Сегодня многие задаются вопросом: много ли еще осталось евреев в Одессе? Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»:Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах. Речь идёт о таком проекте, как создание второго Израиля, или резервного государства для граждан Израиля со столицей в Одессе. Подпишитесь на Яндекс Дзен Больше аналитики, больше новостей! Подпишитесь на Яндекс Дзен Больше аналитики, больше новостей!
Жизнь в Одессе изменилась до неузнаваемости: жительница города осмелилась сказать правду
– Потому что Одесса или потому что в одесском КВН тон задавали евреи, хотя если евреи не задают тон в КВН – это все что угодно, но только не КВН? Ее формальной причиной стала жалоба московского купечества, которое требовало защитить их от конкуренции еврейских торговцев. Подпишитесь на Яндекс Дзен Больше аналитики, больше новостей! Первый большой еврейский погром случился в Одессе ещё в 1821 году.
Почему в Одессе проживало много евреев?
С отъездом большого количества евреев Одесса сильно видоизменилась и почти потеряла свой шарм. Причиной погромов стал слух о том, что евреи были ответственными за казнь заключённых, которую совершили советские войска перед тем, как покинуть Львов. Речь идёт о таком проекте, как создание второго Израиля, или резервного государства для граждан Израиля со столицей в Одессе.
Легенды во сне и наяву
- Почему в Одессе жило так много евреев? | Народ Востока | Дзен
- Краткая история еврейской Одессы
- Смотрите также
- Непарадная история: о еврейских погромах в Одессе
- Почему в Одессе жило так много евреев?
- История присутствия евреев в Одессе
История присутствия евреев в Одессе
- Еврейская панорама :: 4 (106) Апрель 2023 :: Самый нееврейский «еврейский джентльмен» Одессы
- Облако меток
- Почему большая часть еврейских погромов была на Украине | Пикабу
- Жизнь в Одессе изменилась до неузнаваемости: жительница города осмелилась сказать правду
- Почему в Одессе жило так много евреев?
Почему в одессе много евреев
Многие брацлавские хасиды стараются попасть в Умань каждый год; могила раби Нахмана — третье по популярности место паломничества хасидов, после горы Мерон в Израиле и могилы Любавического ребе в Нью-Йорке. С чего всё началось? Раби Нахман родился в Брацлаве в 1772 году, спустя четыре года после гайдамацкого восстания, во время которого Умань была взята в осаду и погибло, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч жителей города и его окрестностей, в основном евреев и поляков. В еврейскую историю это событие вошло под названием «Резня» или «Уманская резня». В 1810 году Нахман из Брацлава — правнук основателя хасидизма Бааль Шем-Това — начинает скитания по местечкам Украины. Оказавшись в Умани, он просит похоронить его там, говоря: «Души умерших за веру ждут меня».
Согласно иудаизму, невинно убитые за веру автоматически приравниваются к праведникам — это называется «кидуш Ашем» освящение имени Вс-вышнего. Считается, что в месте упокоения праведников находится особый канал связи со Вс-вышним. Как получилось, что тысячи евреев ежегодно едут в Умань? Через своего ученика, раби Натана Штернгарца, Нахман передал последователям завещание, где сообщил, что каждый, кто приедет к нему в канун Рош а-Шана, помолится, прочитает псалмы и даст деньги на цдаку благотворительность , будет освобождён от грехов. После смерти раби Нахмана в 1810 году раби Натан начинает продвигать учение брацлавского цадика праведника и организовывает первые поездки на его могилу.
Паломничество к могиле раби Нахмана в советское время внизу и в начале XX века вверху К 1930-м годам паломничество практически прекращается — большевики закрывают границы и запрещают религиозные практики. После введения визового режима, который позволял иностранцам посещать только определённые города СССР, паломникам приходилось добывать визу в Киев и, рискуя жизнью и свободой, искать людей, готовых отвезти их в Умань. Удавалось это немногим. Что случилось с могилой раби в Советском Союзе? Во время Второй мировой войны еврейское кладбище Умани было разрушено нацистами.
На его месте решили построить новый жилой район, и могила цадика оказалась под угрозой. Хасиды рассказывают, что ситуацию спас некий гер нееврей, перешедший в иудаизм. Уже после распада СССР, в 1994 году, президент Украины издал указ о создании на месте захоронения раби Нахмана Историко-культурного центра. Новых владельцев дома переселили, а на участке со временем воссоздали оэль — ритуальную постройку на могиле цадика. Что делают хасиды в Умани и как общаются с местными жителями?
Чаще всего люди едут на несколько дней во время Рош а-Шана, иногда, если могут себе это позволить, остаются на неделю или дольше, вплоть до Йом-кипура. В обычные дни на оэль есть отдельный вход для женщин и мужчин, но в силу трактовок учений раби Нахмана принято считать, что Рош а-Шана — наиболее «мужской» праздник. Женщины чаще приезжают на Хануку.
Сначала они считались пусть и неполноправными, но подданными и несмотря на ограничения, налагаемые на представителей нехристианских религий, имели большую часть гражданских прав. Но уже через некоторое время после воссоединения земель отцов и дедов, их стали ограничивать в этом, а спусковым крючком для принятия такого решения была жалоба купцов из великорусских губерний на конкуренцию со стороны евреев. Тогда и была введена печально известная черта оседлости, которая предполагала, что евреи должны жить, где и жили. Но после присоединения того, что стало называться Новороссией, перед правительством стала проблема по освоению новых территорий, и заключенные в своих местечках евреи казались наилучшими кандидатами для реализации переселенческой политики.
С начала 19-о столетия был дан старт созданию еврейских земледельческих колоний на юге нынешней Украины. К сожалению, народ, который много веков не сажал ничего, кроме морковки в своем огороде, оказался не очень приспособлен к сельскому хозяйству, и это великое начинание оказалось неудачным. Несмотря на все льготы, созданные хозяйства разорялись, а евреи начали бежать в крупные города российского юга, главным из которых была Одесса — важный порт по меркам империи.
Владислав Просветленный 42982 1 год назад От себя добавлю - там исторически селились сефарды-евреи. Ашкинази -гении, умницы, по которым скучают сегодня немцы ученые, произошедшие от слияния с немцами, оседали в России исторически.
В основе нахлынули в Европейскую часть РФ после холокоста в 1933 году при Гитлере. Сефарды - это генетические евреи, спавшие тысячелетиями с Испанцами -испанские евреи.
Многие евреи были мелкими торговцами, посредниками, а также занимались ремеслами, торговлей мануфактурными и бакалейными товарами. С отъездом большого количества евреев Одесса сильно видоизменилась и почти потеряла свой шарм. Подавляющее большинство одесситов говорит на своеобразном одесском говоре русского языка. Кроме того, среди потомственных одесситов трудно найти этнически «чистых», учитывая громадный процент смешанных браков.
Последствия войн и эмиграций привели к утрате особой этнической и культурной специфики Одессы, которая становится все более похожей на средний украинский областной центр.
Путин заявил, что Одесса – русский город и «чуть-чуть еврейский»
Почему в Одессе и Харькове так много евреев? — Спрашивалка | Например, на знаменитом одесском Привозе свинина сейчас стоит 280 гривен (618 рублей) за кг, а в 2021 году ее можно было приобрести за 139 гривен (307 рублей). |
Еврейская панорама :: 4 (106) Апрель 2023 :: Самый нееврейский «еврейский джентльмен» Одессы | Хотя, после 1991 уехало евреев безумно много. |
Путин заявил, что Одесса – русский город и «чуть-чуть еврейский» | Аргументы и Факты | евреи в Одессе: Как арест мэра Одессы Геннадия Труханова связан с глобальным интересом России, Одесская Хатынь: 9 лет прошло, никто не ответил за массовое убийство, Горсовет Одессы единогласно проголосовал за снос памятников Екатерины II и Суворова. |
Почему в Одессе проживает так много евреев?
Почему в одессе так много евреев? | Почему в Одессе много евреев: история формирования еврейского населения. |
Почему в одессе много евреев | Многие из самых успешных еврейских учреждений существовали в Одессе, что привлекало многих еврейских интеллектуалов со всей России.[d][2]: 3 [3]. |
На Украине рассказали о создании к 2020 году еврейской республики | Президент России Владимир Путин заявил, что Одесса является русским городом, но при этом и «чуть-чуть еврейским». |
Одесская еврейская община : исторический аспект | Многие евреи из Одессы переехали в США, Палестину и другие страны. |
Почему в Одессе жило так много евреев? | Многие евреи покидали маленькие села и предместья, чтобы найти лучшую жизнь и больше возможностей в Одессе. |
2 мая, Одесса - ритуальное еврейское убийство
Эта была тихая улица с тыльной стороны Оперного Театра. Там собралось человек 200, это были последние еврейские могикане, которых ещё не затронули массовые репрессии оккупантов. Как я упомянул выше, в центре Одессы до войны проживало не так много еврейских семей. Власти знали, в каких районах жили в основном евреи и производили там аресты и вершили зверства.
Мы об этом узнали, когда нас из Театрального переулка пригнали в большую школу на Комсомольской улице. Первую неделю оккупации мы жили в своих норах, ни с кем не общались, кроме наших соседей, и питались продуктами, которые были у нас дома. Когда мы оказались в школе на Комсомольской, где было собрано огромное количество евреев, согнанных туда на регистрацию, мы узнали от них о зверстах оккупантов с первого дня оккупации.
Одесса, Октябрь 1941. Регистрация евреев Людей хватали прямо на улицах и некоторых тут же вешали на столбах и деревьях для устрашения населения. Румынские солдаты врывались в квартиры якобы в поисках коммунистов и евреев и избивали прикладами находящихся там людей независимо от возраста.
Молодых женщин группами насиловали на месте на глазах окаменевших от ужаса членов семьи, и грабили всё что им приглянулось, в основном драгоценности, часы, золото и деньги. Потом всех выгоняли на улицу и гнали на регистрацию в больницу на Херсонской улице или в школу на Комсомольской. Мы попали в школу, где в переполненных комнатах находились люди по несколько дней без пищи и воды.
За любой протест расстреливали на месте. После формальной долгожданной регистрации всех евреев гнали в местную тюрьму, где власти решили создать еврейское гетто. Тюрьма была пустой, так как советские власти вывезли всех преступников в Сибирь и Казахстан.
Было бы лучше, если бы вместо преступников вывезли туда какое-то количество евреев. Еврейские мужчины, ожидающие регистрации Когда мы находились в школе, ожидая регистрации, мы узнали о массовом убийстве евреев по дороге в село Большой Дальник. Некоторые люди шли туда добровольно, чтобы избежать издевательств в городе и в надежде, что в Дальнике они смогут спокойно жить.
Некоторые наивные даже считали, что кто раньше туда придёт, сумеет лучше устроиться. Но таких наивных было немного. Мы тоже знали об этом приказе, но решили сидеть в своей норе, пока нас не выгонят.
Большинство людей румынские солдаты и местные полицаи украинские полицейские, в основном дезертиры из Красной Армии, согласившиеся сотрудничать с нацистами погнали принудительно. Когда основная колона була уже далеко от города, начался грабёж, забирали ценные вещи, заставляли раздеваться, насиловали молодых женщин и девушек тут же на глазах у людей и гнали всех дальше, пока они не дошли до большого противотанкового рва. Этот ров был выкопан руками жителей города, как последний рубеж обороны Одессы.
Город он не защитил, но стал могилой для 10 тысяч евреев. Здесь произошла первая массовая казнь евреев Одессы — часть расстреляли, часть сожгли заживо. Жители окружающих деревень стали свидетелями этой казни.
Это было бывшее здание НКВД на Маразлиевской улице; оно было очень большое, и румыны расположили там свой штаб и комендатуру. В эту ночь оккупанты праздновали свою победу: взятие Одессы и провозглашение её столицей новой румынской провинции Транснистрии между реками Южный Буг и Днестр. Взрыв произвели советские партизаны в ответ на массовые зверства оккуппантов.
В результате взрыва погибло 67 человек, включая коменданта города Одессы генерала Глугояну и 20 румынских и немецких офицеров. История этого взрыва была раскрыта только в 1982 году советским генералом А. Хреновым, который руководил установкой в этом здании радиоуправляемых мин перед уходом советских войск.
Мины были приведены в действие по приказу командира Одесского партизанского отряда Молодцова-Бадаева. Румынские солдаты, полицаи, дворники и добровольцы-активисты начали выбрасывать евреев из квартир, при этом инвалидов и лежачих больных убивали с дьявольской жестокостью. Тысячные колонны евреев прогоняли по улицам города для устрашения населения.
Одних из этих колонн загоняли в тюрьму, других гнали в пороховые склады по Люстдорфской дороге в 6-и км от города. Заполнение складов продолжалось и в последующие дни. Таких складов было девять.
Последующие три дня были названы днями террора из-за огромного количества уничтоженных людей. К полудню 23-го октября 5 тысяч гражданских лиц, отобранных при регистрации и содержащихся как заложники, были зверски уничтожены. Большинство из них были евреи.
В тот же день из тюрьмы 19 тысяч евреев погнали в порт, где они были расстреляны в сквере, огороженным дощатым забором. Потом их тела были облиты бензином и сожжены. Людей, совершено ничего не знавших о взрыве, хватали на улицах, базарах и пригородах, и тут же расстреливали на месте возле стен домов или заборов.
В бывшей здравнице Одессы на Большом Фонтане было расстреляно около ста мужчин, на базаре Слободки повесили 200 евреев, на Молдаванке, Ближних и Дальних Мельницах было расстреляно ещё 250 евреев. Самое страшное зрелище представлял Александровский Проспект, где оккупанты на всех деревьях повесили около 400 евреев. Оккупанты хотели уничтожить как можно больше евреев, но не могли это сделать сразу.
Поэтому в дни террора они перегоняли колоннами евреев из Одессы в село Дальник, где было собрано 40 тысяч человек. Многие были уничтожены уже по дороге в Дальник в упомянутом противотанковом рву. Чтобы ускорить уничтожение людей, их связывали в группы по 40-50 человек, бросали в ров, и потом расстреливали.
В Дальнике оккупанты освоили новую технологию уничтожения. В бараках сначала тщательно забивали все проёмы, потом их поливали горючим топливом и сжигали вместе с людьми. Один барак, где находились только мужчины, дополнительно ещё обстреливали из пулемётов, чтобы не допустить побега.
Всего в четырёх бараках в Дальнике погибло не менее пяти тысяч человек. Оккупанты, стремясь уничтожить как можно больше евреев, решили также уничтожить 9 бывших артиллерийских складов на Люстдорфской дороге, куда были согнаны около 30 тысяч евреев. Они проделали отверстия в стенах, установили в них пулемёты и расстреливали находящихся там людей при закрытых дверях.
Склад, где находились мужчины, обстреливался даже из артиллерийского орудия. Тех, кому удалось выбраться наружу через окна и отверстия в крыше, расстреливали или забрасывали гранатами. Потом все склады были облиты газолином, который качали насосами из привезенных бочек, и подожжены.
Склады горели потом ещё несколько дней. Это кульминационное массовое уничтожение евреев произошло 24-го и 25-го октября по приказу и под наблюдением румынских полковников Н. Делеану и Д.
Немецкие солдаты также принимали активное участие в этом жесточайшем уничтожении евреев. В Одессе оставалось на момент оккупации 100 тысяч евреев, и к ним добавилось ещё около 100 тысяч бессарабских и буковинских евреев, которые бежали с оккупированных румынами территорий и спасаясь от их жесточайших преследований. По приказу румынского диктатора Иона Антонеску все бессарабские и буковинские евреи должны были быть уничтожены.
Они все бежали в сторону Одессы, так как по заверению советского командования, Одесса никогда не должна была быть отдана врагу. Большая часть бессарабских и буковинских евреев действительно погибла в Одессе в дни террора. Когда колонна, в которой было около 10 тысяч человек, оказалась за воротами тюрьмы, они с ужасом увидели, что их гонят не в сторону вокзала, а в противоположную сторону по Люстдорфской дороге.
Все они погибли в бывших артиллерийских складах. Всего в Одессе в дни террора, как следует из официальных источников [1], погибло более 80 тысяч евреев. Вот эта печальная арифметика: в первый день террора 23-го октября были расстреляны 5 тысяч упомянутых заложников, 19 тысяч евреев в портовом сквере, тысячи евреев, схваченных на улицах и базарах, были убиты или повешены.
В последующие дни террора было уничтожено 5 тысяч евреев в 4-х бараках Дальника и около 30 тысяч в 9-ти бывших артиллерийских складах. Кроме того, 40 тысяч евреев было угнано в Богдановку и уничтожено в конце декабря 1941 года. Последнее массовое уничтожение 1000 евреев в Одессе было 15-го ноября на Стрельбищенском поле.
После всех массовых уничтожений в Одессе оставалось 60-70 тысяч евреев, для которых власти хотели устроить гетто. Вначале они хотели устроить гетто в удалённых районах города: на Слободке или на Молдаванке. Власти даже начали огораживать колючей проволокой одну зону на Молдаванке, охватывающую улицы Малороссийскую, Среднюю, Степовую и бывший толчок.
Предполагалось, что евреи будут работать в гетто и вне его, носить на груди шестиконечную звезду и на ночь возвращаться в гетто. Евреи себя успокаивали, что, хотя их права будут ограничены, но жизнь им будет сохранена. Но местные жители запротестовали.
Потом они предложили жителям Слободки переехать в пустующие квартиры уничтоженных евреев в центре Одессы. Но жители Слободки никуда не хотели уходить из своих домов. Тогда власти решили сделать гетто в бывшей тюрьме.
Конечно, тюрьма не могла рассматриваться как гетто. Гетто по определению — изолированный густонаселённый учсток города, где проживает этническое или расовое население. Такие еврейские гетто существовали на протяжении длительных периодов времени в Праге, Венеции и других больших городах.
Первое еврейское гетто в бывшей Одесской тюрьме не было даже похоже на создаваемые нацистами еврейские гетто на оккупированных территориях, как это было, например, в Будапеште или Варшаве. Но в Одессе первое еврейское гетто было создано именно в бывшей тюрьме. Также продолжалась высылка евреев из Одессы в свиносовхоз в селе Богдановка Доманёвского района.
Туда в основном попали бессарабские евреи и евреи, пригнанные из Дальника. В Богдановке к середине декабря румынские власти собрали около 60 тысяч евреев и продолжали пригонять новые партии. Потом туда прибыли немцы, которые вместе с румынами и украинскими полицаями производили массовые расстрелы, начиная с 22 декабря 1941 года.
Всего в Богдановке погибло 80 тысяч евреев. Глава 4 Тюрьма — наше первое гетто После двух дней томительного ожидания в ужасных условиях формальной регистрации в школе на Комсомольской улице нас в числе многих других евреев пригнали в бывшую Одесскую тюрьму. Это было 26-го октября, сразу после дней террора.
Вместе с нами были также упомянутые семьи наших соседей. Тюрьма была почти пустой после массовых уничтожений евреев. Но были и люди, которые здесь находились с первого дня оккупации 17-го октября и чудом пережили дни террора.
Были здесь и такие, которых пригнали в дни террора. Они рассказывали, что, когда их гнали в тюрьму, они видели большую колонну людей, которых гнали из тюрьмы и даже хотели к ним присоединиться. Потом они узнали, что эту колонну гнали в порт, где в портовом сквере их всех расстреляли и трупы сожгли.
Люди, которые пережили эти дни, в основном использовались для захоронения трупов. В числе этих людей был Иосиф Каплер, который описал в своих воспоминаниях, как они хоронили останки людей, сожжённых в девяти бывших артиллерийских пороховых складах[2]. Здесь ждали два отряда: один отряд эсэсовцев с пулемётом и автоматами, второй отряд — румынские солдаты.
Они приказали разобрать стоящие тут же заступы и записали каждого. Выстроились и пошли за ворота тюрьмы. На улице нас окружил отряд численностью больший, чем нас было.
А было нас 121 человек. Пулемёт следовал за нами. Шли, как приказали, чётким шагом с лопатами на плечах.
Шли понуро. Многие старики молились. Шли по дороге к пороховым складам.
На тротуарах валялись трупы. Останавливались, копали ямы, бросали туда убитых, закапывали и шли дальше. Трупы были ограблены, лежали в одном белье, без обуви.
Раны на голове, кровь на белье. У некоторых череп и лицо размозжены. Пришли к артиллерийским складам.
Вошли за колючую проволоку. От корпусов остались лишь прокопченные стены, потолков и дверей уже не было. Возле зданий валялись куски человеческих тел, трупы без голов, без ног, без рук.
Одежда на них частично сгорела. Из помещений складов — удушливый дым с одуряющей вонью обуглившихся человеческих тел. Между двумя корпусами нас остановили.
Мы стояли, не двигаясь. Со всех сторон эсэсы и румыны с пулемётами. Мы ждали приказа рыть себе яму.
Вблизи валялись обломки досок. Из них сооружали носилки. Куски тел и трупы переносили к яме, заполненной водой.
Здесь трупы збрасывали в воду. Яма была вместительной, но уже через два часа она была переполнена, пришлось рыть новую. Вот и новая переполнена.
Приказали ямы засыпать землёй, а остаток трупов перенести в склады и засыпать. Дали пятиминутный перерыв. Заметил золотое кольцо, документы и деньги.
Поднял кольцо и паспорт.
Один из его сыновей также пошел по криминальной линии, зато 2 других уехали во Францию, где получили университетское образование в Сорбонне. Послереволюционное время Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война быстро разделили людей на 2 враждующих лагеря. Часть одесской еврейской элиты эмигрировала из России, другая — выступила в поддержку переворота. Тот же Мишка Япончик сформировал из своей 2-тысячной армии налетчиков полноценное армейское подразделение — 54-й полк имени Ленина. Правда, воевали бывшие бандиты недолго, разбежавшись после первого же боестолкновения. Самого же Япончика вскоре убили. В самой Одессе, как и в былые времена, управление осуществляли наиболее грамотные представители еврейского сообщества, перешедшие на сторону большевиков.
Временным городским головой стал Б. Фридман, комиссаром города — Я. Либерман, а отрядами народной милиции командовал Н. Гражданская война довольно сильно сократила численность евреев в городе. Однако это количество несравнимо с тем уроном, который нанесла им следующая война — Великая Отечественная. Немецко-румынские оккупанты, совместно с местными коллаборантами устроили в городе настоящее избиение евреев, которые по тем или иным причинам не смогли эвакуироваться в глубинные районы страны. Практически все представители этой национальности были расстреляны в пригородах Одессы. Спастись смогли только те люди, которые ушли в партизаны, спрятавшись в катакомбах.
После 1948 года, когда в Палестине образовалось независимое еврейское государство, туда потек ручеек переселенцев из СССР. Однако бурный поток еврейской эмиграции в Израиль, США, Германию и ряд других государств западного мира спровоцировало разрушение Советского Союза. Именно в период «лихих 90-х» Одесса потеряла основную массу еврейского населения, среди которых множество истинных талантов. Сейчас их место занимают выходцы из других регионов Украины, однако они в силу своего жизненного уклада уже не могут в полной мере поддерживать атмосферу жизнерадостности, легкости, а главное — неповторимого одесского говора.
Их потом снимали пожарники с помощью своих лестниц.
В последующие дни немцы бесперебойно бомбили порт, и бомбы падали очень близко к нам. Одна бомба или мина снесла соседний дом по Ласточкина 15: от большого дома осталась одна серая пыль и смрад. Другая бомба разрушила гостиницу Ришелевскую по адресу улица Ленина 2, за углом от нашего дома. Это была лучшая гостиница в городе с большим садом, одна тяжёлая чугунная калитка которого выходила в наш двор. Я до сих пор помню эту калитку, на которой любил раскачиваться. Как-то, когда мне было 5 лет, я качался на этой калитке и она упала вместе со мной.
Слава богу, я не пострадал, но волновался, что меня будут ругать, и пытался поднять эту тяжелейшую калитку. Конечно, у меня ничего не получилось, но я заработал грыжу. Потом была операция, и я ещё долго выздоравливал. Когда бомба упала на эту гостиницу, был уничтожен и весь сад вместе с калиткой. В один момент от гостиницы остались одни полыхающие развалины. Нам повезло, что наш дом продолжал стоять, когда два соседних здания были полностью уничтожены вместе с находящимися там людьми.
Все последующие дни немцы продолжали лихорадочно бомбить порт. Наш дом гудел и ходил ходуном от близких падений бомб. В нашем доме даже не было бомбоубежища. Мы стояли во время бомбёжек в лестничном проходе: нам почему-то так сказали. Мои родители решили временно переселиться к родственникам по адресу: улица Чкалова 83. Этот дом находился значительно дальше от порта, но бомбы падали и в этой части города.
В этом доме, по крайней мере, было бомбоубежище, где мы проводили значительную часть времени. В один из таких дней, когда объявили, что бомбёжка закончилась, мама взяла нас троих братьев на улицу подышать воздухом. Вдруг мы почувствовали сильный порыв ветра, отчего мамина косынка слетела с головы. Когда мы посмотрели вокруг, то увидели, что на месте соседнего 5-этажного здания стояла серая пыль. Нам потом сказали, что это здание было разрушено прямым попаданием мины. Дом, в котором мы находились, также был частично разрушен, и нам приказали срочно покинуть бомбоубежище под домом и ночью перейти в другое бомбоубежище.
Мы вышли на улицу и увидели страшную картину: весь город был в огне. Горел знаменитый Привоз и много прилегающих домов. Нам сказали идти в бомбоубежище на Чкалова 91. В дневное время мы вернулись в квартиру родственников вместе с ними. Мой младший братик Владик вышел на балкон, на котором после бомбёжек не было ограждения. Мы стали его звать, чтобы он, не поворачиваясь, шёл обатно.
С замиранием сердца мы следили, как он дошёл до края балкона, и, не поворачиваясь, спиной пошёл обратно. Ему тогда не было ещё 3-х лет. Мы продолжали находиться у нашей тети Сони весь август и половину сентября. В их районе бомбёжек было меньше, чем в нашем, возле порта. В некоторые дни родители шли к нам домой, чтобы взять необходимые вещи. В нашем районе бомбили так интенсивно, что там появляться было очень рискованно.
Было очень удивительно, что наш дом продолжал стоять, когда вокруг было всё больше разрушенных домов. Родители ходили в нашу квартиру по одному, чтобы хотя бы кто-то один остался живым с нами, тремя детьми. После возвращения они рассказывали, каких страхов натерпелись, идя под бомбами, и какие новые дома были разрушены. Нам казалось, что этому кошмару под бомбами не будет конца, и каждый прожитый день был чудом — мы выжили. Но люди, которые погибли под бомбами, были, быть может, более счастливыми, чем мы, которые пережили бомбёжки, чтобы пройти потом через все ужасы истребления евреев и жизни в гетто и концетрационных лагерях. Отец был на военной службе в части, которая осуществляла внутренюю защиту города.
Как военнослужащий, он смог получить 6 талонов для эвакуации семьи на пароходе вглубь страны. Достать талоны на пароход было очень сложно. Люди стояли в огромных очередях в надежде попасть на очередной пароход, и все пароходы уходили переполненными. Из осаждённого города бежали любыми путями: в поездах, на машинах и даже пешком, в надежде, что где-то их подберут отступающие советские части. Поэтому иметь талоны на пароход было большим счастьем, но моя семья этим не воспользовалась. На 6 талонов могли ехать мама, нас трое братьев, бабушка и кто-то из троих маминых сестёр.
Но они никак не могли решить этот вопрос, и с каждым уходящим теплоходом мы теряли очередной шанс на эвакуацию. Немцы топили не только военные суда, но и пассажирские теплоходы. Известие о том, что этот самый большой и казалось надёжный теплоход затонул, остановило нашу семью вообще от эвакуации морем. Не все люди с этого теплохода погибли. Мне встречались люди, мои ровесники, которые были спасены с этого теплохода другим следовавшим за ним теплоходом. Последний пассажирский теплоход отошёл из Одессы 16-го сентября 1941 года и благополучно достиг порта назначения.
Наша семья упустила последний шанс на эвакуацию и осталась в Одессе в надежде, что город не будет сдан, как об этом постоянно заявляли по радио наши власти. Одесса действительно защищалась 73 дня, как ни один город в начале войны, и потом была названа первым Городом-героем. На рассвете 16 октября последний военный корабль с войсками покинул Одессу курсом на Севастополь. Оккупанты не могли поверить, что Одесса больше не сопротивляется, и боялись входить в город. Они начали оккупировать город в ночь с 16 на 17 октября 1941 года. С этого момента все оставшиеся в Одессе евреи стали жертвами нацистских оккупантов.
Я думаю, что мои родители вряд ли знали о преследовании евреев нацистами в Германии и о Хрустальной Ночи там с 9-го на 10-е ноября 1938 года, что являлось прелюдией Холокоста. Может быть они знали о том, что Германия напала на Польшу 1-го сентября 1939 года, что явилось началом Второй Мировой Войны, но конечно они ничего не знали о том, что немцы там стали немедленно преследовать евреев. О преследовании евреев в Советском Союзе никогда ничего не говорилось. И, конечно, они не знали, что после оккупации Киева 19 сентября 1941 года, через 10 дней, 29 сентября в еврейский праздник Йом Кипур немцы уничтожили в Киеве 34 тысячи евреев в Бабьем Яре. Сталин и советское правительство конечно знали о Бабьем Яре, так как в Киеве, Одессе и Николаеве на случай оккупации этих городов были задействованы подпольные группы, которые должны были радировать в Москву обо всех происходящих событиях. После Бабьего Яра никакого предупреждения евреям Одессы не последовало.
Первое массовое уничтожение евреев уже в Одесской области в городе Кодыма произошло 1 августа 1941 года, когда было убито более тысячи евреев. Конечно, никакой информации об этом одесские евреи не имели. Имей какую-нибудь информацию об уничтожении евреев нацистами, евреи Одессы старались бы убежать оттуда любыми путями. Была только информация, что во время Первой Мировой Войны немцы после оккупации Украины к евреям относились хорошо, что успокаивало прежде всего нашу семью и остальных евреев Одессы. По одним источникам в Одессе перед оккупацией было более 100 000 евреев, по другим — более 200 000. Обясняется это тем, что в Одессе кроме своих евреев было очень много беженцев из Бессарабии, Буковины, Волыни и других мест.
Они бежали со всех оккупированных румынами территорий, так как румыны по указанию своего диктатора Антонеску преследовали евреев не меньше, чем немцы. Гитлер отдал всю территорию между реками Днестр и Южный Буг румынам. Эта территория получила название Транснистрия с центром в оккупированной Одессе. По приказу Антонеску упомянутые еврейские беженцы должны были быть уничтожены в первую очередь, что и делали румынские солдаты и местные полицаи. Они уничтожали евреев в любом месте и без всякого повода, кроме планируемых массовых уничтожений. Признано, что на территории Транснистрии было уничтожено 300 000 евреев, а на территории Одесской области — 120 000.
В гибели такого количества евреев мы должны обвинять советское руководство, командование Одесского Оборонительного Округа и лично Сталина за сокрытие фактов о нацистской политике тотального уничтожения евреев. Сталин и Гитлер оба были убеждёнными антисемитами, как две стороны одной медали. Конечно, у них были различные причины для антисемитизма. Гитлер начал ненавидеть евреев с юных лет за их способности в науке, исскустве, литературе, коммерческой деятельности и так далее. Гитлер этими талантами не обладал и мог уничтожить превосходство евреев в перечисленных областях только путём их физического уничтожения. Но главной причиной гитлеровского антисемитизма была не только личная обида, но исторический антисемитизм, который давно существовал в Германии, и с помощью которого он сумел придти к власти.
Уже в 19-том веке в Германии было мощное движение, которое требовало полностью исключить евреев из экономики, конфисковать их собственность, а затем выгнать их вообще из Германии. Румыния также проводила антисемитскую политику, особенно после прихода к власти диктатора Иона Антонеску в сентябре 1940 года. В 1940-1941 годах в Румынии были приняты антиеврейские законы с этническими чистками на всех уровнях с последующим массовым геноцидодом прежде всего для евреев Бессарабии и Буковины, которых изгоняли оттуда и уничтожали во время их перемещения, особенно при переправе через реку Прут. Также преследовались евреи в самой Румынии. Так, с целью запугивания и ограбления богатых евреев 21-23 января 1941 года в Бухаресте было убито 120 евреев, разграблено и сожжено 25 синагог и молитвенных домов, 616 еврейских магазинов, 547 жилых домов. Состоятельных евреев Бухареста арестовали по заранее подготовленному списку и вымогали у них золото и драгоценности.
Кто откупился — остался жить, остальных вывезли в лес и расстреляли. Это было повторением Хрустальной ночи в Берлине в ноябре 1938 года. Геноцид евреев в Румынии стал государственной политикой. Румыны продолжали уничтожать евреев после захвата советской территории в так называемой Транснистрии и впоследствие в оккупированной Одессе. Из-за возникших разногласий это не произошло, и обе стороны начали готовиться к войне. Тем временем Гитлер втягивал в свою орбиту всё больше государств.
Это в немалой степени позволило Гитлеру первому нанести удар по Советскому Союзу, опередив Сталина, который собирался начать войну против Германии 1-го августа 1941 года. Этот преступный пакт позволил Гитлеру развязать Вторую Мировую Войну нападением на Польшу 1 сентября 1939 года. Советские газеты того времени публиковали огромную карту Польши с жирной линией разграничения государственных интересов Германии и СССР. Наряду с антисемитизмом Гитлера необходимо подробно остановиться на сталинском антисемитизме, который очень печально отразился на судьбах советских евреев. Есть много фактов, свидельствующих о сталинском антисемитизме ещё в юные годы, когда он был студентом ортодоксальной семинарии в Тифлисе Тбилиси. Затем, когда он стал активным членом фракции большевиков, то призывал устроить погром над евреями, составлявшими большинство во фракции меньшевиков.
В 1922 году Сталин был избран Генеральным Секретарём правящей партии, вопреки предупреждениям Ленина не избирать его на этот пост. После смерти Ленина в 1924 году он стал уничтожать соперничающих с ним членов Политбюро. Прежде всего, заручившись поддержкой Григория Зиновьева и Льва Каменева, он выслал из страны своего главного соперника Леона Троцкого в 1929 году. Потом уничтожил Зиновьева и Каменева, обвинив их в подготовке в 1934 году убийства Кирова, который, будучи членом Политбюро, пользовался большей популярностью, чем Сталин и был убит по приказу Сталина. Зиновьев и Каменев были расстреляны в 1936 году. Позднее по приказу Сталина в 1940 году в Мексике был убит Троцкий.
Эти казни, хоть были политически мотивированы, но они также были продиктованы антисемитизмом Сталина, так как все трое: Каменев, Зиновьев и Троцкий были евреями. Сталин также уничтожил других выдающихся евреев, как поэта Осипа Мандельштама и писателя Исаака Бабеля и многих других в период большой чистки с 1936 по 1938 годы. Под нож сталинской гильотины попали выдающиеся военачальники Михаил Тухачевский, Иона Якир, Иероним Уборевич — все евреи. Все названные военноначальники были расстреляны в июне 1937 года. Даже по свидетельству дочери Сталина Светланы Алилуевой, Сталин в конце 1930-х годов был одержим страшной ненавистью к евреям. После снятия Максима Литвинова с поста Министра иностранных дел, так как он был евреем, и назначения на этот пост Вячеслава Молотова, Сталин потребовал от последнего полностью очистить вверенное министерство от евреев, чтобы показать Гитлеру, что Советский Союз тоже избавляется от евреев и готов их преследовать, как это делала Германия.
Очевидно, что Сталин был удовлетворён решением Гитлера полностью очистить Европу от евреев. Только этим можно обяснить, что советские евреи ничего не знали о судьбе польских евреев после захвата Польши Германией 1 сентября 1939 года, и мы в Одессе не знали, что произошло с евреями Киева, Белоруссии, Бессарабии и даже в Одесской области. Сталин продолжал антисемитскую политику и после войны. По его заданию в Минске в январе 1948 года был убит народный артист СССР Соломон Михоэлс, который во время войны возглавлял, опять по заданию Сталина, Антифашистский Комитет, собиравший средства на войну, прежде всего у филантропов Америки, и немало способствовавший победе Советского Союза в войне. Сталин убрал Михоэлса его убийство власти замаскировали под автомобильную катастрофу и этим дал сигнал для новой антисемитской кампании в СССР. Вскоре были арестованы все члены Антифашистского комитета и им были предъявлены обвинения в измене Родине и космополитизме.
В их числе была Полина Жемчужина жена В. Андреева, видного советского деятеля и члена ЦК партии с 1920 года , которую держали в тюрьме также до смерти Сталина. Только К. Ворошилов не дал арестовать свою жену Екатерину Голду Давыдовну Голдман, сделав при попытке ареста несколько предупредительных выстрелов в воздух. Так Сталин проверял лояльность и преданность своих ближайших сподвижников путём ареста их еврейских жён и начал он эту компанию ещё до войны. Она была расстреляна в октябре 1941 года, похоронена в общей могиле, реабилитирована в октябре 1957 года и увековечина на Новодевичьем Кладбище в Москве.
Многие другие еврейские жёны советских лидеров подвергались сталинским преследованиям как до войны, так и после. Начиная с 1948 года преследовались все самые выдающиеся евреи в Советском Союзе. В период 1948-49 годов были закрыты все еврейские театры и музеи, которые были открыты ещё по распоряжению Ленина для сохранения и поддержания еврейской национальной культуры. К началу 1949 года были репрессированы 110 еврейских писателей, поэтов и учёных. Кульминацией сталинского антисемитизма стало полное уничтожение Еврейского Антифашистского Комитета вслед за убийством его председателя Соломона Михоэлса. Закрытый процесс длился с мая по август 1952 года.
Всех обвиняемых подвергали пыткам, заставляя признаться в шпионаже. В ночь с 12 на 13 августа приговор был приведён в исполнение — 13 человек, в том числе литераторы Перец Маркиш, Давид Бергельсон, Ицик Фефер, Лев Квитко, Давид Гофштейн, директор еврейского театра в Москве Вениамин Зускин были расстреляны в подвалах Лубянки. После смерти Сталина все обвинения с них были сняты за отсутствием состава преступления. Группе из 28 известных московских врачей-евреев, включая личного врача Сталина, было предъявлено обвинение в умышленном убийстве советских лидеров. Только смерть Сталина в марте 1953 года спасла им жизнь. Есть воспоминания известного диктора Юрия Левитана, который во время войны делал по радио самые ответственные объявления от Советского Информбюро.
Левитан описал, как в 1952 должен был зачитать какое-то важное правительственное сообщение и накануне попал в больницу с сердечным приступом.
Постепенно Одесса превратилась в главный еврейский культурный центр юго-запада Российской империи. Основным занятием евреев в этот период была торговля зерном. Многие евреи были мелкими торговцами, посредниками, а также занимались ремеслами, торговлей мануфактурными и бакалейными товарами. С отъездом большого количества евреев Одесса сильно видоизменилась и почти потеряла свой шарм. Подавляющее большинство одесситов говорит на своеобразном одесском говоре русского языка.
Почему Одессу считают городом евреев, хотя их там всего 1% населения
Почему все знаменитые одесские евреи предпочитают жить не в Одессе? Президент России Владимир Путин заявил, что Одесса является русским городом, но при этом и «чуть-чуть еврейским». Сегодня многие задаются вопросом: много ли еще осталось евреев в Одессе?
"Русский и чуть-чуть еврейский город". Правда об Одессе, которую не смогут скрыть украинизаторы
2 мая, Одесса - ритуальное еврейское убийство | Первый большой еврейский погром случился в Одессе ещё в 1821 году. |
Почему в Одессе так много евреев история и причины | Совпадение? Не думаю Вражда между Украиной и Россией затеяна евреями для построения Новой Хазарии на территории. |
Почему в Одессе проживало много евреев? | Видео | Еврея сложно согнать с нагретого места, если сгоняет не еврей. |
Одесские раввины признались, почему евреи бегут из Украины | После войны какое-то количество евреев в Одессу вернулись однако в целом перестала быть "еврейской". |
Почему в Одессе проживало много евреев? | Одесса: Общая история евреев Одессы, часть 1., Почему в Одессе проживало много евреев?, Кличко о своих еврейских корнях, Парфенов о том, почему евреев во всем мире не любят, Гордон о том, почему среди палачей НКВД было много евреев. |
Почему в Одессе много евреев, как они там появились? Правда ли это?
Приверженцы идеи еврейского просвещения — маскилим — стали лидерами общины и играли главенствующую роль в еврейских делах, что создало прецедент в имперской черте оседлости. Автором этого высказывания считают одного из хасидских цадиков — Моше-Цви, Савранского ребе. Он был одним из самых горячих борцов с новыми веяниями. Раввин Одессы в 20-х годах XIX-го века, приглашенный из Житомира рав Реувен, первым столкнулся с проявлениями деятельности сторонников еврейского просвещения в Одессе. Он тоже отчаянно боролся с открытием еврейских школ «современного типа», но «маскилим» и реформисты брали верх в этой войне.
Несмотря на стремление евреев стать «своими» среди одесситов, рост антисемитизма в этот период вновь доказал, что просвещение никогда не было ни панацеей, ни щитом от погромов. Погромы и беспорядки в городе имели место и в 1821, 1858 и 1859 годах по разным причинам: тут и извечная религиозная вражда отдельных групп, и конкуренция, и простое невежество. К чести городских властей, первые волнения и бунты сразу пресекались. Наиболее масштабным и злобным погромом, нанесшим значительный ущерб, стал погром 1871 года, который продолжался в течение трех суток при равнодушии властей и сочувствии общества.
Погромы гремели по всему миру уже полторы тысячи лет. И почему-то только в Одессе конца 19-го века они вызвали у абсолютно нерелигиозных евреев такой «неожиданный» порыв — организовать массовое возвращение в Землю Израиля. Читаем в полицейском отчете 1886 года: «…По собранным негласным путем сведениям обнаружено следующее: немедленно после еврейских погромов в Одессе начали образовываться кружки, целью которых было способствовать в материальном отношении евреям, выселявшимся из России в Америку и Палестину». Единственная легальная сионистская организация в Российской империи — Палестинофильский комитет, созданный в Одессе, собирал деньги среди евреев для евреев, а на эти средства у турков и арабов покупали земли в Палестине, организовывали и поддерживали там сельскохозяйственные колонии.
Положительные и отрицательные стороны сионизма не являются темой данной статьи. Отметим лишь факт: в Одессе стали обучать тысячи переселенцев ивриту, ремеслам и земледелию. Одесский публицист Моше Лейб Лилиенблюм писал в то время: «Одесса представила пример того, как евреи, вместе с другими пришедшие на здешние пустынные земли, взялись за постройку прекрасного города и успешной гавани. Так что они вполне могут это повторить и на земле Обетованной».
Разношёрстная публика Молдаванки еще ходит по субботам в синагогу, ставит «хупу» , совершает обрезания и хоронит по еврейскому обряду , и все эти люди еще как будто связаны между собой невидимой нитью. Но дети их уже мечтают о «лучшей жизни», подсмотренной в городском театре и нафантазированной из прочитанных романов. Образ «благородного разбойника», каким его нарисовал Бабель, — так был необходим евреям в пору их тяжелого существования, полного ограничений и унижений. Отрыв от традиции уже вкрался в их жизнь, их заповеди уже не те, что были на Скрижалях , они перестают чувствовать связь с Вс-вышним, поэтому ищут в своей среде справедливых судей и храбрых защитников, что будут оценивать их по их достоинствам, а не по толщине их кошельков.
Помню, 19 августа 1991 г. Посмотрели мы «Лебединое озеро», пресс-конференцию Янаева с трясущимися руками. А потом вышли в город.
Колбасный магазин. Выкинули пельмени, тут же выстроилась очередь. И вдруг дама в начале очереди начала скандалить: «Почему везде пельмени за два сорок, а у вас по рубль восемьдесят?
Помню, как-то меня месяц не было в городе, уходил в плавание на яхте. Вернулся — сразу слух улучшился. У новосибирцев их практически не было.
Да и в нашей команде не так много. Как пел Днепропетровск, «первая шутка в песне». Да еще, чуть не забыл, спорный еврей Алик Филимонов.
Внешний вид в Одессе — это такое запутанное дело. В 1980-е гг. У каждого своя синагога.
Звонит мне знакомая девочка из литмузея и говорит: «Осташко, тут Шломо решил выпускать еврейскую газету. Ты редактировать сможешь? Но, насколько я знаю, Шломо всегда настороженно относился к некоренной национальности».
Пауза, потом истерический девичий вскрик: «Осташко, ты что, не еврей?! Но я убедил ее логикой: «Если бы я был евреем, я бы еще сидел здесь? Сбоку подскакивает какой-то рыженький паренек, вручает бумажку, я вижу, что это приглашение на еврейский Новый год.
Говорю ему: «Шана това и метука» — и спешу себе дальше. Рыжик встал как вкопанный, затем догоняет меня: «Простите, маленький вопрос. Вы еврей?
И он контрольным, так, что меня чуть не разорвало от хохота: «Почему? Зашел я как-то по делам в израильский культурный центр.
Откуда в Одессе взялись евреи? Регион, в котором находится Одесса, был много столетий назад завоеван Российской Империей. Чтобы Турция не смогла вновь вернуть эти земли, их следовало быстрее освоить. Поэтому государство предлагало множество экономических льгот гражданам, которые решат переехать в захваченные южные регионы. В числе новых жителей было много евреев. Свою роль сыграла и черта оседлости, существовавшая до 1917-го года.
За ее пределами представителям семитского народа запрещалось обосновываться. Существовали исключения, но в целом это правило строго соблюдалось. Крупные города, вроде Москвы, находились за пределами черты, поэтому до революции евреев там было очень мало. Одесса входила в черту оседлости и имела крупный порт, что обеспечивало тенденцию к развитию города. Это сделало его очень привлекательным для еврейского народа. К тому же при турецком владычестве здесь уже проживали несколько крупных семей. Еврейское сообщество интенсивно увеличивалось. Изначально сюда переезжали жители Волыни и Подолья, а затем район стал обживаться эмигрантами из Галиции.
Одесса привлекала не только простых евреев. Сюда переселились знатные австрийские семьи. Было много торговцев и людей, владеющих различными высокооплачиваемыми ремеслами. Представители семитского народа быстро освоились на новой земле и добились больших успехов. Многие крупные торговые сделки заключались именно евреями, они занимались важными делами в зарождающейся банковской сфере. Активно участвовали они также в местном самоуправлении.
После убийства народовольцами 1 марта 1881 года императора Александра II ярый консерватор обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев, автор царского Манифеста о незыблемости самодержавия, поставил точку в истории либеральных реформ в Российской империи XIX века. Эпоха 13-летнего правления Александра III 1881-1894 годы сопровождалась резким усилением антисемитских настроений в стране, принятием антиеврейских законов, в первую очередь введённых 3 мая 1882 года «Временных правил» их проживания, которые весьма произвольно и расширительно толковались местной администрацией.
Как видно, в целом политика имперского правительства была враждебной по отношению к евреям, и это порождало ответное отношение. Обидная и унизительная дискриминация еврейского населения, имевшего, несмотря на свою большую роль в общественной и экономической жизни, статус людей второго сорта, одних евреев толкала на эмиграцию, а других — на борьбу с бесправием. Именно с этим связан активный приток молодых евреев в революционные организации: они рассматривали борьбу с царизмом как борьбу с национальным угнетением собственного народа и надеялись на то, что после крушения самодержавия российские евреи получат, наконец, равные права с другими гражданами. Однако у этого был и обратный эффект: правительство начало рассматривать любые попытки самоорганизации евреев для защиты своих прав как «революционные». И политика борьбы со всеми проявлениями либерализма и революционных настроений чем дальше, тем больше приобретала ещё и отчётливо антисемитский оттенок. Земская реформа 1890 года лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления, а новое Городское уложение 1892 года устранило их от участия в выборах в органы городского самоуправления. Одновременно проводится политика очищения внутренних губерний от евреев. При Николае II принимаются меры по ограничению приёма в высшие и средние учебные заведения. После установления винной монополии, которая предполагала не только увеличение государственных доходов, но и нанесение удара по «еврейской эксплуатации», резко ухудшилось положение десятков тысяч еврейских семей, лишившихся единственного заработка.
Одесский аспект Претерпевая периоды «закручивания гаек» и «оттепелей» вместе с другими российскими евреями, одесские евреи находились отчасти в более благоприятном положении. Еврейская община играла важную роль в жизни города, и власти были вынуждены считаться с её значением. К примеру, при попечителе учебного округа, Новороссийском и Бессарабском генерал—губернаторе и градоначальнике, был специальный пост «учёного еврея» — «для исполнения поручений по предметам, требующим особого знания всех правил и обрядов еврейского закона». Так, виленский мещанин Лазарь Гинекес после окончания курса наук в раввинском училище был учителем еврейского закона Божия, в 1856 году по предложению министра народного просвещения А. Норова переведён в Одессу и назначен на должность учёного еврея при попечителе учебного округа, потом при губернаторе и градоначальнике. Показательна деятельность Н. Пирогова на посту попечителя Одесского учебного округа как поборника свободного доступа к образованию всех детей, независимо от социального положения, национальности или вероисповедания. В русско—еврейском журнале «Рассвет» он публикует открытое письмо о необходимости распространения образования среди евреев, пишет статью «Одесская Талмуд—Тора» о преобразованиях в еврейской приходской школе «Одесский вестник», 1858 , а также содействует в получении разрешения на печать еженедельника на иврите «Ха—Мелиц» Защитник , выходившего в Одессе с 1860 по 1871 годы. С 1862 года в Одессе с разрешения новороссийского генерал—губернатора П.
Коцебу действовало Общество взаимного вспомоществования приказчиков—евреев. По инициативе члена общества С. Бернфельда была создана общественная библиотека с отделом «Judaica» и одним из лучших в империи собранием древнееврейской литературы. Однако не следует думать, что жизнь евреев в Одессе была мирной и безоблачной. Первый большой еврейский погром случился в Одессе ещё в 1821 году. Интересно, что инициаторами этих погромов были не русские националисты, а… греки, остро конкурировавшие с еврейским сообществом в сфере торговли. Поводом к погрому послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория V. В апреле тело патриарха на корабле «Святитель Николай» было доставлено в Одессу. После доставки тела в порту начались беспорядки, впоследствии распространившиеся на весь город.
Негреческое население погромщиков не поддержало, и в итоге особо тяжких последствий удалось избежать. Ещё один погром, также инициированный греками, случился в 1859 году — тогда в дело решительно вмешалась полиция. Погром 1871 года можно считать как бы «переходным»: его инициаторами, по всей видимости, также стала греческая община, однако на сей раз участие в погроме приняли и представители других национальностей. Поводом для погрома стали слухи о том, что накануне Пасхи евреи забросали камнями православную церковь, украли крест и осквернили кладбище. На этот раз власти достаточно долго закрывали глаза на происходящее и лишь на четвёртый день применили силу для восстановления порядка. В результате погромщики разрушили 863 дома и 522 еврейских лавки, сожгли типографию, разбили стёкла в Бродской синагоге. Были убиты шесть евреев. Примерно с этого времени погромы обретают уже не только чисто национально—религиозный, но b, как мы уже описывали выше, политический характер. Следующий погром произошёл в 1881 году и был связан с убийством императора Александра II.
Ряд изданий антисемитского характера активно распускал слухи о причастности евреев как к этому убийству, так и к бедам русского народа как такового. Более того, распространялись слухи, что существует некий «царский указ», предписывавший расправляться с евреями, и что подобные действия в любом случае не будут встречать сопротивления властей. Особенно активничала в этом смысле, например, издававшаяся в Одессе газета «Новороссийский телеграф». Волна погромов прокатилась по территории современной Украины и Молдовы: первым был погром в Елисаветграде Кировограде, Кропивницком 15-17 апреля, за ним последовали беспорядки в Кишинёве, Киеве, Жмеринке, Конотопе. На территории нынешней Одесской области погромы бушевали в Ананьеве и Березовке. Несколько раз в 1881 году вспыхивали беспорядки и в Одессе.
Жизнь в Одессе изменилась до неузнаваемости: жительница города осмелилась сказать правду
Почему в Одессе много евреев, как они там появились? Конечно, и сейчас в Одессе живут евреи, многие из них вернулись после 1945 года. И почему-то только в Одессе конца 19-го века они вызвали у абсолютно нерелигиозных евреев такой «неожиданный» порыв — организовать массовое возвращение в Землю Израиля. Еврейское агентство «Сохнут» опровергло информацию о вероятном массовом бегстве евреев из этого города, которую пятого мая распространили израильская. «Одесса — это, конечно, русский город, но вот чуть-чуть еврейский», — сказал Путин. «Одесса — это, конечно, русский город, но вот чуть-чуть еврейский», — сказал Путин.
ПОЧЕМУ В ОДЕССЕ МНОГО ЕВРЕЕВ
Еврейское население Одессы готовится к эвакуации из города В настоящее время в городе, по данным The Jerusalem Post, проживает около 30 тысяч евреев. Евреи стали массово покидать Одессу после восьмидесятых годов, когда появилась возможность свободно выехать за границу и многие из них устремились в Израиль или в США. Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»: Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах названную Черноморском) как еврейскую (одни пикейные жилеты чего стóят!); близок им духом одесский.