Человеческий капитал. Общество с ограниченной ответственностью Объединенная редакция. Как страны взращивают человеческий капитал. Всемирный банк пришел к выводу, что наиболее удачных результатов добились государства, которые применили комплексный подход на пути к эффективным инвестициям в человеческий капитал. Обычно под человеческим капиталом понимают совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и других благ. Однако эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала», — Тамара Фральцова, Ректор, ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса». 17-19 апреля 2024 г. экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова провел Ломоносовские чтения на тему "Человеческий и социальный капитал России: новые вызовы и возможности".
О человеческом капитале
Если на школу и университет, вместе взятые, приходится от 15 до 20 лет жизни человека, то трудовая карьера может длиться более 40 лет. Чем сложнее выполняемая работа, тем сложнее приобретаемые навыки и тем дольше идет процесс их накопления. Врач, преподаватель или инженер учатся всю свою трудовую жизнь. Наоборот, на простой работе особо учиться нечему. Так, землекоп, работающий лопатой, мастером становится довольно быстро, но его навыки затем не прирастают, а силы и здоровье убывают.
Такая работа ценится невысоко и не обеспечивает достойного заработка и хороших условий. Это означает, что технический прогресс связан с человеческим капиталом не только тех, кто его двигает вперед, но и тех, кто его использует. Удар по технологиям Санкции и контрсанкции действуют в одном направлении: приспособление к ним ведет к более простым и старым технологиям. Тотальное импортозамещение в таких условиях означает, что вместо выпуска более сложной продукции с использованием передовых импортированных технологий мы переходим к выпуску отечественной, более простой и часто морально устаревшей.
Есть возражение: освоение производства разной продукции, которая раньше в стране не производилась, связано с приобретением новых навыков и тем самым со скачком в накоплении человеческого капитала. Это так, но это одномоментный выигрыш. После того как эти навыки приобретены, они в условиях экономической автаркии дальше не развиваются. Нужны экспорт и жесткая рыночная конкуренция, которые в складывающихся условиях отменяются.
Поэтому в долгосрочном плане тотальное импортозамещение сулит отставание и проигрыш. Когда я писал эту колонку, пришло известие об уходе Siemens из России. Технологии и оборудование этой компании играют ключевую роль в самых разных отраслях — от энергетики до медицины. Конечно, мы не пропадем и без Siemens как, впрочем, и он без нас , всегда найдется что-то на замену, пусть и не такое эффективное, менее качественное и более дорогое.
Соответственно, и человеческий капитал будет двигаться в этом направлении — адаптироваться к экономике вчерашнего дня, с которой мы собираемся двигаться в день завтрашний. А что будет с теми навыками, которые нарабатывались в досанкционной экономике?
Данная методика и алгоритм оценки являются основой авторского запатентованного программного продукта, имеющего практическое значение и применение для кадровых агентств и рекрутинговых компаний, а также кадровых управлений действующих российских предприятий. Методика может быть полезной представителям органов государственной власти федерального и регионального уровней, лицам, принимающим управленческие решения при реализации крупных национальных проектов и программ, экспертам в сфере менеджмента организации, а также специалистам, в сферу научных интересов которых входят вопросы решения проблем повышения эффективности системы управления проектами.
Сохранение нашей страной государственного суверенитета и экономической безопасности связано с эффективными структурными преобразованиями и повышением качества жизни народонаселения, что закреплено в майских указах 2018 г. Президента РФ и связано с реализацией новых национальных проектов федерального масштаба. В ткущих условиях проектное управление, как высокоэффективный инструмент реализации крупномасштабных и уникальных стратегических задач государства, требует от системы управления специальных профессиональных навыков и знаний. Актуальность темы данной работы, посвященной повышению качества обучения управленческого персонала отдельных компаний и системы проектного управления крупномасштабными национальными проектами в условиях постоянно возрастающих требований производства, внешних вызовов, угроз и неопределенности становится еще более актуальной.
Цель научного исследования — на основе систематизации накопленного зарубежного и российского опыта разработать мероприятия по совершенствованию системы обучения управленческого персонала крупных российских компаний в рамках реализации новых национальных проектов. В процессе исследования применялись такие общенаучные методы, как экономический анализ и синтез, логика, социологические опросы и анкетирование. В работе сделан вывод, что от уровня подготовленности управленческого персонала зависит зрелость и эффективность системы управления национальными проектами, а также вероятность их успешного завершения. Практическая значимость исследования заключается в оценке эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на примере крупной российской компании нефтегазового сектора экономики страны.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезными представителям органов государственной власти, специалистам в области управления персоналом, а также экспертам, в спектр профессиональных интересов которых входит решение проблем повышения эффективности системы управления новыми национальными проектами федерального значения. Сотрудники играют все более важную роль в успехе организации в цифровой экономике. Развитие цифровых технологий влечет за собой трансформацию на рынке труда. Доклад основан на результатах исследования, проведенного в 2019 году среди работодателей в Болгарии и России.
Исследование имеет цель проанализировать развитие человеческого капитала в организациях в двух развивающихся странах. Также посмотреть проблемы, стоящие перед организациями цифровой экономики связаны с персоналом. Владимирова Ц. Статья посвящена исследованию необходимых составляющих для обеспечения конкурентоспособности и развития предприятий в Российской Федерации.
Автором представлен подход, основывающийся на влиянии организационной культуры на предприятии в направлении успеха. В качестве источников для формирования высокоэффективной организационной культуры определены социальная ответственность компаний и их человеческий капитал. В ходе выполнения работы автор исследуют теоретические и практические аспекты представленных источников. Уделено внимание месту нашей страны в мире по уровню развития человеческого капитала.
Предложены направления развития организационной культуры в целях повышения эффективности деятельности предприятий в Российской Федерации. Бодрова М. В данной работе рассматривается проблематика кадрового обеспечения предприятий отраслей, относящихся к формирующемуся технологическому укладу, в их пространственной привязке в регионам функционирования в условиях существенного структурного дисбаланса отечественной экономики, и связанными с этим явлениями искажениями рынка труда, структуры спроса учащихся на будущие профессии, структуры выпуска высших и среднеспециальных учебных заведений в географическом и отраслевом разрезах, и формирования, таким образом, человеческого капитала наступающего технологического уклада как результат взаимного отсутствия доверия государства, общества и бизнеса Дробот Е. Конкурентоспособность — это способность человека или группы людей побеждать в соперничестве за экономические блага.
Человеческий капитал — воплощенная в человеке способность приносить доход. Следует различать конкурентоспособность человеческого капитала работника и конкурентоспособность самого работника на рынке труда. Первая связана с его потенциальными возможностями добиваться успеха при трудоустройстве или в служебном продвижении; вторая — с реализацией этого потенциала, которая зависит как от объективных, так и от субъективных факторов: продуктивности труда, отношения руководства, возможной дискриминация, собственного поведения.
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.
Их можно считать, но это довольно трудно. Поэтому, если исходить из того, что действительно является продуктом гражданского общества, то мы не можем сказать, каков его экономический вклад. Потому что мы считаем не вклад, а в лучшем случае затраты. А в каких экономических условиях сейчас находится третий сектор в целом? Можно ли говорить, что есть нехватка или неравномерное распределение средств? С моей точки зрения, в этом направлении деятельности деньги не главное. Здесь деньги следуют за людьми, в отличие от бизнес-проектов, когда вы не можете запустить работать бизнес-структуру, не имея средств. В секторе гражданских организаций все начинается с человеческой активности. Если есть действующие люди, то они потом, может быть, подтянут деньги. А может быть будут реализовывать свои проекты без денег. Хотя, это не значит, что у таких организаций нет денежных проблем: они однозначно бывают. Причем хочу заметить, что избыточные деньги для организации некоммерческого типа гораздо большая проблема, чем их недостаток. Потому что такого рода профицит приводит к коррозии человеческих отношений в гражданских организациях. Появляется головная боль: как эти деньги удержать, не отдать, освоить. Поэтому не деньги центральный вопрос, а люди. Кстати, про людей. Вы говорите в своих лекциях, что человеческий капитал — это важнейший актив социально-экономического развития. Как вы можете оценить людей, работающих в НКО с точки зрения качества человеческого капитала? Я попробую ответить на ваш вопрос, но сразу оговорюсь: я не знаю нынешнего состояния человеческого капитала в гражданских организациях. Подробнее Во-первых, человеческий капитал — всегда один из ключевых вопросов в России. Сейчас у нашей страны есть три актива мирового значения, если не говорить про недра: военный, территориальный и человеческий потенциал. Вот это три точки, из которых идут разные дороги в разное будущее России. Я всегда был сторонником того, что нужно делать ставку на человеческий капитал в вопросе будущего страны. Для меня это — страна умных людей, которые живут не сырьем, а умом и талантом тех, кто здесь рождается и живет. Теперь, если говорить про сектор гражданских организаций. В 80-90-е годы, когда я жил и работал в этой сфере, появлялись первые некоммерческие организации России, основателями многих НКО были люди совершенно исключительные с точки зрения их образования, кругозора, моральных качеств. Например, Людмила Михайловна Алексеева — археолог по образованию, окончила исторический факультет Московского государственного университета, а после — внесла огромный вклад в правозащиту. Людмила Алексеева. Причем один из любимых учеников. Рогинский был не только редким знатоком истории, он понимал, как исторические события влияют на смыслы в обществе. Поэтому у истока многих движений и организаций стояли люди высокообразованные. А вовлекались в их работу нередко студенты и аспиранты, то есть люди с большим потенциалом. Кто-то из этих людей остался в секторе, кто-то ушел. Поэтому не могу вам ответить на вопрос о нынешнем состоянии. Но думаю, что любые новые начинания возникают от людей исключительных. Иначе эти идеи живут относительно недолго и довольно бесславно заканчиваются. Но все же, кроме человеческого капитала важны средства для работы. Как вы оцениваете тенденцию, что сектор все чаще работает за счет средств бюджета? Опять же, мне легче говорить про свой опыт. В 90-е годы, когда мы развивали Международную конфедерацию обществ потребителей КонфОП , то хотели иметь возможность самостоятельно находить средства на работу. Например, подписка на журнал «Спрос» и консультации юристов должны были приносить деньги на деятельность организации.
«Человеческий капитал: потенциал развития России»
- Статья сенатора Анатолия Артамонова и кандидата психологических наук Светланы Симоненко
- Россия повысила рейтинг человеческого капитала за счёт образования
- Эксперты обсудили тренды в развитии человеческого капитала в России
- Человеческий потенциал как фактор экономического роста и экономической безопасности России
«Человеческий капитал страны: стратегии лидеров».
Рост капиталовложений в сектора, формирующие человеческий капитал, повышение фондовооруженности медицинских работников и увеличение расходов на НИОКР по направлению медицинских наук до уровня, соответствующего уровню развитых стран. Повышение уровня жизни населения и развитие человеческого потенциала в контексте евразийской экономической интеграции обсудят участники сессии «Евразийский диалог о рынке труда. страна возможностей" Антон Сериков назвал важным, чтобы регионы "были наполнены качественным человеческим капиталом". Формирование человеческого капитала – знания, навыки и здоровье, которые люди накапливают в течение всей жизни –имеет решающее значение для шести стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). «Человеческий капитал России сегодня не конкурентное преимущество, а конкурентный недостаток.
Человеческий капитал набирает вес
HR-саммит «Человеческий капитал страны: стратегии лидеров» прошел в Нижнем Новгороде | Согласно приводимым расчетам, в 2000–2003 годах вклад человеческого капитала в экономику страны составлял в среднем отрицательные 0,2 процентных пункта (п.п.) в год. |
Из лучших убеждений: что Путин сказал о зарплатах бюджетников и новом кабмине | Статьи | Известия | Первый, инерционный, предполагает медленное улучшение здоровья, стагнацию качества образования и небольшой вклад человеческого капитала в экономический рост (около 0,2 п.п.). Второй, целевой, предполагает инвестиции в человеческий капитал. |
Человеческий Капитал - последние новости и главные события - Вестник Кавказа | Индекс развития человеческого капитала в странах мира составлен впервые и охватывает 174 экономики. |
Человеческий потенциал как фактор экономического роста и экономической безопасности России | Например, как сообщается в монографии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, вышедшей в этом году под названием «Человеческий капитал российских профессионалов». |
Эксперт рассказал о человеческом капитале
Спецоперация на человеческом капитале | VPost media | Показатель человеческого капитала на душу населения в России вырос почти на 80% с 2000 года, однако составляет лишь одну пятую от среднего показателя по ОЭСР (около 100 тыс. долларов против 500 тыс. в постоянных ценах 2014 года). |
«Набрана сильная динамика»: Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике России | Сегодня, когда роль природных ресурсов, средств производства и иных материальных активов в обеспечении экономического роста все более ограничена, а волатильность финансовых рынков продолжает оставаться высокой, человеческий капитал — ключевая инвестиция. |
Что еще почитать
- Факторы человеческого капитала
- Начинается острая стадия всемирной борьбы за человеческий капитал
- «Человеческий капитал: потенциал развития России»
- Основная навигация
- Курсы валюты:
- «Человеческий капитал – единственный капитал, за счет которого мы можем двигаться вперед»
Человеческий капитал и роль договороспособности: как изменились НКО за 30 лет
Раздел I. исторические аспекты развития человеческого капитала. Способности и навыки работников многих развитых государств определяют место страны в мировой экономике. Основным источников повышения уровня развития человеческого капитала выступает семья. Человеческий капитал оказывал негативное воздействие на экономическое развитие России. Всемирный банк оценил индекс человеческого капитала в России в 68%, определив страну на 41-е место среди 174 стран мира. Всемирный банк оценил индекс человеческого капитала в России в 68%, определив страну на 41-е место среди 174 стран мира.
Человеческий капитал набирает вес
Индекс развития человеческого капитала в странах мира составлен впервые и охватывает 174 экономики. Мигрантов необходимо рассматривать именно в рамках этого подхода и встраивать в выработанный общий концептуальный взгляд на движение человеческого капитала в стране. Среди экономистов есть согласие по поводу того, что развитый человеческий капитал является необходимым ингредиентом экономического благополучия страны. Человеческий капитал оказывал негативное воздействие на экономическое развитие России. Обычно под человеческим капиталом понимают совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и других благ. Новости. Человеческий капитал.
Человеческий потенциал как фактор экономического роста и экономической безопасности России
Из лучших убеждений: что Путин сказал о зарплатах бюджетников и новом кабмине | Статьи | Известия | отметила министр кадровой политики Нижегородской области Екатерина Лебедева. |
IV Международный HR-саммит «Человеческий капитал страны: стратегии лидеров» | отметила министр кадровой политики Нижегородской области Екатерина Лебедева. |
Работодатели поняли, что человеческий капитал важнее средств производства - Аргументы Недели | Что такое человеческий капитал и почему его показатель выше у женщин — отвечает экономист Ростислав Капелюшников. |
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — ГЛАВНЫЙ АКТИВ ЭКОНОМИКИ | Формирование человеческого капитала – знания, навыки и здоровье, которые люди накапливают в течение всей жизни –имеет решающее значение для шести стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). |
«Человеческий капитал – единственный капитал, за счет которого мы можем двигаться вперед»
Как страны взращивают человеческий капитал. Всемирный банк пришел к выводу, что наиболее удачных результатов добились государства, которые применили комплексный подход на пути к эффективным инвестициям в человеческий капитал. Обычно под человеческим капиталом понимают совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и других благ. Среди экономистов есть согласие по поводу того, что развитый человеческий капитал является необходимым ингредиентом экономического благополучия страны. Учитывая, что стоимость человеческого капитала определяется на свободном рынке спроса и предложения, академическая среда становится одним из основных источников формирования этого капитала. Россия оказалась на 26-м месте среди 124 мировых экономик по качеству и использованию человеческого капитала, обогнав другие страны БРИКС.
Работодатели поняли, что человеческий капитал важнее средств производства
По его мнению, первым приоритетом должно стать увеличение выпуска «драйверов изменений» в экономике: исследователей и конструкторов, деятелей искусства и предпринимателей. Вторым - развитие образования. Важным условием в рамках этой задачи должны стать перестройка старшей ступени общеобразовательной школы, адаптация массового профессионального образования, расширение возможностей получения дополнительного образования детьми и взрослыми. Третий уровень приоритетов — медицина и развитие возможностей самостоятельного инвестирования в свое здоровье. Также в докладе говорится о необходимости завершить оптимизацию социального сектора: в сферах образования, здравоохранения, культуры должны сохраниться только те учреждения, те программы, которые обеспечивают видимый полезный результат. Подчеркивается важность одновременной выработки механизмов конвертации этого напряжения не в безработицу и социальную безысходность, а в мобилизацию трудовых усилий работников и в освоение ими новых востребованных квалификаций. Среди прочих приоритетов - перевод системы социальной помощи на адресную и доказательную основу, а также создание эффективных механизмов привлечения средств населения к финансированию социальной сферы.
Экономика сегодня стала человекоцентричной, без человека она не работает, - добавил Дмитрий Чернейко.
Чтобы успешно решать поставленные задачи, нам необходима четкая связь между государством и работодателями. Ключевым элементом в повышении производительности экономики является образование и профессиональная подготовка кадров. Одновременно с этим важно обеспечить равные возможности для всех участников процесса, как в получении необходимых знаний и опыта, так и доступа работодателей к уже подготовленным специалистам, - считает руководитель Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков. Кстати, Петербург в этом направлении работает и использует все доступные инструменты. По словам губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова до 17 единиц увеличено число образовательных центров на предприятиях. Город помог им с лицензиями и решением организационных вопросов. На интернет-платформе городского Центра развития и поддержки предпринимательства удалось «состыковать» 294 предприятия и 34 колледжа, что позволило отправить на практику 2 тысячи студентов.
В рамках федеральной программы «Профессионалитет» сформировано 7 образовательно-производственных кластеров. В Петербурге более чем на 3000 человек увеличены контрольные цифры приема в учреждения среднего профессионального образования на этот и следующий учебные годы. По самым важным для экономики направлениям подготовки бюджетные места увеличили кратно.
Страна — это то, что у нас есть. Если мы детей будем воспитывать так, что они будут работать на благо своей страны, то у них и не будет мысли потом уезжать за границу». Нужны и компетентные кадры — педагоги, которые смотрят в будущее. Которые способны быстро адаптироваться к изменениям, которые смогут грамотно внедрять новые технологии в образовательный процесс. И эти кадры требуются не только в столичных учебных заведениях, но и в региональных. Как исправить этот «перекос» — еще один нерешенный вопрос. Одна из ключевых проблем для современной молодежи: проблема самореализации.
У школьников нет понимания, какую профессию выбрать, чем заниматься, что изучать дальше в вузе, к чему готовиться. Отчасти это связано с тем, что сегодня в школах нет занятий по профориентации, отчасти вызвано совершенно посторонними моментами. Так, выпускники охотнее сдают обществознание, чем, скажем, физику, потому что сдать проще. Часто это подначивается самой школой, которая не хочет испортить себе средний показатель баллов за экзамены из-за того, что ученик взялся за трудный предмет и не смог — по разным причинам — набрать высокий балл. И все же есть несколько инструментов, которые открывают детям новые возможности. Например, в некоторых школах формируются волонтерские отряды, благодаря которым дети могут ближе познакомиться с некоторыми профессиями, побывать на «кухне» некоторых специальностей: пожарных, врачей. Кому-то это помогает определиться с областью, в которой хочется развиваться. Нельзя забывать и о дополнительном образовании. Школа сосредоточена на фундаментальных вещах, а допобразование дает выбор, считает ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. Знания очень быстро обновляются, мы должны учиться буквально всю жизнь.
И менеджеры должны учиться, подчеркнул Александр Стуглев, председатель правления, директор Фонда Росконгресс. И системе образования никогда не поздно учиться на своих ошибках.
Таким образом, считают авторы доклада, можно повысить эффективность мер социальной защиты бедных слоев населения. Для этого адресная поддержка должна оказываться только тем, кто реально в ней нуждается критерием нуждаемости предлагается использовать величину прожиточного минимума , а не всем гражданам, относящимся к отдельным категориям населения.
Среди предлагаемых мер — необходимость преодоления иждивенческих настроений. В этой связи реализация адресных программ должна основываться на принципе социального контракта взаимных обязательств , чтобы задействовать собственный потенциал получателей социальной помощи. Также авторы настаивают на необходимости профилактики бедности. Речь идет о том, чтобы при выделении льгот на оплату товаров и услуг лекарственные препараты, средства реабилитации, жилищные условия , использовать правила софинансирования: сумма выделяемой помощи не должна превышать половину от разницы между доходом гражданина и величиной установленного в стране уровня минимального дохода.
Все эти меры, как считают авторы, должны привести к повышению эффективности и результативности системы социальной защиты в условиях ограниченных бюджетных возможностей.
Человеческий капитал оказался вреден для экономики России
Однако эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала», — Тамара Фральцова, Ректор, ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса». Человеческий капитал оказывал негативное воздействие на экономическое развитие России. Человеческий капитал оказывал негативное воздействие на экономическое развитие России. Человеческий капитал. Общество с ограниченной ответственностью Объединенная редакция. и онлайн-форматы.
Россия повысила рейтинг человеческого капитала за счёт образования
- Telegram: Contact @capitalRossii
- Курсы валюты:
- Вклад человеческого капитала в ВВП страны стал отрицательным
- Человеческий капитал оказывал негативное воздействие на экономическое развитие России
Человеческий капитал как смысл госполитики
По словам министра кадровой политики региона Екатерины Лебедевой, с 28 по 30 сентября пленарные заседания, лекции и мастер-классы собрали 800 спикеров и экспертов из 50 регионов РФ и четырех зарубежных стран. Еще около 30 тысяч человек поучаствовали в событиях саммита в онлайн-формате — вдвое больше, чем годом ранее. Главными темами саммита стали глобальные тренды на рынке труда, проблемы трудовой миграции и трудоустройство молодежи. Исполнительный директор Корпоративного университета нижегородского облправительства Роман Воробьев отмечает, что ежегодно HR-Саммит обретает все больший размах.
Таким образом, считают авторы доклада, можно повысить эффективность мер социальной защиты бедных слоев населения. Для этого адресная поддержка должна оказываться только тем, кто реально в ней нуждается критерием нуждаемости предлагается использовать величину прожиточного минимума , а не всем гражданам, относящимся к отдельным категориям населения. Среди предлагаемых мер — необходимость преодоления иждивенческих настроений. В этой связи реализация адресных программ должна основываться на принципе социального контракта взаимных обязательств , чтобы задействовать собственный потенциал получателей социальной помощи. Также авторы настаивают на необходимости профилактики бедности. Речь идет о том, чтобы при выделении льгот на оплату товаров и услуг лекарственные препараты, средства реабилитации, жилищные условия , использовать правила софинансирования: сумма выделяемой помощи не должна превышать половину от разницы между доходом гражданина и величиной установленного в стране уровня минимального дохода. Все эти меры, как считают авторы, должны привести к повышению эффективности и результативности системы социальной защиты в условиях ограниченных бюджетных возможностей.
Индекс включает три компонента: Выживаемость. Этот компонент отражает тот факт, что ребёнку, родившемуся сегодня, необходимо дожить до момента начала накопления человеческого капитала в системе официального образования. Уровень выживаемости измеряется по данным о смертности детей в возрасте до 5 лет. Ожидаемая продолжительность обучения в школе, скорректированная на результаты обучения. Информация об объёме образования, которое ребёнок может рассчитывать получить к 18-летнему возрасту, используется в сочетании с данными о качестве, то есть, о том, чему ребёнок может научиться в школе, судя по показателям страны в международных тестированиях учебных достижений школьников. Эти данные в сочетании позволяют рассчитать ожидаемую продолжительность обучения в годах с поправкой на его качество. Благодаря корректировке на качество обучения этот компонент отражает тот факт, что дети в одних странах получают гораздо меньше знаний, чем дети в других странах, хотя и обучаются в школах в течение примерно одинакового времени. Состояние здоровья. Для оценки общей ситуации с состоянием здоровья жителей страны этот компонент использует два показателя: 1 распространённость низкорослости среди детей в возрасте до 5 лет; 2 показатель выживаемости взрослых, определяемый как доля 15-летних , которые доживут до своего 60-летия. Первый показатель отражает состояние здоровья ребёнка младшего дошкольного возраста; второй показатель используется в качестве измерителя состояния здоровья, которое ребёнок, родившийся сегодня, может иметь во взрослом возрасте.
То есть, если требуется образование вообще, в виде диплома - то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое - то только в лучших вузах. Одновременно с этим увеличивается спрос на обучение в аспирантуре и докторантуре, растет число тех, кто выбрал для себя ученую стезю. Вполне возможно, это объясняется тем, что за последнее время в России многое было сделано для повышения их доходов, и наука сегодня - вполне достойный источник благополучия. Еще одна тенденция, которая проявилась в прошедшем году, - это рост потребностей в платном обучении. Надо отметить, что россияне готовы платить за качественное образование больше, чем прежде. Сегодня приемлемая стоимость высшего образования составляет 124 тыс.
В общем, отношение россиян к образованию по-прежнему устойчиво положительное. В то же время сказать, что ситуация безоблачная, было бы неправдой.