Теракты в Московском метро 2010 террористки смертницы. Вспомним 15 самых страшных терактов, потрясших столицу. Басманный суд Москвы заключил под стражу 12-го фигуранта уголовного дела о теракте в «Крокус Сити Холле» — гражданина Таджикистана Джумахона Курбонова. Его обвиняют в причастности к терактам в московском метро в 2010 году.
теракт в московском метро
Теракт в московском метро - | Главная» Новости» 29 марта 2010 года теракт в метро. |
От взрыва дома в Дагестане до Норд-Оста: самые крупные теракты современной России | Второй Западный окружной военный суд приступил к рассмотрению уголовного дела Магомеда Нурова — одного из последних оставшихся в живых бандитов, участвовавших в подготовке терактов в столичном метро в 2010 году — на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». |
Память сквозь года: Самые страшные теракты в России | ↑ PосБизнесКонсалтинг — Новости дня — Исламский культурный центр России обещает 1 млн руб. за информацию об организаторах терактов в московском метро. |
Террорист в законе. Как высокопоставленный полицейский помогал взрывать московское метро
Вагон метро после взрыва: При вскрытии тела одного из погибших в вагоне метро нашли другой важный вещдок — ручку от чугунной утятницы производства Харьковского завода. Исследуя по отдельности все компоненты бомбы, следователи составляли списки городов, где производились эти предметы или материалы и куда они поставлялись. Работали даже в местах, где проходили лечение люди с психическими заболеваниями, которые могли делать заявления о подрывах. Сотрудники работали в таком жёстком режиме около года. Список городов, где могла быть собрана бомба, постепенно сокращался.
Большинство улик указывало, что взрывное устройство изготовили либо на юге России Ростов-на-Дону , либо в Закавказье Ереван. Одной из последних улик в пользу Еревана стала хозяйственная сумка, в которой террористы пронесли бомбу в вагон: материал, из которого её сшили, был произведён в Горьковской области и поставлялся в определённые города, в том числе на юге СССР. Специалистам удалось воссоздать внешний вид сумки, которую при взрыве разорвало на клочки, однако определить производителя изделия не могли ещё долго. Только осенью 1977 года молодой сотрудник КГБ в аэропорту Ташкента заметил у одной из пассажирок сумку, очень похожую на ту, что фигурировала в ориентировке.
Из информации на бирке следовало, что сумку сшили на кожгалантерейной фабрике в Ереване. Собрав все эти доказательства, оперативно-следственная группа в октябре 1977 года отправилась в Армению, чтобы искать «взрывников» там. Прибыв на Курский вокзал, злоумышленники поняли, что передвигаться с таким багажом по Москве им не следует: в связи с приближающимся юбилеем Октябрьской Революции в городе были серьезно усилены меры безопасности, улицы и вагоны метро постоянно патрулировались. Чтобы не рисковать, они оставили сумку там же, на Курском вокзале, поспешив сесть на обратный поезд до Еревана.
Бомба имела двусторонний тумблер и лампочку: преступники рассчитывали, что тот, кто обнаружит взрывное устройство с включённой лампочкой, повернет тумблер в обратную сторону и тем самым приведёт адскую машину в действие. Однако расчёт не оправдался. Группа пассажиров, приметив бесхозную сумку, решила присвоить её, незаметно спрятав среди собственных вещей. Рассмотреть опасное содержимое «находки» и отнести её в милицию эти люди удосужились только на следующий день.
К тому времени батарея успела сесть, и переключение тумблера, которое должно было спровоцировать взрыв, ни к чему не привело. В сумке с бомбами остались личные вещи, которые помогли милиционерам составить портрет подозреваемого. Это были синяя спортивная куртка и шапка, в которой остались несколько волос владельца — чёрных, слегка вьющихся. Ориентировку составили на черноволосого мужчину без шапки и багажа, вероятная одежда — синие брюки от спортивного костюма.
Личные вещи подозреваемого: Проверке подверглись все пассажиры, которые следовали любым транспортом в республики Закавказья — Азербайджан, Грузию и Армению. В поезде Москва — Ереван, который отправился с Курского вокзала, уже на подъезде к Армении оперативники обнаружили подозреваемого: под брюками у него были поддеты синие тренировочные штаны, но ни куртки от костюма, ни багажа, ни шапки не было. Пассажира, 28-летнего сварщика Акопа Степаняна, задержали вместе с попутчиком — им оказался родственник Степаняна, 23-летний художник Завен Багдасарян. Акоп Степанян в суде: В Ереване обоих допросили.
Степанян выдал себя сам: на вопрос, где он оставил сумку, задержанный поспешил ответить, что сумка не его, — и тем самым продемонстрировал свою осведомлённость. Багдасарян же легко попался на уловку оперативников — выбрал из кучи курток и шапок вещи Акопа, чтобы передать другу в холодную камеру отдела милиции. Таким образом и куртку, и шапку удалось связать со Степаняном. Мать Степаняна сообщила, что сын несколько дней назад отправился кататься на лыжах — с той самой сумкой, которую нашли на Курском вокзале со взрывным устройством внутри.
Завен Багдасарян в суде: В Армении возникли сложные моменты юридического характера.
Но тогда никто ничего не соображал» Галина Сергеевна Вулисанова — Вестибюль был в дыму, и люди уже лежали на полу. Я, не чувствуя ног, побежала наверх, а потом остальное, — вздохнула Вулисанова. Женщина добралась до дома в беспамятстве, даже не осознав, что серьезно ранена осколками. RU После выздоровления Галина продолжала ездить по тому же маршруту на работу каждый день. Техническая остановка, поезд остановился на той же станции «Парк культуры». Ну бывает такое. Временная остановка, мол, сейчас мы отправимся, ничего не случилось. А я выскочила на перрон, плакала.
Поняла, что не могу находиться там. Жизнь разделилась на «до и после» — Я ехал на работу, немножко не доехал. На «Парке культуры» затормозили в обе стороны поезда. Сначала долго стояли, затем народ начал выходить из вагона, и в это время сработало как раз второй раз. Я почти в том же вагоне был, просто успел на полустанок выйти, — рассказал пострадавший от взрыва Владислав М. Дальше всё перевернулось» Владислав М. Помню, стояла работница, кричала, народ пытался выйти, — сказал он. Я не могу это объяснить, как будто кто-то эти черные точки подкинул в воздух и они зависли в воздухе. Помню еще женщину, она с разбитыми ногами сидела.
Там же лечили еще 17 жертв теракта, среди которых были граждане Малайзии и Филиппин.
В каком году армяне взорвали метро в Москве? Первая бомба взорвалась в 17:33 в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская», что стало первым терактом в истории Московского метрополитена.
Кто устроил теракт в метро? Акбаржон Джалилов. Подозреваемый смертник Акбаржон Джалилов в метро.
Теракт 29 марта 2010 года. Взрывы в московском метро 2010 года — два взрыва, произведённых 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метрополитена, двумя российскими террористками-смертницами дагестанского происхождения. В результате взрывов погибло 40 и ранено 88 человек.
Ответственность за взрывы взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров. Первый взрыв произошёл в 7:57 по московскому времени на станции «Лубянка» во втором по ходу движения вагоне именного поезда «Красная стрела», следовавшего в сторону станции «Улица Подбельского». В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закреплённое на женщине, стоящей у второй двери второго вагона.
По рассказам очевидцев, после первого взрыва эвакуация из метро не проводилась, по громкоговорителям передавались сообщения о задержках в движении и рекомендации воспользоваться наземным транспортом. Сразу после терактов было перекрыто движение поездов от станции «Спортивная» до станции «Комсомольская». Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс.
К ликвидации последствий взрывов в метро были привлечены 657 человек и 187 единиц техники.
Взрывы в метро: синдром и последствия
Расследование [ править править код ] Совещание в связи с террористическими актами Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации возбудил 2 уголовных дела по части 3 статьи 205 Уголовного кодекса РФ — « террористический акт », которые впоследствии объединены в одно производство [56]. Следствие не исключает, что взрывные устройства на станциях « Лубянка » и « Парк культуры » привели в действие террористы-смертники. Мэр Москвы Ю. Лужков в интервью сказал: «По предварительным данным, взрыв произвели две террористки-смертницы» [57].
Также, по его словам, взрывы были произведены специально в тот момент, когда вагоны подходили к станции, «с тем, чтобы объём поражения был более высоким» [12]. По информации правоохранительных органов, взрывные устройства были приведены в действие при помощи мобильных телефонов [58] [59]. На месте взрыва на станции метро « Парк культуры » найдены улики, показывающие, что взрыв был произведён террористкой-смертницей [60] [61].
Кинологи провели штатные обследования на всех станциях Московского метрополитена [62]. По версии следствия, у смертниц были сообщники-мужчины, которые и изготовили взрывное устройство из компонентов, а также дали сигнал на подрыв [63]. Однако сайт Кавказ-центр — «рупор» сепаратистов — не подтверждает данное сообщение.
Министр С. Лавров , отвечая на вопросы зарубежных СМИ в связи с террористическими актами, уточнил, что «речь идёт о том, что есть версии, согласно которым, это одна из организаций, действующих на Кавказе. Имеется достаточно информации о том, что террористическое подполье, которое окопалось в Афганистане, на афгано-пакистанской границе, имеет очень тесные связи и с Центральной Азией, и с Кавказом.
Это требует международных усилий» [68]. При помощи установленных в метро видеокамер наблюдения правоохранительным органам удалось установить круг лиц, причастных к терактам, а также получить изображения двух предполагаемых террористок-смертниц [69] [70].
В отличие от Московского метрополитена, которому разрушениями был нанесен материальный ущерб на сумму свыше 17 млн рублей. Столичная подземка уже заявила на следствии иск.
Как и пятеро потерпевших, потребовавших от Нурова компенсацию на сумму от 400 тысяч до 600 млн рублей. Для того чтобы озвучить обвинительное заключение, прокурору Наталье Трошкиной потребовалось примерно полчаса. Из него следовало, что Нуров выполнял роль «водителя и связного» участников и организаторов теракта. Он разделял идеологию «Новокостекского джамаата» — структурного подразделения признанной террористической и запрещенной на территории РФ международной террористической организации «Имарат Кавказ».
При этом подсудимый действовал не только из идеологической, но и из «корыстной заинтересованности», сказала гособвинитель. Согласно материалам дела, он возил главаря банды Магомедали Вагабова и его заместителя Ахмеда Рабаданова на встречи бандподполья, в ходе которых обсуждалась подготовка терактов в метро. Взрыв устроили утром 29 марта 2010 года смертницы Марьям Шарипова и Джанет Абдуллаева. В результате терактов на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» погибли 39 человек и две шахидки, еще 117 потерпевшим был причинен вред различной степени тяжести, подчеркнула прокурор.
Когда судья спросил, признает ли подсудимый вину в участии в преступном сообществе, бандитизме, совершении двух терактов и в незаконном изготовлении взрывных устройств ч. На следствии он полностью признавал вину, теперь же сказал, что ответит на этот вопрос при даче показаний. Подсудимый собирается выступить в конце процесса. Только за теракт ему грозит от 15 до 20 лет колонии либо пожизненное лишение свободы.
Разбирательство же продолжится завтра, 26 октября, допросом потерпевших. При этом дальнейшие слушания будут проходить в Кунцевском суде Москвы, поскольку в военном суде не хватает свободных залов.
Сев в поезд, пассажир доезжает до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». В 08:32 утра тот самый парень — участник Карачаевского джамаата, террорист-смертник Анзор Ижаев из Карачаево-Черкесии в вагоне московского метро взрывает самодельную бомбу. Сразу после взрыва во втором вагоне начинается пожар пятой самой высокой степени сложности. Третий же вагон оказывается сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. С момента трагедии прошло ровно двадцать лет. Что изменилось?
Какой стала система безопасности на одном из самых охраняемых объектов Москвы? Можно ли было избежать столько жертв, если бы с «бандитами договаривались»? И что теперь с теми, кто невольно оказался в эпицентре трагедии? В этом попытался разобраться корреспондент MSK1. Но именно 6 февраля он не слышит будильник и просыпается позже. Впопыхах запрыгивает во второй вагон метро, хотя обычно садится в третий, так удобнее. До места практики Андрей так и не доезжает. Думал, что электричеством ударило.
В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалось на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши. А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги.
Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать. Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез.
Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль.
Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было.
Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут.
Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта.
И в этот день у него был сердечный приступ.
В обоих случаях бомбы были начинены металлическими шариками и гвоздями — чтобы увеличить мощность взрыва и количество жертв. Два возбужденных уголовных дела по статье "Терроризм" объединены в одно. Весь день на месте трагедий работали эксперты взрывотехники и кинологи с собаками. Оперативные штабы были развернуты прямо на улице.
Следователи, просмотрев записи камер видеонаблюдения, установили, что обе террористки-смертницы вместе зашли в метро на станции "Юго-западная". Их сопровождали еще 2 женщины. Лица у всех были открыты. Позже появилась информация что вместе с ними был и один мужчина. Сейчас уже составлены фотороботы предполагаемых пособников террористов и ведутся их поиски.
Весь день Лубянская площадь была перекрыта сотрудниками милиции. На месте работали психологи. На "Парке культуры" к полудню снимают оцепление и открывают станцию "Парк культуры"-кольцевая. А на радиальной все еще работают эксперты. Тела обеих террористок уже обнаружены и отправлены на опознание.
Искореженные вагоны после тщательного изучения увозят в депо. Сначала планировали восстановить движение в 16 часов, но смогли ближе к 18 — к этому же времени сняли оцепление. Сейчас поезда по "красной ветке" ходят в обычном режиме, однако пассажиров мало. На обоих станциях видны последствия взрывов: кровь, следы от осколков и цветы. Их приносят в память о погибших.
С каждым часом цветов становится все больше. Сразу после взрыва на станции метро "Парк культуры" были сняты кадры из вагона другого поезда, который прибыл с противоположной стороны.
Хроника московских терактов
15 самых страшных московских терактов | Два взрыва, произошли 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метрополитена. |
теракт в московском метро | Вспомним 15 самых страшных терактов, потрясших столицу на протяжении последних десятилетий. |
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
ФСБ России рассматривает так называемый "кавказский след" в качестве основной версии терактов, произошедших утром 29 марта в московском метро. Теракт в метро между «Павелецкой» и «Автозаводской» стал самым смертоносным — от одного взрыва погибли 42 человека. Басманный суд Москвы заключил под стражу 12-го фигуранта уголовного дела о теракте в «Крокус Сити Холле» — гражданина Таджикистана Джумахона Курбонова.
"Московский патруль": вынесен приговор причастному ко взрывам в метро 2010 года
Тяжесть нанесенных ударов увеличивалась еще и тем, что кроме тротила в бомбе были различные острые железные предметы. Сначала следователям удалось выйти на след преступной группировки, но как показал дальнейший ход событий, к этому происшествию они отношения не имели. Виновных за смерть десятка людей так и не нашли. Следующий взрыв произошел в начале февраля 2001 года на станции "Белорусская". Но это событие вызвало немало вопросов и дискуссий. Вечером приблизительно в 18:50 кто-то неизвестный оставил черный пакет под мраморной лавкой около остановки первого вагона поезда. Несколькими минутами позже прозвучал взрыв. Мощность его была мала, и весь основной удар приняла на себя лавка.
Несколько людей были госпитализированы. Теракт или не теракт? Если это теракты в московском метро, то почему преступники действовали так слабо? В бомбе было всего 200 граммов тротила, и хотя это довольно много, он не был наполнен осколочными элементами, как это делают для увеличения урона. Тем более бомба была подложена под лавку, и будь она на метр дальше, жертв было бы намного больше. Следствие зашло в тупик. Было много версий, но ни одна из них не подтвердилась и не опровергалась.
И снова февраль Февраль стал роковым месяцем для московской подземки. На этот раз взрыв в метро в Москве прогремел 6 февраля 2004 года. Трагедию связывают с именем одного чеченского боевика - Павлом Косолаповым. Именно его следствие считает организатором этого и еще нескольких других терактов в столице. Взрывы в метро в Москве в феврале 2004 года отличались тем, что в этот раз бомба не была подложена, а ее нес на себе смертник. Он зашел в подземку в час пик, который приходится от 8 до 10 утра. Именно в этот период самое большое количество людей торопится на работу.
Ничего не подозревавшие пассажиры сели во второй вагон поезда, двигавшегося по Замоскворецкой линии. Взрыв произошел между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская". Трагедия унесла жизни 41 пассажира, еще несколько сотен получили различные травмы. Многие люди просто не могли выбраться и задыхались от дыма, который возник в результате возгорания. От разрыва бомбы пострадало три вагона и сотни человек. В этот раз теракт был подготовлен очень тщательно. Бомба была собрана по высшему разряду и наполнена множеством поражающих элементов - гаек, болтов, шурупов, гвоздей.
В этот раз следствию удалось найти концы. К теракту оказался причастен не только Павел Косолапов, но и несколько его соратников. Некоторых из них удалось поймать. Над ними проводился суд, решение которого гласило о пожизненном заключении.
Последующие теракты в России 31 марта 2010 года двумя террористами-смертниками были произведёны взрывы в городе Кизляр , вследствие которого погибло 12 человек из них 9 сотрудников милиции и ранено около 30-ти [84] [85] [86]. Погибло 2 сотрудника милиции, всего было ранено 13 человек [88].
В толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран. По информации Минздрава , погибли 38 человек [89] , пострадали 116 [90] По мнению неназванных сотрудников правоохранительных органов, террористический акт в Москве и последовавшие за ним могут быть взаимосвязаны, за ними «могут стоять одни и те же силы, которые стремятся дестабилизировать обстановку»; в то же время отмечается и отличия в целях и методах осуществления взрывов [87]. После взрывов в метро в Москве стали появляться надписи «Смерть русским» и «Аллах акбар», выполненные одинаковой краской и в одинаковом стиле [91]. Расследование Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. Совещание в связи с террористическими актами Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации возбудил 2 уголовных дела по части 3 статьи 205 Уголовного кодекса РФ — « террористический акт », которые впоследствии объединены в одно производство [92].
Следствие не исключает, что взрывные устройства на станциях « Лубянка » и « Парк культуры » привели в действие террористы-смертники. Мэр Москвы Ю. Лужков в интервью сказал: «По предварительным данным, взрыв произвели две террористки-смертницы» [93]. Также, по его словам, взрывы были произведены специально в тот момент, когда вагоны подходили к станции, «с тем, чтобы объём поражения был более высоким» [11]. По информации правоохранительных органов, взрывные устройства были приведены в действие при помощи мобильных телефонов [94] [95]. На месте взрыва на станции метро « Парк культуры » найдены улики, показывающие, что взрыв был произведён террористкой-смертницей [96] [97].
Кинологи провели штатные обследования на всех станциях Московского метрополитена [98]. По версии следствия, у смертниц были сообщники-мужчины, которые и изготовили взрывное устройство из компонентов, а также дали сигнал на подрыв [99]. Однако сайт Кавказ-центр — «рупор» сепаратистов — не подтверждает данное сообщение. Министр С. Лавров , отвечая на вопросы зарубежных СМИ в связи с террористическими актами, уточнил, что «речь идёт о том, что есть версии, согласно которым, это одна из организаций, действующих на Кавказе. Имеется достаточно информации о том, что террористическое подполье, которое окопалось в Афганистане, на афгано-пакистанской границе, имеет очень тесные связи и с Центральной Азией, и с Кавказом.
Это требует международных усилий» [104]. При помощи установленных в метро видеокамер наблюдения правоохранительным органам удалось установить круг лиц, причастных к терактам, а также получить изображения двух предполагаемых террористок-смертниц.
В марте 2010 года две женщины совершили подрыв на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Погибли 39 человек, еще больше 100 пострадали.
Ранее суд в Москве приговорил к пожизненному сроку причастного к терактам в метро Москвы в 2010 году Магомеда Нурова.
Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени.
Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле.
Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу.
Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо.
Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили.
Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом.
За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор.
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
Взрывы в метро в Москве были лишь начальной точкой для дальнейшей серии терактов уже на поверхности земли. В Москве был введен план "Вулкан", все станции метрополитена были обследованы кинологами на предмет обнаружения взрывчатки. 29 марта 2010 года в московском метро произошли два взрыва, унёсшие жизни более 40 человек. В годовщину штурма захваченного террористами Театрального центра на Дубровке вспоминаем самые страшные теракты, потрясшие Москву на протяжении последних десятилетий.
Участник терактов в Москве в 2010 году на станциях «Парк культуры» и «Лубянка» предстал перед судом
После теракта в метро я искала в социальных сетях родных людей, которые погибли, - говорит школьница Виктория Макарова. В результате взрыва на станции метро "Парк культуры" погибли 13 человек, более 30 получили ранения. Рассуждая об недавних терактах в метро, большинство россиян склоняются ко мнению, что их можно было предотвратить.
«Это просто звери»: 10 лет со дня теракта в московском метро
Омерзительным моментом стало поведение стервятников, постаравшихся поживиться на чужой беде. Быстро сориентировавшиеся в обстановке таксисты и «бомбилы» заломили после терактов цены на свои услуги в среднем в десять раз выше. И люди были готовы платить по 3-5 тыс. В будущем, полагаю, такие меры должны вводиться автоматически. Кроме этого необходимо установить на всех станциях газоанализаторы взрывчатых веществ, которые есть в столичных аэропортах. Эти приборы распознают взрывчатку в радиусе 10 м - вполне достаточно, чтобы перекрыть проход шахидам, которые в основном используют безоболочные взрывные устройства». Почему милиционеры, спасатели, пожарные и медики в первые же часы не имели инструкций, как обеспечить наиболее эффективную работу на месте катастрофы, и не могли организовать хотя бы нормальное взаимодействие между собой? Лишь через несколько часов между службами появилась скоординированность и пострадавших стали эвакуировать, автомобильные потоки перенаправлялись, и спасатели и спецслужбы смогли заняться своей работой. Почему пассажирам, уже не раз становившимся мишенью террористов в метрополитене, не давали чётких и легковыполнимых команд, как необходимо вести себя на подвергшихся нападению станциях?
Месть боевиков «Страшно, что существует социальная база для вербовки смертников и есть технологии такой вербовки, психологической обработки людей, - считает Игорь Баринов, 1-й зампред Комитета Госдумы по обороне. Ведь первые взрывы шахидов произошли в начале 2000-х годов. До этого мы с такой формой терактов вообще не сталкивались. И сохраняться подобная угроза может не один год, потому что ситуация на Северном Кавказе, где планируются и организуются все эти теракты, пока далека от стабилизации. Скорее всего, данные взрывы послужили ответом на серию успешных операций по ликвидации боевиков в регионе». Бандиты хотят показать федеральным властям, что они существуют, что их надо бояться! А заодно и доказать зарубежным спонсорам, что по-прежнему в состоянии проводить такие масштабные операции в сердце страны. Последний теракт в Москве случился шесть лет назад.
За это время достаточно серьёзные деньги были выделены государством на борьбу с терроризмом, на оснащение оперативно-розыскных, специальных и следственных подразделений. Всех исполнителей и заказчиков теракта на «Невском экспрессе» выявили в течение нескольких месяцев. Это говорит о том, что сейчас мы более мобилизованы: есть агентура, есть кому работать. Конечно, до лучших мировых образцов и по оснащению, и по методам работы ещё далеко, но значительный шаг вперёд уже сделан». Георгий Александров, Сергей Осипов, Юлия Экарева Деньги на крови У древних германцев было понятие «вергельд» - буквально: «цена крови». Сумма, за которую можно было избежать кровной мести от заинтересованных лиц. Современность нам преподносит новую трактовку этого термина. В этом можно было убедиться, подежурив у больниц, куда поступили пострадавшие от теракта в московском метро 29 марта 2010 г.
Нет, к нам таких не поступало. Вот списки на двери - читать умеете? Его собеседницы, две растерянные женщины, в который раз принялись изучать список пострадавших при взрывах в метро. В списке значилось 12 фамилий, причём присутствовала даже гражданка Филиппин Понтинт Ма Фе Виллис Капеллан с пометкой «состояние тяжёлое». Не было только одного, самого нужного для этих несчастных женщин имени - Курбатова Вячеслава Викторовича. Может, он и не пострадал? Ко многим спасатели приехать не успели. Мы и в Склифе были, и в Первой градской, теперь вот здесь… Знаете, уже руки опускаются.
Вон, по радио говорят, что все службы только и заняты помощью пострадавшим и их родственникам. А на деле выходит, что мы никому не нужны - телефоны этих всех «горячих линий» либо заняты постоянно, либо ничего толкового нам сказать там не могут, вон как этот охранник…» Они уехали, а я остался дежурить у приёмного покоя. Периодически на улицу выходила курить охрана, попадались и врачи. Четверо уже ушли сами. Но если есть охота побеседовать с ними, могу посодействовать адреском или телефончиком…» И медработник сделал характерное движение правой кистью, будто купюры пересчитывал.
Крушение теплохода привело также к тому, что в России начали рассматривать принятие закона об обязательном страховании ответственности перевозчика. Катастрофа A321 над Синайским полуостровом 2015 31 октября 2015 года произошла самая мощная авиакатастрофа и в египетской истории, и среди самолетов Airbus A320. Ее также окрестили трагедией, которая за всю историю мировой авиации унесла самое большое количество жизней россиян. Над Синайским полуостровом потерпел крушение авиалайнер Airbus A321-23. Внутри воздушного судна находились 224 человека, 217 из которых являлись пассажирами, а остальные семь были членами экипажа. Погибли все. Известно, что взрыв самодельного взрывного устройства произошел еще в воздухе. Бомба находилась в хвостовой части самолета. После этого начали появляться сообщения, что это был теракт, ответственность за который через несколько дней взяло на себя Синайское подразделение запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Как только произошла авиакатастрофа, многие авиакомпании приостановили полеты над территорией Синайского полуострова. Власти таких стран, как Великобритания, Ирландия и Германия, помимо этого, запретили полеты и в курортный город Шарм-эль-Шейх. А спустя неделю после трагедии российские власти приостановили авиационное сообщение с Египтом. Как сообщил Владимир Путин, это будет продолжаться «до налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения». Прямые перелеты между Россией и Египтом запрещены до сих пор. Крушение траулера «Дальний Восток» 2015 В 2015 году в Охотском море в 150 милях южнее Магадана произошла крупная морская катастрофа. В результате трагедии погибли 62 человека, еще 7 пропали без вести. Спастись удалось 63 рыбакам. Точная причина крушения траулера до сих пор неизвестна. По одной из версий, катастрофа произошла из-за нарушений балластировки судна во время подъема трала. Через два года, в 2017-м, Южно-Сахалинский горсуд вынес приговор руководителям ООО «Магеллан» и ответственным чиновникам. Их признали виновными в крушении судна и дали от 5 лет и 8 месяцев до 6,5 лет лишения свободы. После трагедии власти начали говорить о принятии международного соглашения о безопасности мореплавания, урегулировании всех соответствующих законов и проверке выходящих на промысел судов в портах. Гибель школьников на Сямозере 2016 Летом 2016 года в Карелии группа из 47 детей с инструкторами шла на лодках по озеру Сямозеро и попала в шторм. Виновными в произошедшем признали руководителей детского лагеря, они получили по девять с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима.
Первый теракт произошел в 2007-м, в результате чего поезд сошел с рельсов. Было ранено 60 человек. Следующий теракт с «Невским экспрессом» произошел два года спустя 27 ноября 2009-го. Возле деревни Лыкошино в 21:30 по московскому времени раздался взрыв, из-за чего четыре последних вагона сошли с рельсов и перевернулись. Один из четырех перевернувшихся вагонов во время взрыва в поезде «Невский экспресс» в 2009-м. Женщину отблагодарили РЖД и построили ей новый дом. Также на месте трагедии установили памятную табличку. Теракт в аэропорту Домодедово в 2011-м Взрыв в зале ожидания столичного аэропорта произошел 24 января 2011-го. Зал моментально затянуло дымом, людей эвакуировали, а большую часть рейсов направили в аэропорт Шереметьево. Цветы и свечи на месте взрыва в аэропорту «Домодедово» в 2011-м. Травмы различной степени тяжести получили 170 человек. Авиакатастрофа над Синайским полуостровом в 2015-м Самолет авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший чартерный рейс из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров спустя 23 минуты после вылета. Воздушное судно рухнуло недалеко от города Нахль. Позже выяснилось, что в хвостовой части самолета произошел взрыв самодельного устройства. Все 217 пассажиров и семь членов экипажа погибли. Символом трагедии стало фото «главного пассажира» — десятимесячной девочки, которая, прислонившись к панорамным окнам в Пулково, смотрела на роковой самолет. Сразу после трагедии на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был создан стихийный мемориал: неравнодушные горожане несли цветы и детские игрушки к Александровской колонне. В 2017-м на Серафимовском кладбище открыли мемориал погибшим в авиакатастрофе. Памятник установили на месте захоронения неопознанных останков жертв трагедии.
Как рассказал «Газете. Ru» один из очевидцев взрыва на «Парке культуры», после теракта на станции началось задымление. Было похоже, что бомбу взорвали не в вагоне, а под ним. Как будто бы кто-то заложил взрывное устройство на контактный рельс, взрыв шел откуда-то снизу вагона. Потом началась паника, люди стали выбегать, но милиция грамотно сработала, помогла всем выйти без эксцессов», — сказал он. По словам очевидца, для часа пик на «Парке культуры» было немного людей. Там была ужасная давка, а на платформе было не протолкнуться», — сказал он. Очевидцы сообщают, что взорванный поезд также ехал в сторону «Улицы Подбельского». Но взрыв очень мощный. Не сомневаюсь, эта бомба — военного стандарта», — пишет юзер davete. Взрыв на «Парке культуры» произошел в 8. Женщина вся в крови лежит у вестибюля Сокольнической, на «Парке культуры», — написал bifurcafe на FriendFeed. Как пишет юзер Александр Граф на сайте Freelance. Около 8. Ru», ехавший на работу, уже не смог зайти на станцию «Кропоткинская». Из станции валом шли люди, по громкой связи сообщали, что «по техническим причинам поезда не ходят». На станциях Сокольнической линии в районе 8—9 часов была давка. Народа столпилось в вестибюлях очень много, тысячи человек. Несмотря на это, турникеты на вход перекрыты не были. Пассажиры прибывающих на Ленинградский вокзал электричек шли по знакомому маршруту и попадали в давку.
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
Главная» Новости» 29 марта 2010 года теракт в метро. Первый теракт в московском метро произошел в 1977 году. Басманный суд Москвы заключил под стражу 12-го фигуранта уголовного дела о теракте в «Крокус Сити Холле» — гражданина Таджикистана Джумахона Курбонова. Фигуранта дела о терактах в метро Москвы в 2010 году приговорили к пожизненному лишению свободы.