Новости проводя научные исследования огэ ответы

Задай вопрос онлайн и получи ответ на Главная» Новости» Кимы огэ по русскому языку 2024 по новой демоверсии фипи с ответами. Главная» Новости» Огэ по обществознанию 2024 решу огэ. Иосифа, где проведут научные и экологические исследования, изучат.

Стало известно, какие предметы школьники считают самыми простыми на ОГЭ

Роль транзита в ближайшей и среднесрочной перспективе будет в общем грузопотоке СМП незначительной. Основные проекты развития портовой инфраструктуры Арктического бассейна связаны с освоением месторождений Ямала: дальнейшее развитие порта Сабетта в восточной части Ямала, уникального нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» в Обской губе, а также комплексным развитием Мурманского транспортного узла, предусматривающим в том числе сооружение нефтеналивного терминала, а в дальнейшем и терминалов для хранения и перегрузки СПГ. В акватории какого моря находится порт Сабетта? Как изучают климат Антарктиды Учёные из университета города Воллонгонга, расположенного к юго-западу от Сиднея, наблюдали за мхами в районе полярной станции Кейси, находящейся в восточной Антарктиде на Земле Уилкса. Эти мхи считаются крупнейшей растительной экосистемой региона. Учёные обнаружили, что здесь в 2000 г. По стеблям мхов, многие из которых растут по несколько столетий, можно, как по годичным кольцам деревьев, определить, в каких климатических условиях они росли. Учёные определили возраст мхов с помощью радиоуглеродного анализа и выяснили, что сейчас мхи произрастают в более засушливых условиях, чем, например, в 1960-х гг. О более сухом климате в восточной Антарктиде по сравнению с прошлым веком свидетельствуют данные многолетних метеорологических наблюдений.

Учёные также пришли к выводу, что на рост мхов отрицательно влияют сильные ветры, направленные из центра материка к побережью, характерные для всей Антарктиды, в том числе для станции Кейси. В последнее время сила ветров увеличилась. Учёные из университета какой страны занимаются исследованием мхов, о которых говорится в тексте? Химическое выветривание Просачиваясь по трещинам в глубь горных пород, вода постепенно уносит с собой растворённые частицы. Не все горные породы одинаково хорошо растворяются водой; существуют породы, например известняк, соль, гипс, которые растворяются очень быстро. Трещины, по которым просачивается вода, постепенно увеличиваются. Если трещина вертикальная, то она преобразуется в глубокую воронку или естественную шахту; горизонтальные трещины превращаются в подземные пещеры. Большие пещеры известны в окрестностях Бахчисарая в горах к югу от Симферополя и на горе Чатыр-Даг.

Одной из водорастворимых пород, подверженных химическому выветриванию, слагающих поверхность этих гор, является известняк. Известняк образовался из останков морских организмов десятки миллионов лет назад. Территория какого из российских полуостровов упоминается в тексте? Экспедиции Христофора Колумба 1492—1504 гг. Первая экспедиция Христофора Колумба 1492—1493 гг. От Канарских островов суда повернули на запад, пересекли Атлантический океан, открыв Саргассово море, и достигли острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. Христофор Колумб высадился на острове 12 октября 1492 г. Затем Колумб посетил ряд других Багамских островов, открыл и обследовал участок северо-восточного побережья Кубы, достиг острова Гаити и двинулся вдоль его северного берега.

Колумб на корабле «Нинья» в январе 1493 г. В ходе второй экспедиции 1493—1496 гг. Колумб открыл острова Доминика, Гваделупа, совершил поход в глубь острова Гаити, открыл южный берег Кубы и ещё около 20 островов в составе Малых Антильских островов. Весной 1496 г. Колумб отплыл обратно на Родину и при королевском дворе объявил об открытии нового пути в Азию. В ходе третьей и четвёртой экспедиций 1498—1504 гг. Основной целью экспедиций Колумба был поиск нового пути в Индию. Открытые земли Колумб считал восточной частью Азии, восточным берегом или Китая, или Японии, или Индии, потому за этими землями закрепилось название Вест-Индия.

Эти открытия способствовали пересмотру средневековых представлений о Земле и возникновению Испанской колониальной империи. Имя Колумба носит несколько географических объектов в Америке. Определите, на каком полуострове находится страна, с территории которой начались экспедиции, о которых говорится в тексте. В 2013 г. Новое производство труб различного сечения оснащено современным высокопроизводительным оборудованием, которое позволяет выпускать продукцию в соответствии с требованиями международных стандартов. Мощность предприятия — 50 тыс. Ввод в эксплуатацию нового цеха позволяет полностью удовлетворить потребность липецких строителей в стальных трубах. В Липецкой области освоено производство труб прямоугольного сечения, до сих пор их закупали в других регионах России.

Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором расположен г. Нефтехимия — одна из основных отраслей промышленности, определяющих промышленный профиль Республики Татарстан. На долю республики приходится около половины российского производства полиэтилена и синтетического каучука. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы изучить географические особенности Татарстана?

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Петродворец располагается в 30 км от Петербурга 1 и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны 2 и 3 пожалуй 4 всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве 5 как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца 6 от других дворцово-парковых ансамблей 7 являются десятки разнообразных фонтанов 8 входящих в потрясающий по красоте комплекс. Напишите получившееся словосочетание. Запишите номера этих ответов. Укажите номера ответов. Выпишите это слово.

Грамматическая предикативная основа предложения. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством. Предложение 2 сложносочинённое.

Но результаты по этому предмету не всегда позволяют отобрать абитуриентов с хорошей естественно-научной подготовкой. В 2023-м точное количество выпускников, не набравших минимальные баллы, не сообщалось. Читать также:.

Задание МЭШ

Экспериментальное задание ОГЭ по Физике в 2023 году проверяет сформированность умения проводить косвенные измерения физических величин. Тренировочные тесты ОГЭ-2020 по всем предметам для 9 класса от авторов «СтатГрада» и других экспертов. (1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. 1) Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. В исследовании использовалась статистика за два года: о выборе девятиклассниками со всей России предметов для сдачи ОГЭ в 2021-м и о том, какие ЕГЭ они сдавали в 2023-м. В исследовании использовалась статистика за два года: о выборе девятиклассниками со всей России предметов для сдачи ОГЭ в 2021-м и о том, какие ЕГЭ они сдавали в 2023-м.

Задание 2 ОГЭ 2023 русский язык 9 класс практика с ответами

Пройти онлайн тест Практика задания 4 ОГЭ 2024 русский язык (на основе ОБЗ ФИПИ) бесплатно без регистрации и без СМС. Научные новости 2024 (НАУКА, ОТКРЫТИЯ, НОВОСТИ, ТЕХНИКА). 5 новых тренировочных вариантов ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс в новом формате со всеми изменениями практические задания и ответы ФИПИ Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год. Скачать реальные варианты ОГЭ-2020 досрочного периода и ответы к ним можно по ссылке.

Задание МЭШ

Суздальский музей деревянного зодчества 1 настоящий городок 2 построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё 3 ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы 4 церковь 5 дома 6 амбары и бани 7 всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В. Анисимов писал 8 «Забыть свои корни можно и через три поколения. Долгие годы Русь была страной деревянной 5 и её крепости 6 терема и избы строились из дерева 7 поскольку дерево для русского человека 8 возможность воплощения строительной красоты 9 чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой. Оказавшись в этом уютном уголке 2 расположенном всего лишь в 200 км от столицы 3 и в 10 минутах езды от Тулы 4 ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой 5 и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея 6 яблоневые сады 7 парки 8 и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно 9 что в этих местах творил гениальный писатель Л. Именно он 6 привнёс много новшеств 7 заимствованных 8 из стран Европы.

Именно из-за них 3 до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения 4 о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России 5 почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья 6 Урала 7 Сибири и Севера 8 донесли до нас образцы этого высокого искусства. Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.

Ответ: Задание 22 Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «танцевальный кружок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 23 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 24 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «отцовский стол», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 25 Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «деревянный шкаф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 26 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «мамин альбом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 27 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «вечерняя прохлада», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 28 Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 29 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «деревянные сиденья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 30 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «бумажные пакеты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 31 Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «детская книга», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Ответ: Задание 32 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «бури в степи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Ответ: Задание 33 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. D28B21 Ответ: Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «ударил сильно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «бумажные голуби», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «отнестись юмористически», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «домашнее задание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. C491D7 Ответ: Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «дверь школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Замените словосочетание «фарфоровые цветы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «печной дым», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «кожаная сумка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «кружевной шарф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Предложение 4 содержит 2 две грамматические основы. Предложение 4 простое. Предложение 5 сложное бессоюзное. Предложение 5 сложное сочинённое.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст не по данному тексту , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Интерактивные технологии в образовании

  • Задание 2 ОГЭ 2023 русский язык 9 класс практика с ответами
  • Ответы ОГЭ 2024🇷🇺
  • Огэ русский язык 2 задание в научной Огэ русский язык 2 задание…
  • Варианты ОБ2190401-ОБ2190404 ОГЭ 2022 работа статград обществознание 9 класс с ответами

Задание №462

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. Discover videos related to Ответы Рт 2023 2 Этап Рус on TikTok. Discover videos related to Ответы Рт 2023 2 Этап Рус on TikTok. Самые низкие цены. Бесплатная доставка по всему миру. Большой выбор. Много отзывов. Популярные бренды. Регулярные акции и скидки до 70% на все товары! Решение задач ЕГЭ ОГЭ ВПР ГВЭ.

Содержание

  • Проверка огэ 2024
  • Газета.Ру в соцсетях
  • ЧАСТЬ 1. Изложение ОГЭ
  • ЧАСТЬ 1. Изложение ОГЭ

Ответы ОГЭ 2024🇷🇺

Например, в случае болезни ученика предоставляется справка из медицинской организации. Средний балл ЕГЭ как критерий эффективности учебного заведения предлагается отменить К экзаменам будут допущены ученики, окончившие девятый класс по общеобразовательным программам, в том числе и иностранцы. Сдать ОГЭ могут и учащиеся, находившиеся на домашнем обучении. В 2023 году фундаментальных изменений в экзаменационных заданиях не предвидится и новые темы добавляться не будут. Возможны лишь отдельные корректировки, о которых педагогам и ученикам сообщат заранее. Кроме того, разбор заданий публикуют многие образовательные порталы. Отдельно рекомендуется ознакомиться с правилами заполнения экзаменационных бланков, чтобы предотвратить возникновение технических ошибок. Эти экзамены проводятся на два-три месяца раньше базового расписания, и их результаты засчитываются точно так же, как и в основной период. При этом для сдачи экзамена досрочно должны быть веские основания. Раньше всех ОГЭ проводят для: выпускников школ, техникумов, лицеев и других учебных учреждений прошлых лет; учащихся 11-х классов вечерних школ, которые заступают на военную службу; школьников, намеревающихся переехать на ПМЖ в другую страну; участников олимпиад и соревнований, даты которых совпадают с проведением экзаменов; школьников, которые в момент проведения основного этапа ЕГЭ находится в санаторных или прочих медицинских учреждениях; учащихся 11-х классов, которые находятся за пределами России и не могут вернуться в страну из-за сложных климатических условий.

Как правило, досрочную сдачу выбирают выпускники предыдущих лет, которые не смогли добиться нужного результата в первый раз. В 2023 году даты досрочного ОГЭ выглядят следующим образом: 21 апреля пятница — математика; 24 апреля понедельник — русский язык; 27 апреля четверг — информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , обществознание, химия, литература; 3 мая среда — история, биология, физика, география, иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский. Резервные дни: 11 мая четверг — информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , обществознание, химия, литература; 12 мая пятница — история, биология, физика, география, иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский ; 15 мая понедельник — русский язык; 16 мая вторник — по всем учебным предметам.

В настоящее время предприятие имеет рудодобывающее, обогатительное, металлургическое и химическое производства. На сегодняшний день на «Святогоре» производится около 80 тыс.

Черновая медь, полученная в металлургическом цехе «Святогора», поступает на дальнейшую переработку. Дополняет технологический цикл металлургического производства сернокислотный цех. Его назначение — переработка отходящих газов металлургического производства c получением серной кислоты. Сернокислотное производство является вспомогательным и при этом имеет важное экологическое значение как для предприятия, так и для города в целом. Ежегодно сернокислотный цех ОАО «Святогор» выпускает более 320 тыс.

Объясните, почему вспомогательное производство, о котором говорится в тексте, является примером рационального природопользования. Ответ и пояснение 8. Проект «Оздоровление Волги» К 2020 г. Способствовать этому будет реализация проекта «Оздоровление Волги», разработанного Минприроды. Цель проекта — добиться сокращения сброса в Волгу загрязнённых сточных вод, ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, обеспечить сохранение биоразнообразия и сберечь уникальную систему Волго-Ахтубинской поймы и дельту Волги.

По словам главы Министерства природных ресурсов и экологии РФ, важнейшая задача проекта — сокращение объёмов загрязнённых сточных вод. Этой проблемой будет заниматься не только федеральное ведомство, но и 15 регионов Поволжья: ими будут подготовлены аналогичные региональные проекты. Бюджет приоритетного проекта составит 262 млрд рублей. Объясните, почему в Волгу попадает больше загрязнённых сточных вод, чем в другие крупные реки России? Ответ и пояснение 9.

Новый международный транспортный коридор Идёт строительство новой скоростной автомагистрали — международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Трасса протяженностью более 8,4 тыс. Транспортный коридор должен быть реализован к 2023 г. Предполагается, что новая автомагистраль позволит доставлять грузы из Западного Китая до границ России и Европы за 10 суток. По масштабности и влиянию на развитие континента её можно сравнить со строительством Суэцкого канала, Транссибирской магистрали и тоннеля под Ла-Маншем.

Сегодня основная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется по морскому пути через Суэцкий канал. Протяжённость такого маршрута составляет примерно 24 тыс. Одни участки автомагистрали Европа — Западный Китай уже построены, другие находятся в стадии реализации. Российская часть протяжённость более 2,3тыс. Создание трассы даст импульс развитию российских регионов, по территории которых она пройдёт.

Дайте оценку изменению в ЭГП российских регионов России, по территории которых пройдёт трансконтинентальная автомагистраль. Свой ответ обоснуйте. Ответ и пояснение 10. Продукция завода пользуется большим спросом в нашей стране и за рубежом. Целлюлозно-бумажное производство является сырьёёмким, энергоёмким и водоёмким, поэтому место для строительства комбината в своё время выбиралось с учётом этих особенностей.

Объясните, какая особенность ЭГП г. Братска, кроме его близости к районам заготовок леса, способствовала выбору его в качестве места для сооружения крупного предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. Ответ и пояснение 11. Новое открытие российских учёных Карское море относится к числу морей, для которых изучение и прогнозирование ледовитости представляет не только теоретический, но и большой практический интерес. Ледовитость морей Северного Ледовитого океана зависит от температуры воздуха, от направления ветров, а также, что особенно важно для Карского моря, от изменения годового речного стока впадающих в него рек.

Температура замерзания солёных вод океана ниже, чем пресной речной воды, поэтому увеличение объёма поступающей в моря пресной воды приводит к снижению солёности поверхностного слоя вод и способствует более раннему началу льдообразования и возрастанию ледовитости. Как установили российские учёные из Севастопольского государственного университета, важным фактором изменений среднегодовых значений ледовитости шельфовых районов Карского моря является солнечная активность: при её повышении ледовитость возрастает. Это открытие позволит сделать прогнозы ледовитости моря ещё более точными. Ледовитость Карского моря должна была возрасти, однако данные спутниковых наблюдений свидетельствуют о том, что она за этот период уменьшилась. Чем это можно объяснить?

Ответ и пояснение 12. Нур-Норге Нур-Норге в переводе с норвежского языка «Северная Норвегия» — самый большой по площади регион Норвегии, занимающий примерно треть континентальной части территории страны. Практически весь регион — это горная территория с густыми лесами, множеством быстрых и коротких рек, а также с бесчисленным количеством озёр. Регион протянулся почти на тысячу километров: от границы с регионом Трёнделаг на юге до мыса Нордкап на севере. Несмотря на северное положение, климат региона не столь суров, как в этих же широтах в глубине материка.

На крайнем севере Нур-Норге солнце не заходит с середины мая до середины июля. В тексте говорится, что в регионе Нур-Норге климат не столь суров для широт, в которых он расположен. Объясните, почему зимние температуры воздуха в регионе Нур-Норге не такие низкие и тёплый период с положительными значениями температур воздуха более продолжительный, чем на территориях, расположенных примерно в этих же широтах в России. Ответ и пояснение 13. АО «Ярославская бумага» — предприятие, специализирующееся на выпуске бумаги и картона.

Оно было основано в 2003 г. Вся продукция производится из вторичного сырья — макулатуры. В среднем за год предприятие выпускает около 55 000 тонн готовой продукции. В настоящее время ведутся работы по модернизации оборудования для увеличения производственных мощностей до 80000 тонн картона в год. Клиентами предприятия являются ведущие производители гофроупаковки в России.

Объясните, почему целлюлозно-бумажное производство осуществляется на берегах рек? Ответ и пояснение 14.

Покажу как можно переименовать название листа документа: 1 Двойным щелчком мыши выделить название, например, Лист3. Навести указатель мыши на название страницы документа внизу документа, листы изображены в виде закладок , щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать команду: Переименовать. Название страницы будет выделено. Остается ввести новое имя страницы и нажать клавишу Enter.

Задание: Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Последовательность выполнения задания. Таблица будет содержать 6 ячеек 3 столбца, 2 строки. Первые три ячейки первой строки будем использовать для обозначения районов В, Зел, З. А во второй строке: кол-во участников из указанных районов. Диапазон для вспомогательной таблицы: G24:I25.

Критерий - это ячейки указанного столбца А , в которых прописаны названия районов. Диапазон для всех ячеек вспомогательной таблицы один и тот же: А2:А1001. По щелчку на выбранный тип диаграммы появляется окно с диаграммой: Определяем, все ли стили форматирования учтены? Легенда есть. Легендой называется область диаграммы, в которой отображено соответствие между частями диаграммы и районами, в которых учащиеся сдавали тест по информатике. Замечаем, что отсутствуют числовые значения, по которым построена диаграмма не отображены размеры отдельных частей диаграммы в числовом выражении.

Переходим на вкладку Макет и выбираем Подписи данных. Размещение значений выбираем: снаружи. В итоге получим вот такую диаграмму: Для обработки форматирования диаграмм в среде Excel панель инструментов для работы с Диаграммой смотри рисунок ниже. Сейчас открыта панель Макет. Кроме нее в среде Excel есть еще Конструктор и Формат. На этом работа над документом завершена.

Первая страница документа: Начало списка, Ответы на два задания, отраженные в ячейках Н2 и Н3, и диаграмма. Задания для самостоятельной реализации Задание 1. В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы. В столбце A указаны фамилия и имя учащегося; в столбце B — район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D — баллы, полученные соответственно по математике и физике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.

Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащихся. Порядок записей в таблице произвольный. Выполните задание. Откройте файл с данной электронной таблицей архив " допфайлы. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

Проблема научного метода в творчестве Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи является одним из величайших деятелей эпохи Возрождения, а также — всей истории человечества. Широко известны достижения в области изобразительного искусства, инженерно-технические разработки, открытия в естествознании. Однако помимо всего этого, Леонардо да Винчи внес значительный вклад в осмысление общих принципов научного познания. Его философские идеи могут эффективно использоваться в рамках современной методологии научного знания, приобретают особую актуальность в свете тех дискуссий, которые ведутся в начале нового тысячелетия. Многообразие интересов Леонардо — художника, экспериментатора, изобретателя, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную сущность, создать новый метод познания. Заявляя, что «всё наше познание начинается с ощущений» Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. Он решительно отвергает знания, не связанное с непосредственным изучением природы, то есть знания богословов, полученное из откровения, или знания на авторитет схоластической науки. Достоверность, опытная обоснованность и разумная доказательность — основные черты истинного научного знания. Единственно доступное человеку знание основано на ощущениях, и прежде всего на зрении метод наблюдения. Помехой к точному знанию является также власть традиции, книжная учёность, пренебрегающая непосредственным наблюдением, опытом: «Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память» Там же, с. Обращение к опыту является выводом постоянной повседневной практики Леонардо. В своих записях и рисунках он постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам, повторяет их, уточняет, проверяет. Рисунок, описание опытов, записи наблюдений — средство экспериментального познания. Леонардо да Винчи постоянно подтверждает необходимость проверки опыта, с тем, чтобы подтвердить точность и достоверность результатов. Только за многократно проверенным опытом должно следовать рассуждение, которое данный опыт обосновывает. Это к примеру, относится к действиям с каплей росы и свинцовым кубиком, отражающим стремление водной стихии к сферической форме; с приближаемым к глазу светом свечи, вызывающим изменение величины зрачка; с двумя трубками, заключающими масло и воду и доказывающими связь их объёма с тяжестью; с грузами, подвешенными к опоре и определяющими центр тяжести. Леонардо провозгласил принцип математизации наук о природе. В этом выразилось стремление к ясности и точности научных изысканий, неприятие туманных и неконкретных рассуждений, присущих философской схоластике средневековья. К сожалению, тем сложным задачам, которые ставил перед собой Леонардо, не соответствовал старый, унаследованный от античной и средневековой науки математический аппарат. Тем не менее, подобный подход стал важным этапом формирования методологии современного естествознания, предопределил дальнейшие достижения в этой области. Нерушимый закон природы воплощается в вечной необходимости. По мнению Леонардо да Винчи, «необходимость — наставница и пестунья природы. Необходимость — тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон» Там же, с. Философ гуманист отходит от её теологической интерпретации, рассматривающей данную категорию как один из атрибутов божественной сущности как известно, на понятии необходимости в эпоху средневековья строились многочисленные схоластические доказательства бытия Божьего. Ренессансный мыслитель приводит ряд примеров из области физических явлений и социальной жизни. Необходимость — личный природный закон, совокупно выражающий господство причинно-следственных связей. Закон и необходимость выражают внутреннюю сущность природы. Показательно, что рассуждения о природной необходимости вытекают из записей по поводу конкретных механических наблюдений и экспериментов. В частности, Леонардо да Винчи исследовал физические свойства движения тел в пространстве, равновесие жидкостей, астрономические явления, анатомическое строение человека и животных. Многие из сделанных им открытий сохраняют свою значимость в рамках современной науки. Широко используются его инженерно-технические изобретения. Некоторые из них, значительно опередившие своё время, смогли быть реализованы в условиях новейшего технологического переворота. Однако подлинный вклад Леонардо да Винчи состоит в разработке им фундаментальных принципов научной методологии, давшей толчок к дальнейшему развитию самых разных отраслей научного знания, предопределившей переход науки от бесплодной средневековой схоластики к величайшим достижениям современного естествознания. Леонардо резко выступал против схоластического метода и бесплодных богословских дискуссий, противопоставляя им знание, основанное на опыте. Высоко ценя роль опыта, роль практики, Леонардо да Винчи не был узким практиком, он хорошо сознавал необходимость теории: «Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наука — полководец, а практика — солдаты». Такова методология» знания Леонардо да Винчи, сохранившую свою ценность и по сей день. Этот мир абстракций и «пыток» претил натуре Гёте, который смело, отрицает его право на существование. Этот мир исчисления и эксперимента не смущает душу великого итальянца. Винчи охотно распространяет компетенцию приёмов точного знания на все виды «мировой жизни». Для него есть, в то же время, высшая разумность и высшая справедливость. Признание в живой природе механизма, подлежащего изучению наравне с более простыми механизмами, выходящими из рук человека, не мешают Винчи глазами художника созерцать сквозь механизм то, что лежит вне или внутри? Быть может, это двойственность натур, это стремление к двум целям во имя их неразделимости, невыгодно отозвались на художественном творчестве Винчи со стороны количества; думаю, что в смысле качества творений учёный не повредил художнику. Идеал, им руководивший, бесспорно нелегко доступен. Но припомним ещё раз, в какое время жил Леонардо: во время, когда наука, можно сказать, не существовала, и нужно было ощупью и без руководства отыскивать её неизвестные или забытые пути. Те знания, какие ныне вошли в обиход начальной школы, едва мелькали в умах немногих избранников. И слияние научных и художественных интересов даже в эту раннюю и тёмную эпоху оказалось под силу хотя бы одному исключительно одарённому человеку. Как бы то ни было, живое чувство необходимости этого слияния проникает всю деятельность нашего художника: вся она есть попытка совместить дух точного знания с даром творчества в технике и искусстве. Таковы подлинные слова Леонардо, таков завет, вытекающий из всей жизни творца Джоконды и Тайной Вечери. Список используемой литературы 1. Перевод с итальянского И. Издание редакции журнала «Русская мысль». Москва, 1897 — 193 с. Гуковский «Механика Леонардо да Винчи, к проблеме возникновение современной науки ». Гусева М. Баткин Л. Маркс К. Бернал Дж. Размещено на Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. Правильный ответ: 1 3 4 134 1 4 3 143 3 4 1 341 3 1 4 314 4 3 1 431 4 1 3 413 Пояснение: 1 Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством. Он не только фиксирует сложившееся отношение к себе, но и строит предположения относительно того, какую реакцию может вызвать его научная деятельность, тут же вступая в спор. Противопоставляя чуждой ему по методу исследовательской практике истинные, как ему кажется, критерии, Леонардо настойчиво выдвигает свою систему ценностей. Прежде всего отметим, что в его полемике, часто даже в одной записи, переплетаются научно-методологические, личностно-психологические и бытовые мотивы. Выделим несколько самых существенных оппозиций, на которые указывает Леонардо, сопоставляя результаты собственных и чужих исследований. Прежде всего Леонардо лишает адептов обманчивых, умозрительных наук личностности и своеобразия. Всё, что они говорят, не принадлежит им, а взято из чужих трудов trombetti е recitatori. И в этом аспекте противопоставление «своего» и «чужого» перерастает в трактовке Леонардо в противопоставление «нового» как результата собственных усилий и «старого», уже известного, как естественного следствия ориентации на давно сделанное. Леонардо подчёркивает, что он изобретатель, а его критики — нет non inventori. Основную причину этого он видит в том, что его оппоненты в своей учёной практике игнорируют опытное исследование. В связи со ссылкой на опыт как необходимую стадию на пути к истине Леонардо выдвигает несколько противопоставлений. Во-первых, опыт противопоставляется авторитету как новая истина — традиционно господствующим заблуждениям. Во-вторых, опыт как главный метод научного поиска противопоставляется «воображению» imaginazione , «измышлению» mentalita , «бредням» sogno. В-третьих, опыт как первоисточник знания, как познание причин и основ противопоставляется книгам, сочинениям различных авторов — вторичным, отражённым и часто извращающим природу источникам. В-четвёртых, опытное исследование как нечто реальное, как конкретное дело, ведущее к открытию нового, противопоставляется словесному звону диспутов, спекулятивным рассуждениям как научной фикции, как пустоте реальный предмет и его зеркальное отражение сравниваются как «нечто» и «ничто». Наконец, в-пятых, опытное исследование противопоставляется книжному как надлежащим образом организованное изучение случайному, бесструктурному «одеты в случайное», «похожи на стадо». В полемике, которую ведёт Леонардо, с идеей опыта связано несколько оппозиций. Опыт взывает к ingegno В текстах Леонардо термин «ingegno» можно трактовать и как «искусность», «одарённость», и как «творческую способность» — Прим. Викентьева , а авторитет — к памяти memoria. Но, как считает Леонардо, «хорошая учёность родилась от хорошего дарования, и так как надобно более хвалить причину, чем следствие, больше будешь хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошую ученость без дарования». Совершенно понятно, что линия авторитет-память-учёность ведет в лагерь его противников, а дарование-опыт-разум присваивается самим Леонардо.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий