После начала спецоперации Римас Туминас покинул пост худрука Театра Вахтангова и уехал из России.
Всегда готовый удивлять. Римасу Туминасу — 70 лет
С 1 марта Туминас по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве, пояснили в театре. Сейчас учреждение работает под руководством Кирилла Крока. В театре подчеркнули, что все творческие и художественные проекты, запланированные на сезон, будут выполнены.
С 1999 года начинает автономную деятельность, осуществляет постановки в различных театрах Литвы и других стран. Кроме того, Туминасом в 1990 году был основан Малый театр Вильнюса. Гоголя «Ревизор».
Обладатель четырёх «Золотых масок», трёхкратный лауреат «Хрустальной Турандот», лауреат премий «Чайка», «Фигаро», «Живой театр» и «Звезда театрала», он, однако, стремился к тому, чтобы театральная культура не оставалась элитарным развлечением для единиц, а была радостью для людей, которые могли и не знать, что любят театр. Это не потакание общественному вкусу, но уважение к нему — и постепенное возвеличивание его. В 2014 году у него открылся рак лёгких, однако это не стало причиной для ухода из профессии. Даже после химеотерапии Римас Туминас поставил десять спектаклей — и болезнь как будто бы стала источником вдохновения для него. На кладбище Антакальнис, где похоронили режиссёра, принесли в том числе венки на русском языке.
Он со мной". Говоря о театре Вахтангова, Туминас напомнил, что в театре приняли новый устав. По его словам, в декабре 2021 года он приходил к министру культуры России Ольге Любимовой и объяснял: "Грядет юбилей театра, а я в возрасте, меня преследует недуг, это важное обстоятельство, я не могу быть так полезен или нужен, мне нужно и лечение и уезжать, вот такие были мотивы и было одобрено, 9 февраля был приказ о моем увольнении по собственному желанию и назначении директора Кирилла Крока, руководителем".
Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок рассказал об увольнении Римаса Туминаса
Главного режиссера Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса сняли с должности (рус.). Режиссёр Римас Туминас, который с 2007 года был худруком Театра имени Евгения Вахтангова, покидает свою должность. Мы провожаем Римаса Туминаса только сегодня, собрав несколько текстов в поминальный венок.
Новости театров: Туминас ушел из Театра Вахтангова, Карбаускис — из Маяковского
Хочу попросить — не надо брать топоры и ножи, а надо идти навстречу человеку. Во Франции дух воинствующей свободы никуда не исчезал. Он даже в воздухе витает. Но французы — не разрушители, а созидатели, творцы. Они постоянно придумывают что-то новое. В свободное от гастролей время я ходил в Париже по магазинам. Несмотря на то, что предпочитаю классический стиль, но с удовольствием интересуюсь новинками, даже молодежной модой. Ходил по магазинам Парижа и изучал тенденции. Потом в театре пригодится. Человеку ведь надо мало.
В моем шкафу только в Москве 100 рубашек и несколько десятков пиджаков. Так много всего накопилось, что пора уже театру отдавать. Не выбрасывать же? Кто же гладит вам рубашки? Накапливается семь или восемь рубашек, включаю музыку, и начинаю гладить. Рубашки как женщины — некоторые сразу покоряются, некоторые сопротивляются. Больше люблю непокорных, которые заставляют потрудиться. Мне что-то делать надо — чинить, убираться, в саду возиться. Нет даже мысли, чтобы кто-то убрал, сделал.
Не играю я в этакого художника, который ничего не знает, не понимает, не умеет... Неважно, где я работаю — в своем театре, или в другом, всегда думаю о том, как бы поэкономнее поставить спектакль. Что скажите? Настоящий рыцарь — в скромности, в сжатости, в аскетизме. Рыцарство — в терпении, которое лечит боль. Всегда кто-то наносит боль, и наш мир очень болезненный, но терпение лечит боль. Терпение позволяет обращаться к литературе, к памяти, к матери. Руководитель, режиссер вообще не мыслим без адского терпения. Главное качество режиссера — терпение.
Константин Сергеевич Станиславский так говорил — первое, второе, третье — терпенье. Мне очень сложно сказать «нет». Ведь человеку, который к тебе обратился — надо. Если бы я был женщиной, был бы всегда беременной. Человек приходит, чтобы услышать «да». Плохо поставленный спектакль, плохо сыгранный нарушает права человека. Только через мой труп на сцене Театра Вахтангова будут нарушать права зрителей. Моя мама, которая наблюдала за тем, как я репетирую с актерами, спросила: «Зачем же ты их мучаешь? К большому сожалению.
Такой же длинный нос, грубый голос, как у отца. А мама — кругленькая, добренькая, без бровок и все вздыхающая, все вздыхающая. Мама была портниха, а говоря современным языком, художник-дизайнер. Женщина хотела сшить платье одного фасона, а мама говорила: «Нет, это вам не подойдет... Это нужно скрыть, это подчеркнуть». Признаюсь, что я очень любил наблюдать за тем, когда к маме приходили заказывать платья.
В пользу Р.
Туминаса в немалой степени сыграл возраст. Когда он, в конце концов, был назначен главным режиссером Театра им. Вахтангова, ему было пятьдесят пять лет. Он был в блестящей творческой форме, - сумев доказать взыскательной труппе, что он пришел на эту прославленную сцену вовсе не случайно. Все разговоры о том, что надо было найти русского режиссера, а не литовца, а еще лучше назначить кого-то из своих, окончательно закончились в 2011 году, когда Р. Туминас поставил легендарный уже спектакль "Пристань", предъявив миру "премьер-лигу" Вахтанговского театра, всех сохранившихся в живых великих актеров этой сцены. Надо отдать должное А.
Авдееву, который в 2008 году был назначен Министром культуры России. Несмотря на требования самых разных ходоков убрать Р. Туминаса из Вахтанговского театра, он оказался верным его защитником. Пятнадцать лет, которые Римас Туминас возглавлял Вахтанговский театр по своему значению сопоставимы с теми без малого тридцатью годами, между 1939 и 1968, когда во главе вахтанговцев был Р. В одном из интервью после постановки "Войны и мира", Римас приводил слова Пьера Безухова "Вот я, и все во мне", - спектаклем по эпосу Л. Толстого он доказал, что имеет право произносить их от своего лица. Он выстрадал это право.
Он знал бесценность человеческой жизни, потому что последние десять лет смотрел в глаза смерти.
В театре уточняют, что причиной увольнения режиссера стало состояние его здоровья. В пресс-службе добавили, что работа над постановками продолжается под руководством директора Кирилла Крока. Заявления режиссера вызвали возмущение общественности. Сам Туминас в диалоге с KP.
Римас Туминас с Ингой Бурнейкайте и дочерью Габриэле В 2014 году в СМИ появилась информация, что у режиссера обнаружено онкологическое заболевание лёгких. Спустя еще три года заговорили о проблемах Туминаса с сердцем и сосудами. Последние годы жизни и смерть В начале 2022 года в министерстве культуры Литвы потребовали уволить Римаса Туминаса из Малого театра из-за того, что тот совмещал творческую деятельность на этой сцене с работой в Москве. После такого поворота режиссер решил уйти из московского театра. Официально увольнение произошло 6 мая. За два дня до этого у него состоялся телефонный разговор с прокремлёвскими пранкерами Вованом и Лексусом. Один из шутников представился украинским министром культуры. Туминасу было предложено сделать постановку о Бандере. Тот согласился. Также в разговоре упомянул, что часто разговаривает на тему Украины с актерами театра Вахтангова. Слова Римаса Туминаса вызвали возмущение у многих его коллег, в то время как другие осудили провокаторов. Сам театральный деятель позже заявил: он понимал, что имел дело с розыгрышем. Также режиссер сказал, что его разговор с мнимым министром был смонтирован и что многое он на самом деле не говорил. Между тем, спустя несколько дней после увольнения худрука Вахтанговского театра вышло постановление за подписью премьер-министра Мишустина , которым Туминаса лишили премии правительства в области культуры 2021 года — она была присуждена ему за вклад в культуру, в частности, за спектакль «Царь Эдип» 2016 год. Сам же режиссёр уехал в родную Литву. В начале 2024 года режиссёр улетел в Италию, чтобы поставить спектакль. Во время полёта ему стало плохо. Экипаж хотел посадить самолёт, но на борту оказался медик, который оказал Туминасу первую помощь, и режиссёр настоял, чтобы самолёт продолжал лететь в пункт назначения. По словам очевидцев, пассажиры аплодировали ему. Последние часы он провёл в реанимации в одной из итальянских клиник. Об этом сообщил директор театра Вахтангова Кирилл Крок: «Его больше нет с нами». А театральный критик Марина Райкина написала в своих соцсетях:... И вот теперь смерть все-таки его настигла в Италии, куда он прилетел на постановку. Я не знаю, какой это был спектакль, но это был его последний профессиональный шаг. У него не опускались руки, он был человеком с большим чувством юмора, он даже в какой-то степени играл со смертью, он играл с ней на равных до последнего.
Римас Туминас покидает театр Вахтангова
В ближайшие дни главный режиссёр театра Юрий Бутусов приступит к репетициям нового спектакля. Напомним, что 9 февраля был изменён устав Театра имени Вахтангова, согласно которому театром руководил директор Кирилл Крок, а Туминас оставался художественным руководителем без административных обязанностей. Также 4 марта стало известно, что Вильнюсский Малый театр расторг трудовой договор с Римасом Туминасом.
Не сразу становилось понятно, что эти снежки — слухи и сплетни.
Но стоило одному попасть точно в цель — и ревность Арбенина набирала обороты буквально как снежный ком, который и выкатывали на сцену в финале. Это было так просто, легко и емко, что ничего больше не требовалось объяснять и даже переводить, а картинка остается перед глазами и четверть века спустя. Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас пользовались ими очень по-разному, но чаще всего этим золотым ключиком открывалась русская классика.
Сначала на сцене своего Вильнюсского малого драматического театра, затем — в Москве, в Театре им. Вахтангова, которым руководил с 2007 по 2022 год. Метафоры Туминаса иногда описывали Россию точнее, чем тонкий психологизм здешних мастеров.
В его промозглом и темном «Ревизоре», поставленном еще в Вильнюсе, действие разворачивалось в Сибири, персонажи вели себя как уголовники на зоне, над сценой возвышалось гигантское пугало, напоминавшее статую Гоголя на московском Бульварном кольце, и было понятно, что главный ревизор русских душ — иррациональный, всепоглощающий страх.
И таких возможностей, которые ему предоставляли Вахтанговский театр и Россия в творческом, организационном, экономическом плане, конечно же, не дал бы ни один театр мира, ни в Израиле, ни в Италии. Он звонил мне: «Как я мучаюсь! Как мне всех вас не хватает!
Нет ни нормального звукорежиссера, ни света, ни оборудования! Все поставлено на коммерческую основу, ориентировано на проектный театр, нет творческого единения, понимания театра! Это вне традиций русской театральной культуры, вне традиций российского театра, этакая антреприза за государственный счет, не верил он в это, а, поставив спектакль в театре в Италии, очень сокрушался по поводу устройства театра там… Репетиция спектакля "Война и мир" Туминас очень ценил то, что он может работать в репертуарном театре с прекрасной труппой. И мы с ним очень гордились тем, что из рук Ульянова получили эту драгоценную шкатулку под названием «труппа», и наша с ним задача была - не переломать эту труппу, а укрепить и расширить.
Сколько мы работали с ним, столько об этом и говорили: а кто дальше поведет этот театр, каким станет следующее актерское поколение, которое мы обязаны взрастить. А взрастить новое актерское поколение может только режиссер театра: надо много играть, много репетировать, много ставить премьер, чтобы актеров творчески раскрывать, поднимать. И ему это удалось. Когда я читаю некоторых, как я их называю, оголтелых бюджетных патриотов, плюющих в сторону великого режиссера, хочется сказать: «Да-а-а-а!
Хороший русофоб! Что он репетировал в Италии с китайской труппой? Не Мольера, не Шекспира, не Гольдони. Чехов - последнее, что он начал ставить, но не успел.
Репетиция спектакля "Война и мир". Он был человеком, влюбленным в русскую культуру и преданным ей до последнего. Как литовец мог так тончайше чувствовать русскую душу, чтобы поставить такой шедевр сцены, как «Война и мир»? Как написал о нем один критик: «литовец, состоявшийся как феномен русской театральной культуры».
Если бы он был как мы с вами, он бы не смог так ставить. На тот момент, когда он пригласил меня в театр и сказал, что хочет проститься с прежней дирекцией, мы с ним были незнакомы, и для меня это тоже было испытание, судьбоносный шаг — прийти в звездный, знаменитый театр, которому через два с половиной года должно было исполниться 90 лет. Это был вызов судьбы! Я его спросил, почему он намерен так резко поменять руководство, на что он ответил: «Я приехал сюда заниматься театром.
А мне предлагают какие-то взятки. А мне предлагают деньги — за то, чтобы не спектакли играть, а для антрепризы сдавать сцену». Я был поражен. И дальше за многие годы работы с ним бок о бок он ни разу не пришел и не сказал, что у него тяжелейшая болезнь, что необходимо постоянное лечение.
Он никогда не произнес даже, что ему нужны деньги. Зная, что ему предстоит операция, я спросил: «Римас, как вы справитесь? И когда получил ответ, пришел к нему и сказал: «Римас, мы вам перечислили на карту деньги на операцию». Он говорит: «А министр это разрешил сделать?
Это был человек, который приехал строить российский театр… Репетиция спектакля "Война и мир". Там все очень тяжело, культура существует на грани выживания… Нашла цитату Римаса о первой встрече с Москвой: «Москву я полюбил с первого взгляда. Вышел на Рижском вокзале с чемоданчиком отца, увидел все это великолепие и влюбился как мальчишка». Как он не принимал то, что навязывали все эти театральные критики и вся эта либеральная театральная тусовка!
Он не принимал это всем сердцем! Резко, с русским матом, мог высказаться против всего этого! Как-то я спросил его: «Римас, а как это воспринимать? Есть театр — это то, чем мы занимаемся.
А есть все остальное, и к искусству это не имеет никакого отношения». Все эти микрофоны, экраны, камеры перед носом артиста, снимание штанов, попытка действие Чехова, Толстого, Островского перенести в наше время, одеть всех в современные костюмы, сделать «хламурную» историю. Вы же понимаете, до 2022 года все знали: хочешь, чтобы твой театр, спектакль заметили, нужно сделать две вещи: политическую повестку и гендерную. На вопрос, как с этим бороться, он отвечал просто, мол, и не надо бороться, время все расставит по местам, этого не останется в эпохе.
Будучи выпускником ГИТИСа, он через всю жизнь пронес истинное понимание того, для чего нужен театр, что театр должен дать человеку. Он терпеть не мог слова «Я хочу так выразиться! Я так вижу», вскипал от них: «А кто тебя просит так видеть! Кому это интересно!
Ты так видишь — иди на кухню и «видь», туда иди и репетируй! Римас Туминас и Юрий Цокуров Вы были очень близки, были соратниками, но всегда общались исключительно на «вы», почему? У нас в Литве нет никаких отчеств!
Новости Римас Туминас покинул пост художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова, сообщается на сайте театре. Туминас возглавлял театр с 2007 года по 9 февраля 2022 года. В сообщении театра отмечается, что режиссер с 1 марта этого года по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился а Литве в отпуске за свой счет.
Увольнение худрука Театра Вахтангова объяснили
Обладатель четырёх «Золотых масок», трёхкратный лауреат «Хрустальной Турандот», лауреат премий «Чайка», «Фигаро», «Живой театр» и «Звезда театрала», он, однако, стремился к тому, чтобы театральная культура не оставалась элитарным развлечением для единиц, а была радостью для людей, которые могли и не знать, что любят театр. Это не потакание общественному вкусу, но уважение к нему — и постепенное возвеличивание его. В 2014 году у него открылся рак лёгких, однако это не стало причиной для ухода из профессии. Даже после химеотерапии Римас Туминас поставил десять спектаклей — и болезнь как будто бы стала источником вдохновения для него. На кладбище Антакальнис, где похоронили режиссёра, принесли в том числе венки на русском языке.
А Туминас снова удивил, создав масштабную, колоссальную постановку, которую «проглатываешь» на одном дыхании, ни на миг не ощущая усталости. Но главное в другом: спектакль современен настолько, что ты не чувствуешь временного мостика в двести лет, узнавая и не узнавая героев Толстого, заново «прочитанных» Туминасом. В театр его привел Чехов. Завороженный глубиной его пьес, Туминас именно с Чехова вступил на путь постижения русской классики, не завершенный до сих пор. Римас Владимирович не раз говорил о том, что он — человек, живущий в XIX веке, что современный мир ему не так интересен. Или не так: все современное и актуальное он находит в русской классике, читая ее по-новому. Реакцию режиссерское прочтение вызывает разную: кто-то им восхищен, кто-то не принимает абсолютно. Но Туминас ни на чем не настаивает — он просто делится своим взглядом, оставляя за зрителем право разделять его или не разделять. Сегодня за Римасом Туминасом прочно закрепилось «звание» философа.
И все его постановки имеют не один-два, а десятки планов и слоев: это каждый раз колоссальный предмет для обсуждения и долгого внутреннего разбора. И как поклонники, так и непоклонники его творчества не будут спорить с фактом: Римас Туминас — это уже не просто имя, связанное с театром, а настоящая театральная эпоха.
Закрытие сезона ожидается 28 июня на Арбате. По материалам ТАСС.
Кроме того, Туминасом в 1990 году был основан Малый театр Вильнюса. Гоголя «Ревизор». А в 2007 — стал художественным руководителем этого театра.
Римас Туминас. Великий режиссёр мирового театра
Туминас продолжил работать в Театре им. Вахтангова, что вызвало вопросы у литовских властей. Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок, который до последнего поддерживал Римаса Туминаса и называл его не иначе как «Богом», обратился к артистом театра с мольбой воздержаться от комментариев. Об этом сообщил Театр Вахтангова, которым Туминас руководил в течение 15 лет. Туминас возглавил театр на Арбате после ухода Михаила Ульянова. 20 января Римасу Туминасу, художественному руководителю Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, исполняется 70 лет. Об этом сообщил Театр Вахтангова, которым Туминас руководил в течение 15 лет. Туминас возглавил театр на Арбате после ухода Михаила Ульянова.
Курсы валюты:
- Римас Туминас: «Мы показываем свой ложный патриотизм»
- Римас Туминас расстался с Вахтанговским театром - новости театра - 7 мая 2022 - Кино-Театр.Ру
- Увольнение худрука Театра Вахтангова объяснили | 360°
- Ваш комментарий будет первым
Скончался бывший худрук театра им. Вахтангова Римас Туминас
Заявление художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса о том, что в его семье никогда не считали русских людей оккупантами, вызвало ярость в его родной Литве. «С 5 мая 2022 года Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова. Театр Вахтангова открыл 103 сезон с главным режиссёром и поддержкой Римаса Туминаса.
Театр Вахтангова открыл 103 сезон с главным режиссёром и поддержкой Римаса Туминаса
Мне так было жалко! Тогда Туминас решил, что все равно покорит Париж, только не «на побегушках» в массовке, а со своими спектаклями. Позже это воплотилось в жизнь, он привозил в столицу Франции «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню», которые шли с большим успехом. Первый московский спектакль поставил в 1979 году в Электротеатре Станиславский.
В 1994—1999 годах был главным режиссером Национального драматического театра Литвы. В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. Худруком Театра Вахтангова становится в 2007-м.
Как отметил сам театр, Туминас вернул ему славу, наполнив репертуар русской классикой. Первой работой литовца в театре стала пьеса «Ревизор» Николая Гоголя. Каждое поколение артистов получало знаковые роли в работах Туминаса.
В театре время его руководства окрестили «эпохой нежной силы Туминаса». При этом режиссер был против осовременивания классики. Туминас называл это «убийством классики» и «убийством слова», утверждал, что за «шоу с инсталляциями и мониторами пропадает сущность актера».
Он рассказывал, как однажды вернулся в свой театр из больницы и снял сразу пять спектаклей, которые поставили в его отсутствие, потому что они были слишком современными. Я бы сказал, что это просто игра с классикой, игра не очень культурная и не очень порядочная. Она убивает автора, пользуется автором, но подыгрывает современности.
И тут вспомнишь Пушкина: бескультурье, пошлость, хамство всегда примыкают к современной жизни.. Я это ненавижу», — говорил он. Туминас также подчеркивал, что главное в театральной работе — иметь вкус, отсутствие которого не спасти талантом.
До 2022 года режиссер не критиковал российские власти и даже поддерживал ужесточение цензуры.
Даже трудно сказать, это наказание или провидение божье. Это не я говорю, это он так воспринимал. В конце прошлого года ему стало плохо в самолете, ему не первый раз было плохо, это продолжалось несколько лет. Когда казалось, что все кончено, что он на краю при постановке в Театре Вахтангова спектакля «Война и мир», при постановке «Анны Карениной» в театре «Гешер» в Израиле, он был на краю в театре в Милане , каким-то образом он выскакивал из этой смертной петли. Когда он летел в Италию, ему стало плохо, должны были посадить самолет, но на борту, по-моему, оказался медик — с разрешения Римаса не сажали самолет. Как мне рассказывали очевидцы — пассажиры, которые летели этим рейсом, ему аплодировали в знак благодарности. И вот теперь смерть все-таки его настигла в Италии, куда он прилетел на постановку.
В пресс-службе добавили, что работа над постановками продолжается под руководством директора Кирилла Крока. Заявления режиссера вызвали возмущение общественности. Сам Туминас в диалоге с KP. RU сказал, что знал о розыгрыше и «подыграл» пранкерам.
Римас Туминас часто говорил: «Я не допущу на Вахтанговской сцене спектакль, который унижает достоинство человека». В этот день мы хотим сообщить, что наша экспозиция в зале, посвящённом спектаклю Римаса Туминаса «Пристань», пополнилась артефактами двух людей, ставших неотъемлемой частью славы этого дома на Арбате. Также в зал «Пристань» наш главный художник Максим Обрезков переместил письменный стол из рабочего кабинета Римаса Туминаса. Здесь личные вещи режиссёра, документы, награды, рукописные заметки.
Римас Туминас
«Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве, — рассказали в пресс-службе театра. Среди знаковых постановок Римаса Туминаса в Театре Вахтангова — «Война и мир», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Царь Эдип», «Улыбнись нам, Господи!». Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас с 6 мая прекращает свою деятельность в учреждении. Режиссёр Римас Туминас, который с 2007 года был худруком Театра имени Евгения Вахтангова, покидает свою должность. Пятнадцать лет, которые Римас Туминас возглавлял Вахтанговский театр по своему значению сопоставимы с теми без малого тридцатью годами, между 1939 и 1968, когда во главе вахтанговцев был Р. Н. Симонов. руководителя театра.
Подпишитесь на рассылку
- Новости театров: Туминас ушел из Театра Вахтангова, Карбаускис — из Маяковского
- Читайте также
- Римас Туминас — спектакли
- Римас Туминас решил остаться в Вахтанговском театре
- Театр Вахтангова открыл сезон с новым главным режиссёром и поддержкой Римаса Туминаса