Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры.
История в лицах
Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне мировой науки своего времени. Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 - 1755 - лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук и художеств. Академия состояла из трёх «классов». В первом - классе математических наук - ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем.
С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России. В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г.
Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в.
Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции.
Все большую роль стали играть научные общества и академии. Об их деятельности Пётр I узнал во время европейских путешествий, когда в 1697 году инкогнито впервые отправился за границу в составе Великого посольства. Тогда же молодой царь познакомился и с голландским анатомом Фредериком Рюйшем, собравшим потрясающую коллекцию анатомических препаратов. В 1717 году государь выкупил это собрание. Впоследствии оно стало частью первого российского государственного публичного музея, основанного в 1714 году. В настоящее время это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера Российской академии наук. Подробнее об истории этого интересного учреждения можно узнать из материалов отдельной цифровой коллекции Президентской библиотеки. В том же 1714 году начала свою работу первая в России общедоступная библиотека, ныне — Библиотека Академии наук. В ходе путешествия с Великим посольством будущий император свел знакомство не только с Рюйшем, но и с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц. Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции. Там он побывал во многих научных и образовательных учреждениях. В том числе, в парижской Академии наук, где самодержцу продемонстрировали новейшие достижения французской науки и техники: модели подъемных машин, химические опыты и рисунки для книг по истории искусств. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. Первым президентом учреждения стал Лаврентий Блюментрост. Его отец был уроженцем Саксонии, известным врачом, поступившим на русскую службу. Сам Лаврентий родился в Москве и тоже получил медицинское образование. Своей деятельностью Блюментрост заслужил особое доверие императора, в 1719 году он был назначен личным врачом государя.
Бестужева-Рюмина, переданного от имени России шведскому посланнику, ноты шведского короля от 30 декабря 1748 г. Бестужевым-Рюминым и С. Воронцовым, а также один документ русского посла в Швеции барона И. Всей публикации была предпослана вводная часть, написанная, очевидно, Руссе де Мисси, в которой от имени «шведского патриота» была дана доброжелательная оценка русской политики в Швеции. Елизавета Петровна называлась в этой политической публикации не иначе как «великая повелительница», «истинная благодетельница» и «истинная освободительница». О шведском же короле говорилось, что тот «вверил свои чувства недобросовестным советчикам, которые нашли способ злоупотребить ими». Вскоре появилось и «Второе письмо шведского патриота другу в Голландию», также снабженное абсолютно достоверными дипломатическими документами: оригинальными письмами императрицы, ответами шведских послов и заявлениями русских дипломатов. Заканчивалась публикация документов «Нотой камергера Панина», как бы ставившей точку в деле: в связи с тем что шведский посол в оскорбительной форме отказался принять подарок императрицы при прощальной аудиенции, русским дипломатам предписывалось впредь не брать аналогичных подарков от шведского короля. По существу, это было знаком крайнего кризиса русско-шведских дипломатических отношений. Вместе с тем повторим, в лучших традициях отечественной дипломатии, все публиковавшиеся документы «Писем шведского патриота» подтверждали миролюбие, благородство замыслов и чистосердечие российской императрицы. Отдельно в памфлете и в публикации документов подчеркивалась дипломатическая безупречность полномочного посла императрицы в Швеции барона И. Издания «Писем шведского патриота другу в Голландию» были хорошо напечатаны в Гааге, украшены заглавными буквами и виньетками. Цена, которая была заплачена через Академию Пьеру Госсу младшему за его работу, — титул почетного книгопродавца Академии наук, а также прощение долгов и оказание другой финансовой поддержки. Руссе де Мисси был отмечен более подчеркнуто — в августе 1748 г. Кроме того, чин «Советника канцелярии в ранге полковника» давал подданному российской императрицы дворянство и даже право на владение крепостными крестьянами. Но в биографии Руссета де Мисси появилась и еще одна особенность: он получил русский дипломатический и агентурный псевдоним — Иван Абраблев. Оказалось, что книга, имевшая определенное политическое и придворное значение, была подделана в Академии наук, скорее всего, по указу канцлера А. Бестужева-Рюмина и президента Академии К. Разумовского, а конкретными исполнителями были Г. Теплов, И. Тауберт и И. Шумахер, который оставался в Петербурге во время пребывания двора и президента Академии наук в Москве. Интересно, что в процессе подделки были полностью скопированы все книжные украшения оригинала и в академических мастерских даже попытались точно передать наборные орнаменты и украшения инициалов. На титульном листе были оставлены те же поддельные выходные данные «A Londres, Chez Jean Nourse», что и на гаагском издании. Все говорит о том, что копию старались сделать похожей на голландский оригинал. Для двух титульных виньеток были вырезаны две копии на деревянных досках, которые в общих чертах повторяли рисунок оригиналов, но в деталях незначительно отличались от них. Это легко увидеть, сравнивая приводимые нами образцы. Как мы уже писали, были сделаны копии инициалов и заглавных букв. Шрифты подбирались аналогичные, но не идентичные, так как таких в Петербурге просто не было. Были скопированы даже концовки, которые в голландском оригинальном издании были наборными. Вместе с тем, видимо, не было цели сделать полную подделку, так как набор и нумерация страниц немного изменены, что привело к смещению текста и увеличению общего количества страниц.
Его отец был уроженцем Саксонии, известным врачом, поступившим на русскую службу. Сам Лаврентий родился в Москве и тоже получил медицинское образование. Своей деятельностью Блюментрост заслужил особое доверие императора, в 1719 году он был назначен личным врачом государя. Помимо Академии наук, Блюментросту было поручено заведование Библиотекой и Кунсткамерой. В помощники себе он взял выходца из Эльзаса библиотекаря Иоганна-Даниэля Шумахера. В 1721 году Пётр I отправил последнего за границу для подбора научных кадров. Наиболее охотно откликались на приглашение немецкие светила. В Германии складывались неблагоприятные условия для занятия наукой — мешала раздробленность страны. Привлекали ученых и установленные академикам оклады, которые были значительно выше, чем в других европейских академиях. К началу 1724 года Блюментрост и Шумахер подготовили проект положения «Об Академии наук и Университете при ней». С ним можно ознакомиться по оцифрованной копии многотомного издания « Материалы для истории Императорской Академии наук » 1885 г , представленного в коллекции Президентской библиотеки. Пётр I пожелал, чтобы утверждение проекта Академии было сделано публично. Таким образом, император хотел подчеркнуть его важность и значение. Создание нового научного учреждения обсуждалось в начале 1724 года на заседании Сената. Председательствовал сам царь, который во время заседания вносил в документ собственноручные правки. Присутствовали и ближайшие сподвижники реформатора: князь Александр Меншиков, адмирал Фёдор Апраксин, канцлер Гавриил Головкин, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский и другие. В ходе обсуждения проект был принят. Одобренный Петром проект остался неопубликованным, поэтому не являлся официально утвержденным уставом. Однако именно он определил основы, на которых была создана и функционировала Академия наук до 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна официально утвердила « Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге ». Изначально Академия состояла из трех классов наук: первый — математический, в него входили теоретическая математика, механика, астрономия, география, навигация; второй — физический, с кафедрами теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии, ботаники; третий — гуманитарный со специальностями «красноречие и древности», «история древняя и новая», «право», «политика и этика».
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? В 1725 году публичную библиотеку передали в ведение Императорской академии наук. Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах». И в декабре 1725 года в Академии прошло торжественное публичное собрание – празднование открытия научного центра.
Новости и события Российского исторического общества
1725. Открытие Академии наук в Санкт Петербурге. Лейб-медик Л. Блюментрост в соответствии с императорским распоряжением разработал и оформил проект-положение об академии и университете. Изначально Академия наук располагалась в здании Кунсткамеры. Петербургская академия наук — принятое в литературе название высшего научного учреждения Российской империи в 1724—1917 годах[1]. Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом императора Петра I[2]. С февраля[3] (или мая[2]) 1917 года — Российская. Академия основана ещё в 1724, официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725 (опять же проверить).
Рождение академической науки в России
Корфу не в лучшем виде — снова появились большие долги. Корф смог получить от государства несколько единовременных пособий на закрытие долгов, но этого было мало. Тогда спасти академию от долгов смогла главная страсть Корфа — он продал Екатерине II свое книжное собрание из 36 тыс. Этих денег оказалось достаточно, чтобы наконец решить финансовые проблемы академии. Корф создал первые в академии наук специальные научные подразделения, учредил Российское собрание академических переводчиков и даже организовал Вторую Камчатскую экспедицию 1733—1743 под командованием Витуса Беринга. Под руководством Корфа ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию.
Он основа географический департамент, который в 1745 г. К тому же И. Корф расширил географическое многообразие иностранных членов академии и инициировал подготовку отечественных научных кадров, в числе которых был М. Его глубоко волновало образование молодого поколения: он возглавил академическую гимназию и разработал «Регламент», в котором изложил учебные планы, правила поступления и нормы поведения для учащихся. Указом Анны Иоанновны в 1740 г.
Он находился на посту президента около года, с 1740 по 1741 г. Тем не менее Бреверн стремился улучшить положение академии. Он хотел расширить штат и повысить финансирование, но Анна Иоанновна желала привести академию наук в такое состояние, «чтобы она приносила честь и славу народу», без увеличения штата и денежных средств. Карл фон Бреверн редко посещал научные собрания и мало бывал в академии, так как продолжал параллельно выполнять свои обязанности по Императорскому кабинету. В его отсутствие руководство всей научной частью взял на себя Христиан Гольдбах.
А в самой академии ничего особенно не изменилось: регулярно проходили научные заседания, продолжалась издательская деятельность, приглашались иностранные члены и проходили выборы академиков. Поддерживались международные контакты. К 1746 г. Шумахера, который пытался перехватить управление в свои руки, возмущали академиков. Поэтому возникла необходимость назначить приближенного к императрице президента.
Им стал граф Кирилл Григорьевич Разумовский, который формально возглавлял академию с 1746 по 1798 г. Граф Разумовский стал первым президентом не иностранного происхождения. При нем был утвержден первый «Регламент» академии, она получила титул «Императорская» и увеличенное финансирование. Появилась новая категория сотрудников — члены-корреспонденты академии наук. Первым стал П.
Разумовский высоко оценил научный и организаторский талант М. Ломоносова, передал под его контроль практически всю научную и учебную деятельность академии наук и всячески старался улучшить его положение в обществе. Портрет графа К. Разумовского Под руководством Разумовского расширилась издательская деятельность, вышел первый научно-популярный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие».
Но реализации этой идеи царь не дождался, в 1725 году он скончался. Его дело до конца довела Екатерина I, хотя сама она была неграмотной. Первым президентом Академии наук ещё в декабре был назначен лейб-медик Петра и Екатерины Лаврентий Блюментрост, возглавлявший её до лета 1733 года. Петербургская Академия наук или «социетет художеств и наук», как было сказано в проекте указа царя имела существенные отличия от западных образцов. Важнейшее из них — Академия создана государством.
Однако, когда Камчатская экспедиция Витуса Беринга отправилась в путь, ей поручили возвести станции и за Уралом.
С этой целью в командировку отправили естествоиспытателя Иоганна Гмелина и астронома Жозефа-Николя Делиля. Изначально наблюдения на данных станциях не были непрерывными, но, по крайней мере, они считаются одними из наиболее длительных, что дало сложить представление в XVIII веке о климате страны, которая была совсем не исследованной. В инструкции, по которой велись наблюдения, четко отмечались интервалы, метеорологические элементы и явления, подлежащие измерению и фиксации. Естествоиспытатель был инициатором организации Маннгеймского метеорологического общества. Именно оно на добровольной основе создало на территории Европы сеть из 39 метеорологических станций, среди них были три российские — в Санкт-Петербурге, Москве и Пышминском заводе, находившемся в 40 километрах от Екатеринбурга. Эти станции были оборудованы единообразными и проградуированными приборами. Данная сеть работала 12 лет. Ломоносов выдвинул новые суждения по поводу роли морей и океанов в формировании климата различных территорий стран. Изучение верхних слоев атмосферы для объяснения ее физического состояния у земной поверхности — его идея. Ученый сформулировал первую теорию электрических явлений в атмосфере, объяснив полярное сияние и молнию.
Физик разработал и создал ряд измерительных приборов: анемометр, морской воздушный барометр, который был устойчив во время толчков и качки судна, и прототип вертолета для поднятия в верхние слои атмосферы метеорологических приборов.
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Отцы-основатели академии наук: кто стоял у истоков создания РАН в XVIII в.
Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье.
В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика». Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками. Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами. Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П.
Канцлер Горчаков 1859, 25 августа Взятие Гуниба. Начало эпохи «народного самодержавия» 1891 Союз с Францией 1892—1903 Министерство С. Начало революции 1906, 6 августа Начало деятельности Государственной думы 1906—1911 Правительство П.
В 1727 г. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям или «классам» : математическому, физическому естественному и гуманитарному. Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны. В свое распоряжение она получила богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Академия имела Ботанический сад и инструментальные мастерские… Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала широкая известность таких корифеев науки, как Л. Эйлер и М. Осипов Ю. Академия наук в истории Российского государства.
Ключевые слова: наука, образование, развитие, экономика, университет, метрология. Введение События, составляющие экономическое развитие, неразрывно связаны с судьбами людей, в которые они вплетены. Современное инновационное развитие трудно представить без открытий и достижений в области фундаментальных наук: математики, химии, физики и т. Жизнь и деятельность одного из самых знаменитых российских ученых и преподавателей Санкт-Петербургского университета, Дмитрия Ивановича Менделеева, для меня стала открытием более сорока лет назад, когда я работал во Всероссийском НИИ метрологии имени Д. Менделеева главным инженером. Интерес к этому ученому я пронес через всю свою дальнейшую жизнь. Он придал импульс моим исследованиям, посвященным становлению российского образования и науки, качеству образования и неразрывно связанному с ним качеству жизни. В 2000 г. Ломоносова и тем самым расширить исследование истоков российского образования и науки. В результате нам удалось собрать уникальный материал об Академии, Университете и ученых, работавших в этих учреждениях. Цель данной статьи — описать условия, в которых происходило первоначальное становление российской науки и высшего образования, создание Российской академии наук, организация Академического университета, давшего начало деятельности Санкт-Петербургского университета. Идея Петра I: наделение Академии наук учебными функциями Создание Академии наук и художеств явилось логичным продолжением реформаторских усилий Петра I, в том числе по развитию науки и образования. В то время во Франции, Италии, Германии уже действовали свои академии наук, и император понимал необходимость появления подобного научного центра в России. Проект Академии наук и художеств, подготовленный с участием ряда зарубежных ученых, Петр I направил в Правительствующий Сенат. И 28 января 8 февраля 1724 г. Указ гласил: «Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги. А Генваря 22 дня Его Императорское Величество, будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проэкта, на котором собственною Своею рукою подписать изволил тако: на содержание оных определить доходы, которые сбираются с городов Нарвы; Дерпта, Пернова и Аренсбурга таможенных и ли-центных, 24 912 рублей; и по тому Его Императорскаго Величества указу Правительствующий Сенат приказали: оные доходы собирая, содержать в рентереи, из которых отпускать в тое Академию по указам из Сената. А кроме того, ни на какие расходы не употреблять. И о том в Камер Коллегию и в Штатс Контору указы посланы... В дальнейшем этот документ именовался как Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств. Официальное открытие Петербургской академии наук и художеств состоялось, уже после смерти Петра I, 27 декабря 1725 г. Указ предписывал выполнить решение императора Петра Великого об учреждении Академии наук ради «обучения народа своего» и «для пользы Государства Российского». Как подчеркнул президент РАН Ю. Осипов, выступая на мероприятии, посвященном 275-летию Российской академии наук, «с самого начала. Деятельность Ломоносова и его последователей блестяще это подтвердила» Осипов, 1999, с. Академия состояла из собственно Академии наук и художеств, Университета, Гимназии, Библиотеки, Естественно-научного музея Кунсткамеры , а также Типографии, Астрономической обсерватории, Физического и Минералогического кабинетов, Анатомического театра, Ботанического сада, Художественных палат Инструментальной, Гравировальной и Рисовальной мастерских и других учреждений. В течение первых двух десятилетий в разное время в ее составе были созданы Географический департамент, Академии художеств собрание, Российское, Историческое и Математическое собрания. Согласно первому уставу, в Академии имелось три класса: математический, физический и гуманитарный рис. Каждый класс подразделялся на кафедры, которые занимали академики. Поскольку они же должны были читать лекции в Академическом университете, то их называли также профессорами. Указ именной, объявленный из Сената 28 января 1724 г. Его NoifiPHij -r. IHUfui nTfjan1t4. Персональный состав Академии наук и художеств, 1742 Источник: Окрепилов, В. Ломоносов в Санкт-Петербурге. Число академиков, превышая установленный первоначально штат 10-11 человек , достигало в иные годы 17 человек. Академиками первого состава были иностранцы, поэтому в каждом классе имелось по два переводчика. Идею создания Университета в составе Академии наук и художеств Петру I подсказал немецкий профессор Марбургского университета Христиан Вольф. Ученый рекомендовал уделить больше внимания образовательной функции будущей Академии: «Обыкновенный университет, где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству», — писал он российскому императору цит. В окончательном варианте проекта учреждения Академии наук и художеств Петр I наделил ее учебными функциями и включил в ее состав Университет и Гимназию. Академический университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. В Университете изучались все ведущие научные дисциплины того времени; в число обязательных дисциплин входили латынь, греческий, немецкий и французский языки, русская словесность, математика, естественные науки, история, география, рисование, логика и риторика. По подсчетам, проведенным Т. Костиной на основе изучения архивных документов, в первые восемь лет 1725-1732 можно «считать студентами Академии наук 50 человек, предполагая, что их, вероятнее всего, было больше» Костина, 2016, с. В первые годы деятельности Университета обучение юношества было возложено на иностранных академиков, которые часто брали с собой в Петербург уже подготовленных студентов, называвшихся адъюнктами. Адъюнкт являлся помощником академика, имел право вести самостоятельную научную работу и присутствовать на заседаниях Академического собрания. К 1729 г. Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение. Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Головиным» Смагина, 2000, с. В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли Окрепилов, 2007. Кроме того, в 2016 г. Эйлера, М. Ломоносова и Д. Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016. Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку. В сентябре 1734 г. По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М.
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года
– Российскую Академию наук считают преемницей Академии наук, созданной Петром Великим. Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году.
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания | Телеканал Санкт-Петербург | Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год. |
Президентская библиотека — ко Дню российской науки | Официальным днём открытия императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г. (7 января 1726 г.), когда Екатерина I устроила торжественный приём академикам. |
Кто возглавлял Академию наук в России
Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошёл он к этому вопросу со всей своей скрупулёзностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. Штат Академии наук в 1726 году составлял всего 11 профессоров, и все они были иностранцы. Сегодня Российская Академия Наук объединяет под своим крылом тысячи учёных, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной.
Этот документ не был утвержден в связи с кончиной императора в 1725 году, но продолжал выполнять функции академического устава до принятия в 1747 году "Регламента Академии наук". Академия не получила автономию, а правом избирать своих членов была наделена только в 1803 году. Назначение президента Академии наук главой Российской империи было закреплено в ее первом уставе, утвержденном в 1747 году Елизаветой Петровной. Согласно уставу 1836 года, президент академии избирался и определялся "непосредственно его императорским величеством из особ первых четырех классов" кандидаты должны были иметь чин действительного тайного советника I класса, действительного тайного советника, тайного советника или действительного статского советника. Первым президентом Академии наук стал Лаврентий Блюментрост. Он был назначен 3 декабря 20 ноября по старому стилю 1725 года указом императрицы Екатерина I "О заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Л. Блюментрост возглавлял Академию наук восемь лет - до июля 1733 года.
Во время его президентства были заложены основы организационного устройства академии.
Она была сформирована по образцу западноевропейских академий и первоначально делилась на три класса отделения : — математика, астрономия с географией и навигацией, механика; — физика, анатомия, химия, ботаника; — красноречие, древности, история, право. Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов.
Ломоносовым в 1748 году , анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография. При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Регламент Академии был утверждён в 1747 году.
Первым президентом назначен Л. Первые академики АН математик Я.
Все они старались исполнить завет Петра Великого: «Через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть…». На выставке представлено около 40 изданий, посвящённых жизни и научной деятельности президентов и директоров Академии наук за 300 лет её истории.
Сподвижница Великой Екатерины. Очерки о жизни и деятельности директора Петербургской Академии наук княгини Е. Дашковой Санкт-Петербург, 2006 ; Императорская Академия наук на пути обновления в 1801—1885 гг. Исторические очерки Санкт- Петербург, 2021 ; Басаргина Е.
Очерки истории Москва, 2008 ; Российская Академия наук. История и современность. Краткий очерк Москва, 1999 ;. Золотов Ю.
Выборы в Академию наук Москва, 2011.