Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии. в восточнославянской мифологии злой колдун, похититель невест. Узнав сказку о Кощее Бессмертном, Кертин поделился мифом, записанным им от индейцев Северной Америки. Кощей Бессмертный, он же Карачун, он же Кош, он же Косцей — один из главных действующих лиц русских народных и литературных – опасный противник главного героя, но иногда. Кащей или кощей бессмертный в славянской мифологии.
Разыскивается Кащей Бессмертный
Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?» | Кащей или кощей бессмертный в славянской мифологии. |
Кто такой Кощей Бессмертный? | Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. |
Русская мифология: Тайны Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный, персонаж восточнославянских волшебных сказок, реже русских былин и их поздних пересказов 17–18 вв., а также современных. Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство. Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945). Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой.
Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится. В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей. Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо».
По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей «дублером» которого в сказках выступает иногда Кощей могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях. Наталья Кротова.
Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.
Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного». То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре.
Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида. Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.
Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд.
А ещё любитель забалтывать своих гостей до смерти. Считается, что шарж на Эдварда Радзинского: «Я люблю историю — и люблю рассказывать разные истории! Не очень-то добрый шарж, больше карикатура. Последний был очень рад встрече с электромагнитом… «Молодильные яблоки» — Исправить в адаптации , пополам с изменившейся моралью. На обратном пути Иван обманывает царей, и они остаются ни с чем. Здесь же молодильные яблоки принадлежат какому-то злобному рыцарю, помешанному на мировом господстве, волшебный конь принадлежит Кощею, а Синеглазка томится в плену у Бабы-Яги. От брака с Кощеем Синеглазке тоже ничего хорошего не светит, а рыцаря с конём даже не кидают: тот сам от него сбегает, не желая участвовать в захватнических войнах и убийствах.
Кроме того, отец трёх братьев здесь не царь, а селянин, Иван ходит в лаптях, а когда волк предлагает ему те же планы похищения, что и в оригинальной сказке, Иван отвечает: «Нет, я уж лучше добром попрошу, по-хорошему! Кощей тут сидит в своём дворце безвылазно и не посягает на мировое господство. И одет он здесь как царь. Зато злой рыцарь с зелёным лицом даже спит в латах. Расторопный слуга выполнил за царевича все квесты, но когда пришла пора биться, а Кощей в озвучке вышеупомянутого Милляра превратился в дракона, царевич хлопнулся в обморок. Пришлось слуге самому расхлёбывать. Здесь заветное яйцо с иглой Кощей прячет внутри себя вместе с «матрёшкой» хранителей, они же его аватары , но своя ахиллесова фигня у него остаётся: в образе совы, летучей мыши и, судя по словам Бабы-Яги, лисы его можно поразить заветным мечом-кладенцом, а в образе дракона — мёртвым волосом. Ещё он старший брат Бабы-Яги и Водяного, которых, видимо, так достал, что они охотно помогают с ним расправиться.
Учительница Марлен явно влюблена в него, а тот видит в ней только отличную коллегу , потому что сам формат не предусматривает любовных линий. Впрочем, юные зрительницы все равно шипперят эту пару в фанарте. Только маленькая. Убил его наёмник Дефстроук. И близко не тянет на аристократически худощавого старика — здешний Кощей могуч, длинноволос, накачан, невоздержан в половой жизни, свиреп и не особо умён. Собственно, он и власть-то захватил, напугав всё население своей жестокостью, грубой силой и практической неубиваемостью. Правда, в комиксе Кощей Бессмертный изображён как типичный тюрок. Но, как говорится, поскреби русского… Скорее злодей по должности — сам по себе не злой, а в сольном комиксе довольно трагичен.
И вообще его на Хеллбоя натравила Баба-Яга, а потом они мирно вместе выпили. Кощей из комикса от издательства Bubble «Инок» и его продолжения «Мироходцы» усилиями космических сущностей стал бессмертным и защищал Эдем на протяжении тысячелетий. На самом деле является Иваном Царевичем. В далёкие 1990-е в детском журнале «Серёжка» был опубликован комикс, в котором царь Берендей, не желающий выдавать дочь за Ивана-дурака, поручил последнему невыполнимую задачу — принести три головы Кощея. Баба Яга сообщила дураку, что бессмертный любит играть в загадки, так что и без битвы можно обойтись. Иван пришёл в замок Кощея и предложил сыграть в загадки на головы. Ответив на три вопроса Кощея, он задал свой: «Ответь, получишь ли ты мою голову. Если не угадаешь, то получишь!
Кощей впал в ступор. Веб-комикс «Приключения Суперсвина» — Суперсвин повзрослевший и окрутевший поросёнок Пятачок надоел всем сказочным злодеям, и они решили от него избавиться. Для этого Кощей Бессмертный придумал « гениальный и хитроумный план » — просто заманить его в ловушку и всем вместе избить его до полусмерти.
В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином.
А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом. Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены: В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей.
Просит Кощей у Ивана-царевича: — Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло! Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер. Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых.
Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака. Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Кощей Бессмертный Происхождение Кощея Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей русского фольклора, но его происхождение и история не так просты, как кажется. Коще́й (Каще́й) Бессме́ртный — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Изначально — аналог Аида. история, образ кащея, кощей бессмертный, кощей бессмертный, кащей бессмертный, кощей, кащей, факты, мифы славян, ссср, мифология, сказка про бабу ягу, история интересно, русь, славянские боги, cartoons, кощей кто он, кощей мифология, легенды. это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Но задумывались ли вы над тем, что основой таких сказок становились древние мифы, известные нашим предкам? Кощей — одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях.
Posted on by admin В царстве Чернобога, Худ. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; правитель Нави, бог времени. Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Бог, который управляет Познанием материального Мира и холодным Рассудком, простой, но железной Логикой и непомерным Эгоизмом. Кащей Бессмертный, есть и еще одно из имен Чернобога — Бес. Был женат на Маре-Морене. Каждую из них олицетворяет свой бог.
Враждебную олицетворяет Чернобог. Чернобог, Худ. Иванов ВНЕШНИЙ ОБЛИК: Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами. Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски.
Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце. Изменять течение времени он способен как для всего что его окружает, так и для отдельных объектов, создавая впечатление будто он замораживает или вытягивает жизнь. Помимо властью над временем, Чернобог обладает непревзойденными способностями к магии, которые позволяют ему менять окружающий его мир по собственному желанию, практически без ограничений. Кащей, Худ.
Самый могущественный в германо-скандинавском пантеоне, воин, мудрец и повелитель Вальхаллы. В общем, не настолько плох, как два предыдущих. Есть исследователи сказок, которые призывают считать источника бед положительным персонажем. По их мнению, он всего лишь отыгрывает роль отца девушки во время её инициации во взрослую женщину. Об этом расскажем дальше. Родственник Горыныча Поскольку оба этих сказочных героя творят похожие дела похищают девиц, держат их в заточении, принуждают к замужеству, истребляют целые поселения , то авторитетные исследователи нередко называют их даже не родственными персонажами, а просто разными именами одного и того же существа. Но всё же внешне они сильно не похожи. У нашего персонажа помимо худобы и человеческого облика часто описаны или изображены художниками лысая морщинистая голова, острые нос и подбородок, злобное выражение лица. Поскольку он всё же властелин мертвого царства, то носит подобающую корону. Использует чёрный плащ вместо традиционного для других монархов алого плаща.
Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно. А без помощи Бабы Яги или волшебных помощников — вообще невозможно. Жертва безответной любви Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954. YouTube Любимые сказки и мультфильмы. Самое удивительное в костлявом и ветхом старике — его могучая тяга к любви и институту брака. В каждой сказке он непременно выбирает самую прекрасную девушку и злодейски похищает её практически из-под венца. После долго уговаривает, запугивает, принуждает к браку.
Но получив окончательный отказ, превращает девушку в нечто мерзкое — жабу, змею. Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу. Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности. Спасти несчастную может только искренне любящий молодец, но ярость Кощея бывает сокрушительной, а жертвы — немалыми. Уже после первой битвы немощь и дряхлость колдуна не может ввести нас в заблуждение. Он очень силён благодаря магии, а бессмертие делает его неуязвимым перед любым оружием. Поэтому ни одному богатырю в честном бою с ним не справиться. На что способен властелин мёртвого царства?
День деньской размахивать огромным мечом в 500 пудов.
Сказки любят все, как взрослые, так и дети. В них много разных чудес. Я люблю русские народные сказки.
На меня они производят очень сильное впечатление. Мне стал интересен сказочный персонаж — Кощей Бессмертный. Всегда ли он злой или может быть добрым?
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
А вечной жизнью не одаришь? Да золотом? Будешь жить вечно, богатство своё копить, да в одиночестве! Зачем мне кто-то? С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара - вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь - значит и не надо, - и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать - то тебя? Вечность меня звать, - хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений.
Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно. Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться. Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны - ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко. Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили "добры молодцы" "Кощея воевать". Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит.
Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё. На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису. Поговорил, позвал к себе жить. Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками. Продукты Кощей покупал через охотников в ближайших деревнях, готовил всегда сам, и готовил отменно - за столько-то лет научился! Василиса осталась у Кощея, он растил её, как родную дочь, покупал ей все лучшее, учил у лучших учителей в Киеве и Москве. А девочка оказалась умной и очень жадной до знаний. Однако годы неумолимо делали Василису старше.
Они, в отличие от "тупых зомби", сохраняют разум и магию. Личи обычно контролируют армии мёртвых и повелевают жуткими тварями. Но главная суть в том, что лича очень сложно уничтожить, а иногда - почти невозможно. После уничтожения физической сущности, это создание может возродиться при помощи филактерии с древнегреч. Наиболее ярким примером такого тёмного мага является знаменитый для всех Кощей Бессмертный. Безусловно, это самый настоящий Лич-колдун или Король-лич, если использовать терминологию вселенной Warcraft. Только эта сущность - целиком и полностью принадлежит славянскому фольклору. И именно отсюда многие фэнтези-авторы в своё время "набирали" в свои миры массу интересных существ. Личи и аналоги Кощеев - это только один из примеров. Славянская мифология дала вдохновение сотням фантастов, и это неоспоримый факт. Напомним, что Кощей является бессмертным созданием, могущественным колдуном, способным уничтожать целые царства и творить ужасы, кои добрым молодцам и во снах не снились.
Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Кощей — бог холода и зла. По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кощею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кощей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима.
Он превращает противника во что угодно только гневным взглядом. Сам легко оборачивается вороном или зверем. Рядом с ним всё теряет жизненную силу, даже растения. Как и другие стражи мира мёртвых, он не переносит запах живого человека и чувствует его очень остро. У него на службе находятся не только упыри и нечисть, но и силы природы. Обычно его появлению предшествуют буря, погружение мира во тьму, гром, град и прочие неприятности. Для пущего эффекта злодей возникает либо из ниоткуда, либо прилетает вороном и принимает человеческий облик. Но чаще всего у колдуна есть необычный конь. Он столь же ужасен на вид, могуч и способен мчаться быстрее ветра. Есть у него и вторая страсть — сокровища, которые он собирает в несметных количествах. И тщательно оберегает от посторонних глаз. При чём здесь матриархат Архаичное устройство общества когда главными были женщины, матери , нашло отражение и в сказках. Например, в одной из самых популярных, где персонаж предстаёт во всей красе «Марья Моревна» , красавица вовсе не становится жертвой. Это мощная, удачливая воительница, жена бессмертного колдуна. Да такая, что одержала над ним победу и сумела приковать к скале мощными цепями. И помогают Ивану царевичу мужья его сестёр — то есть родственники по женской линии. А вот подводит молодца милосердие. Дав старику напиться воды, он возвращает колдуну силу и невольно освобождает из плена. Только в одной сказке мы можем наблюдать романтичную субличность этого злодея. Она не хочет становиться женой немилого и злобного Ивана Годиновича, но тот её похищает. Кощей в данном случае имеет даже отчество — Трипетович. Имя батюшки явно не относится к славянским. Он отправляется в погоню, освобождает возлюбленную и добивается её согласия на свадьбу. Но в разгар их радости события разворачиваются очень прискорбно: Трипетович погибает от собственной же стрелы, а разгневанный Иван Годинович жестоко убивает красавицу. В общем, всё равно супружеское счастье для костлявого остаётся недостижимым. Обряд инициации У большинства древних народов существовали обряды посвящения подростков во взрослую жизнь. Часто они были очень суровыми и символизировали ритуальную смерть молодого человека. Таким образом он должен был умертвить в себе свои слабости, страхи, недостатки, чтобы доказать право на создание семьи, способность заботиться о ней, продолжать свой род и приносить общине пользу. Конечно, самые сложные испытания выпадали на долю молодых парней. Их зарождающаяся мужская сила, необузданная ярость, дух соперничества и непреодолимый инстинкт размножения нуждались в суровой огранке. Во многих славянских племенах подростков лишали всех благ цивилизации и изгоняли в лес.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Кащей или кощей бессмертный в славянской мифологии. Кащей Бессмертный, русский Кащей Бессмертный, 1945 черно-белое фэнтези режиссера Александра Роу, с Георгием Милляром в роли Кощея. это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен.
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь
Сейчас появилась надежда на то, что животворящий дух Кощея Бессмертного реанимирует-таки этот проект. Образ Кощея Бессмертного полон загадок, а в исследованиях о его истории полно белых пятен. Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл замечательный русский актер театра и кино Георгий Францевич Милляр (1903—1993). в восточнославянской мифологии злой колдун, похититель невест. Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный.
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой.
Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Смерть Кощея спрятана на острове Буяне по некоторым толкованиям, это остров Рюген , на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла.
Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию. Дочерью Кощея выступает Василиса от греч. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков от готов до викингов , которые происходили из Скандинавии.
Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Так в частности в некоторых русских народных сказках Кащей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кащея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря».
Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство.
Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие. Как убить Кащея В одной из сказок Кащей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода море-океан , земля остров , растения дуб , животные заяц , птицы утка , а дуб — «мировое древо».
Иными словами покончить с Кащеем можно, уничтожив миропорядок. В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич — дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями.
Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. Это два принципиально разных героя. Славянские рунические образы вообще необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного смертного читателя. Этими образами в владели лишь Волхвы, ибо запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца и прочих джедайских наворотов. Фильмография и актеры Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров.
Роль антагониста досталась актеру Георгию Милляру, который успешно справился с образом. Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного Впрочем, этот лицедей выступил в своем привычном амплуа, потому что в свое время он играл Бабу-Ягу и черта из картины «Вечера на хуторе близ Диканьки». Георгий Францевич поработал на одной съемочной площадке с Сергеем Столяровым, Александром Ширшовым, Сергеем Филипповым и другими звездами кинематографического небосвода.
Это злодей, который набирается сил, стоит ему только выпить много воды, и он постоянно похищает красавиц. Ну ведь не просто так, со скуки он это делает.
Должна же быть веская причина, которая сподвигала бы Кощея на подобные злодеяния. Итак, давайте пойдём немного иным путём. Красавицы, от слова краса. Это сила юности, жизни, плодородия. А всё это в себе воплощают богини Лада, Леля и Жива, что приходят весной, чтобы вдохнуть жизнь в землю, скованную зимней стужей.
Итак, Кощей напивается воды и похищает красавиц в свою тёмную обитель. А если представить, что речь идёт о природных явлениях?! Осенью земля впитывает в себя всю влагу, словно набирает силы для длительного перехода, и наступает зима. То есть похищение Кощеем красна девиц, можно рассматривать как наступление осени и затем зимы. Если вспомнить образ, который навязывается этому языческому персонажу, то это гниль и растлённое тело, то есть, то что получается при разложении плодов и растений осенью.
В этом покрове хранятся зёрна. Что прорастут с наступлением весны Кощеевым цветом, зелёным. Итак, Кощей похищает красна девиц и всячески пытается помешать царевичам, которые ринулись спасать своих невест. Хотя если присмотреться, Кощей практически не наносит царевичам никакого урона, так мелкие шалости, с которыми герои легко справляются. А что если Кощей не похититель, а хранитель?!
Не похищает он красоту весны и тепло её, а хранит её богатства в недрах матушки земли?! Да, да мы говорим о зёрнах и корнях, что скрываются под снегом зимой. И козни Кощея, это вовсе не палки в колёса героев, а ворчливая отеческая забота?! Интересная точка зрения не так ли?! Не забывайте, что у наших предков не было понятий абсолютного, беспричинного зла.
Зло, древними славянами рассматривалось, как нечто столь же естественное, как и добро. Зло есть, потому что есть добро-это равновесие. Поэтому злодеи в русских сказках и не злодеи вовсе, а просто герои исповедующие другую сторону добра. Ведь по сути они совершали злодеяния, для того чтобы всякие царевичи могли совершить добрые дела. Странно, дико, но ведь в такое поверить возможно.
И давайте вспомним, царевич на коне, побеждает Кощея на коне. Конь — это символика солярных богов, ведь именно на колеснице, запряжённой лошадьми, солнце проносится по небосводу. Битву между Кощеем и царевичем можно интерпретировать, как победу весеннего солнца над зимним.
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Кощей Бессмертный – многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной; он – волхв, наделенный страшной внешностью и владеющий магией. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. Кощей Бессмертный очень близок к греческому Аиду-Плутону, царю подземного мира мертвых. Баба-Яга помогает сказочному герою победить трёхглавого змея или даже самого Кощея Бессмертного.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?» | 10 декабря - 43919898152 - Медиаплатформа МирТесен. |
Откуда появился Кащей Бессмертный? | В русских народных сказках Кощей Бессмертный — самый страшный персонаж. |
Презентация "Кощей Бессмертный" | Образовательная социальная сеть | Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих – одно и тоже лицо. |
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Второй образ, с которым коррелируется образ Кощея это древнегреческий Аид — бог Подземного царства или Царства мертвых. Во-первых, одно из названий погребальных обрядов у славян было кощуницы. Во-вторых, в сюжете, где Кощей Бессмертный похищает невесту главного героя и относит в свое царство, совпадает с тем, как Аид похитил Персефону и утащил в подземный мир. Разница лишь в том, что Иван-царевич возвращает девушку, а Персефона становится женой Аида и в некоторых версиях даже любит его. Хотя мотив возвращения есть и в греческом мифе — ведь Персефона только треть года проводит с мужем, а на две трети возвращается к матери. С ее приходом в мире наступает весна, а с уходом осень и зима. Напомню, что в некоторых мифах Кощей совпадает с Карачуном — божеством низшего мира, повелителем зимы. А у молдаван Карачун в том числе отвечает и за хороший урожай и плодородие! Помните, как миф о похищении Персефоны связан с тем, что на земле перестал зреть урожай?! Третий образ, с которым связан Кощей — библейский Самсон. Но у него также: жена из другого рода, что противоречит традициям и, возможно, речь идет о похищении или других брачных нарушениях Самсон обладает секретом, в котором заключена его сила жена Самсона выпытывает этот секрет, как в некоторых сюжетах Василиса Премудрая узнает секрет смерти Кощея Кроме того Фрэзер обнаружил еще одну версию мифа о Самсоне, где он злодей, похитивший невинную Далилу.
Некоторые исследователи даже связывают образ Кощея с кельтским волшебником Мерлином! Ведь у кельтов одним из важных символов тоже является чаша — котел, наполненный то жертвенной пищей, то огнем. От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых… Начнем с конца. Его дочь Анастасия была первой из семи жен Ивана Грозного.
В бытность свою ещё обычным человеком, Кощей был богатым и очень жадным купцом. Жаден он был настолько, что не хотел ни жениться, ни тем более обзаводиться детьми. Ел он только сухари, пил только воду — из экономии, отчего был худым, как ходячее пособие по анатомии. В городе, где жил этот субъект, его, конечно, не любили, так как обсчитать да обмануть всякого он считал своим долгом. Так он и жил — богатство копил, с соседями ссорился да экономил на всем. Однажды к дому Кощея тогда ещё Иннокентия, а попросту — Кешки пришёл древний старик и попросил приюта на ночь. На удивление, Кешка пустил старика к себе ночевать, даже сухарями угостил. Утром старик спросил у хозяина: — Благодарствую за ночлег. Чём благодарить тебя? А вечной жизнью не одаришь? Да золотом? Будешь жить вечно, богатство своё копить, да в одиночестве! Зачем мне кто-то? С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара — вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь — значит и не надо, — и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать — то тебя? Вечность меня звать, — хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений. Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно. Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться. Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны — ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко. Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили «добры молодцы» «Кощея воевать».
Впрочем, это и не удивительно, ведь с приходом православия на Русь, всё во что веровалось до этого, было объявлено язычеством и бесовским учением. Поэтому возможно, что те, кого называют сейчас кощунами, были не просто язычниками и сказателями басен, но почитателями культа Кощея. В бытовом понимании у слова кощей два значения, и они имеют разное происхождение: праиндоевропейское и тюркское. Сегодня мы используем слово кощей именно с тюркским пониманием, то есть худой, истощённый, нищий и даже раб. Если вспомнить те же самые старые русские народные сказки, то Кощей всемогущ, и он способен на многое. Но в более поздних пересказах появляется тот самый худой и истощённый Кощей, который в корне не соответствует изначальному лику языческого божества. Здесь можно предположить влияние христианства, которое пытаясь укорениться на русской земле стало менять устоявшиеся образы, на более выгодные себе, чтобы постепенно вызвать у людей отторжение от языческих верований. Если идти другим путём и придерживаться праиндоевропейского происхождения слова кощей, тогда мы опять-таки возвращаемся с теории Фасмера, о том, что Кощей, значит костяной. Но всё же есть некая недосказанность в этих суждениях. Что если праиндоевропейский «host» претерпел изменение и вместо слышимого к, мы получили г?! Тогда след уходит уже к английскому слову «ghost», что означает призрак, видение. То есть мы не теряем прежнее значение, костяной, но уже имеем потустороннюю подпитку для образа Кощея. Теперь можно смело выдвинуть теорию, что Кощей имеет связь с потусторонним миром. Стоит вспомнить, что из старых народных сказок известно, что Кощей подпитывает свою огромную силу из воды. Вот тут-то и возникает параллель с греческим аналогом потустороннего мира, где протекают вечные воды реки Стикс, и бог подземного мира Аид черпает свои силы именно из этой реки. Просто совпадение?! Не думаю. Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира. Кто такой Кощей — бог или сказочный злодей? Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея. Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога. Здесь можно применить теорию много сознательности богов в славянском пантеоне, «один за всех, и все за одного», так сказать. Опустим этот момент и перейдём непосредственно к Кощею. Он младший сын Чернобога. Повелитель мёртвых душ. Стоит не путать с самой смертью, так как Кощей не отнимает жизнь, он лишь властвует в загробном мире и повелевает уже мёртвыми душами. Опять параллель и подозрительное сходство с греческим Аидом. Но у славян Кощей не просто повелевает и заведует загробным миром, он может в любой момент поднять целую рать из мертвечины. Итак, Кощей славянский некромант.
Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея зимнего соединяется остью с днём Консуса Кощея? Остаётся добавить, что кощеев цвет — зелёный цвет растительности , Кощей набирается сил от воды об этом чуть позже , а огонь, по поверьям многих народов, обладает плодоносной силой например, во Франции, купальский костёр принято давать разжигать жениху и невесте или молодожёнам, чтобы огонь наделил их детородной силой. Вернёмся к облику Кощея. Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни. Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды после таянья снега или орошения? И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом — ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила — хранительница в таком неприглядном облике?! И если это так, то почему именно сгнивший труп — образ такого необходимого для жизни божества? Ответ, мне кажется, напрашивается сам. Культ предков — важнейшая составляющая ведической культуры и верований. Предки — хранители и защитники, духи предков - посетители Яви в определённые циклические праздники, когда для них открываются ворота Нави, предки — такой же объект поклонения, как и само Солнце. Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь. Для этого возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали с горки. И ко всему прочему, как уже упоминалось, огонь тепло обладает плодоносной силой. А кто такой этот Царевич? Почему Мара Моревна то и дело переходит увозится то одним, то другим соперником.