Чин прощения появился много веков назад.
Прощеное воскресенье: церковное богослужение и традиции
Марии Египетской , в котором говориться о обычае Иорданского монастыря в последний день перед началом Великого поста испрашивать друг у друга прощение и взяв благословение у игумена монастыря, уйти в пустыню на всею Четыредесятницу, чтобы вернуться к Вербному воскресенью. После окончания вечерни, настоятель храма берет напрестольный Крест и выйдя на солею говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика все, чем согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Для кого-то это просто ритуальное действие, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения.
При этом, отмечают священнослужители, прощать и просить прощения нужно искренне, а не формально. Иначе пользы от такого «покаяния» не будет, оно скорее навредит человеку, ведь он был нечестен в своих намерениях. Прощеное воскресенье в 2024 году — традиции Прощеное воскресенье объединяет в себе народные и церковные традиции. В этот день в храмах проходит торжественная литургия, во время которой читают отрывки из Евангелия от Матфея о важности прощения. Также во время службы вспоминают сюжет о создании первых людей и их изгнании из рая. Отсюда еще одно название праздника — Адамово изгнание. После литургии священнослужители надевают траурное облачение, в алтаре, на жертвеннике и престоле меняют покрывала и завесу. Вечерние богослужения проходят при выключенном свете. На них читают чин прощения и благословляют на начало поста. В народном календаре Прощеное воскресенье совпадает с завершением Масленицы — самым шумным и веселым днем праздничной недели. Люди стремились запастись хорошими впечатлениями, ведь во время Великого поста запрещались не только употреблять определенные продукты, но и развлекаться. На Руси в этот день устраивали масштабные гуляния с кулачными боями, ярмарками, конкурсами и выступлениями ряженых актеров. Люди ходили друг к другу в гости, угощали блинами соседей и знакомых. Часть блюд раздавали бедным, чтобы они тоже почувствовали дух торжества. Как правильно отмечать каждый день Масленицы Во время подготовки к застолью женщины гадали на блинах. Заливая на сковороду первую партию теста, они внимательно следили, каким получится блин.
И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. В этот день в храмах совершается богослужение, с Чином прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном.
Церковь считает, что обиды мучают обе стороны. Обиженный постоянно переживает, пытаясь понять причины произошедшего, мучает себя, злится на обидевшего и желает ему плохого. Обидчика беспокоит совесть, и он постоянно думает о том, как исправить ситуацию. Особенно это касается серьёзных размолвок, когда люди долгое время не могут примириться. В Прощёное воскресенье призывают проанализировать прожитый год и вспомнить, кого и когда мы огорчили. Ведь хорошие отношения с близкими — большая ценность. Не нужно тратить и без того короткую жизнь на размолвки и обиды. Нужно попросить прощения у членов своей семьи.
Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. В завершение Святейший Патриарх испросил прощения у клира и верующего народа. Вечерня и Чин прощения. Трансляция 17 марта 2024 года. Перед чином прощения наместник монастыря епископ Вениаимн прочитал молитву перед началом Великого поста, в которой испрашивается Божие благословение на духовные подвиги на постническом поприще.
Летопись прихода
Если Вы пожелаете оставить пожертвование, его можно перечислить на расчетный счет монастыря, он указан в разделе " Контакты ". Присылайте, пожалуйста, Ваши письма с требами не позднее, чем за один день до той даты, на которую Вы хотите их заказать, чтобы мы успели просмотреть почту и записать все имена в храме. Обращаем ваше внимание, что за ходом работ по реконструкции Троицкого храма можно наблюдать в разделе " Реконструкция и реставрация Троицкого храма ".
После молитв «Нескверная, Неблазная… Упование мое…» — Господу помолимся, и читает молитвы на начало Четыредесятницы из Требника. Затем ектения Помолимся, о Великом господине и Отце нашем, завершающая повечерие.
Священник и молящиеся целуют иконы. В монастырях по благословению игумена поют канон и стихиры Пасхи22. IV Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов опубликовал и описал ряд средневековых литургических источников, объединенных под общим собирательным названием Соборных Чиновников и отражавших практику патриаршего богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке, архиерейской службы в новгородском Софийском, холмогорском Преображенском, нижегородском Преображенском кафедральных соборах. В этих документах содержатся схожие описания служения вечерни в неделю Сыропустную с участием архиерея.
Этот порядок следует считать непосредственным прототипом современного установившегося порядка совершения вечерни с чином прощения. В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными.
В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения23. Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. И как власти т. Последнее замечание означает, что головщик запевал первый стих 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе» с припевом «услыши ны, Господи», а остальные стихи 140, 141, 129 и 116-го псалмов воззвахи прочитывались без пения припево24.
В это время Святейший Владыка «со властьми» обходил и прикладывался к иконам, к гробницам митрополитов и Патриархов, затем шел на свое место. Протодиакон с кадилом возглашал «большую ектению» имеется в виду сугубая и кадил иконы, Патриарха и весь народ. По ектении следовал возглас протопопа «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» или «Услышы ны, Боже, Спасителю наш». Затем, обратившись лицом к алтарю, на восток, протопоп читал «помянник, яко же и на павечернице».
После этого Патриарх выходил на середину церкви и, встав на орлец лицом к народу, произносил «прощение всем вслух». После чего протопоп подавал ему крест на блюде для благословения. По Чиновнику новгородского Софийского собора звон бывает в начале «8 часа дни». В собор собирались «боярин и воевода и дияки и множество народа для поучения святительского».
Службу совершал чередной священник и диакон в постном облачении. После окончания вечерни архиерей в сопровождении протодиакона и ризничего следовал к иконам, чтобы целовать их. Ключарь нес впереди «витую свечу», подияк иподиакон — лампаду. Певцы на клиросах поочередно пели тропари «Покаяния отверзи ми двери…», стихиру Успения Богородицы, стихиру Новгородским святителям епископу Никите и архиепископу Иоанну, в заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы рабов Твоих…».
Архиерей обходил приделы Софийского собора и прикладывался к иконам и гробницам свт. Никиты и иных иерархов. Вслед за ним прикладывались к иконам и гробницам городские сановники и народ. По возвращении протодиакон говорил сугубую ектению.
По возгласе «Услыши ны, Боже наш…» — «Премудрость» и отпуст великого повечерия «Владыко многомилостиве…». После отпуста — чтение помянника. После заключительного возгласа «За молитвами Пречистыя Твоея Матере и святых отец наших…» архипастырь творил перед народом три поклона, испрашивал прощения и осенял благословением на две стороны. Затем он говорил «поучение начальником града и всем православным християном»26.
В Чиновник помещено поучение свт. Митрополит Евгений Болховитинов 30 апреля 1805 года читал «Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа и чудотворца Новгородского»27. Вечерня совершалась "по уставу, с отпустом". Далее архиерей обходил и целовал "по чину во церкви святыя иконы".
По целовании, паки возшед на амвон, глаголет, зря к народу, молитву "Владыко многомилостиве…" и прочая»28. Во время молитвы народ преклоняет колени. После молитвы архиерей творит прощение. Ключарь подносит архиерею на блюде крест.
Чин прощения описывается там следующим образом. После трех поклонов молитвы прп. Ефрема архиерей поклоняется образам. Затем следует в алтарь и облачается в малое облачение.
После того как все молящиеся в храме приложатся, архиерей исходит из алтаря на уготованный ковер и орлец. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». Архиерей читает молитву «Владыко многомилостиве Господи…», затем испрашивает прощения и подает крест для целования народу. В это время поется славник «Прообразуя…»29 и «Всех скорбящих Радосте»30.
Отсутствует указание о поучении народу31. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение.
Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная! Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом.
В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова. В этот день последний раз употребляется скоромная пища. Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры: Творение господина Иосифа.
Стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне. Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий. Ин господина Феодора, глас тойже.
Когда будет Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов «Адамовым изгнанием» день называют, потому что в это воскресенье православная церковь проводит богослужения и вспоминает библейский сюжет — изгнание людей из рая. Считается, что раз Бог простил Адама и Еву, хотя те ослушались его наказа, то и обычные люди должны найти силы для прощения обидчиков и самим попросить прощения. Народное название «Прощёное воскресенье» появилось из-за совершения чина прощения в церквях.
Традиция появилась в древности у египетских монахов. В этот день они в одиночестве отправлялись в пустыню на весь срок поста: многие из них погибали от голода, жажды или нападения зверей. Не зная, суждена ли им ещё встреча в земном мире, монахи просили друг у друга прощения и сами прощали вольных или невольных обидчиков. Со временем появился чин прощения.
Во время него настоятель храма или монастыря после вечерни кланяется прихожанам и просит у них прощения, те также отвечают ему поклоном. Чин прощения со временем ушёл в народ. Даже если человек не посещает церковь, принято в Сыропустную неделю просить прощения у родственников и близких людей. Когда Прощёное воскресенье в 2024 году Прощёное воскресенье в 2024 году отмечают 17 марта.
В Прощёное воскресение епископ Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском соборе
После сожжения чучела огонь в доме не разводили — ложились спать. Утром оставшийся от костра пепел собирали и развеивали по полям — для обильного урожая. А остатки еды от праздничной трапезы отдавали скотине или выбрасывали. Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Фото: Тимур Ханов Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Православные традиции: прощение и молитва Чин прощения появился много веков назад. Чтобы отрешиться от всего мирского и усилить свою молитву, египетские монахи уходили поодиночке в пустынные места на все 40 дней поста. Кое-кто из них уже не возвращался, встретившись с лесных дебрях с дикими зверями или не выдержав жизни в пустыне. Поэтому, расходясь, святые люди просили друг у друга прощения и сами прощали, понимая, что эта встреча может быть последней, и уходили молиться в отшельничестве с очищенной душой...
Со временем эта традиция перешла в церковное богослужение. Просить прощения друг у друга издавна было принято не с самого утра, а с заката до полной темноты. Литургия в церкви тоже происходила вечером. Так что днем люди поминали усопших и просили у них прощения, отправляясь на кладбища. Прижилась традиция оставлять на могилке блины, конфеты и печенья, но церковь утверждает, что это ни к чему. Усопшему нужно не земное угощение, а молитва.
Оставшиеся же от поминальной трапезы угощения лучше раздать нуждающимся. Затем люди отправляются в храм. В этот вечер все миряне и служители храма просят прощения друг у друга. Во время литургии звучат евангельские чтения, в которых рассказывается о прощении грехов, о предстоящемпосте и о том, что земным сокровищам следует предпочесть небесные — они нетленны.
Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. В этот день в храмах совершается богослужение, с Чином прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.
В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Христиане примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, начать поститься «постом приятным, благоугодным Господу», как сказано в одной из стихир богослужебных песнопений , которая поется на первой великопостной неделе. В нашем восприятии Прощеного воскресенья есть одна опасность — его формализация. Обычай просить прощения перед началом поста стал настолько привычным, что мы порой не осмысливаем происходящее, заученно отвечая на просьбу человека о прощении: «Бог простит, я прощаю. Прости и ты меня» — и думая о том, что до наступления следующего дня надо бы успеть еще хорошенько заговеться блинами. На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. Великим постом, для того чтобы усилить молитвенный подвиг и в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост.
Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает. Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» Лк.
Наместник и братия Троице-Сергиевой Лавры совершили чин прощения (+ВИДЕО)
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Домой Блог Новости Чин прощения. Епископ Сергиево-Посадский Парамон перед Чином прощения обратился к верующим с пастырским словом, в котором сказал, что прощение является фундаментом предстоящего подвига Великого поста.
Разговор со священником
В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту.
Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
Отсутствует указание о поучении народу31. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение. Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас "Услыши ны, Боже". Посем архиерей приемлет крест и ставится у амвона на степени и глаголет молитву "Владыко многомилостиве", и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей и всех ту предстоящих. Посем архиерей разоблачается у места ж своего и идет во свой дом»32. Здесь также отсутствует упоминание о поучении. Возможно, составители последних двух Чиновников считали, что святительское поучение народу является обязательным, что само собой разумеется. V Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона. Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа.
Священник иеромонах и диакон совершали вход в ризах черных. Далее затворяются царские двери. Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем. Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп.
Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34. Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35. По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах. После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37. В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы.
Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон. Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче! Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга. В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38. VI В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона см. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход. Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором.
Царские врата закрываются, и служащие священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. После отпуста вечерни совершается чин прощения. На аналоях перед солеей кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Архиерей или настоятель храма, монастыря творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем он произносит поучение, в завершение которого испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». При этом «во время чина прощения принято петь "Покаяния отверзи ми двери", "На реках Вавилонских" и стихиры Пасхи "Да воскреснет Бог", заканчивая стихиру "Воскресения день" словами "Простим вся воскресением" "Христос воскресе" не поется »39. VII Подводя итоги вышеизложенному, необходимо сформулировать некоторые выводы.
Чин прощения, совершаемый после вечерни в неделю Сыропустную, является уникальным литургическим обычаем, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Его следует отличать от иных обычаев испрашивать взаимного прощения: например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха архиерея по Типику Великия Церкви 1838 г. Непосредственным историческим прототипом нашего обряда является чин прощения, который совершался Московским Патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах.
Не простого повиновения от человека ожидает Бог; Божии повеления и реакцию на них трепещущего творения знало и ветхозаветное человечество. Нам же Христос простирает со Креста Свои объятия и взывает: Человече, даждьми сердце.
И Бог ожидает от нас не просто воздержания от грехов; Он ждёт от человека абсолютной святости: Будьте святы, потому что Я свят 1Пет1:16. Потому мы ныне должны будем в чине прощения примириться с ближними не традиции ради, — мы от всего сердца простим все их согрешения, сполна раскроем всем и каждому своё сердце. Этим мы раскроем его и Богу своему. Перед такой духоносной задачей мы ныне поставлены. Посему придём сегодня вечером во святой храм с полной раскрытостью сердца, с готовностью обнять ближнего.
Примем его, как Самого Господа, отпустим сполна и каждому согрешения против нас. Тогда и Христос отпустит нам согрешения наши и соделает нас живыми членами Церкви — Своего Царства. Чин прощения Дорогие братья и сёстры о Христе. Мы собрались ныне в храме для того, чтобы встать перед Лицом Бога Живаго. Да осенит Он нас Своим благословением, дабы раскрылись сердца наши и стали так пространны, чтобы вместился в них небесами Невместимый Бог.
Это Он дарует нам возможность раскрыть объятия и выразить своё благоволение нашим ближним, испрашивая прощение у каждого.
Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов.
Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне.
Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. И мы должны просить Христа о прощении и о благословении, с тем чтобы Его крест стал нашим спасением, чтобы ранами Его мы исцелели, чтобы, познав крестную любовь Господню, в благодарность мы нашли в себе силы принести Ему всю жизнь свою, всю любовь свою. Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Чин прощения появился много веков назад.
Епископ Сергий возглавил Чин прощения
Во время чина прощения настоятель храма призывает паству и прихожан к прощению, сказав. Домой Блог Новости Чин прощения. Вечером 14 февраля, нв канун начала Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Главная → Новости / События → Новости → ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ-2023: КАКОГО ЧИСЛА ПРАЗДНИК, У КОГО И КАК ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ. После вечерней службы совершается специальный чин прощения. В Кунгурском Иоанно-Предтеченском женском монастыре Чин Прощения традиционно проходит очень торжественно и трогательно: черные облачения духовенства, великопостные пения, коленопреклоненные молитвы.
Слово при совершении чина прощения
Завтра последнее день перед началом Великого поста. В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения. Начало литургии в 8:30. По православной традиции в этот воскресный день принято просить друг у друга прощение. Этот день еще называют Прощеным воскресеньем.
Откроются царские врата, священники будут облачены в постовые одежды, и зазвучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…» Чин прощения. Красивое и торжественное действо, когда наместник обители коленопреклоненно испрашивал прощение у всех — и у своих подчиненных, вплоть до самого скромного чтеца, и у пришедших в Прощеное воскресенье в храм верующих. А те, тоже с земным поклоном, отвечали: «Бог простит!
Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей.
В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки — ненадмевающееся мудрование. Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» «Лествица», слово 14.
Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати — Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву.
Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника — обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Мф. Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его.
Пост телесный предполагает также и пост духовный, то есть чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов.
Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» «Лествица», слово 10.
Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата.
Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его Рим.
Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это — не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям.
Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить. Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая.
Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Ибо вся наша праведность — как рубище нечистой жены перед Богом.
И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания.
Именно с вечерни с чином взаимного прощения начинаются богослужения Святой Четыредесятницы Великого поста. Надо сказать, что это богослужение похоже на обычную вечернюю службу.
Но к её началу в храме убранство уже другое — аналои покрыты великопостными черными накидками. А священники, которые в начале службы были в золотистых одеяниях, к началу Чина прощения переодеваются в тёмные облачения. В конце вечерни молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами произнес перед Царскими вратами ключарь Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Владимир Лобов.
Митрополит Даниил обратился к прихожанам с архипастырским словом, в начале которого напомнил, как в древние времена на Святой земле, в Палестине, монахи причащались в Прощённое воскресенье, а потом расходились по пустыням по своим пещеркам, где они совершали свои молитвы до наступления Пасхи. На самом же деле мы видим, что бесы особенно упорно их преследуют. Как говорили старцы — за мирянином ходит один бес, а за монахом — много.
Поэтому во время пострига не просто меняется имя — у монаха появляется еще один небесный покровитель, чтобы легче было сопротивляться диаволу». Владыка напомнил историю из «Досточтимых сказаний» о двух монахах, мирно живших в одной келии, которых диавол поссорил до такой степени, что они подрались между собой.
Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый.
Летопись прихода
Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у клира и верующего народа. И мы должны просить Христа о прощении и о благословении, с тем чтобы Его крест стал нашим спасением, чтобы ранами Его мы исцелели, чтобы, познав крестную любовь Господню, в благодарность мы нашли в себе силы принести Ему всю жизнь свою, всю любовь свою. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у клира и верующего народа.