Покровительница Санкт-Петербурга — матушка Ксения. рассказывает, кто такая Ксения Петербургская, не ведающая усталости.
День памяти Ксении Петербургской: кто это и почему мы ее вспоминаем
А когда проходил по Лаврскому мосту через речку Монастырку, неожиданно подвергся атаке голубя. Причем голубь был настолько меток, что ядовитый помёт попал нашему дорогому высокопоставленному деятелю прямо в глаз, миновав модные очки. И одновременно был испорчен его богатый пиджак и рубашка. Всё его благородство и добрые намерения мгновенно исчезли.
А вокруг — ни души. И вдруг раздаётся женский голос: «На, вот, возьми, водичку — промой глаз». Откуда ни возьмись, появившаяся женщина подаёт ему воды.
Он протирает глаз, и ему становится немножко легче.
Путь, который она выбрала, был самым тяжелым из возможных — это путь юродства. Блаженная откликалась на имя мужа, а вот Ксению Григорьевну просила забыть, поскольку та умерла. В день похорон Андрея Федоровича вдова облачилась в одеяния супруга и так проводила его в последний путь. Родственники переживали, что у Ксении от горя помутился рассудок, ведь даже слов сочувствия она не принимала.
Наоборот, женщина принялась успокаивать окружающих, объясняя, что муж не умер, а стал воплощением давно почившей Ксении. После погребения тела усопшего юродивая отдала свой дом квартирантке, снимавшей у них комнату — Параскеве Антоновой. Все нажитое годами имущество и ценности раздала нищим и отписала храмам. Наличные деньги, какие были, Ксения Петербургская отнесла в церковь и заказала службу за упокой души самой себя. Близкие блаженной обратились к властям с просьбой остановить Ксению и запретить ей раздаривать состояние, ссылаясь на ее сумасшествие.
Провели медицинское обследование, в результате которого врачи сообщили — женщина в своем уме, психически абсолютно здорова и в праве распоряжаться принадлежащим ей имуществом. Смерть Духовный путь и святой подвиг юродства Ксении Петербургской длился полвека. Блаженная умерла в 70-летнем возрасте. Похоронили старушку на одной из аллей Смоленского кладбища, где когда-то она помогала строить храм. О чудесах, которые творила святая мученица, стало известно далеко за пределами Северной столицы.
Верующие, да и просто просящие проложили тропу к ее могилке. Молва гласит, что, если слезно попросить о чем-то старицу, читая молитву, помощь не заставит себя ждать. Рака с мощами Ксении Петербургской Вскоре могила Ксении Петербургской стала местом паломничества, куда стекались толпы просящих и страждущих. Над местом ее захоронения в конце 19-го века возвели деревянную часовенку, а в начале 20-го века ее заменили на просторную каменную. Революция 1917 года стала для верующих испытанием, всякое поклонение мощам святых стали называть мракобесием.
Новая власть запретила паломничество на могилу Ксении Блаженной и часовню заколотили досками. Но православные продолжали посещать святую мученицу, тайно оставляя записки с прошениями в стенах храма. Даже в страшное блокадное время паломничество не прекратилось: к часовне стекались истощенные ленинградцы, оставляя мольбы о помощи.
Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже довольно высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку.
Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду поднимала она кирпичи и складывала их на лесах. Наутро рабочим оставалось только удивляться случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник, и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне "безумная" Ксения. Чудеса Ксении Петербургской Сорок пять лет странствовала Ксения. И зимой и летом ходила она в лохмотьях и рваных башмаках, теплую одежду брать отказывалась. Одевалась или в красную кофту и зеленую юбку, или в зеленую кофту и красную юбку — цвета военного обмундирования ее мужа.
Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, она брала не у каждого, а только у людей добрых и сердечных. И всегда отдавала ее таким же нищим, как и она сама. Все больше людей стали почитать юродивую Ксению как святую. Дети, которых она благословляла, были благочестивы и здоровы. А торговцы, которые жертвовали ей, имели хорошую выручку. Кроме этого, народная молва говорила, что молитвы Ксении исцеляли от тяжелых болезней, она помогала людям оправдаться в несправедливом суде, чудесным образом знакомила одиноких людей, которым без ее помощи никогда бы и не встретиться и не пожениться.
К предсказаниям и советам Ксении стали прислушиваться, до нашего времени дошло множество ее чудес. Однажды она навестила Параскеву Антонову и велела ей бежать на Смоленское кладбище — там ей Господь сына посылает. Вдова не сразу поняла смысл речей блаженной, но послушалась и поспешила по указанному адресу. У кладбищенской ограды она увидела толпу — оказалось, что извозчик опрокинул карету, в которой ехала беременная женщина. Травмы спровоцировали преждевременные роды.
Если юродивой подавали две копейки, она всякий раз отказывалась, говоря: «Дайте мне «царя на коне». На старинной медной копейке действительно был изображен всадник на лошади. Все деньги Ксения раздавала беднякам.
На себя юродивая практически ничего не тратила. Со временем одежда ее усопшего супруга износилась, и Ксения надела красную кофту и зеленую юбку, по цвету формы Преображенского полка. Зимой она ходила в прохудившихся башмаках и отказывалась от добротной обуви и теплых вещей, которые предлагали ей сердобольные люди. Однажды лавочник хотел подарить бродяжке тулуп, но та ответила: «Подари его тому, кто без него несчастен, — тому он принесет радость», Тем не менее Ксения никогда не болела. Изредка «для укрепления здоровья» она посещала баню, на которую и уходили оставшиеся после раздачи нуждающимся копейки. Предсказания блаженной Питалась Ксения Петербургская тоже тем, что пошлет ей Бог. Чаще всего юродивую угощали милосердные горожане, прислушивавшиеся к ее пророчествам. Так, однажды Ксения зашла к купчихе Крапивиной.
Молодая купчиха старалась накормить гостью вдоволь. В благодарность святая предупредила хозяйку: «Зелена крапива, а очень скоро завянет».
День памяти Ксении Петербургской: кто это и почему мы ее вспоминаем
Никто не понимал, что сталось со всегда спокойной и благодушной блаженной. Никто не понимал и странных слов её. Все стали смотреть на неё как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; все стали не только жалеть её, но стали глубоко уважать и почитать её; все стали дивиться и умиляться её строгой, подвижнической жизни. Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять блаженную у себя в доме, тем более, что все стали замечать, что в каком бы доме или семье не побывала блаженная, там всегда водворяется какой-то благодатный мир, особливое счастие. Иногда блаженная отказывала просителям: «Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь», или говорила: «Не возьму, ты, мил человек, бедных обижаешь! Эти мягкие обличения блаженной побуждали торговцев к добросовестности и помощи бедным, оттого и рынок этот был прозван Сытным. Матери замечали, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Однако, в общении с людьми Ксения была крайне разборчива, безошибочно угадывая «доброго малого» или «бедняка несчастного», или «обидимого правды ради», — таким она всегда помогала. За все это время она не только не имела места, где главу приклонить, но не имела даже одежды, обуви, которыми можно было бы прикрыть и согреть зазябшее тело. Несмотря на это она была вполне счастлива: «Я так счастлива, как только можно быть счастливой»,— говорила она, в ответ на что окружающие удивленно пожимали плечами.
И вот не стало этой подвижницы на земле. Лишь на основании некоторых данных можно с большей или меньшей вероятностью сделать некоторые предположения. Можно, таким образом, было бы предположить, что Ксения скончалась ранее 1777 года. А эта церковь начата постройкою в 1786 году и освящена в 1790 году. Стало быть, в эти годы блаженная Ксения была еще жива. Если это так, то Ксения была отпета не на кладбище, а где-либо в приходской церкви и, вероятнее всего, это был храм во имя Апостола Матфия. Гайдуковой — 1827. Вот именно эти года и можно считать временем смерти Ксении; следовательно, рождение её падает на 1719—1732 годы. Некоторые исследователи считают годом кончины блаженной 1802 год, а годом рождения её — 1731 год.
Во всяком случае, точно определить год рождения и год смерти блаженной, за неимением определенных данных, пока невозможно. Что же касается обстоятельств смерти и погребения рабы Божией Ксении, опять-таки за неимением каких-либо данных, сказать об этом что-либо определенное трудно. Во всяком случае, если бы даже и не было подобных проявлений, чего мы отнюдь не сможем утверждать, тем не менее, все почитатели усопшей, все получившие от нее какую-нибудь помощь, какую-нибудь ласку при жизни, старались молитвами своими отблагодарить её по кончине за все то добро, какое было им оказано, старались не прерывать с ней духовного общения и по её смерти. Вот почему, наверное, можно думать, что с первого же дня погребения блаженной могила её посещалась многими и многими лицами, приходившими помолиться об её упокоении. И на молитвенную память о себе блаженная из загробного мира откликалась делами милости. Тогда и не знавшие блаженную при жизни, стали прибегать к её ходатайству, к её помощи перед Богом. Каждый посетитель могилки Ксении непременно желал хоть что-нибудь иметь у себя с этой могилки, а так как взять с могилки, кроме землицы, было нечего, то брали именно землю, веря, что эта земля — лучшее средство от болезней и горестей. Но, разбирая землю и ломая плиты, посетители клали на могилку свои посильные денежные пожертвования, которыми вначале пользовались нищие. Затем могилку Ксении обнесли оградой, к которой прикрепили кружку для сбора пожертвований на сооружение над могилой часовни.
И пожертвования не заставили долго ждать себя. На собранные таким образом деньги, при содействии некоторых почитателей рабы Божией Ксении, над её могилой была сооружена небольшая, из цокольною камня, часовня с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом в восточной стороне и с железной дверью — с западной. В 1901 году по проекту А.
Некоторые источники отмечают: «Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами». Повзрослев, Ксения Григорьевна вышла замуж за придворного певчего Андрея Федоровича. Молодые, как и полагалось в то время, обвенчались, испросив в молитве благословения на долгий и счастливый брак. Но Господь рассудил иначе. В 26 лет Ксения Григорьевна овдовела.
Ее супруг умер внезапно. Покаянный канон Господу Богу гласит: «Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние». Эта строка — безусловно, один из самых важных моментов для христианина. Покаяться перед смертью, дабы не унести с собой в жизнь вечную земные грехи. И этого таинства Андрей Федорович был лишен перед смертью. Безвременная, нехристианская кончина любимого супруга глубоко потрясла Ксению Григорьевну. То, что произошло дальше в жизни будущей святой, и современному человеку, и человеку того времени покажется более чем странным. Молодая вдова раздала все, что у нее было — деньги, вещи, нуждающимся.
Отказалась от женского одеяния, надев на себя одежду мужа — штаны, кафтан и т. Дом подарила знакомой женщине Параскеве, у которой не было своего угла. И ушла жить на улицу. Среди горожан понеслись слухи, что Ксения Григорьевна спятила. А та не обращала внимание на досужие сплетни и говорила: «Андрей Федорович — это я, а Ксения давно умерла». Путь юродства Так начался трудный, Богом данный Ксении пусть юродства. Так, приняв на себя подвиг безумия, отказа от всех благ, от самой себя, от разума, блаженная Ксения умоляла Бога помиловать ее мужа и не лишать его Царствия Небесного.
Он же был покорён спокойствием и неземным теплом, проницательностью серых глаз и религиозностью девушки.
Спустя полгода он сделал ей предложение. Недолгое семейное счастье Ксения и Андрей жили счастливо, что называется — душа в душу, но детей у них не было. А спустя десяток лет, их семью настигло горе. Андрей Фёдорович заболел воспалением легких и, когда казалось, что он идет на поправку, мужчина умер от кровоизлияния в мозг. Во время болезни мужа Ксеньюшка не покидала его ни на секунду, а после его смерти сидела девять дней на стуле и смотрела в окно. Состояние Ксении после смерти мужа Девушка не ела и не пила, полностью поседела, никто не был способен разжать её руки, крепко державшие спинку стула. Спустя девять дней она встала со стула, молча подошла к шкафу, облачилась в одежды своего покойного мужа и стала представляться людям его именем. Она говорила, что Андрей Федорович жив, что он переселился в её тело.
Отсюда память народа хранит всё то, что принято связывать с началом совершения подвига юродства Ксении. Жизненный путь питерской блаженной От Андрея Ксеньюшке досталось неплохое наследство, которое после смерти мужа вдова раздала. Дом в приходе церкви апостола Материя она отдала Параскеве Антоновне, чтобы та «бедных даром жить пускала». Деньги отнесла в церковь, чтобы молились «за упокоение души рабы Божией Ксении». Подвиг юродства Потрясённая всем произошедшим, Ксения решила ступить к совершению труднейшего христианского подвига — казаться безумной, чтобы принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека — разум, умолить Бога о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксеньюшка отказалась от всех благ мира, от звания и богатства, и, более того, — от самой себя. Она оставила своё имя и, взяв имя супруга, прошла под ним весь свой путь, положив на Божий алтарь дары всеспасительной любви к близкому. Читайте также: Как проходит обряд крещения взрослого человека у православных Свою любовь к мужу вдова хранила всю жизнь, потеряв его, избрала путь юродивой, отказалась от всех возможных благ, отправилась в странствия и стала помогать страждущим.
И не окажись я здесь тогда и не найдя в себе любовь к Богу, наверное, сошла бы с ума — спустя два месяца неожиданно ушел из жизни мой папа, и моя жизнь остановилась снова. Но на этот раз я приняла волю Бога, молилась о спасении родителей, и в эти минуты спасала и свою душу от разрушения. И во второй раз поехала к Ксеньюшке в этом году уже со смирением в сердце. Приехала отблагодарить ее. Теперь понимаю, почему так много верующих едет сюда и готово ради этого выстоять многочасовую очередь только, чтобы приклониться к ее могиле. На Васильевский — из Парижа Ежедневно сюда приходит больше сотни людей. Чаще здесь можно встретить незамужних девушек, пришедших попросить святую о семейном счастье, или семейные пары, которые мечтают о ребенке. Вот, Евавместе с мужем Марком прилетела в Петербург из Парижа. Мне уже сорок лет, и Ксения — моя последняя надежда.
Если ничего не выйдет, значит, мне не суждено иметь детей, и я успокоюсь». Ева переехала из Крыма в Париж пятнадцать лет назад. О Ксении Петербургской узнала от мамы, которая настояла на том, чтобы женщина съездила к святой и помолилась о помощи. Через месяц она родит мальчика. А я сегодня ни о чем просить не буду святую. Просто оказалась проездом в Петербурге, и появилась возможность прийти и поклониться». И хотя Ксению Петербургскую канонизировали почти спустя два столетия после ее смерти в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви , все это время в народе ее почитали как святую и верили в чудодейственную силу земли с ее могилки. Затем положили каменную плиту, чтобы люди не разносили холмик, но верующие ее разбили и разобрали по камушкам. После чего в 1830-м над могилой построили маленькую деревянную часовню, а в 1902 году по инициативе настоятеля протоиерея Алексия Сперанского возвели каменную часовню в русском стиле.
С тех пор, по словам служителей часовни, по благословению Церкви вместо земли с могилки каждый приходящий может взять цветы. Поднос с цветами и лепестками роз стоит по левую сторону от мраморного белого гроба Ксении. Служительницы часовни рассказывают, что много приходит писем от верующих, которые не могут посетить это святое место и просят прислать маслица. Тогда опускают лепесток розы в елей, освященный на могиле Ксеньюшки, и высылают его в письме обратно. Получив этот лепесточек, верующие его опускают в сосуд с маслом… В часовне Ксении Петербургской постоянно служат молебны и панихиды с открытия и до закрытия, проходит елеопомазание.
Ксения петербургская: краткая история жизни
Блаженная Ксения Петербургская — святая помощница, не ведающая усталости | Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея. |
Блаженная Ксения Петербургской 2024: точная дата, история и традиции праздника | И вот именно в рассказе Гребёнки, напечатанном Некрасовым, впервые встречается имя некой юродивой подвижницы Ксении, как пишет Гребёнка – Аксиньи, жившей в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века. |
Блаженная Ксения Петербургская: история любви | Ксения, Крым: – Летом 2020 года я приехала в Санкт-Петербург с тяжелейшим диагнозом на обследование. |
Юродство во имя Любви. Житие Ксении Петербургской | Ксения Петербургская еще при жизни в XVIII веке снискала любовь, авторитет и уважение всей российской столицы, но святой ее признали лишь в 1988 году. |
Блаженная Ксения Петербургская: история любви | Непрестанно молилась Ксении Петербургской, которая по материнским слезным молитвам отвела сына от страшной беды. |
Житие блаженной Ксении Петербургской
Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Фото: azbyka. В 26 лет она потеряла мужа, который умер от холеры. Ксения решила посвятить свою жизнь Богу и помощи людям. Она отказалась от всего своего имущества, стала бродяжничать по улицам Петербурга, одетая в мужскую одежду.
Она помогала всем нуждающимся, чем могла, и часто говорила, что она уже не Ксения, а странница Фёдор.
Гирша, человека обходительного", с которым приятно было выезжать на охоту и париться в русской бане, но вот только врачом Густав Иванович был никаким. При дворе с улыбкой повторяли любимую присказку Гирша: "Никотин - это яд медленного действия. Я его принимаю пятьдесят лет подряд, и он пока ничего не смог со мной сделать". В 1872-м покладистый и приятный Гирш начало смертельного заболевания у наследника престола проворонил. Шереметев пишет: то, что у цесаревича тиф, распознали только благодаря Сергею Петровичу Боткину - тому самому, в честь которого потом назовут знаменитую московскую больницу и чей сын доктор Евгений Боткин разделит трагическую участь семьи Николая II уже в 1918-м. Но все это будет потом, а в те мрачные ночи и дни 1872-го смертельно больной наследник престола Российской империи цесаревич Александр метался в горячке и бреду. Внезапная лихорадка уже собирала свою смертельную жатву в венценосном семействе. Вот также нежданно-негаданно за считаные дни сгорел в 1825-м никогда прежде не болевший Александр I, и еще были свежи воспоминания, каким ужасом для страны чуть не закончился тот внезапный смертельный недуг.
Через сорок лет новое несчастье. Теперь уже наследник престола Николай Александрович, незадолго до того помолвленный с принцессой Марией Дагмар, неожиданно заболел. Мария Федоровна на всю жизнь запомнила мучительную четырехчасовую агонию, которая забрала у нее жениха. Но, как говорится: "О, молодость! Блаженный дар - оплакав горе, рваться к счастью". Те часы апреля 1885-го, что провели у постели умирающего Николая его невеста Мария и его брат Александр, сблизили молодых людей. Пройдет год, и новый наследник престола цесаревич Александр сделает принцессе Марии Дагмар предложение.
В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно». Вскоре окружающие стали обращать внимание, что часто в ее словах и поступках скрывался глубокий смысл. Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо было подмечено: если Ксения берет что-то у хозяина, торговля в этот день у него бывает очень удачной. Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его. Лавочник на Сытном рынке предложил блаженной тёплую одежду: «Андрей Фёдорович, держи тулупчик! Лавочнику же хотелось что-то сделать для блаженной: «А какую бы радость я мог бы сделать для тебя? Когда я вижу доброго человека, я радуюсь больше всего и нет мне другой радости». Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозорливости. Этим своим даром она многим помогала в делах жизненного устройства и душевного спасения. Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о еще не родившемся младенце. Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот, ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище! У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что проезжавший извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Родные ребенка не объявились. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала его христианином. Выросший сын стал видным чиновником, почитал свою мать и до глубокой старости содержал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять мальчика на воспитание. В другой раз блаженная Ксения устроила семейное счастье своей знакомой — тихой и доброй девушки Голубевой. Придя в дом, где та жила с матерью, она застала их варившими кофе. Обратившись к девушке, Ксения сказала: «Эх, красавица, ты тут кофе жаришь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорей». Мать с дочкой тут же поехали на Охту и увидели похороны: молодой доктор хоронил жену, умершую в родах.
Юродивый с картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» 1887. Фрагмент Юродивые от старославянского «юрод» — «безумный» — особый тип религиозных подвижников, полностью, и телесно, и духовно отрекшихся от всех благ и удобств земной жизни, всегда почитались на Руси. В Русской православной церкви канонизировано 36 юродивых, самый известный из которых — Василий Блаженный, в честь которого назван знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Именно Николка по прозвищу Железный Колпак обличает царя Бориса в смертоубийстве ребенка — царевича Дмитрия. Считается, что одной из целей мнимого безумия юродства Христа ради является обличение людских грехов и пороков, поэтому дурные и корыстные люди юродивых боятся, а хорошие, наоборот, стремятся к ним, чтобы получить благословение и попросить о какой-нибудь помощи или спасении. Ксения Петербургская и стала такой юродивой Христа ради. О ней рассказывали, что она нигде не ночует, а уходит в поле или в пустошь и молится Богу, и никакая непогода ее не берет. Очень скоро стали замечать, что Ксения наделена даром исцеления и способна приносить удачу, подсказывать людям, как нужно поступить, чтобы найти свою любовь или судьбу. Если она заходила в какую-то лавку и брала товар, то торговля у купца становилась особенно удачной; если брала ребенка на руки, то он выздоравливал и долго не болел. Большую известность получило пророчество Ксении о скорой смерти императрицы Елизаветы Петровны. Во время строительства храма на Смоленском кладбище Ксения по ночам носила кирпичи на стены, что рабочие воспринимали как божественную помощь. Вообще, если перевести подвижничество Ксении в бытовую, обыденную плоскость, то оно покажется невозможным: любой нормальный человек умер бы от холода, голода и немощи, однако Ксения Петербургская провела в юродстве долгих 45 лет, что само по себе можно рассматривать как чудо. Одевалась Ксения всегда в цвета формы своего мужа — красный и зеленый, и носила либо красную юбку и зеленую кофту, либо, наоборот, зеленую юбку и красную кофту. После погребения Ксении Блаженной на Смоленском кладбище верующие люди стали замечать, что, если помолиться святой на ее могиле и о чем-то сокровенном попросить, то просьба обязательно вскоре исполнится. Примерно в сороковые годы XIX века начали появляться устные жития Блаженной Ксении, и постепенно сложился культ ее особого почитания в Русской православной церкви. От успения до наших дней Ныне в РПЦ существуют отдельные молитвенные песнопения, обращенные к Блаженной Ксении, например, такое: «Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием».
Святая Ксения Петербуржская. История святой.
Нет больше языков пламени! Лишь тонкие струйки дыма поднимаются от крыши. Толпа разом смолкла и замерла. Военные, пожарные — все смотрели на дом, не веря глазам. К даме тихонько придвинулся дворник: — Барыня, видел, к вам Ксеньюшка подходила. Чего сказала?.. Женщина медленно разжала кулак и посмотрела на монету: «Возьми пятак!
Тут царь на коне... И узнала, что та странная незнакомка с монетой была блаженная Ксения, которую в Петербурге тогда уже многие знали. Что за «царь на коне»? На мелких монетах в те времена был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Этого святого блаженная Ксения и называла «царём на коне». Сама она милостыню никогда не просила — ей давали, а она монетку брала и тут же её какому-нибудь нуждающемуся вручала.
Давали блаженной и тёплую одежду, беспокоясь о том, что бродяжка живёт на улице, мокнет под дождём, терпит ветра и морозы. Только она не брала, отказывалась. Ходила сперва в военном мундире мужа из красной и зеленой ткани, а когда тот совсем истрепался, стала носить красную кофту и зеленую юбку. Или зеленую кофту и красную юбку. А на ноги — когда рваные башмаки надевала, а когда и вовсе ходила босиком. Иногда её дразнили мальчишки и даже кидали в неё грязью, а она отмахивалась от них своей палкой: «Вот я вам!
Нищая, которая приносит удачу Кто же была эта женщина? Сегодня мы знаем её как Ксению Петербургскую. А в восемнадцатом веке она числилась по документам как Ксения Григорьевна Петрова. Перенесёмся на два с лишним века в прошлое и понаблюдаем за блаженной Ксенией... Вот она идёт по берегу канала. Выходит на торговую площадь.
Здесь — и магазинчики, и лавочки, в толпе ходят лотошники с перекинутыми через плечо ремнями, на которых закреплены подносы — лотки, наполненные мелким товаром... Один из лотошников, заметив бродяжку, сразу оживился, закричал: «Ксеньюшка! За ним — и другие. Обступили блаженную, наперебой предлагают свои товары: «У меня возьми! Андрей Фёдорович! Садись ко мне, прокачу!
Мой товар посмотри!.. Довольный лотошник сияет, свысока оглядывает своих товарищей. Те счастливчику завидуют. А Ксения уже в лавочку заходит. На полках там — ткани, платки, кружева... Торговец в длинной рубахе с поясом свой товар перед нищей раскладывает, отрезы материи разворачивает...
Ксеньюшка берет в руки кружевную салфетку. Посмотрела — на место положила. Счастливый лавочник ей кланяется. И семья его рядом — все на старую нищенку смотрят с таким почтением, будто какой-нибудь генерал к ним зашел. А Ксения опять на улицу выходит. К ней подходят две мамочки с младенцами на руках.
Одна протягивает Ксении своего ребенка. Бледный малыш хрипло кашляет и слабо плачет. Ксения принимает мальчика бережно, ласково, и...
Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною.
За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству. Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров.
О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении — внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния. Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг — казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека — разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того — от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.
Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.
Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении». Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.
Она помогала людям в их бедах и нуждах, исцеляла их от хворей. Была почитаема ещё при жизни. Традиции праздника Ксении Петербургской В день Ксении Петербургской в православных храмах совершаются богослужения.
Принято посещать могилу святой на Смоленском кладбище в Петербурге. Люди просят её о помощи и заступничестве. Кроме того, в память о святой принято совершать следующие действия: Посещать храмы и молиться.
В деревне в Ленинградской области сохраняют древние традиции и веру Супруги жили в ладу, но семейное счастье продлилось недолго. В 26 лет Ксения стала вдовой. Ее муж ушел внезапно и даже не успел покаяться перед смертью, что для христианина очень важно. После похорон женщина была безутешна и даже перестала откликаться на свое имя. Петербурженка отреклась от всех материальных благ, облачилась в мужскую одежду и раздала все деньги и имущество нуждающимся.
Даже свой дом она подарила оставшейся без крыши над головой женщине. Милостыню, которую ей подавали, Ксения немедля раздавала другим малоимущим. Святая называла себя именем мужа, утверждая, что сама Ксения умерла. Она скиталась по улицам города на Неве и непрестанно молилась. Многие полагали, что женщина утратила рассудок, тем не менее врач признал ее абсолютно здоровой. Юродивую Ксению стали узнавать местные жители, практически каждый знал ее имя, но не представлял, где женщина ночует и чем питается.
Новые чудеса Ксении Петербургской
А в 1988 году, во время празднования тысячелетия крещения Руси, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых – спустя почти 200 лет после ее кончины. Еще при жизни Блаженная Ксения считалась покровительницей Санкт-Петербурга и по сей день она помогает всем, кто обращается к ней с искренней верой и молитвой. История Ксении Петербургской. Доподлинно дата рождения Ксении неизвестна — суммируя данные различных источников, историки выделяют период между 1719 и 1730 годами. "Святая блаженная Ксения Петербургская" СПб, Сатисъ, 1999 г.
КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ
Блаженная Ксения: как петербургская юродивая стала всенародной святой | Почитание святой Ксении Петербургской началось еще при ее земной жизни, а после ее смерти — усилилось. |
Заступница Петербурга: как к лику святых была причислена Ксения Петербургская | О жизни Блаженной – 5 110 просмотров, продолжительность: 11:42 мин., нравится: 35. |
Житие Ксении Блаженной
История жизни Ксении Петербургской, многочисленные предания, часовня на Смоленском кладбище, церковь на Петроградской стороне. Итак, схоронив мужа, Ксения Петербургская ушла жить на улицу. Сведений о жизни той, что звалась Ксенией Григорьевной Петровой, а потом стала зваться Ксенией Петербургской, известно до обидного мало.
Святая Ксения Петербургская
На мелких монетах в те времена был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Этого святого блаженная Ксения и называла «царём на коне». Сама она милостыню никогда не просила — ей давали, а она монетку брала и тут же её какому-нибудь нуждающемуся вручала. Давали блаженной и тёплую одежду, беспокоясь о том, что бродяжка живёт на улице, мокнет под дождём, терпит ветра и морозы. Только она не брала, отказывалась. Ходила сперва в военном мундире мужа из красной и зеленой ткани, а когда тот совсем истрепался, стала носить красную кофту и зеленую юбку. Или зеленую кофту и красную юбку. А на ноги — когда рваные башмаки надевала, а когда и вовсе ходила босиком. Иногда её дразнили мальчишки и даже кидали в неё грязью, а она отмахивалась от них своей палкой: «Вот я вам! Нищая, которая приносит удачу Кто же была эта женщина? Сегодня мы знаем её как Ксению Петербургскую.
А в восемнадцатом веке она числилась по документам как Ксения Григорьевна Петрова. Перенесёмся на два с лишним века в прошлое и понаблюдаем за блаженной Ксенией... Вот она идёт по берегу канала. Выходит на торговую площадь. Здесь — и магазинчики, и лавочки, в толпе ходят лотошники с перекинутыми через плечо ремнями, на которых закреплены подносы — лотки, наполненные мелким товаром... Один из лотошников, заметив бродяжку, сразу оживился, закричал: «Ксеньюшка! За ним — и другие. Обступили блаженную, наперебой предлагают свои товары: «У меня возьми! Андрей Фёдорович! Садись ко мне, прокачу!
Мой товар посмотри!.. Довольный лотошник сияет, свысока оглядывает своих товарищей. Те счастливчику завидуют. А Ксения уже в лавочку заходит. На полках там — ткани, платки, кружева... Торговец в длинной рубахе с поясом свой товар перед нищей раскладывает, отрезы материи разворачивает... Ксеньюшка берет в руки кружевную салфетку. Посмотрела — на место положила. Счастливый лавочник ей кланяется. И семья его рядом — все на старую нищенку смотрят с таким почтением, будто какой-нибудь генерал к ним зашел.
А Ксения опять на улицу выходит. К ней подходят две мамочки с младенцами на руках. Одна протягивает Ксении своего ребенка. Бледный малыш хрипло кашляет и слабо плачет. Ксения принимает мальчика бережно, ласково, и... Блаженная что-то шепчет ему на ушко, гладит по голове и возвращает матери: «Ничего, милая, Андрей Фёдорович плохого не сделает. Теперь поправится... Что это? Почему такое внимание к странной бедной женщине? Просто все в Петербурге знают, что Ксения, как ангел хранитель, приносит удачу, успех и счастье.
Торговцы давно заметили: у кого Ксеньюшка с лотка что-нибудь возьмёт, тот вмиг распродаст весь свой товар. К кому в лавку зайдёт, у того весь день от покупателей не будет отбоя. Извозчики смекнули: у кого Ксения проедет в коляске, к тому потом пассажиры в очередь встанут и деньги рекой потекут. И мамы с радостью своих детей к блаженной несут: посидит малыш у нее на руках, будет здоровым, все хвори от него уйдут. Но почему Ксению называют мужским именем Андрей Фёдорович?
Родители Ксении были дворянами, а сама она рано вышла замуж за придворного певчего, чью фамилию Петров и взяла. Муж Ксении дослужился до полковника, но внезапно умер, когда молодой супруге было всего 26 лет. Ксения тяжело переживала его утрату и, по источникам того времени, встала на путь юродства. Она облачилась в одежду мужа и стала утверждать, что умерла Ксения, а не ее муж. Женщина раздала все свое имущество нуждающимся, дом пожертвовала знакомой, а сама отправилась в скитания по городам и весям, проводя время в молитвах за грешников. Когда одежда мужа окончательно износилась, переоделась в кофту и юбку, а на ногах носила рваные башмаки. От теплой одежды и обуви, что предлагали ей добрые люди, неизменно отказывалась. Брала только копейки, которые тут же раздавала. Обедала у знакомых, ведя с ними духовные беседы. А ночевала, как потом выяснилось, в поле под открытым небом, где неустанно возносила молитвы к небу всю ночь до рассвета. Еще по ночам она носила кирпичи для строящегося тогда храма на Смоленском кладбище. Именно на этом кладбище ее и похоронили позднее.
А случалось это так: после перенесенного горя у Ксении появился дар предвидения, но судьбу она предсказывала нехотя и далеко не все, но уж если что и говорила, это сбывалось со стопроцентной точностью. Так она стала самым желанным гостем в каждом доме Петербурга. Люди стали замечать: в домах, где побывала Ксеньюшка, прекращались беды, воцарялся мир и покой. Продавцы и лавочники старались с утра дать ей монетку, и уж если она её примет, то торговля непременно будет удачной, а уж если откажется, то и работать можно не начинать. Люди в каждом слове «Андрея Фёдоровича» стали видеть глубокий смысл, и в зависимости от того, просила ли она что-нибудь у людей, то уже знали: будет беда или утрата, а если что-то дарила, давала, то ожидали радость. Горожане жалели Ксеньюшку, старались помогать ей. Приглашали в дом, кормили, предлагали одежду. Но она редко принимала предложения, предпочитая носить лохмотья да рваные башмаки, а всей милостыней, которую собирала, всегда делилась с нищими. Читайте также: Икона Божьей Матери Владимирской и молитва ей Строительство церкви и другие подвиги Блаженная очень много молилась, люди диву давались, как она босая, прикрытая лишь лохмотьями, выдерживала непогоду, и морозы, и ненастья, да, к тому же, никогда не болела. С людьми разговаривала по-разному: с кем-то ласково, с кем-то строго, а кем-то даже грозно, но всегда каждое её слово было для спасения человека. Многим христианам помогла в устройстве семейной жизни, матери были уверены, что стоит ей хотя бы погладить по голове больного ребенка, так он обязательно выздоровеет. Известен случай, когда она устроила жизнь ещё не родившегося ребенка и помогла семье, где уже отчаялись, ожидая малыша. Предупреждала она и о скорой кончине человека. Рассказывают об одном из ее подвигов. Рабочие, которые возводили новую каменную церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, стали примечать, что каждое утро количество кирпичей увеличивается. Позже выяснилось, что Ксения ночью носит кирпичи в гору к строящейся церкви. Одно из величайших чудес Ксеньюшки это то, что ей удалось оживить мальчика, который утонул в Неве, благодаря мольбам Господу.
Когда же из естественного беспокойства полиция проследила, где спит юродивая, выяснилось, что до самого рассвета Ксения простаивает на молитве. Иные ночи блаженная несла необычный караул: тайно выручала строителей Троицкого собора. Работы задерживалась из-за сложностей с доставкой кирпича на леса. Неожиданно рабочие обнаружили, что кто-то потихоньку помогает поднять кирпич наверх, и даже аккуратно складывает. Незаметно проследив за стройкой в ночное время, строители с удивлением увидели усердие городской юродивой. Кирпичики блаженной Ксении. Подобными делами и молитвой Ксения около 40 лет будет «отрабатывать» жизнь мужа. Так о христианском распоряжении земным временем писал св. Григорий Богослов: Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых. Покровительница Санкт-Петербурга — матушка Ксения Первоначально петербуржцы насмешливо относились к блаженной. Одним словом, как к городской сумасшедшей. Доставалось и от злых мальчишек, пока народ не почувствовал, что рядом с ними живет самоотверженная подвижница. Несомненный дар прозорливости и добрые чудеса, происходящие по словам святой, потянули к ней людей. Началось традиционное для России народное почитание подвига юродства. Ее внимания ищут, к ней приводят детей, купец считал за счастье угостить блаженную едой именно из своей лавки. О народном благоговении и долгой памяти служит и свидетельство литератора Гребенка. Он отмечал, что в 40-х годах XIX века одна из улиц петроградской стороны была названа в честь Андрея Петрова. Когда он уточнял у старожил о происхождении такого наименования, большинство рассказывало историю о святой вдове, некогда жившей тут, а потом взявшей имя мужа. Интересный факт Примечательно, что источники названий других улиц жители знали мало, а память об этом месте сохранилась в народе. В Лахтенскую улица Андрея Петрова была переименована в 1877 году. Чем знаменита св. Ксения Икона с житием блж. Ксении Петербургской Полным самоотречением блж. Ксения стяжала дар прозорливости. Она неоднократно выручала горожан, предупреждая о бедах. Известно свидетельство Анны Анановой, как гостя в их семье, блаженная предупредила, что в дом ударит молния. И действительно, только благодаря предупреждению и своевременной подготовке, жильцам удалось спастись от случившегося пожара.
Фильм. Ксения Петербургская. О жизни Блаженной
Ничего удивительного в этом нет, ведь жизнь святой Ксении Петербургской напоминает грустную историю любви. Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о её доброте, кротости, смирения, полной нестяжательности, о её чудном даре прозорливости — широко разнеслась по Петербургу. В первой книге «Жизнеописание блаженной Ксении Петербургской» (Санкт-Петербург, Синодальная типография) за 1914-ый год считалось, что родилась она в Санкт-Петербурге между 1726-1728 годами. Ксении Петербургской: Рассказы о жизни / Сост. вся её жизнь молчание и тайна. А в 1988 году, во время празднования тысячелетия крещения Руси, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых – спустя почти 200 лет после ее кончины.
Использованные материалы
- Житие святой блаженной Ксении Петербургской
- История святой Ксении Петербургской
- Подать записку
- Юродство - подвиг на грани риска. Проповедь о блаженной Ксении Петербургской
- Новая жизнь