Социальная среда включает в себя разнообразные социальные группы, которые определяются общими интересами, ценностями или принадлежностью к определенной области деятельности.
Социальная сфера общества
совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Размещение рекламы. Социальные сети. ВКонтакте. Одноклассники. Социальная сфера – это совокупность производств, предприятий, организаций, которые непосредственно связаны между собой и определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.
Социальная среда: характеристики, элементы, влияние
семью, трудовую, учебную и другие группы. Конечно, жизнь человека зависит от генов, но социальная среда может запустить одни генетические предрасположенности и не дать развиться другим. это пространство, состоящее из всех элементов, созданных человеком, которые окружают людей и взаимодействуют с ними, таких как инфраструктура, социальные отношения и культурная вселенная, которая их окружает. В рамках программы «Социальная среда» мы говорим о весенних заботах огородников и садоводов. ьная среда подростка Обществознание 7 класс Автор: Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ» п. Приозёрный. Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни.
Социальная среда и ее влияние на индивидуальное сознание и поведение
Мы ходим в школу, на работу, в магазин, спортзал и т. И везде нас окружают люди: мы обмениваемся информацией, предметами, деньгами, услугами: мы не можем друг без друга. Большинство из нас, оказавшись в одиночестве, просто погибнет. Страх одиночества заложен в человеке природой.
Дикий индивид не мог выжить в одиночку, поэтому люди до сих пор собираются в микрогруппы, даже будучи членами социума. Понаблюдайте и вы увидите, что в любом коллективе будь то работа или школьный класс общее количество людей всегда делится на более мелкие сообщества по интересам — двойки, тройки и т. Социальные отношения всегда имеют конкретные договоренности, иначе бы мы просто не смогли мирно существовать рядом друг с другом.
В социуме это выражается в моральных нормах и на уровне закона. Хочешь быть с нами — соблюдай правила. Нарушил — будешь изгоем: получишь как минимум осуждение, максимум — тюремный срок.
И люди соблюдают, не все, конечно, но подавляющее большинство. В чем суть и смысл социума Современный взгляд на социум предполагает наличие в нем следующих явлений и процессов: распределение благ между членами, но не всегда справедливое по отношению к ним; периодическое движение иерархической структуры и смена лидирующих представителей; развитие, изменение взаимоотношений участников; все члены социума боятся действующего правосудия закон для всех одинаков ; общей целью является улучшение качества жизни и удовлетворение потребностей, при этом представители могут заниматься разными видами деятельности он стрижет, я подметаю ; социум имеет систему распределения труда, которая влияет на общий результат развития; между представителями существуют договоренности о правилах поведения, среди которых негласное правило о военном ненападении друг на друга, за чем призваны следить те, кто имеет властные полномочия.
Развивается физическая и психическая зависимость от алкоголя, психическая и социальная деградация, патология внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Наркомания— зависимость человека от наркотиков, заболевание, при котором жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества и ведет к глубокому насыщению физических и психических функций. Резкое прекращение приема наркотика вызывает нарушение многих функций организма. Курение— вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов табак и др. В первую очередь от курения страдают легкие: это одна из главных причин эмфиземы тяжелейшее заболевание легких и рака легких. Курильщики также нередко болеют раком гортани, пищевода, ротовой полости, мочевого пузыря, почек, поджелудочной железы. При «пассивном» курении так называют пребывание в сильно накуренном помещении некурящие люди за 1 ч вдыхают столько никотина и оксида углерода, сколько они могли бы получить, если бы они сами выкурили одну сигарету. СПИД— первое сообщение об этой новой, прежде неизвестной болезни появилось в американском «Еженедельном вестнике заболеваемости и смерти» в 1982 г.
Ознакомление родителей с социальным окружением, которое будет взаимодействовать с ребенком, позволит им выбирать учреждения, где его способности могут раскрыться наилучшим образом. Влияние социального окружения на развитие человека хорошо иллюстрирует пример, который известен в психологии как «эффект Маугли» — ребенок, лишенный взаимодействия с другими людьми, теряет ориентиры своего развития и, если процесс затягивается, он не может впоследствии вернуться к нормальной жизни среди людей. Социальное окружение и социальная среда Влияние социального окружения распространяется на все аспекты жизни человека, то есть формирует его социальную среду. Социальное окружение семьи — это то, на что ребенок повлиять не может. Но это может сделать взрослый человек, особенно если окружающие всячески препятствуют достижению поставленных целей. Три классических примера влияния социального окружения на личность основаны на трех типах окружения: позитивного, негативного, отсутствующего. Позитивное окружение — люди, которые стремятся к успеху, занимаются личностным ростом, укреплением здоровья, улучшением физической формы и т. Общение с ними мотивирует на развитие, позволяет раскрыть свои способности и добиться впечатляющих результатов.
Недаром человек, когда хочет чего-то достичь, объединяется с другими людьми с похожими целями — при поддержке друг друга удается быстрее прийти к результату. Негативное окружение наоборот способно быстро утянуть человека вниз.
Ключевые факторы, влияющие на формирование социальной среды, включают такие как изменения в социально-экономической сфере, политической жизни, а также изменения в общественных мнениях и ценностях. Кроме того, технологический прогресс, глобализация и миграция имеют огромное влияние на формирование социальной среды. От взаимодействия с социальной средой зависит не только наша жизненная ситуация, но и наше здоровье, развитие и общественная позиция. Поэтому важно понимать, что социальная среда — это не только основа нашей жизни, но и закономерность развития общества, которое призывает нас к активности, творчеству и социальной ответственности. Влияние социальной среды на наше поведение и мировоззрение Социальная среда общества играет огромную роль в формировании нашего мировоззрения и поведения. Наше детство и подростковый возраст проходят в среде семьи, школы, друзей, окружения. Именно в этих местах мы получаем первые уроки общения, воспитания и наблюдаем за поведением других людей. Окружающая среда может оказать сильное влияние на нас: на нашу манеру общения, наше отношение к различным ситуациям, на образ жизни.
Например, если окружающие нас люди уважают правила совместного проживания, мы скорее всего тоже будем придерживаться этой линии поведения. Если в нашей среде принято заниматься физическими упражнениями, то мы также возьмем себе это правило за основу своей жизни. Социальная среда также определяет наше мировоззрение, которое формируется на основе ценностей общества, мнения ближайших к нам людей, истории и культуры. Например, если мы выросли в лаборатории наук, получив образование в области математики, то, скорее всего, мы будем иметь иное мировоззрение, нежели те, кто вырос в семье художников или медиков. Поэтому, чтобы иметь свою собственную точку зрения, необходимо понимать, как сильно нас влияет окружающая среда, и более взвешенно подходить к формированию своего мировоззрения и поведения. Как социальная среда определяет нашу личность и коммуникационные навыки? Социальная среда общества является одним из основных факторов, которые влияют на формирование нашей личности и коммуникационных навыков. С самого детства мы находимся в окружении различных людей и групп, которые непосредственно влияют на наш мироощущение и поведение. Кроме того, социальная среда формирует наши убеждения, взгляды и ценности. В зависимости от среды, в которой мы росли и живем, наши ценности могут отличаться от ценностей людей, которые находятся в другой социальной среде.
Коммуникационные навыки также формируются под влиянием социальной среды. Каждая группа людей имеет свой уникальный язык и культуру общения.
Социальная среда и ее влияние на индивидуальное сознание и поведение
Например, поставщики, посредники, торговцы, конкуренты и пр. Также факторы могут оказывать разное влияние на работу компании и итоги ее деятельности. Например, есть положительные и отрицательные факторы. Первые дают возможности развития, вторые — тормозят его, создавая помехи и угрозы. Факторы бывают прямыми и косвенными, контролируемыми и неподконтрольными.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 русскоязычная часть Среда социальная совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. Влияние или воздействие на чтолибо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздействия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят.
Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяются не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к С. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного.
Две крайние формы проявления С. Под макросредой понимают общую С. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов.
Социальная среда и ее влияние на индивидуальное сознание и поведение Седельников С. Москва Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий. Первое философски обобщенное изображение структуры такоо поведения дал два века назад И. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности, - это автономия. Слово "автономия" имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны буквально , автономия - это "самозаконность".
Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как "не убий", "не укради", и т. Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся: социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; социально-психологические особенности. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии "социальный тип личности". Сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.
Но, когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Личность в макросоциологии - это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Так же как и ролей, человек может иметь и несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе, являющегося основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое, другое главенствующее нормативное положение личности в обществе. Люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации люди отнюдь не ведут себя унифицировано, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.
Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры. Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество например, в переходные транзитивные периоды системных преобразований , тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше отрывается от навязанного "идеального" стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых социальная среда обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за "примерное поведение". В противоположность макросоциологическому взгляду "сверху вниз" микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс социализации, и процедура "встраивания" личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматривается преимущественно через призму ролевых концепций. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. Линтона не интересует, как человек осваивает роль и как к ней относится.
Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Особый интерес вызывает макросоциологическая интерпретация Э. Дюркгеймом ранее не проявленных сторон взаимосвязи личности и социума. Еще в 1911 году на Международном философском конгрессе в Болонье в своем докладе "Ценностные и реальные суждения", исследователь высказал, по-крайней мере, два крайне перспективных предположения. Во-первых, общество толкает или обязывает индивида, возвысится над самим собой; оно же обеспечивает ему средства для этого. Это силы коллективные, естественные и хотя и являются целиком нравственными, близки тем, которые действуют в остальной части вселенной. Элементы, из которых они созданы, заимствованы у реальности, но скомбинированы по-новому. Будучи предоставлен самому себе, индивид никогда не мог бы извлечь из себя материалы, необходимые для подобной конструкции. Во-вторых, идеал воспринимается как безличный, парящий над отдельными волями, которые он приводит в движение. Если бы он был продуктом индивидуального разума, то откуда бы могла у него появиться эта безличность?
Может быть, из безличного характера человеческого разума? Не потому ли разумы сливаются до такой степени, что они происходят из одного и того же источника, из общего разума? Определение предметно-проблемного поля такого рода принципиальных вопросов должно проводиться, с нашей точки зрения, в контексте современного состояния знания не только большинства гуманитарных, но и естественных наук. Историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми. В современной литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
М, 2012 Хромова И.
Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А. Кравченко, Б. Певцовой Обществознание.
В Финуниверситете назвали города с самой благоприятной социальной средой
Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. Социальная среда – это условия, в которых происходят социальные процессы и взаимодействия людей друг с другом. В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро и микро) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность. Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой.
В Финуниверситете назвали города с самой благоприятной социальной средой
это окружение, в котором человек живет и общается с другими людьми. семью, трудовую, учебную и др. группы. Большая перемена Новости социальной сферы. Поддержка ветеранов Социальная среда Фонд стремится укреплять связь поколений и сохранять в каждом память об истории страны и её нее. Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.
Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
Поведенческие особенности людей отдельных социальных групп обусловливают распространение многочисленных социальных опасностей: шантажа, мошенничества, разбоя, бандитизма, террора, взятия заложников, наркомании, алкоголизма, курения, венерических заболеваний, СПИДа и т. Шантаж— преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться каких-либо выгод. Шантаж как опасность оказывает крайне отрицательное воздействие на нервную систему подвергающегося ему человека. Мошенничество— преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Человек, ставший жертвой мошенничества, испытывает сильные психофизиологические потрясения.
Разбой— преступление, заключающееся в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенном с насилием или угрозой, опасном для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению. Бандитизм —это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях. Террор —физическое насилие вплоть до физического уничтожения.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Самосознание как «я — концепция» Одним из основных показателей личностного развития является развитие самосознания, которое можно определить как образ себя и отношение к себе. В отечественной психологической литературе можно встретить множество исследований посвящённой проблеме Самосознания. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отечественной психологии как Б. Ананьев, , А. Леонтьев, С.
В зарубежной литературе также имеется множество исследований Самосознания. Этой проблематикой занимались Джеймс, Роджерс. В зарубежной литературе Самосознание понимается как «Я-концепция»- результат процесса самопознания и самоотношения, то есть совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс в качествеве ядра личности рассматривал Я-концепцию, представленной динамикой соотношния Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории личности является категория самооценки, однако, ее формирование не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки, дилемма — принять оценку окружающих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс называет органическим оценочным процессом, так как источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма, у Роджерса развитие личности определяется врожденной тенденцией, социальная среда лишь играет роль внешнего чуждого природе человека фактора давления. Роджерсу опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные процессы. Изменение поведения происходит как результат перестройки представлений о себе. Потребность в положительной оценке, согласно Роджерсу, вместе с развитием личности с возрастом становится все более необходимой, в результате чего человек испытывает потребность в одобрении и уважении других людей, причем больше, чем в удовлетворении потребностей своего организма.
На почве уважения возникает и самоуважение, которое тоже становится важной потребностью человека. Самосознание — это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Основная функция самосознания личности — сделать для личности доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта — толчок к самосознанию. Рубинштейн: Самосознание — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития, в ходе которого человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл и тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать в ней то, что подлинно значимо. Умение не только найти средства для решения задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать куда в жизни идти и зачем это драгоценное и редкое свойство мудрость. Формирование самосознания идет в общении.
Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека. Благодаря Самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относится к себе. По своей генетической основе это ситуации собственной индивидной природной сущности. Субъективно Самосознание выражается в переживании чувства Я, которое является неотъемлемым компонентом любых действий выполняемых человеком в соответствующих ситуациях. Социальная среда и личность Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми... Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «... Самосознание является своеобразным ядром, центром ,высшей инстанцией и духовной основой личности. Леонтьев считал, что первое развитие происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я кризис Я сам. Второе рождение — в подростковом возрасте с развитием рефлексии двусторонний процесс — как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие , выделение себя из окружающего мира — это путь к развитию Самосознания. Базовый компонент Самосознания — самооценка.
Первая самооценка у ребенка эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная — знания о самом себе, и дальше поведенческая.
Они подвигают его к социуму — общности, которая объединена культурой, условиями жизни. Каждый человек подвергается социализации, т. Изучением всего этого занимается социология, необходимая для познания общества в целом, его отдельных элементов, составляющих, закономерностей развития и деятельности Уделяется внимание зависимости личности от окружения, например, различию в поведении подростка дома и среди сверстников Определение понятия в психологии и философии Определение социальной среды бывает разнообразным, учитывая научную сферу, для которой его формулируют. В психологии этим термином принято описывать все то, что может окружать человека, влиять на его развитие, обретение места в обществе. Поэтому в педагогике преподают обществознание, чтобы ознакомить детей с данным понятием, помочь им определиться со своим предназначением в социальном обществе. Таким образом, роль педагогики возрастает с каждым годом в целях поиска путей совершенствования социальной среды, поскольку это одна из важнейших составляющих в формировании личности человека. Познавая разнообразные воспитательные приемы, педагогика способствует развитию общества, формированию правильного взаимодействия человека с окружающей средой. Существует такое направление науки, как социальная философия, где социальной средой принято называть содержание, состав, развитие общества, его жизнедеятельность и значимость. Здесь рассматривается термин социальной экологии — совокупности отраслей науки, сосредоточенных на связи разных социальных групп с природной средой.
Обитание человека в природе, как бы он с ней ни взаимодействовал, не может вытеснить природных закономерностей. Общество не властно над природой Компоненты социальной среды Социальная среда, как мы уже отметили, — это культурный и психологический климат. Он создается самими людьми как осознанно, так и не осознанно, но всегда остается в жизни человека, так как без такого климата невозможно осознавать самого себя и свой опыт в обществе, свое место в системе социальных коммуникаций. В рамках социального взаимодействия люди оказывают влияние друг на друга как непосредственно, так и благодаря средствам материального, энергетического или информационного воздействия. Такое воздействие состоит из нескольких элементов: Экономическая обеспеченность, которая должна соответствовать выработанным обществом эталоном. Эталон этот определяется как целым обществом, так и отдельными группами — этнической, социальной. К элементам экономической обеспеченности следует отнести жилье, пищу, одежду и иные потребительские товары; Гражданские свободы — это совокупность таких свобод, как совесть, беспрепятственное волеизъявление, передвижение по территориям, место проживания, равенство перед законом; Степень уверенности в будущем, и непосредственно в завтрашнем дне. Этот элемент выражается в отсутствии или наличии страха перед такими разрушительными явлениями, как война, сложное социальное положение, экономический кризис и безработица, голод, лишение свободы и бандитизм, воровство, эпидемии, распад семьи; Моральные нормы общения и поведения индивида — о них мы чаще всего упоминаем тогда, когда определяем процессы социализации. Безусловно, основная цель социализации — это привитие человеку тех общепринятых норм и ценностей, которые будут регулировать его поведение и складывать из него личность. Сюда также следует отнести свободу самовыражения, в том числе если речь идет о трудовой и профессиональной деятельности.
Замечание 2 Таким образом, среда социализации включает в себя большое количество необходимых элементов, которые должны соответствовать интересам личности, но при этом демонстрировать ей необходимость соблюдать нормы во благо всего общества. Среда обеспечена социальным и психологическим пространственным минимумом. Это позволяет ей помогать человеку избегать негативных воздействий извне, а также избегать нервных и психических отклонений, которые в дальнейшем ведут к проявлению агрессивного и асоциального поведения. Социальная среда всегда действует в совокупности с природной средой, чтобы поддерживать оба начала человека: и биологическое, и социальное.
Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.
Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Одним из таких направлений является социальная реабилитация как процесс возвращения и приобщения людей к социальной жизни. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении.
Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Адаптация детей и подростков в социальной среде Понятие «адаптация» от лат. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. Индивид, согласно А. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности.
Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления саморегуляция, подчинение высших интересов низшим и другие. В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации: 1 гомеостатический вариант — адаптивный исход состоит в достижении равновесия; 2 гедонистический вариант — адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий; 3 прагматический вариант — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе. Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами.
Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности. Названные противоречия в проблеме неадаптивности неизбежны и неустранимы, но в них проявляются не только негативные тенденции, но и прогрессивные: это источник динамического существования индивида, его развития. Так, если цель не достигнута, то это побуждает продолжать активность в данном направлении.
Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность: в случае постоянной неудачи при попытке реализовать цель или же при наличии двух или более равнозначимых целей. В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации. Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.
Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида. Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких.
Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус. В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу потребности, цели, мотивы, установки и т.
В зависимости от структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка выделяют два основных типа адаптационного процесса: активный и пассивный. Активный тип адаптации. Для него характерна Целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми, активный поиск товарищей на основе общих интересов. Детей этого типа временные неудачи не разочаровывают, а побуждают к большей активности. Пассивный тип адаптации характеризуется некритическим, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы.
Тип адаптации существенно сказывается на социализации ребенка и усвоении им социального опыта. Исходя из типологического подхода к изучению личностных особенностей, выделяют следующие типы формирования личности и взаимодействия ее с окружающей средой: гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный. Они обуславливают избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяют эффективность адаптации ребенка к окружающей среде Э.