Южное Карачаево-Черкесское благочиниеСтраница благочинияРусская Православная Церковь, Пятигорская епархия.
Какие религии исповедуют народы республики Кабардино-Балкарии
Протестантские церкви в Кабардино-Балкарской Республике с адресами, телефонами, отзывами. Кабардино-Балкарская Республика в проекте Паломник на портале Азбука веры. ИА REGNUM. Кабардино-Балкарское УФАС. Сегодня православные церкви Кабардино-Балкарии направляют своё подвижническое служение на сбережение наших богатых исторических, культурных традиций, укрепление. Делегация Кабардино-Балкарии во главе с сопредседателем регионального отделения ВРНС, спикером Парламента КБР Татьяной Егоровой также работает на XXV форуме Всемирного. «Избрание нового состава Парламента Кабардино-Балкарской Республики – безусловно, важнейшее событие в жизни нашей республики.
В Кабардино-Балкарии 14 мая объявлено выходным днем по случаю Радоницы
Местный парламент принял самый народный закон, объявив православную Радоницу нерабочим днем Радоница также Радуница, Родительские дни — день поминовения усопших. Согласно обычаям православной церкви, в этот день верующие посещают могилы близких и молятся об умерших, в храмах совершаются поминовения «всех от века скончавшихся» православных христиан. Старославянское слово «радоница» означает «радость», церковь в этот день призывает христиан не скорбеть по поводу смерти близких, а радоваться их вхождению в вечную жизнь и уповать на будущее воссоединение.
На сегодня закончена кладка стен культового сооружения, вскоре начнутся кровельные работы. Также протоиерей Валентин поднял вопросы благоустройства общественного пространства в селе Пролетарском. На территории рядом с мемориалом воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, также находится православный храм Казанской иконы Божьей матери.
Строительство этого храма началось восемь лет назад, и сейчас оно почти завершено.
В Кабардино-Балкарии найдены руины Нижнеджулатской кирпичной мечети с остатками минарета и погребальным склепом. Установление владычества Османской империи и Крымского ханства в Вост. Причерноморье в последней трети XV в. Одновременно контакты с мусульм. Методы исламизации носили двойственный характер. Первый кабардинский историк Ш. Ногмов писал о принуждении крымским ханом кабардинцев к принятию ислама, добавляя, что "магометанское духовенство спешило воспользоваться тягостным положением кабардинцев, дабы обратить их к магометанству, не щадя при этом ни обещаний, ни подарков" [19]. В «Записках о Черкесии» др. Хан-Гирей, отмечал, что ок.
Однако в документальных источниках, где отразились сведения о многочисленных набегах, совершенных крымско-османскими войсками на Кабарду с сер. XVI до 70-х гг. XVIII в. В «Черкесских преданиях» Хан-Гирей писал, что ислам укоренился "в Черкесской земле не влиянием военного мужества другого народа, но следствием... Первыми ислам принимали представители черкесской знати, которая была связана с крымскими ханами родственными узами, институтом аталычества обычай, в соответствии с которым дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или слуг на воспитание , торговыми отношениями. К началу контактов с Москвой в сер. XVI в. Черкесские крестьяне в течение долгого времени сохраняли доислам. Так же долго у правящей верхушки не было потребности в глубоком усвоении ислам. Все это в совокупности давало основание европ.
Усвоение мусульманства различными субэтническими группами адыгов растянулось на длительное время. Одними из первых приняли ислам кабардинцы. Мусульманство принимали первыми феодалы, у балкарцев - таубии. Первые письменные свидетельства проникновения ислама в балкарские ущелья датируются первой половиной XVIII веке надпись в Хуламском ущелье, 1715 год, эпитафия в ауле Куннюм Кюннюм , 1734-1735 гг. Другим каналом распространения ислама среди балкарцев стало влияние мусульман Дагестана: кумыкские князья тарковские шамхалы выдавали своих дочерей за дворян Чегемского и Балкарского обществ при условии принятия ислама. В 1708 году, перед сражением кабардинцев с крымцами Канжальская битва , к хану Каплан-Гирею, потребовавшему от Кабарды дать 3 тыс. По сведениям Клапрота, посетившего Кабарду в 1808 году, со времени Кючюк-Кайнарджийского мира Османская империя старалась при помощи посылаемого туда духовенства распространить ислам на Кавказе, в особенности среди черкесов. В условиях начавшейся Кавказской войны резко изменилась политическая роль ислама. Развернулось шариатское движение, которое возглавили в 1790-х годах кн. Адиль-Гирей Атажукин и первостепенный уорк дворянин эфенди Исхак Абуков; Ногмов писал, что именно они "ввели между кабардинским народом шариат" [21].
Шариат стал не только основой судопроизводства, но и средством преобразования традиционной жизни кабардинцев. Одним из результатов шариатского движения было учреждение в 1807 году по разрешению российских властей духовных судов мехкеме , заменивших существовавшие с 1793 года родовые суды. В духовных судах разбирались тяжбы и мелкие преступления; серьезные уголовные дела убийства, разбои, выступления против властей решались в Моздокском верховном пограничном суде по российским законам. В принятом в 1807 году «Народном условии» разрешалось «на будущее время всякое дело в народе решать по шариату, за исключением претензий князя с узденями, узденей с их крепостными» [22]. Шариатское движение в Кабарде усилило процесс исламизации балкарцев, повлияло на их правовую систему. Постановления, принятые кабардинцами по "Народному условию" в 1807 году, распространялись и на балкарцев. В период "духовного правления" 1807-1822 , когда в Кабарде действовали шариатские суды, ислам приобрел новое качество. Религия глубже проникла в народное сознание и одновременно политизировалась. Однако кабардинцы не стали ортодоксальными мусульманами, поскольку они восприняли ислам в наиболее либеральном его виде - в рамках ханафитского мазхаба, который допускал широкое применение норм обычного права. Благодаря этому обстоятельству у кабардинцев продолжал действовать адыгэ хабзэ неписаный свод морально-правовых норм адыгов.
Происходил процесс адаптации мусульманского права к традиционным национальным юридическим нормам адат. В результате возник вариант права, который включал положения и шариата и адата. Видимо, этому способствовало и структурное сходство шариата с адыгэ хабзэ: и в той и в др. После учреждения в 1822 году Кабардинского временного суда с 1858 Окружной суд, затем Горский словесный суд , что ознаменовало подчинение Кабарды России, юрисдикция шариата была значительно сужена. Согласно "Наставлению Временному суду" ген. Ермолова, в ведении духовного суда оставались "дела, до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств" [23]. Стремясь ослабить антирусские и антихристианские настроения в Кабарде и пытаясь оградить местные знать и духовенство от влияния мусульманских государств, ген. Ермолов в 1822 году предложил запретить поездки паломников в Мекку. После 1822 году во главе мусульманской иерархии в Кабарде и Балкарии стоял народный кадий эфенди ; ему подчинялись сельские эфенди и квартальные муллы, учителя медресе, которые проходили у него аттестацию, после чего старшина села представлял их на утверждение начальнику округа. Деятельность народного кадия находилась в центре внимания российских властей, особенно во время Кавказской войны.
В апреле 1846 году Шамиль, старшим наибом которого был кабардинский землевладелец Магомет-Мирза Анзоров, предпринял поход в Кабарду, но не получил здесь широкой поддержки и был оттеснен. Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом А. Орлов, ходатайствуя о возвращении Шеретлокова на Кавказ, в 1848 году писал военному министру А. Чернышёву: "Не открыто никаких изменнических со стороны Шеретлука действий или преступных сношений с Шамилем" [24]. Внимание к деятельности народного эфенди было частью российской внутренней политики в ислам. В 1851 году начальник центра Кавказской линии ген. Эристов обратился в Кабардинский временный суд с планом возведения в Кабарде каменных мечетей, для чего предлагалось осуществить сбор средств с мусульманского населения. Эристов предписывал "упорядочить деятельность сельских мулл, подчинив сию контролю со стороны народного эфендия" [25]. С 1860-х годов мусульманское духовенство являлось одной из частей российской административной системы на Кавказе. Правительство призывало мусульман России соблюдать "все требования своей религии, строго выполняя ее догматы".
Духовные лица должны были обеспечивать следование верующих установлениям ислама, поддерживать нравственность населения. Важной функцией духовенства являлось участие в заседаниях Кабардинского окружного суда и народных судов. Окружная администрация периодически созывала съезды эфенди. Однако, как отметил Д. Прасолов, кабардинцы "стремились сохранить свой оригинальный религиозный уклад и, насколько это было возможно, автономность внутриобщинной духовной жизни" [26] , что выражалось в смешении доисламских обрядов с мусульманскими, в нетрадиционном толковании вероучительных вопросов и т. К 1917 году в Кабарде и Балкарии функционировало 157 мечетей, в Нальчикском окр. Начальное религиозное образование давалось в каждом селе эфенди и муллами во время домашнего обучения, или в сельских религиозных школах - медресе. В 1915 году в Нальчикском округе имелось 97 мусульманских школ, где обучалось 1354 юноши ученики назывались сохстами. После Февральской революции 1917 года на повестке дня съезда горских народов Кавказа май 1917, Владикавказ наряду с вопросом об организации национального самоуправления стоял вопрос об "организации духовного самоуправления горцев-мусульман". После начала гражданской войны IV съезд народов Нальчикского окр.
Однако дальнейшее развитие событий не позволило выполнить это решение, и на политическую арену вышли 2 противоборствующих военно-политических формирования, каждое из которых опиралось на ислам: созданная ротмистром З. Даутоковым-Серебряковым партия "Свободная Кабарда" и пробольшевистский революционно-шариатский отряд, сформированный Н. Ядром шариатского полка под командованием Катханова стала кавалерийская сотня, состоявшая в основном из учащихся и выпускников Баксанского ДУ и Нальчикской семинарии. V съезд народов Нальчикского окр. С сентября по ноябрь 1918 года на территории Кабарды и Балкарии шли боевые действия и власть переходила из рук в руки. В ноябре в Нальчик вступила 1-я ударная шариатская советская колонна, возникшая в результате объединения шариатского полка Катханова и частей 11-й Красной Армии. Пробольшевистский 6-й съезд народов Нальчикского окр. Выступая на съезде, Катханов говорил: "Призываю мулл встать на защиту шариата, который нам дала советская власть" [27]. В составе исполкома Нальчикского округа был образован шариатский отдел. В политический альянс с исламом большевики вступили в период борьбы с Добровольческой армией Деникина, занявшей Кабарду в январе 1919 года.
Когда против идеи Деникина о "единой и неделимой" России выступил аварский шейх Узун-Хаджи, образовавший в Чечне шариатскую монархию - Северокавказское эмирство, большевики вошли в правительство эмирства Х. Бесланеев, Катханов, Н. Однако после поражения Деникина и восстановления советской власти в Нальчикском окр. В апреле 1920 года приказом Терского обл. Киров заявил о сохранении шариатского судопроизводства, если оно не противоречит советским законам. В 1922 году было принято решение о ликвидации шариатских судов. В сентябре того же года Кабардино-Балкарский обком приступил к изъятию ценностей из мечетей и церквей. При этом представители власти на местах понимали, что утверждение нового строя в регионе возможно только в союзе с мусульманскими лидерами мусульманское духовенство имело высокий авторитет среди кабардинцев и балкарцев и определяло нормы общественного поведения. Задачу "найти немного общий язык с муллами и не наседать здорово на религию" [28] сформулировал председатель Кабардино-Балкарского облисполкома Б. При этом предполагалось произвести замену "опороченных мулл" радикальных противников власти и использовать духовенство для агитации за власть.
В сфере образования антирелигиозные меры становились все более жесткими. В октябре 1922 года Кабардино-Балкарский обком принял постановление, в котором говорилось: "Считаясь с отделением церкви от государства и школы от церкви, преподавание мусульманского вероучения допустить где угодно, но не в школе, хотя бы и в неурочное от занятий время" [29]. Выступая на первом объединенном съезде советов Кабардино-Балкарской автономной обл. К 1924 году во многих селах Кабардино-Балкарии медресе были закрыты. В связи с переводом письменности с арабского шрифта на латинский 1924 снизилась потребность в изучении арабского языка и литературы. Согласно инструкции НКВД и Наркомпроса от 21 августа 1925 года, мусульманское вероучение можно было преподавать только в мечетях с разрешения облисполкомов и только лицам, достигшим 14-летнего возраста. Количество мусульманских школ сокращалось, в 1926 году в области насчитывалось 10 медресе с числом учащихся до 100 чел. Социальная политика советской власти коллективизация и раскулачивание и давление на ислам были причинами нескольких народных восстаний в Кабардино-Балкарии в конце 1920-х - начале 30-х годов.
Они могут служить эффективным инструментом для маркетинга, образования или личного брендинга. Администраторы каналов имеют возможность анализировать статистику просмотров и взаимодействий, что позволяет оптимизировать контент под интересы аудитории. Благодаря системе уведомлений подписчики моментально получают информацию о новых публикациях, что делает каналы эффективным средством для оперативного распространения информации и удержания внимания аудитории. Это значит что мы не имеем отношения к администрации мессенджера Telegram.
В Кабардино-Балкарии 14 мая объявили нерабочим днем в честь Радоницы
Трудно переоценить вклад православных церквей Кабардино-Балкарии в развитие государственно-религиозного взаимодействия и межконфессионального диалога, направленных на объединение людей вокруг общих духовных ценностей, укрепление традиций взаимопонимания и взаимоуважения, мира и согласия в нашей республике.
Колокол, несмотря на свою тяжесть, инструмент очень хрупкий — одна маленькая трещина и звука нет. Было принято решение перелить его и из старого металла был отлит новый колокол, в котором нет ни одного изъяна. Этот колокол будет звонить вам на праздник Святой Пасхи и в другие дни. Божией помощи вам, радости и утешения!
Митрополит Кирилл преподал верующим благословение.
Леонид пошёл в ремесленное училище осваивать профессию слесаря и продолжал получать образование в школе рабочей молодёжи. В училище кроме русского языка и литературы изучали технологию металлов и другие спецдисциплины. На производственной практике рихтовали и зачищали крылышки миномётны еще… Нравится.
Сегодня его строительство практически завершено. Открытие планируем приурочить к 100-летию образования Кабардино-Балкарской Республики», — написал Коков в своем телеграм-канале. Он также отметил, что на строительстве еще одного православного храма в городе Баксане в настоящее время завершены работы по возведению стен, наступает черед кровельным работам.
Состоялось партийное собрание в первичном отделении «Ветеран» Баксанского городского отделения КПРФ
Айза попала в неприятную ситуацию после новостей о беременности Бони: «Он просто друг». Центр православной молодежи Кабардино-Балкарской республики «Мир всем»СтраницаРусская Православная Церковь, Пятигорская епархия, Нальчикское благочиние. В поселке Звездном Кабардино-Балкарии в храме Иоанна Воина прошло богослужение. В презентации приняли участие: благочинный православных Церквей Кабардино-Балкарии митрофорный протоиерей Валентин Бобылев.
В КБР Православные христиане отметили Яблочный Спас
Особой признательности заслуживает их вклад в упрочение взаимопонимания между людьми, гражданского мира и согласия в нашем обществе, стремление оказывать действенную помощь тем, кто нуждается в заботе и поддержке. Искренне желаю всем жителям Кабардино-Балкарии крепкого здоровья, благополучия, всего самого доброго!
И эти семьи были настоящей основой государства и общества. Даже после самых тяжелых испытаний народ достаточно быстро восстанавливался, и Россия продолжала расти и развиваться». Церковь предлагает обществу совместный труд по воспитанию граждан в духе семейных ценностей и норм морали. Об этом в контексте прав человека говорил Святейший Патриарх Кирилл на Х Всемирном русском народном соборе: «Должен быть заполнен вакуум нравственного воспитания в нашем обществе. Свобода и права — это большое достижение человеческой цивилизации, но необходимо подготавливать граждан пользоваться этими правами с учетом нравственных норм. Такой подготовкой должно заниматься государство в тесном сотрудничестве с общественными институтами нравственного воспитания, включая школу и, конечно, религиозные общины страны. Последнее означает, что государство должно озаботиться разработкой законодательных актов, регулирующих доступ религиозных организаций в общественные структуры образования, социального служения, здравоохранения, армии. При этом во всех перечисленных сферах должны трудиться все религиозные общины страны в той мере и в том объеме, который соответствует их представительству в обществе».
Административное устройство. Республика разделена на 10 районов, включает 5 городов, 2 поселка городского типа. Подавляющее большинство населения К.
К 1 янв. На территории республики имеются 142 мусульм. Троицы жен.
Совхозном, 27 протестантских молельных домов, синагога. История Наиболее ранние следы человеческой деятельности на территории К. Многочисленные археологические находки указывают на непрерывную заселенность горной части К.
Памятники неолита обнаружены в Агубековском поселении, на р. Кенже и в др. Найдены остатки плетневых жилищ и керамики эпохи неолита и ранней бронзы, украшения из металла, относящиеся к кругу кобанской культуры.
Эпоха бронзы представлена памятниками майкопской культуры Долинское поселение, курганы в Нальчике и др. В кон. Осетии и Карачаево-Черкесии входила в состав гос-ва Алания, принявшего не позднее Х в.
После разрушения в кон. XIV в. Кавказ войск Тамерлана произошли радикальные изменения территориально-этнических границ; с этого времени следует отдельно рассматривать историю балкарцев, обитавших в горной полосе К.
Балкарцы на карачарово-балкарском - таулула горцы являются потомками автохтонных кавказоязычных племен, слившихся с перемещавшимися сюда в разное время с севера ирано- и тюркоязычными народностями. По одной из версий, балкарский народ сформировался в результате смешения северокавказских и аланских племен с болгарами булгарами и кипчаками, осевшими в предгорьях Кавказа. Вопрос происхождения кавказских племен - предков балкарцев спорен.
Это могли быть картвелы что наиболее вероятно , адыги или вайнахи. Этническая территория балкарцев сформировалась в высокогорной части Центр. Основная масса тюрков и иранцев проникла в горы Балкарии после разгрома Сев.
В наст. XVIII в. До недавнего времени Балкария представляла собой совокупность неск.
Черек , в более раннее время известного как Басиания по имени легендарного основателя местного владетельного рода. Считается, что самое раннее упоминание Балкарии содержится в т. Цховатской надписи о пленении груз.
Вместе с тем провинция с таким названием находится в верховьях Аракса, и можно допустить, что в надписи речь идет об этом регионе. В нач. XVII в.
В дальнейшем известий о балкарских обществах о «Малкарии», о «волости Чегем» и т. В груз. Кабардинцы самоназвание - адыгэ являются потомками синдомеотских племен впосл.
Кавказа в I тыс. Скифы, сарматы и аланы оказали сильное влияние на предков кабардинцев: синдов, меотов, зихов, керкетов, обитавших на Азово-Черноморском побережье и известных под собирательным названием «адыги» с XIII в. Нашествие гуннов в IV в.
В течение всего развитого средневековья адыги находились под сильным влиянием Византии, заинтересованной в проходивших по этим землям торговым путям. С XIII в. Причерноморье итал.
В связи с опустошением при монголо-татарах предкавказских земель, ранее населенных аланами, началось массовое перемещение адыгов на восток. Территории К. К вопросу о времени массового переселения кабардинцев в центр.
Грозный, 1973. Этноним и название региона, по фольклорной версии, произошли от имени Кабарды Тамбиева, предводителя одной из групп адыгов, возглавивших переселение в Центр. Кабарда, являвшаяся частью Черкесии, изначально охватывала территорию от Пятигорска до междуречья Сунжи и Фортанги и была самым крупным на Сев.
Кавказе феодальным объединением. К XVII в. Кабарда и М.
В средние века население Кабарды не имело своей письменности, в качестве офиц. Кавказа см. Занимая выгодное положение в регионе, большую часть своей истории Кабарда являлась зоной персид.
В Кабарде сменяли друг друга политические группировки, ориентировавшиеся то на Крым, то на Россию. Затяжные войны с тарковскими шамхалами и крымскими ханами вынудили часть адыгских князей во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым в 1557 г. В 1559 г.
Более тесными отношения Российского гос-ва и Кабарды стали в результате брака Иоанна IV Васильевича и младшей 16-летней дочери кн. Темрюка Гуашани в крещении Мария. Свадьба состоялась 21 авг.
Потомки братьев Марии Темрюковны, перешедших на службу к царю, стали родоначальниками князей Черкасских. В 1567 г. Сунжи была воздвигнута рус.
В 1588 г. В горах Сев. Кавказа строились городки гребенских казаков.
Адыги отправили неск. События Смутного времени остановили сношения рус. С посл.
XVI в. Мурат-Гирей, крымский хан, правивший в 1678-1683 гг. Представители кабард.
В соответствии с Белградским миром, заключенным после русско-тур. Во 2-й пол. Кавказу изменилась, разрабатывались планы его присоединения.
В 1763 г. Кургока Кончокин с подданными, возвели рус. Часть кабардинцев требовала прекратить возведение крепости, правительство ответило отказом, начались военные действия.
Новая война, начатая Османской империей под влиянием Франции в 1768 г. По условиям Кючюк-Кайнарджийского мира 1774 Османская империя признала Б. Кабарду частью Российской империи.
К тому времени царское правительство вводило в Кабарде новую административно-судебную систему, первым приставом Кабарды представителем Российской империи в 1769 г. После 1774 г. В подданство России стремились перейти связанные с кабард.
По сведениям П. Палласа, балкарцы «ищут способы прийти под русское покровительство, чему черкесы всеми силами стараются препятствовать и поэтому никого из них не пропускают на линию» Кабардино-русские отношения. В марте 1787 г.
Потёмкину прошение о принятии их в подданство России и о защите от кабард. С такой же просьбой балкарцы обратились в дек. Часть балкарцев Черекское общество вместе с представителями 47 дигорских осет.
Поскольку не все балкарцы признали власть российского императора, балкарские ущелья служили убежищем для отрядов кабардинцев и др. Строительство российской укрепленной линии приграничных казачьих поселений продолжилось от крепости Моздок на запад, вплоть до Азова. При слиянии рек Малка и Терек в сент.
Екатерины ныне ст-ца Екатериноградская. Тогда же были основаны все 7 казачьих станиц на территории совр. В 1780 г.
Пятигорск , в 1784 г. Кабардинцы оказывали упорное сопротивление, в 1765, 1769, 1774, 1778-1779, 1785, 1794-1798 гг. В 1793 г.
В 1799-1807 гг. Во время экспедиций в 1804, 1805 и 1810 гг. Окончательное покорение Кабарды связано с ген.
В 1822 г. К окт. Терской обл.
В 1825 г. Вельяминова подавили последнее крупномасштабное восстание и в Кабарде был установлен военно-карантинный режим. Кабардинцы, не желавшие подчиниться российской администрации, в 10-20-х гг.
XIX в. Адыгея , где их аулы образовали т. Хажретову Кабарду Беглую Кабарду , а также в долину Б.
Зеленчука ныне Карачаево-Черкесия , образовав там особую группу зеленчукских кабардинцев отдельно там же известны бесленеевские кабардинцы ; часть кабардинцев переселилась в Чечню, в Дагестан и в Османскую империю. По разным оценкам, из Кабарды уехали от 15 до 20 тыс. К 30-м гг.
Зеленчук и Кума, на востоке до Сунжи, была значительно сокращена, кабардинцы были вытеснены из Пятигорья. В 20-х гг. России покорилась Балкария.
В 1827 г. Кавказе с предложением о принятии их в рус. Делегация от всех балкарских обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в рус.
В 1860-1862 гг. Новый этап миграции имел место в нач. В 1900-1901 гг.
В мае 1905 г. В 1822-1839 гг. После образования в 1860 г.
В 1905-1906 гг. В 1913 г. В марте 1917 г.
В апр. На съездах делегатов горских народов в мае и авг. Ряд кабард.
На последнем съезде, проходившем 4-5 марта 1918 г. К 21 марта 1918 г. Однако к авг.
Даутоков-Серебряков, и поддержавший большевиков Военно-шариатский революционный совет во главе с Н. В нояб. Деникина вытеснила отсюда большевистские формирования.
С янв. Однако к 15 марта 1920 г. В июле 1920 г.
Кабардинский окр. При этом сохранился Балкарский автономный окр. Балкарский окр.
При этом территория автономной области была расширена включением в ее состав 3 казачьих станиц: Александровской, Котляревской и Пришибской ныне г. Майский с хуторами. Постановлением Северо-Кавказского крайисполкома от 17 февр.
Прохладный , Солдатская, Приближная, Екатериноградская и Прохладненский железнодорожный узел. С окт. Республика была освобождена в янв.
В соответствии с постановлением Гос. Азию и Казахстан, 8 апр. В авг.
Конституция К. Кузьминов, В. Пидгайко Архаические верования За более чем тысячелетний срок после проникновения к кабардинцам и балкарцам монотеистических религий предшествовавшие им религ.
Можно лишь априорно предполагать, что на тот период имел место политеизм с пантеоном общинно-племенных божеств. Вероятно, в то же время начали складываться известные в позднее время почитание «священных мест», культы природных стихий, предков и домашнего очага, вера в загробную жизнь. Такие религ.
Это, в частности, касается пантеона небожителей, мн. В пантеоне кабардинцев, существовавшем в позднесредневек. Общенациональными божествами у адыгов были: создатель Вселенной великий бог Тха Тхашхо, Тхьэшхуэ , бог неба Уашхо Уащхъуэ , бог души Псатха Псэтхьэ , бог плодородия Тхагаледж Тхьэгъэлэдж , бог огня и покровитель кузнецов Тлепш Лъэпщ , бог леса и покровитель охотников Мазитха Мэзытхьэ , покровитель наездников Зекотха Зэкуэтхьэ , покровитель овец Амыш Амыщ и др.
Важно отметить, что у адыго-черкесов основа «тха» присутствует не только в имени Великого Бога Тхашхо , но и во мн. Предки балкарцев исповедовали религию, сходную с язычеством древних адыгов. Верховное божество балкарцев называлось общетюркским именем Тейри Уллу-Тейри - Великий Тейри, в отличие от др.
Упоминаний о массовой христианизации населения, к-рое проживало на территории К. Однако известия о том, что в В. Чегеме существовали остатки христ.
Кузнецову предположить, что там находился центр Кавкасийской епархии Кузнецов. Но его попытки отнести создание Кавкасийской митрополии к кон. XIII в.
Во-первых, приводимая Кузнецовым информация о том, что на Соборе в К-поле при имп. Андронике II Палеологе 1282-1328 якобы присутствовал Кавкасийский еп. Василий, основана на недоразумении в прочтении одной фразы у Досифея II Нотары.
На Влахернском Соборе 1285 г. Во-вторых, в Notitiae episcopatuum 17-19 Darrouzes. Можно предположить, что Кавкасийская епархия так же была выделена патриархом Иоанном Гликой из Аланской митрополии, как Киевская митрополия была разделена на 2 части, в т.
Кавкасийский архиерей присутствовал в К-поле на синодах, один из которых состоялся в авг. Вероятно, это был Савва, архиеп. Кавкасийский, его поминание отмечено в Сугдейском синаксаре 2 апр.
N 140. Последний раз Кавкасийская митрополия упоминается в деле Аланского митр. Симеона, к-рый помимо прочего к июлю 1356 г.
Однако в 1364 г. Klasse der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире 1347-1350 , к-рый также упразднил раздел Киевской митрополии.
Поскольку в акте 1364 г. Кавкасия названа наряду с Ахохией, исследователи предполагают, что эти области располагались неподалеку друг от друга Малахов С. К истории Аланской митрополии К-польского патриархата местонахождение визант.
Волгоград, 1998. Армавир, 2005. Кузнецов считает Ахохию соответствующей горной зоне Сев.
Малахов связал это название с абхаз. Также Малахов приводит фольклорные воспоминания о христ. Однако позднее исследователь, сопоставив Ахохию с топонимами на итал.
Первое посольство черкес. В 1560 г. Известны случаи крещения черкес.
Христианизация коснулась и рядовых кабардинцев. К 1623 г. Котова в Персию.
Однако в это время проходила активная исламизация Кабарды. В 1625 г. Лукка писал: «Одни из них [черкесов] магометане, другие следуют греческому обряду, но первых больше.
Хотя священник, живущий в Терках, приходит иногда к ним совершать таинство крещения, но он мало наставляет их в [христианском] законе, так что они постоянно мусульманятся; они от греческой веры только сохранили обычай носить съестные припасы на могилы покойников да соблюдают некоторые посты» Адыги, балкарцы и карачаевцы. В 1637 г. К балкарцам христианство проникало из Грузии.
Сын балкарского владетеля Айдабула Енбулат, посетивший Имеретию вместе с рус. Жидовинова и Ф. Порошина, был в 1655 г.
Открытие храма планируется приурочить к 100-летию образования Кабардино-Балкарской Республики. Мемориал построен в селе Пролетарском в начале 70-х годов. В текущем году его отреставрировали в рамках целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы». Территория между мемориалом и храмом свяжет оба объекта в единый архитектурный ансамбль, сообщает пресс-служба Правительства региона.
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. СВЯТЫНИ РОССИИ
Нальчикское благочиние Пятигорской и Черкесской епархии - Русская Православная Церковь - Московский Патриархат. Исправительную колонию №1 УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике посетили помощник председателя ДУМ КБР Хизир Отаров и священнослужитель Русской. Состоялось открытие 74-го отделения Всемирного Русского Народного Собора в столице Кабардино-Балкарии. «Православие в КБР» Нальчикское благочиние. В среду утром в православный собор Симеона Столпника столицы Кабардино-Балкарии Нальчика доставлен Благодатный Огонь из Иерусалимского храма Воскресения Христова.
ОНИ ДОЛЖНЫ ИДТИ ПОБЕДНЫМ СТРОЕМ В ЛЮБЫЕ ВРЕМЕНА
Глава республики отметил, что православная община республики сегодня вносит большой вклад в укрепление межконфессионального согласия в регионе, сохранение в обществе традиционных духовных ценностей, нравственное воспитание подрастающего поколения, активно работает в образовательно-просветительской сфере. Обсуждены вопросы дальнейшего взаимодействия в данном направлении. В ходе беседы была затронута тема завершения строительства православного храма в Баксане. Строители закончили кладку стен, следующий этап — кровельные работы.
В работе форума участвовало духовенство православных храмов столицы республики во главе с благочинным Нальчикского округа Пятигорской епархии протоиереем Валентином Бобылевым. Форум посвятили обсуждению проблем развития гражданского общества и выстраиванию открытого диалога, консолидации усилий представителей некоммерческих организаций, органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации для формирования современного гражданского общества, развития гражданской инициативы и гражданского самосознания населения Кабардино-Балкарской республики.
Особой признательности заслуживает их вклад в упрочение взаимопонимания между людьми, гражданского мира и согласия в нашем обществе, стремление оказывать действенную помощь тем, кто нуждается в заботе и поддержке. Искренне желаю всем жителям Кабардино-Балкарии крепкого здоровья, благополучия, всего самого доброго».
Кадию Кабардинской АССР запрещались поездки в те районы республики, где не было зарегистрированных общин и мечетей. В такой ситуации богослужения в селах часто совершались под открытым небом, для молитвы приспосабливались кладбищенские постройки, где хранился инвентарь, верующие добивались временных регистрационных удостоверений для духовенства на период религ.
Наметившаяся в первые послевоенные годы нормализация отношений гос-ва с религ. С нач. Тлостанова, в к-рых предписывалось не допускать «использования верующими бывших зданий мечетей и пустующих в настоящее время для совершения в них общественных намазов» Там же. Более того, давление на верующих порой приводило к обратным результатам. Аисов указывал, что отказы местных органов власти в разрешении верующим проводить общественные намазы «разжигают религиозный фанатизм и создают нездоровые настроения у верующих советских граждан» Там же. В 1950-1954 гг. В связи с возвращением в регион балкарцев в 1957 г. Советском ныне Безенги , уполномоченный ответил отказом. В мае 1964 г.
Хрущёву с просьбой об открытии мечети и также получили отказ. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам», в ходе реализации которого на территории республики была выявлена могила «святого шейха» в с. Хотя могила не пользовалась особым почитанием, уполномоченный потребовал не допускать туда паломников. В 1962 г. Кроме того, в каждом населенном пункте жили старики, выполнявшие религ. Недостаток в зарегистрированных служителях культа признавал уполномоченный СДРК. Действенным методом «разоблачения» ислама власти считали отказ представителей духовенства от сана и всячески добивались его. Маршанов, возглавивший проверку деятельности духовенства на территории республики в 1963 г. Случаи отказа от сана предавались широкой огласке.
В информационно-статистическом отчете уполномоченного СДРК за 1964 г. К сер. Были выявлены 10 незарегистрированных общин, 130 мусульм. Незарегистрированные группы верующих имелись в наиболее крупных населенных пунктах Чегемского, Баксанского, Зольского, Советского, Терского районов и в Нальчике. В 1981 г. Из 152 выявленных незарегистрированных «лиц, занимающихся требисполнением» решено было зарегистрировать 70 чел. ЦК КПСС принял постановление «Об усилении борьбы с влиянием ислама», в рамках выполнения которого Кабардино-Балкарский обком разработал ряд мероприятий. В 1987 г. ДУМ К.
В 2007 г. В 1992 г. В 2003 г. В марте 2011 г. В 2004 г. Выступая по республиканскому радио в авг. Шафиг Пшихачев говорил о наличии в республике «воинствующего ваххабизма». В последнее время участились убийства сотрудников правоохранительных и властных структур, взрывы и покушения на жизнь отдельных граждан, к-рые связывают с деятельностью религ. Большой общественный резонанс получили убийства в дек.
Пшихачева, ученого-этнографа А. Борьба с религ. Для предотвращения терактов и розыска членов подполья в К. Мукожев Иудаизм в К. История иудейской общины в К. В 1846-1848 гг. В 1868 г. В 1925 г. Горскоеврейский пос.
В 1938 г. В 1940 г. К началу Великой Отечественной войны в Нальчике проживало более 3 тыс. Во время нем. Руководители Горскоеврейского пос. В тот же период в окрестностях Нальчика немцы расстреляли ок. Новые религиозные движения в К. В Нальчике до недавнего времени нелегально существовали общины неопятидесятнического толка «Возрождение» и «Любовь Иисуса», продолжавшие деятельность, несмотря на то что в 2009-2010 гг. Прекратившие существование религиозные группы В нач.
Были зафиксированы общины хлыстов в с. Ново-Кременчугском, в ст-цах Прохладной и Солдатской , группа толстовцев основана в 1888 в урочище Лескен см. Толстовство , общины старообрядцев см. Старообрядчество , иоаннитов обе в Нальчике , а также субботников община существовала с 1903 в Нальчике. Сборник мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды. Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Орджоникидзе, 1976. Баку, 1980. Нальчик, 1983; Ногмов Ш.
История адыгейского народа, сост. Нальчик, 1994; Шаховской И. Нальчик, 2001. Древнеосетинский памятник из Кубанской обл. Черкесск, 1974. Балкарский тукъум. Нальчик, 1978; Хизриев Х. Нашествие Тимура на Сев. Новые мат-лы и исслед.
Нальчик, 1987. Адыгские культы. Нальчик, 1992; Бейтуганов С. Кабарда и Ермолов. Нальчик, 1993; Мизиев И. Нальчик, 1997; Думанов Х. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во 2-й пол. Нальчик, 2000; Лиценбергер О. Римско-католическая Церковь в России.
Саратов, 2001; Малахова Г. Становление и развитие российского гос. Протестантизм на Кавказе в XIX в. Владикавказ, 2002; Кузнецов В. Христианство на Сев. Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002; Леонтович Ф. Адаты кавказских горцев: Мат-лы по обычному праву Сев. Нальчик, 2002.
Влияние рус. Пятигорск, 2002; Самарина О. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хоз. Ставрополь, 2004; Кажаров В. Нальчик, 2005. Нальчик, 2006. Кавказа: АКД. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления: 2-я пол. Нальчик, 2007; Лазарова Э.
Католичество на Сев. Владикавказ, 2007; Каров А. Религии и государственно-конфессиональные отношения в совр. Кабардино-Балкарии: опыт, проблемы и пути решения. Нальчик, 2008; Макоева А. Нетрадиционные религ. Нальчик, 2010. Пидгайко Алтарная часть ц. Хустос в В.
Чегеме Алтарная часть ц. Чегеме Основная проблема изучения христ. Имеющиеся сведения о нек-рых из этих построек настолько противоречивы, что относить данные сооружения к к. В действительности многие считаются таковыми лишь в местной фольклорной традиции напр. Чегеме Эльтюбю. Собственно в Кабарде в Нальчике и его окрестностях о существовании христ. В основном памятники христ. Очевидно, у кабардинцев храмов не имелось как вообще капитальных построек , что связано с подвижным полукочевым образом жизни адыго-черкесов в позднее время это объяснялось якобы неписаным правилом, согласно к-рому нельзя молиться в рукотворных сооружениях. План ц.
Обмер М. Первые здания из камня, возведенные приглашенными мастерами по заказу кабардинцев не ранее кон. Они отличаются более высоким качеством обработки камня по сравнению с горскими аналогами. В рус. Нальчик, 2007. Однако, вероятно, речь шла о горной Балкарии конкретно о В. Чегеме; Батчаев. Возможно также, что имелись в виду храмы, построенные в Кабарде до прихода туда адыгов напр. Джулат , отождествляемом с прилегающим к границам К.
На территории совр. У нек-рых сооружений этой группы «часовен» близ Нальчика «стены с наружной стороны были украшены крестами, высеченными в камне, а внутри живописью, от которой остались неясные следы» Сведения об археол. Кестанты, В. Тепцов видел «развалины шестиугольной, внутри круглой древней церкви». Судя по описанию, эта постройка была крупнее обычных погребальных сооружений, поскольку мавзолеи некрополя Фардык указанный автор назвал уже не церквами, а часовнями Тепцов В. Тифлис, 1892. Сведения о христ. Кузнецовым Кузнецов. Из 8 рассмотренных им построек относительно хорошо сохранились только Ишканты и Курноят.
До недавнего времени существовала стена памятника в Кашхатау известна по фотографиям. Доступны для осмотра руины церкви Хустос на Верхнечегемском городище недалеко от некрополя Фардык. Об остатках др. План церкви в Чегемском ущелье. XI—XII вв. Рисунок А. Фирковича РНБ. Из точно атрибутируемых христ. Зальные храмы с выраженной снаружи полукруглой апсидой встречаются на территории горной части К.
Чегем, Актопрак , но значительно реже, чем в соседней Карачаево-Черкесии. Все эти памятники находятся в руинированном состоянии и изучены плохо. Здания зальных храмов с не выраженной снаружи полукруглой апсидой не сохранились. В дневнике А. Фирковича имеется рисунок плана и фасадов находившегося в Чегемском ущелье храма с «вписанной» апсидой и с полукруглым тимпаном над входом с изображением креста РНБ. Церковь в В. Осетии и Ингушетии, известен также на территории Балкарии. Постройки данного типа представляют собой особое художественное явление - самобытную горскую традицию, развивавшуюся в изолированных условиях. Из всех храмов Сев.
Кавказа в них в наименьшей степени ощущается связь с классической визант. Особенностью таких памятников является отсутствие в них клинчатых, распорных арок и сводов. Судя по сохранившимся примерам, эти храмы перекрывались деревянными стропилами либо ложными сводами. К этому же типу следует отнести церковь Хустос; в 1959 г. Алексеева Алексеева. Мужухоев, к-рый ошибся в определении мн. Отчет о результатах полевых изысканий за 1981 г. План постройки в частности, присутствие алтарной преграды, которая, судя по значительной толщине, могла представлять собой высокий простенок дает основание предполагать, что церковь Хустос близка к церквам «дигорской» группы в Сев. Осетии, датируемым кон.
Саттай-Обау, Авд-Дзуар, храм в Фараскатта. Несколько более развитая система литургических устройств по сравнению с системой дигорских храмов в сочетании с достаточно широким алтарем и низким дверным порогом что свидетельствует о наличии тут относительно большого входного проема, а не лаза указывает на более раннюю датировку памятника. К такому же типу относят балкарскую церковь на р. Кестанты, известную по материалам Д. Вырубова и по фотографии нач. Лавров Л. Альбом и макеты Д. Азии и Казахстана. Церковь интересна декором на алтарном фасаде в виде 2 крестов, вырезанных на каменных плитах.
Из отмеченных Кузнецовым христианских храмов К. Постройки перекрыты ложным сводом и силуэтом напоминают храмы-святилища соседних Осетии и Ингушетии. Назначение постройки в Кашхатау также неясно: хотя она сходна со склепами-мавзолеями, сохранившийся в стене проем выглядит несколько крупнее лаза; о наличии здесь погребений ничего не известно. Роспись ц. Тотур в Хуламском ущелье Рисунок В. Некоторые балкарские церкви имели погребальные функции. Грунтовое захоронение отмечено в алтаре церкви сел. Актопрак в Чегемском ущелье Чеченов. Чегеме аул Искильты; Фиркович.
Исследователь отметил в указанном храме рельеф «с левой стороны двери, обращенной к западу... В дневнике Фирковича имеется рисунок фасада: он завершается треугольным щипцом и имеет оконный проем; в тимпане над дверью изображен крест. Аналогичные резные изображения на фасадах храмов известны в груз. Описанный Фирковичем храм Кузнецов отождествил с ц. Байрым Св. Марии близ с. Былым, где в 1959 г. Это помещение имеет вход-лаз высотой 85 см что немногим больше «обычных» лазов в горских погребальных постройках. Форма храма прежде всего апсиды неясна.
Атрибуция свода как ложного, характерного прежде всего для храмов с прямоугольной вост. Роспись церкви в ауле Безенги. Можно предположить, что в балкарских ущельях существовали некрупные святилища в виде простых 4-угольных построек с плоскими земляными кровлями. К ним предположительно следует отнести церковь в В. Чегеме, описанную П. Акритасом Акритас. Вероятно, в Балкарии были и святилища с 2-скатным сланцевым покрытием на деревянных стропилах, известные в большом количестве в Осетии и Ингушетии. Такие сооружения следует относить к позднему времени. В Черекском ущелье в бывш.
Кюннюм сохранился образец оборонительного сооружения - башня Абаевых, построенная, возможно, не ранее 2-й пол. На 3 ее фасадах под машикулями имеются изображения простых 4-конечных крестов, свидетельствующие о принадлежности к христианству высшего балкарского сословия в этот период. Подобные башни, более характерные для Чечни, Ингушетии и Осетии, возводились на территории совр. Они являлись частью усадьбы. Росписи в церквах горной Балкарии и Кабарды известны лишь по описаниям. В 1743 г. Тузов отметил в Чегеме 2 опустевшие христ. Карачай и Балкария до 30-х гг. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев.
Нальчик, 2009.
ГОЛОСОВАНИЕ БЛАГОЧИННОГО ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ КБР ОТЦА ВАЛЕНТИНА.
В работе заседания принял участие благочинный православных церквей КБР протоиерей Валентин Бобылев. Замминистра образования КБР Ирина Шонтукова встретилась с родителями учеников и выслушала их жалобы, уточняет издание. Главные новости о регионе КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ на Будьте в курсе последних новостей: В городе Майском в Кабардино-Балкарии загорелся рынок, сообщает. канал @pravoslaviekbr Благочиние Нальчикского округа Пятигорская и Черкесская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Первая православная церковь была заложена в Приближной в 1782 году. Именно в этой станице состоялось рождественское богослужение с участием архиепископа Феофилакта. attachment 16 В ходе поездки в городской округ Прохладный Глава КБР Казбек Коков встретился с благочинным православных церквей Кабардино-Балкарии протоиереем Валентином.
В КБР собирают петицию против стройки еврейской общины, которую еще и подожгли
Видео канала Православие в Кабардино-Балкарии Православие, (150 видео). Валентин БОБЫЛЕВ, благочинный православных церквей Кабардино-Балкарской Республики. Главная» Новости» Новости сегодня в кбр последние. Об этом сообщил глава региона Казбек Коков по итогам встречи с благочинным православных церквей Кабардино-Балкарии протоиереем Валентином Бобылевым. Айза попала в неприятную ситуацию после новостей о беременности Бони: «Он просто друг».