Решил все же сделать видео, сценарий к которому уже был написан ранее. Прошу воспринимать материал как есть (без поиска подтекста).В этом видео я расскажу пр. Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии.
Значение слова «сатира»
Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо. В этом произведении Салтыков-Щедрин высмеивает лень людей, разучившихся трудиться, умеющих лишь «сидеть на шее». Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий. Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений. сатира, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира.
Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя
В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия. В одном сатирическом произведении можно найти различные стилистические приемы. Я считаю, что сатира необходима, она показывает минусы и недостатки в характере каждого отдельного человека и всего общества в целом. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое с помощью шуток, иронии и сатиры изображает недостатки, ошибки или противоречия в обществе, политике, культуре и других сферах жизни. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое основывается на сатире.
Основные особенности сатирического произведения
- Значение слова САТИРА. Что такое САТИРА?
- Сочинение Нужны ли сатирические произведения? | Нейросеть отвечает
- Определение сатирического произведения
- Сатирические приемы в литературе - что это, их виды
- Как найди сатирическое произведение
Сатира в литературе
- Сатирические приемы и их особенности
- Сатира. Большая российская энциклопедия
- Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
- Сатирическое произведение: основные черты жанра и примеры
- Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие
Писатели-сатирики и их роль в обществе
Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д. Ювенала, Н. Сатиры А. Кантемира делились на философические и живописные. Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т. Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом.
Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И. Крылова , сатирические стихи Г. Потом А. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н. Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России.
Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н.
Зощенко и А. Сатира на эстраде в шоу-бизнесе - это артисты-пародисты и исполнители сатирических куплетов. Хрестоматийный пример сатиры в печати - это советский сатирический журнал «Крокодил» и такой жанр журналистики, как фельетон. Представителями сатирического направления в кинематографе можно назвать Чарли Чаплина и Стэнли Кубрика. Современные панк-рок группы, такие как, например, Sex Pistols также используют сатиру в своем творчестве. Так что такое сатира?
Определение этого термина можно сформулировать так: это резкое и яркое обличение различных явлений с помощью комических художественных средств. Страшна Фонвизина рука! Пушкин Д. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Царский двор встретил пьесу враждебно. Только через год ее поставили на сцене. Фонвизин считал, что успехом комедии он обязан образу Стародума, которого играл крупнейший русский актер Дмитриевский.
Как писали газеты тех дней, по окончании спектакля кто-то из зрителей бросил актеру кошелек, набитый золотом и серебром. По мнению писателя, само по себе образование не превращает ребенка в человека. Комедия вскрывает условия воспитания, которые с детства уродуют, убивают душу. Матушка довольна. Писатель попытался показать, под влиянием каких обстоятельств формируется характер. Сначала мы видим, как Митрофан бегает за отцом, меряя кафтан. Эта сцена вводит нас в обстановку крепостной усадьбы.
Отношение к крепостным превращает образ хозяйки из смешного в страшный. Сцены обучения Митрофана комичны. Бравый солдат Цыфиркин и недоучившийся семинарист Кутейкин, учителя недоросля, невежественны и нелепы. Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья. По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки.
В эпоху Просвещения, в интеллектуальном XVII и рациональном XVIII столетии, начался расцвет английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: тори ныне Консервативная партия Великобритании и вигов наследники — Либеральные демократы. В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию — критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал труд Квинтилиана и указал на оригинальное происхождение слова от латинского satura, а не греческого satyr. Джонатан Свифт был одним из самых значительных англо-ирландских сатириков и одним из первых, кто занялся журналистской сатирой.
Например, в « Скромном предложении », изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге « Путешествия Гулливера » он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском — в частности. Цели сатириков могли быть разными: так, Свифт нападал на безразличие к тяжёлому, отчаянно плохому положению людей, а Дефо стремился защитить свободу совести. Джон Драйден также написал известное эссе «Разговор о происхождении и развитии сатиры», которое помогло дать ей точное определение в литературном мире.
Марк Твен Эбенезер Кук был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжали использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха. Великим американским сатириком был Марк Твен ; в его романе « Приключения Гекльберри Финна » события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которым симпатизирует Твен, полностью противоречат убеждениям тамошних жителей. Главный герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу-негру.
Под маской комического можно заметить серьезное отношение к объекту смеха. Юмор называют «изяществом ума, которое несет добро и отражает творческие способности интеллекта». Примеры Самый простой пример сатиры, которую можно предложить детям — дразнилки.
Они обидные, задевают за живое, несут цель высмеять тот или иной порок, и искоренить: «Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин. На щеке помада, так тебе и надо! Так дразнят детей, которые могут долго обливаться слезами из-за пустяка.
Жестокая дразнилка, высмеивающая полноту. По полу валяется, никто его не ест! Для жадин и ябед существуют похожие дразнилки.
Жадность и ябедничество не любят в любом коллективе. С примером юмора дети дошкольного и младшего школьного возраста могут познакомиться, посмотрев юмористический киножурнал «Ералаш». Многие детские стихи написаны с юмором.
Стих «Ссора» Н. Красильникова: Сатира в художественных произведениях Более близко дети знакомятся с сатирой в средних и старших классах школы. Примеры сатирического встречаются в лирических, драматических, эпических текстах.
Гоголь сатирически изображает чиновничество в произведениях «Мертвые души», «Ревизор». В сказках-баснях М. Салтыкова-Щедрина «Карась идеалист», Орел-меценат», «Премудрый пескарь» подняты темы народа и самодержавия, народа и буржуазной обывательской интеллигенции.
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?
Что такое сатирическое произведение | Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость. |
Сатира это в литературе кратко | В сатирических произведениях автор высмеивает человеческие недостатки, используя обличение и смех. |
Из истории жанра сатиры . Литература. 7 класс. Часть 2 | Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость. |
Из истории жанра сатиры
Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс | Сатирические произведения – это особый жанр литературы и искусства, в котором автор использует резкую и ироническую форму для высмеивания недостатков и. |
Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс | Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. |
Сатира это в литературе кратко | В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия. |
САТИРА | Энциклопедия Кругосвет | Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий. |
Сатира — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений. |
Сатирическое отношение. Что такое сатира в литературе: определение, черты, примеры
Она становится более интеллектуальной и социально-политической. В XX веке приобретает особую популярность сатирическая проза, карикатура и комедийное телевидение. Сатирические журналы, такие как «Приколы», «Крокодил», «Чарльи Эбдо» становятся популярными в различных странах мира. В своих работах сатирики воспроизводят и критикуют реальность, вызывают отклик аудитории, часто шутят на интересующие вопросы политики, культуры и общества. Характеристики и признаки Сатирическое произведение имеет несколько характеристик и признаков, которые помогают определить его жанр и цель: Ирония и сарказм. Сатирическое произведение часто использует иронию и сарказм для подчеркивания своих мыслей и критики различных явлений общества. Автор отражает свою точку зрения через искажение фактов и смешение реальности и вымысла. Сатира часто является средством высмеивания и критики определенных политических, социальных или культурных условий. Автор использует сатирические приемы для указания на недостатки и проблемы в обществе или в конкретных людях.
Персонажи и события. В сатирическом произведении часто встречаются вымышленные персонажи и события, которые упрощают и усиливают смысловую нагрузку произведения. Это может быть карикатура на реальных людей или события, что усиливает сатирический эффект. Юмор и смех. Сатирическому произведению присуще использование юмористических и комических приемов для достижения своих целей. Автор мастерски использует смех и иронию, чтобы вызвать реакцию у читателя и обратить его внимание на проблемы, которые он описывает. Эти характеристики и признаки способствуют тому, что сатирическое произведение отличается от других жанров. Оно может быть мощным средством критики и усиливать понимание общественных проблем, вызывая у читателя размышления и смех.
Цели и задачи Сатирическое произведение является своеобразным оружием, которым автор выражает свою критику и иронию по отношению к определенным явлениям, событиям или людям. Основной целью сатиры является изменение общественного мнения, привлечение внимания к проблемам и вызов на размышление. С помощью сатиры автор может: Развенчивать мифы и стереотипы. Показывать несостоятельность и нелепость некоторых идей или явлений. Раскрывать дикость и абсурдность некоторых принципов и ценностей в обществе. Основная задача сатирического произведения — высмеивание, но не оскорбление. Автор старается использовать деликатные методы для вызова смеха и критики, при этом не переходя границу добросовестности и не унижая достоинство другого человека или группы людей. Сатирическое произведение создает атмосферу шутки и развлечения, но при этом оно может иметь глубокий подтекст и передавать серьезные идеи.
Оно способно оказывать влияние на общественное мнение и вызывать реакцию у читателей или зрителей. Таким образом, целью сатирического произведения является вызов положительных изменений в обществе и повышение осведомленности людей о некоторых проблемах через использование комических приемов и критического мышления.
К тому же времени относится так называемая "Meниппова сатира" см. Матюрэна Ренье — преувеличение, оправдываемое лишь до некоторой степени его эпическими реальными созданиями "Facheux", "Repas ridicule" и "Macette". Скорее это название подходило бы к самому Буало, если бы его С. В XIX в.
Теперь редко кто назовет свое лирическое произведение С. В Германии уже дидактика шпильманов см. Австриец был и Штрикер, который, кроме своего продувного "Попа Амиса", создал ряд язвительных изображений придворного быта. В конце XIII в. В XIV в. Реформационная литература проникнута духом С.
В ответ на "Похвалу глупости" см. Эразм и "Письма темных людей" появляются "Сетования темных людей" и другие произведения противников Реформации, среди которых особенно выдается Мурнер. Самым выдающимся сатириком протестантства был Фишарт 1550—1589 , "если можно назвать С. После Оница вновь наступает расцвет С. В дальнейшем движении С. Гагедорн подражал Горацию, Рост писал личные С.
Более поэтичны сатирические произведения Лихтенберга, Штольберга, Виланда, А. Есть С. В Англии С. В русской литературе С. Но русская действительность всегда давала слишком богатый материал для сатирического воспроизведения, русские писатели были слишком полны общественными и моральными интересами, чтобы дух С. Уже в эпоху брожения, предшествовавшего Петровской реформе, русская повесть под влиянием едкой С.
Особенно были распространены С. ХVIII в.
Для жадин и ябед существуют похожие дразнилки. Жадность и ябедничество не любят в любом коллективе. С примером юмора дети дошкольного и младшего школьного возраста могут познакомиться, посмотрев юмористический киножурнал «Ералаш». Многие детские стихи написаны с юмором. Стих «Ссора» Н. Красильникова: Сатира в художественных произведениях Более близко дети знакомятся с сатирой в средних и старших классах школы.
Примеры сатирического встречаются в лирических, драматических, эпических текстах. Гоголь сатирически изображает чиновничество в произведениях «Мертвые души», «Ревизор». В сказках-баснях М. Салтыкова-Щедрина «Карась идеалист», Орел-меценат», «Премудрый пескарь» подняты темы народа и самодержавия, народа и буржуазной обывательской интеллигенции. Автор является известным сатириком. Почти все его произведения носят сатирический характер. Древнерусская сказочная повесть «Шемякин суд» рассказывает о неправедном судье Шемяке. Он оправдал бедняка, увидев на слушании в его руках камень в тряпке, и решив, что это взятка.
Судья присудил бедняку лошадь, чей хвост он случайно оторвал. Пусть-де будет кобыла у него, пока хвост не отрастит. Позже Шемяка узнал, что бедняк держал в руках камень, и обрадовался, что тот его не убил. Вопросы и ответы В чем разница между сатирой и иронией?
С ее помощью авторы всегда могли выразить свое недовольство, провести резкие социальные, политические и культурные параллели, обозначить недостатки и слабости общества. Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя. Однако, нужны ли нам сатирические произведения в наше время?
Можно утверждать, что да, они необходимы. Современное общество стало более сложным и многообразным, и критика, выраженная с помощью сатирического подхода, позволяет привлечь внимание к проблемам и высказать недовольство существующим порядком вещей. Сарказм и ирония, применяемые в сатирических произведениях, позволяют автору не только раскритиковать, но и подвигнуть людей к действию, вызвать аналитическое мышление, а в некоторых случаях - даже вызвать смех. Сатира также играет важную роль в сфере юмора и развлечений.
Из истории жанра сатиры
Подметание подрывного или протестного сообщения: сатира может использоваться как средство сопротивления, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам и вызвать общественное обсуждение. Развлечение и разрядка: сатирические произведения часто служат формой развлечения, позволяя читателям смеяться и расслабляться. Они могут помочь в разрядке напряжения, вызванного серьезными или тяжелыми темами. Повышение осведомленности: сатира может передавать информацию о важных социальных вопросах, привлекая внимание к проблемам и помогая аудитории осознать их присутствие и влияние. Использование юмора и иронии Сатирические произведения известны своим использованием юмора и иронии для выражения своих идей и критики общественной действительности. Они часто используют смешные и нелепые ситуации, а также различные трюки со словами для создания комического эффекта. Юмор и ирония позволяют авторам сатирических произведений обращаться к читателю с легкостью и игривостью, вызывая улыбку и размышления одновременно. Использование сарказма и преувеличения помогает авторам лучше донести свои идеи и вызвать реакцию у аудитории.
В сатирических произведениях можно встретить многочисленные рифмы, игры слов, парадоксы и сарказм. Часто авторы используют характеристику персонажей и событий, которая противоречит их реальным качествам и особенностям. Это помогает выявить недостатки и проблемы в обществе или политике и вызвать смех или разочарование у читателя. Сатирические произведения также играют с ожиданиями аудитории и стереотипами, иронизируя над ними и раскрывая их негативные аспекты. Они призывают критически мыслить и видеть мир в новом свете.
Создал этот сборник поэт Энний. В последующие века сатира становится чрезвычайно популярной. Слово «сатира» стало использоваться для обозначения произведения искусства, в котором осмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое обличение. В сатирических произведениях часто используется такой художественный прием, как гротеск — сочетание фантастики с реальными, но сильно преувеличенными бытовыми жизненными явлениями.
Сатира так и осталась «всякой всячиной»: она воплощается в самых различных жанрах, и та энергия смеха, которая ей присуща, делает ее грозным оружием. Вспомним строки Пушкина: Приди на мой призывный клич! Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!.. Среди сатириков именно Ювенал ок. Его 16 сатир остались в веках и вызвали отклик в последующей литературе.
Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века. Особенность жанра Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события — условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения. Отличительная черта этого жанра — резко отрицательная оценка происходящего.
Основное оружие сатиры — гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления. Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом — просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры — утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу — «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам. В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие.
Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной. Сумароков, А. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И. Крылова и пьесы Д.
Цензурными запретами объясняется то, что лишь немногие из этих сатир были опубликованы вскоре после их обнаружения, правда по случайным, иногда плохой сохранности, спискам. Но и эти старшие образцы сатирического направления русской литературы по традиции, шедшей от компаративистики, расценивались как переводы или пересказы то западных «смехотворных» повестей, фацеций и жарт, то восточных сказок. Веселовский возводил к западным «источникам» См. История русской словесности, т.
Юмористические сказки и народные анекдоты в оценке Веселовского оказываются сложенными под сильным влиянием западной «смехотворной» повести, хотя он и вынужден был признать, что «заимствованные сюжеты» становились иногда «неузнаваемыми в своей новой народной перелицовке». От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру. Так с помощью искусственных сближений искажалась подлинная история русской сатиры. Не смогли должным образом оценить сатирические элементы и сатирические виды как в народной поэзии, так и в литературе допетровского периода не одни компаративисты. Отличный знаток быта Древней Руси, владелец самого богатого для своего времени собрания текстов сатирических произведений, И. Забелин не увидел в них ничего, кроме «особой стихии веселости». Отметив, что «шутовство, ирония, сатира, комическое или карикатурное представление всего чинного, степенного и важного и жизни составляли в нашем допетровском обществе как бы особую стихию веселости», Забелин утверждал, будто «этот старый допетровский смех над жизнью не заключал в себе никакой высшей цели и высшей идеи», «являлся простым кощунным смехом над теми или другими порядками и правилами быта, являлся простою игрою тогдашнего ума, воспитанного во всяком отрицании и потому вообще ума кощунного... Это было на самом деле наивное, бессознательное... Лишь в петровское время, но мнению Забелина, «старый дурацкий смех тотчас же получил смысл, даже политический, и сослужил преобразователю великую службу в перестановке на новую всей старой выработки понятий и представлений общества...
Сознательная мысль этого петровского смеха вскоре переходит к соответственной литературной форме, к сатире драматической и дидактической интерлюдия, интермедия, сатира Кантемира , то есть обнаруживает стремление возвести его на степень художественного создания» И. Однако внимательный анализ идейно-художественного своеобразия как устной народной, так и литературной, демократической по своему духу, сатирической поэзии допетровского времени показывает, что их питала русская историческая действительность, а не заносные литературные примеры; что они были одним из выражений классовой борьбы; что ирония и юмор как проявления народного характера ярко окрашивают народную поэзию уже в ее старших образцах, которые отражены древнерусской литературой; что прогрессивная литература до XVII в. Вся история борьбы в XVII в. Именно в XVII в. Достаточно вспомнить, какой отпор встретили произведения этой новой литературы в консервативных, а иногда и открыто реакционных кругах общества. В 40-х годах XVII в. Послание Ивана Бегичева о видимом образе божием. ЧОИДР, 1898, кн. В конце XVII в.
Самая форма изложения, придающая особую остроту этому памфлету на кабак — доходную статью царской казны, — расценивалась некоторыми читателями как кощунство. Поэтому защитник этого произведения стремится разъяснить, что «увеселительный», «смехотворный» способ осуждения кабака и увещания его посетителей приносит «ползу добрую» так же, как яд «в мерном разстворении» «при враческом художестве» бывает потребен «ко здравию». Посоветовав не читать это произведение тем, чья «совесть, немощна сущи, смущается» такой непривычной формой, этот ценитель сатиры заключает: «И по сему не есть порочно сие изложение кабацкого праздника, но и полезно» См. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. Борьба с новыми явлениями художественной литературы, стремившейся оторваться от открыто дидактических задач, со «смехотворными», «баснословными», т. С резким осуждением интереса к этим «мирским забавам» даже в среде господствующего класса выступил еще и середине XVI в. Бегичев, тоже укорил своих слушателей, предпочитавших «душеполезным притчам и повестям» «притчи смехотворные», «диаволская позорища». По словам Даниила, москвичи уже не только слушают «сквернословцев и глумотворцев», но и сами повторяют их репертуар: «баснословиши», «притчи смехотворные приводиши», — гневно укоряет проповедник этих любителей острого народного слова В. Митрополит Даниил и его сочинения.
На почве, основательно подготовленной всем предшествующим ходом развития народной и литературной сатиры, особенно периода крестьянских войн и городских восстаний XVII в. Выражающая в лучших своих образцах антифеодальные настроения, литературная сатира XVII в. И все же собранные воедино разрозненные остатки этой сатирической литературы позволяют оценить ее как явление большого общественного и историко-литературного значения. Эта связь выражалась не только в прямом цитировании иронических народных пословиц и поговорок, прибауток, сатирических эпизодов сказки, былины, но и в использовании приемов народного юмора и сатиры. Большая тема о художественном методе народной сатиры разных периодов еще совершенно не разработана специалистами. Для феодального времени можно восстановить основные свойства этой сатиры через древнерусскую литературу , в которой она получила отражение. В отличие от религиозно-дидактической литературы русского средневековья, которая обличала «пороки» с точки зрения норм христианской морали, подкреплявших идеологию господствующего класса, уводила от классовых противоречий в сторону якобы «общечеловеческого», стремясь замазать классовый смысл явлений, приглушить классовый протест эксплуатируемых масс, — народная сатира никогда не была отвлеченно морализирующей, она была открыто связана с классовой борьбой, била прежде всего по классовому врагу и по отрицательным явлениям в быту. Сатирическая пословица и поговорка, шутливый рассказ, сатирический портрет «врага» в народном эпосе, сказка и прибаутка, шуточная песня, «позорище», т. Разнообразные оттенки иронии как самого существа сатирической стихии в народной поэзии отмечал Н.
Гоголь, который считал наклонность к иронии одной из черт национального русского характера: «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительнее, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости» И. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность. Это страдание души вызывается несправедливостями жизни, и ирония предстает как форма протеста против них. В обстановке все усиливавшегося гнета феодально-крепостнического строя ирония бедняка над своей судьбой становится одним из способов представить тяжесть положения закрепощаемого народа. Горькая ирония превращается в гневную, в сарказм, когда речь идет об иноземном враге-насильнике или классовом враге. Многообразие тем сатирической народной поэзии привело и к богатству ее стилистических средств. Гротеск в изображении иноземного и классового врага, ироническая насмешка над собственной неудачей, меткое сравнение, подчеркивающее высмеиваемое свойство, удачно найденный для этого же эпитет, пародирование образца с целью вызвать противоположный эффект, причем пародируемый объект выбирается смело из любой области героические образы былины церковный обряд и сопровождающий его текст и т. В соответствии с общим серьезным тоном древнерусской литературы, с ее открыто учительными тенденциями смех для древнерусского писателя — не средство позабавить, вышутить, а один из способов от чего-либо предостеречь, чему-то научить, осудить то или иное явление, поступок человека.
Уже древнерусские писатели признавали силу смеха и потому делали его своеобразным оружием борьбы, направление которой определялось их классовой полицией. Классики русской сатиры XIX в. Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничего так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М. Салтыков - Щедрин. Все оттенки иронии применялись древнерусскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Это оружие в литературе до XVII в. Но немногие примеры такого его использования обнаруживают более или менее отчетливую связь с приемами народной сатиры, а иногда и с определенными ее образцами. Так, под внешней маской княжеского «милостника», шуткой выпрашивающего у своего «господина» «милости», в «Молении» Даниила Заточника скрываются сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой «жены злообразной», и против друзей, которые «в напасти аки врази обретаются». Иронически изображается «богат»: когда он «возглаголет — вси возмолчат, слово его вознесут до облак», потому что, продолжает иронизировать автор, «их же ризы светлы, тех и речь честна»; «боярин скуп — аки кладязь слан», «богат красен и не смыслить то аки паволочито изголовие, соломы наткано».
Здесь ирония подчеркивается даже формой глаголов: богатый не просто «глаголет», а «возглаголет», а присутствующие при этом «возмолчат». Аще от огня устрежещися, но от искры не можешь устрещися и жжения порт». Даже «князь скуп» насмешливо изображается, «аки река в брезех, а брези камены — нелзе пити, ни коня напоити». Так с помощью неожиданных, но метких, уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, Даниил Заточник осуждает «немилостивых» представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя. Это — его способ самозащиты. Мастерски использованы псковичем народные сатирические сказки о «правде и кривде» и их отголоски в стихе о «Голубиной книге» для сатирического изображения «московской правды» — деятельности в Пскове после его присоединения к Москве первых Московских наместников, дьяков и тиунов. Автор рассказа 1510 г. С явным осуждением вспоминая о московских властях, летописец с горькой иронией заключает: «И у намесников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начата в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не ведаша правды московский» Псковские летописи, вып. Приготовил к печати А.
В народной поэзии на небо улетает правда-справедливость, а по земле ходить остается кривда; например, в народном стихе о «Голубиной книге» говорится: «Правда кривду переспорила, пошла правда на небеса, к самому Христу, царю небесному, оставалась кривда на сырой земле». Представить противника в смешном виде стремились писатели самых разнообразных направлений. Даже воинствующий церковник митрополит Даниил, вооружась против «мирского веселья», против роскоши, «празднословия», «плясания, играния», против всего образа жизни господствующего класса, не только разражался гневными морализирующими обличениями, но и создал уродливо комический образ нарядного юноши, заглядывающегося на «жены красны блудницы». У этого героя «сапоги велми червлены и малы зело, якоже и ногам... Укоризненно, но и высмеивая, Даниил говорит такому юноше: «Лице же твое много умываеши и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна, дивно сътворено, на снедь готовишися». Этот разряженный, «благоуханиями помазанный» герой в присутствии женщин изображен в виде «жеребца сластнояростивого», «рзаа и сластию распалаася» В. Митрополит Даниил... Отдел приложений, стр. Гнев преобладает в этих обличительных эпизодах, ирония с трудом пробивается у автора, по убеждению которого все эти пороки ведут человека прямо в «сети диавольския», к «сатане», служат «бесовской славе».
И все же трудно думать, что читатель воспринял этот гротескный образ только как «греховный», а не и как смешной. Наиболее характерные приметы использования смеха как оружия против врага во внутриклассовой феодальной борьбе наблюдаются в сочинениях Ивана Грозного. Его сатирические выпады всегда вполне конкретны, имеют определенного адресата, напоминают определенные факты. В темпераментном, остром, ярком и образном стиле Ивана IV ироническая нота чрезвычайно сильна. Иван использует иронию, чтобы уязвить противника, вскрыть эгоистические мотивы его поведения, противопоставить это поведение тем нормам, которые он сам защищает, обличить лицемерие, фальшь, иногда прямую измену. Иронический стиль в изложении Грозного выполняет чрезвычайно важную функцию: он служит ему оружием борьбы с политическими врагами; насмешка разбивает доводы противной стороны, сбивает маску «благородного негодования» с врага, пытающегося скрыть под ней свою антигосударственную деятельность. В ироническом стиле созданы в произведениях Ивана IV выразительные сатирические портреты его противников. Не только справедливым гневом, но и язвительной насмешкой бичует он врага. Он доводит до бессмыслицы упреки Курбского, делая из них выводы в виде целого ряда «кусательных» вопросов: «Ино се ли совесть прокаженна, яко свое царьство во своей руце держати, а работным своим владети не давати?
И се ли сопротивен разумом, еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти? Далее ссылки на то же издание, страницы указываются в тексте в скобках и т. Тем же приемом язвительных вопросов Иван IV разоблачает мнимые заслуги Курбского и его сообщников: «И се ли убо доброхотные есте и душу за мя полагаете, еже, подобно Ироду, ссущаго млеко младенца, меня смертию пагубною хотеств света сего лиштати, чюжаго же царьствия царя во царство ввести» стр. Иронией пронизан рассказ о поведении Курбского в Казани, под Тулой , о жалобах воеводы на то, что он «жены своея мало познал» из-за постоянных военных походов стр. Суровой насмешкой бичует Иван IV постриженных в Кирилло-Белозерский монастырь бояр и их пособников — монастырское начальство: «... Да Шереметьева устав добр — держите его, а Кириллов устав не добр — оставь его! Упрекая монахов за то, что над могилой Воротынского поставили церковь, Грозный снова иронизирует: «Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет! Воротыньской в церкви, а чудотворец за церковию!
И на Страшном спасове судищи Воротыньской да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковито, а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» стр. С насмешкой спрашивает Иван IV Хабарова, который просит перевести его в другой монастырь: «Али уже больно надокучило? Иноческое житие не игрушка. Три дни в черньцех, а семой манастырь. Да коли был в миру — ино образы окладывати да книги оболочи бархаты, да застешки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кельи ставити, да четки в руках. А ныне з братею вместе ести лихо? Так Иван рядом с обширными наставлениями, подкрепленными ссылками на авторитет церковных писателей, рядом с гневными упреками и боярам, и их монастырским покровителям использует язвительную насмешку, краткую, но действенную, раскрывающую истинные причины поведения тех и других. Блестящий стиль Иван IV, использующего общенародный язык, с широким заимствованием интонации живой разговорной речи, народных пословиц, достигает большой выразительности в этих иронически-сатирических эпизодах. Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена.
Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити? Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов! Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр. Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г. Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория.
Из истории жанра сатиры
Что такое сатира? - YouTube | В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов. |
В чем разница между Сатирой и Фарсом | Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает. |
Что означает сатирическое произведение
Горацианская сатира — это форма нежной, юмористической и забавной сатиры, которая высмеивает глупости и нелепости людей. Ювеналианская Сатира, с другой стороны, является формальной сатирой, которая с презрением и негодованием нападает на порок и заблуждение в обществе. Ювеналийская сатира более резкая и жетская, чем хоратская сатира. Менипейская сатира высмеивает индивидуальный недостаток характера или особую черту личности. Она менее агрессивна, чем ювенальная сатира, но более осуждающая, чем горатская сатира. Что такое Фарс? Фарс — это легкая комедия, которая развлекает аудиторию в экстравагантных и преувеличенных ситуациях. Фарс предполагает намеренное использование физического юмора, непристойных шуток и преднамеренного абсурда.
Критика общества и власти В сатирическом произведении автор часто критикует общество, его проблемы, недостатки и предрассудки. Власть и властные структуры также часто становятся объектом сатирической критики, демонстрируя их силу, коррупцию или глупость. Пародия и перекличка Автор может использовать приемы пародии и переклички, чтобы изобразить ситуацию, явление или персонажей в комическом или преувеличенном свете.
Это помогает подчеркнуть их абсурдность или создать юмористический эффект. Гротескные образы и события Сатирическое произведение часто использует гротескные образы и события, чтобы показать разрыв между реальностью и иллюзией, карикатуризировать какие-либо явления и вызвать у читателя удивление или смех. Умение автора и аудитория Сатирическое произведение требует от автора особых навыков владения словом, умения найти изюминку в реальности и ярко выразить свою мысль. Аудитория также должна быть готовой к восприятию сатиры, быть открытой к критике и готовой смеяться над собой и своими недостатками. Все эти особенности делают сатирическое произведение не только интересным и забавным, но и позволяют автору передать свои мысли и идеи, побудить читателя задуматься над реальностью и посмеяться над ней. История развития сатирической литературы Сатирическая литература имеет долгую историю развития, начиная с древних времен. Они, как правило, содержали критику политических, общественных и культурных явлений того времени. В Средние века европейская сатира была особенно популярна.
На тему такого общественного явления, как невежество, паразитизм высшего класса, существует множество книг, рассказов, повестей, басен различных авторов, где писатели высмеивают эту проблему, пытаются привлечь к ней внимание.
Салтыков- Щедрин тоже не остался в стороне. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», раскрывает данный вопрос как нельзя лучше, сатира здесь присутствует буквально в каждом предложении, а сюжет доведен до абсурда. Писатель использует антитезу: противопоставляет беспомощность и невежество двух генералов трудолюбию и смекалке простого народа в лице мужика. В абсолютно нереалистичной картине отображается власть правящих классов и положение простых крестьян после отмены крепостного права. Не зря автор выбрал именно такой вид рыб: пескарь сама по себе рыба маленькая, ничем не примечательная, скрывающаяся за камнями или в песке, это уже первичная характеристика главного персонажа.
Басни Крылова. О баснях И. Крылова можно сказать многое, но я ограничусь лишь набором основных тезисов: Образы животных у Крылова строятся по аллегорическому принципу, имея структуру, в которой представлены значения, раскрывающие социальный статус персонажа, а также его интеллектуально-нравственные качества.
Стоит сказать, что эта структура достаточно разветвлена. Наряду с иносказанием анималистические образы в баснях отличаются очень ярко выраженным прямым значением. При изображении повадок животных Крылов использует не только мифологические и сказочные традиции, но и на научные представления. Двойственность изображения — прямого и переносного — одна из основных отличительных черт басен И. Почти в каждой басне описано общественное явление или важный вопрос. Широкую известность, например, получили басни, которые посвящены Отечественной войне 1812 года. Одно из таких произведений — это «Волк на псарне». В ней в образе Волка высмеивался Наполеон.
Крылов отлично выражал народный взгляд на жизнь, а его басни оказались очень близки приданиям и сказкам из народа. Из-за этого многие басенные строки запомнились нам навсегда, а некоторые даже обратились в народные пословицы. Есть у Ивана Андреевича несколько басен, в которых отсутствует аллегория и сатира. Например, «Рыцарь», «Крестьянин и Лисица», — это просто комические моменты, которые оформлены в виде басни.
Что такое сатирическое произведение
Смотрите видеоурок: “Здоровье человека и здоровый образ жизни” Цифровая библиотека уроков школьной программы от Онлайн-школы Бесплатные видеоуроки по школьным предметам. Из художественных средств в сатирических произведениях искусства и литературы используется также гипербола, сарказм, аллегория, пародия, гротеск. Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов). Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо. Я считаю, что сатира необходима, она показывает минусы и недостатки в характере каждого отдельного человека и всего общества в целом.
Что такое сатирическое произведение и как оно функционирует
Она имитирует и пародирует, но также решительно и аргументированно представляет свое мнение. Поэтому точное различие невозможно. Границы между жанрами стираются. Презирает сатиру. Шутка — это всего лишь интеллектуальная игра». Освальд Шпенглер Отличие от карикатуры Карикатура также подражательна, преувеличена и критична. Обычно он стремится пропагандировать определенное политическое мнение, но находит выражение в рисунках или коротких карикатурах. В этом его отличие от сатиры. Карикатуру можно рассматривать как поджанр сатирических форм выражения.
История вида искусства Сатира существует с древних времен. Самый старый пример — сатира Мениппи Menippea. Это литературный жанр, изначально определявшийся стихотворной и прозаической формой, а затем и содержанием критика как издевательство, ирония, пародия, диатрибы. Были еще «Горази» и «Ювенальная сатира». Первый был более шутливым и забавным, второй — более выразительным, драматичным и карательным. Начиная со средневековья, сатиры находились под влиянием христианства.
Образы-объекты сатиры строятся на принципе доведения до нелепости какой-либо черты, поступка и др. Несмотря на видимую «жесткость» сатиры, в ней есть место и смеху — иного рода. Смех в сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие, но не менее важные детали, это смех не ради развлечения. Наиболее яркими «сатириками» в литературе были Д. Фонвизин, А. Грибоедов, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский и др. Юмор — это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей.
Сатира как жанр Сатира как жанр впервые появилась в римской литературе. Само это слово происходит от названия мифических существ на латыни, сатиров - полубогов-полуживотных с насмешливым нравом. Филологически данное понятие связано и с другим словом, satura, в простонародье означавшим блюдо мешанины, что говорило о смешении разных размеров греческие, а также сатурнический стих и на присутствие разнообразных описаний явлений и фактов в сатире, в отличие от других жанров лирики, которые имели определенную, строго ограниченную область изображения. Вот что такое сатира. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. Сатира как прием С течением времени она утратила значение конкретного жанра, как произошло это и с другими жанрами, считавшимися классическими идиллией, элегией и пр. Основным признаком сатиры стала изобличающая насмешка, которая определяла сущность ее. Это назначение она выполняла с помощью различных жанров и форм. Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними. Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др. Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия. Что лежит в основе сатиры? Что такое сатира, мы выяснили. Разберемся теперь, что лежит в основе ее. В основе сатиры, независимо от жанра, лежит комизм. Смех всегда был и остается хорошим средством воздействия на общество.
Политическая сатира — этот вид сатиры касается политических событий и лиц. Он часто используется для раскрытия коррупции и власти, и как правило, направлен на изменение ситуации в обществе. Каждый вид сатиры имеет свои особенности и направлен на достижение определенной цели. Однако, вне зависимости от вида, сатира всегда требует от авторов остроумия, интеллекта и высокой культуры слова. В его работы входят юмористические рассказы, статьи, комедии и пьесы, которые насмехаются над множеством феноменов современной жизни. В «Людях с фантаном» он рассказывает о жизни российской провинции и высмеивает неосознанное насилие и бессмысленность бытия, а в «Автобиографии» Зощенко коротко и ясно демонстрирует свое отношение к государству и чиновникам. Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий — уникальный представитель сатирической поэзии. Его сонеты и стихи знамениты как пример высокой мастерской работы и неустанных атак на государство и политические структуры, веротерство и моральное разложение. В своих произведениях он насмехается над всем, что считает несправедливым и проявляет лицемерие, и посвящает темы стихов как политическим, так и бытовым проблемам. Марк Твен Марк Твен — американский писатель, написавший некоторые из самых ярких произведений в истории сатиры. Наиболее известным произведением считается «Принц и нищий» — сказочно-сатирический роман, в котором автор критикует общество, религию, правительство и другие явления. Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. Знаменитые сатирики, такие как Михаил Зощенко, Владимир Высоцкий и Марк Твен своими работами призывают к размышлению и ликвидации негативных явлений в обществе. Значение сатиры в современном мире Сатира в современном мире играет важную роль в формировании общественного мнения и критике власти. С ее помощью журналисты, писатели и художники могут выражать свое недовольство по поводу различных общественных явлений и явных недостатков государства. Сатира вносит разнообразие и юмор в повседневную жизнь людей, разбавляет серьезность момента и позволяет смотреть на проблемы со стороны. Это популярный способ привлечь внимание к проблемам и показать их с неожиданной стороны. Однако сатира также может стать предметом конфликта и вызвать негативные реакции со стороны тех, кого она критикует. Важно, чтобы авторы сатиры не переступали границы допустимого и не обижали никого лично, а только критиковали негативные явления в обществе. Значение сатиры в современном мире: — критика власти и общественных явлений — разнообразие и юмор в повседневной жизни — привлечение внимания к проблемам — предмет конфликтов и негативных реакций — важность соблюдения границ допустимого Как сатира действует на читателя? Сатира в литературе не только вызывает у читателя смех, но и передает определенное мировоззрение и критикует реальную жизнь. Ее главная цель — указать на недостатки существующей системы, поругать ложь и лицемерие, а также подвигнуть читателя на действия. Сатира, наряду с юмором, использует острую критику и сарказм, чтобы вызвать у читателя не только улыбку, но и размышления. Она затрагивает социальные и политические вопросы, раскрывает пороки человеческого характера, оголтелость чиновничьего аппарата и измены ценностей. Сатира способна задевать многие чувства у читателя, а особенно гнев и ярость. Она вызывает читательское негодование и неприятие, заставляя людей мыслить и анализировать ситуации вокруг себя, а также рассматривать альтернативы. Читатель оставляет книгу, но она остается с ним, заставляя пересмотреть свое отношение к жизни. Именно поэтому сатира считается одним из наиболее эффективных способов воздействия на читателя и общество в целом. Критика и контраргументы против сатиры Сатира — это мощный инструмент, который может вызвать у читателя не только смех, но и скрытые чувства вины и стыда. Некоторые люди критикуют сатиру за то, что она может унизить или оскорбить людей, на которых направлена ее резкая критика. Однако, стоит отметить, что сатира — это не только критика, но и умение видеть и описывать недостатки в обществе. Ставить под сомнение вещи, которые часто принимаются как норма.