Свята́я вода́ — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении.
Крещенская святая вода: как и когда ее набирать, зачем, и что потом с ней делать
Становится ли в это время святой вода из-под крана, в реках и других водоёмах? Поскольку некоторые вопросы, хоть и заданы искренне, но всё-таки звучат комично, то я позволю и себе начать с анекдота. В годы, когда повсеместно царил воинствующий материализм, особые свойства святой воды объясняли ионами серебра, которые, якобы, переходят от креста священника в воду. А дальше задачка. Ну а теперь о том, что такое святая вода, как её можно использовать, а как категорически нельзя. Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием.
На основании чего святой воде приписывают такую силу? На основании опыта миллионов. Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую наших современников - людей не чуждых науке. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет. А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство.
Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий 1877-1961 гг. Но как действует святая вода?
Используются и другие печати — Богородичная и с изображением икон святых. Из середины просфоры вырезается Агнец, то есть хлеб, который используется для совершения таинства Евхаристии. Остатки агничной просфоры ее срезанные боковые части называются антидором.
Из других просфор вынимаются частицы за Божию Матерь, святых, за живых и умерших членов Церкви. После совершения Литургии просфоры раздаются верующим и принимаются как святыня. В наши дни просфоры принято вкушать обязательно натощак в XVIII-XIX веках это требование распространялось только на антидор , с особой молитвой, вместе со святой водой. Вот один из вариантов такой молитвы: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Из содержания молитвы видно, что эти святыни — хорошая помощь и укрепление в нашей духовной жизни. Обычно просфору и святую воду вкушают с благоговением после чтения утренних молитв до еды.
Надо следить за тем, чтобы крошки от просфор не падали на пол. Просфору можно аккуратно разрезать на части, подсушить и бережно хранить дома в чистой баночке рядом со святыми иконами. Если просфора заплесневела, ее нельзя выбрасывать в мусорное ведро, как обычный мусор. Испортившуюся просфору нужно отнести в храм на сжигание.
Обычная водопроводная вода в крещенскую ночь тоже становится святой — если набрать ее ночью 19 января, то пользоваться ей можно целый год или даже дольше. В крупных храмах крещенскую воду раздают с 18 января. В церквях поменьше за ней можно прийти после Литургии или на Всенощное бдение. Также в России есть более сотни святых источников, рядом с которыми стоят церкви или часовни. Верующие посещают их круглый год, но особенно популярны они становятся в Крещенский сочельник и сам праздник. Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им. Сысина провели исследование, в ходе которого наблюдали за свойствами воды за несколько дней до Крещения. Уже с 17 января в ней изменилось количество ион-радикалов и уровень pH.
В научной среде эта вода называется структурированной. В районе 19 января вода действительно становится структурированной. Но, не только… Структурированной вода также становится после таяния льда и… не удивляйтесь каждые 27 дней, после точки зимнего солнцестояния, начиная с 22 декабря, когда в северном полушарии Солнце начинает свой путь к лету, а визуально — к северному полюсу Земли. И начиная с 22 декабря, каждые 27 дней вода, под влиянием солнечной радиации с особыми астрофизическими свойствами, становится структурированной. Теперь считаем… В годовом солнечном цикле, первая структурированная вода появляется 21-22-23 декабря, в зависимости от года, но точно, как только Солнце зашло в 1-й градус Козерога.
Лечимся крещенской водой. Целебные свойства крещенской воды и правила искользования.
Разбавлять святую воду можно, даже несколько капель святой воды сообщают ее свойства большому объему. Священник Валерий СосковецМолитва на принятие святой воды:«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Т. Как использовать святую воду. Освященную воду применяют на добро и разные потребности: окропляют жилище и его обитателей для исцеления и изгнания нечисти. Традиционно считается, что чудесные свойства святой воды помогают избавиться от любых болезней, обрести душевное равновесие. Исцеляет страсти наши святая вода — помогает усмирить гнев, освободиться от суетных мыслей, блудные помыслы победить.
Что еще почитать
- Святая вода и вода святых источников. Как лечить себя водой
- Святая вода: как пить, окропить, молитва в церкви, просфора
- Что такое святая вода и как ее правильно использовать в Хабаровске
- Все о Крещенской воде: ответы священника - Журнал | БФ Правжизнь
- От чего спасает крещенская вода? Мнение священника из Балаково | Газета Балаково
- Храм апостола Петра в Веселом поселке - О Крещенской воде.
Как использовать и пить святую воду дома, правила и распространенные ошибки
По мнению многих историков, чин Великого освящения воды возник не ранее V—VI вв. Он ввел в богослужебную практику несколько новых чинов, включая призывание Имени Божия над водой вечером кануна праздника Богоявления. Однако еще довольно долгое время специального чина не было: христиане просто набирали воду на день праздника из любых источников. Именно о свойствах этой воды пишет свт. Иоанн Златоуст: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».
А в Константинополе на Крещение люди брали воду из фонтана близ храма Святой Софии — она считалась освященной. Интересный факт Лишь к VII в. Однако идущее из древности представление об освящении всех вод в полночь на Крещение, восходящее к первым векам Церкви, продолжает сохраняться до наших дней. Благочестивая традиция требует, однако, все же брать освященную воду именно в храме, после соответствующего чина. Хотя бы потому, что присутствие на богослужении возгревает веру, готовит душу к принятию Благодати, исходящей от Великой Агиасмы.
Как правильно пить? Как Великую, так Малую Агиасму обычно употребляют после утренних молитв, натощак, вместе с кусочком освященного хлеба — просфоры. Вместе с тем, при критических жизненных обстоятельствах, требующих поддержки свыше, во время болезней, не грешно выпить воду вообще в любое время, когда это жизненно необходимо. А вот молитва как свидетельство веры, просьба о помощи, здесь тоже обязательна. Как лечиться?
Лука Крымский , не только святой, но также — один из классиков современной медицины, писал: «Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине». Действительно, известны случаи, когда даже несколько капель святыни способствовали излечению, а иногда буквально отводили «от врат смерти».
Однако, необходимо помнить, что помощь Божия подается также через врачей, лекарства, так что употребление святой воды вовсе не исключает обращения к медицинским средствам. Молитва на принятие святой воды и просфоры Молитва Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Можно пить некрещеному человеку? Современные пастыри считают, что это зависит от отношения к святыне. Если человек верит ее благодатности, осознанно идет к Церкви, в употреблении святыни греха нет.
Однако, недопустимо отношение к ней как «оберегу», «магическому средству». В таком случае нельзя допускать кощунства над святыней. Максим Козлов советует подходить с рассуждением: если «таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно… Решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные». Как умыть себя и ребенка?
Симеон Солунский , — есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего… В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Однако уже с самой глубокой древности на них стали делать особые изображения — печати.
Чаще всего это были изображения Креста. В Сирии и Египте в средней части просфор изображали несколько больших крестов и вокруг — много маленьких. Бывали и такие случаи, когда жертвователи ставили на просфорах свою именную печать. Такая их форма утверждена Большим Московским Собором 1667 года. Сами же просфоры состоят из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, в ознаменование того, что в едином лице Господа Иисуса Христа присутствуют две природы — Божественная и человеческая. В некоторых храмах и монастырях принято делать печати с изображением иконы особо чтимого в данной местности праздника или святого. Просфоры с такими печатями не употребляются для совершения Божественной Литургии, они предназначены только для раздачи верующим.
Для совершения проскомидии 3 используется пять просфор: одна — для приготовления Святого Хлеба, который в Таинстве Евхаристии становится Телом Христовым, из другой вынимается частица в честь Божией Матери, из третьей — 9 частиц в честь девяти ангельских чинов, из четвертой — частицы о здравии, из пятой — об упокоении. Эти пять просфор называют служебными, в отличие от малых просфор, которые потом раздают верующим. Сперва священник, облачившись во все священные одежды и встав перед жертвенником 4 , произносит возглас: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. После этого, взяв первую агничную просфору, священник трижды делает на ней копием изображение креста со словами: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры священник вырезает копием середину в форме куба, произнося при этом слова пророка Исаии, которыми он пророчествовал о Христе: Яко как овча на заколение ведеся, и яко агнец непорочен прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть? Эта вырезанная середина кубической формы называется Агнцем Ин. Она кладется посреди дискоса — особого богослужебного сосуда, на котором освящается Святой Хлеб за Литургией.
Затем священник крестообразно делает два глубоких надреза на нижней стороне Агнца, говоря: «Жрется приносится в жертву Агнец Божий, вземляй взявший на Себя грех мира, за мирский живот и спасение за жизнь и спасение мира », и пронзает копием правую сторону Агнца, произнося слова евангелиста: Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие тотчас изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его Ин. При этих словах в стоящую рядом Чашу Потир вливается вино, смешанное с небольшим количеством воды. Затем священник берет вторую просфору, называемую Богородичной, вынимает из нее частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Третья просфора, называется Девятичинной. Из нее вынимается девять частиц в честь святого Иоанна Крестителя, святых пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, праведных родителей Божией Матери Иоакима и Анны а вместе с ними — храмового святого, святых дня, равноапостольных Кирилла и Мефодия, великого князя Владимира и великой княгини Ольги и всех святых , и, наконец, святого составителя сегодняшней Литургии — святителя Василия Великого или Иоанна Златоуста. Эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе сверху вниз в три ряда. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой — за умерших.
Они полагаются в передней части дискоса перед святым Агнцем. После этого священник вынимает частицы из тех самых просфор, которые потом раздают верующим. Вынутые частицы кладутся там же, перед святым Агнцем, рядом с заздравными и заупокойными частицами, вынутыми из служебных просфор. При этом у жертвенника читаются поданные на Литургию заздравные и заупокойные записки. Совершив проскомидию, священник молит Господа благословить предложенные Дары хлеб и вино, которые во время Литургии становятся Телом и Кровью Христовыми , помянуть принесших эти Дары вино и хлеб, то есть просфоры и тех, за кого они принесены, самого же его «сохранить неосужденным». Затем священник или диакон совершает каждение всего храма, после которого и начинается Литургия. Вынутые из просфор частицы в это время лежат на дискосе возле Святого Агнца, символизируя всю Церковь — земную и небесную — членами которой являются и Божия Матерь, и ангелы, и все святые, а также верующие христиане — живые и умершие.
Частицы, вынутые из просфор, по-прежнему лежат возле Агнца. Они находятся там и во время освящения Даров, но, в отличие от Агнца, не становятся Телом Христовым 6. После того, как заканчивается причащение мирян, священник, вернувшись в алтарь, погружает все вынутые из просфор частицы в святую Чашу, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Так завершается освящение просфор. После этого их относят за свечной ящик или в церковную лавку и там раздают прихожанам. Получив просфору, ее следует вкушать благоговейно прежде принятия пищи. Если вы берете ее домой, позаботьтесь о том, чтобы она не зачерствела, не заплесневела, и чтобы крошки от нее не падали на пол.
Если вы хотите дать ее ребенку, следите, чтобы он не крошил. Если же по вашей небрежности просфора заплесневела, ее нельзя выбрасывать — отнесите ее в храм для сжигания. То же самое относится к антидору и артосу. Можно порезать и подсушить просфору — так она будет дольше храниться. Будьте благоговейны к святыне, и она станет для вас средством духовной поддержки и укрепления. Артос «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, …благословил еси пять хлебов в пустыне, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси вкушающие от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия».
Великая агиасма в переводе на русский язык означает «великое освящение воды». Исследования учёных показали, что раз в год вода повсеместно меняет свою структуру, которая сохраняется в течение двух дней, то есть начиная от Богоявления и включая праздничный день Крещения Господня.
Так ли это? Сейчас, когда происходит освящение воды в близлежащих водоёмах, тоже можно сказать, что после в кранах начинает течь святая вода. Но это не означает, что открыл дома кран, набрал воды и ваша религиозная деятельность закончилась. Человек должен прийти в храм, чтобы помолиться и поблагодарить Бога за всё и в первую очередь за то, что живёт, а потом просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей. Есть специальная молитва на принятие святой воды и просфоры: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый…». Хватит 2—3 глоточков, чтобы вода принесла свои какие-то благотворные плоды. Лишь два дня в году — в Крещенский сочельник и в сам Праздник — верующие пьют воду в течение всего дня.
Оба обряда проводят в утренние часы, сообщается на портале «Милосердие. Водосвятие начинают сразу же после утренней Литургии. Оно совершается в храме или на водоеме вблизи специально устроенной проруби — «иордани». В молитвах на освящение воды упоминают о придании ей благодатных свойств. Верующие молят Бога, чтобы он помог тем, кто набирает святыню для питья, кропления и освящения домов. Зачем освящать святую воду Православный богослов Александр Шмеман объяснял это так: «В Церкви происходит освящение воды для того, чтобы последняя стала тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели — обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним». Слова богослова привели на портале «Православная жизнь». Для чего используют святую воду В православии святую воду считают источником Божьей благодати. Она сопровождает верующего с момента крещения вплоть до его кончины.
О Крещенской воде
Действительно ли вода бывает только «святой» только раз в году? Как только третий кувшин святой воды пролился на бездыханное тело, умерший паломник очнулся. Они считают, что явных отличий от воды из-под крана у неё нет, но эксперт "Царьграда" не согласен с выводами новосибирских учёных, ведь не всё можно объяснить "опытным, эмпирическим путём". 5. Бывает ли, что святая вода "не помогает"? Святая вода способна сохранять свою структуру несколько лет, поэтому практически никогда не портится. Великая сила крещенской воды помогает лечить болезни, избавлять людей от сглаза, дома от злых духов. Действительно ли вода бывает только «святой» только раз в году?
«Лучше говорить об освящении ванны с шампанским»: 10 наивных вопросов священникам о святой воде
Святая вода в православии (агиасама): как использовать и хранить, как самостоятельно освятить, околоцерковные заблуждения. вся вода станет святой? От чего помогает святая вода? Можно смачивать святой водой лицо болящего человека, но не следует добавлять воду в ванну для купания, так как после купания святая вода уходит в канализацию, а это грешно. Белгородская митрополия объяснила, зачем в Церкви на Крещение освящают воду, как правильно брать, хранить и использовать святую воду в повседневной жизни. Единственно недопустимо использовать святую воду для гаданий и ворожбы, как часть колдовских снадобий. Общественная служба новостей узнала, как хранить и использовать святую воду на Крещение 2023.
Как использовать святую воду от сглаза
Крещенская вода: как правильно хранить и пить - Новости | Религия - 18 января 2024 - Новости Новосибирска - |
10 вопросов священникам о святой воде - 18 января 2024 - НГС55.ру | Святая вода – что это такое, когда набирать 18 и 19 января 2024 на Крещение Господне, течет ли из-под крана, использование. |
Лечимся крещенской водой. Целебные свойства крещенской воды и правила искользования. | Священник Волков рассказал, когда набирать святую воду на Крещение, и от чего она спасет. |
Новости Республики Коми | Комиинформ | Если у вас есть хронические заболевания, то святая вода поможет лучше переносить симптомы болезни. |
«Лучше говорить об освящении ванны с шампанским»: 10 наивных вопросов священникам о святой воде | В этом ролике мы расскажем о том, что такое святая вода. |