Особенно важно, что в расширенном составе БРИКС председательствует Россия. Любой процесс, который ведет к расширению БРИКС и позволяет этой структуре нарастить влияние на вопросы глобального управления, отвечает китайским интересам. Следующая встреча финансового трека БРИКС на уровне министров финансов и управляющих центральными банками пройдет 27 февраля т.г. Актуальные события и срочные новости членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) на сайте RT.
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира
В данной статье вы рассмотрите сущность, цели и задачи деятельности БРИКС. Саммит БРИКС в ЮАР завершился, принеся с собой множество новостей — от неожиданных до тех, которые наконец получили официальное подтверждение. Дедолларизация расчетов станет для стран-членов БРИКС мощным импульсом экономического развития и преодоления внешних ограничений. Победителям Игр БРИКС в Казани будут выплачивать по 358,4 тыс. рублей, серебряным призерам — по 179,2 тыс. рублей, а бронзовым — 179,2 тыс. рублей. Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР.
Что известно об объединении БРИКС
По словам шерпы ЮАР в БРИКС Анила Суклала, чьи слова передает РБК, заявки на членство в организацию подали 23 государства. РИА Новости. БРИКС утвердилась на мировой арене как крупная, независимая, авторитетная структура и альтернатива тому, что было создано до этого. Состав БРИКС с 1 января 2024 года пополнился пятью новыми членами. Смотрите видео онлайн «Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко» на канале «Телеканал 360 и Михаил Онуфриенко» в хорошем качестве и.
Вопреки западным сценариям, противоречия внутри объединения успешно преодолеваются
- Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
- БРИКС может превратиться в БАРСИКИ: Аргентина и Иран решили вступить в объединение
- Десятки стран захотели в БРИКС: чем их привлекли Россия и Китай - МК
- Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
Структуры объединения
- В СФ объяснили, почему нет спешки со вступлением новых стран в БРИКС
- Журнал Международная жизнь - Архив 4 номера 2023 года Перспективы расширения БРИКС
- БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы
- Что такое БРИКС — расшифровка, страны участницы, что это за организация и чем она занимается
- История БРИКС
- Руководство и форматы БРИКС
Перспективы расширения БРИКС
По его мнению, «с учетом стратегических интересов, которые объединяют членов группы, страны БРИКС намерены выйти из своего положения стран, находящихся на «вторых ролях» в западноцентричной системе управления» [7, с. В целом группа БРИКС никогда не заявляла о намерении разрушать существующую структуру мирового управления, но способствовала ее реформированию. Поэтому можно предположить, что заявки на вступление в БРИКС будут подаваться с учетом данного основополагающего принципа. Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира.
Объединение задействовало статус регионального лидера каждого своего участника в целях формирования «круга друзей». Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы. Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5].
В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции.
Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами.
Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов.
Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления.
Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений. Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15].
Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана.
Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки».
Как отметил Колташов, Эфиопия имеет специфическую историю. Это единственная африканская страна, которая не была колонией. Таким образом, у Эфиопии есть уникальный опыт сопротивления западной колонизации — и это может быть ее сильной стороной. У Эфиопии серьезный экономический потенциал, но не очень четкая перспектива развития. В силу внутрисоциальных проблем.
Там есть большие внутренние проблемы, схожие с проблемами Египта и Судана. Но у Египта есть военные, которые показали, что способны брать под контроль процессы, когда это нужно сделать", — сказал эксперт. Сейчас странам-участницам важно принять новые регламенты и установить новые правила взаимодействия, считает политолог Дмитрий Солонников. Например, проекты по созданию своих моделей в финансовой сфере — альтернативных тем, что существуют на Западе, в США. В 2019 году была утверждена идея о создании платежной системы, важно ее довести до ума. Дальше можно говорить о создании собственных систем страхования. В современном санкционном мире это крайне важно", — заявил эксперт.
Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций, член Делового совета БРИКС Кирилл Дмитриев отметил, что расширение организации станет важнейшим шагом для увеличения взаимных инвестиций. Платформа создавалась для того, чтобы решать свои вопросы, при этом не разрывая отношения с западными странами. Индия, например, активно включена в американские проекты, вплоть до военно-технического сотрудничества.
Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования. Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками. С 2010 года ежегодно как правило, в преддверии саммитов проводятся встречи министров экономики и внешней торговли стран БРИКС. Последняя министерская встреча состоялась 9 июня 2022 года в онлайн формате. Экспертная отработка торгово-экономической повестки БРИКС к министерским встречам осуществляется Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам 3-4 заседания в год , российское участие в которой обеспечивает Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России.
Какие пути их решения рассматриваются? Но к чему это приводит? На мой взгляд, как раз к активизации усилий по созданию альтернативных способов платежей. Бизнес во всех странах над этим работает. Если бизнес заинтересован в развитии экономических, торговых, инвестиционных отношений, а устоявшаяся система международных платежей становится рискованной, то понятно, что начинается активный поиск альтернативных возможностей. Планирует ли Банк России проводить пилоты по трансграничным платежам в цифровых валютах, когда это возможно? Кто-то еще исследует, кто-то уже вышел на стадию пилота. При создании платформы цифрового рубля мы заложили возможность ее интеграции с аналогичными зарубежными платформами. Сейчас ведем консультации, переговоры со многими дружественными странами и, конечно, со странами БРИКС, по трансграничным расчетам через цифровые валюты. И я думаю, что в перспективе они, конечно, будут развиваться. При этом мы поддерживаем их применение во внешней торговле, но законопроект, который дает такую возможность, еще обсуждается в Государственной Думе. И очень важно — мы видим возрастающий интерес со стороны финансовых институтов к участию в этом пилоте. Но, во-первых, не все страны БРИКС ее разделяют, а во-вторых, она очень сложная в дизайне и реализации. Поэтому, конечно, для начала она требует очень тщательного изучения. Если возникают риски финансовой стабильности, интервенции вы должны проводить в той валюте, которая востребована для торговли и погашения долгов. Поэтому до 2022 года в наших резервах была существенной доля долларов и евро — она обуславливалась именно тем, что внешнеторговые контракты были во многом в долларах и евро. Сейчас внешнеэкономическая деятельность очень активно переключается на использование других валют, прежде всего юаня. То есть достаточно большой рост. Будем ли мы включать валюты других стран в состав резервов — этот вопрос можно рассматривать в перспективе, если эти валюты будут достаточно стабильными, и доля расчетов в них будет расти. Безусловно, нужно учитывать и такие факторы, как ликвидность рынка, наличие надежных и ликвидных инструментов в данных валютах. Это в том числе страны ЕАЭС. Структура резервов любой страны следует за экономической активностью. В свою очередь, обращались ли страны БРИКС к вам за опытом в преодолении кризиса и в борьбе с инфляцией? Например, нам интересен опыт цифрового юаня. Другие страны тоже смотрят на наш опыт и денежно-кредитной политики, и антикризисного регулирования, и финансовых технологий. Поэтому, на мой взгляд, инициатива по обмену опытом на образовательной платформе, которую мы будем предлагать, может быть востребованной и интересной. Присоединитесь ли вы к общему тренду? Когда именно это произойдет, будет зависеть от поступающих данных.
Новыми участниками БРИКС станут пять стран: события ночи 24 августа
Что известно об объединении БРИКС | Любой процесс, который ведет к расширению БРИКС и позволяет этой структуре нарастить влияние на вопросы глобального управления, отвечает китайским интересам. |
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира | БРИКС же — структура куда более аморфная. |
Воображая БРИКС. Четыре сценария будущего — BRICS Business Magazine | За эти годы в БРИКС сформировалась эффективная многоуровневая институциональная структура. |
Об итогах саммита БРИКС в Йоханнесбурге. Статья Андрея Исаева | Как известно, само слово БРИКС — это аббревиатура по первым буквам стран-участниц. |
"Колониальные правители больше не нужны". Мировые СМИ о саммите БРИКС | Новости Беларуси|БелТА | Пятнадцатый саммит БРИКС, который проходит сейчас в Южной Африке, стал главным событием мировых новостей – включая информационное пространство коллективного Запада. |
Что такое БРИКС и что он предлагает миру. Простыми словами
«Истина рождается в споре»: какие изменения ждут БРИКС с приходом новых стран | БРИКС же — структура куда более аморфная. |
Семья БРИКС усиливает суверенитет России | Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. |
Состав БРИКС в 2024 году вырос вдвое: новые члены объединения | Выявление этих аспектов актуально, поскольку помогает понять, как БРИКС может увеличить свое влияние даже на фоне неспособности изменить традиционные структуры управления. |
«Истина рождается в споре»: какие изменения ждут БРИКС с приходом новых стран | За эти годы в БРИКС сформировалась эффективная многоуровневая институциональная структура. |
Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
Экс-президент США не раз негативно высказывался по поводу такой тенденции, обвиняя Байдена в разрушении экономики. По его словам, также рассматривается вариант создания платформы, которая состыкует системы цифровых валют центробанков. Кроме этого обсуждается возможность объединения национальных систем передачи финансовых сообщений. Перспективны поставки на Африканский континент удобрений и продукции машиностроения, говорят эксперты.
Целью данной статьи является комплексный анализ функционирования БРИКС на современном этапе, тенденций развития его политики в отношении Запада и перспективы сотрудничества в сложившейся политической ситуации. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: изучить эволюцию, деятельность и особенности БРИКС; исследовать взаимоотношения между группой БРИКС и западными странами; выявить перспективы трансрегионального объединения. Методы В качестве специальной методологии использовался системный подход, с помощью которого стало возможным рассмотреть неформальное объединение БРИКС как комплексный феномен, зависящий от множества факторов, и на основании этого выделить его характерные черты и инструменты взаимодействия.
Исторический подход позволил наблюдать эволюцию интеграционной группировки, а также акцентировать внимание на значимых тенденциях данного союза. Структурно-функциональный метод был использован для раскрытия структурной целостности БРИКС, где каждый элемент, в первую очередь, страны, в него входящие, имеет определенное функциональное значение. В качестве прикладной методологии был использован метод SWOT-анализа, который позволил качественно определить, какими сильными и слабыми сторонами обладает БРИКС, а также выявить возможности и угрозы со стороны внешней окружающей среды. В ходе выполнения работы применялись принципы историзма, объективности и научной доказательности, требующие сопоставления различных оценок и суждений. Результаты и обсуждение Проведенное исследование позволило всесторонне изучить БРИКС как межгосударственное объединение, проследить динамику его отношений со странами Запада в условиях нестабильности и определить наиболее перспективные тенденции функционирования группы. Полученные результаты могут быть использованы, во-первых, в образовательном процессе при подготовке специалистов в области политологии, международных отношений и истории; во-вторых, органами государственной власти Российской Федерации при определении концепции стратегического развития страны; в-третьих, представителями научного сообщества при проведении исследований по тематике БРИКС.
Предпосылки же к формированию неформального союза возникли достаточно давно. Еще в 1998 г. Примаковым была предложена идея о создании стратегического евразийского треугольника «Россия - Индия - Китай» [17, с. Поначалу предполагаемые страны-участницы скептически отнеслись к озвученной мысли председателя Правительства Российской Федерации. Однако, с наступлением нового тысячелетия ситуация сильно изменилась. Сообщество российских и зарубежных экспертов стало активно дискутировать на тему возможности образования такого треугольника и его жизнеспособности.
С 2003 г. Таким образом, БРИКС представляет собой интеграционное объединение, состоящее из пяти стран, с быстро растущими экономиками, - Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики, имеющих возрастающее влияние на мировой арене. Во-первых, в группе отсутствуют централизованные институциональные структуры, так как за странами-участницами закреплено право лично определять общие цели и основные рамки сотрудничества, а также группа не имеет доминирующей страны, которая бы диктовала свои условия остальным участницам. Во-вторых, в основе интеграционного объединения не лежит никакого учредительного договора. Такая форма взаимодействия, с одной стороны, направлена на исследование конъюнктуры международных отношений для продвижения собственных интересов и достижения поставленных целей перед организацией. С другой -придает группе гибкость во взаимоотношениях с иными акторами и окружающей средой.
В основе проекта БРИКС, с самого начала его существования, были заложены принципы многополярности, взаимозависимости экономик стран, приоритета международного права при укреплении мира и стабильности, а также коллективности в решении проблем глобального характера [13, с. Помимо этого, среди целей создания группы важно подчеркнуть расширение языкового, культурного и информационного блока взаимодействия. Объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в межгосударственную организацию было обусловлено следующими факторами: во-первых, страны имеют приблизительно одну весовую категорию и подобные интересы на мировой арене; во-вторых, у них схожий тип влияния на международные отношения. Государства Россия, Китай и Индия являются ключевыми акторами в евразийском регионе. Что касается Индии и Китая, то они доминируют по численности населения и обладают большим потенциалом рабочей силы. Также восточные страны в течение последних двадцати лет сохраняют стабильно высокие темпы экономического роста.
ЮАР отмечена достаточно высоким развитием финансового рынка и более низким уровнем восприятия коррупции [6, с. Стоит отметить, что присутствие одного из лидеров Африканского союза в коалиции Бразилии, России, Китая и Индии расширило географию и сферу влияния группы, усилило ее совокупный экономический и политический потенциал. Поэтому можно сделать вывод о том, что группировка этих стран закономерна. От «клуба интересов» до многомерного стратегического партнерства БРИКС прошел долгий путь, в результате которого группировка приобрела статус крупного международного актора, способного активно участвовать в принятии важных геополитических решений. Интеграционный процесс группы можно условно поделить на 3 этапа: I этап 1990 - 2006 - характеризуется возникновением предпосылок для консолидации стран-участниц. Налаживание консультативного механизма в формате РИК на постоянной основе, формирование Шанхайской организации сотрудничества в 2001 г.
II этап 2006 - 2010 - зарождение и укрепление сотрудничества. Именно по предложению президента Российской Федерации В. Путина в 2006 г. С этого момента активизировалось формирование иерархичной системы форумов и встреч стран БРИК. Первое полноформатное собрание государств-участниц группы состоялось 16 июня 2009 г. С 2010 г.
Кроме того, в 2011 г. Во многом эволюция объединения рассматривается как ответ на разбалансированность современной глобальной экономики, политический хаос в постбиполярном мире [17, с. Поэтому для выработки соответствующих механизмов и форматов взаимодействия, открытия направлений равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах в рамках БРИКС стали проводиться ежегодные саммиты, на 2021 г. В конце июня 2022 года планируется организация четырнадцатого саммита и делового форума БРИКС под председательством Китая. Однако, учитывая эпидемическую и геополитическую обстановку, встреча состоится в формате ВКС видеоконференцсвязь. Следует подчеркнуть, что саммиты выступают началом многосторонней дипломатии.
Соответственно, значимость таких встреч высока, учитывая современное турбулентное состояние мировой политики. Кроме того, помимо ежегодных встреч лидеров стран-членов, активно ведутся переговоры на уровне глав МИД, министров различных отраслей, а также секретарей советов безопасности. Таким образом, партнерство в рамках группировки БРИКС целесообразно и эффективно, имеет успех на долгосрочную перспективу, а с помощью сплочения и дальнейшего укрепления усилий организация сможет решить фундаментальные мировые проблемы, ежегодно обсуждаемые на саммитах. Он базируется на следующих положениях: деятельность группы не направлена на распространение собственных моделей развития на другие страны, полагая выбор таких моделей суверенным правом любого государства; не является конкретно военно-политическим и экономическим блоком; стержнем группы выступает сходство в экономическом развитии, а не географическая близость; усиления БРИКС на мировой арене возможно достигнуть лишь совокупным экономическим и политическим потенциалом [2, с.
В заявлении МИД Эфиопии отмечается, что страна намерена внести свой вклад в укрепление международного мира и прогресса, работая с другими участниками объединения. По словами президента России Владимира Путина, российские власти будут продолжать усилия по сотрудничеству в трех основных направлениях — политика и безопасность, экономика и финансы, культурные контакты. На саммите в Йоханнесбурге в августе 2023 года было официально приглашено пять новых членов, которые славятся своим экономическим потенциалом и стратегическим положением в своих регионах. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
Это первое мероприятие финансового трека БРИКС с участием представителей стран, ставших полноформатными членами объединения с 1 января 2024 года. Заместитель Министра финансов Российской Федерации Иван Чебесков и Первый заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин выступили с презентацией приоритетов российского председательства на финансовом треке объединения и представили флагманскую инициативу по совершенствованию международной валютно-финансовой системы. По результатам совместной проработки и проведённого исследования с партнерами по БРИКС Минфин России и Банк России подготовят одноимённый доклад с перечнем инициатив, рекомендаций и практических шагов.
Клуб «Валдай»
При этом главное, отметил парламентарий в беседе с «СенатИнформ», что все эти государства не хотят подчиняться диктату США. Сейчас рассматривается возможность запустить центр БРИКС по развитию технологий искусственного интеллекта, активизировать переход к расчётам в национальных валютах и усилить сотрудничество в области здравоохранения. Владимир Джабаров.
В ней присутствует Бразилия, которая во многом не только экономически, но и политически ориентирована на США, Индия и Китай, которые, мягко говоря, друг друга не любят и являются конкурентами во всех плоскостях. Если добавить сюда Турцию, Иран, Саудовскую Аравию и Египет — получится во многом "лебедь, рак и щука". Тем не менее, существование группы даже в нынешней конфигурации доказывает её жизнеспособность и востребованность. Во многом потому, что она выбивается из общей структуры однополярного мира, даже существует вопреки ему. Координация действий с другими странами, не включёнными в элитный клуб золотого миллиарда и не желающими слепо следовать навязываемым им установкам, — насущная необходимость в эпоху распада существующей международной экономической и политической конфигурации. Именно поэтому возникла G20, которая обрела реальную форму в 2008-м в момент первого серьёзного мирового экономического кризиса после окончания холодной войны. Членство в альтернативных предлагаемым Западом форматах — это не просто фига этому Западу, но и поиск реальных решений проблем, помочь решить которые Запад не может никак. Он закладывает перспективу для налаживания диалога в будущем, когда встанет вопрос о новой конфигурации нового многополярного мира.
Что же касается конкретного наполнения в виде создания уже более прочных и чётко структурированных объединений, то это вопрос времени. Чемодан без ручки: Почему итоги саммита G7 станут очередным ударом по ЕС Когда в феврале этого года в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин сделали совместное заявление о "международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии", многие восприняли его со скепсисом. Мол, и что? Союз-то между государствами будет или только общие заявления? Но тут надо понимать, что любой союз — военный, политический, экономический — это оболочка. Главное — суть, которую нужно для начала создать.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации Иван Чебесков и Первый заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин выступили с презентацией приоритетов российского председательства на финансовом треке объединения и представили флагманскую инициативу по совершенствованию международной валютно-финансовой системы. По результатам совместной проработки и проведённого исследования с партнерами по БРИКС Минфин России и Банк России подготовят одноимённый доклад с перечнем инициатив, рекомендаций и практических шагов. В ходе мероприятия по линии министерств финансов стран объединения участники встречи обсудили также актуальные вопросы таможенного и налогового сотрудничества в БРИКС; смешанное финансирование инфраструктурных проектов; запуск работы Научно-исследовательской сети БРИКС по финансам; финансовое сотрудничество в рамках Делового совета БРИКС.
В целом группа БРИКС никогда не заявляла о намерении разрушать существующую структуру мирового управления, но способствовала ее реформированию. Поэтому можно предположить, что заявки на вступление в БРИКС будут подаваться с учетом данного основополагающего принципа. Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира. Объединение задействовало статус регионального лидера каждого своего участника в целях формирования «круга друзей». Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы. Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5]. В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции. Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами. Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений. Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки». Но в мае 2018 года США вышли из «сделки» и восстановили санкции против Ирана в одностороннем порядке.
Расширение БРИКС нанесет урон экономической гегемонии США – эксперт
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира | В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства. |
Мировой экономике удалось избежать «жесткой посадки» | Банк России | Мы пока только прощупываем структуру БРИКС, постепенно понимаем, как она будет выглядеть в будущем, а все остальные технические моменты будут нарабатываться в течение этого года. |
БРИКС: что это, расшифровка, страны-участники, валюта, цели | РБК Тренды | Причем отсутствие у БРИКС статуса организации никак не мешает процветанию и развитию этой структуры, и время, прошедшее с момента создания объединения, это наглядно показало. |
Расширение БРИКС: какие страны вошли и еще войдут в альянс – инфографика | Причем отсутствие у БРИКС статуса организации никак не мешает процветанию и развитию этой структуры, и время, прошедшее с момента создания объединения, это наглядно показало. |
Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
Нюансы существуют при вступлении в любую международную организацию. Чтобы стать членом БРИКС, который теперь позиционирует себя, как один из центров влияния на мировые дела, нужно взвесить все плюсы и минусы, в том числе понять, от чего, возможно, придется отказаться. Но у них есть соглашение о зоне свободной торговли с США. Что будет с этим соглашением? Неизвестно, поэтому Мексика пока воздерживается.
То же самое с Аргентиной, которая, с одной стороны, говорит о своем желании вступить в БРИКС, с другой — готова заместить Европе российские энергоносители, а с третьей — не хочет конфликтовать с США. Пока БРИКС не является безусловным императивом, когда вступившие туда государства сразу получают массу преимуществ, которые перекрывают то, что они потеряли от охлаждения отношений с другими. Например, Иран уже находится под санкциями США. Сейчас идут шестисторонние переговоры о заключении всеобъемлющего договора о сотрудничестве, но американцы его блокируют.
Вступление в БРИКС для Тегерана фактически означает, что они так и останутся под санкциями, и они должны это учитывать. Си Цзиньпин перед последним саммитом четко сказал, что поддерживает идею расширения организации. Помимо прочего это означает готовность Китая компенсировать какие-то потери, которые понесут новые государства-члены. А ведь у Ирана есть и другие мощные противники, помимо США.
Это Израиль, который еще более непримиримо относится к Ирану вплоть до ликвидации ученых, участвующих в ядерных исследованиях. Это и Турция, которая соперничает с Ираном на региональной арене.
Саудовская Аравия; Объединённые Арабские Эмираты.
Их членство официально началось 1 января 2024 года. У группы нет постоянного председателя: работу по очереди координирует страна — организатор саммита, сменяющаяся каждый год. Кроме саммитов в формате G-8 «Группа восьми», с 2022 года перешла в формат «Группа семи» , G-20 «Группа двадцати» , на которых встречаются главы государств, под эгидой БРИКС проводится более 20 форматов переговоров.
Это всевозможные форумы, встречи глав министерств и другие виды сотрудничества: Ежегодные саммиты и встречи лидеров «на полях» саммитов «Группы двадцати». Встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности. Встречи управляющих Новым банком развития.
Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования. Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками. Также существуют форумы гражданского общества БРИКС, парламентские и молодёжные форумы, а также отдельный медиасаммит, на которых поднимаются вопросы финансового, научно-технического, культурного и политического характера.
За счёт кооперации все страны рассчитывают укрепить свои экономические и политические позиции на мировой арене. Также среди декларируемых задач организации — построение гармоничного мира и процветание. Круг тем, которые затрагивают на встречах БРИКС, охватывает все актуальные аспекты жизни, в том числе экологические проблемы, бедность, развитие общества, финансовые институты и др.
По факту же работа ведётся по нескольким направлениям.
Призыв «Сидим дома! В дополнение ко всему, индийцы поддерживают сепаратистские движения в китайском Тибете и вмешиваются в территориальные споры КНР с Филиппинами в Южно-Китайском море.
А китайцы, в свою очередь, вытесняют индийцев из всех возможных сфер влияния. Например, в Афганистане индийский бизнес практически отсутствует, а китайский - процветает. Индия, в свою очередь, регулярно проводит антидемпинговые расследования в отношении китайских компаний.
Например, неоднократно инициировались налоговые проверки китайских производителей смартфонов. А инициативу Поднебесной «Один пояс - один путь» Нью-Дели вообще рассматривает как угрозу собственной безопасности в регионе. Кроме того, Китай и Индия явно не собираются довольствоваться статусом региональных держав.
На данном этапе они скорее выступают в роли ситуативных союзников, заинтересованных в ослаблении коллективного Запада и пересмотре существующего международного порядка разумеется, в свою пользу. Но как они поведут себя, если эти цели будут достигнуты? Иногда их приходится выстраивать заново.
Например, некогда прочные связи между Ираном и Египтом были разорваны в 1980 году, вскоре после Исламской революции в Иране и признания Египтом Израиля. Даже посольства были закрыты. Впервые о возможном потеплении в двусторонних отношениях заговорили только после «арабской весны».
Состоялся обмен визитами лидеров государств. Между Ираном и Египтом было восстановлено прямое авиасообщение, а египетский дипломат Набиль Фахми, исполнявший тогда обязанности министра иностранных дел, заявил, что Египет стремится к стабильным и позитивным отношениям с Ираном. Но общего языка страны не нашли, потепление постепенно сошло на нет.
В 2015 году президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси даже заявил, что его страна поддерживает отношения с Ираном только на полях различных организаций. Однако в настоящее время Каир вроде бы выражает готовность пересмотреть свою позицию. Но не потому, что с Тегераном удалось договориться, а потому, что внешняя политика всего региона претерпела серьёзные изменения после того, как Иран и КСА, бывшие в течение нескольких десятилетий главными геополитическими соперниками в регионе, предприняли попытку примириться.
При посредничестве Китая в марте прошлого года страны договорились восстановить дипотношения. Так что Египту пришлось приспосабливаться к новым обстоятельствам. И как возможно рассчитывать на активное сотрудничество при таких «высоких» отношениях сторон?..
Восток - дело тонкое Саудовская Аравия - вообще союзник довольно сомнительный: королевство давно и плотно находится «под колпаком» у США. В основе их партнёрства лежат две составляющие - нефть и безопасность. Это устраивало обе стороны, пока не разразился украинский кризис.
США не удалось вынудить саудитов резко увеличить нефтедобычу, чтобы вытеснить Россию с рынка.
Встречи управляющих Новым банком развития. Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования. Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками.
Также существуют форумы гражданского общества БРИКС, парламентские и молодёжные форумы, а также отдельный медиасаммит, на которых поднимаются вопросы финансового, научно-технического, культурного и политического характера. За счёт кооперации все страны рассчитывают укрепить свои экономические и политические позиции на мировой арене. Также среди декларируемых задач организации — построение гармоничного мира и процветание. Круг тем, которые затрагивают на встречах БРИКС, охватывает все актуальные аспекты жизни, в том числе экологические проблемы, бедность, развитие общества, финансовые институты и др.
По факту же работа ведётся по нескольким направлениям. Согласно экономической концепции организации, приоритеты в странах БРИКС отданы сельскому хозяйству , торговле, инвестициям и минеральному сырью. Стратегия экономического партнёрства до 2025 года разработана по инициативе российского Минэкономразвития с учётом национальных интересов стран — членов БРИКС. В ней есть три основных блока: торговля; инвестиции и финансы; цифровая экономика и устойчивое развитие.
Одна из приоритетных задач формата — консолидация усилий по преодолению всевозможных экономических и мировых кризисов, каким стала, например, пандемия коронавируса. Также страны ведут активную работу по противодействию торговым ограничениям и реформе Всемирной торговой организации. Кроме того, БРИКС поставила задачей развитие расчётов в национальных валютах для ускорения экономического роста и ослабления влияния доллара на их экономики.
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира
БРИКС, международное объединение пяти крупнейших государств с развивающимися рынками, включающее Федеративную Республику Бразилию, Российскую. The growing economic might of BRICS countries, their significance as one of the main driving forces of global economic development. Ключевыми форматами сотрудничества БРИКС являются ежегодные плановые саммиты, принимаемые председательствующим членом «пятерки».
Семья БРИКС усиливает суверенитет России
Но при этом у государства много самых разнообразных ресурсов. В частности, российский вклад в БРИКС обеспечивается: крепкой научной базой; нефтехимической продукцией; дешевым топливом и т. С учетом такого потенциала эксперты прогнозируют, что эти страны, экономики которых обладают весьма значительными размерами, в будущем смогут трансформировать свой неуклонный экономический рост в серьезное политическое влияние, способное нивелировать засилье «золотого миллиарда». Цели БРИКС и основные задачи организации Помимо своей основной стратегической задачи — оптимизации межрегионального сотрудничества для формирования новой экономической элиты, — БРИКС ставит перед собой широкий спектр рабочих задач. В числе ключевых целей участники объединения называют: обеспечение инклюзивного экономического роста с перспективой искоренения бедности, эффективного решения проблем безработицы и поступательного движения к полномерной социальной интеграции; содействие инновационному экономическому развитию на базе передовых технологий; обеспечение взаимодействия и сотрудничества как с государствами, не входящими в «группу пяти», так и с различными международными организациями, объединениями, форумами; дальнейшее развитие системы расчетов на основе национальных валют; расширение возможностей для доступа на мировые рынки; всемерное содействие инвестициям и взаимной торговле; координирование и укрепление макроэкономической политики и т. Взаимное уважение, необходимость учитывать интересы партнеров ведет к углублению сотрудничества не только в экономической сфере. Так, на повестке БРИКС регулярно оказываются: наука; образование; гуманитарные вопросы, включая взаимопомощь и экологическую безопасность.
В случае кризисной ситуации — например, природных катастроф, — помощь быстрее придет от партнеров, нежели от незаинтересованных международных организаций.
Причем отсутствие у БРИКС статуса организации никак не мешает процветанию и развитию этой структуры, и время, прошедшее с момента создания объединения, это наглядно показало. Увеличение вариативности туристических контактов в компиляции с достигнутыми на высшем уровне договоренностями между лидерами стран- участников БРИКС, выводят саму структуру БРИКС в мировые лидеры по туристическому и культурно- образовательному потенциалу для полноценного и широкого сотрудничества между народами.
Кроме саммитов в формате G-8 «Группа восьми», с 2022 года перешла в формат «Группа семи» , G-20 «Группа двадцати» , на которых встречаются главы государств, под эгидой БРИКС проводится более 20 форматов переговоров. Это всевозможные форумы, встречи глав министерств и другие виды сотрудничества: Ежегодные саммиты и встречи лидеров «на полях» саммитов «Группы двадцати». Встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности. Встречи управляющих Новым банком развития. Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования. Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками. Также существуют форумы гражданского общества БРИКС, парламентские и молодёжные форумы, а также отдельный медиасаммит, на которых поднимаются вопросы финансового, научно-технического, культурного и политического характера.
За счёт кооперации все страны рассчитывают укрепить свои экономические и политические позиции на мировой арене. Также среди декларируемых задач организации — построение гармоничного мира и процветание. Круг тем, которые затрагивают на встречах БРИКС, охватывает все актуальные аспекты жизни, в том числе экологические проблемы, бедность, развитие общества, финансовые институты и др. По факту же работа ведётся по нескольким направлениям. Согласно экономической концепции организации, приоритеты в странах БРИКС отданы сельскому хозяйству , торговле, инвестициям и минеральному сырью. Стратегия экономического партнёрства до 2025 года разработана по инициативе российского Минэкономразвития с учётом национальных интересов стран — членов БРИКС. В ней есть три основных блока: торговля; инвестиции и финансы; цифровая экономика и устойчивое развитие.
По данным Международного валютного фонда, именно торговля и инвестиции стран БРИКС со странами с низким уровнем дохода послужили основной системой поддержки мировой экономики после глобального финансового кризиса. Политические и социальные интересы Одним из важнейших вопросов, поднимаемых на саммитах БРИКС, стала климатическая тематика. Страны пытаются сбалансировать свои экономические и энергетические интересы с противодействием глобальному потеплению. Также руководство стран БРИКС признало необходимость укрепления международных связей и, в частности, обмена талантами и развития сотрудничества в сферах культуры, спорта и образования. В рамках этих соглашений действуют инициативы по обмену студентами и специалистами для развития открытости, инклюзивности и взаимного обучения. В области политики страны-участницы постоянно обмениваются рекомендациями и передовым опытом решения внешних и внутренних проблем. В частности, сейчас эта организация — одна из ключевых движущих сил для реализации африканской повестки дня. При этом форматы этих объединений структурно и идейно прямо противоположны. G-7 представляет собой страну-гегемона США и шесть стран, по сути, признающих главенство Штатов и обслуживающих их экономические и политические интересы. БРИКС построен на принципе взаимного равенства стран с собственными национальными интересами. Несмотря на то что прямого объявленного противостояния блоков нет, страны G-7 пытаются затормозить развитие стран БРИКС санкциями и торговыми ограничениями. Это приводит к разделению мировой экономики на отдельные зоны и обострению борьбы за «неприсоединившихся». Организация позиционирует себя как реформаторов международных отношений и проект глобального масштаба. Участники союза поддерживают друг друга: в то время как страны Запада резко осудили решение России начать спецоперацию, страны БРИКС заняли подчёркнутый нейтралитет.