Слово архимандрита Константина (Островского) при наречении во епископа Зарайского, викария Московской епархии. В новую книгу протоиерея Константина Островского включены беседы, в которых обсуждаются вопросы становления на духовный путь, о целях этого пути, о препятствиях и ловушках, о страстях и о том, как противостоять им. Книга адресована семинаристам. Константин Островский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Владыка Константин рассказал о своем пути к вере и священству, об архиерейском служении, а также о том, повлиял ли на его выбор пути пример отца — протоиерея Константина Островского. На этот и другие вопросы отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии.
Святые XX века. Православное семейное чтение. Протоиерей Константин Островский
НЕ ВЕРЮ! СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ОСТРОВСКИЙ И ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ | Кажется, что пошатнулась церковная жизнь, но не происходит ничего нового, считает протоиерей Константин Островский. |
Умереть нам не удастся. Записки и проповеди | Когда мы попросили протоиерея Константина Островского прокомментировать интервью (часть 1, часть 2) Дмитрия Энтео нашему журналу, отец Константин обрадовался. |
Епископ Зарайский Константин, ректор КДС, викарий Московской епархии | Теперь вместо него исполнять обязанности экзарха будет епископ Константин Островский. |
Протоиерей Константин Островский: Лучше молиться в скафандрах, но в храме
настоятель Успенского храма в Красногорске; благочинный церквей Красногорского округа; председатель епархиального отдела по реставрации и строительству. Павел Островский — священник Русской Православной Церкви, блогер, телеведущий и автор книг. Решение Синода Александрийского Патриархата о лишении сана епископа Константина (Островского) говорит как минимум вот о чем. Островский Константин Юрьевич, протоиерей. Наиболее полное на сегодняшний день собрание переложенных для детей житий святых и повествований о православных праздниках и иконах Богоматери на русском языке. протоиерей Константин Островский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Протоиерей Константин Островский: благословлять акции Энтео нельзя
Книга адресована семинаристам, молодым священникам и всем христианам, вставшим на путь ко спасению. Книга духовника Московской епархии, протоиерея Константина Островского, который так намечает ее структуру: «начнем мы с цели духовного пути — с любви. Потом обсудим вопросы становления на духовный путь, поговорим о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению.
Святая вода 06:13 О гомосексуализме и науке. О браке и сексе 10:54 Список епископов, которые нарушали писание. РПЦ и доказательства 20:59 Священники, которые выступали с политическими лозунгами 22:13 О сексуальных домогательствах 32:40 Про церковный суд и менталитет.
Про Украину 57:15 Про раскол в церкви 1:01:02 О позиции патриарха Кирилла.
C детьми вообще одни проблемы. Деньги на них тратить надо, место они занимают, на курорт не поедешь. Кроме того, по сравнению с прежними временами материальные стандарты жизни необычайно завышены, и это тоже не способствует многодетности. Даже многие православные считают, что лучше родить одного, но обеспечить его всеми материальными благами: модной одеждой, техникой, поездками за границу и т. И это тоже приводит к кризису семьи. Я не согласен с категоричными утверждениями некоторых священников, что семья с одним ребенком — неполноценная семья. Знаю прекрасные верующие семьи, в которых вообще нет детей.
Но им Бог не дал. Одно дело, когда Бог не дает детей или дает только одного, и совсем другое — когда люди сами не хотят рожать столько детей, сколько Бог пошлет. Все-таки для христианина семья — путь Божий, задача, которую надо решить для пользы своей души и душ домочадцев. При таком отношении дети не мешают. Материальные и другие бытовые трудности неизбежны, но любовь помогает все преодолеть.
Это огромнейшее искушение. Я долго анализировал этот вопрос относительно самого себя.
У меня вообще не было никаких шансов не повредиться от власти. Был когда-то просто Паша Островский. Ну, в Бога верил. И вдруг в один день я остановлюсь отцом Павлом. Ко мне люди руку целовать приходят, за советами идут взрослые состоявшиеся люди», — рассказал он. Собеседник «360» отметил, что об этом нужно говорить еще в семинарии. Это подготовит будущих священников к бремени власти.
Также Островский сказал, что он постоянно борется с человеческими мыслями.
НЕ ВЕРЮ! СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ОСТРОВСКИЙ И ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ
Лучшие и новые книги 2024 автора: Протоиерей Константин Островский в интернет-магазине Лабиринт. протоиерей Константин Островский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Протоиерей Константин Островский родился в Москве в 1951 г. Окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения и четыре года работал по специальности. На Youtube-канале Ксении Собчак вышло совместное интервью с Павлом Островским.
У книжной полки. Отец Георгий Бреев. Воспоминания духовного сына. Протоиерей Константин Островский
КОНСТАНТИН (ОСТРОВСКИЙ) - Древо | Новости Казанской епархии, Казанская епархия, новости Казани, Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Татарстан. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Альметьевская епархия, Чистопольская епархия, новости, новости. |
Батюшка Островский рассказал, почему Церковь выступает против интима до брака | Ведущий Константин Мацан: Отар, вы перед началом беседы упомянули, что пришли сюда поразмышлять над вопросами, которые вас волнуют. |
Епископ Зарайский Константин, ректор КДС, викарий Московской епархии | Posts tagged "протоиерей Константин Островский". протоиерей Константин Островский. Пора РПЦ заводить структуры, истребляющие антицерковную клевету в соцсетях, считают пастыри. |
Константин (Островский) — Рувики | Священник Иоанн Островский – о Рождестве в родительской семье и о том, как празднует сейчас, со своими детьми. |
«Путь к священству». Епископ Зарайский Константин | Появление в некоторых украинских храмах фресок и росписей с изображениями Петра I, Екатерины II, Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Владимира Путина, над которыми якобы вершат суд украинские националисты, оценил священнослужитель отец Иоанн Островский. |
Почему священники уходят из церкви? Протоиерей Константин Островский — о том, как это пережить
У книжной полки. Отец Георгий Бреев. Воспоминания духовного сына. Протоиерей Константин Островский | Новости Казанской епархии, Казанская епархия, новости Казани, Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Татарстан. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Альметьевская епархия, Чистопольская епархия, новости, новости. |
Беседы о борьбе со страстями. 18.06.2023. Протоиерей Константин Островский - YouTube | Протоиерей Константин Островский: Пост — это дар каждому христианину, и он имеет смысл только как свободный выбор. |
Священник осудил иереев, назвавших теракт карой Бога за поход на концерт в Великий пост | Протоиерей Константин Островский Успенский храм. |
Священник осудил иереев, назвавших теракт карой Бога за поход на концерт в Великий пост | протоиерей Константин Островский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. |
Осторожно, Собчак! Павел Островский — смотреть интервью онлайн на Ютуб | Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска, преподаватель Коломенской духовной семинарии. |
Долгие лета! Настоятелю Успенского храма протоиерею Константину Островскому - 70 лет
Родился 3 августа 1977 года в Москве в семье священника. В 1994 году окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме города Красногорска. В 1990—1995 годы исполнял различные послушания в Успенском храме города Красногорска. В 1995—1999 годы обучался в Московской духовной семинарии. В 1999 году поступил в Московскую духовную академию , которую окончил в 2003 году.
В 1997—2002 годы исполнял иподиаконское послушание у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Пояркова. В 2002 году назначен проректором Коломенской духовной семинарии по воспитательной работе. С 2003 года руководил хором Коломенской духовной семинарии.
Здесь важно быть очень внимательным и деликатным: конечно, всегда очень хочется сделать все быстро, сразу отчитаться, но нужно действовать шаг за шагом. Поэтому монашествующие — это тема актуальная. Я во время поездки в ЮАР уже общался с одним кандидатом и порекомендовал ему еще пройти практику на приходе. Будем трудиться и надеяться на милость Божию. Один хороший монах, укоренненый в традиции, стоит десяти ничего не знающих о настоящем монашестве. Из каких стран? Другая тема — семинаристы: у нас больше сорока семинаристов учится в четырех духовных школах.
Это Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Николо-Угрешская духовная семинария в Московской области и Томская духовная семинария. Это направление будет дальше развиваться. Мы сейчас имеем заявки еще от нескольких семинарий на абитуриентов из Африки. Ребята сейчас учат русский язык: это их первая задача, потому что учиться им приходится на русском, и для них очень трудно, конечно. Я встретился с каждым из этих студентов, и меня очень приятно обрадовало, что это хорошие ребята: за все это время было только одно отчисление по дисциплине, а ведь у нас там больше сорока студентов! Ребята хорошие, они очень разные по своим способностям, но они очень мотивированы: для них это огромный шанс получить образование в ведущей стране православного мира. Все они желают вернуться домой. Поэтому для нас это большой вызов — их обучить, привить добрую церковную традицию и подготовить к пастырскому служению у себя на родине. Знаете, это только кажется, что достаточно английского языка, и все проблемы решены! Нет, многие из этих ребят знают только французский, и то как второй язык.
Это и для меня самого вызов: я сейчас свой английский подтягиваю, французский тоже надо будет учить в будущем. Поэтому они живут, как русские семинаристы, в своих духовных учебных заведениях. Африканские братья живут по тому уставу и порядку, который принят у русских студентов. Русская Церковь берет их на полное обеспечение, они имеют возможность учиться и готовиться к будущему служению. Ставленники, которые приезжают из Африки, проходят в России подготовку, потом рукополагаются, проходят ставленническую практику и утешают столичных прихожан ектениями и возгласами на своих языках. Совершенно непривычно для русских, но — ничего. Это тоже наша Церковь. Сейчас для экзархата это очень серьезный вызов. Что-то уже сделано, но важное направление — это переводческая деятельность: мы сейчас серьезно думаем о переводе материалов. Мы уже говорили с двумя русскими священниками, которые готовы к нам подключиться: они имеют большой образовательный опыт работы в российских духовных школах, которые мы тоже хотим в будущем привлечь к таким трудам.
Я бы считал церковно-образовательное направление одним из важнейших. Здесь я хотел бы потрудиться, используя и личный опыт — я в прошлом был ректором семинарии и председателем епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Поэтому надеемся милость Божию в переводческом и образовательном направлении. Во-первых, языки Африки: здесь языков много, но главное — на английский. Затем — французский, суахили, португальский, местные языки. А литература — богослужебная, катехизическая, просветительская, труды святых отцов, жизнеописания святых, апологетика, миссионерская литература — это огромнейший пласт. И зачастую это простые книги: речь не идет о многотомных изданиях, но в помощь священникам на местах целые библиотеки надо делать, причем с уважением к той традиции, которая есть на местах. С другой стороны, мы видим определенные проблемы в традициях. Я не хочу сейчас обнажать все наши язвы, но определенные проблемы нам видны, и здесь не нужно никого раздражать: ведь образование может быть сущим мучением. Наша задача — вычленив узловые проблемные точки, постараться помочь нашим африканским отцам с улучшением церковной жизни по сравнению с тем, что мы сейчас имеем.
Опять же, имея деликатность, мирность, уважение к их времени, силам, возможностям, к их прошлому, образованию, с пониманием языкового вопроса.
В этом общении он всегда говорил очень точно, зачастую афористично. Слава Богу, - отмечает священник, - я иногда записывал высказывания духовного отца и некоторые замечательные случаи из нашего общения. Однажды спрашивает меня отец Георгий: «Как дела?
А он мне говорит: «Куда же дальше падать-то? О чревоугодии отец как-то раз замечательно сказал, что пища — от Бога, а «хороший повар» — от лукавого. О правильном устроении духовника он говорил, что кто искренне ищет Бога, к тому люди сами тянутся, а кто ищет людей, тот потеряет себя. Суть отношений отца Георгия к его прихожанам очень просто выразила одна старая пресненская прихожанка, которая как-то сказала: «Много хороших батюшек, а отец Георгий нас любит».
Среди нас, - говорит отец Константин, - кто окормлялся у отца Георгия, — священников, мирян, архиереев — было и есть много добрых христиан. Но совсем немногие прошли истинную школу послушания, немногие обрели сердечную молитву; совсем-совсем немногие имели от Бога дар вести других незаблудным путем духовного послушания, терпения, смирения и молитвы. Отец Георгий был поистине духовный муж. Надеюсь, что Бог со временем подвигнет кого-нибудь составить полноценное жизнеописание протоиерея Георгия Бреева, в котором не только с любовью, но подробно и профессионально будет описан его путь от рождения до кончины, путь от мальчика из простой советской, нерелигиозной семьи до любимого православным народом выдающегося пастыря.
А пока приношу эти малые воспоминания, как две веточки вербы, на могильный холм моего духовного отца».
В 1987 г.
В 1992 г. В настоящее время — настоятель Успенского храма г. Красногорска, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии.
В «Ковчеге» прошло мероприятие для духовенства Минской епархии
Затем обратим внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божии и молиться Богу, то есть на греховные страсти; поговорим о борьбе с ними. Корень всех страстей — гордость, а противоположная ей добродетель — смирение, которое в своей совершенной мере есть сосуд, способный принять в себя благодать Святого Духа. Борьба с гордостью и стяжание смирения и будут последними темами наших бесед о борьбе со страстями».
Благочинный церквей Красногорского округа. Председатель епархиального отдела по реставрации и строительству. В 1992 году окончил Московскую духовную семинарию. Женат, имеет четверых сыновей.
В 1992 году окончил Московскую духовную семинарию. Женат, имеет четверых сыновей. Один из них епископ, двое — священники, служат в Красногорском благочинии.
Стефан Великопермский шёл к язычникам в леса. Но современные язычники живут не в городах и не в лесах, а в социальных сетях. Туда и приходится к ним идти. Отец Павел: Мой папа стал священником, когда мне было всего четыре года. А как мы знаем, у священников не особо много времени, чтобы возить детей на рыбалку. Но одно я помню точно: мои детство и юность были пронизаны ощущением доброты и света. Отец всегда хорошо относился ко мне, ко всей семье, всегда показывал пример щедрости и любви. Поэтому любое связанное с ним воспоминание всегда теплое. Чему самому важному вы научили друг друга? Отец Константин: Ну, чему меня научил отец Павел, я уже сказал. А чего я хотел для своих детей? После обращения ко Христу и крещения мне было тогда 27 лет у меня как будто открылись глаза: Бог вручает родителям детей — для подготовки к Царству Небесному. Конечно, не всегда всё получалось так, как хотелось, и результат откроется на Страшном Суде, но цель была верная. Отец Павел: Самое важное, чему научил меня отец, — это читать Священное Писание. Каждый вечер перед сном он читал нам по три главы из Библии, и хотя я в детстве мало что запомнил, но со мной осталось ощущение радости, спокойствия и… красоты текста — он даже визуально очень меня привлекал: эти два столбика на странице для меня были абсолютно прекрасны. Что самое трудное в том, чтобы быть по-настоящему отцом своему сыну и сыном — отцу? Отец Павел: Когда я уже стал настоятелем храма, меня в силу определенных обстоятельств сняли с этой должности, но в другое место не перевели, а отправили под начало к моему отцу. Представляете: два взрослых человека — у каждого свой опыт, своя паства — и под одной крышей! Естественно, в какой-то момент нам стало тесно вдвоем. Острых конфликтов не было, но мы чувствовали некоторое напряжение, а поскольку очень любили друг друга, хотели этот вопрос как-то решить: много разговаривали, пытались что-то придумать... Трудность была не в том, что два священника не могут ужиться вместе, а в отношениях между отцом и сыном. Задача отца —взрастить сына и, как птенца, выпустить из родного гнезда.
Павел Островский: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
Священник Островский назвал власть тяжелейшим испытанием РИА «Новости» Читать 360 в Власть — огромное искушение, которое проявляется во многих сферах. К такому выводу пришел священник, блогер и настоятель храма Георгия Победоносца Павел Островский. В интервью «360» он рассказал, как пагубное влияние власти проявляется в церковной, светской и личной жизни. Также Островский поделился и своим опытом. Реклама «Хочу сказать по поводу власти.
Это огромнейшее искушение. Я долго анализировал этот вопрос относительно самого себя. У меня вообще не было никаких шансов не повредиться от власти. Был когда-то просто Паша Островский.
Ну, в Бога верил.
В 2005 г. В 2009 г. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. Наречен во епископа 31 июля 2012 г. Хиротонисан 12 августа за Литургией в домовом храме в честь Трех святителей Коломенской духовной семинарии.
По результатам защиты присвоена степень кандидата богословия. Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г.
Сергия Радонежского Московской епархии, член епархиального совета Московской епархии, председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по богослужению и церковному искусству В миру Островский Илья Константинович, родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье Константина Островского , будущего священника. В 1990 - 1995 годах исполнял различные послушания в Успенском храме города Красногорска Московской области. В 1994 году окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме города Красногорска. В 1997 - 2002 годах был иподиаконом у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Пояркова.
В 2011 году был назначен заведующим Миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии. В 2013 году был назначен председателем Аттестационной комиссии Московской епархии и заведующим Библейско-богословскими курсами имени преподобного Сергия Радонежского Московской епархии. В 2014 году определением Священного Синода был включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и назначен членом комиссии Богословия и комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
В 2014 году назначен сопредседателем Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией. В 2015 году избран.
Председатель
Первую не «светскую» книжку, которую взял в руки мальчик Павел, будущий священник и проповедник, сделал его отец, Константин Островский. Митрополит Константи́н — архиерей Русской православной церкви, митрополит Зарайский, Патриарший экзарх Африки. Протоиерей Константин Островский Успенский храм. Совместный эфир иерея Павла Островского и протоиерея Максимиана Погореловского (720p). Епископ Зарайский Константин (Илья Константинович Островский) родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье священника. Биография священника Павла Островского: личная жизнь, рождение детей, отношения с женой Маргаритой.
Мы в соцсетях:
- РПЦ сменила Патриаршего экзарха Африки
- Павел Островский: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
- Константин (Островский) — Рувики
- Епископ Зарайский Константин, ректор КДС, викарий Московской епархии
Павел Островский: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
В итоге женщина так и умирает в одиночестве, а дочка даже не успевает на похороны. Дети, ослеплённые жаждой денег, выгоняют родителей на улицу и продают их квартиру. Или зависимые сыновья и дочери терроризируют стариков и крадут у них любые вещи ради новой дозы. Конечно, такая старость не всех ожидает, но лучше всё же не обременять детей. А то есть и такие капризные бабушки, которые считают, что им все должны. Они приказывают убираться в их квартире, покупать еду и проводить с ними всё время. Частенько их балуют дети, окружая чрезмерной заботой. В преклонном возрасте же стоит думать больше о своей душе. Не нужно постоянно рассчитывать на близких и родных.
По мере сил некоторые дела можно выполнять самостоятельно. Протоиерей Константин Островский дал мудрый совет людям по данному поводу. Но для меня мама очень дорога. Папа, до конца моей жизни, живёт в памяти моей. Очень люблю их. Всем желаю всего доброго,... Мария А.
Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними. В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет. Тогда моя друг-собеседница воскликнула, что не чувствует потребности надеть юбку до пят и серый свитер...
Преподобный Марк Подвижник писал, что советующий говорит по мере силы, а спрашивающий получает пользу по мере веры. Если человек не на словах только, а искренне сознаёт, что его ум поражён грехом, что он не способен сам рассудить, что вредно для спасения души, а что полезно, если он при этом жаждет очиститься от страстей и войти в Царство Небесное, то Бог может послать ему руководителя. Это большой и редкий дар решимость отвергать свою волю и Богом данный наставник. Если он есть, им нужно дорожить; если нет, не нужно выдумывать. Разве в миру такое послушание возможно? Архимандрит Кирилл Павлов в беседе со студентами Духовной академии говорил о том, чем принципиально отличается монашество от мирской жизни. Он имел в виду монастырское монашество, а не учёное и не архиерейство. Он на первое место поставил не целомудрие и нестяжание, которые возможны и среди мира, а слова Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Это возможно только в монастыре. Монастырский монах, если он не при должности, не игумен, а простой насельник, не связан ничем, кроме Божьих заповедей и обетов. Сказали копать яму — выкопал, потом сказали закопать — закопал, пошёл в церковь помолиться, до храма дошёл, отозвали: иди картошку чисть. Это очень болезненно, но что сказали, то и сделал. Обругали — слава Тебе, Господи! Он может быть старый, может быть доктором наук, но раз пришёл в монастырь, всё обрублено и ничем не связан. А миряне… Только если люди, которые не создали семью, живут одиноко — это в чем-то похоже на монашество, но это довольно узкая прослойка. Семейный же человек, мирянин он или священник, по своему положению взрослый, а не ребёнок, у него есть ответственность, есть семейные и служебные обязанности. В монастыре нет служебных обязанностей, там есть послушание, это не то же самое. Монаха могут отругать, понизить в должности, создать плохие условия — в житиях мы часто об этом читаем. Например, Льва Оптинского одно время гоняли из кельи в келью. Ничего: брал икону Божьей Матери и переходил. Мирянин или женатый священник имеет ответственность за других, прежде всего, за своих домашних, поэтому в миру такое строгое послушание не типично, а может быть как особое исключение — Михаил Мантуров был в таком послушании у преподобного Серафима. И тяжело же ему было! Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, если Бог хочет провести человека таким путём, Он его проведёт. А самому вызываться на величайшие подвиги не стоит, это смертельно опасно. Бог видит сердце каждого. Если сердце ищет волю Божью, Господь найдёт, как открыть её человеку. Возвращаясь к вашему вопросу: если у человека действительно глубокие, доверительные отношения с духовником, а он решил, что стыдно открывать духовному отцу какой-то плохой поступок, пошёл исповедовать его другому священнику, то эти отношения нарушаются и своей душе он, безусловно, наносит вред. Потом, конечно, может покаяться: «Простите, батюшка, слицемерил», и тогда отношения восстановятся. Но если таких отношений нет, то не надо их придумывать и делать из этого проблему. А если жаждет лишь душевной поддержки, не нужно было бы называть это духовничеством. Для всех обязательны заповеди — исполняй их; если нарушаешь — кайся; не можешь каяться — терпи скорби, терпи безропотно, а лучше с благодарностью. Ведь что такое скорби? Бог посылает их, помогая нам таким образом бороться со страстями. Например, я страдаю чревоугодием, понимаю, что это грех, каюсь в объедении, но не получается у меня сдерживаться. А тут Господь вмешивается через болезни — надо благодарить. В девяностые я читал в газете, что какой-то американский порноактёр заболел СПИДом, и он сам сказал: «Бог послал мне это за грехи». Скорби не кара — караем мы себя сами, - а лекарство. Духовная жизнь — это лечение. Если человеку дан дар послушания и Господь посылает опытного руководителя, он будет выздоравливать быстро. Не легко, но быстро. Поэтому духовничество, конечно, великое благо. Настоящее духовное послушание нетипично для современного мирянина, да и всегда, и в монашестве было редкостью и великим духовным подвигом. О таких подвигах полезно знать и смиряться от сознания своей немощи; полезно, не отчаиваясь и не ленясь, стараться подвизаться во всю меру Богом данных сил, но пытаться подражать великим послушникам в их полном послушании старцу… Вы смотрели старый советский фильм «Последний дюйм»? Там мальчик лет десяти в отчаянной ситуации сел за штурвал самолёта и смог благополучно долететь до нужного места. Но вообще-то не нужно мальчикам водить самолёты. Думаю, такое возможно, но в этом случае руководитель должен иметь дар прозорливости, то есть быть пророком, говорить не из своего духовного опыта — может быть, неложного и богатого — а прямо от Духа Святого. Я о таких святых старцах читал в отечниках, но сам этих даров не имею и не надеюсь иметь, потому что моя внутренняя жизнь совершенно им не соответствует. Я считаю своим долгом отвечать на вопросы, когда мне их задают. Если не знаю, что сказать, стараюсь не фантазировать и отвечаю: «Не знаю». Конечно, я понимаю, что мои ответы несовершенны, что в них некоторый духовный опыт перемешан с простой человеческой опытностью и даже с греховными страстями, но куда же людей пошлёшь? Это как врач или школьный учитель понимает свою ограниченность, но не отказывается лечить или учить, чтобы люди не остались совсем без помощи. В первые годы своего священства я наделал много ошибок, потому что по неопытности думал, что путь полного послушания духовному отцу — норма и его всем надо советовать. Это было, конечно, младостарчеством, но, слава Богу, я всё же не считал себя за святого пророка, а только ошибочно считал полное послушание нормой приходской жизни. Уже потом я понял, что готовность к такому послушанию — большая редкость. И не каждому священнику дано быть таким духовником. Мне не дано. Поэтому в руководители я никому себя не предлагаю и никого к себе не привязываю. Но я верю, что если Бог кому-то даст жажду духовной жизни и при этом расположит этого человека с кем-то советоваться, Он и советчика вразумит, что отвечать. Один случай запомнился. Прихожанин нашего храма, ныне покойный, постоянно читал Иисусову молитву и жаловался, что на него часто нападают бесы. Не могу точно сказать, что с ним было, наверное, и душевная болезнь присутствовала, но, по-моему, у психиатра он не наблюдался. Отец Георгий мне потом объяснил, что когда сердце человека закрыто, а он постоянно читает Иисусову молитву, он вызывает на себя непосильные искушения. И пока Бог не дал сердечную молитву, лучше скромно читать каноны, акафисты — прекрасные молитвы, но не такие концентрированные. Так он посоветовал моему прихожанину, тот внял мудрому совету, и его состояние сильно облегчилось. Впрочем, болезненные явления остались, потому что, я думаю, имела место и психическая болезнь. У нас есть прихожанин — опытный психиатр, глубоко церковный человек, да и районный психиатр до пенсии была нашей постоянной прихожанкой, с отцом Алексеем Бабуриным, известным психиатром, мы раньше общались. Если человек, на мой взгляд, психически болен, я советую ему обратиться к врачу. И нередко помогало. Конечно, сидеть на таблетках кому понравится, но всё же люди оставались трудоспособными, сохранялись семьи. Были случаи, когда не слушались врачей, тогда получалось очень плохо. Но встречаются и сложные ситуации, когда даже опытный психиатр руками разведёт. Бывает, человек ведёт себя, как ненормальный, а на самом деле он ненормальный в прямом смысле — оригинал такой. Один случай точно знаю. Но тут вы лучше самих психиатров спросите — они вам расскажут. Когда человек сам к врачу идти не хочет, но состояние его стабильно и он справляется со своими душевными трудностями, живёт полноценной жизнью, ну и слава Богу, а если не справляется, конечно, лучше ему сходить к врачу. С отцом Борисом Ничипоровым, когда мы оба ещё были мирянами, даже близко дружили. Психологию уважаю, и несколько раз советовал обращаться к хорошему православному психологу, но что-то проку особого не было. Вот пример. У отца были трудности в отношениях с приёмным сыном, психолог дала отцу и матери правильные советы, но через полгода отец завёл любовницу и бросил семью. Психолог в этом не виновата, разумеется. Мне кажется, опытный православный психолог во многих случаях может помочь человеку выявить его глубинные душевные ошибки, разобраться в подлинных мотивах его действий и реакций. Людям с такими проблемами, я думаю, психолог может очень помочь наладить нормальную жизнь. Иногда это может помочь наладить отношения и с Богом. А может не помочь, может и повредить, особенно если психолог неверующий. Я думаю, в отношении к духовной жизни психология ближе к медицине, чем к духовничеству. Психиатр ведь тоже старается помочь больному наладить нормальную жизнь. Некоторые православные психологи даже говорят о, так сказать, разделении труда: с одними вопросами идите к психиатру, с другими — к психологу, а с третьими — к священнику. Я бы не ставил священника в этот ряд.
Он своего сыночка посадил, его приголубил, просфорочку ему дал. И что? И ничего хорошего. Бывает, что в алтаре неблагочестивая, неблагоговейная обстановка. Причём, это не всегда от нас зависит. Может быть такая ситуация, что и настоятель сделать ничего не может. Тоже надо от этого ребёнка оградить, чтобы он не соблазнялся. Когда мои дети были маленькие, я тогда был алтарником, ходил с ними на службу, но в алтарь их не водил. Они стояли перед Царскими вратами, это самое удобное положение. Но если обстановка в алтаре благоговейная, и если дети сами хотят там быть, то надо, чтобы они там не просто в алтаре присутствовали, а именно несли служение. Если он такой маленький, что пока ничего не может — пускай он туда не ходит. Лет в 7 кто-то и в 5 он уже много чего может, тогда наравне со всеми он может нести там послушания. Требования должны быть одни и те же, что к взрослым, что и к детям. Уже большой мальчик, может и со свечами пройти. В таком случае, я думаю, это может быть очень полезно. Причём, это может быть полезным не только в качестве приобщения к богослужению хотя и это, конечно, тоже , но и с точки зрения воспитания. Когда я был в Хабаровске настоятелем маленького храма, мой старший сын ныне епископ Константин , тогда ему было 10 лет читал, а второй ему было 8 вёл алтарное хозяйство, готовил всё к службе. Старший до сих пор иногда вспоминает, как я его отчитал один раз, когда тот аллилуарий забыл. Но в этом нет ничего страшного, главное не переборщить, излишне не отчитать. Хорошо и очень ценно, что сыновья вместе с отцом делали одно и то же дело. Этого у нас в обществе сейчас, к сожалению, почти совсем нет. Переходный возраст Святитель Феофан Затворник пишет, что в переходном возрасте подчревные пары ударяют в голову. И у всех молодых людей, кроме тех, которые еще до переходного возраста определились как христиане — сами определились, а не по родительской наводке, — эти пары всё сметают. На примере не только своей семьи четыре человека — не такая большая выборка, чтобы делать выводы , но и воскресной школы я вижу, что так и есть. Подавляющее большинство ребят в этом самом переходном возрасте заносит, многие совершают какие-то недостойные поступки. Более-менее гладко — не совсем без искушений и падений, но без больших — это проходит у единиц. Из нашей воскресной школы я могу назвать едва ли десятерых, но не буду, чтобы не смутить никого. Остальные делали штрафные круги. Как в биатлоне — если стреляешь мимо цели, делаешь штрафной круг. Я уже не боюсь, просто знаю, что это, за редкими исключениями, неизбежно. Конкретно мои сыновья не столько бунтовали против Церкви, сколько противились моему отцовскому давлению.