Михаил Ульянов, биография которого тесно связана с актерским ремеслом, познакомился со своей будущей женой в стенах родного театра. Биография Михаила Ульянова началась в 1927 году. Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак, Омская область.
Михаил Ульянов: биография личная жизнь
Ульянов, Михаил | Биография Михаила Ульянова началась в 1927 году. |
«Кто, если не я?» Михаил Ульянов помогал людям, даже будучи при смерти | Со дня рождения народного артиста СССР Михаила Ульянова 20 ноября 2022 года исполнилось 95 лет. Главной наградой жизни он считал любовь и брак с уроженкой Минска, актрисой Аллой Парфаньяк. |
Михаил Александрович Ульянов | Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак, Омская область. |
"День артиста. Михаил Ульянов". 1974. Документальный фильм // XX век @Телеканал Культура | Биография Михаила Ульянова — биография уникального человека, обладающего не только невероятным актерским талантом, но и большим добрым сердцем. |
Дмитрий Ульянов и Михаил Ульянов — родственники или нет
В сентябре 1987 года Михаил Ульянов назначен художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова. Михаил Александрович является автором книг: «Моя профессия», «Работаю актёром», «Возвращаюсь к самому себе». Умер великий актер Михаил Александрович Ульянов вечером 26 марта 2007 года в Москве на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, в 2008 году ему был открыт там памятник. Персоны дня 26 апреля: 1889 — 1951 Людвиг Витгенштейн австрийский философ и логик, представитель аналитической философии.
Целое поколение ребят всего на год-два старше Ульянова, ушедших защищать Родину, война выкосила практически полностью. В военные годы в Сибирь было эвакуировано много театров. Когда Михаил впервые пришел на спектакль, был поражен. Это даже не кино, а намного лучше! Актеры настоящие, живые - вот они, перед тобой, можно дотронуться...
Ульянов записался в школьный драмкружок, стал участвовать в спектаклях. Невысокому, худому, с голодными глазами подростку приходилось играть старца, но чем сложнее задача, тем интереснее. Руководитель студии заметил талант Ульянова и посоветовал после школы поступать в театральный. Михаил Ульянов - учеба Так Миша оказался в Омске. В его кармане лежало рекомендательное письмо руководителю областного театра, а из пожитков был мешок картошки - все, что сумела достать мать. Два года Ульянов учился в студии при театре, выходя на сцену только в массовке.
Мысль уйти на фронт, как отец, не покидала его, и Михаил записался в школу летчиков-истребителей. К счастью, к тому времени война закончилась... Чтобы свести концы с концами, требовалась подработка, и знакомые помогли ему устроиться диктором на радио. Там Михаил научился работать с микрофоном и управлять своим голосом - сначала по-юношески звонким, потом завораживающе приглушенным. Мало кто знает, что «фирменной» ульяновской хрипотцы в голосе актер добивался сам: морозными вечерами выходил на балкон и орал что есть мочи. Соседи собирались писать заявление участковому, но, узнав, что это молодой диктор репетирует, сразу успокоились.
Вернувшийся с фронта отец заявил, что нечего его сыну делать в Омске - раз есть талант, нужно ехать покорять столицу. Не возвращаться же с таким позором домой! Ульянов шел по Арбату, погрузившись в невеселые думы, когда его кто-то окликнул. Оказалось, приятель из Омска. Узнав о неприятностях земляка, друг дал ему совет обратиться в Щукинское училище при Театре Вахтангова, где как раз набирали первый послевоенный курс. Училище во время войны было эвакуировано в Сибирь, так что омскому пареньку там не откажут.
И точно - приняли! Первой работой в биографии Ульянова на большой сцене стал спектакль «Крепость на Волге», где ему предложили сыграть Кирова вместо заболевшего актера. Михаил пребывал в растерянности: с драматической частью он справится, а что делать с внешностью? Тощая шея, запавшие щеки, изможденная послевоенным и студенческим голодом фигура отдаляли его от образа коренастого и упитанного советского политрука. Для него даже пригласили гримера с телевидения, который извел огромное количество грима. Из проклеенной ваты соорудил артисту щеки, лоб и скулы, из-под которых едва виднелись маленькие глазки, - в итоге Ульянов казался себе похожим на бурундука.
Играть в такой маске было трудно: кожа потела и чесалась.
Об этом рассказала Александра Викторовна, невестка Крючкова — жена старшего сына актера: — О безумном романе Парфаньяк с Бернесом мне однажды поведал покойный муж. Замечу, в ту пору они оба были несвободны! И вот как-то Николай Афанасьевич, придя домой пораньше, застал жену с любовником в постели. По слухам, уязвленный неверностью Аллы Крючков тут же забрал свой концертный костюм и ушел жить в общежитие. Роман с Бернесом быстро сошел на нет, и Парфаньяк ответила взаимностью Ульянову, приведя его еще до свадьбы в свою квартиру со смежными комнатами. Ютились вшестером: молодожены, сын Аллы Коля, родившаяся дочка Лена, мама актрисы, приехавшая помогать растить внучат, и домработница. Лишь спустя несколько лет, когда имя Ульянова загремело на всю страну, его семье выделили просторную квартиру в центре. Он вырос и поспешил отделиться от мамы и звездного отчима в кооперативную квартиру, которую вскладчину купили все родственники.
Отношения с родным отцом — народным артистом Крючковым у Коли тоже не складывались. Николай с юности стал диссидентом. Его тяготило, что отец и отчим занимают видное положение в советском обществе. Парень искал себя в разных профессиях: работал ассистентом режиссера, сторожем, слесарем в больнице, а по ночам слушал «Голос Америки». Когда из нашей страны выслали Солженицына, Коля написал заявление с просьбой лишить его гражданства. Молодого человека поставили на учет в психушку, а в 1989 году, когда «железный занавес» окончательно рухнул, ему удалось уехать в Германию, где пришлось жить нелегально. За это его на три месяца посадили в тюрьму, а потом выслали прочь. Сейчас следы Николая, кажется, затерялись в Америке. Дочка же Елена, а потом и внучка Лиза, стали для Парфаньяк и Ульянова отрадой.
В отличие от ершистого Коли они выросли приличными женщинами и нашли свое место в жизни. Помню, в свое время у нас в театре возник серьезный конфликт. И я встал на сторону Евгения Рубеновича Симонова, защищал его, при всех набрасывался на Ульянова. Но Ульянов победил, его назначили худруком. И знаете, что первым делом он велел? Объявил коллективу: «Шалевича не трогайте! Но Михаил Александрович изо всех сил старался сгладить острые углы, даже приглашал меня в гости, где ждал красиво накрытый стол. Парфаньяк была жесткой и требовательной женщиной, вероятно, этот характер и держал Ульянова около нее.
Дети Михаила Ульянова Популярный киноактёр стал отцом только один раз. У него доченька Леночка, которая много для него значила. Своим сыном артист называл Николая — сына супруги от первого брака. В подростковом возрасте он был неуправляемым. Разговоры с отчимом вызывали у парня неприязнь. В 70 годы молодой человек уехал на пмж в Германию. Лечился в психиатрической больнице. Что с ним стало сейчас, почти никто не знает. Дети Михаила Ульянова — это и многочисленные стихи, написанные в честь любимой супруги и дочери, которые недавно были опубликованы Еленой Ульяновой. Её любимый папа очень радовался, что у него родилась именно доченька. Всё свободное время популярный актёр проводил с Леночкой. Девочка в детские годы занималась в различных кружках. Она любила рисовать, петь, участвовала в театрально-драматических постановках. В школе девочка считалась одной из лучших учениц класса. Её всегда ставили в пример другим ученикам. В старших классах девочка решила поступать в театральный вуз. Но её знаменитому отцу удалось переубедить Елену. Он проводил с ней многочасовые беседы на тему. Получив аттестат, вчерашняя выпускница отправляется получать образование в художественно-графической сфере. После вуза Елена работает в одном из самых лучших издательств современной России. После смерти знаменитого отца женщина организовала Фонд его имени. Все средства идут на оказание помощи бедствующим актёрам. После смерти родителей Елена всё своё внимание уделяет дочери и внукам, один из которых очень похож на прадедушку. В начале 50-х годов в неё был влюблён Николай Крючков, который тоже был знаменитым актёром. Он снялся в большом количестве кинокартин. Счастье было недолгим. После рождения сына Коли женщина стала встречаться с другими мужчинами, о чём не раз узнавал Крючков. Но он считал, что это сплетни недоброжелателей, которые стремятся поссорить его с любимой Аллочкой. Полюбив Михаила Ульянова, женщина оставляет Крючкова. После развода она становится женой Михаила Александровича. С конца 50-х годов Алла и Михаил прожили вместе.
Дмитрий Ульянов и Михаил Ульянов — родственники или нет
Причина смерти Михаил Ульянов. Этот актер никого не оставлял равнодушным – его любили, ему подражали, ему завидовали. У Михаила Ульянова была длинная и насыщенная творческая биография. Биография Михаила Ульянова началась в 1927 году. Биография Михаила Ульянова: фото, личная жизнь, причина смерти, фильмы, "Тихий Дон", "Живые и мертвые", в роли маршала Георгия Жукова. возраст и дата рождения, истории из жизни Актёра Михаил Ульянов, ознакомьтесь с его биографией на сайте. возраст и дата рождения, истории из жизни Актёра Михаил Ульянов, ознакомьтесь с его биографией на сайте.
Ульянов Михаил Александрович
Читатели журнальчика «Русский экран», по результатам обычного каждогоднего опроса, окрестили Миши Ульянова наилучшим актёром года. Конец 1960-х: «Братья Карамазовы» и «Варшавская мелодия» Миша Ульянов о разработке вида Мити Карамазова И дома, и на съемках, раздумывая о роли, я, в общем-то, верно представлял ее суть. Я осознавал Дмитрия как человека, доведенного до отчаяния всем ужасным укладом жизни. Он гибнет, так ничего и не доказав.
И попытка самоубийства — это мятеж, это вопль, отчаяние, это невозможность поступить по-иному. Загубленный, замученный человек желает любви от людей, помощи от бога. Но люди не понимают друг дружку, люди убивают друг дружку.
И бог тоже не помогает. А Митя правдолюбец, и если он буянит, то от того, что никто не верует ему, не соображает его. Он мучительно отыскивает правду, отыскивает напористо, отыскивает в людях, в их взаимопонимании, казнит себя за свои ошибки и пороки, сам себя казнит больше всех других и от отчаяния и муки идет на грех.
А в кутузке приходит к окончательному выводу — в любви к людям нужно находить правду. По существу, весь ход роли — это непрерывное неистовое рвение осмыслить одну тему: почему люди так плохо, так пакостно живут? В феврале 1965 года из Тары Ульянову пришло трагическое весть: из жизни ушла его мама, Елизавета Михайловна.
Проводив её в последний путь, Миша Александрович возвратился в Москву и приступил к съёмкам в нескольких картинах, включая «Штришки к портрету В. Ленина» кинофильм тогда положили на полку и не демонстрировали прямо до 1987 года , где он во 2-ой раз в собственной кинокарьере сыграл другого Ульянова — Ленина. В театре Миша Александрович был задействован в «Принцессе Турандот» — в роли Бригеллы и в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина, где играл главную мужскую ролью — Виктора.
Как выяснилось позднее, «Варшавская мелодия» оказалась последним спектаклем Рубена Симонова, его творческим завещанием. Но тогда он репетировал, не жалея сил, «упивался сюжетом, текстом, наслаждаясь работой над этой роскошной, умной и глубоко драматической пьесой». Ульянов спорил с Симоновым до хрипоты, пытаясь варьировать и усложнить собственный образ, сделать практически отрицательным, в то время как Рубен Николаевич «видел его в конфликте неплохого с отличным».
После премьеры Миша Александрович ещё длительно играл Виктора в этой постановке и всегда считал его одним из собственных наилучших театральных образов. Позднее, в перерыве заседания Комитета по Ленинским премиям, членом которого был в то время Миша Александрович, он увидел именитого режиссёра Ивана Пырьева и, не рассчитывая ни на что, попросил испытать его на какую-нибудь роль в кинофильме «Братья Карамазовы». Пырьев сразу произнес, что не лицезреет его ни в одном виде, не считая как Дмитрия.
Спустя некое время Ульянову позвонили с «Мосфильма» и попросили явиться на пробы. Собрав актёров, Иван Александрович начал маленькую репетицию нескольких сцен. Тогда уже точно были утверждены только Кирилл Лавров и Марк Прудкин, причём без Прудкина Пырьев собственный кинофильм просто не лицезрел, а вот Ульянов был для него «вешним льдом — выдержит либо провалится?
Опаски режиссёра были, вероятнее всего, связаны с недавнешним фуррором «Председателя» — он страшился «заземлённости» Ульянова. Все же, после маленьких репетиций Ульянов был утверждён на роль Дмитрия Карамазова. До конца съемочного процесса Миша Александрович ни на один миг не расставался с романом Фёдорвея Достоевского, что очень раздражало режиссёра, убеждавшего Ульянова не быть таким буквоедом.
Свободин, — герой Ульянова становится всё более притягателен. Его инфантильность оборачивается наивностью в высочайшем смысле — жаждой доверия. Если человек откроет вам сердечко и в сердечко этом чистота, то как вы, люди, сможете не веровать ему!
Это так удивительно, так поразительно, так беспощадно, что, право же, можно не делать осознавать всё окружающее. Вот что играет Ульянов…» Съёмки продолжались более одного года — 7 февраля Пырьев скончался от инфаркта. Окончить картину было поручено двоим «братьям» — Мише Ульянову и Кириллу Лаврову.
Как вспоминал позднее Миша Александрович, не искушённым в режиссуре актёрам тогда очень посодействовал Лео Арнштам, назначенный официальным управляющим постановки. Ульянов и Лавров снимали всё так, как желал бы Иван Александрович, «хотели развить то, чего добивался Пырьев». Лента оправдала все ожидания Ульянова и Лаврова и даже была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Наилучший кинофильм на зарубежном языке», что было большой редкостью для Русского Союза.
Сначала Миша Александрович наотрез отказался от этой роли, понимая, что «Жуков очень любим, очень знаем народом», но после того, как Озеров поведал, что маршал лично одобрил Ульянова на эту роль, поменял своё решение. Жора Константинович, согласно словам его дочери Маргариты, после просмотра «Председателя» вправду заявил, что «артист, фамилии которого он не знает, смогший сыграть председателя, который сумел вынуть всё сельское хозяйство, сумеет осилить и роль Жукова». Раз в день Ульянов проводил в кресле гримёров по несколько часов — конкретно столько занимало создание состаривающего грима тогда Мише Александровичу не было и 45 лет.
Гримёр лепила актёру затратные щёки, подбривала кончики волос, но в конечном итоге от всего этого отказались и оставили Ульянова «со своим лицом». Для наилучшего вхождения в роль Миша Александрович ознакомился со обилием материалов о маршале, просматривал документальные киноленты и фото. Когда съёмки стартовали, Жуков был тяжело болен, и Ульянов никак не мог с ним повстречаться.
Выздоровев, Жуков был готов к встрече с актёром, но сейчас «из-за потока каждодневных дел» занят был Ульянов. Съёмочный процесс киноэпопеи продолжался около 6 лет, но за этот период времени встреча маршала и Ульянова так и не свершилась — Жора Константинович скончался в июне 1974 года. В 1968 и 1969 годах были отсняты 1-ые два кинофильма так именуемой пенталогии «Освобождения» — «Фильм 1-ый.
Пламенная дуга» и «Фильм 2-ой. Одной из самых узнаваемых ролей Ульянова в кино является «роскошнейшая фантасмагорическая» роль генерала Григория Лукьяновича Чарноты в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» 1970 , снятой по пьесе Миши Булгакова. По воззрению Миши Александровича, «колоритнейшая фигура белоснежного генерала, который бродит по Парижу в одних кальсонах, а позже выигрывает целое состояние, добивалась совершенно нового подхода и новых актёрских приспособлений».
Актёр считал, что ему не удалась бы эта роль без настолько «талантливых, тонких» режиссёров и таких партнёров, как Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов. Кинофильм Алова и Наумова снимался в главном в болгарском городке Пловдив. Съёмки финишных сцен проходили в Севастополе, а парижских — в самой столице, где Ульянов и Баталов проживали в отеле «Бонапарт».
Мне отвечают: да там, в декорациях ещё посиживает. Я заглядываю — и вижу: он посиживает и говорит с тараканом, ведает этому старому, миллионы лет существующему созданию о том, какой под Киевом был бой, как было тепло, но не горячо… И с таковой силой, с таковой верой в то, что тот его осознает, Ульянов делал это — великолепно! Я так жалел, что не было у меня с собой фотоаппарата, чтоб снять странноватый, умопомрачительный контакт, на который способен, на мой взор, только выдающийся человек!
Ленту тогда чудом не положили на полку: Наумов с Ульяновым находились в Чехословакии, когда режиссёру позвонили и сказали, что премьера «Бега» отменена, все афиши сняты. Они срочно вылетели в Москву на правительственном самолёте, где, по словам Наумова, были приглашены в отдельный салон, созданный для «VIP-пассажиров из состава Политбюро». Бюрократы предложили им сыграть в домино, в «американку» — выигравший просит выполнения хоть какого желания от проигравшего.
Ульянов и Наумов выиграли две партии из трёх и уже через два денька столица опять была обклеена афишами о грядущей премьере. Энциклопедия «Кто есть кто в мире» относит эту работу Ульянова к уровню более увлекательных в карьере актера — почти во всем, благодаря филигранной режиссуре Алова и Наумова. В объединении «Мосфильма» «Луч» постановщику посодействовали устроить встречу с актёром.
Соловьёв, зная актёрские способы Ульянова, страшился, что он не воспримет концепцию режиссёра, но тот, пристально рассмотрев себя в зеркале, произнес, что ему нравится. Эпизодическую роль в кинофильме был должен исполнить Иннокентий Смоктуновский, но Ульянов, чуть услышав фамилию «Смоктуновский», поставил Соловьеву ультиматум, понимая масштаб таланта Иннокентия Михайловича: или он, или Смоктуновский. Кинофильм «Егор Булычов и другие» не имел особенного фуррора в стране, предпосылкой этому, по воззрению Ульянова, было то, что «в прокате эту картину пустили на экраны самым наименьшим тиражом и в самые нерентабельные часы».
Остались только недоумение и обида. На кого? Естественно, приступив к работе над ролью Антония, я читал всё, что отыскал, о том времени, об этом человеке.
Но каким же он был? Мы с Симоновым определяли себе Антония как человека, который всё меряет своими мерками: вероятна греховная любовь, но невозможна подлость, может быть забвение любви, но не может быть предательства. И почему в поисках нрава Антония мы не воспринимали Плутарха в расчет?
Нет, он у нас был должен быть и гулякой и человеком, предающимся всем страстям человечьим, но общее решение спектакля, условное, приподнятое, добивалось, чтоб и я следовал этой стилистике. Главную мужскую роль, Марка Антония, он предложил старенькому другу Мише Ульянову; Клеопатру сыграла долголетняя партнёрша Ульянова по сцене Юлия Борисова. Симонов решил спектакль как арену римского цирка, «на которой идет игра, кровавая и беспощадная».
Декорации Иосифа Сумбаташвили — арена и амфитеатр из сероватого металла — делали чувство ловушки, из которой, как для гладиаторов, нет другого выхода, не считая боя не на жизнь, а на погибель. По воззрению Ульянова, Василий Лановой сыграл тут одну из собственных наилучших ролей — «самоуверенного, полного презрения к людям» Октавиана. После премьеры в прессе появились диаметрально обратные отзывы об актёрской работе Ульянова, сам Миша Александрович запомнил из всех отзывов один: «Весь спектакль пронизан страстью и яростью Антония — Ульянова, который больше боец, чем правитель и муниципальный человек, конкретно это и отлично.
С открытой грудью, с распахнутым сердечком, таковой понятный и таковой сегодняшний», — писала в маленький рецензии в «Огоньке» актриса Любовь Орлова. Ознакомившись с только-только размещенной повестью Бориса Васильева «Самый последний день», Ульянов, утомившись от «проявлений недоброжелательства, неоправданной злобы, досадной грубости, нахального хамства, сердечной черствости», решил испытать себя в режиссуре и поставить полнометражный кинофильм «о хорошем человеке» по этому произведению. Миша Александрович сам написал сценарий и исполнил главную роль — Семёна Ковалёва, участкового милиционера, погибающего от рук правонарушителя в последний денек службы.
Что вас завлекло в этой умилительной фигуре добренького милиционера? Вы же всегда игрались людей сильных и волевых, и вдруг образ благодушного и даже мягкотелого человека, который по доброте собственной и погибает? Подавленный режиссёрским провалом Ульянов тогда же пообещал себе, что больше на той стороне камеры не встанет.
Перейдя от кинорежиссуры к режиссуре театральной, Миша Александрович поставил в родном театре спектакль «Ситуация» по одноимённой пьесе Виктора Розова, премьера которой свершилась в 1973 году. На этот раз образ маршала, «выпукло, верно и определенно» выписанный Александром Чаковским в «Блокаде», пришёлся Ульянову более по нраву, ежели в «Освобождении»: «Ну, скажем, я считаю, что это одна из самых точно выражающих нрав Жукова картин…». Ульянов согласился, но съёмки так и не успели начаться — в октябре Шукшин скоропостижно скончался.
Не пройдя пробы на роль Григория Распутина в историческом кинофильме Элема Климова «Агония», Ульянов вкупе с труппой театра отправился на недолговременные гастроли в Ереван, где вахтанговцы узрели, в отрывках, новый спектакль Рачии Капланяна «Ричард III». Решено было поставить трагедию Шекспира и в Москве. В октябре 1975 года роли были распределены, и Капланян, кроме предназначения Ульянова на главную роль, пригласил его в спектакль и в качестве режиссёра.
Вахтангова в 1965 году. Но спектакль не состоялся в связи со гибелью исполнителя главной роли и режиссёра спектакля, 1-го из учителей Ульянова Миши Астангова. Миша Александрович длительно находил ключ к нраву Ричарда: «…Может быть, играть Ричарда нужно не дьяволом и сатаной, а маленькой тварью, пугливой, жалкой натурой, которая, пользуясь человечьим несовершенством, лезет в дыры и щели, а не идет на приступ.
Он, как мышь, прогрызает для себя дорогу молчком, тихо и будто бы неприметно, готовый при мельчайшей угрозы бежать. Но как такое ничтожество захватило власть? Все этим же мышиным методом, пользуясь разладом и раздором, ища лазейки и прогрызая дыры, натравливая и льстя, предавая и продавая, всегда настороженно ждя удара.
Что-то шакалье есть в нём». В процессе сотворения спектакля Капланян и Ульянов прибегли к неким изменениям сюжета Шекспира, а именно, стопроцентно изменили финишные сцены. Спектакль, вызвавший разноречивые отклики в прессе, шёл на сцене театра многие годы.
В 1975 году в издательстве «Юная гвардия» вышла 1-ая книжка Ульянова — «Моя профессия». Конец 1970-х: «Тема» В конце 70-х актёр плодотворно снимался и играл в театре. Исключительно в 1977 году состоялись премьеры трёх лент с ролью Миши Александровича: «Личное счастье», «Оборотная связь» и «Позови меня в даль светлую».
В последней Ульянов выполнил давнишнюю мечту: снялся в картине по произведению Василия Шукшина. В театре его репертуар пополнили Гайдай в «Гибели эскадры» Александра Корнейчука и ещё один Ленин — в пьесе Николая Погодина «Человек с ружьём»; с этими спектаклями он принял роль в гастролях театра по всему Нечерноземью. Владимира Ильича в традиционном выполнении Бориса Щукина Ульянов не воспринимал, считая, что тот извратил вождя, наделив его свойствами «блаженного мужичка».
Сам он играл его жёстко, воплощая совсем не тот образ, который привыкли созидать обитатели СССР. В ноябре 1977 года в Ростове на дону Ульянов отметил своё 50-летие. Сначала 1978 года режиссёр Глеб Панфилов предпочёл, чтоб главную роль в его новеньком кинофильме «Тема» сыграл Миша Ульянов, а не Иннокентий Смоктуновский либо Алексей Баталов.
Как посчитал тогда Панфилов, избрать Смоктуновского было бы очень поверхностно, а Баталову не хватало «мужиковатости», настолько присущей сибиряку Ульянову. Миша Александрович так вспоминал то время: Когда приступали к съёмкам, я лицезрел, как мучительно колебался режиссёр, выбирая актёра на главную роль. А другое, вроде монолога «Край мой родимый, край...
Съёмки картины проходили в Суздале, где по сюжету и состоялись главные действия. Как и предвещал ещё на стадии её разработки поэт Евгений Евтушенко, ленту положили на полку и воспретили к показу. По воззрению критика Валерия Головского, будь в главной роли тот же Смоктуновский, ни о какой «полочной» судьбе и речи бы не было, но меркантильного и пугливого драматурга Есенина сыграл Миша Ульянов — Ленин, Карамазов и маршал Жуков.
Зрители ничего не знали о кинофильме «Тема» прямо до 1987 года — года, когда был открыт 37-й Берлинский кинофестиваль. В Берлине жюри, во главе с германским актёром Клаусом Марией Брандауэром, присудило картине главный приз форума — «Золотой медведь»; таким макаром, она стала 2-ой и последней в истории русского синематографа, победившей на Берлинале. Ознакомившись с ним, лицезрев, как «искренне» написан он Александром Галиным, «с хорошим чувством к главному герою», Ульянов, не размышляя, отдал согласие.
С режиссёром Менакером актёр стремительно нашёл общий язык и приступил к воссозданию «экстравагантного характера» управляющего духового оркестра в спецшколе Алексея Ивановича Кустова, ветерана войны, просто неплохого человека. Съемки проходили в Ленинграде, Симферополе и Сланцах — городке, откуда был родом макет головного героя, реально имеющийся Алексей Кустов. В Сланцах Ульянов и познакомился с человеком, которого ему позднее предстояло сыграть.
Картина не имела особенного фуррора, и все же Миша Александрович был доволен этим опытом — хотя бы поэтому, что Алексей Иванович скончался спустя пару лет после её выхода и эта работа стала специфичной данью памяти «скромному человеку, который прожил неприметную, но великодушную жизнь». Черняховским он сделал по роману «Я пришел дать вам волю» спектакль «Степан Разин». Головного героя он стремился сыграть так, как желал того Шукшин, — «чтобы в его судьбе отразилась судьба всего российского народа, совсем исстрадавшегося и восставшего».
Таковой Разин вызвал споры, неприятие одних и решительную поддержку других; Ульянов к критике относился философски: «Всякая попытка посмотреть на сложившееся представление своими очам всегда сопровождается борьбой, недопониманием, неприятием… Но нет других глаз, не считая нынешних… Нет другого пути в театре, не считая попыток отыскать свою дорогу, неизведанную, нехоженую». В июле 1980 года Ульянов был потрясён внезапным и ранешным уходом из жизни «коллеги по цеху» Владимира Высоцкого и на его штатской панихиде произнёс огромную речь: «В нашей актёрской артели большая неудача. Свалился один из своеобразнейших, неподражаемых, ни на кого не схожих мастеров.
Молвят, неподменных людей нет — нет, есть! Придут другие, но таковой глас, такое сердечко уже из нашего актёрского братства уйдёт…». В 1981 году сыграл в лентах «Факты прошлого денька» и «Февральский ветер».
В 1982 году Ульянов фактически был утверждён на внезапную для него комедийную роль инспектора в детективе Аллы Суриковой «Отыскиваете даму», его напарником-полицейским был должен стать Семён Фарада. Но Миша Александрович серьезно захворал, выбыл из проекта и Фарада. Их роли сыграли Леонид Куравлёв и Леонид Ярмольник.
В 1944 году Михаил Ульянов стал студентом студии при Омском драматическом театре, и, проучившись там пару лет, решил попробовать свои силы в Москве. Но ни в училище им. Счастливый случай привёл юношу в училище им. Щукина при театре им. Вахтангова, которое он окончил в 1950 году. После училища Ульянов был принят в труппу вахтанговского театра, в которой проработал более 55 лет.
Творческий путь Михаила Ульянова — это блистательная галерея характеров, отмеченных масштабностью, народностью и глубочайшей человечностью. Большой талант художника, его личная и гражданская сопричастность радостям и горестям современников позволили ему создать в образах своих героев обобщенный портрет российского человека ХХ столетия. Его герои — плоть от плоти народа. И потому они участвовали в революции, сражались на фронтах гражданской войны, поднимали народное хозяйство, воевали в Отечественную, восстанавливали разрушенную промышленность. В каждом из них артист видел в первую очередь Человека. Широкая амплитуда его неограниченных сценических возможностей проявилась при создании не только русских национальных характеров. Все сказанное выше относится в равной степени к его работам в кино и на телевидении с той лишь разницей, что экран, в силу своих возможностей, еще более укрупнил ульяновских героев, вышедших на многомиллионную аудиторию. Фильмы «Блокада», «Контрудар», «Сталинград», с образом Жукова в исполнении Ульянова стали по существу кинематографической эпопеей Великой Отечественной войны.
Елена Михайловна прислушалась к мнению папы и не стала поступать в театральный ВУЗ. Она выбрала для себя профессию художника-графика. Долгое время работала в издательском доме «Аргументы и факты». После кончины Михаила Ульянова Елена организовала благотворительный Фонд его имени. Средства, собранные Фондом, направляются на помощь пожилым советским актерам кино и театра, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Елена Ульянова была замужем. Ее супругом был журналист и писатель Сергей Марков, сын поэта Алексея Маркова. В 1990-м пара рассталась, а в 2013 Сергей Алексеевич ушел из жизни. Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк с внучкой Елизаветой. В 1984 году Елена Ульянова родила дочь Елизавету. У девочки был врожденный порок сердца, дедушка приложил немало сил, чтобы спасти маленькую Лизу. Чтобы заработать денег на лечение, соглашался на любые роли даже отрицательных персонажей, чем вызвал неудовольствие поклонников. Чтобы добиться возможности отправить девочку в немецкую клинику, обращался напрямую к Горбачеву. К счастью, все обошлось благополучно. В 2007 году, за 3 недели до своей кончины, Михаил Ульянов смог порадоваться рождению своих правнуков: Елизавета родила двойняшек Игоря и Анастасию. Дмитрий Ульянов и его семья Дмитрий Ульянов родился 26 октября 1972 года в Москве.
Михаил Александрович Ульянов
20 ноября исполняется 85 лет со дня рождения Михаила Ульянова, актёра, которого без преувеличения можно назвать одним из наиболее ярких и ёмких символов нашего кинематографа. Приключения. Дальнобойщики Сашок и Иваныч половину жизни проводят в дороге, колеся по стране на своей фуре. Ульянов Михаил Александрович (20 ноября 1927, с. Бергамак Омской области — 26 марта 2007, Москва) — советский и российский актер кино и театра. Михаил Александрович Ульянов провел свое детство и юность в городе Тара Омской области.
Почему Ульянов никогда не каялся... / Дочь об отце / К 90-летию
Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР, Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики, Герой Социалистического Труда. Биография актера Михаила Ульянова: личная жизнь в молодости, отношения с дочерью и женой Аллой Парфаньяк, болезнь Паркинсона. Елена Михайловна, дочь российского актера Михаила Ульянова, скончалась 15 сентября. советский актёр театра и кино, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР.