие в дореволюционных художественных безумствах и дружбу с Маяковским и Хлебниковым, никогда не вел богемной жизни. Каждый день он впахивал как проклятый, работая по 18 часов. Портрет Евдокии Глебовой сестра художника , 1915. Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии». Но академию он так и не закончил — некогда, надо было делать новую живопись. Но потом началась мировая война, мобилизованный Филонов воевал на румынском фронте, а после Февральской революции, став лидером солдатско-матросского движения полка, был выбран председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. Но зато потом, после того, как Филонов с честью передал знамена Балтийской дивизии председателю ревкома в Петрограде Н. Животные, 1930. Потом он наконец смог работать в полную силу, создавать свою «аналитическую живопись». Он требовал от своих последователей рисовать не лицо человека, а его мышление и психологию. Добиваться того, чтобы в рисунке цветка зритель видел «как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в анатомическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы». Авангард часто раздражает обывателя своей «повторимостью» - «Эка фигня, так и я нарисую». Ударники, 1935 Про полотна Филонова такого не скажет самый самовлюбленный человек. Даже самые огромные свои картины он вырисовывал тонкой кисточкой, тщательно выписывая каждую деталюшечку.

Но академию он так и не закончил — некогда, надо было делать новую живопись. Но потом началась мировая война, мобилизованный Филонов воевал на румынском фронте, а после Февральской революции, став лидером солдатско-матросского движения полка, был выбран председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. Но зато потом, после того, как Филонов с честью передал знамена Балтийской дивизии председателю ревкома в Петрограде Н. Животные, 1930. Потом он наконец смог работать в полную силу, создавать свою «аналитическую живопись». Он требовал от своих последователей рисовать не лицо человека, а его мышление и психологию. Добиваться того, чтобы в рисунке цветка зритель видел «как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в анатомическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы». Авангард часто раздражает обывателя своей «повторимостью» - «Эка фигня, так и я нарисую». Ударники, 1935 Про полотна Филонова такого не скажет самый самовлюбленный человек. Даже самые огромные свои картины он вырисовывал тонкой кисточкой, тщательно выписывая каждую деталюшечку. Сложность его картин потрясает даже полного профана, в каждом полотне — штук десять параллельных сюжетов, спрятанных один в другом. Каждый — со своими героями и тончайшей проработкой деталей. Все эти полотна с человечески глядящими собаками и грустящими лошадьми самобытны до инопланетности и этим заставляют вспомнить другого мастера, так же революцией рожденного, выкормленного и брошенного — Андрея Платонова. По большому счету, Филонов — это Платонов в живописи.

Своих учеников Павел Филонов учил никогда не спешить, тщательно и скрупулезно исследовать то, что с ними происходит, как они меняются, как меняются их мысли, чувства, настроение, которые отпечатывались в картинах. Колхозник 69. Только так художник мог постичь логику собственного движения, познать себя, а глаз, развернутый одновременно в сторону субъекта и объекта, становился уникальным инструментом познания. В этом — суть аналитического искусства Филонова и его утопический пафос, только такое искусство, по его мнению, могло стать инструментом созидания нового человека, преображения жизни и формирования желаемого будущего. В этом пафосе созидания нового человека Павел Николаевич пересекается с идеями Андрея Платонова, в этом — его идеализм и утопия, корни которых уходят в философию Ницше с его сверхчеловеком. Павел Филонов очень скептически относился к Марксу и его экономической теории, не скрывая своего скепсиса. Появилась даже присказка: «Маркс говорил, а Филонов говорит». Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного. Павел Филонов Автопротрет 1911 Но Филонов оказался хорошо защищенной и неприступной крепостью, которую предпочли не брать штурмом, а обойти, замолчать, не заметить: его лишили пенсии и обрекли на голодную смерть в надежде, что о нем все вскоре забудут. Но он продолжал работать, не отвлекаясь на мелкие дрязги. Работал так, что от сильного напряжения сжевал наполовину свои зубы. Период расцвета творчества Павла Николаевича совпал с революцией и длился до тридцатых годов.

Очевидец незримого

Павел Николаевич Филонов (08.01.1883–03.12.1941) – художник-экспрессионист; лидер «русского авангарда» и создатель особого направления «аналитического искусства». В Мраморном дворце выставили картины учеников лидера русского авангарда Павла Филонова. ФИЛОНОВ Павел Николаевич 20 января 1883 (Москва) — 3 декабря 1941 (Ленинград) Живописец, график. Павел Николаевич Филонов – самая крупная, неоднозначная и трагичная фигура русского авангарда 20-х годов прошлого века. Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего "Пропевня о проросли мировой" (так называлась его книга 1915 года).

Картины Павла Николаевича Филонова

  • Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение - Максим КАНТОР
  • Сайт Владимира Кудрявцева
  • ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Популярное в разделе
  • Павел Николаевича Филонов
  • Как власть обрекла «смутьяна холста» на голодную смерть? | Биографии | ШколаЖизни.ру

Павел Филонов — последние новости

В 1932—1933 годах Филонов участвует несколькими работами в выставках "Художники РСФСР за 15 лет", но его художническая карьера тогда фактически завершилась. До самой смерти в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года он больше не выставлялся, хотя о выставке своих работ мечтал. Потом была четверть века молчания, которое пробила вышедшая в 1966 году в Праге монография чешского искусствоведа Яна Кржиша, через Евдокию Николаевну Глебову изучившего работы Филонова. Она открыла миру большого художника. А состоявшаяся через год выставка Филонова в новосибирском Академгородке стала фактом его признания советской научной и культурной элитой. Широкой публике масштаб творчества Филонова открыла состоявшаяся в 1988 году в Русском музее первая полнокровная персональная выставка художника, которую организовал Евгений Фёдорович Ковтун, составивший ее каталог[56]. А последовавшие затем выставки "Москва — Париж" 1981 год и персональная выставка в Музее современного искусства Центра Помпиду весной 1990-го принесли художнику мировое признание[57].

После них Филонов вошел в плеяду классиков изобразительного искусства XX века. Хотя с этим связан и криминальный сюжет с филоновскими двойниками. При организации выставок "Париж — Москва" и "Москва — Париж" в 1979—1981 годах, впервые с 1920-30-х годов, когда большевики за бесценок распродавали культурное достояние России, через советские границы перемещалась огромная масса произведений искусства, контролировать которую было сложно. В таких условиях вывезти за рубеж украденные из Русского музея рисунки Филонова, подменив их копиями, не составляло большого труда. Хорошо, что похищенные "близнецы" нашлись. Участь других рисунков и картин Филонова, контрабандой вывезенных за рубеж, неясна поныне.

Прежде всего это относится к работам, проходившим по гуткинскому делу. Их было восемь: "Натурщица", "Переселенцы", "Октябрь", "Мужики верхом", "Волис-полком", "Люди и звери" и два абстрактных рисунка. Известно только, что картину "Переселенцы" подельник Гуткиной А. Якобы купленная Гуткиной у племянницы Филонова "Натурщица" бесследно исчезла. А последние шесть работ, как сказано в обвинительном заключении по делу Гуткиной, "вместе с партией икон, малахита и антиквариата были переданы в Москве Л. Шмальцу и М.

Мбонджи и в Вене вручены Гринбергу-младшему. По имеющейся информации, картина "Карл Маркс" портрет Маркса "с нимбом" , о которой говорил на следствии Поташинский, в конце 1970-х была вывезена из СССР и оказалась у Ю. Вейцмана — родственника министра обороны в правительстве Менахема Бегина и будущего седьмого президента Израиля Эзера Вейцмана. Возможно, она и сейчас там. А вот судьба украденной Поташинским картины "Две женщины и царь" неизвестна совсем — он кому-то ее продал, и всё. Несколько работ Павла Филонова хранится в коллекциях деятелей культуры, с которыми общалась Е.

У питерского писателя находится четыре работы художника: "Нарвские ворота". Со временем они могут оказаться как в Русском музее, так и на черном рынке. Иногда на выставках всплывают неизвестные работы Филонова. В марте 1998 года в голландском городе Маастрихте открылась регулярная ярмарка искусств, в рамках которой проходит художественный аукцион, где на продажу выставляются высококачественные произведения. И в зале русского авангарда на одном из самых почетных мест тогда были выставлены пять работ Павла Филонова. Эти по мнению экспертов, подлинные работы художника, очевидно, когда-то находились у Глебовой, но в Русский музей не попали.

Кому они принадлежали и как оказались на ярмарке в Маастрихте, остается загадкой. Хотя незаконно вывезенные работы Филонова, которые музейным работникам и компетентным органам удается найти, возвращаются законным владельцам. Вернутся ли другие, бог весть. Гуляют по миру и филоновские фальшивки. Ведь с конца 1970-х годов Филонов стал популярен на мировом художественном рынке, а значит, и среди контрабандистов. Его работы пытались любым путем раздобыть или сделать с них копии на продажу.

Контрабандисты заказывали копии с работ или с фотографий работ Филонова, а мастера-копиисты их делали. И занималась этим не только знакомая Поташинского Татьяна Шнайдер. Обнаруженные в Русском музее филоновские двойники сделала не она, а другой художник или художники, так как качество подделок было разным. Следствие предполагало, что некоторые копии с отправленных в Париж подлинников Филонова мог выполнить ленинградский художник Юрий Петроничев. Обвинения ему не предъявлялись, но подозрения были. А при обыске квартиры Гуткиной нашли еще одну фальшивую "Голову" а-ля Филонов.

Кто ее изготовил — неизвестно. Где-то затерялись и два наброска с филоновских работ, сделанных в ГРМ для фильма Ильи Авербаха о Ленинградской блокаде. Так что, увидев ходящую по рукам работу Филонова, следует помнить, что это, возможно, добротно или не слишком добротно сработанный фальшак. Но, слава богу, почти все творческое наследие художника, спасенное мудрыми людьми, хранится в Русском музее. Советую посетить этот храм искусств, пройти в зал Филонова и вглядеться в необыкновенные творения художника-философа, страдальца и бунтаря: "Мужчина и женщина", "Формула революции", "Формула вселенной", "Формула весны", цикл "Ввод в мировой рассвет", дилогия "Запад и Восток", кубистическая "Победа над вечностью", "Крестьянская семья" "Святое семейство" , надрывно-трагический "Пир королей", портреты любимых сестер, "Семейный портрет", "Нарвские ворота", "Колхозник", "Зверь". Загадочная "Формула Космоса" и словно проступающие из его глубин абстрактные композиции, лики, женщины-мадонны с детьми, исполинский козел и головы, головы — много голов.

Яркий, ни на что не похожий мир образов. Как и большинство авангардистов тех лет, Филонов был идеалистом. В 1923 году он написал декларацию "Мирового рассвета"[58], хотя на мир надвигался апокалиптический ужас тотального насилия и новой мировой войны. Жертвой этого насилия стал сам художник. Когда поэт-футурист Алексей Кручёных после войны узнал о смерти в блокадном Ленинграде своего давнего друга, он написал стихотворение-некролог "Сон о Филонове", где есть такие строки: А рядом.

И это безразличие оставляет в зрителях ощущение неразгаданной загадки, в то время как отгадки в принципе не существует. Годом раньше «Пира королей» написана не менее странная вещь — «Перерождение интеллигента», картина тем более актуальная сегодня, когда часто говорят о том, что интеллигенция не понимает народа. На картине изображён человек очевидно, интеллигент — он в шляпе , словно попадающий в зазеркалье, его начинает корчить и ломать, его образ множится. И вот, спустя несколько трансформаций, персонаж интеллигент снова становится статуарной фигурой. Однако за время мутаций облик его никакого изменения не претерпел — перед нами снова человек в шляпе. Ради чего была эта, напоминающая мясорубку мутация, ради чего было калейдоскопическое изменение, если ничего не поменялось? В чём состоит «перерождение» интеллигента - художник, вероятно, не знает и сам.

Он написал вихрь перекореживший человека, а ради чего это было — неизвестно. Самый приём — изображение фигуры, распадающейся на многие иные фигуры — буквально схоже с приёмом, применённым Марселем Дюшаном в его программной вещи Дюшан писал её несколько лет «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Если сопоставить эти произведение Дюшан закончил свою вещь годом раньше, в 1912 поражает идентичность высказывания— смысл картины только в одной: цельного образа бытия более не существует: по сути, написана антиикона. Следующий по времени холст — уже военной поры. Филонов называет «Перерождение человека», в нём тема зеркал, внутрь которых попадает герой, доходит до крещендо. Здесь сюжет ясен — в город входит крестьянин при желании можно его адресовать к картинам Венецианова и укоренить в русскую живопись XIX века и в городе с ним происходит чудо. В покривившемся квартале, где дома словно рассыпанные кубики, этот крестьянин сперва превращается в горожанина, меняет платье, а затем его облик начинает троиться, перед нами уже три человека, с единым торсом, но бесчисленным множеством рук-ног — и с тремя головами.

Три головы странного мутанта похожи на Велимира Хлебникова, Маяковского и Кручёных. То, что в итоге мутаций пред нами возникает справа фигура поэта Владимира Маяковского, у меня сомнений не вызывает. Если это так и моя догадка верна: из русского крестьянина и крепостной доли возник пролетарий и творец Маяковский, — то перед нами программный труд по воспитанию пролетарского сознания. Но, глядя на все эти мутации, невозможно сказать, чем же конечный продукт трансформаций отличается от расходного материала. Чем человек нового мира принципиально лучше крестьянина, пущенного в переделку? Ответить на этот вопрос невозможно в принципе, поскольку герой Филонова никак не показывает нам характер. У него вообще нет никакого характера — он продукт мира, он строит новый мир, он ложится в удобрение этого нового мира, а хорошо это или плохо, он не знает.

Его сила имеет не осознанную природу, иначе говоря, рождена не сознанием, но волей и упорством в существовании, и оценить, чем хорошо такое упорство, невозможно. Так и герой Платонова, «сокровенный человек» Пухов, «на гробе жены варёную колбасу резал» не потому, что он плохой или бесчувственный человек, но потому, что «естество своё берёт», — и у писателя Платонова, пристально вглядывающегося в мир явлений, нет осуждения такой естественности; писатель анализирует явления первичные, смотрит безоценочно. Сила жизни в данном существе заложенная, такова, что никакие внешние критерии не справляются. И хотя такой анализ выглядит нетактичным по отношению к художнику, чьей задачей жизни было творить вне контекстов, но говорить о первичном словаре понятий Платонова или о протолюдях Филонова вне контекста современной им культуры — неправильно. Именно одновременно и это существенно возникают лабораторные попытки исследовать феномен как бы «первичного» сознания. Однако Мерсо, герой романа Камю, отгораживается от запрограммированной как это видится ему реальности именно строгим анализом своих первичных ощущений. Мерсо пребывает вне морали общества, поскольку общество лицемерно и шаблонно, а он сам — первичен и точен в описании своих эмоций.

Его возлюбленная Мари спрашивает, любит ли её Мерсо; тот «посторонний» ко всякому речевому штампу , трезво взвесив свои эмоции, отвечает, что, скорее всего, он её не любит, но, впрочем, уточняет, что значения это не имеет никакого, поскольку он вообще не понимает, что такое любовь. Их физиологическим радостям или совместным походам в кино ничуть не мешает тот факт, что мелодраматическое понятие «любовь» ничего не говорит Мерсо, или то, что в этот день умерла его мать. Любопытно, что мы, читатели, сами, безусловно находясь в культурном контексте, склонны относиться хорошо к Пухову и недоброжелательно относимся к Мерсо, хотя оба эти персонажа совершенно идентичны, это очищенные от культурных штампов, а вместе со штампами и от нравственных идеалов, существа — это человеческие механизмы, люди из плоти и крови, и даже с некоей душой, но душа прошла своего рода «чистку»; механизм отремонтировали. Можно ли человеческому механизму сострадать? Может ли человеческий механизм стать героем? И ещё важнее спросить: если наделённый избыточными эмоциями человек ведёт мир в беду, может быть, человеческий механизм мир спасёт? Лабораторные эксперименты по изучению «сокровенного человека» — «постороннего» — «человека без свойств» потребовались после Первой мировой войны, то есть после тотального разочарования в европейской культуре, приведшей к бойне культурных народов.

Приняв вызов, начал свою работу Филонов — и создал героев, которые в полной мере характеризуют первичный мир труда, очищенный от представлений о культурных и речевых клише. Затруднительно определить его героев — они лишены индивидуальных черт; это колоссы, изваяния людей, словно вырубленные из дерева: структура тел, голов, даже поверхность кожи, как её изображает художник, напоминают нам о дереве. Это протолюди, вовлечённые в вечный трудовой процесс, и кажется, что их рабочая трудовая сущность первична в этом мире, как все протоэлементы — вода, огонь, ветер, лес. Зрителю не удастся сказать, чем один из персонажей отличается от другого, эти фигуры более или менее однообразны, но ведь и скульптуры в средневековых соборах тоже довольно однообразны и выполнены грубым резцом. Слово «Средневековье» в данном случае условно, строгий Филонов его бы не употребил. Европейское Средневековье — это христианство. Вещи Филонова создают эффект древнего собора, однако при этом храма не христианского, но сугубо языческого.

Простота иной бы сказал: примитивность этих образов обусловлена тем, что все лишние эмоции словно бы отсечены — они могли бы оказаться фальшивы. Остаются только упорство и тяжесть труда, въедливость и истовость — и странным образом эти качества, вообще говоря присущие индивидуальным характерам, в данном случае характеризуют обобщённые примитивные типы. В этом сочетании въедливой детали и обобщённого, почти примитивного образа — очарование и притягательная сила Филонова. Его вещи потрясают многодельностью и необыкновенно усидчивой деталировкой; мастер проводил часы, дни и месяцы, усложняя, добавляя, вкрапливая всё новые и новые подробности. Его крупные формы буквально набиты микроскопическими мелкими штрихами и подробностями, подчас напоминая структуру клетки, как мы её видим в микроскоп. Метод филоновского рисования, в котором большая форма дробится на малые, а эти малые формы — на ещё меньшие, получила название «аналитическое» рисование, и появился даже целый ряд адептов этой школы. Интересно здесь то, что данный аналитический метод ничего не анализирует, то есть вообще ничего.

Сколь ни тщиться, разглядывая мелкие детали, вписанные в большую филоновскую примитивную форму, вы не отыщете в них никакой информации тем более анализа. Эти большие примитивные формы заполнены такими же примитивными формами, и даже ещё более упрощёнными, — геометрическими телами и точками, квадратами и прямоугольниками. Иногда кажется, что внутри крупных филоновских лесовиков бушует хаос, созданный беспредметным Малевичем. Возникает страннейший эффект — сложности, которая ничего не проясняет, анализа, который ничего не анализирует, детали, которая не детализирует ничего. И это тем более любопытно, что творческий метод Филонова, как его описывал сам мастер, заключался не в уточнении большой формы, как то делает большинство художников мира, но в создании большой формы вокруг форм малых — в том, что художник идёт от частного к общему. В идеологическом плане это совершенно понятно — Филонов деталь низвёл до чёрточки, индивидуальность растворил — это закономерно по отношению к коммунистической утопии. Так поступает и Платонов.

Но вот как сугубо рисовальный метод это вообразить трудно — судя по всему, Филонов начинал всякую вещь с абстракции, поскольку его деталь сугубо абстрактна, это всегда беспредметная форма, мелкая загогулина, точка. И то, что мелкая бижутерия абстракций ткёт образ человека, каковой сам художник считает реалистически конкретным, — это само по себе поразительно. Значит ли это, что очищенная от культурных наслоений эмоция абстрактна?

Одинадцать голов Лица Живая голова Естественно, все это слабо вписывалось в сталинский, не менее масштабный, проект. Поэтому с начала 30-х гг. Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году — уж очень он никуда не вписывался.

А тут прекратились даже и редкие участия в сборниках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству — он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него деньги, и — отказывал им. Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам — принципиально бесплатно.

Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени — он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, нужно было лечить жену, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Рабочий в кепке Колхозник Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами.

В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа — это я первый придумал и сделал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность.

Официально МАИ существовала до весны 1932 г. Источник: ru. Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Конечно Филонов, ряд его работ были показаны на выставке Неоклассицизма в Русском музее прошлой осенью. Похожие вопросы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий