Новости что такое гротеск кратко

его определение, история возникновения, особенности как художественного приема. Термин происходит от французского слова grotesque, что переводится как «причудливый» или «комичный». Гротеском как средством выразительности пользовались еще в Античности, в частности в изобразительном искусстве. Гротеск в литературе В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин. Давайте разбираться. Гротеск — это художественный прием, в основе которого лежит сочетание несочетаемого. Гротеск вносит в произведение элементы непредсказуемости, абсурдности и делает реальность похожей на сновидение. Гротеск – это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое.

Что такое Гротеск

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение тип склонения 3a по классификации А. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле иск. Название стенной живописи в римских гротах. То же, что гротескный иск. Стиль гротеск. Набрать заглавие гротеском. Толковый словарь русского языка Ушакова Д. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Произведение литературы и искусства, созданное на основе такого приёма.

Однако фантастичность, нереальность происходящего не всегда играет ключевую роль при создании гротесковых образов. Так, в «Петербургских повестях» Н. Гоголя, в отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки», фантастический элемент отодвигается на второй план. И если в повести «Портрет» он ещё силён, то в «Шинели», «Невском проспекте» и даже «Носе» уже носит характер анекдота, недостоверного слуха, городской легенды. Фантастика растворяется в городской реальности и, обрастая многочисленными вещественными деталями и подробностями, обретает правдоподобие. Продолжателем гоголевской традиции стал М. Булгаков, в его сатирических повестях гротеск, то есть фантастическое преувеличение, тоже смешивается с абсурдом окружающей действительности. Замятина, — излюбленный приём писателя.

Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы. Гипербола — это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т. В литературе гипербола — средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н.

Геометрические гротески. Первый гротеск появился в 1826 году в Англии. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания. Данные других словарей Большой толковый словарь русского языка Под ред. В сатирической графике нередко сочетается патетика и г.

Однако гротеск по сравнению сней способен доводить вещи до крайности, делая ситуацию абсурдной. Но в этой абсурдности и заключается вся суть сюжета. Основа гротеска — это контраст. Ярким примером гротеска является повесть Н. Гоголя «Нос». Человеческий орган отделяется от своего хозяина и начинает полностью самостоятельную жизнь: отправляется на работу, в собор, гуляет по Невскому проспекту. Что мы узнали?

Что такое «гротеск» и откуда произошло это слово?

Гротеск – это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. парадоксами - общества. ГРОТЕСК [тэ], а, м. В искусстве: изображение чего-н. в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Гротеск часто используется как средство выражения протеста против социальных, политических или культурных норм и ценностей. Что такое гротеск и история этого термина. Гротеск – это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Гротеск (Grotesque, Grottoesque) – тип художественного образа, являющегося контрастным смешением реальности и выдумки.

Гротеск: что это такое и каким языком говорит

Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях. Под гротеском в литературоведении понимают один из способов сатирического изображения в жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического. позднее заимствование от французского слова grotesque. Гротеск – это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Термин происходит от французского слова grotesque, что переводится как «причудливый» или «комичный». Гротеском как средством выразительности пользовались еще в Античности, в частности в изобразительном искусстве.

Гротеск - что это такое?

Подобные сочетания, как правило, имеют причудливый либо фантастический характер. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле искус. То же, что гротескный искус. Стиль г. Название одного из типографских шрифтов тип. Набрать заглавие гротеском. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.

Чуковский, «О Чехове», 1915 г. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925—1928 г.

Данные других словарей Большой толковый словарь русского языка Под ред. В сатирической графике нередко сочетается патетика и г.

Шрифт с равномерной толщиной штрихов. Г-ые образы. Г-ая роль.

Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями. Содержание Этимология Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот то есть небольшая пещера или впадина , восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры» , на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. В архитектуре Часто путают гротеск с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой.

Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, специально созданным для отвода дождевой воды от стен здания. В литературе Гротеск — в литературе одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений гротов были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые:гротеск-«форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г.

Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают. Гротеск занимает немалое значение в творчестве Мэрилина Мэнсона. Grotesque — одна из песен вымышленной дэт-метал группы Detroit Metal City. Suicide Grotesque — песня группы Comatose Vigil. Литература Sheinberg EstiИрония, сатира, пародия и гротеск в музыке Шостаковича Irony, satire, parody and the grotesque in the music of Shostakovich in English.. Wikimedia Foundation.

Термин Г. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей. Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления … Словарь литературных терминов Гротеск — франц. Практический справочник. Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле иск. Название стенной живописи в римских гротах. То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова ГРОТЕСК — французское grotesque, буквально причудливый; комичный , 1 орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы растения, животные, человеческие формы, маски.

Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле иск. Название стенной живописи в римских гротах. То же, что гротескный иск. Стиль гротеск.

Набрать заглавие гротеском. Толковый словарь русского языка Ушакова Д. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Произведение литературы и искусства, созданное на основе такого приёма.

Орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы растения, животные, фигурки людей, маски и т.

Что такое гротеск?

Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов. Геометрические гротески. Первый гротеск появился в 1826 году в Англии. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания. Данные других словарей Большой толковый словарь русского языка Под ред.

Гротеск в литературе и других видах искусства «Гротеск» — слово, имеющее несколько значений. Чаще всего о гротеске упоминают как о понятии из области литературоведения. Однако первоначально этот термин стали употреблять в архитектуре, а затем — в искусствоведении. Гротеск в искусстве Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок. Впервые это слово было употреблено в Италии в конце XV века после нахождения подземных комнат «Золотого дома» императора Нерона.

Таким образом, гротеск в истории литературы — это стиль, который объединяет элементы фантастики, комедии и ужаса. Он позволяет авторам исследовать и описывать разные аспекты человеческого бытия и является важной частью художественного наследия. Особенности жанра гротеск в литературе Основными особенностями жанра гротеск являются: 1. Карнавализация: в гротеске мотивы карнавала, маскарада и других праздников играют важную роль. Авторы гротеска свободно используют образы и символы этих праздников для создания сатирических ситуаций и комических эффектов.

Искажение реальности: гротеск часто представляет мир как искаженное зеркало реальности, где все преувеличено и перевернуто. Авторы используют эти искажения для ироничного отражения жизни и нравов социума. Черные ирония и сатира: гротеск часто содержит элементы черной иронии, где комическое сочетается со сатирой и критикой социальных явлений и поведения. Это создает эффекты смеха и шока, разоблачая глупость и лицемерие общества. Символический подтекст: гротеск использует символы и метафоры, чтобы передать глубинные идеи и понятия.

Через свою комичность и искажения, гротеск может выразить сложные закономерности и нравственные проблемы. Любовь к абсурду: гротеск иногда идет в нелогические и абсурдные ситуации, что создает комические эффекты.

Кроме того, гротеск часто символизировал несовершенство и уродливость человеческого мира.

Определение и характеристики Одна из характеристик гротеска — это его использование в целях сатиры и иронии. Он может использоваться для выражения критики и поддержки определенной идеи или концепции. Однако гротеск может также использоваться просто для создания комического эффекта или смешного настроения.

В гротеске широко используются карикатурные фигуры и преувеличенные узоры, а также эксцентричные образы и необычные персонажи. Он может быть представлен в разных формах, включая рисунки, скульптуру, литературу и музыку. Один из известных примеров гротеска — это работы художника Густава Доре, который создал серию иллюстраций к Данте Алигьери «Божественной комедии».

В его работах преобладают преувеличенные и фантастические формы, а также живописные и насыщенные детали. Характеристики гротеска: 1. Карикатурные и смешные элементы 2.

Преувеличение и усиление форм 3. Эксцентричные образы и персонажи 4. Использование в целях сатиры и иронии 5.

Широкое применение в разных формах искусства Гротеск — это мощный и выразительный стиль, который может вызывать смех, удивление и размышления. Он открывает новые возможности для художников и авторов, чтобы исследовать идеи, формы и смыслы, используя язык смеха и иронии. Язык гротеска: выражение и эмоция Гротеск может быть использован в разных видах искусства, таких как литература, живопись, театр и кино.

Он помогает авторам выразить свои мысли и идеи, создать эмоциональный контакт с аудиторией и вызвать у нее настроение или реакцию. Основные черты языка гротеска — это перекосы искажений, карикатуры и преувеличения, абсурдность и нелепость. Все это способствует созданию комического эффекта и вызывает улыбку или смех у зрителей.

Язык гротеска часто используется для выражения иронии, сатиры и сарказма. Он может использоваться для критики общественных явлений, политики или просто для создания юмористического эффекта. Важно отметить, что гротеск как язык выражения и эмоции имеет свою специфику и свои правила использования.

Он требует от авторов и художников творческого мышления и фантазии, умения играть с формами и образами.

«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём

гротеск — гротеск I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Гротеск (от французского grotesque, от итальянского Grotesko – причудливый) – художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях. Гротеск — Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Определение термина «гротеск»

Значение слова «гротеск» в 8 словарях Давайте разбираться. Гротеск — это художественный прием, в основе которого лежит сочетание несочетаемого. Гротеск вносит в произведение элементы непредсказуемости, абсурдности и делает реальность похожей на сновидение.
Что такое гротеск в литературе? Гротеск – это всегда некое отклонение от общепринятых норм, намеренная карикатура, нереальность образа или ситуации.
Что такое гротеск в литературе? Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Гротеск в литературе

Эти вопросы всё более актуальны в эпоху клонирования и креоники. Гротески Булгакова пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминая гравюры Гойи. Гротеск в зарубежной литературе Кроме уже упомянутых Аристофана и Гофмана, среди зарубежных писателей приёмом столкновения высокого и низкого пользовались Ф. Рабле, С. Брандт, Дж. В ХХ веке непревзойдённым мастером гротеска стал немецкоязычный писатель Ф.

Герой новеллы «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что стал огромным насекомым. Попробовав перевернуться на другой бок, он понимает, что больше этого не может. Любящий сын и брат, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, а теперь он оказывается ненужным. Близкие относятся к гигантской сороконожке с отвращением. Они не заходят в комнату Грегора, только сестра изредка приносит ему еду.

Постепенно отвращение к странному существу возрастает. Никто не догадывается, как «оно» страдает, слыша, как мать и отец обсуждают по вечерам возникшие проблемы. Однажды вечером сестра предлагает сыграть на пианино новым жильцам. Привлечённый звуками музыки из гостиной, герой выползает из своего убежища. Весёлая компания шокирована, выходит скандал.

Мучимый голодом, ранами и одиночеством, Грегор медленно умирает. Семья облегчённо выбрасывает из комнаты высохшее тельце насекомого.

Например, сон Татьяны Лариной А.

Пушкин «Евгений Онегин» наполнен гротескными образами чудовищ: Один в рогах с собачьей мордой. Другой с петушьей головой. Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый.

Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.

Романтический гротеск изображал человека зависимым от таинственных, потусторонних сил, реалистический же гротеск, применяя аналогичные или сходные с романтическим гротеском приёмы повествования, коренным образом изменяет их функциональное значение: в реализме они раскрывают подлинные связи между человеком и окружающим его обществом. Как и в романтизме, с героями реалистического гротеска происходят странные вещи, в их жизнь тоже вторгаются фантастические явления. Но этот фантастический сюжет даёт возможность вскрыть самые характерные признаки окружающей жизни, выявить то, что обычно ускользает от взгляда читателя, обнаружить зависимость людей от существующих социально-политических норм и установлений [6] :58,179, в то время как в романтическом гротеске нередко проявлялись религиозно- идеалистические представления авторов об окружающей действительности, и в рамках этих представлений человек зависел от божественных или дьявольских сил, а не от социального и политического устройства общества и не от сил экономических и идеологических [6] :314—315. В рамках реализма гротеск глубоко погружён в прозу жизни, в повседневный быт. Благодаря реализму произошла психологизация гротеска, в рамках которого стали воплощаться обычные, не приметные с первого взгляда душевные переживания обычных людей. Гротеск возникает в рамках стремления к крайнему обобщению, извлечению смысла явлений, времени, подчас целой эпохи, что осуществляется благодаря предельному заострению, нарушению привычных связей, созданию особого гротескного микромира, содержащего в себе самое существенное из находящихся вне его явлений [5] :51,57,59. В XX веке, помимо авторской фантастической образности например, пьесы В.

Маяковского , в произведениях, содержащих гротеск, возобновляется применение мифологических и сказочных образов. Так, М. Булгаков в « Мастере и Маргарите » продолжает гофмановскую традицию на новом материале. В пьесах Шварца актуализируется сказочная образность, сочетаясь при этом с деталями современности [7].

Например, произведения — египетская сказка об обреченном царевиче, античные мотивы гарпий, сирен. Но также с уверенностью можно сказать — впечатление гротескного не только не было задачей автора подобных произведений, но и слушателем их гротескность воспринималась в меньшей степени. В искусстве Основная статья: Гротеск в изобразительном искусстве Ренессансные гротески коллаж Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов.

Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце, римские виллы Фарнезина и Мадама. За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма. Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты, экспрессионисты, сюрреалисты. Немного истории Гротеск имеет довольно старинное происхождение. Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями. Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном.

Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения. Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском. Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск. В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же.

Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём. На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека. Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного. Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым. В сказках реальность и фантазия нередко переплетается между собой, но всё же границы остаются очевидными.

Гротескные образы с первого взгляда проявляются как абсурдные, лишённые всякого смысла. Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений. Повесть «Нос» Гоголя также считается ярким примером использования стиля в сюжете. Нос главного героя приобретает самостоятельную жизнь и отделяется от хозяина. В живописи В Средние века был характерен для народной культуры, выражавшей самобытный способ мышления. Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью. Специалисты каких областей науки обращаются к исследованию гротеска?

В институте психологии РАН работает Ольга Владимировна Шапошникова, которая вступила в науку как специалист по гротеску и создала классификацию гротеска и его разновидностей. Гротеск в русской литературе исследуют Сергей Зуфарович Иткулов, посвятивший свою работу творчеству Гоголя, в широком контексте русской литературы ХХ века рассматривает гротеск Ольга Петриашвили Татьяна Николаевна Самойленко сосредоточила внимание на гротеске в прозе Булгакова. Покуда фантазия художников создает причудливые образы, смешные и устрашающие, покуда в грубоватых народных царствует веселье, в котором скорби и горести превращаются в смешные страшилища, будут работать серьезные ученые, изучающие гротеск и его метаморфозы, — непременно серьезные ученые, потому что исследование комического само по себе не есть что-то комическое. Тот, кто хочет веселиться, всегда остается внакладе. Что такое гротеск и история этого термина Конфликт что это? В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами. Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» «причудливый, смешной».

Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» «пещера». В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий