Алексей Петрович Боголюбов, внук Александра Николаевича Радищева по материнской линии, стал художником волею счастливого случая.
Алексей Петрович Боголюбов и его документальное наследие в ОР РНБ. К 200-летию со дня рождения
На выставке представлено 70 акварельных рисунков, которые художник выполнил во время трехмесячного путешествия по России в свите великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II). Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. Многогранная деятельность Алексея Боголюбова включала в себя не только творческую, педагогическую и художественно-просветительскую работу. На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера. не только художник-маринист, но и автор масштабных батальных картин, которые посвящены сражениям русского военно-морского флота.
Платный контент
- Что еще почитать
- Художник-моряк
- наши контакты
- Курсы валюты:
Портал правительства Москвы
Боголюбова, Библиотека-читальня им. Тургенева, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество. Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. В юбилейный день, 28 марта 2024 года, в 19:00, в Большом зале Библиотеки-читальни им. Тургенева Бобров пер.
Зарисовки были настолько точны, что стали частью навигации для моряков. Художник Алексей Боголюбов 1824 — 1896 Бесконечные поездки за океан показали художнику не только прелесть водной стихии, но и познакомили с творчеством европейских мастеров. Со временем живопись все больше затягивала его, и он начал посещать классы Петербургской академии художеств. В тот момент Боголюбов еще не решался оставить службу и совмещал ее с обучением. Когда он окончил академию, то получил золотую медаль.
Нет однозначного ответа на вопрос, за какую именно картину художника удостоили медали. Если верить самой популярной версии, то это «Вид Ревеля. Даже человек, который совсем далек от искусства, поймет, чей след есть в этом произведении. Много лет Боголюбов вдохновлялся Айвазовским. В штрихах русского француза виден почерк великого мариниста. Эта картина — одно из ранних произведений Боголюбова. Со временем манера автора менялась, но одно осталось неизменным — документальная точность. Он всегда в мельчайших подробностях изображал пейзаж и корабли в любом их состоянии. Прекрасный пример — картина «Маяк.
Верфь в Гонфлере».
Боголюбова, но и подлинные рисунки северного и южного берегов Финского залива. Офицер и талантливый художник служил 13 лет в Кронштадте, Ревеле и Свеаборге, ходил на различных кораблях, перманентно занимаясь живописью.
Жизнь подтолкнула Боголюбова к выбору стези художника как главного жизненного призвания. Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника.
Среди его наиболее значимых заслуг - основание в Саратове первого в России общедоступного художественного музея, участие в реформах Императорской Академии художеств, помощь ее выпускникам за рубежом, в Париже, где Боголюбов провел значительную часть жизни. Здесь он многое сделал для развития связей русской и западноевропейской художественных школ, неизменно отстаивая интересы первой. Бывший военный моряк, художник Главного морского штаба, он был удостоен звания профессора Академии художеств. Боголюбов входил в Товарищество передвижных художественных выставок и был одним из ведущих мастеров своего времени, развивавшим этюдный стиль в пейзажном жанре. Выставка позволяет проследить основные периоды и сферы творческой деятельности пейзажиста, от времени обучения в Академии художеств в 1850-е годы до 1880-х годов. Этап становления моряка-художника связан с его учебой в Императорской Академии художеств и поездкой в Европу.
Путешествуя по Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Боголюбов знакомится с новейшими течениями в пейзажной живописи, прежде всего с дюссельдорфской школой и пейзажистами-барбизонцами. Рядом с учебными и пенсионерскими произведениями Боголюбова представлены работы Александра Калама, Андреаса Ахенбаха, Камиля Коро, Франсуа Добиньи, Теодора Руссо и других авторов из собраний Государственного музея изобразительных искусств им.
Вышел в свет альбом художника Алексея Боголюбова, посвященный Финскому заливу
Альбом, чьим заказчиком выступил Николай I, включает шесть большеформатных цветных литографий, вложенных в папку из плотной бумаги серого цвета. Сюжеты произведений связаны с эпизодами Крымской войны и первым опытом использования в сражениях колесных пароходофрегатов. В дальнейшем эти работы послужили эскизами для живописных полотен. Используя фактический материал на основе донесений командного состава, планов сражений и воспоминаний очевидцев, Боголюбов создал произведения с реалистическими изображениями легендарных кораблей «Владимир», «Флора», «Колхида», «Ординарец». В дальнейшем, в ночь на 31 августа 1855 года, все они по приказу русского командования были затоплены, чтобы преградить вход в бухту неприятельских судов, когда русские войска покинули южную сторону Севастополя. Боголюбов — мастер, в творчестве которого рисунки занимают существенное место. Он делал зарисовки в путевых альбомах во время многочисленных путешествий по России, Европе и Ближнему Востоку, создавал эскизы к будущим картинам. Так, рисунок «На Дунае у о.
Для него Коро, Добиньи, Руссо, Тройон были не просто образцами, но живыми людьми, с которыми он много общался». Фото: Государственная Третьяковская галерея Для фиксации этого обстоятельства в экспозицию включен раздел с произведениями барбизонцев, а также работами швейцарца Александра Калама и представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха, к чьим советам Боголюбов в свое время прислушивался. Наследие самого Боголюбова позаимствовано из других институций, прежде всего из Русского музея и Саратовского художественного музея им. Радищева его основателем как раз и был главный герой выставки, еще в конце XIX века добившийся того, чтобы учреждение носило имя его родного деда, крамольного литератора. Фото: Государственная Третьяковская галерея Упомянутая батальная живопись представлена одним большим полотном «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» из Русского музея, поскольку основной держатель такого рода произведений, Центральный военно-морской музей, участвует в проекте лишь заочно — иллюстрациями в каталоге. Зато мирные пейзажи отнюдь не только морские фигурируют в залах Инженерного корпуса во всем разнообразии. Суммарно, вместе с графикой, здесь набралось около 150 экспонатов.
Государственный Русский музей.
Боголюбова 1824-1896 - художника, коллекционера, общественного деятеля, основателя первого в стране общедоступного музея в Саратове. В Вольском краеведческом музее открыта выставка книжной графики «Выдающийся художник-маринист Алексей Боголюбов» из библиотечного фонда музея.
На выставке представлено редкое по красоте подарочное издание книги под названием «Алексей Боголюбов. Большая коллекция».
Однако несмотря на идейные противоречия, А. Боголюбов не порывал связи и с Академией художеств. Он добивался создания, а впоследствии длительное время руководил пейзажным классом при Академии художеств; в своей преподавательской деятельности он ставил вопросы о будущем пейзажной живописи, видел упадок жанра в России и пытался найти выход через передачу ученикам собственного богатого опыта и знания тех путей, по которым развивалось европейское изобразительное искусство. Постоянные отъезды в Европу на лечение с начала 1870-х гг. Боголюбова, который, став инспектором пенсионеров Академии художеств за рубежом, поддерживает молодых живописцев, внимательно следит за выставками, ведет деятельную переписку с многочисленными корреспондентами в России. Работы А.
Боголюбова появляются на выставках ТПХВ, становясь свежим словом в пейзажном искусстве и находя отклик у современников. Так, одна из самых знаменитых работ А. Боголюбова «Устье Невы», выставлявшаяся в 1873 г. Постоянно живя в Европе, в 1870 — 1880-х гг. Боголюбов участвует как в отечественных, так и мировых выставках Всемирной выставке в Вене, 1873 г. Окончательно поселившись в Париже в 1874 г. Боголюбов собирал вокруг себя многих художников и писателей, позднее организовав Общество взаимного вспомоществования русских художников, ставившее своей целью объединение и поддержку посвятивших себя искусству соотечественников за границей. Его деятельным членом являлся И.
Общество занималось организацией выставок, знакомя тем самым европейскую публику с русскими именами в искусстве. В конце 1870-х гг. Боголюбов принял решение создать в Саратове первый общедоступный музей имени А. Радищева — с постройкой нового здания и передачей в дар личной художественной коллекции. Процесс его строительства встречал различные препятствия со стороны местных чиновников. К открытию музея 29 июня 1885 г. Боголюбов передал музею обширное собрание предметов искусства и организовал первую экспозицию. Последние 10 лет жизни А.
Выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова»
К 200-летию со дня рождения Алексея Боголюбова: Большую выставку открыли в Третьяковской галерее | В 2024 г. исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824 – 1896). |
«Боголюбовские чтения»: лекция о жизни и творчестве выдающегося художника Алексея Боголюбова | И уже как профессиональный художник умел передать любое настроение переменчивых волн. Впрочем, талант Боголюбова простирался дальше морских и батальных сцен. |
Биография Алексея Боголюбова - моряка-художника / Документальный фильм | патриотического проекта "Алексей Боголюбов - художник, моряк, просветитель, меценат - 200 лет со дня рождения", рассмотрели портрет А.П. Боголюбова, побывали на экскурсии в. |
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова
В 1841-ом году Алексей Боголюбов получил звание мичмана и начал службу на Балтийском флоте. «Алексей Боголюбов – известный русский художник-пейзажист XIX века, интерес к творчеству которого, сегодня возрос. В книге «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник» описывается жизнь Боголюбова, которая, прошла в постоянных поездках по России и Европе. В Государственной Третьяковской галерее 15 сентября открыли выставку, посвященную 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова. «Алексей Боголюбов – известный русский художник-пейзажист XIX века, интерес к творчеству которого, сегодня возрос.
Выставка "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения"
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова | Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) – один из наиболее значимых художников в истории русского искусства. |
Выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова» | Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. |
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск) | Это Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) Многое изменилось в жизни юного Алёши Боголюбова после. |
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи» | Очень понравились работы Алексея Петровича Боголюбова (1824 — 1896). |
Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года.
Огромной ценности полотна, шпалеры, предметы прикладного искусства, рукописи и многое другое как будто по мановению волшебной палочки, а, на самом деле, по желанию Боголюбова, оказались на нашей земле. Шаг потрясающий, беспримерный, требующий мужества и глубокого чувства к своей родине, к своим истокам… Алексей Петрович Боголюбов родился в семье военного и принадлежал к роду Радищевых. Родовое имение Радищевых находилось в Аблязове, которое по счастливой случайности находилось в то время на территории Саратовской губернии. Именно этим объясняется непростое решение Боголюбова передать свою коллекцию на родину своих предков. Жизнь Алексея Петровича была очень интересной, насыщенной. Он успел за нее столько, сколько под силу не каждому. Расскажу лишь о некоторых, очень важных ее событиях.
Отец Алексея — кадровый военный — неплохо рисовал, его влекло ко всему художественному. Мама была воспитанницей Смольного монастыря, любила читать, что и определило ее последующее развитие. Возможно, семья сыграла свою роль в формировании будущих увлечений юного Алексея. Ранняя смерть отца определила дальнейшую судьбу Боголюбова: его отдали в Александровский Царскосельский малолетний корпус, а затем в Морской кадетский корпус. Именно во время учебы Алексей начал серьезно рисовать, порой вызывая недовольство учителей своими карикатурами на них. После окончания учебы юного художника ждала череда длительных морских путешествий, что позволило ему много рисовать, и это в основном пейзажи дальних берегов, корабли и море. Вскоре Алексей получил первую лестную оценку Карла Брюллова. Взглянув на его этюды с натуры, известный живописец сказал примерно следующее: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Немного позже президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский отправился в путешествие на далекий остров Мадейру на корабле «Камчатка», где в числе офицеров был Боголюбов.
Герцог отметил рисунки молодого лейтенанта, и вскоре тот начал свою учебу в Академии. Так судьба Алексея Боголюбова сделала крутой поворот, благодаря которому он профессионально занялся живописью. Затем была учеба в Академии и Большая золотая медаль, полученная Боголюбовым за исполненные по программе три вида Ревеля сегодня Таллинна, столицы Эстонии и работу «Вид С. Медаль дала выпускнику Академии право на заграничную командировку, которую Алексей Боголюбов с успехом использовал для дальнейшей учебы и своего совершенствования в пленэрной живописи рисунке с натуры. В его жизни было много странствий, впечатлениями от которых Алексей Петрович щедро делился, перенося их на свои полотна. Сегодня мы знаем его как талантливого художника, мастера национального реалистического пейзажа. Знакомясь с его работами, можно заметить очень тонкое, лирическое понимание природы, стремление почувствовать и передать ее внутреннюю жизнь. Вместе с этим Алексей Петрович был гениальным подвижником: он стал инициатором создания в Академии художеств обновленного пейзажного класса и воспитал целую плеяду своих учеников, также ставших знаменитыми живописцами. Среди них достаточно назвать всем известное имя Ильи Репина, который написал два портрета своего учителя, а затем друга и единомышленника сегодня они находятся в собрании музея.
Но и свою первую профессию Боголюбов не забыл. Стремление к изображению морских сражений проявилось у него еще во время учебы в Академии и уже не покидало никогда. В 1853 году его назначили художником Главного морского штаба. Результатом его деятельности на этой должности стали картины из истории развернувшейся тогда Крымской войны, атласы берегов Каспийского моря и Финского залива, а также морские баталии петровского и екатерининского времени, рассказывавшие о блистательных победах российского флота. Одной из самых известных работ в их числе является «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», которая представлена на экспозиции Радищевского музея.
В череде плаваний поход 1848 года на Мадейру стал судьбоносным — встретившись на острове с маститым художником Карлом Брюлловым, он получил от него одобрительную оценку своих работ. Но, главное, в море Боголюбов в тот раз оказался под началом герцога Максимилиана Лейхтенбергского, президента Императорской Академии художеств, который посоветовал ему всерьез заняться живописью. Через некоторое время он поступил в академию вольнослушателем с оставлением на службе, чтобы были средства на жизнь.
В 1853 году за три вида Ревеля и за «Вид Санкт-Петербурга от взморья» художник получил Большую золотую медаль. К этому времени морскую службу он уже оставил и отправился в Венецию в октябре 1854-го. Черные гондолы серебрили поверхность канала Гранде и лагун. Все покрылось тонким голубоватым флером», — описал он свои впечатления в «Записках моряка-художника» и там же признался, что будет писать город до конца жизни. И, действительно, он написал и нарисовал не менее ста его вариантов. В Дюссельдорфе постигал секреты реалистической живописи в мастерской пейзажиста Андрея Ахенбаха и под его руководством написал несколько больших картин, в том числе и «Ярмарку в Амстердаме», программную работу, символически подводящую итог его пенсионерству. В Россию Боголюбов вернулся в конце 1860 года со множеством картин и этюдов, которые с большим успехом были показаны на выставке в академии, утвердившей его в статусе большого художника. Император Александр II щедро заплатил за «Ярмарку в Амстердаме», все картины о Крымской войне 1853—1856 годов и сделал художнику новый заказ — написать историю морских сражений Петра Великого.
Сенявина около острова Эзель со шведским флотом», 1866 Саратовский государственный художественный музей им.
Пиниевая роща. Вариант-повторение одноименной картины. Боголюбов — автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн середины — второй половины XIX века. Надо отдать должное художнику — эти серии остаются непревзойдёнными по своей исторической достоверности и точности в изображении оснастки судов и показа сражений. Далее иллюстрации к запискам моряка-художника А.
Боголюбова: «Не видел я никогда Москвы. Я туда поехал на свидание с моим родным братом и другом Н. Боголюбовым, тогда рязанским помещиком… наговорившись досыта, пошли мы с ним бродить по белокаменной. Не думал я никогда, что этот православный город так на меня подействует! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье — всё это было так чудно, так оригинально! Вид Москвы от дома Хлудова.
Музей Москвы. Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. ГМИИ им. Голицынская больница в Москве. Вариант-повторение 1879 года. Из записок моряка-художника А.
Боголюбова: «В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолёт» Б. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге и от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я — иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собой своих жён и в половине мая поплыли и даже могли припевать «Вниз по матушке по Волге», ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своем Отечестве… Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал — ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными Воротами и, наконец, Саксонская Швейцария! Какая это мелочь, и сколько этакого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нём. Настанет время, и нас узнают!
Ипатьевский монастырь близ Костромы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд.
Биография Алексея Боголюбова - моряка-художника / Документальный фильм
Окончив Морской кадетский корпус, Алексей Боголюбов (1824–1896) поступил на флот. Так, Алексей Боголюбов поступил в Императорскую академию художеств, закончив её в 1853 году, а далее был назначен художником Главного морского штаба. изучение творчества А.П. Боголюбова, художников его круга в историческом и культурном контексте XIX-XXI вв.; интерпретация просветительских идей А.П. Боголюбова и его современников в условиях современного мира. О художнике Алексее Петровиче Боголюбове рассказала Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе.