Новости сколько букв в алфавите татарском

Татарский алфавит Ссылка на основную публикацию.

Презентация на тему "Татарский алфавит"

Ударение[ править ] Вы уже возможно заметили, что во всех словах ударение стоит на последнем слоге, и вы окажитесь правы. Во всех словах татарского языка ударение падает на последний слог. Но, как и во всех правилах и здесь есть свои исключения, куда же без них.

Им пользовались вплоть до ХХ века. В 1929 году, на основе латиницы, был разработан так называемый «единый тюркский алфавит» — Яналиф. Применяли его не долго.

Слова с такими гласными произносятся твердо и их называют словами с твердой основой. В татарском языке звуки [о], [е], [ы], в отличие от русского языка, произносятся кратко. В татарском языке согласных звуков 28. Они делятся на звонкие и глухие. Звонкие яцгырау : б, в, г, гъ, д, ж, з, л, м, н, ц, й, р, w.

Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать [х] в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука.

Слайд 10 в — данная буква в татарском языке служит для обозначения двух звуков: [в] и [w]. Второй звук есть в английском языке, и в заимствованиях передается двояко: Вильям — Уильям.

Споры о татарской латинице: как сто лет назад спорили сторонники арабской графики и нового алфавита

Татарский алфавит состоит из 39 включает в себя 33 буквы русского алфавита и 6. Сколько букв в татарском алфавите. С развитием современных технологий и цифровой эры наша жизнь стала более связанной с интернетом, чем когда-либо. яналиф (т.е. "новый алфавит"). Разночтение общих букв для татарского и русского алфавитов о, е, ы – для этих. Татарские алфавиты на латинице Татарский алфавит буквы с переводом. В 1908—1909 годах татарский поэт Сагит Рамиев начал использовать латинский алфавит в.

Татарский язык арабскими буквами. История татарской письменности

В татарском языке все слова по произношению делятся на твердые и мягкие. Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда. А мягкими — слова, в которых употребляются гласные переднего ряда. Татарское письмо является в значительной степени фонетическим, означая, что произношение слова может обычно получаться из его правописания.

Я я Данный порядок букв в алфавите был закреплен в январе 1997 г.

ПостановлениемГосударственного Совета РТ. Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. О Кряшенах как отдельный народ, о их языке и письменности и как они просвещались в период Российской империи и как они утвердились как православный народ: История письменности Кряшен Кряшены пользуются алфавитом Н. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита.

Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведется на «крещёно-татарском наречии русскими буквами».

В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-ых годов XX века, когда на нем начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций. Мне родители рассказывали, что у нашего деда была целая библиотека книгами на Крященском языке. Власти заставили нашего отца, отказаться от этой реликвии.

Мои родители, не смогли выбросить эти книги, по рассказам отца он вынужден был их сжигать в печи на протяжении нескольких месяцев, видимо так, должно быть по совести и по законам религии.

После отмены использования латиницы как официальной в 2004—2005 гг. Такой алфавит применялся на сайте радио Азатлык. Кроме того, в 2003 году на официальном сайте РТ предлагался к обсуждению «Интернет-алфавит» Иналиф от слов Интернет и тат.

Главная цель этого алфавита состояла в том, чтобы иметь возможность вводить и обрабатывать татарские тексты с помощью стандартной английской клавиатуры и без использования диакритических знаков. Модификация Inalif2 этого алфавита используется на сайте татарско-русского словаря www. О конфликте вокруг перехода на латинский алфавит Стремление к языковому суверенитету В конце 1980-х годов период гласности и перестройки некоторые татарские лингвисты и писатели начали поднимать вопрос о возвращении к латинице. Вопрос о введении латинской графики в Татарстане официально был поднят уже в начале 1990-х годов после распада СССР одновременно с переходом на латиницу некоторых тюркских бывших союзных республик.

Второй Всемирный конгресс татар, прошедший в Казани в 1997, рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы. Предполагалось, что переход с кириллицы на латинский алфавит будет проходить поэтапно в течение целого десятилетия. С осени 2000 латиница применяется в ряде школ в виде эксперимента. До 2011, когда планировалось завершить переход на латинский алфавит, печатная продукция должна была издаваться как на кириллице, так и на основе латинского алфавита.

Отмена федеральными властями и оспаривание республикой 15 ноября 2002 года Государственная Дума Российской Федерации внесла поправку в Федеральный Закон «О языках народов РФ», которая установила, что графической основой государственного языка РФ и всех государственных языков республик РФ является кириллица. На это время среди республик России, предусматривавших перевод письменности на латиницу, были Татарстан и Карелия. В октябре 2004 года Конституционный суд Российской Федерации приступил к рассмотрению нескольких вопросов, касающихся статуса татарского языка. Первый вопрос касался конституционности норм законов Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании» в отношении изучения татарского языка в дошкольных, школьных и средних специальных учебных заведениях.

Глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил в суде, что в местах компактного проживания татар в основном в сельской местности все предметы преподаются на татарском языке. В школах для национальных меньшинств все предметы также преподаются на коренных языках, например на чувашском. При этом в вузах Татарстана преподавание ведётся не только на русском языке, но и частично на татарском, а делопроизводство — на русском и татарском языках одновременно. Второй вопрос рассматривался с подачи Верховного суда и парламента Республики Татарстан — они просят признать неконституционными нормы Закона РФ «О языках народов РФ», сделавшего кириллицу обязательной для всех языков России.

Госсовет и Верховный суд Татарстана убеждены, что решать, какой будет графическая основа у национального языка, субъект Федерации может самостоятельно. Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу.

Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года официально перестала использоваться. Речь не шла о замене кириллицы на латиницу, а фактически вместо введения нового алфавита предлагалась просто официальная система научной транслитерации с арабского и кириллического татарских алфавитов на латиницу. При этом дополнительные буквы отличаются от Яналифа-2 1999 года в сторону сближения с турецким и общим тюркским алфавитом. Такой подход использует алфавит Заманалиф, а также свою оригинальную орфографию, отличную от официальной. Кроме того, получила в Интернете распространение система письма Иналиф. Главная цель этого алфавита состояла в том, чтобы иметь возможность вводить и обрабатывать татарские тексты с помощью стандартной английской клавиатуры и без использования диакритических знаков. О конфликте вокруг перехода на латинский алфавит В конце 1980-х годов период гласности и перестройки некоторые татарские лингвисты и писатели начали поднимать вопрос о возвращении к латинице.

Стремление к языковому суверенитету Вопрос о введении латинской графики в Татарстане был поднят уже в начале 1990-х годов. Второй Всемирный конгресс татар, прошедший в Казани в , рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы.

Презентация на тему "Татарский алфавит"

В 2014 г. На татарском издавались 184 газеты и 28 журналов. Электронных периодических изданий насчитывается 4, в т. Радио В РТ 86 радиостанций, из них 22 вещают на татарском и русском языках, 6 — на татарском, 58 — на русском. Радиоканалов в РТ — 62, из них на русском языке — 62 и на татарском — 21 некоторые из них ведут вещание одновременно на двух языках. Время вещания информационных программ на татарском и русском языках примерно одинаково. В РТ 6 крупных медиахолдингов, каждый из которых имеет и телеканалы и радиоканалы на русском и татарском языках. Часто вещание осуществляется на двух языках.

Ведущие радиостанции республики вещают чаще всего на двух государственных языках, и не только на территории республики, но и на территории Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Коми, Мордовии, Марий Эл, а также в сети Интернет. Телевидение В РТ функционирует государственная телерадиокомпания «Татарстан» и 50 телевизионных компаний из них 25 государственных , 39 районных и городских станций. Вещание осуществляется круглосуточно на татарском и русском языках. Культура Культура В РТ работает большое количество театров, в репертуаре которых представлены спектакли на русском и татарском языках.

Но решение такого вопроса республикой в одностороннем порядке может привести «к ослаблению федеративного единства и ограничению прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами данной республики, для которых данный язык является родным». После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года перестала использоваться официально и, согласно изменённому республиканскому закону, была оставлена для использования в порядке эксперимента. Речь не шла о замене кириллицы на латиницу, а фактически вместо введения нового алфавита предлагалась просто официальная система научной транслитерации с арабского и кириллического татарских алфавитов на латиницу. При этом алфавит был несколько изменён в сторону сближения с турецким и общим тюркским алфавитом. Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации.

Соответствие букв кириллицы буквам латиницы и арабицы указано в приложении к закону. Примечания tatar. Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Хальфин, 1778 1 2 3 Закиев, М. Тюрко-татарское письмо. История, состояние, перспективы.

В октябре 2004 года Конституционный суд Российской Федерации приступил к рассмотрению нескольких вопросов, касающихся статуса татарского языка. Первый вопрос касался конституционности норм законов Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании» в отношении изучения татарского языка в дошкольных, школьных и средних специальных учебных заведениях. Глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил в суде, что в местах компактного проживания татар в основном в сельской местности все предметы преподаются на татарском языке. При этом в вузах Татарстана преподавание ведётся не только на русском языке, но и частично на татарском, а делопроизводство - на русском и татарском языках одновременно. Второй вопрос рассматривался с подачи Верховного суда и парламента Республики Татарстан - они просят признать неконституционными нормы Закона РФ «О языках народов РФ», сделавшего кириллицу обязательной для всех языков России. Госсовет и Верховный суд Татарстана убеждены, что решать, какой будет графическая основа у национального языка, субъект Федерации может самостоятельно. Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Суд отметил, что установление единой графической основы государственных языков народов России «легитимирует исторически сложившиеся реалии», «обеспечивает - в целях сохранения государственного единства - гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик» и в то же время не препятствует «реализации гражданами России прав и свобод в языковой сфере». Конституционный суд отметил, что изменение графической основы допустимо, если оно «отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям и интересам многонационального народа России». Но решение такого вопроса республикой в одностороннем порядке может привести «к ослаблению федеративного единства и ограничению прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами данной республики, для которых данный язык является родным». После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года перестала использоваться официально и, согласно изменённому республиканскому закону, была оставлена для использования в порядке эксперимента.

Именно в «Кодексе» впервые упоминается язык населения Золотой Орды — «tatar tili». Страница «Codex Cumanicus». Источник: wikipedia. Были некоторые эксперименты с латиницей и в начале XX века - в частном порядке. Так, латиницу в своих произведениях использовал татарский поэт Сагит Рамиев. Источник: www. Большевики желали унифицировать все алфавиты СССР, что объяснялось стремлением к ликвидации межнациональных границ в будущем коммунистическом мире. Для этого был разработан и единый тюркский алфавит. Татарская интеллигенция, в целом принявшая советскую власть, была против таких нововведений. Она не желала отрывать от народа тот огромный пласт культуры, который несла в себе арабская письменность. Множество видных деятелей татарской интеллигенции выразили протест против «форсированной латинизации» в открытом письме Сталину и Татарскому обкому ВКП б в 1927 году, получившем название «Письмо 82-х». Советский плакат «Да здравствует всемирная революция! Источник: zen. Многие из подписавших письмо были вынуждены публично отказаться от своих слов. А в годы массовых репрессий оно послужило поводом для преследования деятелей татарской культуры.

Графика. Фонетика

Татарский алфавит Татарская письменность — письменность татарского языка. Татарский алфавит: А Ә Б В Г Д Е Ж Җ З И Й К Л М Н Ң О Ө П Р С Т У Ү Ф Х Һ Ч Ш Ы Э Ю Я. В татарском алфавите 38 букв,а в русском алфавите-33 буквы. текст при наведении.

Татарские буквы

Власти заставили нашего отца, отказаться от этой реликвии. Мои родители, не смогли выбросить эти книги, по рассказам отца он вынужден был их сжигать в печи на протяжении нескольких месяцев, видимо так, должно быть по совести и по законам религии. История моего родства: Моей деревне боле 400лет, я знаю своё начала. Мой прадед Ишми, значит Ишкилэр. Вы здесь видите след татарина, я нет. Мой прадед Ишмий был язычником но он в то же время почитали Христа, видать Аакакий или Дементьей приняли Православию, мне это рассказывал мой отец, отцу мой дед, деду его отец и.

Я не ученый, не имею высшего образования, я просто рабочий, вот поэтому мои высказывания могут оказаться странными. Улица одна стороння по всей длине песчаная шоссе. От жителей узнал, что такое расположение станицы построили, Казаки, которые с молодости до старости, махали шашками, скакали на коне, вот от таких людей слышать такое, тем боле в Советское время: Татары как старые называют тахтары шайтаны, они убивают младенцев и вед они пугают непослушных детей именно так, это я слышал от Казаков своими ушами. Самое главное меня поразила то, что нас Крященских ребят не смотря на то, что мы разговаривали на Татарском языке, нас восприняли как говорят открытой душой, чуть одного парня не поженили на Кубанскую Казачку. Но с нами были с другого колхоза чистые Татары, их почему-то разделяли от нас, Вы не поверите, в этой станице даже не знали, кто такие Кряшены.

Кубанские Казаки до того времени думали, что кто разговаривает на Татарском языке, все являются Татарами. Вот Вам кусочек истории Кряшенов, которое доказывает разность этноса, это мною услышанный факт. Почему Кряшены не разговаривают на своем языке.

Второй звук есть в английском языке, и в заимствованиях передается двояко: Вильям — Уильям. Слайд 11 г — эта буква также обозначает два звука. Это достаточно различающиеся звуки.

Этот звук, образованный при помощи маленького язычка, знаком русскоязычному читателю: он получается, когда человек картавит и не выговаривает [р]. Он употребляется лишь в заимствованиях вследствие знания большинством татар русского языка, а также в некоторых диалектах.

Древнейшая из татарской литературы Киссай Йосиф от Кул-Шали , написано в Старый татарский язык был создан в начале 13 века. До 1905 года вся литература была на старотатарском языке, который частично происходил из болгарского языка и не понимался современным татарским языком. С 1905 года издатели газет перешли на современный татарский язык. В 1918 году арабский алфавит был пересмотрен: были добавлены некоторые новые буквы татарских звуков и удалены некоторые арабские буквы. Некоторые ученые считают Institutiones linguae Turcicae libri quator «Основные правила тюркского языка» , написанные на латыни Иероним Мегисер и напечатаны в Лейпциг в 1612 г. Первое тюрко-татарское печатное издание в России [3] по-видимому Петр Великий с Манифест, напечатано в Арабский шрифт и опубликовано в Астрахань в 1722 г. Печатные книги стали массово появляться в 1801 году, когда первый частный типография «Восточная типография» в Казань появившийся. Первая неудачная попытка издать татарский газета было в 1808 году, когда профессор математики в Казанский университет , И.

Чтож, перейдем к делу. Сразу хочу предупредить, я не пишу татарскими буквами, поэтому буду писать транскрипцию где будет необходимо и перевод. Как поздороваться по-татарски. Доброе утро! Добрый день! Хэирле кюн 4 - Хэирле кич!

Добрый вечер! Хэирле кищ Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ 5 - Исян саумысыз?

Сколько букв в алфавите татарского языка?

Погрузитесь в языковое богатство Татарский алфавита на сайте SYMBL (‿). В татарском алфавите 38 букв,а в русском алфавите-33 буквы. текст при наведении. Для татарского языка она впервые была предложена в алфавите Inalif.

Сколько букв в алфавите татарского языка

Русский алфавит состоит из 33 букв, татарский – из 39. Как включить татарский алфавит (татарские буквы) на компьютере? По инициативе Института Татарской энциклопедии Академии наук РТ 20 января 1997 года Государственным Советом РТ был принят Закон «Об упорядочении татарского алфавита», в соответствии с которым внесены изменения в расположение дополнительных букв в алфавит. В татарском алфавите содержится определенное количество букв, которые используются для записи звуков татарского языка.

Татарский алфавит

С основным докладом выступил Шакир Измайлов, обстоятельно изложивший вопрос латинизации татарской азбуки. Он показал научные и практические преимущества латинского алфавита, но предлагал проводить эту работу не путем декрета, а добровольного вовлечения, через разъяснительную работу, через создание общества «Латин дусты» «Друзей латинизации». Содокладчик Шамиль Усманов наглядно иллюстрировал оба алфавита и доказывал преимущество латинского шрифта. Но большинство выступавших указывали на большие трудности перехода, предложив ограничиться лишь реформированием арабского шрифта.

Собрание закончилось принятием подавляющим большинством голосов резолюции о распространении идеи латинизации и создании общества «Латин дусты», об издании газет и журналов на латинском шрифте. Бикчантаев, Галеев, З. В различных учреждениях, как показывают архивные документы и материалы периодической печати, создаются отделы этого общества.

Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты». Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия.

Крестьянин не примет латинский алфавит, так как он похож на миссионерскую транскрипцию. На новом алфавите придется обучать население вновь грамоте. Это требует больших средств».

Сторонники латинского шрифта своими противниками считали редакции газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл армеец», журнала «Безнен юл», а также отдел печати областного комитета партии Татарии. Аргументы те же самые. Как завещал Ататюрк Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию.

Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния. Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против.

Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль. В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году. Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф.

Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит. Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек.

Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии. Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт».

Решительное несогласие в своем докладе на съезде выразил Галимджан Шараф и рекомендовал улучшить арабский шрифт с учетом специфики татарского языка. Ибрагимов, Г. Алпаров, Н.

Хаким, Г. Сагъди и С. Гафуров, хотя формально и не отвергали латинский алфавит, но были на стороне реформированного арабского алфавита.

Атнагулов занял нейтральную позицию. Съезд после бурных дебатов принял следующую резолюцию: «Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского алфавита латинского над арабским, … съезд считает введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных тюрко-татарских республиках и областях делом каждой республики и каждого народа». Ибрагимов сделал сообщение на заседании Секретариата Татарского областного комитета партии.

Оно прозвучало так: «ЦК партии очень интересовался нашим съездом. Политбюро выделило специальную комиссию по этим вопросам. Съезд работал по директивам ЦК.

В резолюциях нет моментов, которые бы противоречили нашей политике. Самым серьезным для нее вопросом является вопрос об алфавите. Наше положение в этом отношении очень трудное.

На нас смотрят как на разрушителей. Это подтвердилось поведением в отношении нас, так, например, интервью с нашей делегацией не помещено было первое время в газете. Во фракции мы заявили, что мы принципиально согласны с латинизацией алфавита, но положение Татреспублики по техническим и практическим соображениям лишает нас возможности приступить к немедленному проведению в жизнь этого.

Теперь нам необходимо создать комиссию, которая бы занималась дальнейшим улучшением арабского шрифта. Переход же на латынь у нас будет очень продолжительным и пока невозможным... После Г.

Ибрагимова были выступления еще других участников съезда. Вот мнение С. Атнагулова: «На съезде на нас смотрели как на защитников ислама и к нам было резкое отношение.

Так, Г. Бикчантаев в газете «Красная Татария» писал: «Необходимо начать знакомить с латинским шрифтом татарских работников, в особенности работников просвещения, и в то же время вести пропаганду и агитацию среди татарского населения». С основным докладом выступил Шакир Измайлов, обстоятельно изложивший вопрос латинизации татарской азбуки. Он показал научные и практические преимущества латинского алфавита, но предлагал проводить эту работу не путем декрета, а добровольного вовлечения, через разъяснительную работу, через создание общества «Латин дусты» «Друзей латинизации». Содокладчик Шамиль Усманов наглядно иллюстрировал оба алфавита и доказывал преимущество латинского шрифта.

Но большинство выступавших указывали на большие трудности перехода, предложив ограничиться лишь реформированием арабского шрифта. Собрание закончилось принятием подавляющим большинством голосов резолюции о распространении идеи латинизации и создании общества «Латин дусты», об издании газет и журналов на латинском шрифте. Бикчантаев, Галеев, З. В различных учреждениях, как показывают архивные документы и материалы периодической печати, создаются отделы этого общества. Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты».

Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия. Крестьянин не примет латинский алфавит, так как он похож на миссионерскую транскрипцию. На новом алфавите придется обучать население вновь грамоте. Это требует больших средств».

Сторонники латинского шрифта своими противниками считали редакции газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл армеец», журнала «Безнен юл», а также отдел печати областного комитета партии Татарии. Аргументы те же самые. Как завещал Ататюрк Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию. Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния.

Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против. Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль. В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году. Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит.

Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек. Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии. Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт».

Решительное несогласие в своем докладе на съезде выразил Галимджан Шараф и рекомендовал улучшить арабский шрифт с учетом специфики татарского языка. Ибрагимов, Г. Алпаров, Н. Хаким, Г. Сагъди и С.

Гафуров, хотя формально и не отвергали латинский алфавит, но были на стороне реформированного арабского алфавита. Атнагулов занял нейтральную позицию. Съезд после бурных дебатов принял следующую резолюцию: «Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского алфавита латинского над арабским, … съезд считает введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных тюрко-татарских республиках и областях делом каждой республики и каждого народа». Ибрагимов сделал сообщение на заседании Секретариата Татарского областного комитета партии. Оно прозвучало так: «ЦК партии очень интересовался нашим съездом.

Политбюро выделило специальную комиссию по этим вопросам. Съезд работал по директивам ЦК. В резолюциях нет моментов, которые бы противоречили нашей политике. Самым серьезным для нее вопросом является вопрос об алфавите. Наше положение в этом отношении очень трудное.

На нас смотрят как на разрушителей. Это подтвердилось поведением в отношении нас, так, например, интервью с нашей делегацией не помещено было первое время в газете. Во фракции мы заявили, что мы принципиально согласны с латинизацией алфавита, но положение Татреспублики по техническим и практическим соображениям лишает нас возможности приступить к немедленному проведению в жизнь этого. Теперь нам необходимо создать комиссию, которая бы занималась дальнейшим улучшением арабского шрифта. Переход же на латынь у нас будет очень продолжительным и пока невозможным...

После Г. Ибрагимова были выступления еще других участников съезда.

Крещеные татары пользовались кириллицей с XIX века. Стремление к языковому суверенитетуВторая попытка перейти на латиницу уже в Республике Татарстан была предпринята в 90-е годы - годы «парада суверенитетов». Вот какие подробности о событиях тех лет корреспонденту «Казанских ведомостей» рассказал старший научный сотрудник Института истории Академии наук Татарстана, кандидат философских наук Рафик Абдрахманов: - Вопрос этот обсуждался в Татарстане с 1990 по 1999 год. Второй Всемирный конгресс татар, прошедший в Казани в 1997 году, рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы.

В сентябре 1999 года Госсовет Татарстана принял закон о переходе на латинский алфавит, а Президент РТ утвердил это решение. Переход должен был начаться с 2001 года и длиться десять лет. Сторонники этого решения называли несколько положительных моментов перехода на латиницу. Во-первых, современный кириллический татарский алфавит оказался плохо приспособленным к строю татарского языка, несовершенно передает его звуки. Во-вторых, латинский алфавит объединяет татар с культурами и языками большинства других тюркских народов, которые уже перешли на этот алфавит, создает, так сказать, единое алфавитное поле. В-третьих, латинский алфавит очень удобен для вхождения в мировое информационное пространство, использования современных средств массовых коммуникаций.

Однако в тот сложный для страны период переход на латиницу посчитали шагом к сепаратизму. В итоге Комитет Госдумы РФ по делам национальностей пришел к следующему выводу: «Изучение проблемы показывает, что как лингвистические, так и педагогические основания для данной реформы графики отсутствуют. Современный татарский литературный язык успешно развивается при использовании алфавита на кириллической основе. Что касается вхождения в латино-письменный тюркский мир, такая ориентация может привести к изоляции Республики Татарстан от многонационального тюркоязычного населения, проживающего в различных субъектах России, включая этнических татар, использующих кириллическую графику, и в конечном итоге - к возможным межнациональным конфликтам».

Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации. Соответствие букв кириллицы буквам латиницы и арабицы указано в приложении к закону.

Примечания tatar. Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Хальфин, 1778 1 2 3 Закиев, М. Тюрко-татарское письмо. История, состояние, перспективы. Татар-информ 29 Июня 2011.

Проверено 25 августа 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Мухамедшин Руслан. Состоялось заседание Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.

Презентация на тему "Татарский алфавит"

В татарском алфавите 38 букв,а в русском алфавите-33 буквы. текст при наведении. Татарский язык — второй по количеству говорящих на нем в Российской Федерации. Он относится к функционально развитым мажоритарным языкам с высокой степенью витальности. Как уже отмечалось, некоторые буквы в татарском алфавите имеют двоякое произношение. Погрузитесь в языковое богатство Татарский алфавита на сайте SYMBL (‿). сколько согласных букв в татарском алфавите. Показать еще 19 ответов. Алфавит татарского языка основанный на кириллице был создан в 1939 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий