#купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Весовое хозяйство купцов. Весы являются одним из древнейших приборов, изобретенных человеком. В Древней Руси товары взвешивали на весах в виде равно плечного коромысла с двумя подвешенными чашечками (на одну кладут товар на другую гири). Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные.
Глава 8 Купечество
Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т.
Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император… приказывает платить хлебом или воском». В XVII в.
Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в. Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.
Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод.
Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.
Сфера деятельности русских купцов XVII в. Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов.
В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши.
Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н.
Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц.
Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове.
Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами.
Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень.
Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму.
Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани.
Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым.
Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них.
Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя.
С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани.
Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды.
Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р.
Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор.
Характерной особенностью старых купеческих родов был традиционный уклад жизни и глубокая религиозность, многие из них были старообрядцами см. В национальном сознании русских существует негативный стереотип: купец, или даже пренебрежительное купчина, — обязательно обманщик, эксплуататор, невежа, деспот в семье, неумеренный в еде и выпивке и т. Гуляньями с купеческим размахом, действительно, были известны вечера в Московском купеческом клубе, знаменитом ресторане «Яр», во время больших ярмарок. Однако с шестидесятых годов ХIХ в.
Купцы и их дети стали получать европейское образование, поддерживать деньгами науки и искусства. В эти годы в купеческой среде как меценаты и деятели культуры становятся известны: С. Мамонтов — создатель знаменитой Частной русской оперы и Абрамцевского художественного кружка; С. Морозов, который поддерживал материально Московский художественный театр см.
МХАТ ; П. Третьяков — создатель всемирно известной Третьяковской галереи; К. Солдатенков — знаменитый издатель и собиратель картин; С. Рябушинский — собиратель старинных русских икон; А.
Бахрушин — основатель Театрального музея. Русские купцы — герои фольклора и художественной литературы. Причем былинные и сказочные купцы, а также купцы — герои литературных произведений, написанных по фольклорным мотивам, являются, как правило, положительными образами.
Но со временем они могли выкупить свою свободу и продолжить трудиться уже по договору, как наймиты. Людские категории после монголо-татарского нашествия Структура населения на Руси значительно поменялась, начиная с XVI века. Тогда, как рассказывает Николай Павлов-Сильванский в книге «Феодализм в удельной Руси», появились такие интересные категории, как захребетники или гулящие, служилые и черные люди… Как и в случае со словом «смерд», термин «захребетник» не имел ранее негативного окраса. Так называли свободных — гулящих — людей, которые занимались ремеслом и выполняли различные работы по найму, то есть жили «за чужим хребтом» — на деньги и со стола нанимателя.
Несмотря на название, свободными считались и «черные» люди — государственные крестьяне и горожане, ранее именовавшиеся смердами. Если такой крестьянин брал у феодала деньги в долг, то он становился кабальным, то есть обязанным свой долг отработать. Из тех времен родом выражение «кабальный договор», так называлось соглашение между заемщиком и смердом-должником.
Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь.
Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил.
Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить.
Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб , своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку.
Купленая грамота , купчая , крепость. Куповаться или купляться; купиться ; купываться, быть куплену.
Купеческие гильдии: как это было в России
А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала. Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держали в ежовых рукавицах. В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах. Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене.
Купец – это кто? Русский купец
Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Настоящие купцы были настроены на основательное обустройство дела, а не на одномоментное получение прибыли. В целом изменение статуса купцов привело к увеличению числа записавшихся в это сословие, а также доходов бюджета.
Купеческие гильдии: как это было в России
Купчиха за чаем. Жалованная грамота городам 1785 г. Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения - так называемая "паспортная льгота". Для поощрения купцов было введено почетное гражданство. Сословный статус купца определял имущественный ценз. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX в.
К началу XX в. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 г. В 1722 г. Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года. До гильдейской реформы 1775 г.
Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т. Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 г. Сенат издал указ о "неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами".
А когда в 1802 году младший сын, любимый Мишенька, ушел искать счастья в Первопрестольную, отдала ему мать заветную неразменную денежку. В Москве 16-летний юноша пристроился торговать вначале ветошью, потом холстами. Скопил денег да и записался в Московской купеческой управе ,как купец третьей гильдии Михайло Ребушинский - по названию волости. В управе фамилию переврали, записали "Рябушинский". Ну а уж к концу века вся Россия знала миллионеров-промышленников - многочисленных внуков Михайлы. История о купце Хлудове. В конце XIX века купцы Хлудовы славились по всей Москве своей экстравагантностью - пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. А ведь в 1817 году, когда первый Хлудов, развеселый красавец Иван с молодой женой, перебрался в столицу из Егорьевска, был у него капитал в три пятиалтынных монеты. Еле уговорил какую-то бабку пустить их на постой в крошечный деревянный домишко на Яузе и начал присматриваться к городской жизни. Только супруга его, Меланья Захаровна, быстрее сориентировалась. Купила несколько пестрых купеческих кушаков, расшила бисером и послала мужа торговать вразнос. Дело пошло. Уже через год Иван Хлудов стоял за прилавком собственной лавочки. От купцов-клиентов отбоя не было. Особливо от купчих. Иные из них каженный божий день в лавку захаживали - якобы за новым товаром, а сами глаз не могли отвести от молодого продавца-красавца. Да и тот не стерпел, стал погуливать. Как-то домой дня три не являлся. Жена в лавочку прибежала, хотела мужу в волосья вцепиться. А у того нос, щеки, лоб медом намазаны. Меланья остолбенела: что за чушь?! Оказалось, одна из купчих, разлюбезниц Ивана, поведала тому, как ее покойный муж капитал нажил. Надо для успешного торга липовый мед заговорить: "Как пчелы роятся, так ко мне, купцу Ивану, покупатели сходятся, товар нахваливают да из рук выхватывают! А потом тем медом открытые места на лице и намазать. Меланья выслушала и захохотала: до чего бабы-то доводят - мужик умом двинулся! Да только Иван жене на прилавок показывает - товар-то и правда весь расхватали. С тех пор в роду Хлудовых присказка сложилась: "Станешь заводить кралей, ищи купчиху на меду! Однако особо искать не понадобилось. Уже Иван, опочив, оставил детям прибытнейшие лавки в гостином дворе и городских рядах. А сыновья такими миллионами ворочали, что за свой счет в родной Егорьевск железную дорогу провели. Да и в Москве много школ, больниц и домов для престарелых построили. История о Павле Третьякове. Павел Михайлович Третьяков нервно потер нос, как всегда в минуты искреннего волнения. Хочется и ту картину купить, и эту. Да и безвозмездно помогать художникам приходится. Перов вон почти в нищете живет, у Крамского жена больна, у Васильева чахотка. Где на всех денег взять?!
У моряков: торговое, купеческое судно. Григорович, Корабль «Ретвизан». Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Чехов, Остров Сахалин. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см.
Поэтому им оказывали обыкновенно радушный прием и охраняли, чтобы кто нибудь не ограбил их. Таким образом, купцы были гостями, как они у нас в старину и назывались; гостиный двор еще до сих пор напоминает нам об этой старине. Куначество Первоначально, когда только начали завязываться между народами сношения, очень важно было, чтобы попавший в среду чужого народа человек нашел себе защиту. Весь народ такой защиты не оказывал, а потому нужно было обратиться к отдельным лицам. Отдельные лица вступали в договор, чтобы защищать друг друга и давать друг другу приют, когда один приедет в область народа, к которому принадлежит другой. Они были друг для друга гостями, или, как у нас иногда говорят, кунаками. В самых древних памятниках человеческой письменности мы находим уже следы такого установления, и те же явления наблюдаем в жизни диких народов. Только у диких народов соблюдается это куначество еще очень слабо. Гостя угощают и охраняют до тех пор, пока он находится в доме, а лишь только он вышел из хижины, с ним не церемонятся иногда так же, как и со всяким другим, совершенно чужим человеком: его так же могут ограбить, как и другого. Купцы, понятно, могли появиться только тогда, когда уже куначество было довольно надежно. Только тогда им было возможно надеяться на то, что товары их не будут разграблены; а то не из чего было бы хлопотать, если бы товары легко могли пропасть для купца без всякой пользы.
Значение слова «купец»
Именно на реках возникли самые ранние русские города — так же как и греческие полисы , одновременно и крепости и центры торговли. Первые славянские например, Само [1] и русские князья, в том числе родоначальник русской династии Рюрик [2] , как и большинство людей той эпохи, были не только воинами, но и торговцами, участвовавшими в международной торговле « путь из варяг в греки » и в том числе ради этого создававшие первые города-государства. Также в это время Русь включается в международную торговлю в Евразии, систему « Великого шёлкового пути ». В это же время начинает развиваться гужевой транспорт знаменитая ямщицкая служба и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте. В XIX веке, например, известна история купца А. Второва , родоначальника купеческой династии Второвых , который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В XV веке купцам иногда поручались административные и дипломатические задачи, князья могли советоваться с купцами, которые бывали в других странах и могли предоставить о них определённые сведения.
Представляли интерес для государства и " хожения " купцов в другие страны [3]. Зачастую купцы вместо договоров использовали понятие «Слово купеческое», при его нарушении купцов исключали из гильдии. Купец Исаксон, Могилёвская губерния , 1867 год В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами.
Фактически это были рабы, которые являлись собственностью своих господ. Но со временем они могли выкупить свою свободу и продолжить трудиться уже по договору, как наймиты.
Людские категории после монголо-татарского нашествия Структура населения на Руси значительно поменялась, начиная с XVI века. Тогда, как рассказывает Николай Павлов-Сильванский в книге «Феодализм в удельной Руси», появились такие интересные категории, как захребетники или гулящие, служилые и черные люди… Как и в случае со словом «смерд», термин «захребетник» не имел ранее негативного окраса. Так называли свободных — гулящих — людей, которые занимались ремеслом и выполняли различные работы по найму, то есть жили «за чужим хребтом» — на деньги и со стола нанимателя. Несмотря на название, свободными считались и «черные» люди — государственные крестьяне и горожане, ранее именовавшиеся смердами. Если такой крестьянин брал у феодала деньги в долг, то он становился кабальным, то есть обязанным свой долг отработать.
Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов.
Торговое судно, в отличие от военного мор. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ушакова 1935-1940 ; купец 1.
Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Сферы приложения купеческих капиталов На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е — 1860-е годы появляются городские общественные банки.
В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы , и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов. Большую роль играл транспорт. Товары перемещались на большие расстояния, например, из Кяхты на ярмарку в Нижний Новгород. В середине XIX века формируются артели ямщиков, и купеческие компании по доставке грузов.
Перевозки осуществляются на подрядной основе. Товары подрядчики перевозили, как правило, только по территории своего уезда, или губернии, а на границе товар передавали следующему подрядчику. Также купеческие капиталы вкладывались в промышленное производство: бумага, ткани, стекло, вино и др. Мелкие купцы создавали небольшие заводы и мастерские по производству мыла, свечей, кожи и т. Участие купечества в общественной жизни Городовое самоуправление регулярно изменялось в XVIII—XIX веке: «Учреждение о губерниях» 1775 года , «Устав благочиния» 1782 года , «Городовое положение» 1785 года , реформа 1822 года. Существовало большое количество выборных должностей: депутаты для составления обывательских книг, депутаты квартирной комиссии, счетчики, таможенные целовальники, винные и соляные приставы, смотрители запрещенных товаров и т.
Многие купцы хотя бы один раз в жизни исполняли какую-либо общественную обязанность. В городах Сибири жило мало дворян, и практически все купцы исполняли по нескольку раз общественные обязанности [1]. Городовое положение 1870 года ввело в городах городские думы законодательный орган и управы исполнительный орган. Круг избирателей определялся имущественным цензом. Поэтому многие купцы не только получили избирательные права , но и стали избираться в гласные думы. Купцы зачастую избирались городскими головами.
Например, крупный сибирский золотопромышленник П. Кузнецов трижды избирался городским головой Красноярска. Подобные общественные должности требовали больших финансовых затрат, и купцы иногда стремились избавиться от таких должностей. Основатель красноярской династии золотопромышленников Кузнецовых — И. Кузнецов несколько раз записывался в купечество Минусинска , чтобы избежать должности головы Красноярска. Городской голова возглавлял и думу и управу.
Бюджеты городов были довольно слабыми, и городские головы часто вкладывали свои средства в развитие городов. Благотворительность В XIX веке российское купечество значительно расширило свою благотворительную деятельность. Это делалось как для получения почётного гражданства, медалей, так и с религиозными, и иными — не меркантильными целями. Так Иркутский купец Медведников Иван Логгинович вместе с женой Александрой Ксенофонтовной урождённая Сибирякова , будучи глубоко верующими людьми, более 10 миллионов рублей направили на строительство и содержание больниц, церквей, монастырей, гимназий и т. Здания, построенные на их деньги, до сих пор служат Москве и Иркутску. Средства вкладывались не только в образование, сиропитательные заведения, церковь, но и в научные экспедиции.
Например А.
Значение слова «Купец»
Купец – это представитель ремесленно-торговых обществ, занимающийся куплей-продажей товаров и услуг на рынке. Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны.
Наши услуги, которые могут быть Вам интересны
- Купеческие семьи: как это было в Российской империи?
- Значение слова «Купец»
- История русского купечества
- Купить и купец: этимологический комментарий | Пикабу
- Происхождение торговли. Купцы. Куначество
- Домен не добавлен в панели
Купеческая жизнь
Etymological Dictionary of Greek. Leiden — Boston: Brill, 2010. Orel V. Handbook of Germanic Etymology. Leiden — Boston: Brill, 2003. Pronk-Tiethoff S. The Germanic Loanwords in Proto-Slavic.
Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение — «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь. Купцами же назывались менее крупные торговцы — как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес. В пределах своего города или поселения они образовывали «цеха» — торговые союзы. Сельских обывателей на Руси называли смердами. Изначально это слово не имело негативного значения, но со временем от него произошел термин «смердеть», то есть неприятно пахнуть. Смерды были свободными людьми, хотя и находились под юрисдикцией князя, то есть платили ему налоги и обрабатывали государственную землю. Если смерд заключал договор с феодалом или землевладельцем и уходил к нему в услужение, то он становился закупом или наймитом, то есть работающим по найму.
Таким образом, крестьянское сословие начинает дифференцироваться.
Накопившие капитал крестьяне вкладывали средства в промышленность и торговлю. Некоторые крестьяне переезжали в город, открывали лавки и начинали теснить купечество. На протяжении всего XIX века купцы играли важнейшую роль в хозяйственной жизни российского общества. Сословные границы в то время были довольно подвижны. Принадлежность к купеческому сословию не передавалась по наследству. Если предприниматель не мог его заплатить, то ему приходилось выходить из купеческого сословия и приписываться к мещанам. Элиту московского купечества в конце XVIII-начале XIX формировалась в основном из самых предприимчивых крестьян-кустарей, которые успешно занимались хлопчатобумажным производством. Из среды крестьян вышли основатели широко известных в стране купеческих династий: Абрикосовых, Алексеевых, Губониных, Гучковых, Крестовниковых, Коноваловых, Найденовых, Солдатенковых, Хлудовых и других.
Это было для того, чтобы не раздражать население. Было дано указание отслеживать цены и принимать меры вплоть до административного наказания, — отмечает Игорь Фомичев. Продолжение династии. Меценатство Дело Ивана Шадрина продолжил его сын — Александр.
А люди, которые обладали определенным капиталом, с точки зрения совести перед Господом и остальными зачастую занимались благотворительностью, — говорит историк-краевед. Вообще, благотворители из царской России и современные — две разные вещи. У них совершенно разная мотивация. Мало кто сегодня занимается благотворительностью, исходя из совести… Александр Шадрин вел активную общественную деятельность.
Ратовал за развитие образования. Александр был приверженцем развития образования. Поэтому он был попечителем 1-го смешанного и Филькинского земских училищ. Кстати, Филькинское училище находилось в церкви, занимало там комнату.
Помещение для него выхлопотал Александр Шадрин, - отмечает Игорь Алексеевич. Надо же, чтобы просьбу местного населения поддержал еще училищный совет. Бывало, некоторые учебные заведения открывались, когда помещения или здания для них появлялись на средства местного предприятия или общественности - купечества и местных жителей. Тогда земство шло навстречу.
Земство могло дать учителя, которому тоже нужно где-то жить. Поэтому неудивительно, что первое время некоторые жили в помещении училища. Помимо учебных классов, там были служебные помещения, занятые под квартиры учителей. Земская больница строилась для людей, которые не работали на заводе.
Одно время там находилась инфекционная больница. Потому что добираться до здания в осеннюю и весеннюю распутицу было достаточно сложно. С 1905 по 1908 годы Александр Шадрин исполнял обязанности председателя Общественного собрания. С другой стороны, он должен был быть независимым.
Общественное собрание многое сделало. Кстати, у нас Главный проспект ныне улица Агломератчиков — прим. И не потому что Шадрин подвел светильники к своему магазину — ничего подобного. Проспект освещался на всем протяжении, включая Всехсвятскую церковь.
Это тоже сделало Общественное собрание, которое убеждало заводоуправление, что надо тратить средства, — говорит краевед. В годы Первой мировой войны в Надеждинском поселке действовал Попечительский совет о солдатских детях. Совет оказывал материальную помощь семьям воинов, погибших на фронте. Руководил деятельностью совета священник Африкан Богомолов.
В состав входили полицейский-надзиратель Н. Соловьев и купцы А. Шадрин, Ф. Шведов, Н.
Соловьев, Ф. Коробейников, П. Горшенин, А. Мельников, С.
Савинцев, Я. Велись переговоры. Африкан Богомолов, как настоятель собора, обращался именно к Александру Ивановичу Шадрину. Шла речь о сумме, о том, кто это будет делать...