В Санкт-Петербурге торжественно открыли новое здание архива Российской академии наук (РАН). Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования». 7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по ст. стилю) в присутствии Екатерины Первой прошло официальное открытие Императорской Академии наук в Санкт-Пете.
300 лет Российской Академии наук
В результате на средства Минобрнауки было возведено трехэтажное здание общей площадью 18 тысяч кв. Спустя 10 лет в него переехали уникальные документы, в том числе старинные карты Санкт-Петербурга, рукописные научные книги, а также документы, подписанные Петром I и Екатериной Великой. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
Академик ежемесячно должен будет получать 200 тысяч рублей, членкор — 100 тысяч рублей. Отмечу, что общий объём госрасходов на научные исследования и разработки гражданского назначения в ближайшие три года превысит полтора триллиона рублей. Уже говорил сегодня на Совете по науке и образованию, что с учётом новых задач нужно увеличивать объём финансирования отечественной науки. На Совете мы договорились о том, что Правительство этот вопрос проработает, доложит о его решении в самое ближайшее время.
При этом хочу напомнить слова выдающегося генетика, академика Николая Ивановича Вавилова: «Удельный вес науки в стране определяется не только средствами, отпускаемыми по государственному бюджету, числом исследовательских институтов, но прежде всего кругозором научных деятелей, высотой их научного полёта». Но, конечно, этот полет должен быть подкреплен и финансовыми средствами. Над этим будем обязательно работать. Пользуясь сегодняшней возможностью, хочу поблагодарить представителей РАН, наши научные коллективы за выдающиеся успехи в таких перспективных областях как микроэлектроника, искусственный интеллект, новые материалы, в других важнейших сферах, за эффективное решение вопросов обороноспособности и безопасности нашего государства. Желаю вам, всем вашим коллективам новых масштабных, значимых научных свершений, чтобы результаты вашего труда, ваших исследований были востребованы экономикой, социальной сферой, нашими компаниями и предприятиями, служили людям, благополучию российских семей, вели вперёд нашу страну, помогали России развиваться. Залог настоящих и будущих достижений Академии наук — в преемственности, непрерывности исследовательского поиска и традиций. На протяжении всей своей истории Академия развивала выдающиеся отечественные научные школы. От наставников, научных руководителей передавались не только передовые знания, но и чувство ответственности перед наукой и перед страной.
При этом каждое поколение учёных не просто продолжало дело предшественников. Ученики постоянно шли вперёд, открывали неизведанное, добивались новых прорывов, сами воспитывали для себя достойную смену. По традиции 8 февраля, в день основания Академии наук, в День российской науки мы награждаем исследователей, которые только начинают свой большой профессиональный путь. Но считаю, что сегодня, в юбилей Российской Академии наук мы должны отметить не только наше молодое поколение и молодое пополнение, но и великих, заслуженных учёных, добившихся грандиозных научных результатов. Хотел бы с удовольствием и гордостью объявить имена коллег, получивших высокие награды. Звание «Герой труда Российской Федерации» присвоено академику Юрию Сергеевичу Осипову, который всю свою жизнь посвятил служению науке, руководил прикладными исследованиями в интересах обороноспособности страны, более 20 лет возглавлял Российскую академию наук. Высоких государственных наград также удостоены блестящие учёные и врачи, академики Лейла Вагоевна Адамян и Александр Николаевич Коновалов. В своей клинической практике они смело предлагают и внедряют самые передовые подходы, задают высокие стандарты современной медицинской помощи, вносят существенный вклад в укрепление всего отечественного здравоохранения.
Академик Валерий Васильевич Козлов — крупный учёный и организатор науки. Ему принадлежит значительный вклад в развитие отечественной математики, механики и математической физики. Благодаря их трудам наша страна уверенно держит планку ведущей научной мировой державы, в том числе обладает передовыми научными установками класса мегасайенс. И конечно, с удовольствием хотел бы объявить лауреатов премий в области науки и инноваций для молодых учёных. Благодаря их открытиям, энергии, в хорошем смыслу слова, напору, смелости отечественная наука берёт новые высоты. Георгий Павлович Гогаев внёс весомый вклад в повышение безопасности и обороноспособности страны, в укрепление нашего технологического потенциала по самым передовым направлениям, что важно, по самым нужным для нас сегодня направлениям. Математические нейросетевые модели Сусанны Юрьевны Гордлеевой открыли путь к созданию качественно новых технологий искусственного интеллекта, к пониманию принципов работы головного мозга. Результаты исследований Сергея Викторовича Павлушина имеют важнейшее значение для сельского и лесного хозяйства.
Учёный внёс существенный вклад в развитие биологической защиты наших лесов в условиях изменения климата. Ольга Валентиновна Якубович предложила и внедрила в практику принципиально новые методы геологоразведки.
Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошел он к этому вопросу со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. В то время «академиями» назывались многие научные общества в Европе. Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи Accademia dei Lincei ; академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г. План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий. Во время своей поездки во Францию в мае—июне 1717 г.
Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство. В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году. А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя.
Петр Алексеевич Романов, 30. Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий.
Петр I планировал пригласить в Россию выдающихся европейских ученых, которые написали бы учебные пособия по тем наукам, в которых они достигли вершин. А также обучили бы всему, что знают, россиян — молодых людей из числа наиболее способных к наукам. Те в свою очередь должны были перевести на русский язык научные труды, написанные иноземцами, составить русские учебники и обучить по ним множество собственных учеников. И так далее — чтобы в России появилось большое количество ученых людей, способных двигать вперед отечественную науку и стать будущими российскими академиками. Но откуда же они возьмутся, если образование в то время могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников? Школы, библиотеки и Кунсткамера Российского императора смело можно считать величайшим отечественным просветителем. Он мечтал о том, чтобы Россия стала не менее образованной, чем Европа, причем собирался обучать грамоте детей всех сословий. Именно Петром I были сделаны первые шаги для того, чтобы сделать образование доступным максимально широким массам. Он распорядился открыть в Москве первую школу математических и навигационных наук.
Следом за ней были открыты инженерная школа и морская академия в Петербурге, артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. И это не считая сети духовных учебных заведений для подготовки священников. Мало того, в провинциальных городах появились начальные «цифирные школы», в которых предполагалось бесплатно учить детей всех сословий «грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. А в 1705 году открылась первая в России гимназия.
Российской академии наук 300 лет
Как появился День российской науки и какие важные открытия сделали российские ученые в последние годы, рассказываем в материале РЕН ТВ. Официальным днём открытия императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г. (7 января 1726 г.), когда Екатерина I устроила торжественный приём академикам. Здание первой Российской академии наук расположено на Васильевском острове в городе Санкт-Петербурге. На RTVI вышла новая программа в рамках цикла о самых высоких зданиях столицы. В этом выпуске расскажем о двадцатидвухэтажном здании Президиума Российской ака. 12 декабря 2023г. в Российской академии наук состоялось открытие Научной сессии общего собрания членов РАН «Российская академия наук в решении проблем научно-технологического развития Российской Федерации».
Восстановленное после пожара здание ИНИОН РАН готовят к открытию [репортаж НТВ]
Российский академии наук (РАН). Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа. На RTVI вышла новая программа в рамках цикла о самых высоких зданиях столицы. В этом выпуске расскажем о двадцатидвухэтажном здании Президиума Российской ака. 12 декабря 2023г. в Российской академии наук состоялось открытие Научной сессии общего собрания членов РАН «Российская академия наук в решении проблем научно-технологического развития Российской Федерации». 8 февраля Российской академии наук исполняется 300 лет.
Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств
Татьяна Ивановна Решетник , заведующий отделом научных фондов ИНИОН РАН: «Это конвекционный способ: когда книги встают на полку, мы используем книжные держатели, раскрываем их и направляем на них вентиляторы. Это длительный процесс. Кроме сушки, они требуют еще обработки на специальной аппаратуре от пыли, возможного грибка. И только тогда они могут быть помещены на полки». Для размороженных книг в институте уже готово место. В читальный зал осталось лишь закупить компьютеры. Планируется это сделать до конца года.
Опубликовано: 31 января 2024 Просмотров: 1715 30 января 2024 года в преддверии 300-летия Российской академии наук состоялось заседание Президиума РАН, посвящённое вопросам научного изучения и сохранения наследия академии.
Это торжественное событие не только для России, но и для всего мирового научного сообщества». Участие в заседании принял сопредседатель Российского исторического общества, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, напомнивший, что при содействии Минобрнауки России и при поддержке фонда «История Отечества» создан портал «300 лет служения человечеству.
С 2000-х годов общие затраты на науку в постоянных ценах удвоились, бюджетные ассигнования на ее развитие выросли пятикратно.
Вследствие притока молодежи улучшилась возрастная структура персонала. Укрепляется материально-техническая база, активизируется участие российских исследователей в международных научных коллаборациях. В последние годы удалось серьезно нарастить потенциал российской фундаментальной науки, по целому ряду направлений она вышла на передовые позиции.
В Гатчине Ленинградская область и Дубне Московская область реализуются проекты современных исследовательских установок класса мегасайенс. Отечественные ученые сделали значительный шаг вперед в таких междисциплинарных областях, как наука о жизни, где исследования ведутся на стыке биологии, химии, генетики, медицины, биоинформатики, физики. Предложены новые технологические диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
Серьезные успехи достигнуты в регенеративной медицине. Две вакцины — от лихорадки Эбола, а также от коронавирусной инфекции COVID-19, созданные в России, были зарегистрированы первыми в мире. Ученые Института биоорганической химии совместно с коллегами из Московского физико-технического института МФТИ и Австралии разработали универсальную молекулярную платформу, которая позволяет быстро создавать лекарства от различных видов рака.
Сотрудники Физико-технического института РАН в Санкт-Петербурге разработали новый тип лазерных диодов, излучение которых можно сфокусировать в очень тонкий луч, и использовали их в качестве «сердца» оптического пинцета. Российские ученые создали миниатюрный преобразователь света, пригодный для использования в качестве одного из компонентов будущих световых процессоров и запоминающих устройств.
Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Ключевым событием юбилейных мероприятий станет Всемирный научно-образовательный Форум «Наука — обществу и миру» в июле будущего года в Санкт-Петербурге. В числе прочих планируемых мероприятий — создание документальных фильмов об Академии наук и выдающихся ученых РАН, масштабная юбилейная выставка, присуждение премий за научные достижения, выездное заседание Президиума в Санкт-Петербурге и др.
С планом основных мероприятий можно ознакомиться по ссылке. От 5 декабря 2022 года учреждена медаль к 300-летию Российской академии наук. Награда будет присуждаться не только российским и иностранным членам академии, но и профессорам РАН, работникам самой академии, научных и образовательных организаций страны с большим стажем, а также россиянам, которые внесли существенный вклад в научно-технологическое развитие России и содействовали выполнению возложенных на РАН задач.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Открытие Императорской академии наук | За 300 лет своего существования Российская академия наук неоднократно меняла названия, но в главном оставалась неизменной – служить науке на благо своего отечества. |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК | Открытие выставки в Совете Федерации, посвященной 300-летнему юбилею РАН и достижениям российской науки. |
Восстановленное после пожара здание ИНИОН РАН готовят к открытию [репортаж НТВ] | Благодаря академии в России стали системно развиваться науки, а среди ученых очень скоро появились «природные русские» — это один из первых адъюнктов академии, математик и филолог Василий Адодуров, замечательный филолог. |
«Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей | Открытия Российской академии наук, изменившие мир». Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН запустил интернет-портал по истории науки и техники «300 лет служения человечеству. |
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
— Золотую звезду Героя Труда РФ бывшему президенту Российской академии наук Юрию Осипову. Открытие мультимедийной выставки об истории Российской академии наук к 300-летию РАН состоялось 7 апреля. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном царем Александром I Уставе Академии 1803 г.
Основана Академия наук
Открытия и достижения Российской Академии наук - МБУК ЦБС Адлерского района г. Сочи | Основание Российской академии наук Российская академия наук (РАН) была основана указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге. |
Наука РФ - официальный сайт | Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН) создан в 1969 году на основе Фундаментальной библиотеки общественных наук (ФБОН) АН СССР. |
Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год) | Задолго до официального открытия Академии наук император стал разрабатывать элементы ее будущей инфраструктуры. |
Пётр Первый - создатель Российской академии наук | году Пётр посетил Парижскую академию наук. |
Матвиенко открыла в Петербурге важное для российской науки здание
Она создавалась по образу и подобию европейских академий, а сам термин «академия» был заимствован из греческой античной философской школы. Первым президентом академии был ученый-медик Лаврентий Блюментрост. Для того, чтобы академия соответствовала зарубежным аналогам, Петр I пригласил многих иностранных ученых, специалистов в своих областях. Радея за процветание Отечества, император всевозможными способами лично способствовал развитию российской науки.
По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России.
Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Россия взяла курс на науку и образование. Откуда у Петра Первого возникла идея создать академию? На это повлияли поездки в Европу, где великий император черпал вдохновение и возможности для развития государства российского. Петр посетил Французскую академию наук, где иностранные ученые демонстрировали химические эксперименты.
Он принял участие в заседании, на котором был единогласно избран почетным членом Французской академии наук. Автограф Петра I Источник: Wikipedia Особенно много император общался с немецкими учеными, в том числе с «универсальным человеком» того времени, математиком, философом, физиком и языковедом Готфридом Лейбницем, который, как считается, и подсказал императору устройство академии, которое бы учитывало отечественную специфику. Петр осознал, что в России необходимо создать все условия для развития научных знаний и образования населения. Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. Первым делом Петр Первый сделал общедоступным свое личное собрание книг и нанял библиотекаря, который должен был следить за собранием и пополнять его.
Также в 1714 г. Петр организовал публичный музей — Кунсткамеру, фонды которого содержали различные редкости. В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков. Гравюра Г. Качалова, 1740 г.
Источник: Wikipedia «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту. В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля. Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент.
Струве уроженец Германии, астроном, академик, основатель Пулковской обсерватории , Б. Якоби электротехник, изобретатель. Химия Д. Менделеев создатель периодической системы , А. Буклетов исследователь в области органической химии. География И. Крузенштерн, Ю. Лисянский, М. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен все вышеуказанные географы-практики, совершившие много исследовательских путешествий.
Биология И. Павлов врач, физиолог, лауреат Нобелевской премии , И. Мечников врач, физиолог, лауреат Нобелевской премии. Геология Б. Голицын основоположник сейсмологии , В. Вернадский основоположник биогеохимии. Каждый из них был фактическим филиалом АН и открывался под ее эгидой, таким образом, можно говорить о том, что все вышеуказанные ученые были чистыми представителями «русской научной школы» Учреждение академии наук при Петре I стало завершающим аккордом всей эпохи преобразований.
За три столетия менялись состав, государственный статус, даже научная направленность академии. Неизменной оставалась лишь ее роль главного научного учреждения страны. Рассказываем, как создавалась Российская академия наук.
Идея создания учреждения, которое будет двигать вперед отечественную науку, принадлежала императору Петру Великому. Готовить фундамент для этого Петр I начал еще за 10 лет до открытия академии. Мечта об академии, или При чем тут Лейбниц Во время своих зарубежных путешествий Петр I изучил деятельность научных академий Европы и даже стал почетным членом Французской академии наук. Император много общался с немецкими учеными, включая первого президента Берлинской академии наук Готфрида Лейбница — невероятного полиглота, человека талантливого и масштабного, настоящего гения, которому было тесно в рамках любой из наук. Российский император и немецкий ученый вступили в длительную и систематическую переписку. Лейбница увлекала идея реализовать в масштабах целой страны идею создания просвещенного общества, но он не находил поддержки среди монархов Европы. Историки считают, что именно Лейбниц разработал по просьбе Петра I план по организации будущей Российской академии наук с учетом отечественных реалий того времени. Петр I планировал пригласить в Россию выдающихся европейских ученых, которые написали бы учебные пособия по тем наукам, в которых они достигли вершин. А также обучили бы всему, что знают, россиян — молодых людей из числа наиболее способных к наукам. Те в свою очередь должны были перевести на русский язык научные труды, написанные иноземцами, составить русские учебники и обучить по ним множество собственных учеников.
И так далее — чтобы в России появилось большое количество ученых людей, способных двигать вперед отечественную науку и стать будущими российскими академиками.